О судьбе графини Марии Тарновской и участи её поклонников.

Влюбить по-русски

О судьбе графини Марии Тарновской и участи её поклонников

Лев Лурье, Венеция, 19.11.2012

графиня Тарновская Мария Николавена

В центральном венецианском квартале Сан-Марко в доме под номером 2497 располагается гостиница "Ада", а внизу - популярный в городе бар «Тарновска». Назван он в честь киевлянки, графини Марии Николаевны Тарновской, которая сто лет тому назад заставила говорить о себе весь мир. Эта сенсационная история началась с преступления, не вызвавшего поначалу особого интереса.

В 1910 году Россия — в центре внимания мировой прессы. Бежит из Ясной Поляны и умирает на станции Астапово Лев Толстой. В Париже с невероятным успехом проходят гастроли "Русские сезоны" Сергея Дягилева. И, наконец, "Казо руссо" в Венеции — судебный процесс над русскими, собравший сотни репортеров со всех концов света. Даже для многочисленных случайных туристов он стал главным аттракционом венецианской ранней весны. Больше, чем голуби на площади святого Марка, львы у ратуши и дом Шейлока.

Венецианские судьи подробно рассматривают быт и нравы российской элиты Серебряного века. На скамье подсудимых — сын пермского губернатора, известный московский адвокат и русская графиня, в предках у которой — Мария Стюарт.

Графиня Мария Николаевна О"Рурк (по мужу — Тарновская) происходит из древнего ирландского рода. Её прадед отправился в Россию служить императрице Елизавете Петровне. Елизавета официально признала за ним титул "ирландского графа". Графиня О"Рурк — стройная рыжеволосая, с голубыми глазами девица, что называется, кровь с молоком; с юности она привлекала внимание мужчин. Поклонники говорили, что у Тарновской опьяняющие глаза и тициановский цвет волос, что она обаятельная и смелая, то, что в Америке называется tomboy (женщина с манерами мужчин).


Мария Николаевна О"Рурк

В 17 лет Мария окончила Полтавский институт благородных девиц (где ее прозвали demivierge, то есть полудевственницей). Демивиержками в те годы называли девиц, которые, оставаясь физически девственными, познали тайны плотской любви.


Портрет В.В. Тарновского, 1860-е годы.

В последних классах института Мария обнаружила: в неё без памяти влюблен красавец и богач Василий Тарновский — самый модный жених Киева. Поклонник, как и его избранница, происходил из знатного, хорошо известного на Украине рода. Васюк Тарновский — неслужащий дворянин 22 лет. По слухам, его ожидает огромное наследство, но пока живёт на полном родительском содержании. Обе семьи - как жениха, так и невесты - были категорически против свадьбы, но никакие предрассудки и увещевания родителей не могли сравниться с чарами самой Марии. Молодые тайно обвенчались, а потом были благополучно прощены родителями. В браке в 1897 году у них родился сын Василий, а через два года - дочь Татьяна.

Любимый десерт Марии Николаевны состоял из клубники в эфире, она колола себе морфин позолоченным шприцем и пила одуряющий абсент — спирт, настоянный на полыни. Ничто не мешало веселью супругов — великосветская дама графиня Мария Тарновская родила сына прямо в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов.

Младший брат Василия, ученик реального училища Петр, в 17 лет повесился. Многие считали: Петр ушел из жизни из-за своей прекрасной невестки. Разрываясь между братом и невесткой, Петр предпочел самоубийство.

Поклонников Мария предпочитала искать среди бретеров. Как будто хотела принудить мужа к смертельной дуэли. Или погибнет, или отправится на каторгу. Тарновскому (человеку добродушному и даже трусоватому) пришлось драться на шпагах с любовником жены Павлом Голенищевым-Кутузовым-Толстым. Впрочем, обошлось царапинами. Потом появился Стефан Боржевский — с ним Тарновская жила в имении, пока муж находился в Киеве.

Как-то Тарновская пригласила мужа и любовника на ужин в ресторан "Гранд-отеля". Когда Боржевский, выйдя провожать Марию Николаевну, у подъезда гостиницы на глазах мужа наклонился к ней и поцеловал, Василий Васильевич достал пистолет. Пуля попала в заднюю часть шеи Боржевского, но сонной артерии не задела.

Пока муж находился под домашним арестом и следствием, Мария Николаевна горя не знала. У неё новый поклонник, барон Владимир Шталь. Ради неё он бросил жену. Шталь пригласил Марию Николаевну провести месяц в Крыму, та согласилась. Стефан Боржевский тоже отправился долечиваться в Ялту. Но через несколько дней у него поднялся жар, и он вскоре умер. Характерно восклицание Тарновской в часовне, где находился труп Боржевского: "Скорее его похоронили бы, а то он ужасно воняет!"

Она объяснила Шталю: взаимность стоит дорого. Барон был готов купить ее любовь. Шталь застраховал свою жизнь в пользу Тарновской и через два дня застрелился в Киеве у анатомического театра.

Между тем Василия Тарновского судят за убийство Боржевского. Самой Марии Николаевны на суде не было. Все же остальные свидетели, по существу, выступили на стороне Василия Васильевича. Тарновского оправдали. Марию Николаевну ославили на всю Россию.


Адвакат Донат Прилуков

В круг многочисленных светских знакомых графини входил Донат Прилуков, московский присяжный поверенный, специалист по коммерческим и гражданским делам. Женат; супруга — милая, серьезная, любящая женщина; трое детей.

В 1906 году на Рождество Прилуков получил письмо из Киева от Тарновской не на домашний адрес, а в контору. В нем она неожиданно признавалась адвокату в любви. Какое-то время Прилуков жил на два дома. Для любовницы он снял особняк Чижиковой на Садовой-Кудринской. Но как ни крепился московский адвокат, в конце концов его, как и всех мужчин Тарновской, что называется, понесло. Как-то на глазах у всей светской Москвы Прилуков по её приказу даже прыгнул из театральной ложи на сцену прямо во время спектакля.

Тарновская с её любовью к роскоши стоила Прилукову в среднем 4 тысячи рублей в месяц. Адвокат постепенно принялся залезать в клиентские деньги. В конце концов похитил 80 тысяч, доверенных ему клиентами, бежал с Марией в Алжир. Скоро и деньги Доната Прилукова закончились.

граф Павел Комаровский

За границей Тарновская неожиданно встретила своих старинных приятелей — графа Павла и графиню Эмилию Комаровских. Эмилия тяжело болела. Быстро оценив обстановку, Мария Николаевна Тарновская стала любовницей мужу и сестрой милосердия больной жене. Вскоре Эмилия Комаровская ушла в мир иной. Уже потом, когда Тарновскую арестовали, родственники Эмилии Комаровской заподозрили неладное и потребовали эксгумации тела. Но итальянская юстиция, ведшая дело Тарновской, не была заинтересована в затягивании следствия.

Павел Комаровский нигде не служил и занимался благородными дворянскими делами: организатор съезда российских пожарных, любитель искусств, жертвователь в Орловский губернский музей, владелец большой библиотеки.

На следующий день после смерти жены граф Комаровский сделал Марии Николаевне официальное предложение. Тарновская обещала связать свою судьбу с графом сразу после развода с Василием Васильевичем. И они отправились в Орел.


Николай Наумов

В городе было мало людей круга Комаровского, разве что Николай Наумов — его младший приятель, в некотором смысле ученик. Потомственный дворянин, сын пермского губернатора, из старой дворянской семьи, его двоюродный дед — Иван Тургенев. Это элегантный молодой человек 24 лет. Он пьет абсент, переводит Бодлера, словом, декадент. Николай Наумов влюбился в Тарновскую немедленно и страстно. Он даже написал поэму в честь графини, где клялся быть ей верным до гроба.

Представив Марию Николаевну родственникам, Комаровский отправился в Венецию, чтобы купить там палаццо, где собирался поселить любимую. Она же задержалась в Орле. Зря графиня времени не теряла. Вскоре Наумов стал очередным и самым преданным сексуальным рабом госпожи Тарновской. Она проделывала над ним разнообразные эксперименты: тушила папиросы об его кожу, заставила наколоть свои инициалы в качестве татуировки, стегала плетью, ездила на нём, как на лошади. А Наумова это приводило в восторг.

Между тем Тарновская осмотрелась в Орле, и мысль о браке с Комаровским стала казаться ей не такой уж привлекательной. Имение графа выглядело запущенным и было обременено долгами. И граф вовсе не был так баснословно богат, как ей казалось. Никакой приязни к нему она не испытывала и начала понимать, что ввязалась в дурацкую историю.

Комаровская с верным Прилуковым обговорили подробности и начали действовать. Необходимо было обобрать Комаровского, а затем убить его так, чтобы не вызвать подозрений.

Мария Николаевна объяснила графу Комаровскому: бракоразводный процесс затягивается. Положение её двусмысленно. В случае если с графом что-нибудь случится, она останется одна без детей, без родины и без состояния. Павел Евграфович отдал Тарновской 80 тысяч рублей; составил страховой полис на её имя на полмиллиона франков и завещал ей все движимое и недвижимое имущество. Мария Николаевна настояла на том, чтобы в договор о страховке вписали пункт о том, что все деньги она сможет получить и в случае насильственной смерти графа. С этого момента судьба графа Комаровского была решена.

План заключался в том, чтобы использовать Наумова как зомби-убийцу. Скорее всего, Наумову удастся бежать с места преступления. Но и будь он словлен, убийство сочтут преступлением из ревности, он не выдаст Тарновскую и отбудет недолгий тюремный срок.

4 сентября 1907 года. Венеция. Квартира графа Павла Комаровского. Молодой человек в коричневой шляпе и сером пальто звонит в дверь ранним утром. Хозяин еще не вставал ото сна. Открывает горничная — итальянка. Через несколько минут граф в халате выходит к незнакомцу в прихожую. По словам горничной, Комаровский явно знал визитера, был удивлен, но обрадован. Пытался обнять молодого человека. Она вышла. В этот момент из передней раздались один за другим четыре выстрела. Когда туда вбежала она и другие слуги, то увидели лежащего в луже крови Комаровского и склонившегося над ним посетителя, который плакал. Они решили, что произошел несчастный случай. Тут молодой человек встал, открыл входную дверь и убежал на улицу.

Тяжелораненого графа доставили на санитарной гондоле в венецианскую больницу. Раны его поначалу казались несмертельными, но он потерял много крови. В больнице Комаровский составил завещание на имя Тарновской, он отдал ей все состояние. Завещание заканчивалось так: "Прошу браслет и письма Марии Николаевны положить ко мне в гроб". На вторые сутки после ранения и операции по извлечению пули Комаровскому сделали в больнице промывание желудка. Оно привело к внутреннему кровотечению и смерти.

Уже через несколько часов после покушения Наумова задержали и доставили в полицию Вероны. Там он зарыдал и дал исчерпывающие признательные показания. На следующий день после покушения австрийская полиция задержала в венской гостинице Доната Прилукова. Прямо в поезде, идущем в Вену, арестовали Марию Тарновскую и её горничную Элизу Перье.

Следствие тянулось два с половиной года, показания обвиняемых и свидетелей необходимо было перевести с русского на итальянский. Допросили 250 свидетелей, привлекли 22 эксперта, из них 9 психиатров. Результатом работы итальянской юстиции стали 34 увесистых тома на трёх языках: русском, итальянском и французском. И только 4 марта 1910 года в Венеции начался суд над Николаем Наумовым, Марией Тарновской, Донатом Прилуковым и Элизой Перье.


Kарабинер сопровождает М. Тарновскую в суд. Венеция.

Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»). Настолько разителен был диссонанс между её историей преступницы и ангельской внешностью. Корреспонденты гадали, устоят ли присяжные заседатели перед чарами подсудимой. Охрану в тюрьме меняли ежедневно, боясь, что Тарновская обольстит стражей.

Во время судебного процесса в Венеции Мария Николаевна говорила адвокату: «В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слёзы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я в самом деле авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают?.. Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура…»

В суде Марии пришлось пережить ещё одно предательство. Прилуков (будучи хорошим адвокатом, но и отменным подлецом) валил всю вину на свою любовницу, упирая на её гипнотические способности.


Не было сколько-нибудь известной в мире газеты, которая не аккредитовала бы на процессе своего корреспондента. Репортажи из Венеции всю весну увеличивали тираж и "Нью-Йорк таймс", и "Матэн", и "Русского слова". В зале суда — художник Эдгар Дега, великая французская актриса Режан. Но и те, кто не попал в зал суда, простые венецианцы, страстно интересовались происходящим. Тарновская вызвала всеобщее возмущение, её называли "проклятая богом". На фасаде дома, где был убит Комаровский, появился лозунг "Тарновскую — на галеры!»

20 мая суд закончился. Перье оправдали. Наумов приговорен к 3 годам 4 месяцам тюрьмы, Тарновская — к 8 годам 4 месяцам, Прилуков — к 10 годам. Кара могла быть и более суровой, но обвиняемым вменили не убийство, а лишь покушение, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.

В защиту её выступил один-единственный человек - врач. Он осмотрел женщину и сказал, что её нужно не судить, а лечить и её поведение - следствие болезни. Но тогда врача подняли на смех. Тем не менее, Мария запомнила своего защитника. После освобождения она разыскала его и отблагодарила.

Суд над Тарновской — повод для обсуждения "жгучих вопросов": психоанализ, мазохизм, загадочная славянская душа и русские нравы в целом. Комаровские, Тарновские, Наумовы, Прилуковы — таков правящий класс России перед грядущей революцией.

В Италии Марию Николаевну не забывали никогда: несколько раз переиздавался роман Анны Виванти "Цирцея", Висконти и Антониони собирались снимать о графине кино с Роми Шнайдер в главной роли. А теперь вот на первом этаже палаццо Маурогонато с видом на знаменитую барочную церковь Санта-Мария дель Джильо "Русскому делу" посвящен целый музей.


графиня Тарновская Мария Николаевна

Графиня выходит из тюрьмы 10 июня 1915 года и продолжает жить в Италии. После Октябрьской революции, когда её владения были конфискованы большевиками, она отправляется во Францию, где в 1921 году обвораживает одного американского офицера затем они вместе едут в Южную Америку в Аргентину. Она пережила двух любовников и мужа (умерли ли они естественной смертью, мы не знаем), получила в наследство меховую торговлю и умерла в 1949 году в Санта-Фе.

Полная версия в книге:

Отрывок из книги (21 стр.) в электронном виде: http://bookz.ru/authors/lev-lur_e/hi6nici_920/1-hi6nici_920.html

P.S. И всё же, чтобы разобраться в хитросплетениях жизни Марии Николаевны и её окружения, стоит прочитать книгу. Данный отрывок довольно сумбурен и вносит много неясностей в её деле.

Эпоха, безусловно, накладывает отпечаток на все: на характеры людей, поступки и явления. Даже на преступления. В эпоху модерна, которую мы в России именуем еще и «серебряным веком», даже уголовные дела иной раз имели привкус декаданса и отличались особым, почти поэтическим шиком.

Вот лишь одна картинка нравов того времени: весна 1910 года, Венеция. В черной гондоле в сопровождении карабинеров проплывает дама в трауре, под черной вуалью. Из толпы, теснящейся на узких тротуарах и горбатых мостиках, раздаются проклятия и летят розы. Она равнодушна и к тому и к другому, молча и надменно смотрит на темную воду каналов. Когда гондола причалит, она обопрется на руку карабинера и легко скользнет в здание суда. Чтобы занять место на скамье подсудимых, в стальной клетке.

Это – роковая женщина, «черный ангел», «черная вдова» (как только не называли ее в прессе!) киевлянка Мария Тарновская.

Что же привело тридцатитрехлетнюю аристократку из Российской империи на скамью подсудимых в Венеции?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, с того времени, как в 1877 году в семье графа Николая О’Рурка родилась дочка, которую назвали Марией. Начало ее жизни тоже было вполне в духе декаданса – ее отец был потомком древней династии ирландских королей. Его предки обосновались в России еще в XVII веке, однако к моменту рождения Марии от былого блеска в семье остались разве что легенды о величии рода и истории о честной службе О’Рурков русским государям.

Мария росла красавицей. Она была стройной и голубоглазой, имела тициановский цвет волос, но еще больше, чем ее красота, пленял поклонников ее нрав. Мария была смелой и решительной барышней, и манеры ее имели ощутимый аромат испорченности. Не случайно в полтавском институте благородных девиц, который она окончила в 17 лет, ее прозвали «демивиержкой». Это французское словечко означает «полудевственница», так называли девиц, которые храня физическую девственность, уже познали многое из того, что именуется плотской любовью.

В 18 лет Мария тайно обвенчалась с Василием Тарновским, сыном известного и очень богатого промышленника. Тайно, поскольку родители и жениха и невесты были против этого брака. Граф О’Рурк презирал нуворишей Тарновских, те, в свою очередь, считали, что девушка из обедневшей семьи не пара их сыну, наследнику миллионного состояния. Однако, молодые поставили родителей перед фактом.

Первые годы брака прошли в одуряюще-веселой атмосфере. Мария Тарновская обожала клубнику в эфире, колола себе морфин золотым шприцом, и, как вся богема в ту пору пила абсент – спирт, настоянный на полыни. В общем, сплошной декаданс. Даже своего первенца она родила в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов.

Все рухнуло, когда у старика Тарновского начались финансовые неурядицы. Семье пришлось ограничивать себя в средствах. Начались скандалы. И тогда Мария влюбила в себя своего шурина Петра Тарновского, брата мужа. Влюбила, разбила сердце и… подтолкнула к самоубийству. Василию достались в наследство деньги брата, и веселье можно было продолжать.

Василий и Мария Тарновские уехали за границу, и вот тут в семье начался серьезный разлад. Мария опасно заболела. И пока она лежала в номере гостиницы, ее муж предавался кутежам и веселью, нисколько не заботясь о супруге. Больше того, однажды она слышала, как Василий спросил у доктора, когда уже она умрет? Вероятно, поэтому Мария и выжила. Просто назло всем, и в первую очередь – мужу.

Вернувшись домой, Мария, чтобы отомстить, начала изменять супругу, причем, так явно, что ее просто перестали принимать в приличных домах. Любовники сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, однако, в их подборе была система: романы Мария Тарновская заводила исключительно с бретерами, надеясь, что муж вынужден будет драться с одним из них на дуэли. И тогда он либо оставит ее вдовой, либо пойдет на каторгу. Оба варианта устраивали ее в равной мере. Надеждам этим, однако, не суждено было сбыться. Василию приходилось драться, однажды он даже слегка ранил своего противника, но суд присяжных оправдал его.

Параллельно с романами Мария устраивала свои материальные дела. Один из ее любовников застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу Марии, а затем совершил самоубийство, к которому подтолкнула его именно наша роковая красавица.

Наконец, она развелась с мужем. Дело о разводе вел известный адвокат Прилуков. Он влюбился в Марию, бросил семью, украл деньги клиентов и уехал с ней за границу. Парочка умчалась в Алжир, ведь только экзотические страны могут служить настоящим фоном для декадентской страсти!

Скоро деньги у Прилукова кончились, и Марии вновь пришлось задуматься о пополнении бюджета. На свою беду в Алжире в это время отдыхал богатый вдовец, граф Комаровский. Разумеется, он влюбился в Марию, и, разумеется, поддавшись на ее уговоры, застраховал свою жизнь в ее пользу. Бедняга, видимо, даже не догадывался, что таким образом он сам подписывает себе смертный приговор.

Комаровский намеревался жениться на Марии. Вернувшись в Россию, он представил ее своей родне, и поехал в Венецию, чтобы купить там палаццо, достойное своей королевы.

В это время в жизни Марии возникает Николай Наумов. Дворянин, родственник Тургенева, Николай был декадентом до мозга костей: он писал мрачные стихи о смерти и пил абсент.

Николай сделался не просто любовником «черной вдовы», но ее сексуальным рабом. Она подвергала его изощренным издевательствам и даже пыткам: тушила о его кожу сигареты, стегала плетью. Николай был в восторге от этого.

Именно этого несчастного молодого человека Мария Тарновская готовила в качестве орудия убийства. Она наговорила ему, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Разумеется, молодой человек отправился в Италию, в Венецию, чтобы там убить Комаровского. Сразу после убийства Наумов должен был скрыться в Швейцарии.

Мария, которая приехала в Венецию на несколько дней позже, надеялась получить, таким образом, страховку и заодно избавиться от надоевшего поклонника.

Однако, все пошло не совсем так, как планировалось. Наумов явился во дворец Комаровского и выстрелил в него с мелодраматическими словами: «Вы не должны жениться на графине!». Однако, старик не умер сразу, а Наумову не удалось бежать. Началось следствие, в ходе которого Наумов узнал о страховке и том, что деньги в итоге надеялись прибрать к рукам Мария Тарновская и Прилуков. И тогда он признался, что убийство спровоцировано ею, фам-фаталь, «черной вдовой».

Так на скамье подсудимых в Венеции оказались трое подданных Российской империи: Тарновская, Прилуков и Наумов.

Про Марию Тарновскую в Венеции ходили самые невероятные слухи. Говорили, что из-за любви к ней покончили с собой четырнадцать мужчин. Карабинеров, охранявших ее в тюрьме, меняли ежедневно, опасаясь, как бы они не попали под действие ее чар, и не устроили ей побег. На заседания суда по этому процессу набивался полный зал публики, такого аншлага не знали даже прославленные театры.

Тарновскую осудили на 8 лет, ее незадачливым поклонникам дали меньшие сроки. Впрочем, всего срока «черная вдова» не отсидела. Оказавшись на свободе в 1915 году, она вышла замуж за американского офицера, которого очень быстро сменила на миллионера из Аргентины.

Перебравшись в Латинскую Америку, Мария наконец-то угомонилась. Она умерла в 1944 году, в статусе почтенной матери семейства, в окружении детей и внуков.

Знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти должен был снять фильм «Смерть в Венеции», но не этот, ставший классикой, а совершенно другой. И главной героиней в нем должна была стать русская женщина.


В конце прошлого года в Италии отмечали столетие со дня рождения классика мирового кино, Лукино Висконти. Как полагается - ретроспективы по телевидению, юбилейные статьи, публикации. Вышла к юбилею и книга Alessandro Bencivenni. Luchino Visconti , в издательстве Il Castorо («Бобер»). Книга эта оказалась ценным подарком любителям киномузы. В архивах римского института имени Антонио Грамши, в особом личном фонде Лукино Висконти была обнаружена и опубликована рукопись, которую прежде считали утраченной. Это рукопись сценария: с названием «Смерть в Венеции», но не имевшего никакого отношения к другому фильму Висконти, по новелле Томаса Манна. Ее подзаголовок гласит: «Процесс Марии Тарновской».


Сценарий, в соавторстве с другой легендой кино, Микеладжело Антониони, и еще двумя друзьями, был написан в далеком 1946-м году, в соответствии с контрактом, который Висконти заключил с промышленником Риккардо Гуалино - я недавно рассказывал о нем и о его проекте построить Новый Петербург: после падения фашизма и окончании ссылки неугомонный Гуалино пробовал свои силы как кинопродюсер.


Само создание сценария превратилось в легенду. Маэстро сдал на несколько месяцев свой римский дом, а сам заперся в гостинице, чтобы ничего ему не мешало писать о Тарновской. Это должен был быть его второй фильм, после успешного «Наваждения».


Кто же такая Мария Николаевна Тарновская , и почему Лукино задумал о ней фильм, увы, не реализованный?


Ровно сто лет тому назад имя Тарновской гремело по всему миру. В 1907 году один из ее любовников убил в Венеции ее другого мужчину, официального жениха, а преступный план был разработан, с корыстной целью, ее третьим любовником. Тарновскую и двух ее сообщников судили в Венеции. Вот краткое резюме, но эта увлекательная история заслуживает более подробного рассказа.


Процесс Тарновской стал мировой сенсацией, ее биография была переведена на все важнейшие европейские языки, ее фотографии и портреты переполняли иллюстрированные журналы, о Тарновский написаны книги, невероятное множество статей. На театральных сценах ставились пьесы из ее жизни, а в 1917-м году о ней поставили первый, немой еще фильм «Цирцея».


Тарновская, девичья фамилия, О’Рурк, дочь графа Николая Морицевича О"Рурка, чьи предки состояли в родстве с королями Стюартами, родилась в 1877 года в Киеве. В семье, а, затем, и в обществе ее прозвали Манюней. Манюня вышла замуж за Василия Тарновского, семейное прозвание Васюк - за сына известного киевского мецената и коллекционера. Но дела мецената Тарновского-старшего пришли в упадок, молодая пара лишилась прежних финансовых возможностей. Васюк стал пить и гулять, а Манюня обратила взоры на других мужчин, добивавшихся ее благосклонности.


Супруги окунулись в бесчисленные романы, а Марию вскоре перестали принимать в приличных домах Киева.


Манюня стала хлопотать о разводе, поручив ведение дела знакомому адвокату - москвичу Донату Прилукову.


Обремененный семьей человек, имевший обширную практику, Прилуков влюбился в Тарновскую, бросил жену и детей, пробовал даже отравиться, но, в конце концов, уехал с Манюней за границу. Около 80 тысяч рублей, доверенных ему клиентами, дали им возможность несколько месяцев пожить на широкую ногу, но деньги быстро иссякли.


Прилуков вместе с Тарновской разработал план преступления.


Манюня посчитала свою очередную курортную жертву - графа Павла Комаровского - достаточно богатым человеком, и заинтересовалась им, узнав, что граф овдовел. По просьбе Манюни влюбленный в нее Комаровский застраховал свою жизнь в ее пользу на 500 тысяч франков.


Тот же незадачливый граф познакомил Манюню со своим молодым другом - губернским секретарем Николаем Наумовым. Неуравновешенный, склонный к выпивке и всецело подпавший под влияние Тарновской, 23- летний Наумов стал орудием в разработанном плане убийства своего старшего приятеля Комаровского.


Тот отдыхал в Венеции. Однажды Наумов появился в его доме, представившись другом хозяина. Когда Комаровский вышел навстречу гостю, Наумов выстрелил в него в упор со словами: «Вы не должны жениться на графине!». Комаровский не погиб сразу, и обливаясь кровью, спросил у Наумова: «Что я вам сделал плохого?» Потом они плакали вместе, обнявшись, и когда прибежали слуги, они подумали, что Комаровский пытался покончить жизнь самоубийством, а его юный друг пытался остановить.


Арестованный киллер узнал от следователей, в первую очередь, от петербургского сыщика Филиппова об истинных мотивах убийства, и сознался, назвав имя заказчицы. Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене, при попытке получить деньги убитого Комаровского по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка швейцарка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи.


Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов. Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»).


Тарновская защищалась изобретательно, изображая себя игрушкой в хитросплетениях чужих страстей. Вот ее слова:


В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слезы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я, в самом деле, авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают? Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура.


Рассказывали, что во время судебного процесса в Венеции ежедневно меняли карабинеров, сопровождавших графиню в суд - из боязни, что и на них подействует магия «Черного ангела».


Приведем цитату из тогдашней хроники: «Необычайно высокого роста, худощавая, элегантно одетая, с благородными чертами лица и сверкавшими жизнью, невероятно живыми глазами, всегда смеющаяся, кокетливая, находчивая и разговорчивая даже в тяжелые минуты. Муж был ее рабом, как и все окружающие, сама она была рабою своей страсти к роскоши, удовольствиям, а, следовательно, и деньгам».


Суд не поддался на уловки обвиняемых и их адвокатов - от наказания освободили лишь одну швейцарку Перье. Тарновскую же осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но подсудимых признали виновными не в убийстве, а в покушении на убийство, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.


В те годы Игорь Северянин написал сонет «Тарновская»:


По подвигам, по рыцарским сердцам,
Змея, голубка, кошечка, романтик, -
Она томилась с детства. В прейскуранте
Стереотипов нет ее мечтам
Названья и цены. К ее устам
Льнут ровные «заставки». Но - отстаньте! -
Вот как- то не сказалось. В бриллианте
Есть место электрическим огням.
О, внешний сверк на хрупости мизинца!
Ты не привлек властительного принца:
Поработитель медлил. И змея
В романтика и в кошечку с голубкой
Вонзала жало. Расцвела преступкой,
От электрических ядов, - не моя!.. -
Тарновская.


Что касается дальнейшей судьбы Марии Николаевны, то, согласно легенде, в нее будто бы заочно влюбился некий миллионер, и после того как она отбыла наказание, женился на ней и увез в Америку. Я применил все возможные рычаги и инструменты, поднял на ноги специалистов по русской диаспоре, но пока следов Тарновской, после освобождения из венецианской тюрьмы, не нашел.


Самой известной книгой о Тарновской стал роман «Цирцея», писательницы Анны Виванти. Именно по этому роману потом сняли и немой фильм. В 1970-х годах итальянский государственный телеканал RAI снял телефильм. В России не так давно вышел целый цикл ретро- детективов под общим названием «Преступление в стиле модерн», посвященный расследованиям петербургского сыщика Владимира Филиппова. Сюжет о Тарновской назывался «Убийство в Венеции». В этом перечне не хватает фильма Висконти.


Несостоявшаяся картина была призвана стать важной вехой в истории кино. Напомню, что его собирались делать 60 лет тому назад, с воистину новаторским приемом - об одном и том же убийстве должны были рассказать, совершенно по разному, три разных персонажа - сама Тарновская, киллер Наумов и адвокат Прилуков.


Фильм так и не сняли: вроде бы из-за интриг вокруг главной женской роли. Теперь можно прочитать сценарий и вновь подивиться воистину драматичной истории. Жаль, конечно - благодаря гениальному Висконти, роковая киевлянка стала бы одним из мифов XX столетия, а теперь одним русским мифом на Западе меньше.

Эпоха, безусловно, накладывает отпечаток на все: на характеры людей, поступки и явления.

Даже на преступления. В эпоху модерна, которую мы в России именуем еще и «серебряным веком», даже уголовные дела иной раз имели привкус декаданса и отличались особым, почти поэтическим шиком.Вот лишь одна картинка нравов того времени: весна 1910 года, Венеция. В черной гондоле в сопровождении карабинеров проплывает дама в трауре, под черной вуалью. Из толпы, теснящейся на узких тротуарах и горбатых мостиках, раздаются проклятия и летят розы.Она равнодушна и к тому и к другому, молча и надменно смотрит на темную воду каналов. Когда гондола причалит, она обопрется на руку карабинера и легко скользнет в здание суда. Чтобы занять место на скамье подсудимых, в стальной клетке. Это – роковая женщина, «черный ангел», «черная вдова» (как только не называли ее в прессе!) киевлянка Мария Тарновская. Что же привело тридцатитрехлетнюю аристократку из Российской империи на скамью подсудимых в Венеции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, с того времени, как в 1877 году в семье графа Николая О’Рурка родилась дочка, которую назвали Марией. Начало ее жизни тоже было вполне в духе декаданса – ее отец был потомком древней династии ирландских королей. Его предки обосновались в России еще в XVII веке, однако к моменту рождения Марии от былого блеска в семье остались разве что легенды о величии рода и истории о честной службе О’Рурков русским государям.Мария росла красавицей. Она была стройной и голубоглазой, имела тициановский цвет волос, но еще больше, чем ее красота, пленял поклонников ее нрав. Мария была смелой и решительной барышней, и манеры ее имели ощутимый аромат испорченности. Не случайно в полтавском институте благородных девиц, который она окончила в 17 лет, ее прозвали «демивиержкой». Это французское словечко означает «полудевственница», так называли девиц, которые храня физическую девственность, уже познали многое из того, что именуется плотской любовью. В 18 лет Мария тайно обвенчалась с Василием Тарновским, сыном известного и очень богатого промышленника. Тайно, поскольку родители и жениха и невесты были против этого брака. Граф О’Рурк презирал нуворишей Тарновских, те, в свою очередь, считали, что девушка из обедневшей семьи не пара их сыну, наследнику миллионного состояния. Однако, молодые поставили родителей перед фактом. Первые годы брака прошли в одуряюще-веселой атмосфере. Мария Тарновская обожала клубнику в эфире, колола себе морфин золотым шприцом, и, как вся богема в ту пору пила абсент – спирт, настоянный на полыни. В общем, сплошной декаданс. Даже своего первенца она родила в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов. Все рухнуло, когда у старика Тарновского начались финансовые неурядицы. Семье пришлось ограничивать себя в средствах. Начались скандалы. И тогда Мария влюбила в себя своего шурина Петра Тарновского, брата мужа. Влюбила, разбила сердце и… подтолкнула к самоубийству. Василию достались в наследство деньги брата, и веселье можно было продолжать. Василий и Мария Тарновские уехали за границу, и вот тут в семье начался серьезный разлад. Мария опасно заболела. И пока она лежала в номере гостиницы, ее муж предавался кутежам и веселью, нисколько не заботясь о супруге. Больше того, однажды она слышала, как Василий спросил у доктора, когда уже она умрет? Вероятно, поэтому Мария и выжила. Просто назло всем, и в первую очередь – мужу. Вернувшись домой, Мария, чтобы отомстить, начала изменять супругу, причем, так явно, что ее просто перестали принимать в приличных домах.Любовники сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, однако, в их подборе была система: романы Мария Тарновская заводила исключительно с бретерами, надеясь, что муж вынужден будет драться с одним из них на дуэли. И тогда он либо оставит ее вдовой, либо пойдет на каторгу. Оба варианта устраивали ее в равной мере. Надеждам этим, однако, не суждено было сбыться. Василию приходилось драться, однажды он даже слегка ранил своего противника, но суд присяжных оправдал его. Параллельно с романами Мария устраивала свои материальные дела. Один из ее любовников застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу Марии, а затем совершил самоубийство, к которому подтолкнула его именно наша роковая красавица. Наконец, она развелась с мужем. Дело о разводе вел известный адвокат Прилуков. Он влюбился в Марию, бросил семью, украл деньги клиентов и уехал с ней за границу. Парочка умчалась в Алжир, ведь только экзотические страны могут служить настоящим фоном для декадентской страсти! Скоро деньги у Прилукова кончились, и Марии вновь пришлось задуматься о пополнении бюджета. На свою беду в Алжире в это время отдыхал богатый вдовец, граф Комаровский. Разумеется, он влюбился в Марию, и, разумеется, поддавшись на ее уговоры, застраховал свою жизнь в ее пользу. Бедняга, видимо, даже не догадывался, что таким образом он сам подписывает себе смертный приговор. Комаровский намеревался жениться на Марии.Вернувшись в Россию, он представил ее своей родне, и поехал в Венецию, чтобы купить там палаццо, достойное своей королевы. В это время в жизни Марии возникает Николай Наумов. Дворянин, родственник Тургенева, Николай был декадентом до мозга костей: он писал мрачные стихи о смерти и пил абсент. Николай сделался не просто любовником «черной вдовы», но ее сексуальным рабом. Она подвергала его изощренным издевательствам и даже пыткам: тушила о его кожу сигареты, стегала плетью. Николай был в восторге от этого. Именно этого несчастного молодого человека Мария Тарновская готовила в качестве орудия убийства. Она наговорила ему, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Разумеется, молодой человек отправился в Италию, в Венецию, чтобы там убить Комаровского. Сразу после убийства Наумов должен был скрыться в Швейцарии. Мария, которая приехала в Венецию на несколько дней позже, надеялась получить, таким образом, страховку и заодно избавиться от надоевшего поклонника. Однако, все пошло не совсем так, как планировалось. Наумов явился во дворец Комаровского и выстрелил в него с мелодраматическими словами: «Вы не должны жениться на графине!». Однако, старик не умер сразу, а Наумову не удалось бежать.Началось следствие, в ходе которого Наумов узнал о страховке и том, что деньги в итоге надеялись прибрать к рукам Мария Тарновская и Прилуков. И тогда он признался, что убийство спровоцировано ею, фам-фаталь, «черной вдовой». Так на скамье подсудимых в Венеции оказались трое подданных Российской империи: Тарновская, Прилуков и Наумов. Про Марию Тарновскую в Венеции ходили самые невероятные слухи. Говорили, что из-за любви к ней покончили с собой четырнадцать мужчин. Карабинеров, охранявших ее в тюрьме, меняли ежедневно, опасаясь, как бы они не попали под действие ее чар, и не устроили ей побег. На заседания суда по этому процессу набивался полный зал публики, такого аншлага не знали даже прославленные театры. Тарновскую осудили на 8 лет, ее незадачливым поклонникам дали меньшие сроки. Впрочем, всего срока «черная вдова» не отсидела. Оказавшись на свободе в 1915 году, она вышла замуж за американского офицера, которого очень быстро сменила на миллионера из Аргентины. Перебравшись в Латинскую Америку, Мария наконец-то угомонилась. Она умерла в 1944 году, в статусе почтенной матери семейства, в окружении детей и внуков.

Эпоха, безусловно, накладывает отпечаток на все: на характеры людей, поступки и явления. Даже на преступления. В эпоху модерна, которую мы в России именуем еще и «серебряным веком», даже уголовные дела иной раз имели привкус декаданса и отличались особым, почти поэтическим шиком.

Вот лишь одна картинка нравов того времени: весна 1910 года, Венеция. В черной гондоле в сопровождении карабинеров проплывает дама в трауре, под черной вуалью. Из толпы, теснящейся на узких тротуарах и горбатых мостиках, раздаются проклятия и летят розы. Она равнодушна и к тому и к другому, молча и надменно смотрит на темную воду каналов. Когда гондола причалит, она обопрется на руку карабинера и легко скользнет в здание суда. Чтобы занять место на скамье подсудимых, в стальной клетке. Это – роковая женщина, «черный ангел», «черная вдова» (как только не называли ее в прессе!) киевлянка Мария Тарновская. Что же привело тридцатитрехлетнюю аристократку из Российской империи на скамью подсудимых в Венеции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, с того времени, как в 1877 году в семье графа Николая О’Рурка родилась дочка, которую назвали Марией. Начало ее жизни тоже было вполне в духе декаданса – ее отец был потомком древней династии ирландских королей. Его предки обосновались в России еще в XVII веке, однако к моменту рождения Марии от былого блеска в семье остались разве что легенды о величии рода и истории о честной службе О’Рурков русским государям.
Мария росла красавицей. Она была стройной и голубоглазой, имела тициановский цвет волос, но еще больше, чем ее красота, пленял поклонников ее нрав. Мария была смелой и решительной барышней, и манеры ее имели ощутимый аромат испорченности. Не случайно в полтавском институте благородных девиц, который она окончила в 17 лет, ее прозвали «демивиержкой». Это французское словечко означает «полудевственница», так называли девиц, которые храня физическую девственность, уже познали многое из того, что именуется плотской любовью. В 18 лет Мария тайно обвенчалась с Василием Тарновским, сыном известного и очень богатого промышленника. Тайно, поскольку родители и жениха и невесты были против этого брака. Граф О’Рурк презирал нуворишей Тарновских, те, в свою очередь, считали, что из обедневшей семьи не пара их сыну, наследнику миллионного состояния. Однако, молодые поставили родителей перед фактом. Первые годы брака прошли в одуряюще-веселой атмосфере. Мария Тарновская обожала клубнику в эфире, колола себе морфин золотым шприцом, и, как вся богема в ту пору пила абсент – спирт, настоянный на полыни. В общем, сплошной декаданс. Даже своего первенца она родила в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов. Все рухнуло, когда у старика Тарновского начались финансовые неурядицы. Семье пришлось ограничивать себя в средствах. Начались скандалы. И тогда Мария влюбила в себя своего шурина Петра Тарновского, брата мужа. Влюбила, разбила сердце и… подтолкнула к самоубийству. Василию достались в наследство деньги брата, и веселье можно было продолжать. Василий и Мария Тарновские уехали за границу, и вот тут в семье начался серьезный разлад. Мария опасно заболела. И пока она лежала в номере гостиницы, ее муж предавался кутежам и веселью, нисколько не заботясь о супруге. Больше того, однажды она слышала, как Василий спросил у доктора, когда уже она умрет? Вероятно, поэтому Мария и выжила. Просто назло всем, и в первую очередь – мужу. Вернувшись домой, Мария, чтобы отомстить, начала изменять супругу, причем, так явно, что ее просто перестали принимать в приличных домах.
Любовники сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, однако, в их подборе была система: романы Мария Тарновская заводила исключительно с бретерами, надеясь, что муж вынужден будет драться с одним из них на дуэли. И тогда он либо оставит ее вдовой, либо пойдет на каторгу. Оба варианта устраивали ее в равной мере. Надеждам этим, однако, не суждено было сбыться. Василию приходилось драться, однажды он даже слегка ранил своего противника, но суд присяжных оправдал его. Параллельно с романами Мария устраивала свои материальные дела. Один из ее любовников застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу Марии, а затем совершил самоубийство, к которому подтолкнула его именно наша роковая красавица. Наконец, она развелась с мужем. Дело о разводе вел известный адвокат Прилуков. Он влюбился в Марию, бросил семью, украл деньги клиентов и уехал с ней за границу. Парочка умчалась в Алжир, ведь только экзотические страны могут служить настоящим фоном для декадентской страсти! Скоро деньги у Прилукова кончились, и Марии вновь пришлось задуматься о пополнении бюджета. На свою беду в Алжире в это время отдыхал богатый вдовец, граф Комаровский. Разумеется, он влюбился в Марию, и, разумеется, поддавшись на ее уговоры, застраховал свою жизнь в ее пользу. Бедняга, видимо, даже не догадывался, что таким образом он сам подписывает себе смертный приговор. Комаровский намеревался жениться на Марии.
Вернувшись в Россию, он представил ее своей родне, и поехал в Венецию, чтобы купить там палаццо, достойное своей королевы. В это время в жизни Марии возникает Николай Наумов. Дворянин, родственник Тургенева, Николай был декадентом до мозга костей: он писал мрачные стихи о смерти и пил абсент. Николай сделался не просто любовником «черной вдовы», но ее сексуальным рабом. Она подвергала его изощренным издевательствам и даже пыткам: тушила о его кожу сигареты, стегала плетью. Николай был в восторге от этого. Именно этого несчастного молодого человека Мария Тарновская готовила в качестве орудия убийства. Она наговорила ему, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Разумеется, молодой человек отправился в Италию, в Венецию, чтобы там убить Комаровского. Сразу после убийства Наумов должен был скрыться в Швейцарии. Мария, которая приехала в Венецию на несколько дней позже, надеялась получить, таким образом, страховку и заодно избавиться от надоевшего поклонника. Однако, все пошло не совсем так, как планировалось. Наумов явился во дворец Комаровского и выстрелил в него с мелодраматическими словами: «Вы не должны жениться на графине!». Однако, старик не умер сразу, а Наумову не удалось бежать.
Началось следствие, в ходе которого Наумов узнал о страховке и том, что деньги в итоге надеялись прибрать к рукам Мария Тарновская и Прилуков. И тогда он признался, что убийство спровоцировано ею, фам-фаталь, «черной вдовой». Так на скамье подсудимых в Венеции оказались трое подданных Российской империи: Тарновская, Прилуков и Наумов. Про Марию Тарновскую в Венеции ходили самые невероятные слухи. Говорили, что из-за любви к ней покончили с собой четырнадцать мужчин. Карабинеров, охранявших ее в тюрьме, меняли ежедневно, опасаясь, как бы они не попали под действие ее чар, и не устроили ей побег. На заседания суда по этому процессу набивался полный зал публики, такого аншлага не знали даже прославленные театры. Тарновскую осудили на 8 лет, ее незадачливым поклонникам дали меньшие сроки. Впрочем, всего срока «черная вдова» не отсидела. Оказавшись на свободе в 1915 году, она вышла замуж за американского офицера, которого очень быстро сменила на миллионера из Аргентины. Перебравшись в Латинскую Америку, Мария наконец-то угомонилась. Она умерла в 1944 году, в статусе почтенной матери семейства, в окружении детей и внуков.