Местопребыванием международного суда оон является. Международный суд ООН: юрисдикция, состав и структура

спор безопасность международный суд

Идеи вечного мира на Земле и торжества мирных средств разрешения международных споров высказывались еще во времена глубокой древности. Историки утверждают, что один из римских цезарей помышлял даже о разоружении, что, однако стоило ему жизни. Во все времена мирные средства разрешения споров, несмотря на их ограниченный и условный характер, приносили известную пользу человечеству, поскольку они служили предотвращению военных столкновений межу государствами.

Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам Древнего Востока. В примитивном виде эта форма эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. В истории международного арбитража нового времени особое значение имел спор между США и Англией по делу о крейсере «Алабама». Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале 20 века, после первой конференции мира 1899 года, созванной по инициативе России, когда была создана Постоянная палата третейского суда (в 1902 г.).

Что касается идеи постоянного международного суда, то уже в 17 столетии в ее пользу начали высказываться некоторые писатели, например, Я.А. Каменский. Большое внимание этой идее уделяли и русские юристы-международники начиная со Стоянова. Но особое значение имеет труд Л. Комаровского о международном суде.

В этой работе впервые в мировой юридической литературе даются теоретические основания и формируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда.

Л. Комаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд, мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган. Л. Комаровский вообще осуждает идею всемирного государства, которое, по его мнению, означало бы общий застой и деспотизм.

Л. Комаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организационных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение к суду должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны совершенно исключаться все внутренние дела государств. Решение суда обязательно. Принуждение возможно, но ограничено. Во всяком случае, недопустима передача, вооруженных сил в ведение суда. Наоборот, по мнению автора, человечество должно стремиться к разоружению, которое со временем станет не только возможностью, но и обязанностью для всех государств. Выдвинутые Л. Комаровским положения об организации и деятельности международного суда позднее были использованы при организации международной юстиции.

Практически создать международный суд оказалось возможным только после первой мировой войны.

Статья 14 Статута Лиги наций, предусматривавшая такую возможность, определила и основные функции международного суда - Постоянной палаты международного правосудия. В ней указывалось: «Эта палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей».

На основании этой статьи в 1920 году Советом Лиги наций была образована специальная комиссия юристов, которая выработала проект Статута суда, одобренный в декабре того же года Советом и Ассамблеей Лиги наций. В 1921 году состоялось избрание судей - членов Постоянной палаты международного правосудия. Судьи избирались сроком на девять лет. Вначале суд состоял из одиннадцати судей и четырех заместителей, затем число судей было доведено до пятнадцати.

Обращение к палате было добровольным, но государства по своему усмотрению могли заранее принять на себя обязательную юрисдикцию Палаты по юридическим вопросам. Помимо осуществления правосудия, то есть вынесения решений по спорным делам, Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги наций.

Как замечает, Кожевников Ф.И., что членство в Лиге наций не обязывало государства принимать Статут Постоянной палаты международного правосудия. Так, СССР вступивший в Лигу наций в 1934 году, не принял, однако, участия в Постоянной палате.

Постоянная палата международного правосудия непрерывно функционировала в течении почти двадцати лет (с 1 сентября 1921 г. по февраль 1940 г.) и за это время рассмотрела 65 дел (37 дел представляют собой споры между государствами и 28 составили консультативные заключения по запросам Совета Лиги наций).

Эти дела, за редким исключением не имели особого значения для поддержания мира, ибо в основном в Палату поступали споры второстепенного характера. Заправилы Лиги наций не раз пытались использовать Палату в антисоветских целях. В этой связи интересно отметить позицию Палаты, при рассмотрении так называемого дела о Восточной Карелии. Оно приобрело характер важного прецедента в деятельности Палаты. «Дело» о Восточной Карелии возникло в результате обращения финляндского правительства в Совет Лиги наций с жалобой, в которой Советское государство обвинялось в том, что оно якобы не выполняет Юрьевского мирного договора 1920 года и не представляет «обещанной автономии» Восточной Карелии. Совет Лиги наций получив эту жалобу, немедленно занялся ее рассмотрением, хотя Советское государство не будучи членом Лиги, не принимало участия в обсуждении этого вопроса. Тогда Совет Лиги обратился к Постоянной палате международного правосудия с запросом дать консультативное заключение по этому «делу».

23 июля 1923 г. Палата приняла резолюцию, из которой следовало, что Совет Лиги не может обсуждать жалобу без согласия Советского правительства. В ней прямо отмечалось, что «в международном праве установлено, что никакое государство не может быть обязано подчинять свои споры с другими государствами посредничеству ли, третейскому ли разбирательству или же, наконец, всякому иному порядку мирного урегулирования без своего согласия. Это соглашение может быть дано однажды для всех случаев в форме свободно принятого обязательства, оно может быть, напротив, дано в одном определенном случае, помимо всяких существовавших ранее обязательств».

Таким образом, в резолюции было подтверждено, что ни международный суд, ни какой-либо другой международный орган, не имеют права рассматривать споры без согласия обеих спорящих сторон.

Деятельность Постоянной палаты международного правосудия фактически прекратилась до ликвидации Лиги наций. С 1940 года до октября 1945 года Палата не заседала. В октябре 1945 г. она собралась для того чтобы решить некоторые организационные вопросы: о судьбе своих архивов, помещений и т.п. 31 января 1946 года члены Палаты подали в отставку. Распад Лиги наций привел к формальному упразднению Палаты. Официально она перестала существовать 18 апреля 1946 года, когда состоялось специальное постановление об этом Ассамблеи Лиги наций.

История учреждения Международного Суда ООН тесно связана с историей создания самой этой организации. Вопрос о международном суде встал уже в первой половине 1944 г. в ходе дипломатических переговоров участников Московской конференции 1943 г. по вопросам создания будущей международной организации всеобщей безопасности. Дальнейшее развитие этот вопрос получил на конференции в Думбартон-Оксе, открывшейся 21 августа 1944 г. Результатом работ этой конференции явилось решение о необходимости создания Организации Объединенных Наций, с включением в число ее основных органов также Международного Суда. Глава 7 Думбартон-Оксского проекта была специально посвящена Международному Суду. Текст ее был подготовлен юридической подкомиссией под председательством американского делегата Хэкворта.

Уже на этой стадии были выработаны следующие важные положения: а) создаваемый Международный Суд является основным судебным органом Организации (п. 1); б) все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда (п. 4); в) в условия, на которых не члены Организации могут стать участниками Статута Международного Суда, определяются в каждом случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (п. 5); г) суд действует в соответствии со Статутом, прилагаемым к Уставу Организации, частью которого Статут является (п. 2).

В тот период еще не был решен важный вопрос, о том будет ли Международный Суд ООН иметь новый статус или для него будет сохранен в силе Статут Постоянной Палаты международного правосудия.

Важным этапом создания Международного Суда ООН явилась работа специального комитета юристов. Комитет работал в Вашингтоне с 9 по 20 апреля 1945 г. под председательством Хэкворта. Докладчиком комитета по вопросам Международного Суда был известный французский юрист Бадеван. В работах приняли участие представители 43 государств.

В ходе обсуждений Статута в Комитете возник ряд вопросов. Так, представитель Англии предлагал установит выдвижение кандидатов в судьи не «национальными» группами, как это было в Статуте Постоянной палаты международного правосудия, а непосредственно правительствами. Однако это предложение вызвало возражения со стороны представителей Франции, США, Канады и других. Поскольку голоса в Комитете разделились поровну (16 за и 16 против), было решено представить два текста:

  • 1) с сохранением порядка выдвижения кандидатов в судьи национальными группами и
  • 2) с предложением о выдвижении кандидатов непосредственно правительствами.

Возникли споры и по вопросу о том, обновлять ли состав суда целиком или по третям. Большинство членов комитета (26) поддержало предложение о частичном обновлении суда по третям. Комитет решил также чтобы суды избирались одновременно как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности.

Существенное расхождение возникло в Комитете по вопросу о компетенции суда. Большинство представителей склонялись к тому, чтобы была установлена обязательная компетенция суда. Однако эта позиция натолкнулась на решительное противодействие ряда государств, высказавшихся за сохранение того порядка, который имел место в Постоянной палате международного правосудия, иначе говоря, за предоставление Международному Суду лишь факультативной компетенции. Это предложение было выдвинуто представителем Советского Союза и поддержано рядом государств (США, Англией, Францией, Голландией и др.). В результате было решено представить на рассмотрение конференции в Сан-Франциско оба предложения.

Оживленную дискуссию в Комитете вызвал также вопрос о том, споры какого характера, то есть правовые или любые, государства имеют право передавать в суд. 21 голосом против 9 было решено не вносить в Статут указания, что имеются ввиду лишь споры правового характера.

Комитет же решил вопрос о том, сохранять ли Постоянную палату международного правосудия, пересмотрев лишь ее Статут, или считать создаваемый Международный Суд новым судом, что должно было повлечь ликвидацию Постоянной палаты. Представитель Советского Союза решительно выступил за второе решение, то есть за учреждение нового суда, и в связи с этим за упразднение Постоянной палаты.

По предложению представителя СССР Комитет согласился с тем, что суд обязан предоставить сторонам право пользоваться в судоговорении любым другим языком помимо официальных языков - английского и французского.

На Сан-Францисской конференции вопросами Международного Суда занимался Комитет 4-1, который заседал с 4 мая по 14 июня 1945 г. В Комитете были согласованы все основные положения Статута Международного Суда. Положительно были решены принципиальные вопросы о факультативности компетенции суда и о том, что суд является новым органом. 4 Комиссия Сан-Францисской конференции единогласно приняла Комитетом проект Статута и соответствующих статей главы 14 Устава ООН.

Глава 14 устава ООН полностью посвящена характеристике Международного Суда ООН, определяя принципиальные направления его деятельности. Она состоит из пяти статей (ст. 92-96), содержащих в ряде мест упоминание о статуте Международного Суда.

Статут суда - неотъемлемая часть Устава ООН - был подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Он включает в себя 70 статей. 69 статей (первая статья является вводной) образует 5 глав, рассматривающих вопросы организации суда (ст. 2-33), его компетенции (ст. 34-38), судопроизводства (ст. 39-64), консультативных заключений (ст. 65-68) и поправок (ст. 69-70).

Кроме того, в соответствии со ст. 30 Статута Международного Суда, суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения ими своих функций. Он, в частности устанавливает правила судопроизводства. Регламент Международного Суда был принят 6 мая 1946 г. Он состоит из трех разделов:

  • 1) учреждение и функционирование суда (ст. 1-30),
  • 2) судопроизводство по спорным делам (ст. ст. 31-81) и 3) консультативные заключения (ст. 82-85).

Согласно ст. 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию п. 1 ст. 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала возможность организации судебного разбирательства в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров.

Устав ООН (ст. 95) не препятствует членам Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем. Такие суды могут иметь особую организацию и различную, в том числе и специальную компетенцию. Известны случаи образования иных международных судебных органов. Так, 15 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд ООН из трех лиц для рассмотрения споров между Великобританией и Францией и ливийским и итальянским правительствами. 29 января 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд для рассмотрения споров между Великобританией и правительствами Италии и Эфиопии в связи включением Эритреи в состав Эфиопии.

Учреждение Международного Суда означает, что он является новым судебным органом, а не простым продолжением Постоянной палаты международного правосудия.

Новый характер Международного Суда ООН подтвержден в решении самого суда от 26 мая 1959 г. Это решение прямо указывает на факт роспуска прежнего суда и учреждения нового суда.

Международный Суд ООН является новым и с точки зрения осуществления правосудия, так как сама основа международного правосудия - международное право - существенным образом изменилась. В своей деятельности Международный Суд не связан прецедентами, установленными практикой Постоянной палаты международного правосудия. Это не означает, что между правилами судопроизводства нового суда и процессуальными формами старого суда существует полный разрыв. Международный Суд во многом воспринимает те формы судопроизводства, которые были установлены в Постоянной палатой международного правосудия. В этом смысле следует понимать и положение ст. 92 Устава ООН о том, что Международный Суд «действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия». Таким образом, новый Статут лишь основан на прежнем, но не тождествен ему.

О Постоянной палате международного правосудия упоминается также в ст. ст. 36 и 37 Статута суда. В п. 5 ст. 36 Статута Постоянной палаты международного правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются в отношениях между участниками Статута признанием ими для себя обязательной юрисдикции Международного Суда на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными. А в ст. 37 указывается, что во всех случаях, когда действующий договор или конвенция предусматривает передачу дела суду, который должен был быть учрежден Лигой наций, или Постоянной палате международного правосудия, дело между сторонами - участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

Эти положения Статута суда имеют ввиду лишь отдельные все реже и реже встречающиеся случаи сохранения в силе некоторых юридических актов, относившихся к прежнему суду. Даже в этих случаях Международный Суд ООН ни в малейшей степени не связан с прецедентами прежнего суда, хотя Статут Международного Суда не запрещает ему принимать во внимание различного рода прецеденты.

Наконец, Международный Суд является новым и с точки зрения своего состава. Состав Постоянной палаты международного правосудия не обеспечивал представительство в суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, так, в нем не было представителя социалистической системы права. Международный Суд же обеспечивает такое представительство, так же как и других правовых систем мира.

Суд открыт для всех государств-участников Статута. Но кроме того, согласно ст. 35 Статута, суд может быть открыт и для других государств на условиях, которые определены Советом Безопасности с соблюдением особых постановлений, содержащихся в соответствующих договорах. Эти условия не могут ставить стороны в неравное положение перед судом.

Указанные условия были определены в резолюции Совета Безопасности 15 октября 1946 г. Главные из них сводятся к тому, что соответствующее государство обязано предварительно предоставить в секретариат суда текст заявления, по которому оно принимает юрисдикцию суда и обязуется добросовестно выполнять его решения, а также все обязательства, налагаемые на членов ООН согласно ст. 94 ее Устава. Такое заявление может иметь как частный, так и общий характер. В первом случае юрисдикция суда возникает в отношении уже существующих споров, во втором - имеются в виду также споры, которые могут возникнуть в будущем. Государство может принять на себя обязательную юрисдикцию суда безоговорочно или с оговорками.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.

Учрежден Уставом ООН , подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.

Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).

Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.

В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".

Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.

Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

В составе Суда 15 судей . Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

Официальные языки Суда — французский и английский.

Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ещё несколько столетий тому назад основными способами решения международных конфликтов или иных вопросов были дипломатия и война. Причём второй способ использовался значительно чаще, чем первый, из-за того, что с его помощью можно было добиться больших результатов в случае победы. Но по мере развития общества эволюционировала его правовая культура. Стало понятно, что война приносит вред как побеждённым, так и победителям. Таким образом, общество начало искать более комфортные способы решения Большим толчком к подобным размышлениям стало появление специфической правовой отрасли, которая регулировала отношения между субъектами, имевшими статус государств.

Международное право во многом помогло развить способ диалога между странами, при помощи которого можно было бы решать практически любые проблемы. Чтобы добиться реализации международно-правовых норм, создали специальные органы, которые получили статус судов. На сегодняшний день в такие суды обращается большое количество субъектов как публичного, так и частного права. В статье мы охарактеризуем и раскроем основные аспекты международных судов разной направленности.

Понятие международных судебных инстанций

Для любого рядового гражданина практически всегда остаётся загадкой вопрос о том, что такое международный суд.Вне зависимости от статуса и направленности международной судебной инстанции существует единый правовой регламент деятельности подобных органов. Интересен тот факт, что любой международный суд - это следствие определённого договора, заключённого между государствами. Учитывая данный факт и иные особенности, можно выделить единое понятие. Таким образом, международная судебная инстанция - это орган, который создаётся исключительно на основе определённого международного договора с целью решения и рассмотрения споров различного характера между государствами и в некоторых случаях частными лицами. Сегодня в мире существует масса различных судебных инстанций, каждая из которых отвечает за тот или иной сектор международного права. В статье будут представлены наиболее известные из них.

Правовой статус решений международных судов

Существует множество вопросов о том, как реализуется право международных судов.Проблема в том, что не существует единого механизма, при помощи которого решения представленных в статье инстанций использовались на национальном уровне в отдельных странах. В теории международного права выработана концепция, гласящая, что решение международного суда реализуется в рамках того договора, вследствие которого он создан. Учитывая специфику подобных организаций, представленная концепция вполне обоснованна. Таким образом, статус международного суда любой направленности регламентируется конкретным международным договором между определёнными государствами.

ООН

Одним из наиболее известных и поистине важных органов в сфере регулирования международных споров является суд ООН.

Эта инстанция была учреждена в соответствии с уставом Организации Объединённых Наций в 1945 году. Орган является одним из шести основных ведомств Организации. Согласно Уставу, он осуществляет регулирование международно-правовых споров в соответствии с принципами справедливости и разрешения конфликтов мирными способами. Международный суд ООН был во многом основан из-за Второй мировой войны, когда люди поняли весь ужас подобного рода конфликтов. Его деятельность регулируется отдельным нормативным документом организации. На сегодняшний день таковым является статут международного суда ООН.

Статус суда ООН и применяемые им

Правовой статус суда полностью зависим от нормативных документов Организации Объединённых Наций. Как правило, ее члены по совместительству являются членами международного суда. Учреждён этот орган на основе статуса Организации. В своей деятельности суд ООН пользуется значительным количеством источников международного права. Согласно статье 38 его Статута, для решения определённых правовых споров применяются следующие правовые источники:

  • конвенции, договора международно-правового характера;
  • общие принципы права, которые существуют во всех правовых системах;
  • решения отдельных специалистов, а также наиболее известные

В некоторых случаях суд может обосновывать свои решения принципами справедливости, не ограничивая себя формализированными международно-правовыми нормами.

Юрисдикция

Международный суд ООН распространяет свою юрисдикцию лишь на тех субъектов, которые дали прямое согласие на рассмотрение дела в данной инстанции. Как правило, у государств-участников ООН имеется несколько основных способов, при помощи которых они могут выразить своё желание участвовать в судебном разбирательстве под руководством международного суда. К подобным способам относятся следующие:

  1. Соглашения специального характера (стороны спора договариваются между собой о его передаче в международный суд).
  2. В некоторых договорах существуют статьи, которые изначально обязывают сторону решать все возникающие споры с другим государством в международном суде ООН.
  3. Иногда страна-участница признаёт юрисдикцию суда для себя обязательной посредством одностороннего заявления.

На основе представленных условий международный суд ООН осуществляет свою деятельность в процессе решения споров между государствами.

Международный суд по правам человека

Во многих цивилизованных государствах современности основной ценностью является, прежде всего, человек. Поэтому его права и свободы охраняются многими законодательными актами как национальной, так и международной системы права.

Но даже с учётом развитости правовой культуры населения планеты достаточно часто права человека нарушаются. С этим негативным фактором пытаются бороться, однако в некоторых случаях приходится обращаться в суд. Основным органом в данной сфере является международный суд по правам человека.Данное название является не совсем корректным, потому что орган имеет несколько иное наименование, а именно - по правам человека, основанный в 1953 году. Реализация норм суда осуществляется исключительно по отношению к странам-участникам конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Юрисдикция европейского суда по правам человека

Не является более высоким инстанционным органом, чем вся судебная система того или иного государства. Тем не менее, если взять для примера Российскую Федерацию, которая является членом Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод, то решения международного суда входят в систему национального права как обязательный элемент. При этом юридическая сила решений больше, чем нормативные акты органов национального законодательства РФ.

Что касается вопроса реализации решений международного суда по правам человека, то за всю историю существования этого органа не было случаев неисполнения его актов. В своих решениях суд вправе справедливо удовлетворить требования сторон, а также компенсировать вред, моральный ущерб и судебные издержки.

Условия для подачи жалоб в международный суд по правам человека

Чтобы суд принял жалобу к рассмотрению, она должна отвечать двум основным условиям, а именно:

  1. Жаловаться можно за нарушения только тех прав и свобод человека, которые прямо предусмотрены конвенцией. Не учитываются исключительные права, прописанные только в конституциях отдельных государств. Интересен тот факт, что некоторые свободы, перечисленные в конвенции, для многих государств-участников являются новеллой, однако данный факт не исключает ответственность за их нарушение.
  2. В соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, в суд могут поступать жалобы от физических лиц, группы физических лиц и некоммерческих организаций, которые, по их мнению, стали жертвами прямого нарушения прав.

Суд имеет статус международной организации, поэтому в него может обратиться лицо, которое не является гражданином страны-члена Совета Европы. Ещё одним важным условием для подачи жалобы на рассмотрение в суде по правам человека является тот факт, что лицо должно израсходовать все способы защиты своих прав на национальном уровне и лишь потом обращаться в международные инстанции.

Международный коммерческий арбитраж

Сегодня большое внимание уделяется международной торговле, потому что мировой рынок эволюционирует практически ежесекундно. Как и во всех иных сферах жизнедеятельности человека, в этой также возникают споры, которые необходимо каким-либо образом решать.

Для этого существует международный коммерческий арбитражный суд. Этот орган специально предназначен для рассмотрения и решения споров, возникающих непосредственно между участниками международных коммерческих сделок. В данном случае лицами или же сторонами споров могут быть организации совершенно разной принадлежности к государственным структурам. Международный коммерческий суд нужно отличать от иных инстанций, которые решают споры непосредственно между государствами.

Особенности международного арбитража

Наряду с государственными судебными органами международный коммерческий арбитражный суд является достаточно популярным способом разрешения споров между сторонами контракта, сделки и т. п. Это позволяет выделить наиболее яркие особенности представленного органа, а именно:

  1. Исполнения решений международного арбитража — это достаточно трудоёмкий и спорный момент. На сегодняшний день не существует единого механизма исполнения судебных решений международного органа, который бы реализовывался абсолютно во всех государствах. Этот негативный фактор в некоторых ситуациях даёт возможность сторонам злоупотреблять своими правами вопреки судебному решению.
  2. Международный арбитражный суд использует принцип конфиденциальности, что позволяет сторонам оставить втайне от всех свой спор.
  3. Учитывая тот факт, что арбитражное производство вполне может затянуться на годы, этот специфический вид защиты своих прав отличается большими затратами, прежде всего, на судебные издержки и иные необходимые расходы (найм консультантов, юристов и т. п.).
  4. Международный арбитражный суд - это нейтральный орган, который не будет отдавать личное предпочтение ни одной из сторон спора.

Уголовный международный суд

Важным прорывом в сфере международной юстиции стало создание международного уголовного суда. Согласно Римскому статуту (документу-учредителю органа), международный уголовный суд является инстанцией уголовной юстиции всемирного характера. В его непосредственную компетенцию входит преследование лиц, которые совершили следующие виды правонарушений: военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Статус суда

Международный уголовный суд является постоянным органом, в отличие от точечных трибуналов, которые рассматривают отдельные преступления. Помимо этого, МУС - это отдельная судебная инстанция, расположенная в Гааге. Он не входит в хотя в определённых случаях может возбуждать производства на основании представления этого органа. Рассмотрение дел производится по факту ратификации Римского статута, нормы которого на сегодняшний день действуют на территории 123 государств. Существуют такие страны, которые не вошли в число участниц статута, однако активно помогают в осуществлении деятельности международного уголовного суда и его структурных органов. К числу подобных государств относится Российская Федерация.

Заключение

В заключение следует отметить, что международная юстиция - это не только важная отрасль мирового права в целом, но ещё и большой шаг на пути развития диалога между государствами. Будем надеяться, что вскоре все важные вопросы между странами будут рассматриваться в международных органах.

Международный суд ООН - главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН - проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды - судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны "может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение" (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

28. Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он был создан в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства - члены Совета Европы. Судья Европейского суда по правам человека должен обладать всеми высокими моральными качествами, быть лицом с общепризнанным авторитетом в области права. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет, могут переизбираться. Срок полномочий судей истекает по достижении ими возраста 70 лет. Во главе Европейского суда по правам человека стоит председатель, суд избирает двух его заместителей. Судьи Европейского суда по правам человека образуют палаты, в них также избираются председатели, избирается также секретарь-канцлер Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты образуются в составе семи судей, Большая палата состоит из 17 судей. Официальные языки Европейского суда по правам человека: французский или английский.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Согласно ст. 33 Конвенции "любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником". Статья 34 Конвенции уполномочивает Суд принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней. В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб в Суд: "Суд может принимать дело к своему рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Не принимаются к рассмотрению анонимные жалобы, жалобы, которые аналогично уже рассмотрены в Суде и не содержат новых фактов, а также жалобы, уже являющиеся предметом другой процедуры международного разбирательства. Суд может объявить жалобу неприемлемой и отклонить ее.

Решения Европейского суда по правам человека носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены. Окончательное постановление Суда направляются Комитету министров, который осуществляет надзор за исполнением (ст. 46 Конвенции). В отношении потерпевшей стороны предусмотрена выплата справедливой компенсации.

Дворец мира в Гааге, где находится резиденция Международного Суда Местоположение Координаты 52°05′12″ с. ш. 4°17′44″ в. д. H G Я O L Сайт http://www.icj-cij.org

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН - Международный Суд , англ. International Court of Justice , фр. Cour internationale de Justice ) - один из шести главных органов Организации Объединённых Наций , учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Международный Суд осуществляет судебную и консультативную функции. Он функционирует в соответствии со , который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

История

Общее

Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.

Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский .

Суд является единственным из шести главных органов ООН , расположенным вне Нью-Йорка .

Статут Суда

Согласно ст. 93 Устава ООН, все государства - члены ООН являются ipso facto участниками . Статут Суда, являющийся неотъемлемой частью Устава ООН, регулирует все основные вопросы, относящиеся к образованию и деятельности Суда. Статут начинается со статьи 1 , провозглашающей: «Международный Суд, учрежденный Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута». Далее сказанное конкретизируется в 5-ти главах и 69-ти входящих в них статьях:

  • Глава I: Организация суда (статьи 2-33)
  • Глава II: Компетенция суда (статьи 34-38)
  • Глава III: Судопроизводство (статьи 39-64)
  • Глава IV: Консультативные заключения (статьи 65-68)
  • Глава V: Поправки (статьи 69-70).

Источники права, применяемые Судом

При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно

  • международные конвенции и договоры;
  • международный обычай ;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву .

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono , то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

Судопроизводство

Официальными языками Суда являются французский и английский. В то же время по ходатайству любой стороны Суд обязан предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского. Стороны в судопроизводстве выступают через своих представителей и могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

Судопроизводство включает в себя две части: письменное и устное судопроизводства. В письменное судопроизводство входят сообщение Суду, меморандумы и контрмеморандумы, ответы на них, а также все подтверждающие их документы. В устном судопроизводстве Суд заслушивает свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Слушание дел в Суде производится публично, за исключением случаев, когда Суд принял иное решение, а также, если стороны требуют, чтобы публика на слушание не допускалась.

Совещания Суда происходят в закрытом заседании и в дальнейшем сохраняются в тайне. Все решения Суда принимаются большинством голосов присутствующих судей. Если голоса разделяются поровну, то голос Председателя Суда даёт соответствующему решению перевес.

Юрисдикция суда

Международный Суд является единственной международной инстанцией, обладающей общей юрисдикцией. Юрисдикция Суда имеет двоякий характер.

Юрисдикция по спорным делам

Международный суд ООН вправе рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон ). Государство может выразить своё согласие следующими способами :

  • Специальное соглашение . Заключается сторонами спора в том случае, когда они достигают согласия совместно представить спор Суду.
  • Статья в договоре . В некоторых договорах содержатся статьи (юрисдикционные статьи ), в которых государство-участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником относительно толкования или применения договора в будущем.
  • Одностороннее заявление . Заявление государства-участника Статута Суда о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство.

Условие о передаче дела в Суд содержится в Уставах таких специализированных организаций как ФАО , ВОЗ , ЮНЕСКО , в конвенциях о преступлениях международного характера, в конвенциях в области международного экологического права и в некоторых других международных договорах . В общей сложности приблизительно 300 договоров предусматривают юрисдикцию суда по урегулированию споров, связанных с их применением или толкованием.

По состоянию на 31 июля 2016 года действующими являлись односторонние заявления о признании юрисдикции Суда обязательной, сделанные семьюдесятью двумя государствами - членами ООН . Большинство из указанных заявлений содержат оговорки, исключающие из сферы их действия те или иные категории споров. В отдельных случаях к таким категориям, в частности, относятся споры: с определёнными государствами; возникшие в определённый период времени; определённого характера и др. Из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Великобритания) сделал заявление, продолжающее действовать вплоть до настоящего (2016 год) времени. Ранее это сделали Франция и США , однако они отозвали свои заявления, в то время как Китай и Россия никогда не делали таких заявлений. В заявлении Великобритании оговорён ряд категорий споров, в отношении которых юрисдикция Суда ею не признаётся.

В то же время, государство, признавшее юрисдикцию Суда, может, после того как его вызвало в Суд другое государство, счесть, что такая юрисдикция не является применимой, поскольку, по его мнению:

  • спор с этим другим государством отсутствует
  • или поскольку спор не носит правового характера
  • или поскольку его согласие признать юрисдикцию Суда не применимо к рассматриваемому спору.

В таком случае Суд решает возникший вопрос в предварительном решении .

Решения Суда обязательны для исполнения, но только для государств, участвующих в споре, и только по данному делу. Обязанность выполнять решение Международного суда по тому делу, в котором государство-член ООН является стороной, возлагается на него Уставом ООН. Решения Суда окончательны и обжалованию не подлежат, однако они могут быть пересмотрены на основании вновь открывшихся обстоятельств .

Юрисдикция по вынесению консультативных заключений

Помимо судебной, Международный Суд осуществляет консультативную функцию. Согласно п. 1 статьи 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения «по любому юридическому вопросу».

Кроме того, в соответствии с п. 2 статьи 96 Устава Генеральная Ассамблея может дать разрешение запрашивать консультативные заключения Суда и другим органам ООН и специализированным учреждениям. Однако, их запросы должны ограничиваться лишь теми юридическими вопросами, что возникают в пределах их сферы деятельности.

В настоящее время такое право предоставлено трём органам ООН (Экономический и Социальный Совет , Совет по опеке и Межсессионный комитет Генеральной Ассамблеи) и 16-ти учреждениям (ЮНЕСКО , Международная организация труда , Всемирная организация здравоохранения , Всемирный банк , Международная организация гражданской авиации и др.) .

Функции

Я не рискнул бы утверждать, что Суд является самым важным органом Организации Объединённых Наций; однако я думаю, что могу сказать, что в любом случае важнее его органа нет. Видимо, Генеральная Ассамблея является более многочисленной; видимо, Совет Безопасности является более зрелищным … Ваша работа, видимо, будет меньше находиться на виду, однако я убеждён, что она имеет весьма исключительное значение.

Поль-Анри Спаак, Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Первое заседание Суда, 1946 год

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН , Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде примерно 4 года.

Палаты

Статут предусматривает, что Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько палат (chambers), в составе трёх или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определённых категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи. Он может в любое время образовать палату для рассмотрения отдельного дела, при этом число судей, образующих такую палату, определяется Судом с одобрения сторон. Решение, принятое одной из палат, считается вынесенным самим Судом. Палаты, с согласия сторон, могут заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги . В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует палату в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Судьи

Формирование состава суда

Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН , члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Торжественное заявление судьи на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует:

Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно.

Одним из главных принципов формирования состава суда является принцип представительства в Суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Так, места в Суде неформально распределены по главным регионам мира: три члена от Африки , два члена от Латинской Америки , три члена от Азии , пять членов от «Западной Европы и других государств» (эта группа включает Канаду , Соединённые Штаты , Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы . При этом 5 мест судей неформально закреплены за государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН. Неофициальность этого распределения проявилась в ходе выборов в Суд 6 ноября 2008 года, когда при голосовании в Генеральной Ассамблее в первом туре большинство голосов получило двое кандидатов от Азии и ни одного кандидата от Африки, при том, что среди завершавших свои полномочия судей было по одному представителю этих регионов .

Судьями являются лица из множества частей мира … представляющие разные культуры и, что не менее важно, очень разные правовые системы. У тех, кто не знаком с его работой, всегда возникает один и тот же вопрос: как при этом удаётся проводить согласованные и конструктивные обсуждения? … Ответ заключается в том, что на практике эта проблема практически не возникает … Международное право - это то средство общения, которое понятно людям, говорящим на разных языках, представителям различных культур, рас и религий.

Сэр Роберт Дженнинг, Председатель Суда (1991-1994 годы) Выступление в Генеральной Ассамблеe ООН, октября 1992 года

Судьи ad hoc

Регламентом Суда предусмотрено, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.

Судья ad hoc, также как и остальные члены суда, приступая к исполнению обязанностей судьи, делает торжественное заявление. Он может принимать участие в принятии решений, основываясь на принципе равенства с остальными судьями. Также он имеет право на вознаграждение за свою работу. Необходимость во введении в судебный процесс судей ad hoc обеспечивает соблюдение одного из главных принципов функционирования Суда - принцип равенства сторон. Часто некоторые судьи ad hoc после завершения рассмотрения дела избирались членами Суда.

Обеспечение работы судей

Члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами. В Нидерландах Председатель суда обладает старшинством перед всеми послами , аккредитованными при короне Нидерландов.

Ежегодный оклад членов Международного суда составляет 160 000 долларов США (по состоянию на 2000 год). Председатель Суда получает специальную надбавку. После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину оклада. Судьи которые проработали 18 лет и более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада. Решения об окладах и надбавках принимает Генеральная Ассамблея ООН .

Действующие судьи

Имя Страна Должность Год начала полномочий Год окончания полномочий
Петер Томка Словакия Словакия Судья 2003 2021
Патрик Робинсон Ямайка Ямайка Судья 2015 2024
Хисаси Овада Япония Япония Судья 2003 2021
Ронни Абраам Франция Франция Председатель 2005 2018
Кроуфорд, Джеймс Ричард Австралия Австралия Судья 2015 2024
Мохаммед Беннуна Марокко Марокко Судья 2006 2015
Кирилл Геворгян Россия Россия Судья 2015 2024
Сэр Кристофер Гринвуд Великобритания Великобритания Судья 2009 2018
Абдулкави Ахмед Юсуф Сомали Сомали Вице-председатель 2009 2018
Антониу Аугусту Кансаду Триндади Бразилия Бразилия Судья 2009 2018
Сюэ Ханьцинь Китай Китай Судья 2010 2021
Джоан Донохью США США Судья 2010 2015
Джорджо Гайя Италия Италия Судья 2012 2021
Джулия Себутинде Уганда Уганда Судья 2012 2021
Далвир Бхандари Судья 2012 2018

Работа Суда

Некоторые дела на рассмотрении Суда

Некоторые дела, находящиеся на рассмотрении в Международном суде ООН :

  • Проект Габчиково-Надьмарош (Венгрия против Словакии).
  • Амаду Садио Диалло (Гвинея против ДР Конго).
  • Военные действия на территории Конго (ДР Конго против разных стран).
  • Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Хорватия против Сербии).
  • Территориальный и морской спор (Никарагуа против Колумбии).
  • Некоторые уголовные разбирательства во Франции (Республика Конго против Франции).
  • Целлюлозные заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая).
  • Морской спор (Перу против Чили).
  • Распыление гербицидов с воздуха (Эквадор против Колумбии).
  • Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против России).
  • Соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости Косово (запрос консультативного заключения).
  • Применение Временного Соглашения от 13 сентября 1995 года (Республика Македония против Греции).
  • Юрисдикционные иммунитеты государства (ФРГ против Италии).
  • Вопросы, касающиеся обязательства выдавать или осуществлять судебное преследование (Бельгия против Сенегала).
  • Вопросы, касающиеся юрисдикции и исполнения решений по гражданским и коммерческим вопросам (Бельгия против Швейцарии).

Территориальные споры

Благодаря своей деятельности Суд не только внёс вклад в развитие ряда правовых принципов, регулирующих порядок приобретения и делимитацию территории, но и урегулировал большое число споров между государствами.

В качестве примеров можно привести следующие споры которые рассмотрел Суд.

Недавно Суд решил территориальный спор между Ливией и Чадом относительно так называемой полосы Аузу , района площадью 125 тыс. км² в пустыне Сахара , из-за которой эти два государства несколько раз воевали. В 1994 году Суд вынес решение в пользу Чада , и несколько месяцев спустя все ливийские войска, оккупировавшие эту территорию, были выведены под контролем наблюдателей, направленных Советом Безопасности ООН .

Югославия против стран НАТО

По отношению к различным государствам обоснования отсутствия юрисдикции Суда были различными и зависели от особенностей содержания заявления Югославии в отношении конкретного государства. Так, в заявлении о возбуждении судебного разбирательства против США в качестве основания для юрисдикции Суда Югославия сослалась на статью IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него . Однако, Суд указал, что США при ратификации Конвенции сделали оговорку, предусматривающую, что в отношении статьи IX, прежде чем какой-либо спор, стороной которого являются США, будет передан на рассмотрение Суда, «в каждом случае требуется конкретное согласие США». Поскольку в рассматриваемом случае США заявили, что они не давали конкретного согласия и не дадут его, суд счёл, что статья IX «не является основанием для юрисдикции в данном деле, даже prima facie (англ.) русск. » .

Дела о юрисдикции государств не имела Признание юрисдикции Суда

На протяжении длительного времени СССР и Россия не признавали юрисдикцию Суда. СССР всегда с недоверием относился к возможности беспристрастного рассмотрения споров с его участием Международным судом и потому не давал согласия на то, чтобы быть стороной разбирательства в Суде . В то же время в Суде был инициирован ряд процессов против СССР. В общей сложности таких процессов было четыре. Все они были инициированы в 1950-х годах США и все касались воздушных инцидентов с американскими военными самолётами. В отношении каждого из исков Суд принял одинаковые решения, состоящие в том, что он не обладает необходимой юрисдикцией и на этом основании в рассмотрении дела отказывает .