Какой орган не является институтом гражданского общества. Основные институты гражданского общества

Вопрос №3. Структура (системы и институты) гражданского общества.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем и их институтов, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определенное влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

Семья - это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, связанных общностью быта, взаимной ответственность и взаимопомощью. Семья взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности (политика, экономика, культура и др.), так как человек является основой данного института. Семья выполняет одну из самых важных функций в обществе - воспроизводство его членов - и осуществляет их первичную социализацию. Также семья входит в нормативную систему общества, которая регулирует поведение членов семьи - родителей и детей, определяет присущие им социальные роли и статусы: общество, будучи заинтересованным, в сохранении стабильной и прочной семьи, в воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так неформальный контроль над поведением членов семьи. Семья определяется как своеобразная первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.

Деятельность семьи как социального института гражданского общества, может быть описана путем анализа тех функций, которая она выполняет как для общества в целом, так и для самих ее членов. Основные функции современной семьи:

1) репродуктивная (биологическое воспроизводство общества);

2) воспитательная (социализация молодого поколения);

3) экономическая (экономическое поддержание несовершеннолетних и н6етрудоспособных членов общества);

4) осуществление первичного социального контроля (моральная регламентация членов семьи в различных сферах). См.: Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. Лобанова К.Н.- изд.-3-е, испр. и доп.- Белгород: БЮИ МВД Росси, 2002.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.

Третий блок образует опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями и др.)

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй, наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Трудовая деятельность - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Производство - это, прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям общество существовать не может. Таким образом, человек участвует в различных экономических отношениях. См.: Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

Политическую систему представляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Центральным институтом, политической системы гражданского общества является государство. Термин «государство» представляет собой организацию, обладающей верховной властью на определенной территории. Отличительной чертой государства является суверенность, она выражается в том, что ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для выполнения всеми членами общества, и, наконец, осуществляет правосудие. Государственная власть имеет в своем распоряжении профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей - армию, полицию и т.п., и поэтому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

Не менее важным институтом политической системы являются политические партии. Партия - это есть политическая организация, представляющая часть общества (класс, этногруппу, социальный слой) в ее борьбе за участие в органах власти для отстаивания и проведения ее интересов внутри и вне страны. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они пропагандируют и активно защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей. Теория государства и права. / Под ред. Н.И Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 621.

Глубинным, существенным слоем являются отношения власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государственными органами и учреждениями и т.д. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно - политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирование форм непосредственной демократии и т.д. См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно - культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обуславливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразные пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействия на человека, но консолидирующими фактами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно - духовных, культурных ценностей. Там же.

Человеческая деятельность многогранна. Она включает в себя многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт, передает его из поколения в поколение. Она генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности (политика, наука, искусство, религия), порождают и развивают реальные изменения в жизни общества. Можно сказать, что культура - это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей человека, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества и передачи следующим поколениям.

Культура способствует непрерывному самосовершенствованию общества, его мобильности, динамичности посредством знаний, зафиксированных в различных формах духовных ценностей (научные знания, художественные достижения). Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования этих ценностей и приближение человека к ним посредством системы обучения, образования и воспитания, языка и мышления. Таким образом, культура выполняет достаточно разнообразные функции в обществе. Наиболее важные из них - познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. Результатами действия этих функций становится: научно - технические открытия, социальные преобразования, развитие культурных институтов и учреждений. Обществознание… С. 190.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство, выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. Корельский В.М. … с. 96-99.

Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограниченной личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно - технического прогресса в производство и т. п. Наиболее крупные и значимые блоки права - стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «прав человека», которые являются фундаментальными, в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. Права человека и государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми. Правовые отношения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Корельский В.М. … С. 102.

С учетом многовекового опыта изучения гражданского общества учеными были выработаны общие принципы, характеризующие его, к которым относятся: 1) многообразие форм собственности, рыночных отношений; 2) защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 5) свобода слова и печати; 6) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 7) политический и идеологический плюрализм и т.д. На основании данных принципов и общих идей можно сделать вывод, что гражданское общество является более высокой ступенью в развитии социальной общности, мерой его зрелости разумности, справедливости. Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии: равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Оно предполагает наличие особой сферы интересов, строго очерченной и охраняемой законом, в том числе и от произвола самого государства. Здесь над всеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок. Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных

Таким образом, гражданское общество - «это условное наименование того способа современно жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации - рыночную экономику и демократию… Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновения гражданского общества понадобилось реформация в Европе в 16-17 веках, превращение человека в индивидуума и собственника». Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из "простых смертных" может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание "гражданское общество" условно, так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

По существу же термин "гражданское общество" приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов , лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". - Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность - это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться" 7 . Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос - какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более - авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым - сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства".

Составными элементами структуры гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

В то же время гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.

Определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов. По мнению А.И. Подберезкина, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией. С другой стороны, гражданское общество - это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кроме прав имеют и обязанности перед государством, четко определенные в Основном Законе страны. Подберезкин, А.И. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития / А.И.Подберезкин, С.А. Абакумов. - М.: Имидж-Пресс, 2004. - С. 15.

Структура -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.

Анализ современной литературы, посвященной феномену гражданского общества, позволяет выделить три подхода к классификации структуры гражданского общества:

1) характеристика по группам интересов Гражданское общество в России: структуры и сознание. - М.: наука, 1998. - С. 41-48.;

2) характеристика по потребностям и видам социальных отношений;

3) характеристика по основным сферам жизнедеятельности общества.

По нашему мнению, классификация гражданского общества посредством групп интересов и социальных потребностей более точно отражает его структуру, потому что в основе объединения граждан лежат именно интересы и потребности. Характеристика же по сферам жизнедеятельности общества носит условный характер, так как все эти сферы (социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная) тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Итак, рассмотрим эти три подхода более подробно.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических интересов и последовательные отношения граждан с государством. Теоретически место и роль групп интересов были обоснованы в ХIХ - начале ХХ века в трудах английских философов и экономистов, которые рассматривали группу как специальную единицу общества. Американский ученый А.Бентли в книге «Процесс управления» (1908 г.) уточнил эти представления, трактуя группы интересов уже как определенные объединения «количество которых ограничено одним показателем - интересами, ради которых они создаются и действуют». Гражданское общество в России: структуры и сознание. - М.: наука, 1998. - С. 41-48.

Можно выделить четыре типа групп интересов - политические, экономические, социальные, региональные.

К первому, политическому, типу относятся группы, которые в числе приоритетов деятельности выдвигают обеспечение воздействия на политические процессы (в том числе путем участия в выборах), напрямую вовлечены в политическую борьбу и характеризуются высокой степенью самоорганизации. Это - политизированные лоббисты, в первую очередь группировки бизнеса и их политические представители. Например, Гражданский союз, союз «Обновление», Ассоциация товаропроизводителей. В качестве других потенциальных или реальных лоббистов можно выделить ряд организаций бизнеса, представляющих:

Определенные формы экономической деятельности (Конгресс бирж, Гильдия риэлторов, Всероссийский союз страховщиков и др.);

Отрасли или группы отраслей (Лига содействия оборонным предприятиям, Зерновой союз, Национальная рекламная ассоциация);

Региональные объединения предпринимателей (Поволжский союз деловых кругов, Ассоциация предпринимателей РТ).

Экономические группы интересов представлены структурами, которые являются хозяйствующими субъектами и обладают реальной экономической мощью. Это - финансово-промышленные группы, корпорации, комплексы. При этом успехов в продвижении своих интересов добиваются как «слабые» комплексы, защищающие свои бывшие привилегии, так и «новые», диктующие свои требования с позиции экономической силы.

Социальная составляющая в иерархии групп интересов является наиболее слабым и уязвимым ее компонентом. Становление чувства социальной общности и выдвижение общих требований происходит крайне медленно. Социальным интересам труднее самоорганизоваться и развернуть широкое движение в поддержку своих требований, если у них нет прочной материальной базы и поддержки готовых работать безвозмездно значительного числа активистов.

Региональные группы интересов представлены пока в первую очередь не организованными структурами, а отдельными влиятельными лидерами, как близкими к центральной власти, так и противостоящими ей, или производителями-монополистами, имеющими производственную базу в регионах. Например, Сибирское соглашение, Ассоциация «Северо-Запад».

Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом (рис. 1).

Рис.1.

Третий подход, как уже написано выше, характеризует структуру гражданского общества по основным сферам жизнедеятельности общества. Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2008. - 352 стр.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими), которые в современных демократических государствах составляют абсолютное большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать как сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), так и их объединения, являющиеся по законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов.

Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.

В политической сфере гражданского общества действуют такие объединения индивидов, как общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства; негосударственные средства массовой информации. Среди общественных объединений в данной сфере особо следует отметить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 1.02.2005 № 1-П // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/114576/.

Некоторые авторы (например, В.А. Рыжков) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление. Рыжков, В.А. Четвертая республика. Очерк политической истории современной России / В.А. Рыжков. - М.: Ad Marginem, 2000. - С. 73. Местное самоуправление в научной литературе понимается, как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление - институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности. Однако первичным элементом гражданского общества все-таки следует признать человека, вторичным - объединение людей, сообщество (группу). В таком случае неотъемлемым элементом, подсистемой гражданского общества является местное сообщество, а не местное самоуправление, как полагает В.А. Рыжков. Вместе с тем местное самоуправление - необходимый элемент формирования гражданского общества, поскольку он позволяет местному сообществу самоорганизоваться и самостоятельно нести ответственность за решение своих дел. Таким образом, развиваются внутренние связи между членами сообщества, повышается их ответственность за состояние дел сообщества. Так, например, объединение граждан в территориальные самоуправляющиеся общины, объединения по месту жительства имеют своей целью защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные объединения защищают лесопарки, отстаивают необходимость соблюдения санитарных норм при строительстве, требуют повышения качества коммунальных услуг и т.д.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере действуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.

Особо следует отметить информационную систему гражданского общества. Она возникла и сформировалась только во второй половине XX в. вместе с формированием, так называемого информационного общества и бурным развитием СМИ и средств передачи информации на расстояние. Посредством возникновения сети Интернет происходит глобализация проникновения информации и в определенной мере переплетение институтов гражданского общества различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации - это практически "глаза и уши" гражданского общества. СМИ призваны информировать гражданское общество о деятельности власти, о попытках ограничить права индивидов и общества, о незаконных действиях представителей власти. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства. И именно они осуществляют обратную связь между государством и гражданским обществом, информируя органы власти об отношении населения к действиям власти и проблемах индивидов и их объединений, нуждающихся в помощи со стороны государства.

В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, Л.Ю. Грудцына Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2008. - 352 стр. предлагает классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида:

а) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи: - адвокатура; - общественные объединения адвокатов; - нотариат;

б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии;

в) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах:

Некоммерческие общественные организации; - общественные движения;

Общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы; - средства массовой информации;

Церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).

Помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, напрямую (по своей правовой природе) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его поле, следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный совет при МВД России.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.

Понятие правового государства.

Рассмотрим понятие правового государства. Для начала стоит упомянуть то, что человечество было таким как сейчас не всегда, а государство ранее не служило людям. Понятие "правовое государство" возникло только в двадцатом веке. Идея его воплотилась в жизнь отнюдь не сразу и не во всех странах мира. Понятие и принципы правового государства Оно является значительным достижением современной цивилизации. Что включает в себя понятие правового государства? Под данным термином подразумевается такое государство, которое существенно ограничено в своей власти установленным правом, непосредственно подчиняется воли суверенного закона, которая в свою очередь четко выражена в конституции. Призванием же его является –обеспечение основных свобод, а также прав личности. Да, данное понятие правового государства является верным. Рассмотрим теперь его признаки. К ним можно отнести следующие: - Право господствует абсолютно в каждой сфере общественной жизни. Это означает, что в одинаковом правовом положении находятся и высшие органы власти, и обычные люди. Должностные лица не могут злоупотреблять своими позициями, так как расплата за подобные действия последует незамедлительно. - Система, которая осуществляет надзор за соблюдением всех действующих законов, действует слаженно, непрерывно, эффективно. - Разделение властей должно быть реальным. Речь о том, что ветви власти должны соприкасаться лишь самый минимум, и то при необходимости. Система сдерживания и противовесов обеспечивает независимость отдельных органов государственной власти. - Свободы и права людей должны быть гарантированы. Государство обязано признать то, что именно они являются высшей ценностью. Оно должно стремиться к тому, чтобы система защиты этих свобод и прав постоянно совершенствовалась и развивалась. - Личность и государство должны отвечать за свои поступки друг перед другом. - Право и закон должны быть едины. Речь о том, что любые НПА должны полностью соответствовать естественно-правовым началам, а также международно-правовым нормам, которые касаются прав людей. - В государстве должен быть идеологический, а также политический плюрализм. Это выражается в многопартийности, существовании огромного количества общественных объединений и так далее. Понятие правового государства является довольно-таки сложным. Какие из перечисленных здесь признаков являются самыми важными? Они все важны одинаково. Правовое государство создает такие условия, которые необходимы для возникновения гражданского общества. Оно подразумевает то, что не только государство будет контролировать людей, но и сами люди будут контролировать друг друга. Да, закон соблюдают не только граждане, но и должностные лица государственных органов. Это означает, что и наказание за его несоблюдение должны нести все без исключения. К предпосылкам образования правового государства стоит отнести многообразие форм собственности, самостоятельность, а также экономическую независимость индивидуумов, свободу предпринимательства, суверенитет народа, демократию, непротиворечивое законодательство, гражданское общество, высокий уровень общественной и политической культуры. Личность в правовом государстве развивается свободно и беспрепятственно, каких-либо серьезных барьеров или преград на пути своего становления она не встречает. Такое образование никогда не возникнет само по себе, так как оно является продуктом целенаправленного развития всего общества. Нельзя сказать, что оно существует в нашей стране. То, что имеется на сегодняшний день в России, можно назвать лишь иллюзией правового государства.

Понятие гражданского общества

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философДж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепцииЖ.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудахГ. Гегеля иК. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это«подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), агоризонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводитьсяк установлению самых общих рамок в видезакона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

§ верховенство закона во всех сферах жизни общества:

§ разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

§ политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

§ наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

§ законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, чтогражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Основные институты гражданского общества.

Впервые термин "гражданское общество" был введен Дж. Локком. Впоследствии многие мыслители расширяли и сужали это понятие, выделяли те или иные его признаки, говорили о развитии институтов гражданского общества.

Сегодня существует множество определений гражданского общества. Согласно одному из них, оно представляет собой сферу самопроявления свободных людей, некоммерческих организаций и ассоциаций, сформировавшихся на добровольных началах, огражденных от произвольной регламентации и прямого вмешательства разных внешних факторов, в том числе бизнеса и власти. Институты гражданского общества считаются классическим фильтром требований социума к политической системе. Ключевые принципы Дж. Локка Английский философ сформулировал несколько принципов, на которых базируются цивилизованные социальные отношения: Личные интересы индивида стоят выше общественных и государственных. Наивысшей ценностью является свобода, а ее основой является частная собственность. В гражданском обществе формируются защитные структуры между государством и индивидом. Свобода предполагает невмешательство в личную жизнь человека. Индивиды, создавая гражданское общество, заключают общественный договор. Исходя из этих принципов, можно заключить, что институт гражданского общества – это комплекс объединений людей, огражденный от государственного вмешательства.

Между тем государство призвано регулировать возникающие в обществе отношения. Если социум обеспечивает реализацию прав человека (на свободу, жизнь и пр.), государство, в свою очередь, обеспечивает гражданские права (возможность участвовать в управлении). В обоих случаях имеет место личное право на самореализацию. Общественные институты в гражданском обществе Особенности гражданского общества заключаются в разнообразии интересов индивидов, специфике их удовлетворения через разные институты, а также диапазоне свобод и прав каждой личности. В теории принято выделять 3 группы институтов гражданского общества. Это объединения, в которых человек: Получает средства для удовлетворения потребностей в жилье, пище, одежде и пр. Такие средства человек получает в виде зарплаты на предприятии, дохода от предпринимательской деятельности и так далее. Удовлетворяет потребности в общении, продолжении рода, физическом, духовном развитии. Для этого существуют церковь, научные/образовательные учреждения, семья, творческие объединения, спортивные союзы и пр. Удовлетворяет потребности в участии в управлении делами общества. Эти интересы реализуются через участие в политических движениях и партиях. Зрелость институтов гражданского общества – это способность отдельных индивидов, разных объединений отстаивать частные интересы, удовлетворять их по своему усмотрению, не ущемляя при этом прав других граждан.

Современный социум . В настоящее время институты гражданского общества – это относительно независимые от государства группы равноправных и свободных индивидов. Внутренние и внешние отношения этих объединений выстраиваются в условиях демократической государственности и рынка. В отличие от институтов государства, в гражданском обществе формируются не вертикальные, а горизонтальные связи. Между юридически равноправными и свободными партнерами возникают отношения солидарности и конкуренции. В сфере экономики в качестве структурных элементов гражданского общества выступают негосударственные организации. К ним относят, в частности, акционерные общества, кооперативы, компании, товарищества, корпорации, ассоциации и прочие хозяйственные объединения людей, созданные на добровольной основе и по их личной инициативе.

Социально-политический аспект. Он формируется в ходе деятельности институтов гражданского общества: семьи, выступающей в роли определяющей социальной ячейки, в которой пересекаются личные и общественные интересы; социальных, социально-политических, политических движений и партий, отражающих разнообразие интересов разных групп граждан; органов самоуправления по месту работы и проживания индивидов; негосударственных СМИ. Социально-политический аспект формируется также за счет функционирования механизма выявления и выражения мнения общественности, разрешения разнообразных социальных конфликтов.

Духовная сфера. В этой области общественной жизни создается практика институционального отражения интересов, которые возникают в обществе. Они выражаются в цивилизованной, ненасильственной форме, в рамках законов. Духовная сфера В этой области проявляется свобода слова и мысли. Представители гражданского общества имеют возможность публично выражать свое мнение. Немаловажно и то, что научные, творческие объединения являются независимыми от государственных органов, проявляют самостоятельность и инициативность.

Приоритет свобод и прав человека . Функционирование институтов гражданского общества направлено на повышение качества жизни каждого индивида. При этом: Признаются естественные права человека на свободную деятельность, жизнь, счастье. Утверждается правовое государство, подчиняющее свое существование закону. Признается равенство граждан в рамках единых норм, на одном экономическом и социально-политическом пространстве.

Функции государства. Граждане тесно соприкасаются с правовым государством. Его основные задачи сводятся к: Выработке общей стратегии развития общества. Определении и обосновании приоритетов, темпа, пропорций становления социально-экономических сфер жизни. Стимулированию полезной для общества деятельности граждан, защите их прав, достоинства, собственности. Демократизации сфер жизнедеятельности социума. Обеспечению защиты границ и поддержанию общественного порядка. Особенности государственного взаимодействия с институтами гражданского общества Дискуссии об отношениях между властью и народом ведутся в научных кругах достаточно давно. Между государственными и социальными институтами могут устанавливаться или партнерские, или сопернические отношения. В первом случае имеет место согласие, взаимная поддержка, во втором – противодействие, а в ряде случаев и вражда. Стоит отметить, что такие разнонаправленные отношения формируются и внутри самого общества между его институтами. По мнению многих социологов, гражданское общество можно охарактеризовать как стихию разных политических воль, управление которыми из единого центра невозможно. Представители социума преследуют зачастую прямо противоположные, взаимоисключающие интересы. Государственные институты, в свою очередь, призваны выступать в роли "заинтересованного посредника" или арбитра в противостоянии разных социально-политических движений. Они выражают и претворяют в жизнь общенациональную волю общества. При этом (в идеале) государственные институты должны ориентироваться на интересы большинства представителей общественности. Такая противоречивая, сложная диалектика многообразных свободных воль, формирующих гражданское общество, и одной государственной воли отражает эффективность демократии. При ослаблении позиций гражданского общества неизбежно происходит формирование авторитарного государственного режима. При ослаблении власти государства, в свою очередь, развивается квазидемократия, которая приводит к социально-политическому хаосу. Российские реалии. За время многочисленных реформ в стране произошли достаточно существенные сдвиги в сторону формирования институтов гражданского общества. Создать необходимую для них инфраструктуру позволили приватизация, утверждение свободомыслия, политический плюрализм. Между тем качество основы общественных институтов оценивается многими экспертами как низкое. По мнению ряда отечественных социологов, существующие сегодня политические объединения не могут эффективно реализовать роль посредника между народом и властью. Кроме того, остается не высоким уровень общественной ответственности представителей бизнеса.

В результате исследователи говорят о наличии существенных проблем на пути формирования гражданского общества в РФ. Эти сложности имеют и субъективный, и объективный характер. В первую очередь, в российском обществе отсутствует традиция самой гражданской жизни. Во-вторых, представления населения о механизмах и природе формирования гражданского общества весьма упрощенные. В-третьих, недооценена роль государства в процессе его построения.

Волович Александр Игоревич,

аспирант Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина.

Гражданское общество состоит из постоянно взаимодействующих частных лиц, классов, групп, институтов, и характеризуется сложной, многообразной структурой. В качестве его звеньев выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной самоорганизации общества. Как отмечает К.С. Гаджиев, «гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это – система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д.».

Существует достаточно много подходов к институтам гражданского общества. Одни исследователи относят к ним различные экономические организации, другие предпочитают ограждать гражданское общество от экономической сферы. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и с политической сферой, институты которой часто фигурируют в спорах о границах гражданского общества.

Так, Джин Л. Коэн и Эндрю Арато предпочитают не относить к гражданскому обществу экономические институты: «только реконструкция по­нятия гражданского общества в рамках трехчастной модели (отделяю­щей гражданское общество как от государства, так и от экономических структур) позволяет этому понятию не только играть оппозиционную роль в условиях авторитарных режимов, но и возрождать свой критичес­кий потенциал в условиях либеральной демократии… Под «гражданским обществом» мы понимаем сферу социальной интеракции между экономикой и государст­вом, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семью), объединений (в частности, добровольных), социаль­ных движений и различных форм публичной коммуникации».

Л.И. Спиридонов выделяет в современном гражданском обществе три уровня общественных отношений. Первый уровень, по его мнению, охватывает сферу семьи, быта и культуры. Второй уровень охватывает уровень экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление, в отличие от личного потребления, которое осуществляется на первом уровне - в быту. На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. На втором уровне Л.И. Спиридонов включает в гражданское общество профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д. На третьем уровне в гражданское общество входят политические объединения граждан, в частности политические партии.

Э.П. Григонис сферу гражданского общества охарактеризовал следующим образом: «В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи). Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти, и является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества».

В рамках настоящей статьи наибольший интерес представляют те институты гражданского общества, которые в процессе своей деятельности потенциально способны ограничивать государственную власть. Несмотря на неоднозначность отнесения некоторых из них к институтам гражданского общества, в качестве наиболее влиятельных во взаимоотношениях с государственной властью можно назвать: политические партии, местное самоуправление, средства массовой информации, а также всевозможные общественные объединения различных типов.

В юридической науке неоднократно утверждалось и утверждается, что существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом и государством призваны сыграть политические партии. Политические партии являются инструментом выражения, формирования и представительства общественного мнения, средством политического самоопределения граждан и субъектом ответственности власти перед ними. Партии - универсальный политический институт, связывающий государство и граждан, обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выражающий волю избирателей относительно политического курса и экономического развития страны.

Как верно замечает К.Г. Холодковский, «место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой: как элемента гражданского общества и части государственного механизма. Уже тот факт, что партия своими корнями уходит в толщу гражданского общества, где зарождаются и оформляются групповые интересы, но при этом через свои руководящие инстанции врастает в механизм государственной власти, придает ей уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства».

Механизм транслирования интересов гражданского общества в государственное управление заключается в том, что нацеленные на достижение своих сугубо партийных интересов, связанные с получением, удержанием и осуществлением власти, партии, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе, выполняют социально значимые задачи. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), партии как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д.

Таким образом достигается ограничение государственной власти. Партии выступают с программами уменьшения налогов за счет сокращения государственного аппарата, что является следствием уменьшения предметов ведения и полномочий государственной власти; аккумулируя посылы гражданского общества, связанные с недовольством деятельностью государственной власти, партии пытаются ограничивать такую деятельность, тем самым получая поддержку избирателей.

Особого внимания заслуживают оппозиционные партии. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде ее бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (т.е. партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлениям и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.

Стоит заметить, что для того, чтобы политические партии действовали в интересах общества, необходим комплекс условий: политическая конкуренция, прозрачность и открытость деятельности партий, свобода средств массовой информации, развитые демократические процедуры и др. Немаловажное значение имеет и внутрипартийная демократия. От того, насколько внутрипартийная структура партийной организации позволяет прорываться импульсам общественных потребностей, выражающихся в позициях низовых партийных звеньев, настолько та или иная политическая партия может воспроизводить и решать проблемы гражданского общества.

Местное самоуправление, так же как и политические партии, не все исследователи относят к институтам гражданского общества. Тем не менее, предоставление гражданам определенной степени свободы в самоуправлении на территории их проживания – это достаточно эффективный барьер, наглядно демонстрирующий границу между гражданским обществом и государством.

Необходимо отметить, что в мире сложилась практика, при которой в основе регулирования предметов ведения муниципальных образований положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Данный принцип утвердился в XIX в. в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. В основу правового регулирования предметов ведения местного самоуправления во Франции и в ряде иных стран положен принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов (французская, или так называемая континентальная модель).

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 г. органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями. Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

Однако, как показывает практика, существует ряд нарушений вышеуказанных положений Конституции РФ: установление региональными правовыми актами ограничений на самостоятельность местного самоуправления по вопросам, подлежащим регулированию исключительно на федеральном уровне; ограничение региональными законами прав граждан на осуществление местного самоуправления; превышение региональными правовыми актами пределов правового регулирования в решении вопросов местного значения; передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; выделение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении и ряд других.

Если местное самоуправление наиболее эффективно в структурном ограничении государственной власти, то есть в тех случаях, когда требуется не допустить воздействие государственной власти на определенные сферы общества, не допустить излишней централизации предметов ведения и полномочий, то средства массовой информации как институт гражданского общества способны не менее продуктивно ограничивать повседневную деятельность государственной власти.

В условиях развитых демократических институтов влияние СМИ на деятельность властей огромно. Развитие СМИ в современном мире неотделимо от развития демократического процесса. СМИ выступают основным инструментом информационного обеспечения граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, нарушающих интересы общества, об их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Потенциал СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, обо всех антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнеса, властных структур, тех или иных социальных институтов. Как отмечает Н.К.Заика, «по отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня».

Средства массовой информации непосредственно участвуют в формировании рейтинга политиков. Аккумулируя аналитические мнения различных экспертов, проводя журналистские расследования, организуя различные дискуссионные обсуждения, СМИ оказывают огромное влияние на результаты выборов. В этом содержится сам механизм ограничения государственной власти средствами массовой информации. В условиях свободы и независимости СМИ, политики, желая победить на выборах, объективно вынуждены работать на общество своей страны, служить ему, заботиться о его благополучии, в противном случае государственно-властный пост займут политические конкуренты.

Часто говорят о невозможности существования объективной и правдивой журналистики в условиях свободы. Как пишет Я.Н. Засурский: «Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системы политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают».

Показательный пример развития СМИ в США опровергает такие суждения. Как утверждает Джордж А. Кримски: «По сути дела, сегодня журналисты занимают место в низших эшелонах публичной популярности. Их считают, с одной стороны, слишком могущественными, с другой – не заслуживающими доверия. Первоначально американская пресса была практически листовочной индустрией, принадлежавшей конкурирующим политическим группам или связанной с ними и втянутой в постоянные пропагандистские войны. Вопрос о доверии не стоял. Стать инструментом демократического принятия решений прессу заставило разнообразие мнений. Каким-то образом из-под этого хаотического нагромождения информации и дезинформации смогла пробиться общая истина. В итоге появилось стремление к объективности».

Влияние СМИ растет с каждым годом также за счет тенденций всеобщей глобализации. В современном мире создается огромная глобальная коммуникационная система. В этом процессе принимают участие национальные государства, международные информационные агентства, транснациональные медийные корпорации, неправительственные, правозащитные организации и т.д. Складывается мировой медийный рынок - «место, где вырабатываются и применяются формальные и неформальные правила, определяющие характер общепринятых нормативов, пространство, где соперничают идеологии и оформляются альянсы, определяющие, в конечном счете, судьбы правительств и наций, арена, на которой образы, порождаемые СМИ, становятся подспорьем или заменителем силы». Происходящее в глобальной информационной среде приобретает все большее значение для всех сфер социальной жизни. Тенденция развития СМИ в мире свидетельствует о том, что их роль в международных делах постоянно возрастает. Этот процесс все больше воспринимается как реальный фундамент идеи создания мирового информационного пространства. Современное развитие СМИ оказывается существенным социально-политическим явлением в странах всего мира.

Для выполнения СМИ как института гражданского общества функций, связанных с ограничением государственной власти, необходим целый комплекс прав. Особое значение имеет закрепление прав СМИ в нормах международно-правовых документов, так как без инструментов внешнего ограничения государственная власть, обладающая монополией на формирование системы законодательства, без особого труда способна значительно уменьшить возможности СМИ либо сделать их лояльными к любой деятельности властей.

Несмотря на наличие в российском законодательстве прав СМИ, а также норм, направленных на их реализацию, СМИ подвергаются значительному давлению со стороны государственной власти. С сожалением приходится констатировать, что в арсенале средств борьбы с неугодными журналистами в последние годы все чаще используются многочисленные проверки и обыски в редакциях, обвинения в использовании нелицензионных программных продуктов. По заявлениям обиженных должностных лиц возбуждаются уголовные дела против журналистов, обвиняемых в клевете и нанесении оскорбления. Обыденностью становится всевластие и произвол бюрократических структур, как на стадии выдачи лицензий, так и при осуществлении контроля и надзора за соблюдением условий лицензирования.

Общественные объединения, наряду с другими институтами гражданского общества, также выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми видами общественных объединений состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии и, таким образом, способны существенно ограничивать государственную власть.

В научной литературе общественное объединение нередко называют основным институтом гражданского общества, который выступает как определяющий компонент характеристики этого общества, а иногда даже просто отождествляют эти понятия. Как пишет С.А. Авакьян, «если граждане свободно могут выражать свои мнения, если… могут создавать различные объединения – налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может называться гражданским обществом». Ю.Н. Хмара определяет гражданское общество «как совокупность свободных ассоциаций граждан, негосударственных институтов, самоорганизующихся посреднических групп и многообразных связей между ними, не зависимых от государственной власти и способных к организованным, ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера». В основе гражданского общества А. Токвиль также рассматривал различные ассоциации и объединения – религиозные, семейные, профессиональные и т.д. Как отмечает Ю.Н. Хмара, «по его мнению, помимо своих непосредственных задач ассоциации выполняют и другие функции. Во-первых, они являются институтами, защищающими нравственные ценности, свободу мысли и самостоятельность решений от вмешательства со стороны государства. Во-вторых, они выступают гарантом, защищающим как людей от посягательств внешних политических сил, так и социальную сферу и политические институты от чрезмерных амбиций и эгоистических интересов самих людей».

Такая позиция ученых небезосновательна, так как общественные объединения, имеющие в основе своего существования именно инициативу граждан - непосредственных носителей интересов, выступая инструментом, существенно облегчающим реализацию и защиту этих интересов, в том числе посредством реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, способны с более высокой степенью эффективности и адекватности влиять на деятельность государственной власти по сравнению с другими институтами гражданского общества. Группы лиц, объединенных общими интересами, – это один важный механизм, посредством которого отдельные индивиды добиваются от государственной власти, от избираемых ими должностных лиц реализации общих интересов, какими бы специализированными они не были. Исходя из вышесказанного, общественное объединение действительно можно назвать основным институтом гражданского общества, его наиболее характерным признаком, так как большинство общественных объединений воплощают собой то, что может быть названо подлинными гражданскими инициативами.

Общественные объединения, являясь, в сущности, подлинным выразителем гражданской инициативы, способны активно влиять на государственную политику, они позволяют гражданам, по сути, создавать альтернативные политические источники, которые они могут мобилизовать, когда решат, что частные экономические деятели или государственные чиновники нарушают их интересы. Такое влияние общественных объединений на государственную власть достигается в силу ряда причин.

Во-первых, общественные объединения включают в себя индивидов, имеющих общие интересы. Чем больше численность объединения, чем большую поддержку оно получает от общества, тем выше степень осознания той или иной проблемы и уверенности участников объединения в правильности своей позиции.

Во-вторых, общественное объединение в целях реализации общего интереса концентрирует интеллектуальные, материальные, информационные и другие ресурсы, а также повышает эффективность их использования. Индивиды, объединенные общими интересами, обмениваются информацией и идеями друг с другом и другими гражданами, они могут проводить расследование или заказать проведение исследования, позволяющие проникнуть в суть проблемы, способны привлечь достаточное внимание прессы и всего общества.

В-третьих, общественные объединения, имеющие широкую поддержку среди населения, способны повлиять на результаты выборов. Группы, способные убедить избирателей голосовать тем или иным образом, вызывают страх и уважение к себе со стороны кандидатов. Избираемые официальные лица защищают политику, за которую выступает подавляющее большинство во время опросов общественного мнения, поскольку они хотят увеличить свой рейтинг. Соглашаясь с позицией популярного общественного объединения, политики склоняют на свою сторону огромное количество потенциальных избирателей, благодаря которым они могут победить на выборах.

Общественные объединения в силу своего воздействия на политику государства часто подвергаются существенному давлению со стороны последнего. Выставленные государством барьеры могут иметь различный характер: пропорционально возрастающая сложность в регистрации в зависимости от закрепленной в уставе территории деятельности объединения (чем шире территория деятельности, закрепленная в уставе организации, тем сложнее процесс ее регистрации); прямой запрет на существование незарегистрированных общественных объединений; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений юридических лиц; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства; запрет на осуществление экономической деятельности общественных объединений; сложность процедуры регистрации, избирательное применение отказов в регистрации, большая стоимость регистрации.

Глобализация международных отношений вывела в последние десятилетия на общемировую сцену новых участников – международные общественные объединения, или международные НПО. В международных отношениях эти институты получили «взрывное» распространение во второй половине XX в., и ныне играют важную, часто незаменимую роль.

Международные общественные объединения оказались весьма эффективными в решении множества вопросов, имеющих международный уровень, они активно мобилизуют мнения как общества в целом, так и его отдельных групп; представляют коллективные интересы групп, пытающихся воздействовать на различные национальные правительства и международные организации, побуждая их совершенствовать свою деятельность. Такие объединения способны обладать весомым авторитетом и оказывать существенное влияние на мировое общественное мнение, политику и позиции государств.

Так, международные общественные объединения потенциально и в некоторых случаях реально противостоят правительственной политике по широкому кругу вопросов – от либерализации разводов в Италии, до поддержания мира в Израиле на Ближнем Востоке, усилению французской экономики или поддержания баланса платежей в Великобритании. Конфликт между правительством и транснациональной организацией может отразиться на политике правительства, стоящего за этой организацией, но он также может стать результатом разницы политик правительства страны - хозяина транснациональной организации и самой организации, причем правительство страны, принимающей организацию на своей территории (если такое существует), необязательно должно быть втянуто в конфликт.

Вполне можно согласиться с точкой зрения исследователей, отмечающих, что вся совокупность международных общественных объединений всех типов образует новое явление, не зависящее или минимально зависящее от резких перемен политических систем, режимов, международного курса в отдельных странах. В современном мире они оказывают большое влияние на политику государств, выполняют весьма многочисленные, необходимые и значительные реальные функции. Отдельные организации могут не соответствовать общему весомому предназначению этих институтов, но в целом они оказывают положительное влияние на международную жизнь, мировую политику и развитие. В большинстве случаев предлагаемые ими меры нацелены на то, чтобы привести к созданию более справедливого и гуманного мирового порядка, решить проблему управляемости международными экономическими, социальными и политическими процессами в интересах подавляющего большинства человечества.

Зарождение и дальнейшее развитие международных общественных объединений и глобального гражданского общества необходимо расценивать как существенный исторический прорыв в практике защиты и реализации основной ценности общества - прав и свобод человека. Совокупность международных общественных объединений, наряду с межправительственными организациями, способна заставить любое государство создать политико-правовую инфраструктуру, позволяющую различным институтам гражданского общества ограничивать государственную власть в целях реализации и защиты интересов индивида и общества. При этом негосударственные субъекты глобальной политики и межправительственные организации не должны полностью подчинять государства, сужая свободу их действий. В своей деятельности глобальное гражданское общество, так же как и национальное, должно опираться на возможности государства как основного политического института, предназначением которого является служение обществу.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что институты гражданского общества имеют достаточный потенциал для ограничения государственной власти. Политические партии, местное самоуправление средства массовой информации, различные виды общественных объединений как национального, так и международного уровня способны активно участвовать в создании политико-правовых условий, необходимых для ограничения государственной власти и развития гражданского общества. В системе ограничения государственной власти основная движущая роль должна принадлежать институтам гражданского общества. Именно гражданская инициатива, обеспеченная правовой базой, имеет потенциал постоянно отслеживать деятельность государственной власти практически во всех сферах жизни общества и оптимально ограничивать ее в пределах минимально необходимого вмешательства.

Литература

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. 359 с.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос - Международные отношения, 1994. 400 с.

3. Гайнутдинов Р.И. Основная миссия глобального гражданского общества // Международное публичное и частное право. 2006. № 5.

4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. 317 с.

5. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления. URL: http://www.samoupra vlenie.ru/16-03.htm.

6. Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. 72 с.

7. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М., 2006.
380 с.

8. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 447.

9. Кеохейн Р.О., Най Дж. С. Транснациональные отношения и мировая политика // Соц.-гум. знания. 1999. № 5. 240 с.

10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. URL: http://society.polbu.ru/koveshnikov_gosuprav/ch08_all.html .

11. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 782 с.

12. Кримски Д.А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL: http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Рос. газ. 2003. 8 окт. № 202.

14. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). 336 с.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. 484 с.

16. Хмара Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия. Челябинск, 2007. 118 с. Кримски Д. А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL : http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). С. 317.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.