Как оцениваются танки.

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому при помощи заклёпок и болтов крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но было вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

(см. также Чобхэм (броня) (англ. Chobham armour ) [убрать шаблон ])

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Пушка

Основным вооружением танка обычно является пушка , размещающаяся в башне , с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела, что является одной из определяющих особенностей танка.

Вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон , танк 1930-х годов Char B1 , или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески.

Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) - чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две - длинноствольными 45-мм пушками.

Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными , так и гладкоствольными .

В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай - поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского танка на дистанции 5100 м).

Качественным прорывом в развитии танковых пушек стало появление в 1960-х годах гладкоствольных орудий, позволявших значительное увеличение начальной скорости снаряда при меньшем весе самого орудия, хотя и отличавшихся значительным снижением точности при стрельбе на большие расстояния.

Ещё одним новшеством стали орудия низкого давления, характеризовавшиеся невысокой скоростью, но отличавшиеся сравнительно малым весом при крупном калибре, позволявшем использовать эффективные кумулятивные снаряды . Благодаря своей малой массе, такие орудия получили распространение на лёгких танках .

Пушечное вооружение некоторых современных танков
Страна-производитель Модель танка Модель пушки Тип пушки Калибр пушки, мм Наличие автомата заряжания
Россия Т-80 У-М1 2А46М-1 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Украина БМ «Оплот» КБА3 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Россия Т-90 А 2А46М-5 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
США M1A2 Абрамс M256 (немецкая Rh-120 , изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра) гладкоствольная 120
Германия Леопард-2 A5 Rh-120 (длина ствола 44 калибра) или Rh-M-120 (длина ствола 55 калибра) гладкоствольная 120
Франция Леклерк CN-120-26 (длина ствола 52 калибра) гладкоствольная 120 +
Израиль Меркава Mk.4 MG-253 (производная от немецкой Rh-120) гладкоствольная 120 − (с автоматом подачи снарядов)
Великобритания Челленджер-2 L30E4 нарезная 120

Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4-7 кг бездымного пороха , обеспечивая начальную скорость 800-1000 м/с для калиберных снарядов и 1400-1800 м/с для подкалиберных .

Пулемёт

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Имеется три основных точки размещения пулемётов:

  • Курсовой пулемёт размещается в лобовой части корпуса в установке, имеющей ограниченные углы наведения или вовсе фиксированной, и предназначен для поражения небронированных целей.
    После Второй мировой войны от их применения на танках отказались, так как шаровые установки пулеметов ослабляли лобовую броню танка и для члена экипажа, обслуживающего пулемёт, требовался дополнительный забронированный объём. Широко курсовые пулемёты типа ПКТ применялись для легко бронированной техники Воздушно-десантных войск СССР , образцы которой до сих пор эксплуатируются в 4 государствах бывшего СССР (Россия , Беларусь , Украина , Узбекистан). Пара курсовых пулемётов с фиксированным креплением, устанавливаются в передней части БМД-1 и БТР-Д . На БМД-2 установлен один курсовой пулемёт. По классификации ГРАУ - пулемёт ПКТ именуется танковым пулемётом .
  • Спаренный пулемёт имеется на подавляющем большинстве танков и размещается в лобовой части башни в общей с пушкой установке и имеет общие с ней приборы наведения и, соответственно, углы обстрела. Основным назначением такого пулемёта является поражение живой силы и небронированной техники противника. На танках, не имевших дальномера , спаренный пулемёт использовался также для пристрелки пушки.

На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.

Однако, когда противник находился в непосредственной близости от танков или бронемашин, вне зоны настильного огня (т. н. мёртвых зонах) стрелкового оружия, обычные пулемёты оказывались бесполезными и противник мог уничтожить танк с помощью бутылок с «коктейлем Молотова », противотанковых гранат или магнитных мин , причём в этих случаях экипаж танка оказывался буквально в ловушке. Невозможность борьбы с вражескими солдатами, находящимися в этой зоне, заставила немецких конструкторов-оружейников заняться и этой проблемой, изобретая различные варианты


-

Танк МС-1 представляет собой бронированную самодвижущуюся боевую машину на гусеничном ходу. По своему весу он относится к легким танкам.

Источником механической энергии, необходимой для движения танка, служит установленный на нем четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью в 40 л.с. (В танках первых серий мощность двигателя равнялась 35 л.с.)

Гусеничный ход дает возможность танку передвигаться вне дорог и преодолевать в определенных пределах естественные и искусственные препятствия.

Танк вооружен одной пушкой калибра 37 мм и одним пулеметом калибра 7,62 мм.

Танк МС-1 обладает достаточной скоростью движения, маневренной способностью, огневой мощью и радиусом действия (запас горючего на 120 км) для того, чтобы быть использованным в совместных с пехотой действиях с задачей уничтожить огневые средства противника, разрушить легкие оборонительные сооружения, а также для борьбы с бронесилами противника.

Танк состоит из следующих основных частей: броневого корпуса, броневой башни с вооружением, двигателя, трансмиссии, ходовой части и приводов управления.

Броневой корпус

Броневой корпус танка предназначен для защиты команды и расположенных внутри его механизмов от поражения небронебойными пулями и осколками снарядов. Кроме того, он является остовом, в котором и на котором монтируются все агрегаты, механизмы и детали танка. Корпус составлен из отдельных листов стали различной толщины, прикрепленных к каркасу корпуса. Каркасом корпуса танка называется жесткая основа, служащая для соединения броневых листов и придания корпусу необходимой прочности. Каркас составляют: передняя фасонная стальная отливка, являющаяся, кроме того, тараном для разрушения танком препятствий, три задних фасонных стальных отливки в виде балок, соединенных между собой (одна образует низ, а две другие - боковые стороны задней части танка), две перегородки, разделяющие корпус танка на три отделения, угольники и накладки, уплотняющие и укрепляющие соединения броневых листов.

Корпус танка разделен на три отделения: А - отделение управления, Б - боевое отделение и В - машинное отделение.

В отделении управления расположены все приводы управления танком, контрольные приборы и сиденье для водителя. Для входа и выхода команды танка отделение управления имеет впереди одну верхнюю и две откидные дверцы. Для наблюдения из танка при вождении его с закрытыми дверцами, в наклонных боковых листах имеются смотровые щели, закрываемые броневыми задвижками, а на верхней откидной дверце - смотровой прибор с двумя крестообразными щелями и перископ.

Боевое отделение вместе с башней служит для размещения командира танка, вооружения и боеприпасов. Командир танка располагается на съемном сиденье-ремне, опираясь ногами на днище корпуса. В таком положении он ведет наблюдение из танка через смотровые щели и производит стрельбу, в зависимости от обстановки, из пушки или из пулемета. Для укладки снарядов и пулеметных дисков на стенках боевого отделения имеются патронташи и ящики. Так как по полу этого отделения проходят тяги управления, то здесь пол прикрыт настилом из рифленого железа. В боевом отделении на полу располагаются источник электроэнергии - аккумуляторная батарея и возимый комплект инструмента, принадлежностей, запасных частей и предметов довольствия команды.

В машинном отделении помещается двигатель со всеми своими обслуживающими приборами и трансмиссия танка. Для лучшего использования места внутри корпуса двигатель расположен осью коленчатого вала перпендикулярно к продольной оси танка таким образом, что храповик коленчатого вала с ручным заводным механизмом выходит через отверстие в левой бортовой броне (смотря по ходу танка). Выхлопная труба и глушитель вынесены наружу в задней части танка. Машинное отделение отгорожено от боевого поперечной перегородкой, а сзади закрываются разборной перегородкой с откидным броневым листом на шарнире. К броневому листу прикреплен съемный хвост, облегчающий преодоление танком препятствий (окопов, канав). Этот хвост удлиняет опорную поверхность танка, что является очень важным при преодолении таких препятствий, как окоп или канава.

Для доступа к двигателю со стороны боевого отделения (левая сторона двигателя, если смотреть со стороны заводного механизма) в задней поперечной перегородке имеются дверцы, а с задней стороны танка откидывается броневой лист с хвостом; при этом становятся доступными правая часть двигателя и трансмиссия.

Крыша моторного отделения имеет люк, состоящий из броневых листов со взаимным перекрытием, предохраняющим от прямого попадания пуль. Люк служит для выпуска охлаждающего двигатель воздуха. В днище корпуса танка под двигателем имеется люк для осмотра и ремонта масляной системы и мелкого ремонта двигателя. Для выемки двигателя из танка вся задняя часть машинного отделения разбирается.

По бокам корпуса танка выше гусениц (над крыльями) имеются две бронированные ниши, изолированные перегородкой от внутренней части танка. В нишах помещаются по одному бензобаку емкостью в 55 л каждый. Для установки и выемки бензобаков ниши имеют сзади люк, закрываемый броневым листом с сережкой. Крышки люков поставлены на прокладках, обеспечивающих водонепроницаемость танка при переходе речной преграды вброд.

Для буксировки впереди и сзади танка имеются буксирные петли.

Гусеницы сверху прикрыты металлическими крыльями, прикрепленными к корпусу. Для предохранения отделения управления от забрызгивания грязью спереди над гусеницами укрепляются брезентовые грязевики.

Броневая башня с вооружением

Броневая башня служит для установки пушки и пулемета. Обе установки размещены в башне в соответствующих отверстиях (амбразурах) под углом 1200 друг к другу. Кроме того, башня предназначена для наблюдения из танка за полем боя, для чего над нею помещена наблюдательная вышка со смотровыми щелями и откидным колпаком.

Колпак открывается при помощи пружины и закрывается при помощи кожаной петли. Удерживается колпак в закрытом состоянии пружинным стопором.

Для вентиляции боевого отделения при его закрытом положении под колпаком имеются щели.

Башня установлена на шариковой опоре, для чего в ней укреплен верхний кольцевой погон, который канавкой опирается на шарики. Эти шарики расположены в канавке нижнего кольцевого погона, укрепленного в корпусе над боевым отделением. Шариковая опора обеспечивает легкое поворачивание башни вручную или спиной командира танка на 3600. Такой поворот башни дает возможность вести круговой обстрел, как из пушки, так и из пулемета. Для удержания башни в определенном направлении в горизонтальном положении (на походе, при стрельбе и наблюдении) имеются три башенных тормоза, управляемые маховиками. От срыва с корпуса (при кренах танка) башня предохраняется тремя захватами. Эти захваты укреплены болтами на верхнем кольцевом погоне (в башне) и захватывают своими лапами нижний кольцевой погон (в корпусе танка).

Двигатель

Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую, необходимую для движения танка. Он сконструирован специально для танка МС-1 и имеет марку Т-18.

Для получения возможно меньших размеров корпуса танка двигатель скомпонован с основными механизмами трансмиссии (сцеплением, коробкой перемены передач и дифференциалом) таким образом, что картер двигателя одновременно является и картером для перечисленных механизмов трансмиссии. Вместе с трансмиссией двигатель составляет компактный силовой агрегат, называемый мотоблоком. Он устанавливается в машинном отделении после сборки с трансмиссией и жестко крепится на трех точках при помощи болтов. Пуск двигателя осуществляется тремя способами: от руки при помощи заводного механизма вне танка (с левой стороны по ходу машины), от руки при помощи заводного механизма внутри танка (командиром машины) и электростартером.

Трансмиссия

Трансмиссия служит для передачи усилия от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса танка. Она состоит из следующих основных механизмов:

1) сцепления, дающего возможность плавно трогать танк с места и разобщать коленчатый вал двигателя и ведущие колеса танка при перемене передач;
2) коробки перемены передач, дающей возможность передавать различные усилия и скорости на ведущие колеса танка и двигаться задним ходом;
3) дифференциала, дающего возможность поворачивать танк;
4) тормозов, дающих возможность притормаживанием одной из полуосей дифференциала осуществлять повороты танка и быстро его останавливать;
5) конечной передачи, дающей возможность передавать вращение от полуосей дифференциала на ведущие колеса танка.

Сцепление, коробка перемены передач и дифференциал располагаются, как указано выше, в одном картере с двигателем и вместе с ним образуют мотоблок.

Тормоза располагаются внутри танка у боковых стенок задней части. Они установлены на стальных барабанах, укрепленных между соединительными муфтами полуосей дифференциала и конечной передачи.

Конечная передача располагается с обеих сторон танка в специальных картерах-кронштейнах, прикрепленных к наружной стороне брони в задней части танка.

Передача усилий от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса танка происходит следующим образом.

От ведущей шестерни коленчатого вала усилия передаются на приводную шестерню сцепления через промежуточную шестерню, свободно вращающуюся на своей оси, укрепленной в картере двигателя. Приводная шестерня сцепления, жестко соединенная с ведущей частью сцепления посредством дисков трения, передает усилия на ведомую часть сцепления. Ведомая часть сцепления посредством шестерни передает усилия на передаточный вал коробки перемены передач, а с него на главный вал. От главного вала посредством ведущей шестерни, установленной на его конце, усилия передаются на шестерню коробки дифференциала, а нее на полуоси. От полуосей посредством соединительных муфт усилия передаются на валик конечной передачи, а с него посредством шестерни на ведущие колеса танка.

Ходовая часть

Ходовая часть танка состоит из движителя и эластичной подвески.

Движитель сообщает танку поступательное движение за счет усилия, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Подвеска служит для передачи на гусеницы и распределения на них веса танка и для смягчения ударов и толчков.

В движитель входят гусеницы, ведущие колеса, направляющие колеса (ленивцы) с натяжными приспособлениями гусениц и поддерживающие катки (верхние).

В подвеску входят амортизаторы и опорные катки (нижние).

Приводы управления

Приводы управления танком состоят из следующих механизмов: рычагов поворота, педали общего тормоза, рычага перемены передачи, педали сцепления, ножного акселератора (педаль газа) и ручного рычага изменения момента зажигания.

Кроме перечисленных выше основных частей танка, в нем имеются следующие системы: охлаждения двигателя, смазки двигателя, питания двигателя топливом, зажигания смеси и электрооборудования.

Для контроля за работой двигателя и исправностью электрооборудования в отделении управления на щитке водителя имеются следующие контрольные приборы: манометр, служащий для определения давления масла в системе смазки двигателя, термометр для определения температуры масла и контрольная лампочка в системе электрооборудования.

Танк снабжен огнетушителем, установленным в отделении управления, и шанцевыми инструментами, размещенными снаружи на корпусе танка.

Большинство мальчиков с удовольствием возятся с игрушками военной тематики. Они разрабатывают хитроумные планы, примеряют на себя роль полководцев. Как правило, эти игрушки приобретаются в магазинах, стоят очень дорого и постоянно ломаются в детских ручках.

Если же для ребенка потерять или сломать новую игрушку – это в порядке вещей, то сделайте танк из бумаги. Но тут возникает вопрос о том, как правильно сделать танк своими руками.

На фото самодельного танка можно увидеть основные элементы, которые должны на нем присутствовать.

Материалы для танка

Инструкция как сделать танк, достаточно проста и легка в исполнении. Необходимо следовать нескольким простым правилам, чтобы создать поделку.

Чтобы создать танк из бумаги, не требуется осуществлять большие затраты. Для заготовки понадобится простая бумага. Изготовить танк не составит особого труда.


Но тут возникает вопрос «из чего можно сделать подарочный танк». При работе над игрушкой понадобятся следующие материалы: клей, острые ножницы, простой карандаш, бумага различного цвета и длинная линейка.

Изготавливаем гусеницы

Затем необходимо вырезать из этого листа две полоски. Ширина полоски должна составлять 30 миллиметров, длина же – 220 миллиметров. Из этих фигур необходимо сделать кольца, а затем приклеить их концы при помощи клея ПВХ.

Создаем корпус

Берем зеленый лист бумаги, на котором при помощи линейки и карандаша необходимо начертить прямоугольник. Ширина прямоугольника составляет 80 миллиметров, длина – 140 миллиметров. Необходимо отступить на 5 миллиметров по высоте и провести линию от верха до низа.

Далее необходимо сделать шаг в 30 миллиметров ближе к середине листа. Там необходимо начертить линию. Все линии, которые сделаны при помощи карандаша, необходимо промять. Таким образом, формируется корпус игрушечного танка.


Сооружаем башню

Вновь берем зеленый лист и выстригаем фигуру размером 80 на 100 миллиметров. Затем по очереди проводим линии относительно окраины. Изначально эти линии находятся в 5 миллиметрах от края, потом 20 миллиметров. Вновь сгибаем изгибы.

Вам понадобится еще один экземпляр прямоугольника. Он пойдет на производство дула. Размер фигуры составляет 60 на 100 миллиметров. Нужно взять прямоугольник и сложить пополам дважды. При помощи пальцев необходимо придать фигуре вид треугольника.

Сбор игрушечного танка

На следующем этапе нам необходимо собрать из созданных элементов единую фигуру. Для этого мы берем дуло и приклеиваем его к башне. Чтобы это сделать потребуется произвести три небольших надреза.

Каждый разрез не должен превышать 0,5 миллиметров. Стыки башни необходимо намазать клеем, а затем приложить к корпусу. Ждем пару минут, чтобы элементы танка схватились между собой.

Вторым шагом станет надевание бумажных гусениц на корпус танка. Чтобы игрушечный танк из бумаги отличался долговечностью, необходимо использовать крайне плотную бумагу. Альтернативой этому может стать и тонкий картон.


Особенным шиком может стать звезда с пятью концами, которая прочно ассоциируется с нашей армией. Для этого необходимо взять лист красной бумаги и вырезать из него фигуру. Далее нужно приклеить звездочку на игрушечный танк.

Танк из гофрокартона: заготовки

Еще одним способом создать игрушечный танк является использование гофрированного картона, ножниц и клея.

Необходимо нарезать из гофрированного картона синего цвета полоски, чей размер соответствует 10 на 250 миллиметров. Из этой полоски в дальнейшем нужно скрутить колеса.

Берем зеленый картон и вырезаем фигуру 30 на 300 миллиметров. Обмазываем фигуру клеем и наматываем на нее 4 колеса.

Танк из гофрокартона: делаем основу

Оригинальные идеи танков для подарка гласят, что необычным станет создание игрушки из гофрированного картона.

Создаем основу будущего игрушечного танка. Для этого необходимо вырезать из гофрированного картона прямоугольную фигуру. Это и станет платформой для будущего танчика. К платформе приклеиваем гусеницы. Для этого необходимо отступить от кромки на 10 миллиметров.

При помощи синего картона необходимо сделать две полосы, чья ширина будет ровняться 15 миллиметрам. Полоску следует свернуть вдвое и наклеить на платформу танка.

В середине платформы следует приклеить башню. Она сворачивается примерно таким же образом, что и колеса. Позади платформы игрушечного танка должны быть закреплены банки под горючее из гофрированного картона.


Сворачиваем картон в виде трубочки. Это будет пушкой нашего бронебойного танка. Его нужно закрепить на башне. Всё, ваш танк готов.

Итак, каким бы не был ваш способ изготовления игрушечного танка, итоговый результат придется вам по душе. Вы получите эксклюзивную игрушку, весело проведете совместное время, научитесь создавать интересные поделки из обычной бумаги, которые можно легко приобрести в магазинах.

На дне рождения ребенка в качестве развлекательной программы для маленьких гостей вы можете провести мастер-класс, как сделать танк своими руками. Это надолго запомниться маленьким детям и принесет им настоящее удовольствие.

Фото танков своими руками