Юрий куклачев и его театр кошек. Детство, школьные годы

Юрий Куклачев – это совершено особенный артист, карьерный путь которого по-своему уникален. Созданный им театр кошек стал визитной карточкой артиста, а также принес ему большой успех во многих странах СНГ и всего света. Однако, как это ни удивительно, о жизни этого популярного и талантливого артиста известно очень и очень мало. Именно поэтому сегодня мы решили восполнить данный пробел, подготовив биографическую статью о данном уникальном клоуне.

Детство и семья Юрия Куклачева

Будущий известный дрессировщик появился на свет 12 апреля 1949 года в городе Москва. Несмотря на распространенное заблуждение, родители нашего сегодняшнего героя не принадлежали ни к одной известной цирковой династии и вообще не имели никакого отношения к искусству. Корни его семьи нужно искать в Чеховском районе Подмосковья. Именно там прошла большая часть жизни родителей выдающегося клоуна. Сам Юрий родился уже после того как его отец и мать получили престижное назначение в столице РСФСР. В Москве родители будущего дрессировщика работали инженерами.

Почему Юрий Куклачев решил связать свою жизнь с театром – известно только ему самому. Лишь в одном из своих интервью наш сегодняшний герой мельком обмолвился о «серой действительности», которая царила в послевоенном Советском союзе. Возможно, именно эта серость и подтолкнула Юрия к яркому и веселому цирковому искусству, которое впоследствии стало всей его судьбой.

Первые выступления Юрия Куклачева

Доподлинно известно, что первое выступление молодого клоуна состоялось еще в шестидесятые годы. В тот период наш сегодняшний герой стал лауреатом Всесоюзного смотра артистов художественной самодеятельности. На финальном выступлении, которое проходило в Цирке на Цветном бульваре, Юрий поразил всех своим тонким юмором и безграничной энергией. После этого на талантливого парня обратили внимание лучшие специалисты СССР, которые очень скоро стали приглашать артиста в различные учебные заведения.

Театр кошек Куклачёва

Среди многих ВУЗов Куклачев выбрал Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Здесь он стал обучаться эквилибристике, акробатике, жонглированию, клоунскому мастерству.

Весьма примечательно, что никаких кошек в эстрадных номерах Юрия в тот период еще не было. Интересным и заслуживающим внимания представляется также и еще один факт – после окончания ГУЦЭИ Куклачев получил также еще одно образование в Государственном институте театрального искусства. Таким образом, в настоящее время наш сегодняшний герой может похвастаться не только диплом артиста, но и дипломом театрального критика.

Юрий Куклачев в цирке: кошки-кошки-кошки

В 1971-м году после получения необходимого образования наш сегодняшний герой начал выступать в Союзгосцирке. Именно в этот период фирменной «фишкой» Юрия Куклачева стало использование в своих представлениях дрессированных кошек. Впоследствии именно эти животные и принесли артисту международный успех. В середине семидесятых годов популярность артиста стала возрастать с невиданной быстротой.

Его выступления, в которых были задействованы дрессированные кошки, собирали зрителей со всей Москвы. Впоследствии концерты Юрия Куклачева начались и в других крупнейших городах Советского союза. Клоуна и его театр кошек показывали по телевизору, привозили на встречи высокопоставленных иностранных чиновников. И наш сегодняшний герой со своими «подопечными» всегда показывал высокий класс.

Уроки доброты с Юрием Куклачевым: Учим кошку трюкам

Таким образом, уже в 1976-1977-м годах Юрий Куклачев стал обладателем канадской Золотой короны клоунов, почетным членом гильдии клоунов Америки, а также Заслуженным артистом РСФСР. Всего несколько лет спустя к этому также приложилась премия Ленинского комсомола, японская эстрадная премия «Золотой Оскар».

В 1979-м году дрессировщик стал Народным артистом РСФСР. Кстати сказать, сам артист старается избегать слова «дрессировщик». Отвечая на вопросы о своих питомцах, Юрий Дмитриевич всегда говорит, что он не «дрессирует» кошек, а просто раскрывает их скрытые таланты. По его же признанию, в настоящий момент ему достаточно пообщаться с кошкой лишь пару минут, чтобы четко понять, на что она способна.

В восьмидесятые годы в его выступлениях начали появляться также и собаки. Одним из самых известный артистов стал пес «Паштет». В этот период артист разработал две шоу-программы – «Город и мир», а также «Кошки и клоуны». С этими проектами наш сегодняшний герой исколесил полсвета. Его концерты часто проходили во всех крупнейших городах СССР, а также с успехом проводились в Румынии, США, Канаде, Японии, Германии, Аргентине, Уругвае, Франции, Израиле, Бельгии, Италии, а также многих других государствах планеты.


После одного из таких концертов Юрию Куклачеву даже выпала честь отобедать с тогдашним премьер-министром Канады Пьером Трюдо.

В девяностые годы артист образовал частный Театр кошек, а также начал тесно сотрудничать с театральным режиссером Юнгвальдом-Хинкевичем. Вместе они поставили несколько детских спектаклей с участием дрессированных кошек.

Юрий Куклачев в настоящее время

В двухтысячные годы популярность клоуна и его театра стала медленно идти на спад. Количество публикаций, посвященных его персоне, стало поступательно сокращаться. Интерес к выступлениям «кошачьего» театра также стал падать. Несмотря на это, в настоящее время Куклачев все также продолжает выступать на сцене вместе со своими кошками. Кроме того, под его началом создан особый проект Международная Ассоциация Школа Доброты, которая часто проводит выступления и показывает спектакли в школах, детских садах и прочих учреждениях.

В 2011-м и 2012-м годах данная образовательная программа принесла артисту звание Почетного профессора Московского, а также Белорусского гос. университетов культуры и искусств (МГУКИ и БГУКИ).

Личная жизнь Юрия Куклачева

Всю свою жизнь Юрий Дмитриевич прожил с женщиной по имени Елена Исааковна Куклачёва. Вместе они работают в Театре Кошек. Здесь же трудится их сын Дмитрий (1975 г.р.), дочь Екатерина (1980 г.р.), а также невестка нашего сегодняшнего героя Марина.

Кроме того, у известного клоуна есть также еще один сын – Владимир, который долгое время работал танцором в израильском Балетном театре Панова. В последние годы Владимир Куклачев также работает в Театре Кошек.


В чем состоит талант кошек? Как добиться своего? Как кошки живут в Англии и чего боятся в театре? Что такое система Куклачева? На эти и многие другие вопросы отвечает Юрий Куклачев. «В нашем театре кошки важнее всех!»

Однажды Юрий Куклачев приехал на гастроли в Ригу. Около Дома культуры местные жители его узнали и стали просить автографы. Вдруг к толпе подошла древняя полуслепая старушка и спросила: «А кто это? Кто?» Ей ответили: «Куклачев!» Но она не поверила, потому что считала - Куклачев должен быть значительно старше…

Так вот, недавно Юрию Куклачеву исполнилось не 70 или 90, а всего 60 лет. Многих это удивляет.

- Стать клоуном - это была ваша мечта или вышло случайно?
- Мечта. Мне повезло - я рано понял, кем хочу быть. Многие до самой смерти не понимают, для чего родились, а профессию выбирают, какую посоветуют родители.

Но чужое сердце редко может привести к счастью. Даже сердце родителей. Только человек сам может понять, почувствовать свое предназначение. А если идти у кого-то на поводу, то вскоре заблудишься. Поэтому у нас так много несчастных людей, сломанных жизней. Свою судьбу нужно брать в собственные руки.

А понял я, что должен решать всё сам, еще в детстве. Мне было семь лет, когда друг отца дядя Вася спросил меня: «А ты знаешь, для чего ты живешь?» Я не знал, но ответил: «Чтобы жить…»

Тогда он спросил: «А жить - это что?» - «Ну пить, есть, учить уроки…» - «А кем ты хочешь быть?» Я тогда еще об этом не задумывался. Он посоветовал не спать всю ночь и придумать, для чего я живу и кем хочу стать.

И меня, маленького ребенка, его слова глубоко впечатлили. Я действительно ночью не спал и думал, кем стать. Решил, что неплохо быть летчиком.

- То есть вы изменили своей детской мечте?
- Я передумал через несколько месяцев. Дядя Вася посоветовал мне, если я хочу быть летчиком, укреплять здоровье. Я пошел заниматься спортом.

Через некоторое время в нашей семье появился телевизор, и однажды показывали выступление Чарли Чаплина. Мы смотрели и смеялись. Больше всех хохотал я. Так, что даже мешал другим смотреть.

Обычные люди открывают для себя цирк дважды - в детстве и когда обзаводятся собственными детьми. Находясь за кругом арены, они смеются над клоуном, восхищаются воздушными гимнастами, удивляются умению зверей вытворять «нечеловеческое». Но они не знают, каким трудом это дается и что происходит за кулисами цирка.

Мне сказали: «Хохотунчик, а сам так сможешь?» И я попробовал так же - изобразил чаплинскую походку. Мои родные рассмеялись. И вдруг от этого я ощутил несказанную радость - странную, сладкую, щемящую сердце.

Подобную радость я до того момента никогда не испытывал. Она так согрела мое сердце, что мне стало понятно: мое предназначение - смешить людей. Дядя Вася меня уже успел научить правилу: если есть мечта, то нужно искать пути для ее осуществления.

Сначала я пошел на балет, потому что клоун должен уметь двигаться. Потом продолжил заниматься спортом - волейболом, плаванием…

Для мамы это было удивительно: ребенок приходит после занятий в школе, берет шорты и футболку и куда-то идет. Она спрашивала: «Куда ты?» Я отвечал, что на балет.

Мама сначала не поверила и пошла проверять. Потом так же сходила в спортивные секции, в которых я занимался. Ее удовлетворило то, что она увидела, и мама успокоилась на мой счет.

Она переживала, что вдруг я говорю: «Иду на балет», а сам курю где-нибудь за углом.

- Вы были целеустремленным ребенком?
- Да, у меня с детства был характер. Ведь я поступал в цирковое училище с четвертого класса, семь лет подряд, и меня не брали, потому что считали - я профнепригоден.

Через какое-то время надо мной педагоги уже смеялись, они говорили: «Куклачев, опять ты пришел? Не ходи! Мы тебя не возьмем, из тебя клоун не получится!» Но я ходил каждый год.

В конце концов я понял, что моя мечта недостижима. Я уже закончил школу к тому времени и не знал, что делать дальше. И вот я шел после своего очередного провала по улице и встретил бывших одноклассников, они шли поступать в ПТУ на печатника.

Мы разговорились, и я пошел с ними. Кстати, я отучился и даже работал по профессии.

- И все-таки вы стали клоуном. Помогла случайность?
- Не случайность, а работа. В день, когда я поступил в ПТУ, дома отец заметил - со мной что-то не так. Он спросил у меня об этом. Мне вообще не хотелось говорить, но отцу пришлось сказать: «Папа, ничего из меня не выйдет. В меня никто не верит».

Отец посмотрел внимательно, взял за руку и произнес: «Я знаю одного человека, который в тебя верит. Это я». У меня был гениальный отец! Он смог вдохнуть в меня новые надежды.

И тогда я пошел заниматься в народный цирк. Мне было ясно, что это последний шанс, поэтому я занимался по двадцать часов в день. И через некоторое время стал лауреатом всесоюзного смотра.

После этого педагоги сами меня позвали в училище.

Вы стали не просто выпускником циркового училища, а знаменитым воспитателем кошек Куклачевым. Шаг от любителя до профессионала в любой творческой профессии сложен, но еще сложнее шагнуть от середнячка дальше. Мало кому это удается.
- Мои беды не закончились после поступления в цирковое училище. На втором курсе я получил травму, и меня снова стали называть профнепригодным. Меня несколько раз хотели отчислить.

В конце концов всё решилось в кабинете директора училища. К нему пришли документы на отчисление. Он вызвал меня и объяснил ситуацию, я сказал, что очень хочу учиться.

Он что-то увидел во мне, я считаю, он увидел мое сердце. С рождения у меня было сердце клоуна. Директор оставил меня вопреки мнениям педагогов, и я окончил училище. Потом началось самое сложное: поиск себя в профессии.

- Я так понимаю, вам нужно было придумать оригинальные номера, которые выделили бы вас из среды коллег?
- Совершенно верно. А что такое «новые номера»? Это сродни открытию, которое делают ученые. Только они работают в лабораториях, а мы на арене цирка.

Молодому человеку, который только пришел в профессию, кажется, что всё уже придумано и ему нет места! Сто лет существовал цирк, и никто не занимался с кошками. Я решил, что у меня получится.

И опять, как в детстве, я встретил непонимание и даже насмешки. А кто-то, наоборот, отнесся ко мне по-отечески, но всё равно не верил. Старые клоуны обещали мне «завещать» свои номера, только чтобы я не тратил время и молодую энергию попусту. Но я не хотел брать чужое, я мечтал стать первооткрывателем. И вскоре у меня получилось.

- Насколько я помню, там была какая-то история с котом, которого вы нашли на улице.
- Да. Первый номер придумал мой кот Тишка, его я подобрал котенком… Шел дождь. Мокрый, дрожащий от холода котенок сидел на тротуаре. Он пытался спрятаться от ветра в какой-то ямке. Я поднял его, он весь уместился у меня на ладони. Котенок выглядел бедным, измученным. Стало очень жалко его.

Помню, я тогда подумал: «Как странно - он только родился, а уже вынужден страдать». Котенка я забрал с собой домой. Мы с моей женой Еленой обогрели его, накормили.

Через некоторое время он превратился в огромного кота. Как-то я пришел домой и нашел спящего Тишку в кастрюле. Я не считал, что это место для кота, поэтому попытался его выгнать оттуда. Но он вернулся назад, потому что пригрелся. Кастрюля показалась ему уютной постелью.

Я попытался его снова выгнать, но он, недовольно мявкнув, опять вернулся. Вот так у меня родился первый номер «Кот и повар». После этого я стал учиться работать с кошками.

Слово «дрессировка» для кошки не подходит. Она никогда не подчинится человеку. Что-то делать против своей воли кошка не станет. Все наши спектакли, все трюки сделаны через игру с кошками. Конечно, у нас и кошки необычные. Они проходят очень строгий отбор. Как и среди людей, среди кошек есть талантливые и неталантливые.

- В чем состоит талант кошек?
- Чтобы выступать в театре, кошка не должна бояться сцены: шума, яркого света, людей. В нашем театре, даже если в вольер к кошкам заходит посторонний, они его не пугаются. Напротив, обступают, обнюхивают, запрыгивают к нему на плечи. Это потому что наши кошки открыты для всех людей.

- Не видели зла от человека?
- Не видели. Но это и характер: они изначально предрасположены к близкому контакту с человеком. А дальше мы любовью и лаской укрепили их в этом.

Безусловно, если бы люди проявили неуважение - ударили или позволили себе какую-нибудь другую грубость, то и эти кошки стали бы бояться человека. Поэтому в нашем театре кошки главнее всех.

Никто из артистов-людей не осмелится даже громко сказать при них, чтобы не испугать. Маленькая оплошность уничтожает годы тренировок. В театре было несколько случаев, когда кошку пугали на сцене и она больше уже не могла работать.

Однажды мой сын Дмитрий Куклачев, нынешний руководитель Театра кошек, выполнял номер на сцене, и вдруг взорвалась лампа. Кошка испугалась!

Это было очень талантливое животное, которое умело делать уникальный трюк. Но после этого она уже больше никогда не вышла на сцену. Более того, ее и принудительно вынести туда было нельзя. Как только кошку подносили к сцене, она сжималась, потом вырывалась и убегала.

Случай отнял у Димы талантливую актрису. Подобное было и у меня. Когда-то давно я придумал трюк - кошка медленно, грациозно проходит по самому краю сцены, где-то на середине она смотрит в зрительный зал, потом идет дальше до конца.

Трюк этот делала красивейшая кошка, которая умела двигаться как богиня! Зрители были в восторге! И вот однажды, когда она шла, какой-то мальчик, он сидел на первом ряду, крикнул… даже не на нее, а прямо в нее, он рядом сидел. Эта кошка никогда больше не вышла на сцену.

- Кошка работает на сцене, только если ее уважают люди, как я понимаю.
- В нашем деле главное любовь. Этому я учил когда-то своего преемника, старшего сына, Диму, и сейчас он сам не хуже меня это знает и учит моего внука Никиту.

Только любовь есть основа всех отношений. В том числе и человека с кошкой. Со мной и с Димой произошла исключительная история, которая иллюстрирует то, что я сказал о любви…

Здесь, в цирке, совершенно другая экономика. Кризис для нас начинается тогда, когда в зале нет зрителей. Да, стало немного сложнее, потому что растут цены, вырастают затраты. Но на представлениях по-прежнему две тысячи человек. Сейчас проходил через главный вход - стоит очередь в кассу…

Тогда мы только-только получили помещение: небольшой кинотеатр «Призыв» на Кутузовском проспекте. Встала необходимость сделать из него Театр кошек, а для этого нужны были деньги.

И тут нам предложили годовой контракт на выступление в Англии, который мы с радостью подписали. Через месяц я и Дима прибыли в Лондон. И вдруг выяснилось, что в Великобританию очень сложный ввоз животных.

Наших кошек семь месяцев должны были продержать на карантине. А по контракту мы выступаем уже через два месяца! Возникла очень острая ситуация - за невыполнение контракта нас ждала огромная неустойка. Нужно было что-то делать, как-то решать.

Сначала мы решили наловить кошек в Лондоне, но оказалось, что в Англии уличное животное принадлежит городу и забрать его просто так нельзя. Тогда наш продюсер и организатор гастролей нашел выход из положения. Его родственница очень любила кошек, она владела замком, и там жили сотни кошек. Он предложил поехать к ней и набрать актеров из числа ее питомцев. Но ничего не вышло.

- Почему?
- Сначала она очень прониклась к нам. Ей понравилось наше с Димой доброе отношение к животным. А еще я схитрил.

Ее кошки жили в замке своей жизнью, и так просто подманить к себе их было невозможно, поэтому пришлось подошвы обуви натереть валерианой. Кошки были очень рады! Они прибегали в комнату, где мы сидели, со всех уголков замка.

Хозяйка была приятно удивлена. Она призналась, что такого в ее доме еще никогда не было. Мы отобрали два десятка животных, и она была уже готова их нам отдать, называла нас самыми добрыми людьми на земле.

Она считала, что только очень добрых людей могут сильно любить кошки и сбегаться поприветствовать. Но как только хозяйка узнала, что кошки будут работать в цирке, она сказала категорически: «Нет!»

- Побоялась, что вы будете плохо с ними обращаться?
- Она находилась в плену стереотипов, и не в наших силах было переубедить ее. Мы решили вернуться в Россию, но продюсер сказал, что тогда мы должны заплатить неустойку за срыв гастролей.

Мы ехали заработать деньги на новый театр, а могли попасть в долговую кабалу. Следующее решение мы приняли от отчаяния: наловить полудиких кошек в пригородном лесу.

Эти кошки сбежали в него из города, одичали, кормились мышами и птицами. Для отлова мы купили специальные клетки-ловушки как в фильмах: клетка, входная решетка держится на подпорке, в клетке еда.

Кот или кошка заходит в клетку, чтобы достать мясо, задевает подпорку, и клетка закрывается. Нам удалось отловить два десятка животных, мы их привезли в город.

Но толку из этого не вышло. Дикие, они не подпускали людей и близко. Чтобы кормить их, ассистенты и я с Димой заходили в толстых брезентовых костюмах, на руках мы носили перчатки для резки роз из прочнейшей резины.

Обязательно нужно было защищать лицо. То есть к ним в клетку входили - как в открытый космос! Сделать представление с такими животными было нереально. Оставалось заплатить неустойку и вернуться. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Кошки заболели.

- Эпидемия?
- Да. Они жили в лесу, и, естественно, у них не было прививок. Мы их поместили в один вольер, и кто-то из них оказался носителем вируса.

Коты и кошки не просто заболели, они слегли. Не могли встать на лапы. Мы, естественно, не оставили их в беде и стали лечить - кормить из ложечки, ежедневно давать таблетки.

И всё равно первое время, несмотря на то что болели, они пытались шипеть и царапаться, но сил на то, чтобы серьезно атаковать, у них не было. Мы их вылечили, и отношение кошек к нам поменялось полностью.

Кошки поняли - мы не несем для них вреда. С ними уже можно было контактировать, и через некоторое время удалось сделать первые номера и выступить перед лондонской публикой.

Потом я вернулся в Россию, чтобы заниматься театром в Москве, а Дима остался выступать. Тогда ему было 16 лет! Он объездил всю Англию, и по итогам года его признали самым оригинальным артистом сезона! Так мой сын получил первую награду. Сейчас их у него много.

Я знаю, что недавно вы поступили в аспирантуру и пишете диссертацию по психологии. Вы автор более десятка книг для детей, и недавно вас приняли в Союз писателей России. В 60 лет вы решили полностью поменять жизнь?
- В театре у меня есть Дима, сейчас он главный, но и я не собираюсь прекращать гастрольную деятельность. Однако появилось время заняться творчеством.

Никогда не думал, что буду писать профессионально, но сама моя жизнь располагала к этому. Мне приходилось тренировать в себе наблюдательность, память на детали.

Сначала я следил за кошками, но привычка вошла и в повседневность - я стал наблюдать за людьми. А если человек замечает детали, которые многие не видят, то велика вероятность, что он захочет о них сообщить человечеству.

Я пишу для детей - в доступной форме пытаюсь им сообщить о разнообразии мира. Вообще это не просто книги для детей. Это основа моей авторской программы духовного воспитания подрастающего поколения «Школа доброты», которая внедряется в школы.

Пока уроки проходят в рамках внеклассного чтения. Но в дальнейшем, я надеюсь, будет отдельный школьный предмет. Моя диссертация связана с этой программой.

Когда несколько лет назад я придумал «Школу доброты», то получил поддержку Министерства образования РФ. Но для того чтобы всё это стали преподавать отдельно, нужны годы: пока проводится только эксперимент, если моя программа поможет, а не навредит, то ее утвердят.

- А может навредить?
- Даже самые благие намерения подчас приносят вред. А потом чиновники Минобразования выполняют непреложное правило. Никуда не деться.

- Давайте всё же подробней поговорим о форме и содержании ваших книг, а также о педагогической составляющей.
- Я пишу короткие рассказы из жизни кошек, собак. О слоне, медведе… В них я показываю ребенку многообразие мира, учу доброте, учу понимать животных и людей.

Вообще, я рассказываю там очень важные вещи, и многое основывается на работах великих ученых - психологов и физиологов, но я преподношу это всё ненавязчиво, с юмором и через игру.

Дети узнают о том, как появляется в сердце человека агрессия и какие есть способы борьбы с ней. О том, как важно вовремя сдержать свои чувства и желания, о том, что всегда уместно сначала размышлять, прежде чем утверждать.

Дети должны знать, что мироздание не сказка, а живая разумная истина. И если человек не соблюдает правила, то ему грозит опасность. Он даже может погибнуть.

Еще мы учим детей быть наблюдательными - «слушать тишину». А главное, мы стараемся донести до ребенка то, что он сам должен понять свое предназначение, ни папа и ни мама, - своим сердцем нужно прочувствовать, зачем ты пришел на этот свет! А поняв, нужно сосредоточиться и найти пути к осуществлению своего предназначения.

- Что-то вас подтолкнуло создать такую систему?
- Я давно думал о том, что в школе учат математику и химию, на физкультуре развивают тело… но не заботятся о душе. Процесс тренировки душевных сил пущен на самотек.

Внутренний мир человека, его сознание - всё это развивается. И для того чтобы ребенок стал добрым взрослым человеком, ему нужно многое объяснить.

Мы воспитываем в детях милосердие и отзывчивость. Кроме того, мы развиваем творческое начало в детях. Я рекомендую использовать на уроках «Школы доброты» специальные упражнения, тренирующие воображение, внимание, фантазию.

Вообще автор этих упражнений не я, а Михаил Чехов, Станиславский. В театральных вузах их практикуют уже много десятилетий. Я только адаптировал упражнения для школьников младших классов. Кстати, у меня уже есть положительный опыт воспитания детей. Моих. У меня их трое: Дима, Катя и Володя.

- Диму многие знают как продолжателя вашего дела, а вот кто остальные?
- Да, Дима самый известный. Он много гастролирует и по России, и за рубежом. Катя художник, она выставляется, ее картины покупают за приличные деньги.

А Володя артист балета, он основал свой театр и развивает новое направление, которое основано на синтезе классического балета, пантомимы и современных танцев. Это нужно видеть - объяснить сложно. Все мои дети талантливы и успешны.

- Вы достигли всего, что хотели в жизни?
- Человек, достигший всего и понявший это при жизни, желал слишком мало. Поэтому я впереди вижу много неизведанного и нового. Меня ждут новые цели.

Беседовал Александр Гриценко

Видеоролик спектакля Дмитрия Куклачева «Мои любимые кошки»






Куклачёв, Юрий Дмитриевич

Юрий Куклачёв
Имя при рождении:

Куклачёв, Юрий Дмитриевич

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР → Российская Федерация

Отец:

Куклачёв Дмитрий Семёнович

Мать:

Куклачёва Валентина Фёдоровна

Супруга:
Дети:

Дмитрий
Екатерина
Владимир

Награды и премии:
Сайт:

Ю́рий Дми́триевич Куклачёв (род. 12 апреля 1949, Москва) - советский и российский артист клоунады. Народный артист РСФСР (1979). Педагог, обладатель звания "Народный учитель".

Семья

Фильмография

Юрий Куклачёв также снимался в кино:

  • - Выше Радуги - Иван Иванович
  • - Микко из Тампере просит совета
  • - Кот и клоун

Куклачёв о себе и кошках

  • Сам Ю. Куклачёв говорит, что он кошек не дрессирует, а просто играет с ними. Клоун видит у какой-либо определённой кошки какую-то особенность, талант и затем развивает в ней эти особенности. Куклачёв утверждает, что кошки так же, как люди: есть более талантливые, есть и менее талантливые.
  • Опыт работы с кошками у Куклачёва такой, что ему достаточно пару минут подержать в руках, пообщаться с любой кошкой, чтобы сразу определить её характер, привычки.
  • Юрий Куклачёв является религиозным человеком и утверждает, что вера в Бога занимает очень важное место в его жизни.

Школа Доброты

Народный артист России Юрий Дмитриевич Куклачев, почти сорок пять лет работает не только клоуном, но и педагогом. Правда, он стоит не у классной доски, а на сцене, и не один, а со своими друзьями - кошками и собаками. Он первый в мире начал выступать с кошками и получил призвание во всем мире. За рубежом его называют [кто? ] Русское чудо.

Когда волна жестокости и равнодушия захлестнула молодежь Куклачев написал серию книг «Школа доброты» и «Уроки доброты». Используя работы ученых, психологов, в книгах написаны увлекательные истории про кошек, собак, слонов, мартышку, медведя… а также он предложил детям в игры и упражнения, которые помогают им развивать воображение, фантазию, мышечную память, внутреннее видение и свободу, умение мыслить образно.

Время показало, что "Уроки доброты" помогают детям жить с природой, людьми, а главное, с самим собой в гармонии. Дети узнают, что Доброта – это энергия, и тот, кто несет добро,- преобразует мир.

Книги были утверждены на экспертном совете ученых при Министерстве образования Российской Федерации и рекомендованы, как учебное пособие для внеклассного чтения к уроку «Окружающий Мир». Комитет по образованию города Москвы, распространил комплекты книг по всем школам Москвы и Московской области. За книги ему было присвоено звание Народного учителя России, а Университет Культуры присвоил звание почетного профессора Университета.

Судебные процессы

В ноябре 2009 года Ю. Куклачёв обратился в суд за защитой чести и достоинства, сочтя оскорбительными высказывания в блоге М. С. Вербицкого . Вербицкий, в частности, с использованием ненормативной лексики озвучил слух, что Куклачёв применяет электрошок при дрессировке кошек.

Конфликт начался с того, что на сайте Вербицкого было опубликовано стихотворение Дениса Яцутко , содержащее строчку «Куклачёв ещё этот ёбнутый». По пояснению Вербицкого, адвокат Куклачёва потребовал от Дениса Яцутко убрать имя Куклачёва из опубликованного на сайте стихотворения. Яцутко требование выполнил. В то же время от Вербицкого, угрожая судебным иском, потребовали убрать всё стихотворение, что и разозлило Вербицкого.

На вопрос о данном судебном иске, Куклачёв ответил изданию GZT.ru - «А как еще с наглецами? Русские наглецы не понимают, что вести себя надо скромно. Они несут грязь и все. Их надо только так наказывать. Юрий Михайлович [Лужков, мэр Москвы в 1992-2010 гг.] правильно делает и с Жириновским и с Немцовым [в отношении них мэр подал иски о защите чести и достоинства, Борис Немцов суд уже проиграл]. Дело не в деньгах, дело в принципе. Когда этого придурка также дернут, он будет думать писать или не писать».

Сам Вербицкий крайне негативно отреагировал на обращение Куклачёва в суд, сочтя эти действия попыткой установления цензуры в Интернете и ущемления свободы слова . Куклачёв, по словам Вербицкого, «рассылает судебные требования и повестки веером, совершенно не вдаваясь в содержание сайта» .

Книги

  • Школа доброты
  • Юрий Куклачёв и его 120 кошек
  • Друзья мои кошки
  • Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка
  • Кошки в Париже
  • Самый обычный сундучок
  • Кошкин дом

В Эстонии существует психоделическая рок-группа под названием Kuklachew & the Space Cats .
В 1987 году в Корее по случаю проведения 13-ого международного циркового фестиваля была выпущена марка, посвящённая Юрию Куклачёву.

Примечания

Литература

  • Черноземова Е. Н. Развивая, воспитывать: «Уроки Доброты» Ю. Д. Куклачева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 1 (январь - февраль).
  • Росин, Александр . Клоун без грима. Глава восьмая Юрий Куклачев // Библиотека журнала «Флорида» -2012г.

Юрий Куклачев – цирковой артист, дрессировщик кошек, получил широкую известность благодаря номерам с домашними кошками, для подготовки которых использует особую методику.

Юрий Куклачев – самый искренний и добрый циркач, мгновенно завоевывающий внимание зрителей, молодых и старых. Неподражаемую улыбку этого талантливого человека, без которой не обходится ни одна фотография, невозможно не заметить. Заметна и на всех фотографиях артиста.

Известен, как первый в мире, подготовивший и представивший публике номер с участием ручной кошки. Ему принадлежит театр «Кошкин дом» с командой хвостатых актеров.

Детство, школьные годы

Родился Юра в Москве, в семье простых рабочих, не имеющих отношения к цирку. Должно быть, по этой причине родители не понимали, почему их сын умеет смешить людей и понимать животных.

На выбор профессии повлиял фильм с участием американского актера Чарли Чаплина. Неподражаемый зарубежный комик поразил Юру настолько, что он пообещал себе стать клоуном.

И обещание сдержал: путь к мечте начал с попыток поступить в детской учебной студии, организованной при цирковом училище. Упорный мальчик обивал ее пороги семь раз, и все семь раз получал отказ. Однако, желание обрести профессию не угасло. Напротив, усилилось.

Образование

Получив среднее образование, юноша поступил на должность в «Молодой гвардии» — так именовалась типография. А вечером постигал азы любимой профессии в кружке при Доме Культуры. Знания, полученные там, юноша буквально впитывал. В возрасте семнадцати лет получил приглашение для последующего обучения в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. На этом Куклачев не остановился и поступил в ГИТИС, и вышел с дипломом, где значилась специальность «театральный критик».

Четвероногие «артисты»

К 1972 году успел прощупать профессию, выступал на арене, но хотел удивить зрителей оригинальным номером. Артист появился на арене вместе с домашней кошкой Стрелкой. Но тот концерт, и, в особенности, клоуна Юрия Куклачева зрители запомнили по номеру, который он показал вместе со своей четвероногой «артисткой». Будущий дрессировщик использовал интересную особенность Стрелки: в качестве укромного уголка кошка предпочитала использовать кастрюлю. Юрий Дмитриевич подметил это, нашел способ мотивировать животное прятаться там, подгадал удачные моменты. Получился номер «Кот и повар».

Постепенно ряды четвероногой труппы пополнились котенком Кутькой, кошкой Ромашкой, и болонкой Паштетом. Они были нужны для будущих программ, которые разрабатывались постепенно — «Кошки и клоуны» и «Город и мир», прославившие Куклачева дома, и за рубежом.

С кошками на одном языке: как Юрий Куклачев дрессировал своих артистов?

Как Юрию Куклачеву удалось подчинить себе кошек – животных своенравных, независимых? Он говорит, что не столько дрессирует своих артистов, но наблюдает, изучает привычки и повадки, которые и использует в выступлениях. А еще любитель котов верит — каждого животного, как и у человека, есть талант. Нужно лишь суметь разглядеть его в особенностях каждого животного, и, разумеется, развивать.

Пришедший со временем опыт позволил руководителю театра понимать своих пушистых друзей очень быстро. Чтобы понять, годится ли кошка в артистки, ему достаточно подержать ее на руках несколько минут.

Награды

Настал момент, когда о таланте этого человека узнали и за рубежом. Так, из Канады он вернулся с «Золотой короной клоунов», и дипломом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма». Из Монте-Карло – второе место на Международном цирковом фестивале.

В 1986 году Куклачев стал народным артистом России. Звание это получил за подготовленную программу «Цирк в моем багаже»

Творчество и просвещение

В собственном театре Куклачева, куда он вложил и творческие силы, и знания, четвероногие артисты разыгрывают для зрителя более десяти постановок. Среди них есть и особая программа под названием «Задушевные беседы с заключенными», предназначенная для особых неприятных гастролей клоуна и его артистов по местам заключения еще совсем молодых преступников.

Сейчас театр, силами правительства с 2005 года получивший статус государственного, занимает жизнь всей семьи Куклачевых. В 2015 году ему исполнилось 25 лет. В честь этой памятной даты мастер подготовил масштабную программу «Династия», в которую вошли все лучшие номера с участием мохнатых артистов.

Кроме того, циркач преподает в «Школе доброты» Это его проект, который представляет собой, по сути, серию занятий в общеобразовательных и исправительных заведениях, направленных на воспитание в детях такого замечательного качества, как доброта. Так же Куклачев на «Детском радио» ведет собственную передачу.

Юрий Куклачев в кино

На экране любитель кошек стал появляться с 1980 года. Тогда его снимали лишь в художественных лентах, посвященных людям его профессии. Это были фильмы «С улыбкой доброй…», «Комсомол, любовь и весна». В тот период хозяин «Кошкиного дома» снялся в музыкальной картине «А так же цирк».

Фото: Юрий Куклачев в молодости

Были и художественные фильмы. В 1986 году вместе с юным тогда снялся в детском фильме «Выше радуги». Были еще проекты «Микко из Тампере просит совета». Наконец, ему удалось сыграть себя в сериале «Не может быть».

Личная жизнь

История семьи Куклачевых началась еще во времена, когда еще никому не известный молодой человек по имени Юра устроился работать в Союзгосцирк. Там он и встретил танцовщицу Елену, его единственную спутницу жизни. Разделяет его интересы, равно как и дети. Старший сын Дмитрий выступает с животными и ставит номера, дочь Екатерина занимается костюмами и декорациями. Кроме того, во время выступления животных она рисует картины из песка. А вне работы в театре помогает отцу оформлять его книги: подготавливает иллюстрации. Младший сын Владимир так же работает отцовском театре. На его счету уже два собственных спектакля: «Волшебные краски» и «Люди и кошки».

Свободного времени у Юрия Дмитриевича немного, и его он привык посвящать любимым увлечениям – рисованию и резьбе по дереву. Однако, и во время отдыха он нередко думает о своих пушистых «артистах». Привязанность к ним отражается не только в цирковой работе. Куклачев написал десятки книг о кошках.

Знаменитый дрессировщик кошек

Заручившись поддержкой администрации Израильского Ашкелона, Куклачев в 2016 году задумал построить там дворец для четырех своих кошек стоимостью в один миллион долларов. По предварительным расчетам там, помимо вольеров, должны быть учебные классы для пушистых жильцов.

Годом позже театр обвинили в присвоении государственных денег. Законность всех финансовых операций в коллективе «Кошкиного дома» была проверена правоохранительными органами, и выяснилось, что обвинения эти ложны.

Сегодня театр Куклачевых продолжает свою деятельность, радуя посетителей новыми спектаклями.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Юрий Куклачев выделяется даже в ряду артистов цирка. Доброта и искренность дрессировщика располагают к себе маленьких зрителей и взрослых состоявшихся людей. Нет ни одного фото, на котором бы Юрий Куклачев выглядел без улыбки. Юрий Дмитриевич стал первым клоуном-дрессировщиком, который начал ставить номера вместе с домашней кошкой. Артист основал единственный в мире театр «Кошкин дом», в котором главными действующими лицами являются эти мурлыкающие создания.

Юрий родился в Москве, но к династии людей искусства не принадлежал. Родители мальчика, Дмитрий Семенович и Валентина Ивановна, были обыкновенными рабочими. Куклачевы-старшие так и не смогли объяснить, откуда у сына взялся талант смешить людей и понимать зверей.

В семь лет Юра впервые увидел в кинотеатре фильм с участием . Американский актер произвел на мальчишку сильное впечатление, после чего Куклачев дал слово стать клоуном. Юрий семикратно пытался попасть в детскую учебную студию при цирковом училище, но раз за разом получал отказ. Тем не менее, желание выступать в цирке эти отказы только делали сильнее.

После выпуска из школы Юрий Куклачев устроился на работу в типографию «Молодая гвардия», а по вечерам обучался цирковому искусству в кружке при Доме культуры. Однажды на фестивале художественной самодеятельности 17-летний юноша стал лауреатом Всесоюзного смотра и получил приглашение учиться в Московском государственном училище циркового и эстрадного искусства. Позднее Куклачев получил и высшее образование по специальности «театральный критик» в ГИТИСе.

Цирк

Впервые о Юрии Куклачеве страна заговорила в феврале 1976 года. До этого у клоуна уже были выступления на арене цирка, но артист все время хотел придумать что-то новое, чего еще ни у кого не было. На том памятном концерте Юрий вышел к зрителям в сопровождении домашней кошечки по имени Стрелка.


Кошка обладала уникальной способностью, которую ранее подметил начинающий дрессировщик – животное постоянно пряталось в кастрюле. Пользуясь приемами позитивной мотивации и подметив моменты, когда кошка устремлялась в кастрюлю, Куклачев создал номер под названием «Кот и повар». Легкий, эффектный номер стал первым в творческой биографии Юрия Куклачева – дрессировщика кошек.

После этого циркового выступления маленькая труппа пополнилась следующими четвероногими артистами – котенком Кутькой, кошкой Ромашкой и мальтийской болонкой Паштетом.


Постепенно созданные Куклачевым программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» покорили Советский Союз и весь мир. Зрители не могли понять, как же артисту удалось воспитать это домашнее животное, ведь раньше считалось, что кошка не поддается дрессировке. Сам Юрий Дмитриевич уверяет, что не применяет к маленьким артистам дрессуру как таковую, а только использует личные привычки каждого зверька.

Юрий Дмитриевич внимательно следит за особенностями и интересами каждого конкретного зверька и просто помогает развить котятам таланты. Дрессировщик уверен, что у животных, как и у людей, всегда заложен определенный дар, и нужно найти тех, у кого есть талант выступать на арене. Со временем Куклачев уже достиг такого уровня в понимании четвероногих друзей, что артисту достаточно несколько минут подержать на руках кошку, чтобы понять особенности ее характера.


Со временем достижения советского клоуна отметили и за границей: в Канаде Куклачев был удостоен награды «Золотая корона клоунов» и диплома «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма», на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло – почетного второго места.

В 1986 году артист выпускает концертную программу «Цирк в моем багаже», после чего Куклачеву присваивают звание народного артиста РСФСР.

Творческий опыт и идеи Юрий Куклачев воплотил в первом и единственном в мире частном театре кошек, который получил название «Кошкин дом». Там клоун вместе с кошками предлагает зрителям более десятка различных постановок. Также есть в репертуаре Куклачева специальный спектакль «Задушевные беседы с заключенными», с которым артист ездит в российские колонии для оступившихся в жизни детей. Сейчас «Кошкин дом» уже превратился в настоящее семейное дело. В 2005 году театр получил статус государственного.

Помимо выступления на сцене родного театрального коллектива, артист ведет просветительскую деятельность. Юрий Куклачев стал автором образовательного проекта для младшего школьного возраста «Школа доброты». Помимо «Уроков доброты», которые дрессировщик регулярно проводит в общеобразовательных заведениях и исправительных колониях для малолетних, Юрий Куклачев выступает радиоведущим одноименной передачи на «Детском радио».

Фильмы

В кинематографе Юрий Куклачев дебютировал в 1980 году. Сначала дрессировщик снимался в документальных лентах о цирковых артистах «С улыбкой доброй...», «Комсомол, любовь и весна» и в музыкально-развлекательной картине «А также цирк».


В 1986 году Юрий дебютировал в игровом кино. Куклачеву предложили интересную роль в детском комедийном фильме , где также дебютировал в детском образе . Позднее клоун снимался в совместном советско-финском проекте «Микко из Тампере просит совета» и буффонаде «Кот и клоун». Последней картиной Юрия Куклачева стал познавательный сериал «Не может быть!», артист цирка там играет самого себя.

В 2015 году на 25-летие театра кошек Юрий Куклачев представил спектакль под названием «Династия», в который вошли лучшие номера за всю творческую карьеру мастера. Для участия в постановке Юрий задействовал собственную семью, цирковую труппу и 35 кошек, в число которых вошли представители четырех поколений потомков кошки Стрелки.

Личная жизнь

Едва придя на работу в Союзгосцирк, Юрий Куклачев познакомился с очаровательной танцовщицей по имени Елена. Девушка вскоре стала супругой начинающего клоуна и верной спутницей жизни. В семье Куклачевых родилось трое детей – Дмитрий, Екатерина и Владимир. Все трое имеют непосредственное отношение к театру кошек, основанному отцом.


Дмитрий окончил цирковое училище и сразу начал выступать с животными в театре. Старший сын создает для спектаклей акробатические этюды и цирковые трюки. Единственная дочь стала художницей и в театре отвечает за декорации и костюмы. Екатерина иллюстрирует книги отца, к тому же во время представлений девушка выступает с номером по созданию живых картин из песка.

А младший сын Владимир окончил академию балета, был солистом Израильского театра оперы и балета, но сейчас тоже работает в театре «Кошкин дом». Куклачев-младший поставил спектакли «Волшебные краски» и «Люди и кошки».


В свободное время, которого у Юрия Дмитриевича немного, Куклачев любит рисовать и увлекается резьбой по дереву. Но главным хобби остаются животные. Кошки – это не только работа для дрессировщика, мысли о пушистых зверьках занимают часы досуга Юрия Дмитриевича. Артист написал и выпустил десятки художественных и популярных книг и других иллюстрированных печатных изданий, посвященных этим животным.

Перу циркового артиста принадлежат книги «Юрий Куклачев и его 120 кошек», «Друзья мои кошки», «Самый обычный сундучок» и «Кошкин дом». Помимо ряда фактов биографии, со страниц книг Юрий Дмитриевич делится секретами профессии дрессировщика.

Юрий Куклачев сейчас

В 2016 году российский артист задумал для четвероногих любимцев в Израиле, в городе Ашкелон. Идею Куклачева поддержали жители и администрация города. Предполагается, что во дворце будут расположены многоярусные вольеры, музей и учебные классы для кошек. В интервью Юрий Куклачев заявил, что стоимость дворца составит $ 1 млн.


В октябре 2017 года автономная некоммерческая организация «Трансперенси Интернешнл - Россия» обвинила театр кошек Куклачева и еще 13 театральных коллективов в отмывании государственных денег и присваивании бюджетных средств. Были приглашены правоохранительные органы, которые проверили законность всех транзакций, совершаемых бухгалтерией театра Юрия Куклачева. Обвинение оказалось голословным, так как в документах не нашлось никакого компромата.

Театр продолжает радовать маленьких зрителей новыми спектаклями. Ежегодно в праздничные дни проходит постановка, посвященная Новому году. В последних числах 2017 года стартовал спектакль «Новогодняя сказка», анонсы которого размещены на официальном сайте театра Юрия Куклачева.

Награды и достижения

  • 1976 - «Золотая корона клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма» (Канада)
  • 1977 - почетный член Ассоциации клоунов Америки
  • 1980 - премия Ленинского комсомола
  • 1980 - заслуженный артист РСФСР
  • 1981 - премия «Золотой Оскар» (Япония)
  • 1985 - приз «Серебряный клоун» на Международном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло
  • 1986 - народный артист РСФСР
  • 1994 - орден Дружбы народов
  • 2011 - почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств
  • 2012 - почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств