Всем мировым стандартам и техническим. Международные стандарты, директивы евросоюза и российские госты

В зависимости от сферы распространения и статуса стандартизация может осуществляться на различных уровнях: международная, региональная и национальная стандартизация (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Уровни стандартизации

стандартизации

Наименование организации по стандартизации

Особенности

народная

стандарти

ИСО (/50), МЭК (IEC)

Могут принимать участие соответствующие органы по стандартизации всех стран

Региональная стандартизация

Европейский комитет по стандартизации СЕН (СЕХ); Европейский комитет по стандартизации и электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK ); Скандинавская организация по стандартизации ИНСТА (INSTA);

Ассоциация государств Юго- Восточной Азии АСЕАН (ASEAN) .

Панамериканский комитет стандартов КОПАНТ (COPANT);

Принимают участие соответствующие органы стран только одного экономического или географического региона.

Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа

Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС СМС); Межгосударственная научно- техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС)

Национальная стандартизация

Национальная стандартизация России (ГОСТ Р);

Немецкий институт по стандартизации (DIN );

Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR ); Британский институт стандартов (BSI )

Проводится на уровне одной страны

Международная стандартизация

Международная стандартизация – это деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. В области международной стандартизации работает ряд организаций, наиболее представительными из которых являются ИСО и МЭК.

Международная организация по стандартизации была создана в 1946 г. 25 национальными организациями по стандартизации. СССР был одним из се основателей. Официальные языки ИСО – английский, французский и русский.

При выборе названия организации учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный. Вот почему па всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК.

Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами оценки соответствия.

За годы существования ИСО разработала и ввела в действие около 14 000 международных стандартов. Все эти стандарты отражены в Международном классификаторе стандартов (МКС).

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна может применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Так, во Франции почти 50% национальных стандартов приняты на основе международных.

Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации страны.

В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

Цели ИСО:

  • содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами;
  • развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно- технической и экономической областях;
  • совершенствование структуры фонда стандартов;
  • установление требований к безопасности продукции;
  • установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии.

Для достижения поставленных целей ИСО должна решить следующие задачи:

  • принятие мер по облегчению координации и унификации национальных стандартов;
  • разработка международных стандартов при условии, что в каждом случае стандарт одобрен по крайней мере 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании;
  • разработка новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальной, так и в международной практике;
  • организация обмена информацией о работе всех комитетов-членов и ТК;
  • сотрудничество с другими международными организациями, заинтересованными в вопросах стандартизации.

В своей деятельности ИСО сотрудничает и поддерживает связи с международными организациями различного профиля и статуса, среди которых ООН, межправительственные и неправительственные организации.

Комитетами-членами ИСО (такое обозначение принято для обозначения членов ИСО) являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования Устава и Правил процедуры ИСО. От каждой страны в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация по стандартизации. В некоторых странах одновременно действуют несколько национальных организаций по стандартизации.

В ИСО действуют члены-корреспонденты, которыми могут быть представители стран, в которых национальные организации по стандартизации находятся на стадии создания.

ИСО имеет следующую организационную структуру:

  • 1) Генеральная ассамблея;
  • 2) Совет ИСО;
  • 3) Исполнительное бюро;
  • 4) Центральный секретариат;
  • 5) ТК и ПК;
  • 6) рабочие группы.

Официальными лицами ИСО являются президент, вице- президент, казначей и генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея является высшим руководящим органом ИСО. Это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет может направить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты участвуют только как наблюдатели.

Генеральная ассамблея определяет общую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности. Она созывается генеральным секретарем по решению президента или по просьбе, по крайней мере, семи членов Совета или 11 комитетов-членов не реже одного раза в три года.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, состоящий из президента, вице-президента, казначея и представителей 18 комитетов-членов, избираемых сроком на три года. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза в год. Совет может собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета.

При Совете создано Исполнительное бюро, которое является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Исполнительное бюро состоит из вице-президента и 10 представителей комитетов-членов.

Кроме Исполнительного бюро, при Совете создан ряд специальных комитетов для изучения отдельных вопросов деятельности организации.

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) является комитетом Совета по рассмотрению основополагающих вопросов стандартизации. СТАКО были разработаны основные термины, цели и принципы в области стандартизации.

Комитет по сертификации (КАСКО) создан для организации международной системы сертификации, для изучения мер, позволяющих обеспечить взаимное признание систем сертификации и знаков соответствия. КАСКО проводит анализ всех действующих систем сертификации с целью их дальнейшей гармонизации. КАСКО был издан сборник всех существующих в странах национальных знаков соответствия, значение которого трудно переоценить для международной торговли.

Комитет по информации Совета ИСО (ИНФКО) содействует по координации работы информационных центров по стандартам и смежным вопросам; разрабатывает рекомендации по классификации и индексации стандартов и других нормативных документов для целей их автоматизированной обработки.

Целью создания информационной сети (ИСОНЕТ) является формирование условий для автоматизированного обмена информацией в области международной и национальной стандартизации.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) выявляет потребности развивающихся стран в области стандартизации, при этом особенное внимание уделяется вопросам контроля качества, метрологии, подтверждения соответствия, и оказывает помощь в решении этих вопросов.

Комитет по вопросам потребления (КОПОЛКО) объединяет представителей организаций потребителей комитетов-членов ИСО и решает следующие вопросы:

  • 1) изучает пути содействия потребителям в получении наибольшего эффекта от стандартизации продукции, представляющей для них интерес, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
  • 2) рекомендует стандартизированные меры, направленные на обеспечение информацией потребителей, их обучение и защиту их интересов;
  • 3) служит форумом для обмена мнениями по опыту участия потребителей в работах по стандартизации, применения стандартов на продукцию и по другим вопросам в области национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • 4) поддерживает связь с другими органами ИСО, деятельность которых затрагивает вопросы потребителей.

КОПОЛКО периодически издает перечень международных и национальных стандартов, представляющих интерес для потребителей, а также руководства по определению различных параметров потребительских товаров.

ТК учреждаются но поручению Совета ИСО комитетом ПЛАКО (PLACO – Planning Committee). ТК подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках ТК.

Процедура разработки международных стандартов включает следующие этапы.

  • 1. Рассмотрение предложения о включении в программу работ соответствующего ТК разработки международного стандарта. Вместе с предложением всем активным членам рассылается обоснование целесообразности разработки этого стандарта. В случае принятия предложения приступают к разработке рабочего проекта документа.
  • 2. Разработка проекта документа рабочими группами соответствующих ТК, куда также могут входить специалисты наиболее заинтересованных стран.
  • 3. Получение общего согласия на разработанный проект на заседании ТК.
  • 4. Представление проекта стандарта в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта предложений по международному стандарту, когда ему присваивается номер, который не меняется до момента публикации международного стандарта.
  • 5. Проект документа рассылается секретариатом ТК всем активным членам для внесения замечаний.
  • 6. Проведение заседания ТК, на котором рассматривается техническое содержание представленного документа. По результатам обсуждения проект могут отправить на доработку, а обсуждение продолжить на следующих заседаниях. Эти проекты называются "первый проект", "второй проект" и т.п.
  • 7. По достижении общего согласия активных членов ТК проект предложения, оформленный в соответствии с требованиями ИСО, направляется в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта международного стандарта и рассылки его на голосование членам ТК. После одобрения проекта международного стандарта активными членами ТК по результатам голосования проект направляется на голосование комитетам-членам ИСО, т.е. национальным организациям по стандартизации участвующих в работе ИСО стран. Это связано с тем, что иногда мнение страны в ТК может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации и только последняя вправе от имени страны принимать решение но проекту стандарта.
  • 8. Принятие международного стандарта при условии, что за него проголосовало не менее 75% всех членов, принявших участие в голосовании.
  • 9. Опубликование международного стандарта Центральным секретариатом ИСО.

Вопросам применения международных стандартов уделяется большое внимание, так как внесение требований международных стандартов в национальные стандарты, а также принятие международных стандартов в качестве национальных способствует устранению барьеров в торговле и внедрению последних достижений в науке, техники и технологии.

Международная электротехническая комиссия разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Эта организация была основана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Несмотря на то, что область деятельности ИСО и МЭК разграничена, эти организации осуществляют координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем членов ИСО. Это связано с тем, что многие развивающиеся страны имеют слаборазвитую электротехнику, электронику, связь. Россия является членом МЭК с 1922 г.

Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Помимо представителей национальных комитетов стран-членов МЭК, в Совет также входят официальные должностные лица комиссии: президент, вице-президенты, все бывшие президенты, казначей и генеральный секретарь. Совет проводит свои заседания не реже одного раза в год. Кроме того, но требованию президента или четырех национальных комитетов стран-членов МЭК Совет может собираться в промежутках между этими заседаниями.

Совет рассматривает и принимает решения большинством голосов присутствующих членов Совета. Половина всех членов Совета составляет требуемый кворум. Президент в голосовании не принимает участия, но если голоса разделились поровну, то президент принимает решение о дальнейших действиях по данному вопросу.

Другим руководящим органом комиссии, но подчиненным Совету, является Комитет действия, который занимается рассмотрением вопросов, порученных ему Советом. Это, как правило, технические вопросы, связанные с деятельностью отдельных ТК.

Комитет действия собирается не реже одного раза в год, но в случае необходимости может быть созван чаще.

В состав Комитета действия входят: президент комиссии, 12 членов, избранных Советом, бывшие президенты, вице-президенты, казначей и генеральный секретарь. Члены Комитета действия выбираются сроком на шесть лет, причем одна треть членов переизбирается в конце каждого двухлетнего периода. Решения в Комитете принимаются большинством голосов.

Для координации деятельности ТК Комитет действия может создавать консультативные группы, например: Консультативный комитет по вопросам электробезопасности (АКОС) и Консультативный комитет по вопросам электроники и связи (АСЕТ), которые координируют деятельность ТК и ПК, работающих в данных областях.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов.

Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: ТК, ПК и рабочие группы.

В МЭК функционируют 80 ТК, одни из которых разрабатывает международные стандарты общетехнического и межотраслевого характера, а другие – международные стандарты на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

Особое внимание в работе МЭК уделяется стандартам, которые устанавливают требования электробезопасности приборов и оборудования, на основании которых проводятся процедуры подтверждения соответствия.

Порядок принятия стандартов МЭК отличается от такового в ИСО.

Предложения по разработке стандартов МЭК представляются национальными комитетами стран с обоснованием целесообразности разработки. Окончательное решение о начале разработки принимается на заседаниях ТК или ПК. Для составления проекта стандарта МЭК создается рабочая комиссия, в которую входят специалисты стран, выразившие желание участвовать. Рабочая комиссия готовит проект стандарта, рассматривает его на своих заседаниях и после полного согласия группы направляет его секретариату ТК или ПК для рассылки всем национальным комитетам по участию в МЭК.

В практике работы МЭК иногда в качестве проекта берется национальный стандарт какой-либо страны, если он широко применяется другими странами. В качестве проекта стандарта могут также приниматься документы, разработанные различными международными профессиональными ассоциациями, например Американской ассоциацией по испытаниям и материалам.

На заседаниях ТК или ПК рассматривается техническое содержание проекта, а секретариат ТК или ПК вносит редакционные замечания.

После получения общего согласия всех присутствующих на заседании делегаций доработанный секретариатом проект рассылается на голосование, о чем информируется Комитет действия. Комитет действия может не согласиться с этим решением, если получены серьезные замечания по проекту от национальных комитетов. Национальные комитеты стран-членов МЭК должны в течение шести месяцев направить в Центральное бюро заполненный бланк голосования. Правило голосования по проекту стандартов МЭК называется "правилом шести месяцев", поскольку по истечении этого срока подводятся результаты голосования. Проект принимается, если против него не проголосовала одна пятая или более членов МЭК.

В МЭК также действует "правило двух месяцев", которое применяется при внесении поправок в документы, по которым было проведено голосование по "правилу шести месяцев". Поправки к проекту рассылаются всем национальным комитетам с целью увеличения числа голосов, полученных в предыдущем голосовании. По истечении двух месяцев страны сообщают свое мнение по внесенным изменениям, после чего председатель комитета и секретариат принимают решение.

Главным условием принятия стандартов МЭК является максимальное согласование со всеми заинтересованными сторонами, что, конечно, удлиняет продолжительность процедуры принятия.

В последние годы проводится большая работа по координации деятельности ИСО и МЭК. Она предусматривает обмен проектами стандартов, проведение совместных заседаний, создание координационных комитетов, в которые входят представители ИСО и МЭК.

Самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), так как является совместным комитетом участвующих в нем заинтересованных международных организаций (создан в 1934 г.).

Стандартизация измерения радиопомех, излучаемых электрической и электронной аппаратурой, имеет большое значение в связи с тем, что почти во всех развитых странах на уровне законодательств регламентируются допустимые уровни радиопомех и методы их измерения. Поэтому любая аппаратура, которая может излучать радиопомехи, до пуска в эксплуатацию подвергается обязательным испытаниям на соответствие международным стандартам СИСПР.

Источником радиопомех может быть любое промышленное или бытовое оборудование. Например, радиопомехи от автомобильного транспорта и двигателей внутреннего сгорания, от промышленной, научной и медицинской радиоэлектронной радиоаппаратуры.

Членами СИСПР являются национальные комитеты стран-членов МЭК. Высшим руководящим органом СИСПР является Пленарная ассамблея, которая проводит свои заседания раз в три года. На заседаниях Пленарной ассамблеи избираются председатель СИСПР и вице-председатели, назначаются секретариат СИСПР, а также председатели и секретариаты ПК, уточняется или изменяется структура и организация работы СИСПР, и рассматриваются другие вопросы.

СИСПР разрабатывает и публикует следующие виды международных документов:

  • спецификации – документы, устанавливающие общие методы измерений и аппаратуру СИСПР для измерений радиопомех;
  • рекомендации – документы, предназначенные для рассмотрения и использования соответствующими организациями и органами;
  • доклады – документы, подготовленные для информации и содержащие результаты исследований по отдельным техническим проблемам, относящимся к деятельности СИСПР.

Международный союз электросвязи (МСЭ) занимается вопросами стандартизации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирует вопросы международного использования радиочастот, распределяя радиочастоты по назначению и странам.

Эта организация была основана в 1865 г., а с 1947 г. она является специализированным учреждением ООН.

В МСЭ входит 193 страны и более 700 членов по секторам и ассоциациям (научно-промышленных предприятий, государственных и частных операторов связи, радиовещательных компаний, региональных и международных организаций).

В своей деятельности международные организации по стандартизации учитывают и применяют опыт других организаций. Примером такой организации является Европейская организация по контролю качества (ЕОКК), которая была основана в 1957 г. Деятельность ЕОКК направлена на всестороннюю разработку, совершенствование, пропаганду и стимулирование применения практических методов и теоретических принципов управления качеством с целью повышения качества и безопасности продукции и услуг. Деятельность ЕОКК как международной неправительственной организации способствует экономическому и социальному прогрессу и улучшению условий жизни человека и осуществляется в духе принципов международного сотрудничества.

В ЕОКК определены четыре категории членства: полноправное, почетное, коллективное и индивидуальное.

На таких условиях в ЕОКК могут сотрудничать национальные организации различных стран и отдельные специалисты. Членами этой организации являются соответствующие структуры стран Европы, Азии, Америки и Африки, что подтверждает международный характер ЕОКК.

СССР стал членом ЕОКК в 1967 г., таким образом, Россия, являясь правопреемницей СССР, работает в ЕОКК на правах полноправного члена.

Высшим руководящим органом ЕОКК является Совет, состоящий из выборных должностных лиц организации и официальных представителей от каждой национальной организации – полноправных членов.

Основные формы работы ЕОКК: проведение ежегодных конференций, семинаров, курсов, работа групп для изучения актуальных проблем качества и разработка руководящих документов, пособий, справочников, рекомендаций и других методических документов по вопросам качества продукции.

В ЕОКК действуют административно-консультативные и технические органы. В административно-консультативный орган входят: Редакционный комитет, Ревизионный комитет, Комитет по назначениям, Целевая группа по долгосрочному планированию. Целевая группа сотрудничает с ООН.

ЕОКК издает журнал "Качество". Редакционный комитет осуществляет работу по отбору статей авторов, присуждает им премии.

Ревизионный комитет осуществляет контроль за использованием бюджета организации. Комитет по назначению решает вопросы, связанные с подбором кандидатур на выборные должности ЕОКК.

Свидетельством значительной роли ЕОКК в создании благоприятных условий для развития экономического и научного сотрудничества между странами является получение консультативного статуса при ООН.

В рамках ЕОКК работают 12 ТК по терминологии, методам выборочного контроля, надежности, вопросам потребления, подготовке кадров, стандартизации и управлению качеством, метрологическому обеспечению качества продукции и пр.

ТК по методам выборочного контроля занимается изучением и разработкой международных рекомендаций по применению статистических методов контроля качества продукции. Особое внимание уделяется применению международных стандартов в этой области, изданных ИСО и МЭК, а также американских стандартов. Комитетом подготовлены публикации на темы "Введение в теорию и практику применения выборочного контроля по альтернативному признаку", "Таблицы планов выборочного контроля по альтернативному признаку", "Методы определения приемлемого значения приемочного уровня качества" и пр.

ТК по стандартизации и управлению качеством проводит работу по вопросам применения стандартизации в рамках деятельности по управлению качеством, по использованию методов количественной и комплексной оценки качества продукции и пр. В Комитете изучают опыт всех стран по управлению качеством, на основе которого разрабатывают документы по комплексным системам управления качеством продукции, оценке технического уровня, надежности и безопасности изделий.

В своей работе ЕОКК опирается на опыт всех стран. Например, ТК по терминологии занимается разработкой справочников по терминологии в области управления качеством. В работе Комитета принимают участие международные организации, занимающиеся вопросами терминологии: ИСО, ЮНЕСКО, а также Американское общество по контролю качества.

Вопросами стандартизации занимаются экономические комиссии ООН.

Европейская экономическая комиссия ООН – орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), созданный в 1947 г.

Высшим органом ЕЭК является пленарная сессия, созываемая ежегодно, как правило, на уровне заместителей министров. Исполнительный орган ЕЭК – секретариат. Кроме государств – членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны – члены ООП. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки комиссии – английский, русский, французский.

Основная работа ЕЭК по стандартизации проводится в рамках Рабочей группы по политике в области стандартизации, которая заменила Совещание правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации.

Основным результатом работы Рабочей группы являются рекомендации правительствам стран – членов ЕЭК с учетом разработок ИСО и МЭК по наиболее важным вопросам, связанным со стандартизацией, подтверждением соответствия и испытанием продукции.

Рабочая группа по политике в области стандартизации определила наиболее важные области, требующие разработки полноценного комплекта документов но стандартизации на различных уровнях.

К этим областям относятся: атомная энергетика; строительное оборудование; электро- и электронное оборудование; охрана окружающей среды; противопожарная защита и системы защиты от краж; пищевые продукты, корма; машинное оборудование; здравоохранение; тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства; транспортное оборудование и транспортные средства; информационные технологии; энергетика; материалы; метрология; обеспечение и оценка качества; отраслевая и товарная классификация.

Основными задачами деятельности ЕЭК являются:

  • расширение взаимовыгодного обмена товарами и услугами и облегчение заключения соглашений о сертификации;
  • развитие и углубление промышленного сотрудничества;
  • совместное решение научно-технических проблем;
  • повышение и обеспечение качества продукции;
  • снижение расхода материальных и энергетических ресурсов;
  • повышение эффективности охраны труда и здоровья и совершенствование техники безопасности;
  • улучшение охраны окружающей среды.

Международное сотрудничество в области сертификации является одним их важных средств устранения технических барьеров в международной торговле и промышленном сотрудничестве. С проблемой сертификации тесно связаны и вопросы испытаний и технического контроля материалов и продукции.

Основные принципы ЕЭК заключаются в следующем:

  • способствовать принятию международных и региональных стандартов по согласованию со всеми заинтересованными сторонами;
  • содействовать претворению в жизнь основных международных стандартов;
  • добиваться единообразного использования терминов;
  • обеспечивать совместимость международных стандартов, охватывающих разные области стандартизации;
  • предотвращать дальнейшее расхождение между национальными стандартами и техническими документами, как результат отсутствия стандартов, согласованных на международном и региональном уровне.

ЕЭК координирует деятельность по стандартизации па национальном и международном уровнях.

  • правительства стран ЕЭК должны рассмотреть возможность расширения практики назначения одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики в области стандартизации. Координация на национальном уровне работы по стандартизации международных, региональных, правительственных и неправительственных организаций играет основную роль и должна быть обеспечена;
  • правительствам стран ЕЭК предлагается провести необходимые мероприятия для эффективного осуществления программы работ, включенной в Перечень ЕЭК по стандартизации продукции и объектов, представляющих интерес для правительства стран – членов ЕЭК с точки зрения проведения первоочередных работ в области международной стандартизации;
  • правительства стран должны принять меры к тому, чтобы их представители на совещаниях международных и региональных организаций были ознакомлены с преимуществом применения принципов, перечисленных далее;
  • правительства стран ЕЭК должны преимущественно использовать международные или региональные стандарты, или национальные стандарты, основанные на таких стандартах, если это не противоречит законодательству этих стран;
  • правительства стран ЕЭК должны обеспечить доступность информации о национальных стандартах, причем она должна концентрироваться в одном органе или учреждении.
  • прежде чем международная или региональная организация в своей деятельности по стандартизации должна руководствоваться всей информацией о действующих в этой области международных или региональных стандартах, а также о любой такой работе, которая ведется или приостановлена;
  • работа по выработке новых стандартов должна, как правило, начинаться в рамках компетентных международных организаций по стандартизации, если для иного нет убедительных оснований. В случаях, когда существуют четко определенные региональные потребности, которые вряд ли будут удовлетворены соответствующей международной организацией, новый проект стандарта может разрабатываться соответствующей региональной организацией.

ЕЭК уделяет большое внимание гармонизации стандартов.

Особое место в деятельности ЕЭК занимают вопросы, связанные с развитием и совершенствованием системы подтверждения соответствия.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой модернизировать и совершенствовать методы ведения сельского, лесного и рыбного хозяйства и обеспечивать надлежащее питание для всех. В области стандартизации ФАО занимается вопросами установления глобальных стандартов и их использования в политике и законодательстве.

Она основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН. Штаб-квартира находится в Риме, официальные и рабочие языки ФАО – английский, французский, испанский, китайский и арабский. Ее членами являются около 160 государств.

Цель ФАО – содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения – все это должно содействовать развитию мировой экономики.

ФАО призывает все государства к совместному решению глобальных проблем через установление и применение международных стандартов, норм, руководящих принципов, кодексов и принципов поведения.

Кроме того, ФЛО собирает и распространяет информацию о продовольствии, сельском хозяйстве и природных ресурсах.

На национальном уровне ФАО содействует странам в мерах по развитию сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. ФАО оказывает поддержку процессам включения в национальное законодательство норм и правил государственного управления, обеспечивающих развитие сельского хозяйства.

Комиссия ФАО по генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства ведет переговоры о заключении Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, а также обсуждает и принимает Второй глобальный план действий по сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов растений и ведения сельского хозяйства Организация способствует развитию научных, технологических, социальных и экономических исследований по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства; сохранению естественных ресурсов и применению усовершенствованных методов сельскохозяйственного производства; улучшению методов переработки, сбыта и распределения продовольствия и сельскохозяйственного производства. ФАО занимается также вопросами оказания помощи развивающимся странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, включая прямые поставки продовольствия этим странам со стороны развитых государств.

Высшим органом ФАО является конференция, на которой каждый член организации представлен одним делегатом. Конференция созывается один раз в два года. Конференция избирает совет ФАО на три года, который является руководящим органом организации в период между сессиями конференции и собирается на сессию так часто, как считает необходимым (как правило, два раза в год).

Секретариат ФАО возглавляется генеральным директором, избираемым па сессии конференции. Секретариат состоит из семи департаментов, канцелярии генерального директора, отдела по общим вопросам и информации.

ФАО сотрудничает более чем с 20 ТК ИСО.

Расположенная в штаб-квартире ФАО Комиссия по разработке стандартов на продовольственные товары – Комиссия Кодекс Алиментариус занимается разработкой единых стандартов ФАО-ВОЗ на продовольственные товары и рекомендаций по включению этих норм в национальное законодательство. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. В ее работе участвуют более 130 стран.

Основными задачами работы Комиссии являются:

  • защита здоровья и жизни людей;
  • предотвращение злоупотреблений в торговле продуктами питания;
  • координация работ по национальной и международной стандартизации продуктов питания;
  • публикация стандартов после их принятия правительственными организациями в качестве региональных или международных стандартов.

Комиссия Кодекс Алиментариус разрабатывает своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств.

ФАО тесно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты н охрану окружающей среды.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. но инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом, – достижение всеми народами возможно более высокого уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 ТК.

Штаб-квартира находится в Женеве, официальные языки – английский, испанский, китайский, русский, французский, рабочие языки – английский, французский.

Высший орган ВОЗ – Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), созываемая ежегодно. Ее исполнительным руководящим органом, созываемым два раза в год, является Исполнительный комитет, состоящий из представителей 30 государств-членов, избираемых ассамблеей здравоохранения на три года. Текущую работу осуществляет постоянно действующий орган – секретариат ВОЗ, который находится в Женеве.

Деятельность ВОЗ охватывает широкий круг проблем. Однако особое внимание уделяется созданию и развитию эффективных служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, оздоровлению окружающей среды и развитию кадров здравоохранения.

Всемирная торговая организация создана 1 января 1995 г., она стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Штаб-квартира Секретариата ВТО находится в Женеве. ВТО объединяет 157 стран. Россия является членом этой организации с августа 2012 г.

Целью организации является либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов ВТО.

Основные принципы ВТО:

  • равные права, которые обеспечиваются тем, что все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
  • взаимность. Принцип взаимности предусматривает, что все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
  • прозрачность. Принцип прозрачности предусматривает, что информация о правилах торговли стран-членов ВТО должна быть доступна и в странах – членах ВТО должны быть органы, отвечающие за предоставление информации другим членам;
  • создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. В случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах;
  • защитные меры. Этот принцип позволяет в некоторых случаях правительствам стран вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

В компетенцию ВТО входят и другие вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (в том числе банковскими, страховыми, транспортными).

Обсуждение проблем и принятие решений по всем вопросам проходят в рамках многосторонних переговоров (раундов).

Членство в ВТО обязывает государства следовать всем достигнутым договоренностям, а для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами организации.

В области стандартизации – это приведение нормативных документов, действующих в стране (для России системы ГСС), в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (в частности, Кодекса по стандартам).

Международное агентство по атомной энергии – это

межправительственная организация, учрежденная под эгидой ООН для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Работает с 1957 г., штаб-квартира находится в Вене; 113 членов, в том числе Россия.

Официальные языки МАГАТЭ – английский, русский, французский, испанский, китайский; рабочие – английский, русский, французский, испанский.

Управленческую структуру МАГАТЭ составляют Генеральная конференция, Совет управляющих и секретариат. Текущая деятельность агентства осуществляется секретариатом во главе с генеральным директором – главным административным должностным лицом МАГАТЭ. Он назначается советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года.

МАГАТЭ разрабатывает основные стандарты безопасности для целей радиационной защиты, а также положения и технические руководства по конкретным операциям, включая безопасное использование радиоактивных материалов. МАГАТЭ сотрудничает с ИСО, которая имеет в МАГАТЭ консультативный статус. МАГАТЭ принимает участие в работе около 10 ТК ИСО.

К подразделениям МАГАТЭ, в наибольшей степени занимающимся вопросами стандартизации, прежде всего относятся:

  • объединенное отделение ФАО/МАГАТЭ по атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;
  • отделение наук, связанных с жизнью человека и использованием радиоизотопов в медицине;
  • отделение исследований и лабораторий, занимающееся разработкой стандартов на изотопы и распределением изотопных стандартизированных источников.

Международная организация потребительских союзов ведет большую работу, связанную с обеспечением качества продукции и в первую очередь товаров широкого потребления. Создан в 1960 г., членами МОПС являются свыше 160 потребительских ассоциаций из разных стран.

МОПС является ассоциативным членом Союза международных организаций. Техническую работу ведет его секретариат. Место пребывания организации – Гаага (Нидерланды). Официальные языки – английский, испанский.

Задачами МОПС являются:

  • содействие развитию и организации движения потребителей во всем мире, а также поддержка мероприятий правительств, направленных на защиту интересов потребителей;
  • обеспечение международного сотрудничества при проведении сравнительных испытаний товаров широкого потребления, а также организация обмена информацией о методах испытаний и планах их проведения;
  • обеспечение международного сотрудничества при проведении работ, связанных с информацией потребителей, их обучением и защитой интересов, а также сбор и распространение информации по правовым аспектам и практике работы в сфере потребления;
  • организация международных совещаний союзов потребителей для обсуждения имеющихся проблем и возможных путей их решения;
  • распространение публикаций, издаваемых национальными потребительскими организациями и регулирование (с учетом правил, установленных этими организациями) использования этих публикаций;
  • издание информационных материалов по вопросам, связанным с интересами потребителей;
  • осуществление тесной связи с органами ООН и другими международными организациями с целью максимального представления интересов потребителей на международном уровне;
  • принятие необходимых мер и оказание практической помощи по распространению программ обучения и защиты интересов потребителей в развивающихся странах.

МОПС активно сотрудничает с ИСО/ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества" и ИСО/ТК 181 "Безопасность игрушек".

Международная стандартизация осуществляется совместно несколькими (двумя и более) государствами. Результатом их совместной работы являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участниками или прямо, или при создании и пересмотре своих национальных стандартов. Международная стандартизация может осуществляться в рамках двусторонних соглашений между двумя странами, многосторонних соглашений стран, относящихся к, одному региону или объединенных взаимными экономическими связями.

В СНГ образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, который осуществляет координацию работ по ведению созданной в СССР государственной системы стандартизации. Разработка межгосударственных (региональных) стандартов в рамках этого совета осуществляется межгосударственными техническими комитетами (МТК), образуемыми из специалистов национальных рабочих органов заинтересованных стран. Так, решением Межгосударственного совета образован МТК-79 "Сертификация и управление качеством". Национальным рабочим органом России в МТК-79 является сформированный Госстандартом России технический комитет ТК "Управление качеством и оценка соответствия", в состав которого входят заинтересованные организации отраслей народного хозяйства России.

Наиболее широкой по своим масштабам является международная стандартизация, осуществляемая международными организациями, и, в первую очередь, Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Международные стандарты являются эффективным средством устранения технических барьеров в международном экономическом сотрудничестве, так как они приобретают статус документов, определяющих технический уровень и качество продукции. Они влияют на отношения продавца и покупателя не только на внешнем рынке, но и на внутренних рынках стран - членов ИСО, поскольку заставляют изыскивать пути удовлетворения требованиям этих стандартов.

Одним из основных направлений развития стандартизации является переход на прямое применение в стране международных стандартов. Этому способствует организация совместных предприятий. Здесь имеют перспективу применения "фирменные стандарты", разрабатываемые на базе соответствующих международных стандартов и утверждаемые руководством совместных предприятий.

Одной из целей международной стандартизации является гармонизация стандартов - предотвращение или устранение различий в техническом содержании стандартов, имеющих одинаковую область распространения, особенно тех различий, которые могут вызвать препятствия в международной торговле, международной кооперации и в деятельности совместных предприятий. Международная гармонизация достигается совместной разработкой новых стандартов на дву- и многосторонней основе и путем унификации на основе существующих национальных стандартов.

Концентрированный международный опыт по управлению качеством продукции на предприятиях отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, которые во многих странах приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Финляндия, Германия, Франция, Швеция и др.).

В этих стандартах система управления качеством именуется системой качества.

Указанная серия стандартов включает в себя:

  • ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
  • ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания;
  • ИСО 9001. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании (ГОСТ 40.9001-88);
  • ИСО 9002. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже (ГОСТ 40.9002-88);
  • ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях (ГОСТ 40,9003-88).

Особенностью данной системы качества является требование обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто. Поэтому при заключении контрактов (договоров поставки) согласовываются требования предоставления доказательств: элементы системы качества поставщика должны быть документированы и их действенность должна быть доказана в соответствии с требованиями выбранной модели.

В нашей практике заключения договоров не предусматривается получение доказательств поставщика о действенности его системы качества. По требованию стандарта ИСО 9004 оценка системы качества поставщика производится до заключения контракта с целью определения способности поставщика удовлетворить требованиям стандартов ИСО и при необходимости дополнительным требованиям потребителя. По соглашению между потребителем и поставщиком оценка, предшествующая заключению контракта, может быть поручена организации, независимой от двух договаривающихся сторон.

Другими международными стандартами, внедрение которых есть актуальная задача предприятий, являются стандарты ИСО серии 14000 в области экологического управления. Эта серия стандартов включает:

  • ИСО 14001.1. Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию;
  • ИСО 14004.1. Системы экологического управления. Руководство по принципам организации и методам обеспечения функционирования;
  • ИСО 14010.1. Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы;
  • ИСО 14011.1. Экологический аудит. Аудит систем экологического управления;
  • ИСО 14004.1. Экологический аудит. Квалификационные требования к экологам-аудиторам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет "Управление"

Заочное отделение

Специальность "Менеджмент"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Управление качеством"

По теме: "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ"


Научный руководитель: к. э. н., доцент к. менеджмента Ботош Н.Н.

Исполнитель: студентка группы 4410 М.М. Попова


Сыктывкар 2011


Введение

1. Международные стандарты

1.1 Понятие, цели, задачи

2.1 ISO-9000 в России

Заключение

Введение


В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.

Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.

Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.

Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.

Предмет исследования - стандарт серии ISO.

1. Международные стандарты


1.1 Понятие, цели, задачи


Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

.сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2.обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

.содействие международной торговле;

.содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

.установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2.развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

.обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

.разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

.принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

.формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

.создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.


1.2 Виды и положения международных стандартов


Можно выделить следующие виды стандартов:

.Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.

2.Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

3.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы <#"justify">Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.


1.3 Международный стандарт "серия ISO-9000"


Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический комитет 176" (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов.

Третья версия международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001: 2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

.ISO 9000: 2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

2.ISO 9001: 2000 Система менеджмента качества. Требования.

.ISO 9004: 2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

.ISO 19011: 2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

.ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

В 2008 году была принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира.

В настоящее время утверждена и введена в действие серия национальных стандартов в области качества:

.ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

2.ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 находится в стадии пересмотра и официальной публикации новой версии)

Российские государственные стандарты в области качества введены в действие с ноября 2009 года (Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии № 470-ст от 18 декабря 2008 года). Текст стандартов аутентичен международным.

Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли.

2. Международные стандарты в России


2.1 ISO-9000 в России


В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки, причем не только с сырьем, но и со сложной многокомпонентной продукцией. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

Однако существует ряд проблем по внедрению стандартов ISO семейства 9000 на российских предприятиях.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ISO 9001 весьма консервативны.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Любой специалист упомянет, что есть и еще одна проблема, которая не могла не возникнуть в России - торговля сертификатами. В этом обвиняются и местные органы сертификации, и международные бренды. Правда, в последнем случае речь идет, скорее всего, о недостаточно скрупулезной сертификации - вряд ли международные компании опустятся до банальной торговли документами.

Так же наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ISO 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ISO 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.


2.2 ISO-9001 на ОАО "Газпром"


В 2006 году ОАО "Газпром" ввело в действие комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества "СТО Газпром серии 9000". В основе комплекса корпоративных стандартов лежат международные стандарты ИСО серии 9000, с некоторыми дополнениями, учитывающими требования национальных и отраслевых нормативных документов.

Цели внедрения комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000:

.повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг поставщиков ОАО "Газпром";

2.повышение результативности и эффективности деятельности поставщиков ОАО "Газпром" во всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия всех участников отраслевой кооперации;

.создание в рамках конкурентной рыночной среды условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителя в лице ОАО "Газпром" и обеспечивающих его гарантии в получении продукции требуемого качества;

.создание процедур и механизмов объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов как со стороны ОАО "Газпром", так и со стороны органов по сертификации;

Стандарт ОАО "Газпром" на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

В соответствии с положениями статей 13 и 17 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" стандарт имеет статус стандарта организации, Стандарт СТО Газпром 9001 разработан в следующих целях:

.более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;

2.повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;

.создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

Общие положения СТО Газпром 9001-2006 (Часть I.)

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001]

Совместимость с другими системами менеджмента.

международный стандарт качество национальный

Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий стандарт ее содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему (ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Настоящий стандарт также включает отдельные требования в области менеджмента охраны окружающей среды, менеджмента рисков и безопасности, финансового менеджмента.

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию" отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Настоящий стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000) определяет требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

Стандарт содержит общие требования, применимые ко всем организациям независимо от вида деятельности и поставляемой продукции.

Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставок.

Специальные требования ОАО "Газпром" изложены в стандарте СТО Газпром 9001 - Часть II.

СТО Газпром 9001-2006 (части I и II) - это, по сути дела, описание модели требуемого ОАО "Газпром" уровня организации бизнеса на всех этапах жизненного цикла продукта. Фактически, с вводом комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 ОАО "Газпром" предложил своим партнерам такие правила, при соблюдении которых риск выпуска некачественной продукции был бы сведен к минимуму.

Те, кто эти правила принял, имеют реальный шанс попасть в элитный клуб поставщиков ОАО "Газпром". Своеобразным "входным" билетом послужит сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2006.

Наличие сертификата СТО Газпром 9001 будет полезно предприятию по двум причинам:

Наличие сертификата дает предприятию статус одобренного поставщика Газпрома, то есть практически гарантирует получение выгодных контрактов. ОАО "Газпром" имеет разветвлённую сеть дочерних компаний, поставщиков, проектных и строительных компаний. В настоящее время ОАО "Газпром" реализует множество, проектов, в том числе и заграничных.

Наличие сертификата позволяет с помощью специализированной консалтинговой фирмы проанализировать работу его системы менеджмента качества и определить те пути, по которым её надо дорабатывать, достраивать на соответствие требованиям СТО Газпром и это может быть средством для организации бизнеса как несущая доход модернизация системы управления.

Заключение


В данной контрольной работе была рассмотрена системе международных стандартов и их особенности внедрения на российских предприятиях.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Один из важнейших инструментов для решения этой задачи - разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами ISO 9000.

Что может дать отечественному производителю получение сертификата соответствия международным стандартам ISO серии 9000?

В первую очередь выход на международный уровень и признание на международной арене. Повышение эффективности и конкурентоспособности. А так же улучшение качества продукции.

Но, помимо этого существуют и ряд проблем по внедрению международных стандартов: бюрократические разногласия, торговля сертификатами, противоречие культурных основ.

Однако, несмотря на эти сложности все же уже есть российские предприятия, которые получили сертификат соответствия международным стандартам. Одной из такой компании является ОАО "Газпром", которой внедрение международного стандарта дало улучшение признания на международной арене и возможность реализации заграничных проектов.

Список использованной литературы


1.История международных стандартов качества ISO (ИСО) серии 9000 - Сайт Центр сертификации ISO - http://www.iso-centr.ru/iso_standards/

2.Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях. - Денис Дьяконов, - Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург - http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/qualiti/problem_iso_russia. shtml

Сертификация СТО ГАЗПРОМ 9001-2006 -

СТО Газпром 9001-2006 (Часть I и II) -

5.ISO 9000 - Российские компании включились в борьбу за качество ISO 9000. - // Коммерсантъ -


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В условиях интернационализации хозяйственных связей все боль­шее значение получает международная стандартизация. Экспорт про­дукции во многом зависит от уровня стандартизации изделии. Това­ропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспо­собности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции.

3.1 Международная организация по стандартизации (ИСО)

В области международной стандартизации работает большое число организации, среди которых Международная организация по стандар­тизации (ИСО) является наиболее представительной. Она была со­здана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратифика­ции се создания 33 странами, ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основ­ная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

Устав ИСО определяет также организационную структуру, функции основных органов и методы работы.

К основным функциям ИСО относятся следующие:

1) установление международных стандартов с согласия всех чле­нов ИСО;

2) содействие внедрению и облегчению применения новых про­грессивных стандартов;

3) организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;

4) сотрудничество с другими международными организациями. Официальными языками ИСО признаны английский и француз­ский.

Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает) основные вопросы ее деятельности.

Официальными лицами ИСО являются:

Президент;

Вице-президент;

Казначей;

Генеральный секретарь.

В ИCO существуют три категории членства: « комитет-член (полноправный член ИСО);

Член-корреспондент;

Наблюдатель.

Комитетами-членамиИСО выступают национальные организации по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ИСО. От каждой страны, вне зависимости от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация.

На участие в заседаниях ТК без регистрации;

На получение материалов информационного характера.

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи ИСО руково­дит Совет, избираемый на три года, состоящий из президента, вице-президента, казначея и представителей 18 комитет-членов. При Со­вете создан ряд специальных комитетов для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО, например, КАСКО, ДЕВКО, КОПОЛКО.

Результаты работы КАСКО - руководящие документы по гармони­зации национальных систем сертификации на основе многосторонне­го взаимного признания результатов испытаний. Особенно важны для стран, по имеющих собственных национальных систем сертификации или только приступивших к созданию таких систем.

Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечня международных и национальных стандартов, пред­ставляющих интерес для союзов и обществ потребителей, а также подготовка руководств по проблемам потребительских товаров.

При Техническом Департаменте ИСО создан Комитет по стандар­тным образцам (РЕМКО), разрабатывающий руководства для тех­нических комитетов ИСО, делающих ссылки на стандартные образ­цы is международных стандартах. Кроме того, этим Комитетом был подготовлен и опубликован справочник по стандартным образцам. Еще одной значимой функцией РЕМКО является координация дея­тельности ИСО в области стандартных образцов с другими междуна­родными организациями.

Разработка и согласование проектов международных стандартов про­изводится рабочими органами ИСО - техническими комитетами (ТК). Количество ТК не ограни­чено, новый ТК может быть создан по предложению одного комитет- члена при поддержке не менее пяти других комитет-членов. При созда­нии нового ТК одновременно с решением о его названии принимается решение о ведении секретариата данного ТК конкретной страной. Если сфера деятельности ТК слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях дея­тельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техни­ческим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов.

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, в той или иной мере затрагивающими в своей деятельно­сти проблемы стандартизации, к числу которых могут быть отнесены:

IEC/CEI - International Electronical Commission - Междуна­родная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стан­дартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являют­ся электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях:

CEN - European Committee for Standardization - Европейский комитет по стандартизации;

CENELEC - European Committee for Electrotechnical Standar­dization - Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;

EOQ - European Organization for Quality - Европейская орга­низация по качеству;

ETSI - European Telecommunications Standards Institute - Европей­ский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;

EASC - EuroASIA State Council for Standardization, Metrology and Certification - Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

1AN - International Federation of Standards Users - Междуна­родная федерация пользователей стандартов; COPAN - Pan-American Standards Commission - Панамерикан­ская комиссия по стандартам;

PASCO - Pacific Area Standards Congress - Конгресс по стан­дартизации стран Тихоокеанского бассейна; WHO - World Health Organization - Всемирная организация здравоохранения;

TWO - World Trade Organization - Всемирная торговая орга­низация;

EAST - Eurasian Council on Standardization, Metrology and Cer­tification - Межгосударственный совет по стандартизации, мет­рологии и сертификации Содружества независимых государств (МГ-С СНГ) и другие.

Стандарты серии ИСО 9000

Качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги напрямую зависит от качества предприятий или организаций. Нельзя в «кустарных» условиях наладить серийный выпуск продукции высокого качество, для этого необходимо квалифицированные специалисты, оборудования, грамотные руководители и т.д. Кроме того, качество для потребителя не только соответствие продукции техническим характеристикам, но и уверенность в надежности и стабильности производителя. Но промышленность не стоит на мести, с каждый годом появляются предприятия, продукция которых не хуже брендовых фирм. Как новой организации занять свои ниши на мировом рынке? Прежде всего доказать это документально, например получить сертификат на соответствие системы менеджмента качества мировому уровню. Для того, чтобы прийти к единым нормам Международная организация по стандартизации (ИСО) выпустила ряд стандартов, в которых сформулированы требования к предприятию. Эти требования и являются содержанием стандартов ИСО серии 9000.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов, содержащих требования к предприятиям, выявленные путем обобщения мирового опыта. Выполняя эти требования, предприятие может гарантировать выпуск продукции высокого качества.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 является добровольным делом, но в условиях жесткой конкуренции применение стандарта единственный путь выхода на мировой уровень.

Впервые основной пакет международных стандартов данной серии, был принят ИСО в марте 1987 г.. Вторая редакция основных стандартов серии ИСО, вышедшая в 1994 г. В декабре 2000 г. была принята третья версия, получившая статус государственного стандарта России.

Данный пакет содержит 5 базовых стандартов:

· ИСО 9000:2000 ⌠Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь;

· ИСО 9001:2000 ⌠Система менеджмента качества. Требования (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

· ИСО 9004:2000 ⌠Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

Основным видом деятельности международных организаций (ИСО, МЭК, СЕН и др.) является разработка международных стандартов. В условиях острой конкуренции на мировом рынке значительно возросла роль международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Экспорт продукции многих фирм зависит от уровня стандартизации своих изделий. Изготовители, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность своей продукции, вынуждены применять стандарты международных организаций, что способствует повышению качества, обеспечению безопасности и надежности продукции.

В области международной стандартизации работает ряд организаций, наиболее представительными из которых являются: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская организация по

Качеству (ЕОК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и др.

Система ИСО/МЭК является самой большой из существующих международных технических организаций и распространяет свою деятельность на все отрасли экономики и науки. Основная цель этих организаций - обеспечение развития стандартизации и смежных с нею областей для содействия международному обмену товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.

Международные стандарты служат базовыми документами для расширения торговли между странами, благодаря ценности содержащейся в них информации., направленной на обеспечение требуемого уровня безопасности людей, охраны здоровья и защиты окружающей среды. Международная стандартизация в бизнесе, создание региональных и международных рынков и обеспечение технического прогресса получили широкое признание.

Работа в области международной гармонизации стандартов позволяет устранить барьеры, вызываемые различием в технических требованиях, правилах, и является необходимым условием для ускорения научно-технического прогресса во всем мире.

Наша страна сотрудничает со многими международными организациями в области стандартизации: ИСО, МЭК, МОЗМ, ЕОК, ЕЭК ООН и др. Госстандарт России принимает участие в работах технических комитетов многих организаций, в том числе таких ведущих международных организаций, как ИСО и МЭК по разработке международных стандартов, а также ведет работу в области гармонизации российских стандартов с международными стандартами.

Международная стандартизация направлена на разработку норм и правил, отражающих мировой технический уровень в областях международного товарообмена, а также интеллектуального, научного, технического и экономического сотрудничества между странами. В итоге деятельности по международной стандартизации облегчается торговля между странами, развиваются международная специализация и кооперирование производства.

Международные рекомендации и стандарты обобщают мировой опыт и служат для унификации требований национальных стандартов различных стан, а следовательно, сближают уровень качества товаров, производимых в разных странах, и, что особенно

Важно, основой этого уровня являются наиболее высокие показатели. Промышленно развитыми странами накоплен большой положительный опыт по использованию международных стандартов в качестве национальных.

Такой метод прямого применения международных стандартов в качестве национальных широко используется такими странами, как Великобритания, Франция, Австрия, Швейцария, Финляндия и др. Это позволяет уверенно покупать товары других стран, если они соответствуют требованиям международных стандартов. И наоборот, резко затрудняется или прекращается совсем приобретение товаров, если уровень их качества перестал соответствовать требованиям международных стандартов.

Международная стандартизация содействует торговле между странами и в результате обеспечения взаимозаменяемости элементов сложной продукции. Ведущие в промышленном отношении страны, основываясь на взаимной экономической заинтересованности в разработке и применении стандартов по одной методике, сумели заложить в основу создаваемых международных организаций главные принципы, принятые в национальных организациях по стандартизации. Это позволило им установить полное соответствие в структуре, содержании и построении международных и национальных стандартов. Взаимозаменяемость создает условия и для более рационального международного разделения труда - специализации и кооперирования. Так, фотопленку для слайдов производят в Германии, а используют во многих странах мира. Массовое производство пленки, пригодной для фотоаппаратов, выпускаемых в различных странах, позволяет постоянно совершенствовать ее производство, снижать себестоимость или повышать качество.

Международная стандартизация позволяет использовать научно-технический потенциал развитых стран, содействует взаимному обмену научно-технической информацией, способствует ускорению технического прогресса стран, участвующих в работе международных организаций.