Как понять очно заочная. Сущность заочного обучения

Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.


Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.


Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.


Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.


Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.

Можно ли учиться на очно-заочном на бюджете

Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.


Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно- ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому « » становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.

Сколько лет учатся на вечернем отделении в институте

Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.


Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.

Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении

Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:


  • готовность студента к повышенным нагрузкам,

  • сочетаемость графика работы с графиком учебы,

  • готовность работодателя идти навстречу.

Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых сил остается очень мало.


При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.


Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.


Минусы очно-заочного обучения в институте

Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.


Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.


Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.


Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:


  • проходные баллы на бюджет ниже,

  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,

  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,

  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».


Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.


С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:


  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,

  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,

  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,

  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;

  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:


  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),

  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,

  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

М ногие взрослые работающие люди принимают решение освоить новую специальность или усовершенствовать свои знания. В этом может помочь очно-заочная форма обучения, позволяющая заниматься образованием, не бросая работу.

Очно-заочное обучение: особенности, преимущества

Один из вариантов получения высшего образования - очно-заочная форма, позволяющая регулярно посещать занятия, но при этом не отдавая все свое время образованию, и параллельно заниматься постройкой карьеры. Такая форма, по сути, является компромиссом между стационарным обучением и заочным, благодаря чему можно не пропускать пары, подстраивая их под рабочий график. Особенно удобным такой вариант будет для тех, кто получает дополнительное образование.

Штатный распорядок занятий для студентов очно-заочной формы может значительно отличаться. Так, часто пары ставят до 3-х раз в неделю, преимущественно по вечерам. Кроме того, обучение может проходить только по выходным дням. Важно при этом, что посещение пар для всех студентов обязательно, поскольку очно-заочная форма обучения во всех аспектах является идентичной дневной - студенты также посещают лекции и практические занятия, а впоследствии на аналогичных условиях сдают сессии и защищают дипломную работу.

Основные плюсы подобной формы обучения заключаются в следующем:

  • возможность заниматься работой и учебой одновременно;
  • более низкая стоимость обучения;
  • предоставление на производстве академического отпуска;
  • лояльность преподавателей ВУЗа.

Как утверждает статистика, поступать на очно-заочную форму решаются пока не все абитуриенты ввиду невысокой информативности относительно данного варианта обучения. Многие работающие студенты по традиции выбирают заочную форму, позволяющую практически не посещать пары.

При этом важно помнить, что студенту-очно-заочнику полагаются определенные льготы. Это, прежде всего, дополнительный отпуск во время сессии, а также сокращение рабочей недели перед госэкзаменами или защитой диплома. Важно знать и о том, что в отдельных случаях предприятия оплачивают обучение своего сотрудника.

Порядок поступления на очно-заочную форму обучения

Чтобы поступить на любую специальность очно-заочной формы, нужно подготовить стандартный перечень документов, в том числе обязательно предоставление результатов ЕГЭ. Вместо вступительных экзаменов абитуриентам часто можно пройти устное собеседование, иногда его заменяет тестирование в письменном виде. Вступительные экзамены на специальности данной формы традиционно начинаются позднее, чем у поступающих на дневное отделение.

Одна из важных особенностей, которой отличается очно-заочная форма обучения, — более длительный срок обучения (на год больше, чем у студентов стационара).

Студенты очной формы обучения получают комплекс фундаментальных знаний в различных сферах, в том числе в области экономики, математики, информационных технологий, статистики и менеджмента. Они имеют возможность непосредственного общения с преподавателями на лекциях и семинарах в максимальном объеме, что способствует приобретению глубоких знаний, составляющих основу качественного образования. Кроме того, у студентов есть время на посещение библиотек и конференций, благодаря чему они лучше усваивают материал и могут получить дополнительные сертификаты и дипломы. В учебных планах всех специальностей для студентов очной формы обучения предусмотрено время на самостоятельную работу.

В ЮУрГУ активно используются информационные технологии, что позволяет студентам из дома или из компьютерных классов иметь доступ к электронным ресурсам библиотеки Университета, к электронным лекциям преподавателей, а также получать он-лайн консультации преподавателей. Наличие большого количества компьютерных классов, оснащенных современным оборудованием, объединенных в единую университетскую сеть с выходом в Интернет, позволяет получить практические навыки, которые являются базой для овладения профессией.

В процессе обучения студенты проходят ознакомительную, производственную и преддипломную практику в государственных учреждениях, коммерческих структурах и банках, промышленных предприятиях, а также в учебно-тренировочных фирмах.

Получение высшего образования в очной форме открывает широкие возможности в самореализации, трудоустройстве, продвижении вверх по социальной лестнице, обеспечении достойного уровня жизни. Не секрет, что работодатели отдают предпочтение молодым специалистам, окончившим дневную форму обучения и посвятившим 4–5 лет изучению специальности.
Только студенты очной формы обучения получают отсрочку от службы в армии.

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения

Занятия на очно-заочной форме обучения проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в будни по вечерам (с 19.00 до 22.00) + 1 раз в выходной день (с 10.00 до 16.00)

Студенты-вечерники имеют возможность совмещать учебу с работой и сразу применять полученные знания и навыки на практике. Выпускники очно-заочной формы имеют существенные преимущества, поскольку они уже в процессе обучения приобретают опыт работы. Это позволяет им не только претендовать на более высокооплачиваемые должности по окончании университета, но и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Студенты очно-заочной формы получают доступ к электронным пособиям и имеют возможность участвовать в семинарских занятиях в режиме on-line.

Дополнительные преимущества:

  • обычно гораздо легче поступить, так как граница ЕГЭ значительно ниже, чем на очную форму, а выпускники школы до 2009 года могут сдавать вступительные испытания в формате вуза (комплексное тестирование);
  • стоимость обучения ниже, чем на очной форме;
  • реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по профилю будущей специальности.

Заочная форма обучения

Наиболее удобный вариант обучения для тех, кто хочет:

  • совмещать учёбу с работой;
  • получить качественное образование, проживая в родном городе или сельской местности;
  • имеет детей и вынужден ежедневно уделять им большую часть дня;
  • приобрести специальность, широко востребованную на рынке труда.

Нормативный срок обучения на заочном отделении для бакалавра составляет 5 лет.

Процесс обучения состоит из установочных обзорных лекций и практических занятий, которые проводятся в аудиториях, оборудованных по последнему слову техники; самостоятельной подготовки и аттестационных мероприятий (зачетно-экзаменационных сессий). Студенты проходят различные виды практик в своих организациях или на предприятиях по направлению выпускающей кафедры. В университете создана обширная база данных предприятий, которые готовы создать все необходимые условия для успешного прохождения нашими студентами всех видов практик.
На время зачётно-экзаменационных сессий иногородним студентам предоставляется общежитие.

Дополнительные плюсы:

  • облегченный вариант поступления по сравнению с очной формой (вступительные испытания в форме комплексного тестирования - для выпускников школы до 2009 года, меньше конкурс);
  • сравнительно низкая стоимость (ниже чем на очную и вечернюю формы);
  • реальная возможность трудоустройства в ЮУрГУ по будущей специальности.

ЮУрГУ активно следит за тем, как меняется сегодня рынок труда. Работодатели предъявляют все более жесткие требования, и очень часто полученного когда-то высшего образования и знания языка и становится недостаточно. В связи с этим университетом были разработаны магистерские программы в формате второго высшего образования.

Получать образование на магистерские программы приходят, и те, кто, заняв управленческую должность, осознал, что имеющихся у него знаний недостаточно. Разностороннее образование значительно расширяет способности человека: новые знания помогают взглянуть на решаемые проблемы с другой точки зрения. Для тех же, кто решил сменить профессию, диплом ЮУрГУ может стать залогом успешного старта в новой сфере деятельности.

В последние годы значительно увеличилось число людей, стремящихся приобрести какие-то новые знания и навыки, повысить квалификацию. Возрастающая потребность в постоянном обновлении и углублении однажды полученных знаний, формирование культуры «обучение в течение всей жизни» подтолкнуло ЮУрГУ к созданию ряда программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Эти программы нацелены на то, чтобы помогать специалисту оставаться «на уровне» на протяжении всего профессионального пути.

Процесс получения знаний постоянно модифицируется, упрощается благодаря внедрению новых технологий. Но некоторые особенности обучения, несмотря на существование в течение многих лет, не потеряли своей жизнеспособности. Это в полной мере относится и к очно-заочной форме обучения.

Синонимом очно-заочной формы обучения является термин «вечерняя форма обучения», который показывает основное время проведения учебных занятий по этой форме. Их основное отличие от прочих форм – они проводятся вечером.

В годы советской власти многие люди обучались в вечерней школе, потому что днём работали, там они получали среднее образование в рамках школьной программы. Ещё одна форма обучения, которая частично реализовывалась вечером , это Рабфаки. На этих рабочих факультетах осуществлялась подготовка крестьян, рабочих для поступления в институт.

Очно-заочная форма сейчас

В наше время многие люди, желающие получить первое образование или дополнительную специальность, останавливаются именно на этой форме. Некоторые вынужденно поступают на вечернее отделение, потому что должны зарабатывать деньги, однако, приобретаемый опыт идёт им только на пользу.

Очно-заочная форма объединяет в себе признаки двух других форм.

У неё есть общие черты с очной (дневной) формой:

  • место проведения занятий – учебное заведение, обучение проходит на протяжении всего учебного года;
  • начало занятий примерно в 18.00, что может совпадать со временем занятий студентов-очников, окончание – не позднее 22.00;
  • лекции и семинары ведут преподаватели образовательного учреждения;
  • зачёты, экзамены проходят в рамках сессии в стенах учебного заведения;
  • иногда студентам ставят занятия в выходные дни.

Основным признаком заочного образования в вечерней форме обучение считается довольно солидный объём заданий, которые студенты должны освоить самостоятельно: преподаватели прочитывают курс лекций, проводят семинары для закрепления материала, а потом студенты приступают к самостоятельной работе.

Это требует от них ответственного отношения, что у вчерашних школьников не всегда получается. Конечно, педагоги готовы проконсультировать студентов по сложным вопросам .

Нередко вечернюю форму обучения выбирают взрослые люди, имеющие жизненный опыт, можно встретить мужчин, прошедших армию. Некоторые профессии исключают очно-заочную форму: высшее медицинское образование можно получить только на дневном отделении.

Очно-заочное обучение осуществляется не только в высших учебных заведениях (институты, университеты, академии), но и в средних профессиональных учебных заведениях.

Основная его цель – одновременное получение образования и работы по этой специальности, но не всегда именно по этой специальности – на вечерней форме можно учиться и для овладения дополнительными знаниями. Некоторые предприятия направляют своих сотрудников в ВУЗы для овладения новой профессией, они же и платят за учёбу.

Основная часть студентов очно-заочных отделений учатся за свой счёт – бюджетных мест не хватает, но и конкуренция при поступлении ниже. Туда часто приходят те, кому не удалось поступить на очное отделение, у них устанавливается график: днём – работа, вечером – обучение. Не всегда хватает времени на качественную подготовку к занятиям и экзаменам – экзаменационный отпуск не предоставляется .

Продолжительность вечернего обучения всегда больше дневного обучения. Она зависит от имеющегося у абитуриента образования и чаще всего бывает от 3 до 6 лет.

Программы обучения в вечернее время подразделяются на три группы:

  • магистратура – обучение продолжается 2 года;
  • бакалавриат – учатся 4 с половиной года;
  • специалитет – учёба длится больше 5 лет.

Преимущества очно-заочной формы обучения

  • возможность составить индивидуальный график обучения, на это идут многие педагоги, когда разрешают не посещать студентам какие-либо занятия, это распространённая практика для студентов-инвалидов;
  • одновременное получение знаний и профессионального опыта;
  • на посещение учебного заведения уходит меньше времени, чем при очной форме;
  • формируется довольно широкий круг общения.

Заключение

Несмотря на многие очевидные преимущества, очно-заочная форма обучения пока не слишком популярна в нашей стране в качестве альтернативы очному образованию, на ней обучается примерно пятая часть всех студентов.

Это связано со многими обстоятельствами : многие студенты дневных отделений тоже умудряются работать во время учёбы, а вечером активно проводить досуг. На очно-заочную форму можно легко перевестись с других форм, также без проблем можно перейти с вечерней формы на другие формы обучения.

Очная форма обучения – одна из четырёх форм освоения образовательной программы среднего,высшего и послевузовского профессионального образования . Еще ее называют классическим дневным обучением.

Очное образование – естественное продолжение школьных уроков. В зависимости от смены пары начинаются в 8 часов утра или после обеда, и длятся 2 академических часа. Обучение ведется с отрывом от работы, в отличие от заочной и вечерней формы.

Образовательный процесс на дневном отделении построен на личном контакте преподавателя истудента, что способствует приобретению глубоких знаний. «Очникам» задают домашние задания, они в обязательном порядке посещают лекции и семинары, проходят практики.

Студенты техникумов и колледжей , поступающие на дневное отделение учатся от 2 до 4 лет. Бакалавры очной формы учатся четыре года, специалисты – не менее пяти, а для получения квалификации(степени) «магистр» необходимо еще два года. Также очные отделения существует в аспирантуре(адъюнктуре), ординатуре и интернатуре.

Закон позволяет перевод с заочного отделения на очное и наоборот. Однако шанс перевестись с заочного на очный, а тем более на бюджетный небольшой. Возможно это при двух условиях: наличии свободных мест и отличной успеваемости. Кроме этого, пройденные предметы и количество академических часов должны полностью совпадать. В противном случае придется сдать дополнительные зачеты и экзамены. А вот с переводом на заочную форму обучения проблем не бывает. Наоборот, вуз рекомендует его отстающим или работающим студентам.

С финансовой точки зрения очная форма обучения самая дорогая. Стоимость на заочных отделениях, как правило, вдвое ниже.

Что такое заочная форма обучения?

Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает в себе черты дневного образования и самообучения. Большой объём знаний (70 %) студенты заочного отделения осваивают самостоятельно. Однако в соответствии с государственными стандартами подготовки специалистов с высшим образованием заочная форма обучения осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем изучаемых дисциплин, что и дневная. Диплом о высшем образовании един как для студентов очной формы, так и для заочников. Форма обучения указывается в приложении к диплому.

Основной отличительной чертой заочной формы обучения является срок обучения (6 лет вместо традиционных 5 лет) и получение образования без отрыва от производства. Заочники учатся в два периода. Во время установочной сессии преподаватели читают вводные лекции, дают списки литературы, контрольные задания, темы рефератов и курсовых работ , приблизительные вопросы зачётов и экзаменов. Как правило, между установкой и экзаменационной сессией проходит полгода.

Перед каждой сессией вуз посылает заочникам справки-вызовы, на основании которых студенты отпрашиваются с работы. Если студент получает высшее образование впервые, работодатель обязан предоставить ему на период учебной и экзаменационной сессии оплачиваемый отпуск.

Студенты-заочники лишены многих привилегий. Главная из них – отсрочка от армии. Также заочники не получают стипендию, не имеют право пользоваться студенческими проездными билетами.

Однако существуют и положительные стороны подобного образования. Среди достоинств отметим возможность работать и зарабатывать деньги, сравнительную лёгкость поступления, демократичные цены на платной форме обучения. Как ни странно, но студенты заочной формы лучше знакомы со своей специальностью на практике.

В современной России наблюдается рост поступающих на заочные отделения. Ранее заочную форму обучения выбирали те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на очную форму. Сегодня студенты целенаправленно подают документы только на заочную форму обучения.