Внеклассное мероприятие "Здравствуй, Весна!". Внеклассное мероприятие «здравствуй весна

Внеклассное занятие «Здравствуй Весна!»

    Развитие творческих, артистических способностей учащихся;

    Воспитание культуры семейного отдыха;

    Привлечение родителей к участию в воспитательной работе класса, школы;

    Воспитание чувства доброты и сопереживания;

    Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Расскажу о том, как проходил в моем классе один из праздников, посвященных временам года. В середине февраля ребята получили три зеленых конверта с заданиями:

Рассказать, как птицы встречают весну.
– Какие изменения происходят в жизни растений.
– Как животные встречают весну.

Дети по желанию объединились в группы. Решили, что для выполнения задания им необходимо: выучить стихотворения о весне, выбрать и разучить песни о весне, придумать частушки, собрать весенние приметы, нарисовать рисунки для оформления классной комнаты, изготовить костюмы, головные уборы, маски.

Вся подготовительная работа проводилась отдельно по группам. Родители привлекались не только в ходе подготовки праздника, они исполняли и некоторые роли. И вот наступил день праздника.

Ведущие – родители:

    Снова к нам весна пришла.
    Сколько света и тепла!
    Тает снег, журчат ручьи,
    Скачут в лужах воробьи.
    Потеплело на дворе,
    И раздолье детворе.

    Опять проснулись леса и поля,
    И звенит, и поет, расцветая.
    Под вешним солнцем родная земля.
    Пойдем навстречу весне долгожданной.
    Она лучами растопит снега,
    Она развеет седые туманы
    И разбросает цветы на лугах.

Ученики исполняют школьные частушки:

Четверть третья прошла,
Рады мы по ушки.
И сейчас сидим, поем
Школьные частушки.

А наш Витя непременно
Президентом хочет стать,
Только он пока на карте
Кремль не может отыскать.

У Наташи все в порядке:
На столе, в шкафу, в тетрадке.
Все об этом в классе знают
И от зависти вздыхают.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример.

Вася в школу опоздал,
Но не скажет, что проспал,
Просто нынче, как назло,
Слишком поздно рассвело.

По ускоренной программе
Обучается наш класс
Как экспресс, мы мчимся, мама,
Не догонишь ты уж нас.

Задача трудная попалась,
Она от Димы “отбивалась”.
Но Дима так ее “схватил”,
Что за пять минут решил.

Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!

Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает третий “Б”
Целый год стараться.

Учитель: Ребята, поздравляю всех с праздником весны, красоты, а также я поздравляю вас с успешным окончанием самой длинной учебной четверти и приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне.

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику.

Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне. На фоне чтения негромко звучит мелодия пьесы П.И.Чайковского из “Времен года”.

Ведущий. Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный . Послушайте, как П.И.Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы. (Музыка звучит громче.) Весну все ждут, зовут, поют песни – заклички.

Дети исполняют один куплет украинской народной песни “Веснянка”.

Мы весняночку поем –
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

В класс входит ВЕСНА. Ее роль исполняет одна из мам.

Весна.

Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи

Ведущий. В природе бывает три весны; весна света – март, весна воды – апрель, весна – зеленой травы – май.

Весна. Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети читают пословицы и приметы.

О марте.

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

Вопросы

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу..
(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …
(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …
(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …
(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Весна. Птицы – это мои гонцы.

А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья?

Дети : Да, потому что крылья у них – это руки.

Весна. Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви.

Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.

Весна. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Первая группа детей представляет птиц.

Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь?
(Грач.)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Ученик. (В маске скворца.) Ребята вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (скворец)

Двое учеников (поочередно).

Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели
На ольхе сидит скворец.
Прилетели
Прилетели наконец!

Звучит песня “Скворцы прилетели” (сл.М. М. Матусовского, муз. И.Дунаевского).

Весна. Пойду посмотрю, как поживают там мои зверушки. Как они зиму провели.

Вторая группа детей представляет лесных зверей.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты кум такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!

Лиса. Миша! Расскажи как ты весну чуть не проспал?

Медведь.

Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны

Еж. И, наверно видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.

Еж. Заспешил медведь наружу:

Медведь. Заливает – не до сна.

Еж.

Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна.

Слово берет группа “Растения”.

1-й ученик.

В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник
Проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник
Встречает весну!

2-й ученик.

Бедненький подснежник,
Спят еще цветы.
Смотри – в такой одежде
Подхватишь насморк ты!

Подснежник.

А вот мне не спится,
Разве тут до сна?
Ведь может заблудиться
Без меня весна.

Первоцвет.

Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего

Учитель. Как легко и свободно дышится весной в лесу. Ребята, пока не было Солнышка, лили проливные дожди, кругом остались лужи. (Дети получают листы с наклеенными лужами.)

Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (По окончании творческой работы устраивается выставка работ.)

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше выступление.
Думаем, вам было очень интересно,
Дорогие гости, милые, хорошие!
Спойте эту песню вместе с нами весело.

Дети исполняют песню “Летят перелетные птицы”.

Весна. Спасибо вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, успехов в делах ваших. Многие вам лета!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Ведущий: Спасибо тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Дети хором:

Славься, Весна, славься, красна,
Цари и здравствуй… твой черед!
Пусть вся земля ликует и цветет!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горельская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй - весну встречай»

подготовила

учитель музыки

Уланова Людмила Викторовна

с. Горелое
2014


Сценарий внеклассного мероприятия

«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»

для учащихся младших классов

Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов. Цель : познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для: - обогащения знаний учащихся об окружающем мире; - развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран; - воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира. Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

Место проведения: празднично украшенный актовый зал.

Ход мероприятия

звучит песня «Весну звали».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?

1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!

Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли. 1 ученица : А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия! Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия? 1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает - отличница!(убегает) Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях. Выходит 2 ученица : А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год. Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии. 1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.

(звучит японская мелодия)

3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. 4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии - её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.

(презентация о сакуре)

5 ученица: Минула весенняя ночь.

Белый рассвет обернулся

Морем вишен в цвету.

6 ученица: Поистине дивны

Растенья заморских земель,

Но ни ароматом,

Ни цветом нельзя их сравнить

С японскою вишней в цвету…

7 ученица : "Цвет зари охватил

Ещё сонные ветви,

Дождь его разбудил,

По весеннему светлый!

По бутонам из рос,

По цветочным бутонам,

Ветер краски разнёс,

Бледно-розовым тоном!

Ещё кружевом лёд

Покрывает аллеи,

А весна уж цветёт

И сакурой алеет!"

8 ученик: Казалось, не в силах

Угасшее сердце прельстить

Ничто в этом мире –

И опять как будто цепями

Я прикован к вишням цветущим…

Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин. 1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза! 2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!

(танец «Лезгинка»)

9 ученица : Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети. С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи. 10 ученица : Март - это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. 11 ученица : Есть легенда, связанная с этой куклой: "В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу."

(дарят гостям кукол-мартинечек)

1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси? 2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница - это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома. 1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.
Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати! 2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну. 1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!

(текст на экране)

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, С великою милостью! Со льном высоким, С корнем глубоким!

Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. М ы не станем нарушать традицию - встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!

На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,

звучит песня «Иван Купала».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Заочное путешествие по сказочному весеннему дворцу для младших школьников 1 класса «Весна, весна! И все ей рады!»

Цели мероприятия

1. Развивать у детей речь, внимание и эстетический вкус к музыке, искусству, народному творчеству.

2. Содействовать приобретению первоклассниками коммуникативных умений и навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности.

Подготовка

1. Составление классным руководителем и активом родителей плана путешествия, подбор игровых заданий для каждой остановки в залах сказочного весеннего дворца.

2. Сбор материалов по теме путешествия.

3. Разучивание с детьми стихов и песен о весне.

4. Подбор классным руководителем и родителями наглядных пособий, реквизита для проведения путешествия.

5. Оформление школьным библиотекарем выставки книг о весне.

Участвуют учащиеся 1-го класса, их родители, классный руководитель, школьный библиотекарь.

Подготовлены плакаты с названием путешествия и наименованиями залов весеннего сказочного дворца, предметные картинки, репродукции картин, диапроектор и диафильм «Изменения в природе», лист ватмана, вырезки на тему «Весна» из старых журналов, клей-карандаш, ножницы, фломастеры. К этому мероприятию был сшит костюм Весны. На столе классного руководителя магнитофон и аудиокассета с записью музыкального сопровождения, пакеты с березовым соком (или одноразовые стаканчики).

Ход путешествия

I. Звучит музыка. Классный руководитель загадывает загадку о весне.

Классный руководитель

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой — улей — пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Первоклассники отвечают.

Классный руководитель предлагает детям позвать Весну народными закличками:

Приди к нам, весна, с радостью,

С великой милостью.

С рожью зернистой,

С пшеничкой колосистой,

С ячменем усатым.

Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам.

Принесите нам

Весну-красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

Дети хором произносят заклички.

II. Под музыку входит Весна (роль Весны исполняет мама одного из учеников), приветствует всех присутствующих стихотворением и предлагает совершить заочное путешествие по залам сказочного весеннего дворца. Дети отправляются в путешествие.

III. Первый зал — зал народной мудрости. Дети выполняют в нем игровые задания.

1. Закончи пословицы, приметы, поговорки и объясни их смысл:

— Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет... (теплой).

— Здоровье дороже... (богатства).

— Как в марте зима не злится, а весне... (покорится).

— Где цветок, там и... (медок).

— Синие облака к... (теплу или дождю).

— Весной грач прилетел — через месяц... (снег сойдет).

— Из березы течет много сока — к... (ненастью).

— Весна да осень — на дню погод... (восемь).

— Невесело птичке в золотой... (клетке).

— Ранний прилет журавлей — ... (ранняя весна).

— Увидел грача — весну... (встречай).

— Апрель с водою — ... (май с травою).

2. Наряди березку в листочки, отгадав загадки (каждый листочек — отгадка).

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце.)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по лесенке

Узнаете меня. (Ручеек.)

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь.)

Один льет,

Другой пьет,

Третий растет. (Дождь, земля, трава.)

Меня никто не видит,

А всякий слышит,

А спутницу мою

Всяк может видеть,

Но никто не слышит. (Гром и молния.)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним — прочь бегут. (Дождь.)

На ветвях плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

В помощь детям предлагается набор картинок с изображением отгадок.

IV. Второй зал — литературно-музыкальная гостина я. Классный руководитель предлагает Весне посмотреть небольшой концерт, подготовленный детьми (чтение стихов Ф.И. Тютчева «Весенние воды», «Весенняя гроза»; А.Н. Плещеева «Сельская песня»; В. Жуковского «Жаворонок»). После концерта Весна предлагает детям послушать и назвать голоса ее друзей (включается аудиозапись с голосами соловья, вороны, чайки, кукушки, воробья, ласточки).

V. Третий зал — цветочный . Весна рассказывает о первых весенних цветах, а дети отгадывают, что это за цветы. Рассказ сопровождается показом картинок.

Подснежники. Когда смотришь на эти цветочки, то начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и ушла. Цветы подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега. А главное, интересно то, что в разных местах есть свои подснежники. Древние легенды рассказывают: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев ее, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. Так вот и стал подснежник знаком приближения весны.

Мать-и-мачеха . Он имеет желтенькие цветочки и носит два имени; назван так потому, что листочки у него снизу белые, пушистые, мягкие, как прикосновение материнской руки, а сверху зеленые и холодные — это мачеха. На Руси была такая примета: зацвела мать-и-мачеха — выезжай в поле. Рановато сеять, так подготовь землю. Работа всегда найдется.

Первоцвет. Первоцвет, первенец, баранчики, барашки, коровьи слезы и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начинается весна. В Дании, по легенде, в первоцвет была заколдована принцесса эльфов. Так случилось, что полюбила красавица-принцесса земного юношу, забыла про все на свете и была превращена в наказание в цветок.

VI. Четвертый зал — картинная галерея . Весна знакомит детей с понятием «картинная галерея», показывает репродукции картин С.В. Герасимова «Лед прошел», «Снова весна», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», К. Юона «Мартовское солнце», И.И. Левитана «Весна», «Март» и предлагает школьникам выполнить коллективное задание: изготовить панно в стиле аппликации «Весна! Весна! И все ей радо!». Ребята выполняют задание с помощью родителей.

VII. Пятый зал — «Фильм! Фильм! Фильм!» . Просмотр диафильма «Изменения в природе». После просмотра дети отвечают на вопросы:

— Какие изменения произошли в природе?

— Какие изменения произошли в жизни птиц и животных?

— Какими стали дни?

— Какие цветы зацвели?

— Как правильно собрать букет?

Весна объявляет детям, что путешествие подошло к концу, благодарит и на прощание угощает всех березовым соком.

VIII. Библиотекарь школы рассказывает ученикам о книгах, посвященных весне, представленных на выставке.

IX. Рефлексия. Классный руководитель предлагает детям (по желанию) продолжить предложение: «Я рад(а) весне, потому что...».

Литература

Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. М., 2005.

Бесова М.А. В школе и на отдыхе. М., 1998.

Лито Т.Н. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. М., 2006.

Внеклассное мероприятие для 3 класса "В марте-протальнике"

Солодовникова Ольга Валериевна, учитель начальных классов, МБОУ Школы № 47, городского округа Самара
Описание материала:
Внеклассное мероприятие может быть полезно во внеурочное время у школьников 3 класса для развития эстетического вкуса, любви и уважения к природе, к народной культуре.
Проводить можно в начале марта или в преддверии Масленицы, или на кануне 8 марта как изучение новой темы; а также в апреле и мае для закрепления изученного материала по весенним темам.
Внеклассное мероприятие "В марте-протальнике"
Цель:
Бережное и чуткое отношение к народному наследию
Задачи:
- Познакомить учащихся с традициями и обычаями народного языческого праздника «Масленица»;
- Дать первоначальные сведения учащимся о полотнах русских художников: (Кустодиев Б.М. «Масленица», Сыров В.М. «Масленица», Грузинский П.Н. «Масленица», С. Авдеев «Масленица»);
- Развивать умение познавать мир и самого себя, использовать полученные знания и умения в жизни;
- Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение);
- Развивать творческое воображение, навыки и умения в сочинении (фантазировании) сказки учащимися;
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что еще осталось от несправедливо забытого;
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в творческой работе;
- Прививать добрые дружеские отношения учащимся через поставленную проблему дружбы в детской сказке;
- Вызвать эмоциональное отношение к жизни.

Ход мероприятия

I. Орг момент.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
II.Изучение нового материала
1. Объявление темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок, посвященный большому празднику, который не отмечен в календаре красной датой. Праздник этот встречает природа, пробуждаясь от зимнего сна. Чтобы точно узнать название нашего праздника, разгадайте кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы – говорите ответ.

1. Ее природа создает
И дарит нам - живую!
Соленую и престную,
Морскую и речную
Ее жилище в облаках
И горных снежных ледниках
Бежит он сам собою
Родник без перебоя.
Снежинкой в воздухе летает
В моей ладони мигом тает. (Вода)


2. Ценный мех пушного зверя
Рассмотреть сумеешь смело,
Если ближе подойдешь.
Хвост на зеброчку похож.
Шерстка, морда, лапки, уши,
Часто с беленькой опушкой.
Барбадосский, Гваделупский,
Он Багамский, полоскун.
Днем он прячется в дупле,
Лишь охотясь при луне.
Хищник очень осторожен,
Любопытен, не встревожен.
Барсучок в ночи ползет
И добычу не спугнет.
Рыба, раки и трава,
Виноградова лоза, фрукты,
Ягоды, грибы –
Лучше пищи не найти!
Жизнестоек он, всеяден,
Ловок, быстр, хитер, опасен. (Енот)


3. Меж рукавом Персея и Стрельца
Горит нам путеводная Звезда.
Из миллиарда ярких ясных звезд
Ты в Млечном свете лучше не найдешь.
Она горит в Системе разом
И раскаленным смотрит глазом.
Сокровище всю жизнь сверкает,
Все белым светом озаряет.
На небе часто пропадает,
Когда с Луной в игру играет.
Поддерживает жизнь, тепло,
Для всех людей оно одно -
Светило звездное дано! (Солнце)


4) Ворона крылом махнула большим,
Весь белый свет закрыла им.
Чуть слышно на Землю пришла темнота,
Не справиться людям с ней до утра.
Пусть белый лебедь немного поспит,
А зоренька ясная сон пробудит.
(Ночь)


5) Кто живет на крыше дома? -
Наш пернатый, наш знакомый.
Он гнездо из веток вьет,
Мир и счастье в дом несет.
Добрый, тихий и спокойный,

Семьянин вполне достойный.
Вылетает из гнезда,
Расправляет два крыла.
Шею гордо поднимает,
Ноги ровно расставляет.
Как солдат на строевой,
Он летает над рекой.
Каждый день, как на работу,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
А птенцы в гнезде играют
С мамой – папу ожидают.
(Аист)


- Обратите внимание на выделенное разным цветом слово в кроссворде. Это и есть праздник, который мы с вами сегодня празднуем вместе с природными обитателями.


- Какой у нас сейчас месяц? (Сейчас месяц-март).
- Слово «март» нерусское. Оно пришло к нам из Византии. Византийцы так назвали первый месяц весны в честь Бога войны Марса, который сначала был богом мирного труда и скотоводства, богом всех полей и урожаев.
- Назовите поговорки или пословицы, которые вы знаете о первом весеннем месяце. (Предположения учащихся) Объясните, что они обозначают.
- Раньше, в народе было сложено много пословиц и поговорок. Большая часть из них была записана на бумагу и лишь немногие из них сохранились и дошли до нас. Например:
- Март неверен: то плачет, то смеется. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в тени – еще зима, а на солнце уже капель.)
- Верно! Поэтому март еще называли в древности капельником. В первом весеннем месяце свет ярче, солнце выше, а дни длиннее.
- В марте и спереди, и сзади зима. Почему так говорят? (Так говорят, потому что это первый месяц весны, в котором еще бывают морозные зимние дни.)


- Правильно. В стародавние времена, с большим нетерпеньем все – от мала до велика, ждали теплую Весну-красну! Поэтому еще тогда зародился обычай в конце зимы звать, «кликать» весну – так раньше называли зов. Этот обычай дошел до нас!
- Как называется он? (Зов весны мы называем Масленицей).
- Верно! Какие обряды, связанные с этим праздником, дошли до нас? (В этот праздник всегда наряжают чучело Масленицы, которое сжигают. На праздник всегда готовят блины.)


- Чучело сжигают в конце праздника – в воскресенье. Сгоревшее чучело означает, что Весна Зиму поборола, с ней все в этом году распрощались до будущего года и в полноценные права вступила Весна-красна. Еще в этот праздник, конечно, пекут блины и лепешки, катаются на санях, проводят забавы.
- Масленица – широкий и мировой праздник, который воспевали и художники, и писатели, и поэты, и даже режиссеры фильмов. Например, в 1968 году режиссер Павел Касадочников снял фильм-сказку по пьесе известного русского писателя А.Н. Островского «Снегурочка», в котором хорошо показал всю широту, красоту и необычность этого великого праздника.


- Масленица прекрасно изображена на полотнах таких художников, как:
- Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» (1919год);


- Сыров Валерий Михайлович «Масленица» (1998год);


- Грузинский Петр Николаевич «Масленица» (1889год);


- Сергей Авдеев «Зима, масленица».


- Поэты в своих стихотворениях также с большим успехом воспевают народные обряды. Каждый поэт, каждый художник видит такую красоту по-своему. Поэт передает ее с помощью слов, а художник – с помощью красочных образов.
- Послушайте мое первое весеннее стихотворение:
Пора веселая пришла:
Бежит ручей погожим днем,


Ребята бегают смеясь,
И корабли пускают в нем.


Какая сила торжества
Во всем величии весны!
И оживает мир вокруг,
Мечты и дали так ясны.


И скоро множество листов
Украсят зеленью поля,
Картина жизни расцветет –
Задышит, оживет земля!


- Грач на горе – весна на дворе. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в этот месяц к нам в лес прилетают грачи.)
- Все верно! Месяц-март в старину народ называл «грачевник» - это время прилета птиц.


- В современной литературе очень много стихотворений, а сказок и рассказов меньше. Например, в литературе есть такие рассказы:
- А.Н. Толстой «Пришла весна»;
- В. Степанов «По опушке шла весна»;
- М.М. Пришвин «Весенние миниатюры»;
- И.С. Соколов-Микитов «Весна»;
-В. Сутеев «Весна»;
- сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь»;
- Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
- русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола».


- Нам нужно ценить те самые прекрасные произведения далекого прошлого, которые удалось сохранить.
- Подумайте, как мы с вами можем увеличить число сказок? (Мы можем написать свою сказку.)
- Верно! Сейчас я вам расскажу одну волшебную сказку «Как Весна Зиму прогнала», которую написала сама.
2. Чтение сказок
2.1 Чтение сказки учителя

Сказка "Как весна-красна зиму лютую прогнала"


Жили-были три красавицы сестры Матушка-Зима, Весна-Красна и Ягодное-Лето. Жили они в старой ветхой избушке на краю села Снеговищенска. От того, что избушка находилась далеко от сельской почты, письма доходили очень медленно. А приносила их сама Природа.
Три красавицы были не в ладу друг с другом.
В один прекрасный день, пришло к хозяюшкам письмо. Кто уж его первым распечатал и прочитал, не известно, да только письмо это было адресовано Матушке-Зиме. Послание было коротким. Всего-то пара слов «Проводы Зимы» говорила о многом: о том, что пришла пора Весне вступать в свои права; о том, что прислал ей его молодой краснолицый дружок Снеговичок и самое страшное – то, что Весна-Красна вновь разлучит их.
Опечалилась Зима, покручинилась и решила спросить совета у Солнышка. Только оно выглянуло из-за горы, а Зима спрашивает:
Солнышко, Солнышко,
Красное, веселое,
Глядишь ты из-за горы,
Смотришь и видишь,
Все знаешь до моей,
До зимней поры…
- Не успела Зима до конца договорить, а Солнышко уж в ответ заговорило:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой.
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла.
Услышала Весна голос подруги, приободрилась, повеселела. Боялась она очень, что Зима-Матушка не уступит свои права.
Пуще прежнего загрустила Зима и начала плакать. А Весна-Красна радуется Солнышку, смотрит на него, улыбается.
Ягодное-Лето никак не поймет, почему Матушка-Зима плачет, а сестрица веселится и потому спрашивает:
- Почему ты, Зима, так горько плачешь?
- Да как же мне не плакать, - отвечает Зима, - ведь ковер-то мой так сильно рвется и сереет, становится темным и некрасивым. Дышать мне становится трудно от такой погоды. И чует мое сердце, что скоро Солнышко станет ярче и жарче.
Тем временем, Весна-Красна вдали увидела Ручейка-Весельчака и стала его весело звать к себе. А Зима запротестовала, говоря:
- Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!
Но Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подружке.
Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Кафтан стал мокрым и тяжелым от слез. Упала Зима, не выдержала и заохала, и заахала, и вмиг растаяла!
2.2 Первичное восприятие сказки учителя. Беседа по сказке учителя
- О чем сказка? (Сказка о том, как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала).
- Назовите героев сказки. (Героями сказки являются: Матушка-Зима, Весна-Красна, Ягодное-Лето, дружок Снеговичок, Солнышко и Ручеек-Весельчак).
- Кто принес троим хозяйкам письмо? О чем оно? (Письмо хозяйкам принес молодой краснолицый дружок Снеговичок. Оно было коротким. В нем было написано, что Зиму пора провожать, а Весну-Красну встречать).
- Понравилось ли это письмо сестрам? Почему? (Матушка-Зима расстроилась, так как не хотелось ей покидать родные края; а Весна-Красна обрадовалась, потому что пришел ее черед.).
- Что решила делать Матушка-Зима? (Она решила спросить совета у Солнышка).
- О чем Матушка советовалась с Солнцем? (Она спрашивала совета о том, как ей быть дальше).
- Какой совет дало Солнышко Зиме? (Солнышко сказало:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой,
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла).
- Как отреагировала на его совет Москва-Зима? (Москва-Зима расстроилась еще сильнее. Она заплакала.)
- Значит, Солнышко дало не тот совет, что хотела услышать Матушка-Зима.
- Кто стал успокаивать Матушку-Зиму? (Матушку-Зиму начала успокаивать младшая сестра Ягодное-Лето).
- Как отреагировала на плохое настроение Весна-Красна? Что в этот момент она делала? (Весна-Красна только радовалась Солнышку, смотрела на него и улыбалась, а настроение Матушки-Зимы ее не беспокоило).
- Кого стала подзывать к себе Весна-Красна? (Весна-Красна увидела Ручейка-Весельчака и стала его подзывать подойти поближе).
- Как отреагировала на зов Весны-Красны Матушка-Зима? Почему? (Она испугалась, говоря: «Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!»).
- Послушались ли друзья просьбу Матушки-Зимы? (Нет, Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подруге).
- Что произошло с Зимой? (Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Упала Зима, не выдержала заохала, заахала и в миг растаяла).

2.3 Чтение сказки ученика
- Теперь послушайте сказку ученика 3 «В» класса Новикова Максима, которую он оформил красочным рисунком и назвал «Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала».

Сказка "Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала"


В некотором Царстве, на окраине дремучего леса, звонкой барабанной дробью отмечает приход Весны пестрый Дятел. Однако, здесь, за городом, по-прежнему продолжает хозяйничать Зима. Не побежали тут пока еще говорливые ручейки, не заблестели хрустальные сосульки и, лишь только по открытым косогорам струится легкая поземка.
Дятел живет уже много лет в дупле старого раскидистого дуба. Он очень хорошо знает все лесные порядки и за это его все звери-жители уважают и почитают. Обитатели леса в такую зимне-весеннюю пору разные: от волшебных Гномов до белобоких сорок, которые первыми узнают и приносят Гномам большую и важную весть о приходе Весны. Весть эта одновременно и радостная, потому что Гномы очень любят яркое и теплое Солнышко, и печальная, так как Матушка-Зима со своими злыми слугами очень часто нагоняет снежные бураны и сильные ветры, а с ними – трескучие морозы и сильную стужу. В это время поляна Гномов, расположенная под старым дремучим дубом, где они живут, становится непроходимой и холодной. Поэтому маленькие Гномики прячутся в своих домиках и на долгие часы, или даже дни, прекращают свои работы на свежем воздухе. Но и в эти часы волшебные лесные жители не теряют времени зря.
Делом занят каждый: кто-то убирается в своем доме, другие готовят пищу; а самые ответственные жители сочиняют сказки и рассказы, записывают разные истории и первые лесные новости, придумывают веселые песенки и стихотворения, чтобы потом рассказывать их и радовать ими всех своих гостей-друзей воробьев-шалунов, подружек-белочек и других лесных обитателей, которые приходят или прилетают к ним в гости на лесную полянку. Эта радость и счастье гостей поднимает настроение Гномикам. Они счастливы от того, что все радуются, смеются и веселятся вместе с ними.
Однажды, в теплый весенний денек, к добрым лесным волшебникам, приносившим всем радость, пришло много гостей и друзья-Гномы решили устроить для них большой праздник, который был посвящен приходу Весны.
Матушка-Зима, наблюдавшая долгими темными зимними вечерами за Гномами, наконец, расстроилась их веселью и тому, что лесные жители так сильно любят ее младшую сестрицу – Весну-Красну.
Разгневалась Зима и решила перессорить дружелюбных Гномов, чтобы они перестали дарить себе и другим радость и веселье. Расстроила она их праздник. Повалил с неба, будто из лукошка высыпался, липкий и сырой снег. Стало холодно друзьям. Поселилась здесь грусть и печаль. А жизнерадостные Гномы превратились из весельчаков в озлобленных и вредных, стали ругаться между собой и спорить. Одним хотелось праздник отложить до ярких, солнечных и теплых деньков, а другие утверждали, что и в холодную погоду можно перетерпеть мороз и стужу, и таким образом прогнать Зиму и встретить Весну.
Они так перессорились, что, сами того не замечая, перестали делать добрые дела и, что самое страшное и ужасное, обидели своих гостей, которые незаметно покинули праздник. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.
Однажды, таким же туманным и морозным утром, проснулись Гномы и посмотрели друг на друга и с испугом удивились. Удивились тому, что такими ужасными друг друга никогда не видели. От злости брови у них были сильно опущены и так нахмурены, что глаз можно было не увидеть. Никто не улыбался, потому что губы были слишком надуты и не раздвигались в улыбке.
Огляделись Гномы вокруг и стало им еще страшнее от того, что все вокруг так сильно изменилось. Стали они думать, что же им делать, как все сделать так, чтобы все стало по-прежнему. И решили попросить помощи у старого мудрого Дятла, который жил в дупле ветхого раскидистого дуба. От него-то они и узнали, что все их друзья-звери сильно расстроились на них и уже теперь не вспоминают и не говорят о весельчаках-Гномах. Так же Дятел объяснил гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и, потому он, зная это, не обижается на них. Гномы, узнав, что причиной грусти и печали, была их ссора, попросили друг у друга прощения. В один миг все преобразилось: Гномы заулыбались от радости, что вновь Солнце выглянуло из-за туч и стало светить ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что даже сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты. И еще одна, наверное, самая радостная новость ждала их – в гости к маленьким волшебным человечкам пришла сама красавица Весна.


2.4 Первичное восприятие сказки ученика. Беседа по сказке ученика
- Кто является героями сказки? (Героями сказки являются волшебные гномы, пестрый Дятел, Сорока-белобока, Весна-Красна, Матушка-Зима).
- Можно ли назвать ее волшебной? Почему? (Сказку можно назвать волшебной, потому что идет оживление (олицетворение) героев сказки).
- Чем понравилась сказка? (Тем, что все живые и неживые герои сказки жили вместе дружно).
- Кто поссорил дружных гномов? (Их поссорила Матушка-Зима)
- Из-за чего она их поссорила? (Матушка-Зима поссорила гномов из-за разногласия в вопросе проведения весеннего праздника).
- Как протекала жизнь сказочных персонажей после конфликта? (Их жизнь стала грустной и печальной. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.).
- К кому обратились гномы за советом, чтобы исправить свое тоскливое настроение? (Они обратились за советом к мудрому Дятлу).
- За каким советом обратились гномы к старому Дятлу? (Гномы обратились за советом к Дятелу с вопросом: «Что им нужно сделать, чтобы все стало по-прежнему?»).
- Какой дал совет им Дятел? (Дятел объяснил Гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и помириться со всеми лесными жителями.).
- Как отнеслись Гномы к совету мудрого Дятла? (Гномы тут же попросили друг у друга прощения и увидели как весь мир преобразился).
- Что произошло с окружающим миром после того, как Гномы помирились? (В лесу наступила настоящая Весна, потому что Солнце выглянуло из-за туч и стало светить еще ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты).
- Верно! Наступила Весна.
3. Вторичное восприятие сказок. Творческая работа
- Придумайте и напишите свою волшебную историю. Она должна быть о Весне. Героями вашей сказки может быть кто угодно.
III. Итоги по сочинению сказки. Награждение победителей
- Как вы понимаете, лучшая работа должна быть озвучена и награждена! В связи с этим, сейчас каждый, кого я назову, зачитает свою работу. (Учащиеся зачитывают работы).
- Теперь каждый из вас ненадолго побудет учителем! Возьмите листочки, которые я вам раздала, и проголосуйте: напишите фамилию понравившейся вам работы. Оценивайте не только сказку, но и выразительное ее выступление.
Учитель выбирает лучшие работы. Лучшие сказки зачитываются учащимися. Проведение тайного голосования между учащимися. Подсчет учителем наибольшего числа голосов за работу. Награждение за лучшую сказку.
IV. Итог занятия
- Какой праздник мы с вами сегодня отмечали? (Праздник наступления Весны)
- Что необычного было у нас на празднике? (Нам особенно понравилось сочинять самим сказку о приходе Весны.)
- Понравился ли Вам сегодняшний праздник? О чем бы вы с удовольствием рассказали дома своим родителям? (Мы рассказали бы интересную сказку ученика / учителя. / Рассказали бы о Масленице и о ее замечательных традициях.)
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Мы узнали много хороших пословиц и поговорок. Обсудили их.)Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна