Что такое закличка весна красна. Конспект занятия праздника весны "весенние заклички" для детей детского сада

Зима злится, не хочет уходить. Пора весну звать!
Первые заклички «гуканья весны» весны начинались у древних славян в начале марта.
Селяне поднимались на крыши домов и пели песни, призывая весну.

Ой, весна красна, что ты вынесла,
Ой ли, ой лёли, что ты вынесла?
– Я, весна красна, в пуню пошла,
В пуню пошла, сено вынесла,
Сено вынесла да в амбар зашла,
В амбар зашла зерно выгребла,
Зерно выгребла, на поля пошла,
Пошла поглядеть, что там делают?
А на полюшке там порядку нет


В этот день проводили обряды изгнания зимы.
Выметали мусор из избы, стучали палками по заборам (выгоняя зиму со двора), сжигали старые вещи, приговаривая:
«Вон, зима, из хаты, а лето в хату»
«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

Были обряды, для которых елочку украшали лентами и колокольчиками, а потом возили по селу, закликая весну.

К приходу весны начинали ворожить на богатый урожай: выкапывали ямку, куда засыпали зерно и монеты, потом ямку закапывали.

Весенние обряды сопровождались песнями.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.


Закличка весны на крыше (первые годы советской власти)

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

После закличек во дворах и на крышах домов, славяне отправлялись кликать весну на кладбище. Эта традиция появилась со времен захоронений-курганов, в те далекие времена славяне поднимались на могилы-курганы звать весну.
Символично, на границе между этим и другим миром - между весной и зимой.

В закличках на кладбищах выражался обряд почитания и поминовения предков.


Поминовение предков на кургане

Древнеславянские поминальные песни звучали в форме диалога живых родственников с умершими.

Например, песня-разговор живой дочери с умершим отцом:

А батюшка мой, соловейка,
Ой, батюшка мой, соловейка, у!
Ты приедь, приедь ко мне в гости,
Лёли, полёли, ко мне в гости, и!
– Дочушка моя, горемычная,
Лёли, полёли, горемычная, у!
Я бы рад к тебе приехать!
Зимою нельзя за снегами,
Весною нельзя за водами,
А летом нельзя за жарами.
– Зимою приедь в возочке,
Весною приедь в челночке,
А летом приедь в карете.

Есть другая похожая песня, в которой мертвый свекр говорит с невесткой.

А в чистом поле на кургане, да люли, люли на кургане,
Соловей гнездо совивает.
А свёкор невестку со двора зовёт.
– Ты гукай, не гукай, леший свёкор,
А и мне твой голос не доходит,
А и буйные ветры не доносят.
– Ты дочка, моя дочка дорогая,
Да когда ж ты ко мне в гости придёшь?
– А зимою нельзя за снегами,
А весною нельзя за водами,
А по лету нельзя за жарами.
– А зимою приедь в возочке,
А весною приедь в челночке,
А по лету приедь в карете.

Обряды проводили в вечернее время. Дни «первых закличек» не были выходными, поэтому весну гукали после рабочего дня. Точных дат «первых закличек» не было, поэтому обряды могли проводиться несколько дней.

Кто не выходил кликать весну, того пугали:
Кого нету, кого нету на улице?
Положь его колодою,
Колодою дубовою.
Маньки нет на улице.
Положь её колодою,
Колодою дубовою

Заканчивались заклички шуточными дразнилками. Часто такие ритуальные перебранки устраивались между жителями соседних сел.

За лесом, лесом собаки брешут.
Собаки брешут, три купца едут,
Три купца едут, белила везут.
– Хлясинские девочки, купите белила!
– На что нам белила, мы и так белы,
Мы и так белы, ребятам милы!

Три купца едут, бураки везут.
– Хлясинские ребята, купите бураки!
– На что нам бураки, мы и так дураки!

По болонью вода разливается, ой люли, люли, разливается.
А Мишка дочкой набивается:
– Ты приедь, прибудь, младой Ванечка,
Ты возьми, возьми мою Манечку.
А она у меня и пряха и ткаха,
И ткаха и пряха, по колено рубаха,
Рукава по локоть, не умеет работать:
И в поле жнея, и дома как змея…


"Весна", Рис. Б. Кустодиев

Как ждем мы теплую и ясную весну после долгой зимы! Как радуемся появившимся вокруг деревьев проталинам, бодрому журчанию ручейка вдоль тротуара; как улыбаемся приветливому солнышку, лучи которого уже начинают ласково пригревать спину под еще не убранным на зимовку теплым пуховиком! А как трепетно прислушиваемся мы к робким, еще только набирающим силу голосам жаворонков - первых вестников весны; как охотно подставляем мы свое лицо под свежие струи ветра; как уверенно расправляем уставшие плечи, словно сбрасывая с себя все промозглые зимние дни!

Ждем весну

Несомненно, весна несет в жизнь каждого из нас какое-то обновление, заражает сердца оптимизмом, заряжает энергией. Издревле весна считалась символом новой жизни; это связано с природным циклом возрождения всего живого после зимнего замирания. С этими самыми этапами развития природы согласовывалась и соотносилась вся жизнь человека. Причиной этому является тесная связь деятельности человека с природой: большинство наших предков жили земледелием, животноводством, а эти занятия требуют знания законов природы. Но просто знать закономерности и принципы развития растений и животных для жизни, гармонирующей с природой - мало. Необходимо понимать ее, быть бережным и чутким, нужно верить в то, что она - живой организм со своей особенной душой.

Душа природы

Наши предки верили в то, что каждое явление природы - это одухотворенный субъект, с которым можно и нужно налаживать отношения. Древняя языческая культура, пережитки которой мы можем наблюдать до сих пор (например, традиционный в России и других славянских странах праздник Масленица), одушевляла природу во всех ее проявлениях. Отсюда и ритуалы задабривания морозов, чтобы сильно не лютовали, просьбы о богатом урожае и, конечно же, заклички весны.


Как встречали весну наши предки?

Заклички весны - это один из древнейших жанров народного творчества. Они представляют собой различные песенки или стишки, целью которых является призыв тепла, привлечение солнца, просьба о хорошей погоде. Веснянки, как иначе называют заклички весны, могут быть короткие и длинные, смешные и серьезные. Одни прогоняют зиму, другие, наоборот, призывают весну. Есть те, что поют взрослые. Как правило, содержание таких песен либо о любви, либо о работе. И заклички весны для детей: стишки о явлениях природы, о растениях и животных.

Раньше к ритуалу призыва весны относились очень серьезно. Устраивались шумные праздники, яркие торжества, где первая закличка "Весна пришла" сообщала о начале нового времени года. Веснянки сопровождались танцами и играми, в которых участвовали все жители поселения.


Встреча весны с малышами

Пусть в современном мире приходу весны придается не такое глобальное значение, как раньше, но это событие тоже можно превратить в маленький праздник. По крайней мере, для своего ребенка или группы в детском саду. Выучите с малышом несколько закличек про весну для детей, расскажите ему историю праздника, понаблюдайте за изменениями в природе. Вы удивитесь, насколько он будет рад такому необычному времяпрепровождению. А главное, такой досуг не просто увлекателен и интересен - он еще и познавателен, способствует развитию любознательности у ребенка, формирует его отношение к окружающему миру.


А для детей постарше...

Заклички весны для детей младшего школьного возраста также не будут лишними в процессе воспитания. Подберите к этим песенкам соответствующие игры, разбавьте танцами и интересными рассказами - вот вам и хорошее мероприятие в начальной школе. А некоторые заклички весны можно даже прочитать по ролям, устроив с детьми целое представление.

Примеры закличек

Закличка "Приди, Весна!":

Приди, Весна! Приди теплая,

Уж тебе дорога протоптана.

Приди, Весна! Приди, ясная!

А на небе сияй солнце красное!

Приди, Весна! Приди, скорая!

На лугах взрасти, травка новая!

Приди, Весна! Приди, спешная!

Пташки, пойте нам песни нежные!

Закличка "Весна красна":

Нам Зима не мила,

Нам Весна красна!

В чем, Весна, пришла?

Что, Весна, принесла?

Вся пришла в цветах,

Принесла в руках

Травку свежую,

Да подснежники,

Света ясного,

Распрекрасного!

Ай, Весна красна!

Ай, Весна пышна!

А такую короткую закличку весны для детей могут выучить даже самые маленькие:

К нам Весна идет,

Нам тепло несет!

Приходи скорей

И детей согрей!

Одной из самых известных является закличка "Весна пришла":

Весна пришла! Пришла красная!

А с Весною пришло Солнце Ясное.

К нам во двор заходи,

Всюду снег растопи,

К нам в окошки стучи,

Ручейками журчи,

Наши двери раскрывай

И Зиму прогоняй!


Основные черты закличек

Пусть закличек в русском фольклоре и существует великое множество, однако всем им присущи схожие черты. Во-первых, они все направлены на призыв весны и прощание с зимой. Во-вторых, они насыщены рядом повторяющихся художественных изобразительных приемов: постоянных эпитетов. Так, во многих закличках весна красна, то есть красива, солнце ясное и так далее; часто в веснянках используются повторы, простая парная рифма. Эти традиционные простейшие формулы вписывают жанр заклички в общий контекст русских фольклорных произведений, которые так органично сочетались с бытовой жизнью наших предков.

Жаворонки-жавороночки

Также во многих закличках встречаются одинаковые образы. Одним из таких является образ жаворонка - птички, приносящей на своем хвосте весну. Например, в такой веснянке:

Жаворонки-кулики прилетели,

Жаворонки-кулики песню спели.

Это значит - Весна, это значит - Весна!

Идет мила, по двору красна.

Весна песню поет,

За собой всех зовет.

Зовет ласковая,

Будет властвовать.

А Зиме поклон,

И долой помелом.

А Зиме поклон,

И долой помелом.

Поэтому-то маленькие птички и стали символом начала весны. Считается, если увидел жаворонка, то можно провожать зиму и встречать весну.


Печем печенье

Чтобы увидеть жаворонков быстрее... их делали сами. Точнее, пекли. Печенье или пирожки в виде этих птиц готовили хозяйки всех семей и угощали ими соседей. Это было знаком благожелательности, доброго отношения друг другу, пожеланием всего хорошего. В некоторых поселениях была традиция запускать печеных жаворонков в небо, в основном, так забавлялись дети. Взрослые же обменивались лакомством с пожеланиями здоровья и благополучия друг другу.

Также была традиция готовить печенья-жаворонки с предсказаниями. В тесто закладывали монетку - к деньгам, колечко - к замужеству или женитьбе, ленточку - дальней дороге и другие символичные предметы.

Вы тоже можете испечь такие печенюшки в канун пришествия весны. Для этого понадобится сливочное масло, мука, сахар и яйцо. Сахарный песок растирается с маслом добела, потом в эту смесь вбивается яйцо. Затем добавьте муки столько, чтобы тесто приобрело густую и плотную консистенцию. С помощью формочек вырежьте печенье и запекайте в духовке, разогретой до 180 градусов, 15-20 минут.

Пойте с детьми заклички, водите хороводы, пеките традиционное печенье. Тогда встреча весны превратится в настоящий праздник.

КаленДарь наших ПраЩуров

Заклички Весны - 3, 9 и 25 березозола

Первую закличку Весны, обычно проводят 3 Березеня (мрта).

И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать; крупы разные - холм кормить. Для трапезы припасают хлеба, пироги, блины, сложную кашу, яйца, молочные продукты (творог, сыр, молоко), пиво-квас.

Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:

"Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим."

После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше.

Обрядовые действа на первую закличку весны.

Гнать зиму: зиму гонят кочергой, из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”.

Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Ранее не срубали дерева, в качестве обрядового использовали живое деревце.

Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.

Весну греет - костёр из соломы.

В традиционной культуре пение воспринимается как действие, обладающее огромной силой - и созидательной и разрушительной - в зависимости от того, на что оно направлено, произведено ли с соблюдением правил и т.п. Сила и энергия поющего голоса всегда была действенным инструментом славянской магии и широко применялась в весенних обрядах.

Хороводные и другие игры.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу




Ай лели-лели, Зиму провожати!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!


Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Вторые заклички Весны.

Обычно на 9 Березеня (Но по просторам нашей страны, по местам, возможны разные варианты, вплоть до 22 Березеня)

Золотыми переливами еще блестит на солнце ледяные сосульки, под ногами хрустит снежное покрывало, а деревья находятся еще в сонной дремоте, но по лесу уже тонкими протяжными звуками разносятся весенние призывы. Ууууу…..» - распевают женские голоса, на все лады, закликая скорейшей приход Весны. Сильные, призывные звуки, мечутся среди деревьев, возносятся к небу. Это не песни, это особые фразы, произносимые речитативом наполненные особым ритмом и силой слов.

Наши предки считали, что для прихода Весны, ее необходимо было позвать, для этого пекли особое печенье - Жаворонки, играли в весенние игры и зазывали Весну, кликали, то есть кричали заклички.
Закличек было много, каждая из них имела свой ритм и заканчивалась особыми высокими звуками «аууу..», «гууу», «гу-гу», «гули-гулиии».

Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули

Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!

Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!

Для закликания Весны наши предки забирались на крыши домов, сараев, вершины холмов, деревья и другие природные возвышенности, наполняя воздух непрерывным гуканьем и распевами. Вибрации создаваемые такими общенародными творениями закличек синхронизировались с ритмами природы, благотворно влияя на здоровье людей. Накричавшись, заклички (нужно было произносить их громко, чтобы звуки были слышны далеко), наигравшись с печеньем жаворонками, которые пеклись так же для зазывания Весны. Печеных птичек съедали, отдавали скоту, оставляли на деревьях для птиц, прилетевших с весной. Таким образом посредством пищи, звуков, ритмов и вибрации, сила пробуждающейся природы касалась каждого, не только людей, но и животных.

Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.

Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Жаворонки- жаворонушки
Прилетайте из дальней сторонушки
Принесите Весну красную
Унесите Зиму студеную!

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком — Вороненочком!

Жаворонушки
На соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Соху, борону,
Унесите от нас
Зиму холодную,
Зиму холодную —
Донце с гребнем.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.

Ой, весна, ой, красна!
Ты когда, весна, пришла!
Когда старые старухи
На завалины сидели,
На завалины сидели,
Кулаками землю били,
Кулаками землю били,
Про невесток говорили:
“У меня была сноха неурядливая:
Посновала она кросна —
Им девятая весна.
На прошестке у ней
Трава выросла пырей,
Под подножками у ней
Клушка вывела детей”.

Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.

Ты пчелынъка,
Пчелка ярая!
Ты вылети заморе,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимынъку,
Зимынъку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке,
на веничке.

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!

Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Весна, Весна,
На чём пришла,
На чём приехала?
На белом коне,
На сохе бороне
На кобыле вороной
В Колеснице золотой

Перепёлки, жаворонки,
Вы слетайтеся!
Вы в края свои родные собирайтеся!
Люту зиму, да студёну Унесите!
А Весну, Весну-Красну нам принесите!
Ты приди Весна В Края наши Родные
Принеси тепло и жито хлебородные
Дай нам жито золотое, колосистое
Жито доброе, густое, ядренистое!

Весна - Красна!
Жива млада!
Приди же к нам!
К лесам-полям!
На наши Нивы,
Мару отрини!
Нам принеси ты
Хлеба обильны
Травы высоки
Корни глубоки
Тепло и силу
Любовь и милу!

Вторая закличка Весны, имеет второе название Сороки или закличка жаворонков.

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам.

Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником. Хвойными ветками украшают дом.

Хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом.

Согласно Славянским верованиям, в этот день Заклички Весны, творят с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.

Итак, в этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

Умелицы лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.

Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, (Красная Горка) на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!

По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше. (положите украшения из золота или серебра в чашечку с водой для умывания)

На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. (Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.) Победителям дают приз или качают их на руках.

Третья закличка, обычно 25 Березеня. Вербохлёст.

Это уже поистине весенний праздник. Люди рады, что Весна пришла. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево. Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!

Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!

Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.

Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.

Весенние заклички.

Цель:

Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.

Задачи: Развивать:

вокальные навыки,

музыкальные творческие способности,

умение взаимодействовать в коллективе,

умение, верно, оценивать свои действия и действия товарищей.

Педагог

.Загадка.

Педагог.

Отгадайте, ребята, загадку:

"Как на масляной неделе,

Вдоволь мы чего поели?" Дети отвечают (Блинов, пирогов, оладий и т.д.). Правильно, ребята Проводили зиму с почетом.

Педагог.

Кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо? Адрес наш: Детский сад "Аленушка". Отправитель – Весновка – свистунья. Достает письмо и предлагает прочитать его кому-либо из детей.

Здравствуйте, ребята!

Зиму вы уже прогнали,

А меня еще не звали.

Я пробудилась ото сна.

Спешу на песен зов!

Весна.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали .

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Заклички (Прослушивание)

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. С ним приходит весна

Возвращаемся в группу и лепим птичек

25 марта (сухыя) 25 марта (точная дата не установлена. это примерно 3-4 недели до христианской пасхи) проводят обряд закличек Весны (богини Живы ).
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины впекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками".
Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички: Жаворонки, жавороночки!
Прилегпите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.

В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы: Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
Со льнам большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное пе-ченье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время севау их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен.
С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье.
Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки - заклички: Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина - то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится*
(*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде.)

В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.
Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: “Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле , покровительнице влюблённых.
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье: Мороз- Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.

Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту, отведены первые места Рождеству Христову и Св. Пасхе, с тем различием, что на юге России и западе воздается большая честь и хвала первому, а по всей Великороссии - второму. На третьем же месте излюбленных торжественных дней св. церкви, повсеместно поставлен день 25 марта - Благовещение Пресвятыя Богородицы, и притом в самые первые времена водворения на нашей земле православия. Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные благовещенские церкви во всех больших старых монастырях, включительно до позднейшего из них - Александро-Невской лавры.

В обиходе трудовой деревенской жизни самый праздник считается днем полнейшего покоя и совершенной свободы, понимаемых в таком обширном значении, что, напр., во многих черноземных местах, целые семьи вечером, при закате солнца идут на мельницы и здесь располагаются на соломе все, и стар и млад, для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. В этот день благословения на всякое доброе дело - в особенности же на земледельческий тр/д - в день, когда даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу, - величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Доказательство (по старинной легенде) у всех на глазах: кукушка не имеет своего гнезда, она не умеет его строить и потому старается положить яйца в чье-либо чужое и готовое. Она несет такое божеское наказание за то, что дерзнула в Благовещеньев день свить себе гнездо, когда даже глупая курица на такую работу не пускается. В качестве продолжения этого поверья, существует и еще одна легенда: птичка снегирь не пустил в свое гнездо кукушек и снялся драться с самцом, которого и убил. С тех пор кукушка осталась горемычною вдовою, а сам победитель остался навсегда с несмываемым знаком боя и победы: со следами крови кукушкина самца на своих перьях и на всем красном зобу. Все птицы в особенности бодро и радостно встречают этот праздник - поверье, отразившееся на прекрасном обыкновении выпускать на волю заточенных в клетки птичек, проникшее в цивилизованные города и породившее там особый род спекуляции в виде торговли птицами, совершенно почти неизвестной в наших деревнях.

Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещенья: от него находится в зависимости наибольшее количество тех верований, которые укреплены на практических хозяйственных основах. Повсюду (как уже было упомянуто) главные надежды на успех земледельческого труда возлагаются на «благовещенскую просфору», являющуюся выдающейся принадлежностью праздничного чествования. В русских церквах ни в один из годовых или двунадесятых праздников не продается такого количества просфор. Каждый полагает своею обязанностью запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже там, где приходов было мало, где церкви были значительно удалены, и влияние духовенства было ничтожно, и там такие хлебцы пекутся самими крестьянами, по числу членов семьи, и неосвященными употребляются для той же цели. Их кладут в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая; измельченными в крошки смешивают с посевными семенами, примешивают в корм рабочему скоту и т. д. Сами хозяева посевного хлеба в поле из мешка в мешок не пересыпают. В день сева никому и ничего взаймы не дают, пустые мешки с поля везут, а не несут, и с Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случился этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый. Благовещенская просвирка, обнадеживающая хлебопашцев, не отказывает в своей силе-помощи, между прочим, и пчеловодам, по молитве их о том, чтобы «повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие». Просфорным порошком, смешанным с медом, прикармливают пчел (Тамбовск. г.).

День Благовещенья, как и многие другие праздники, не обходится без того, чтобы не пристроили к нему некоторых суеверных примет и древних обычаев, напр., относительно огня. Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам: иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья, начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его.

Для тех верующих, у которых пуглиное воображение настроено так, что всякий выдающийся в году день либо предвещает беду, либо ласкает надеждой на лучшее, - Благовещеньев день также кое-что обещает. Так, напр., если хозяйка, между праздничной заутреней и обедней, возьмет помело и сгониг с нашеста кур, то к Светлому празднику они уже постараются нестись, чтобы приготовить к праздник)? свеженьких яиц для христосованья. Уверяют также (несомненно по живым наблюдениям), что испорченные, забалованные люди, завистливые на чужое добро, стараются в этот день украсть, осторожно и незаметно, хотя какую-либо безделицу («заворовывают»), чтобы пользоваться удачей в своем ремесле на целый год, так как, если не поймают вора в этот день, то не попадется он и впредь.