Социальная структура общества. Многообразие социальных групп


С2 Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой различные социальные общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Приведите примеры любых трех социальных общностей, выделенных на основе различных критериев. В каждом случае укажите общность и критерий, на основе которого она выделена. Вопрос:


С2 В ответе могут быть приведены примеры трех социальных общностей и критериев, допустим: 1)Жители города, деревни (территориальный); 2)Нации, народности, этнические группы и т.п. (этносоциальный); 3)Молодеж и старшее поколение; женщины и мужчины и т.п. (социально-демографический); 4)Рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п. (стратификационный). Ответ:


С3 В Англии при Ричарде II (XIV в.) был издан следующий указ: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться по жизни». В то же время известно, что многим английским крепостным крестьянам удавалось получить не только свободу, но и дворянский титул. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Вопрос:


С3 В ответе могут быть сделаны выводы: можно говорить: 1) о достаточно высоком уровне процессов мобильности в обществе (был издан ограничивающий указ); 2) о роли школы как канала вертикальной социальной мобильности; 3) О том, что поскольку вход в этот «лифт» был запрещен, то им приходилось прибегать к другим каналам для своего социального восхождения, например – служба в армии или служебные церкви. Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечить семью. Обязанность жены - блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Ту долю общественного продукта, которую получала женщина в виде денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы, и процент подобных союзов увеличивается с повышением образования и понижением возраста супругов. И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», а лидер, то есть человек, чье психологическое влияние признается добровольно. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Свобода такого выбора опирается на личностные свойства людей. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций. существенных для жизнедеятельности семьи. Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко сохраняет преобладание домашних дел за женщиной (в разных профессиональных и возрастных группах все это существенно разнится, но остановимся на обобщенной картине). Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а также прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены» начинает спорить с первым и вторым моральным противоречием.












С6 В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) названо противоречие: между моральной традицией (преимущественно признание власти за мужчиной, ведущая роль женщины в домашних делах) и современным состоянием дел (широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а не в сторону прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены»); 2) приведен пример: допустим, женщина занимает более высокую, чем муж должность, ведет домашнее хозяйство, является главным воспитателем своих детей, но традиция предписывает ей подчиняться мужу; 3) предложен способ: супруги действительно на равных участвуют в распределении домашних дел; принцип долженствования (кто, что и когда должен делать в семье) необходимо заменить принципом возможностей (кто, что и когда может делает в семье), т.е учитывать индивидуальные свойства, склонности и желания человека. Ответ:




С7 В ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) дано объяснение, например: современный глава семьи - это, прежде всего, лидер, чье психологическое влияние признано добровольно и определено его личностными качествами; 2) сформулировано собственное мнение, допустим: любая малая группа имеет своего лидера, не является исключением и семья. Таким лидером в современных условиях может быть и мужчина, и женщина; все зависит от конкретных обстоятельств; 3) приведены два обоснования, в супружеском союзе лидерство определяется: -соотношением характеров супругов; -ситуацией,связанной со здоровьем, трудоспособностью, занятостью супругов на работе и т. п. и т. п. Ответ:




С2 В ответе следует описать три конкретных примера, иллюстрирующих значение социального окружения для развития личности. Например, 1)большую роль в в развитии личности (ее интересов моральных принципов и др.) играют родители, семья, в которой она воспитывается; 2)на выбор профессии человеком нередко серьезное влияние оказывает пример родителей, любимый учитель и т.п. 3)особые последствия для развития личности (ее ценностных ориентаций, стиля общения и др.) имеет пребывание в заключении, в заложниках, участие в военных действиях. Ответ:


С3 Современный английский ученый Э. Гидденс утверждает, что изучение «людьми своего собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три обоснования этого мнения. Вопрос:


С3 В ответе должны быть приведены три обоснования, например: 1)при изучении социального поведения субъект и объект социального познания совпадают (люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю); 2)социальные законы, позволяющие изучать социальные явления, в том числе социальное поведение, носят вероятностный характер, так как даже аналогичные исторические события и явления никогда не копируют друг друга; 3)в социальном познании, в частности, в познании социального поведения, ограничены возможности применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент; преобладает метод научной абстракции; 4)люди могут на основе полученного знания изменить свое поведение соответствующим образом (особое влияние результатов познания на объект познания). Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование вы в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гармонизирующего предназначения, Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, Должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас, знает, что обязательность моральных правил не Обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности. И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима. что нельзя не остановиться на ней особо.
















С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы: 1)многие требования морали противоречат природным законам выживания; 2)моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна); 3)моральный выбор человека является сознательным. Ответ:




С2 Могут быть приведены следующие примеры: 1)созданные средствами генной инженерии сорта растений получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем; 2)медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека зависимость от виртуального пространства; 3)все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств. Ответ:




С2 В ответе должны быть указаны и прокомментированы три примера, допустим: -отец рассказывает сыну о том, как он тренировал силу воли (родители передают детям свой жизненный опыт); -родители рассказали, как правильно вести себя в музее (прививают хорошие манеры); -в выходной день дочка помогала маме готовить обед для всей семьи, сын помогал отцу ремонтировать автомобиль (т.е. родители обучают ремеслам, элементарным практическим умениям); -родители обучают детей грамотности, следят за тем, чтобы они правильно говорили (закладывают основы владения устной и письменной речью). Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Причины формирования социального государства Причины формирования социального государства Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев к групп. Исчезает чувство их взаимосвязанности. ответственности и солидарности. Чутко улавливая эти процессы неолиберальные теоретики выдвинули новое «позитивное» понимание свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое понимание свободы, по словам П. Новгородцева «знаменует новую стадию в развитии правового государства». Установка на социально-ориентированную политику означала: возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; обязанность правителей «обеспечить обучение и гарантировать труд». Принцип социального государства неразрывно связав с социальными, экономическими и культурными правами. Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг которого выстраивается вся система, является положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Социальное реформирование это новая стадия развития правового государства. Как бы ни была сложна роль Социального государства в современном обществе, без нее невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав первого поколения политических и личных.










С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ. которые направлены на обеспечение прав, перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Вопрос:


С6 В ответе могут быть приведены права, например: -право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; -право на труд в условиях безопасности и гигиены; -право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда; -право на защиту от безработицы; -бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам; -общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования; -право на отдых; -право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Ответ:




С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например: -если законыгосударства не устанавливают гарантированный минимум оплатытруда, то предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан; -если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное; -еслигосударство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации. Ответ:


С3 В крестьянской семье начала XIX в. формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). Все руководство домашним хозяйством было в руках женщины. Дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Хозяин дома ведал главными сельхозработами, а также строительством, заготовкой дров. К какому типу можно отнести крестьянскую семью начала XIX в.? Укажите два признака, по которым вы это определили. Назовите любой неупомянутый признак семьи данного типа. Вопрос:


С3 В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) тип семьи: патриархальный (традиционный); 2) два признака по тексту, например: -главенствующая роль мужчины; -распределение обязанностей на мужские (сельхозработы, строительство, заготовка леса и дров) и женские (руководство домашним хозяйством). 3) не упомянутый в тексте признак: -экономическая зависимость женщины от супруга. Ответ: С2 Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1)потепление климата приводит, например, к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, t е~ ставится под угрозу среда существования человечества; 2)от изменения климата, являющегося, по мнению большинства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов; 3)истребление отдельных видов животных, например, морской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы. Ответ:


С3 Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок - Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. Вопрос:


С3 В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети - Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2)проявлять себя как личность значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди- инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3)деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. Ответ:




С2 В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) модель ситуации, допустим: -сотрудник лаборатории социальных наук НИИ взял на выходные не входившую в его план срочную дополнительную работу, выручив тем самым своих коллег, уехавших на экскурсию; 2) три примера санкций, допустим: коллеги выразили свою признательность следующим образом: -устно поблагодарили его; -привезли ему сувенир; -лестно оценили его личные и профессиональные качества. Ответ:

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, совокупность его социальных общностей и отношений между ними. Общество представляет собой сложную систему социальных взаимодействий, в которые вступают индивиды, общности, ценности и нормы. В процессе взаимодействия индивиды объединяются в различные социальные общности, группы, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры. Все социальные общности взаимосвязаны друг с другом и имеют общие интересы, поэтому это понятие может быть расширено. В социальной структуре все группы занимают определенный статус и выполняют соответствующие ему социальные роли. Отличительной чертой социальной структуры является ее тождественность системным свойствам совокупности составляющих ее элементов. Поэтому ее изучение носит комплексный характер и сосредоточивается на исследовании взаимосвязей ее элементов.

Социальная структура общества многогранна и включает множество компонентов, но ее исходными элементами являются социальные группы. Социальная группа – совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы. В социологии выделяют первичные и вторичные группы. В первичных группах осуществляется непосредственное влияние и психологическая связь между всеми индивидами. Она формирует мировоззрение индивида, его ценностные и нормативные ориентиры. Вторичные группы образуются людьми, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи. Их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей.

Распределение людей по группам не исчерпывает социальную структуру общества. Не менее важную роль в ней играет распределение людей, групп и общностей по социальным слоям (стратам). Страта – социальный слой общества, характеризующий неравенство в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах. В обществе люди объединяются в целях достижения общих интересов, формирования одних ценностей и удовлетворения потребностей. Поэтому они объединяются в социальные общности.

Социальные общности – группы людей, объединенные общими интересами, ценностями и общим делом. Ведущим элементом социальной структуры являются социальные институты. Они отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей. Социальные институты регулируют поведение отдельных индивидов и групп и контролируют их деятельность. Они обеспечивают стабильность и устойчивость общества. Таким образом, можно выделить основной состав социальной структуры общества: 1) социальные страты или слои – рабочие, интеллигенты, студенты; 2) этнонациональные общности – русские, украинцы, поляки; 3) территориальные общности – население города, села, области; 4) профессиональные группы – учителя, врачи инженеры, офицеры; 5) объединения людей, различающиеся по отношению к вере, – верующие, неверующие, православные, католики, протестанты кришнаиты; 6) культурные и субкультурные группы – поклонники классической музыки, литературы, живописи, любители поп-арта, рок-музыки.

Социальная структура общества - это объединение в систему взаимосвязи социальных элементов. Связь строится на постоянстве отношений и обязательности присутствия элементов в любом виде общественного устройства.

Структурные единицы

Социальные единицы, создающие структуру, составляют строение (скелет) общества. Взаимосвязь отдельных элементов, представляющих социальную сферу государств, предполагает разделение общества на части:

  • группы: классы, касты, сословия;
  • слои (уровни);
  • общности (объединения);
  • институты.

Все единицы связаны, их держат в единой системе отношения. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей.

Преобразование социальных единиц и структур

Элементами общественного устройства являются различные единицы. В государствах Древнего Востока основой организации была сельская община. Для древнерусского государства - это были классы. В феодальном обществе - крестьяне и феодалы, постепенно с ростом городов стал появляться класс купцов. В ходе индустриализации появляются рабочие. Их становится чуть меньше, чем крестьян. Для индустриального государства стало характерно рождение нового класса - потомственные рабочие, а не те, которые перешли из крестьян. Структуру советского общества можно представить следующими социальными группами:

  • управленцы (высший класс);
  • бюрократы;
  • новая интеллигенция технического характера;
  • рабочие (без средств производства - совокупные);
  • городской пролетариат;
  • крестьяне (совхозы и колхозы);
  • заключенные.

Интересно, что для современного российского общества ученые предлагают выбирать среди нескольких подходов. В России верхним элементом является элита. По одним классификациям это общероссийская, по другим – административная или правящая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Человек в социальной структуре

Основным компонентом любой единицы человеческого общества будет человек. Место человека в социальной структуре общества сложное. Многообразие его роли в том, что один индивид может быть членом различных структурных единиц. Кроме этого экономическая жизнь может менять положение человека, переводить его из одной позиции в другую. Такое понятие обществознание предлагает называть мобильностью. Типы мобильности:

  • горизонтальная;
  • вертикальная.

Характеристика первой: переход внутри группы. Человек меняет религиозные убеждения, семью, предприятия трудовой деятельности. Перемещения не предполагают изменения положения в обществе. Статусы и роли остаются прежними.

Вертикальные переходы кратко можно представить, как движение вверх - повышение своего статуса, вниз - снижение уровня своего положения в обществе, потеря.

Социальные классы

Философия ученых древности делила государство на три класса, слоя:

  • высший слой;
  • средний класс;
  • низший уровень.

Социально классовая система включает в себя не просто деление на слои, но и объясняет регулирование отношений между ними. Социальный класс отражает неравенство между группами. Общество, о котором мечтали люди, где нет неравенства, осталось утопией. Это коммунизм. В нем не имели значения доходы, экономика позволяла всем и каждому иметь то, что хочется.

История предлагала различные формы деления на классы. Появляется понятие - стратификация.

  • Первая система - рабство. Рабы существуют с появления человечества до настоящего времени. Вид, при котором создается группа людей, лишенная каких-либо прав.
  • Касты. Здесь у групп нет возможности вырваться из иерархии и построить карьеру. Отсутствует мобильность.
  • Сословия. Деление максимально строго разделяет людей на группы. Сословная структура не позволяет смешивать слои, закрывает переход из одной группы в другую. Все зависит от рождения человека, статуса семьи.

Типы групп объясняют отношения между людьми, возможность изменения принадлежность к определенному классу.

Учебный материал

В 8 классе в курсе обществознания кратко объясняются основные понятия социальной структуры. План учебного материала, который помогает понять суть исторической проблемы:

  • что такое общество и как строится его структура;
  • сферы общественной деятельности;
  • признаки социальных групп;
  • иерархия слоев;
  • причины расслоения общества и появления неравенства;
  • мобильность групп.

Социальные объединения людей могут быть различными. Классификации предлагают распределять их на виды:

  • по количеству человек;
  • по функционалу;
  • по отношениям.

Самое простое деление - количественное. Малая страта (группа) - объединяет до 7 человек. Большие не имеют предела. По функционалу делят на первичные: нет четкого разделения по обязанностям, и вторичные: у каждого своя задача. Первичные - ближе к равноправию. Вторичные - лестница должностей. Отношения делят на формальные объединения, где разделяются функции и задачи, неформальные - по интересам.

20. Социальные структуры, группы и общности

Общество – это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов – это формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;

2) реальные;

3) массовые (агрегаты);

4) групповые (малая и большая социальные группы).

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий.

Групповые общности – большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);

2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни);

3) социально-демографические общности (разделяемые по половозрастным признакам);

4) социальные классы и социальные слои

(совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Арийцы [Основатели европейской цивилизации (litres)] автора Чайлд Гордон

Из книги Очерки неформальной социотехники автора Кордонский Михаил

Серия «технология группы» Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы Посвящается светлой памяти Владимира

Из книги Семиосфера автора Лотман Юрий Михайлович

Внутренние структуры и внешние влияния Динамика культуры не может быть представлена ни как изолированный имманентный процесс, ни в качестве пассивной сферы внешних влияний. Обе эти тенденции реализуются во взаимном напряжении, от которого они не могут быть

Из книги Смысл и назначение истории автора Ясперс Карл Теодор

Из книги За руку с учителем автора Сборник мастер-классов

В.Ф.Бак Нравственное пространство урока биологии как среда для выращивания духовной общности между учителем и учеником Автор - Виктория Федоровна Бак, учитель биологии, руководитель городского Центра Гуманной педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики, г. Артёмовск,

Из книги Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания автора Вахтин Николай Борисович

Три старожильческих общности Как уже упоминалось во Введении, из всей этой огромной территории мы возьмем в качестве case studies для данного исследования три точки – поселок Русское Устье в устье Индигирки, поселок Походск в устье Колымы и поселок Марково в среднем течении

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Глава VII. Социальные структуры в центральной и восточной Бразилии В последние годы было обращено внимание на социальные установления некоторых племен Центральной и Восточной Бразилии, чей низкий уровень материальной культуры заставил отнести их к числу очень

Из книги Религия для атеистов автора Боттон Ален де

Глава XV. Понятие структуры в этнологии Мы должны принимать результаты разысканий, которые можно провести по этому предмету, не за исторические истины, но лишь за предположительные и условные рассуждения, более способные осветить природу вещей, чем установить их

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

II. Социальная морфология или групповые структуры В этом втором разделе термин «группа» обозначает не социальную группу, а более общее понятие - способ группировки явлений между собой. С другой стороны, из первого раздела этой работы следует, что структурные

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

III. Социальная статика или структуры коммуникации Общество состоит из общающихся друг с другом индивидов и групп. В то же время наличие или отсутствие коммуникации невозможно определить как нечто абсолютное. Коммуникация не ограничивается пределами общества. Речь идет,

Из книги Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского автора Ганзбург Григорий

в) Наша ненависть к общности 1Наивно предполагать, что мы не можем создавать крепкие общности всего лишь по одной причине – стесняемся поздороваться с другими. Часть нашей социальной отчужденности берет начало в тех гранях человеческой натуры, которые не заинтересованы

Из книги автора

Из книги автора

2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса Немецкий мыслитель Георг Зиммель (1858 – 1918) в статьях «О сущности «культуры», «Изменение форм культуры»

Из книги автора

Концентричность структуры содержания Смысловыми оппозиционными парами, симметрично расположенными по обе стороны воображаемой центральной линии (оси симметрии) являются: 1) жизненные заботы – житейские бури; 2) продвижение по службе – житейское горе; 3) круг друзей –