Сценарий развлечения «Путешествие в природу. Полна загадок чудесница природы – Сценарий игры на знание растений Открыт для нас в жару и стынь

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического

направления развития воспитанников № 13

с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Конспект мероприятия с детьми и родителями в форме экологической викторины

«Полна чудес могучая природа»

В старшей группе

МКДОУ детский сад №13 с. Арзгир

Воспитатель: Голяк С.В.

Конспект викторины «Полна чудес могучая природа»

По образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)

Группа: Старшая «А» Возраст детей : 5-6 лет.

Интеграция ОО : «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,

« Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; расширение, обобщение и активизация словаря.

Задачи приоритетной ОО:

Обучающие:

  • Раскрыть роль дерева в жизни каждого человека.
  • Уточнить знания детей о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

  • Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.
  • Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
  • Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
  • Развивать продуктивную деятельность детей.
  • Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.
  • Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
  • Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Предпосылки универсальной учебной деятельности

1.Умение работать по инструкции.

2. Умение работать по образцу.

3. Умение видеть ошибки и исправлять их.

4. Умение оценивать свою работу.

5. Умение работать в паре (взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

Оборудование для педагога и детей: Атрибуты к инсценировке, экран, проектор, магнитная доска, аудиозапись со звуками природы, картинки живой и неживой природы, картинки животных, птиц, растений из красной книги, экознаки, материал для оформления стенгазеты, значки для поощрения.

1Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, дорогие дети и мамы!

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного Ставрополья. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Полна чудес могучая природа». В викторине примут участие две команды.

Итак, приглашаются команды: –«Юные экологи» и « Экознайки» (под музыку заходят) занимайте свои места.

Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но мы верим, что вы справитесь.

Давайте, поприветствуем группу поддержки, которая будет нам помогать. Самые интересные моменты нашей викторины они будут оформлять в стенгазету. А сейчас я всем пожелаю удачи.

Ведущий:

По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

«Представление команд».

Девиз команды: «Юные экологи».

Береги свою планету, Ведь другой на свет нет.

Девиз команды: « Экознайки».

Мы не хотим стоять в стороне.Мы – за порядок на нашей земле!

Приветствие команды « Юные экологи»

Будем бить тревогу вместе Потому что все в ответе,

Как нам в новом веке жить, Как природу сохранить!

Приветствие команды «Экознайки».

Есть одна планета – сад, В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем Наш большой природы дом

Ведущий: Молодцы, ребята по вашему бодрому приветствию мы видим, что вы уверены в своих знаниях и готовы к викторине.

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)

1 конкурс «Разминка».

Вы должны будете ответить на вопросы по очереди. И так начнем проверку знаний с команды «Юных экологов».

1. Сколько месяцев в году?

2. Назовите все времена года.

3. Как называется столовая для птиц?

4. Во что превращается снег при таянии?

5. Что вниз вершиной растет?

6. Как называется наша планета?

7. Капельки влаги на траве?

8. Какая в море вода на вкус?

9. Цветок, распускающийся сразу после таяния снега?

10. Движение льда по реке весной?

11. Во что превращается вода при замерзании?

12. Как называется наш край?

2 конкурс Д/И: « Что лишнее» (2 доски с картинками)

Словно крыша над землею, Голубые небеса

А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты!

О чём это стихотворение?(о природе)

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На доске картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны определить, что лишнее.

Для этого задания нужны по 2 человека из команды.

Задание для команды «Юных экологов»- живая природа, а для «Экознаек»- неживая природа.

Пока команды работают я предлагаю:

Игру с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

У дуба желуди, а у берёзы…(серёжки)

У рябины листочки, а у ёлки…(иголки)

Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

Как назвать детеныша коровы? (теленок)

У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

Сколько ног у жука? (шесть)

У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Кабан – какое животное? (дикое)

Когда земляника поспевает? (летом)

Команды готовы, пожалуйста называйте. А какие картинки оказались лишними и почему. Молодцы все правильно справились с заданием. Картинки передадим для оформления стенгазеты.

3 конкурс «Знатоки животных»

А сейчас вам, друзья, наши болельщики загадают загадки о животных нашего края

Вы смотрите, не зевайте,

Хором, дружно отвечайте!

Отвечаем по очереди. Правильный ответ увидите на экране (слайд)

1«Юные экологи»

Хвост спушистою дугой вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый по деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле..(белка).

2«Экознайки»-.Летом ходит без берлоги Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос (медведь).

1. «Юные экологи» Кто зимой холодной, Бродит в лесу злой, голодный? (волк).

2. «Экознайки»-. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной (ежик).

1«Юные экологи».Быстроногий я зверёк, убегаю со всех ног,бегать,

Прыгать я люблю, волка лишь увижу я, убегаю я в поля. (заяц)

2. «Экознайки»-.Посмотрите - ка какая вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой (лиса)

Вед: С давних пор наслаждаются люди звуками природы. А разве мы можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без пения птиц.

Наш слух радует, шум дождя, прибой морских волн, трепет осиновых листочков. В следующем конкурсе, прослушав запись, вы должны узнать, какое это явление природы, что за птиц вы услышали. Я предлагаю всем закрыть глаза.

4 конкурс «Что за звук природы».

(Проведение конкурса с применением аудиозаписи для «Юнных экологов»- звуки леса и для «Экознаек» звуки моря)

Вед: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?(Потому что красный цвет – цвет опасности!)

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек!

Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?.

Редкие животные, растения и птицы есть и в нашем крае, селе, которые охраняются законом и занесены в красную книгу.

5 конкурс игра – соревнование «Красная книга»

Вам предстоит такое задание из предложенных картинок нужно выбрать и создать страничку красной книги.

Команде «Экознайки» - страничку животных, которые занесены в красную книгу.

Команде «Юнные экологи» - растения

А группе поддержки - птиц занесенные в красную книгу.

(Дети выполняют-звучит музыка)

Вед: Внимание на экран, можете себя проверить, правильно ли вы выполнили задание. Называем.

Передадим страницы Красной книги для стенгазеты.

Вед: А сейчас, внимание на экран, кого вы видете?

6.Конкурс «Тайна природы», зелёная аптека

Ну, что ж заглянем в тайну природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир, это своего рода аптека.

Перед вами Волшебный сундучок, как вы уже догадались речь пойдёт о лекарственных растениях.

Задание команде «Юнные экологи»

Нужно по лечебным свойствам узнать растение.

1.Для тех, кто давно мечтал очистить кожу от пятен, веснушек, верным помощником станет именно настой этих цветов. Надо отметить, что отвар этих цветков входит в состав фиточаев, которые нормализуют обмен веществ и применяются для похудения. Кроме настойки и отвара, делают ещё и мази и масла. Кто уже догадался, что это за лекарственное растение (календула)

2.Чем полезен подорожник.(листья прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых, высушенные листья применяют при болях в желудке)

Команде «Экознайки»

1. Отвар из цветков какого растения применяют при болях в кишечнике, как успокоительное. В качестве противовоспалительного и обезболивающего средства, для полоскания рта и горла. (ромашка)

2. Чем полезен шиповник.( Содержит аскорбиновую кислоту (витамин С) Пьют отвар или чай из шиповника для укрепления, повышения иммунитета, профилактики гриппа в холодное время года. Используется шиповник и в лечении повышенного давления, проблем с сосудами)

Молодцы, все участники команд, что вспомнили о лекарственных свойствах трав и цветов.

Реб: Привет тебе, мой край родной, с твоими тёплыми лесами

С твоей великою рекой и неоглядными полями!

Реб: Смотри, как роща зеленеет палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа!

Ребята вы вместе с родителями сделали замечательные рисунки деревьев, которые хотели бы посадить у нас на участке детского сада и теперь сможете рассказать о них.

7. Защита презентаций « Деревья – земли украшенья» (дом задание) (берёза, дуб)

Давайте передадим нашей группе поддержки для оформления стенгазеты.

Песня «Праздник дерева»

8. Задание для мам «Ромашка:А знаете ли вы?»

По очереди, отрываем лепесток, начнём с команды «Экознайки»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало(консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Звучит песня

9. Сценка «Дикарь в лесу»

10. Д/И «Правила в природе».(Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Дети и родители по очереди называют правила)

Ведущий: Молодцы ребята, но не забывайте, что важно не только знать эти правила, но и соблюдать эти правила.

А сейчас мы пригласим нашу группу поддержки и посмотрим какая газета у них получилась. Полюбуйтесь, какая познавательная газета, мы её повесим в холле д/с, чтобы все дети увидели.

3. Заключительная часть (рефлексионный этап)

1.Рефлексия. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга!

В жизни, конечно, самое сильное звено – это семья!

Семья – это место, где верят и ждут. Где правят улыбка и любящий взгляд.

В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех.

Так будьте же крепкой, счастливой семьёй, тогда вас печаль обойдёт стороной.

Если вам понравилась викторина, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте.

2.Итог

Вот какие молодцы, настоящие экологи, вы заслужили значки « Защитники природы».

И в заключении споём песню «Подари улыбку миру»


Цель: показать красоту и величие русской природы через литературные музыкальные произведения.

Задачи:

1 .Обобщить знания детей о признаках времён года.

2. Расширять кругозор; развивать любознательность, мышление, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

плакат «Времена года»;

выставка рисунков «Круглый год»;

жетоны в форме снежинок, цветов, солнышек, листьев;

плакаты с пословицами и поговорками о месяцах и временах года;

костюмы «Зимы», «Весны», «Лета», «Осени»;

шапочки с названием месяцев;

— « Ягодный кроссворд»

корзины — 2 штуки

снежки (в виде ватных шариков) ;

класс украшен снежинками, грибами, цветами, ягодами, шишками, осенними листьями;

магнитофон, диск с песнями.

Действующие лица:

Зима —

Весна —

Лето —

Осень —

Декабрь —

Январь —

Февраль —

Март —

Апрель —

Май —

Июнь —

Июль —

Август —

Сентябрь —

Октябрь –

Ноябрь —

« В любое время года полна чудес природа!»

1-й чтец: Мы расскажем вам о том,

Как земля идёт кругом.

Как весной ручьи текут,

Как зимой снега метут.

Летом как живет природа,

И как осенью погода.

Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прочли сказку Владимира Ивановича Даля «Старик — годовик». Я знаю, что сказка вам очень понравилась. Поэтому я вам предлагаю отправиться в гости к Старику — годовику и побольше узнать о временах года. Вы сможете вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните сказку В.И. Даля: «… Махнул Старик- годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз…» О каком времени года идёт речь?

Дети: О зиме.

Входит зима с братьями месяцами.

Зима: Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И наутро снегом Поле забелело Точно пеленою Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Вед: Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем «зимние» загадки, а зима нам выдаст жетончики, по которым в конце мероприятия вы получите призы.

Декабрь:

— Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Январь:

— Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Февраль:

— Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Вед: Давайте вспомним основные признаки зимы:

— Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)

— Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (Снежинки.)

— Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд.)

— И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Вед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери снежки». Для игры нужно два человека. Зима рассыпает снежки, а наша задача собрать как можно больше снежков в свою корзину. Кто больше соберёт, тот и выиграл.

Песня о зиме «Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка- зима

Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Он упал, да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Вед: Попрощаемся с матушкой — зимой, ждёт нас дальняя дорога, а куда она нас приведёт, подскажет нам опять Старик — годовик. Что там говорится в сказке у В.И.Даля? «Махнул Старик — годовик второй раз — полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…» Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? Правильно, к весне.

Входит весна с братьями месяцами.

Весна: На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Вед: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас весна.

Март:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Апрель:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл теперь? (Апрель)

Май:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Вед:

— Какой цветок называют символом весны? (Подснежник)

— Стоит ствол, на нём — кол,

На колу — дворец, во дворце — певец. Кто это? (Скворец)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает — когда это бывает? (Весной)

Вед: А сейчас мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Весна. Игра «Прилетели птицы». Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать. Внимание! Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Г алки, макароны.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Г алки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы — сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!

Вед: А теперь послушайте «Грибные» частушки.

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно.

  1. Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы — кувырком.

  1. Кабы-кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

  1. Лёня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

  1. Есть грибы съедобные,

Есть и — ядовитые.

Нам съедобные нужны –

Мы на них любители.

  1. На поляне мухомор:

Он пятнист и красен.

Только знай, что он плохой,

Очень он опасен!

  1. В лес берёзовый пойдёт

Каждый знающий грибник.

Там на суп всегда найдёт

Вкусный подберёзовик.

8.Мы частушки вам пропели,

Просвещали вас часок,

А теперь — хватай лукошки,

За грибами все в лесок!

Вед: Вот мы и справились с заданиями весны и дальше в путь! «… Махнул Старик — годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь…» Так о каком же времени года сейчас пойдёт речь?

Дети: О лете.

Входит «лето» с братьями месяцами.

Лето: Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Вед: И снова пришло время загадок, теперь летних.

Июнь:

Теплый длинный — длинный день,

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

Июль:

Жаркий, знойный, душный день-

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (июль)

Август:

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (август)

Вед: Лето ещё и ягодная пора. Давайте разгадаем «Ягодный кроссворд»:

1 . КЛЮКВА

2. М А Л И НА

З.ЗЕМЛЯНИКА

4.СМОРОДИНА

5.ЧЕРНИКА

6 .АРБУ3

1 .Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло! (клюква)

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи, (малина)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица, (земляника)

4.Чёрных ягод пышный куст — Хороши они на вкус! (смородина)

5.Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.(черника)

6.К нам приехали с бахчи Полосатые мячи, (арбуз)

* В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (калина)

Танец под песню Надежды Кадышевой «Уходит лето»

«Песенка о лете»

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете.

Мы в лесу ежа, быть может, встретим

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля- ля-ля, ля-ля-ля…

Вот оно какое, наше лето!

Лето яркой зеленью одето,

Лето ярким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

На зелёноё солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки

И танцуют бабочки — подружки.

Расцветает всё кругом!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Вед: Ну что, ребята отдохнули, вспомнили лето?.. Пора отправляться дальше, нас снова ждет Старик-годовик. « Махнул Старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…» У ворот какого времени года мы оказались?

Осень: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Вед: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой осени. Готовы ли вы ответить на её вопросы? Тогда слушайте!

Сентябрь: Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Октябрь: Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Ноябрь: Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Песня об осени «Осень как рыжая кошка»

Осень, как рыжая кошка.

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Дождик в окошко стучится

Проситься, проситься в дом.

В небе последняя птица

Нам помахала крылом.

Осень, как рыжая кошка

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Вед: Вот мы и побывали в гостях у всех времён года. Давайте вспомним у каких? А какие месяцы вы запомнили? Скажите, можно ли выбрать одно из времён года и сказать, что это время года самое лучшее, самое главное, самое нужное? Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы ещё раз убедились сегодня.

Полна чудес могучая природа И хороша она Дети: В любое время года!

Вед: А сейчас настал самый волнительный момент. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Сейчас мы будем награждать победителей.

Награждение победителей.

Вед: Дорогие, ребята! Нам очень приятно, что вы приняли участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Спасибо за участие!

Учебные занятия как по русскому языку, так и по литературе очень часто не укладываются в один урок. И тут выход – внеклассная работа. Она позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, «увлечь учеников» поиском истины, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к уроку.

По словам моих учеников, внеклассная работа «даёт свободу мыслям и творчеству», «благодаря ей легче усваивается литература», «всегда несёт что-нибудь новое интересное», «Это путешествие в мир открытий», «это праздник». Л.Н.Толстой отмечал, что «праздник – это праздник идей». Он нужен детям. Вот поэтому отвожу значительное место внеклассной деятельности и по русскому языку, и по литературе. Формы работы разнообразны: интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции…

В плановом порядке к игровым технологиям по литературе прибегаю после изучения творчества поэта или писателя. Подготовка уже ведется в процессе работы над темой: ученики получают индивидуальные задания (например: можно ли в танце выразить музу И.А.Бунина?). Оказалось, что можно. Ученица прекрасно справилась с заданием (она занималась профессионально хореографией) и показала танец на литературном празднике « Мир поэзии И.А.Бунина». Другие ребята нашли музыку: романсы С.Рахманинова на стихи поэта. Оформили выставку рисунков, нарисовали герб, отражающий творчество поэта, подготовили выразительное чтение стихов И.А.Бунина наизусть. Некоторые стихи звучали с элементами инсценирования. Всё нашло достойное место в литературно-музыкальной композиции. Подготовка к ней и проведение создали условия для самореализации учащихся через включение их в различные виды деятельности. Продолжение разговора о творчестве поэта вылилось в сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика.

Внеклассная работа требует огромных «сил души, вдохновения», творческой деятельности. Но такая работа необходима, так как это удивительное средство приобщения ученика к книге, творчеству, открытиям, исследованию.

Очень важная тема в русской поэзии – природа. Её красота, гармония раскрывается в произведениях поэтов, чьё творчество изучается в школе. Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Яркое, трепетное, эмоциональное слово поэта даёт возможность увидеть мир природы, насладиться этим чудом, услышать язык природы. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы».

Чтец 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского).

Поэт Александр Островский писал:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …

Чтец 2.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…–

утверждает Ф.И.Тютчев.

Ведущий 1. В этих стихах умение чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

Ведущий 2. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

У природы нет плохой погоды
Каждая погода – благодать, –

утверждает режиссер Эльдар Рязанов.

(Включить музыку из кинофильма «Служебный роман»)

Ведущий 1. Да, у природы любое время года прекрасно, удивительно, неповторимо. Прав поэт Твардовский, написавший эти строки:

Все их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку…
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку.

Чтец 3.

За окном осень … Но еще свежи и ярки воспоминания о лете, как ярки, душисты стихи об этом времени года С.Острового «Лето».

Как то шел Июнь через речонку
И березку принял за девчонку.
Подошел к ней. Сел на берегу.
– Белая ты…будто вся в снегу.
Вот тебе зеленый лист в подарок,
Как взмахнешь им – день не будет жарок,
Вот другой – расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист – шумливее чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…–
И пошел Июнь зеленым бродом
И растаял в дымке зоревой…
А березка, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.

Чтец 4.

А.С.Грибоедов восхищается:
Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды,
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!

Чтец 5.

Поэт Аполлон Майков радуется летнему дождю – потому что хороший дождь – хороший урожай (стихотворение Аполлона Майкова «Летний дождь».)

«Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем.
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Ведущий 2. Поэт А. Апухтин восхищается:

О, боже, как хорош прохладный вечер лета,
Какая тишина!
Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета
У этого окна.

Чтец 6.

Удивительно чистые, звонкие, нежные, красивые стихи поэта И.С.Никитина. В них – радость бытия, наслаждение красотой летней природы:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Ведущий 1. Лес... Мы произносим это слово и сразу представляем густую зелень, несмолкающий шум леса. У многих писателей, поэтов, художников встречаем мы прекрасные описания леса.

Экскурсовод. Перед вами выставка репродукций картин художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса. (рассказ по картинам)

Ведущий 2. Лес часто становится героем русского искусства. «Лес шумит» – так называется рассказ В.Г. Короленко. С названием «Лес» стихи А.В.Кольцова, «Мой лес» – Сергея Острового.

Работа с залом.

– Как вы думаете, почему лес часто становится героем произведений?
Да, лес – это красота, богатство, гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа, из леса строились крестьянские избы, лес – это топливо; лес дает ягоды, грибы и птицу. Лес – это чистый воздух, защита полей от ветра, разрушения почвы. И, конечно, это красота.
Каким вы видите лес в ясный, солнечный день? Во время грозы? На закате солнца? (высказывания учащихся)

Чтец 7. А теперь посмотрим, какой откроется нам красота русского леса в стихотворении поэта середины XIX века И.С.Никитина «Лес». (чтение стихотворения)

Ведущий 1. Что мы слышим? Автор любуется лесом, слушает его таинственный шум, понимает его «как что-то близкое, родное». Здесь и восхищение поэта суровой, гордой красотой леса, который борется с грозой, не смиряется со стихией. И снова восхищение угрюмой силой богатыря леса.

Экскурсовод 1. Посмотрите на репродукцию картины Н.М. Ромадина «Последний луч». Поэт и художник нашли общие детали для описания леса на закате и один – словом, другой – красками нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Последние строчки почти точно совпадают с картиной:

Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

А вот перед нами другая репродукция картины «Рожь» И.И.Шишкина.Ярко светит солнце. На небе ни облачка. Жарко. Июльский день долгий, знойный. Над нивой зреет рожь.

Чтец 8. Вслушаемся сейчас в удивительную музыку стихотворения А.А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» и насладимся ей.

Ведущий 1. Какие чувства переданы поэтом? Восторг, торжество, восхищение, преклонение перед величием и красотой природы. Часто повторяющиеся звуки [ш,ч,х,т] помогают услышать шелест поспевающих ржаных колосьев.

Экскурсовод. Перед вами репродукция картины А.К.Саврасова «Рожь». Что мы видим? Желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящих по всему полю, качающихся от дуновения ветра. Ветер свободный, своевольный, волнует ржаное поле.

Ведущий 2. Такой же свободный этот ветер и у А.А.Фета. Он – настоящий художник: плавными волнами проходит по полю, склоняя и расправляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Ведущий 1. В стихотворении Фета – изумление, восхищение перед величием природы. Природа живет и действует. И «огнедышащее око» – солнце отдыхает совсем немного (июльский день долог, а ночь коротка) и снова принимается за работу, нужную урожаю, природе, человеку.

Экскурсовод. Летом бывает и гроза. Я приглашаю вас к репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (Идет описание картины). Природа в ожидании. Дети бегут. Им страшно.

Ведущий 2. Явление грозы, состояние природы во время грозы описывает Ф.И.Тютчев. Послушайте стихи и создайте словесные воображаемые рисунки. Какую картину вы увидели?

Чтец 9. (Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»)

Ведущий 1. Какие же картины вы нарисовали в воображении? (выступления ребят)

Ведущий 2. Да, рисуется небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца показался в разрыве туч на мгновенье, и тут же разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре.

Чтец 10 (исполняет стихотворение Аполлона Майкова «Под дождем»).

(После чтения стихотворения звучит песня Семена Кирсанова «Эти летние дожди»).

Ведущий 1. Лето – удивительная, неповторимая пора. Жизнь – во всем. Прав Ф.И.Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Ведущий 2. Попрощаемся с летом. Скажем ему: «До свидания». Осень уже за окном. Всему – свой срок. Осень вступила в свои права.

Чтец 11 исполняет «Октавы»Н.И.Рыленкова.

Ведущий 1. Давайте окунемся в удивительный мир осенней природы. Насладимся красотой стиха. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, способность чувствовать и создавать яркие, неповторимые полотна осенней красоты.

Ведущий 2. Поэт П.А.Вяземский признавался:

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

Чтец 12.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле, –

наслаждался Ф.И.Тютчев

Ведущий 1.

А.К.Толстой и грустит, и радуется:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Красуются рябины, но, по словам поэта С.А.Есенина, «Горит, горит костер рябины красной, но никого не может он согреть».

(Песня на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»)

Экскурсовод (на фоне музыки). За осенью пришла зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Вот как изобразили зиму художник И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь.

(Рассказ по картине)

Чтец 13. Поэт И.З.Суриков увидел зиму так:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Чтец 14. Н.И.Рыленков восхищался:

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

Чтец 15. Радость, восторг, удивление, изумление, очарование звучат в стихотворении В.Я.Брюсова «Первый снег» (чтение стихотворения).

Чтец 16. Ф.И.Тютчев поражен деяниями Зимы, ее красотой:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

(Звучит песня «У леса на опушке» на стихи С.Острового)

Ведущий 2. Видите, поэты изобразили зиму по-разному: ведь у нее, как и у другого времени года, каждый месяц и даже день неповторим.

Ведущий 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель.Подснежник», «Времена года») Пройдет еще немного времени. Снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Пройдем по поэтическим страницам и насладимся образом весны, ее звуками, солнечным теплом, первыми цветами, пением птиц, чистым воздухом.

Чтец 17. Поэт Е.А.Баратынский радовался:

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне. (Включить пение жаворонка)

Чтец 18. Поэт А. Майков увидел весну так:

Весна! Выставляется 1-я рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу навеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

(Танец «Весенний хоровод цветов)

Чтец 19. Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ведущий 2. Поэзия – великое чудо. Она позволила нам сегодня увидеть, что поэты, так же как и художники рисуют кистью, карандашами, могут талантливо рисовать словами.

Ведущий 1. Стихи открыли нам красоту природы, помогли понять язык поэзии и природы. Но помните, что поэзия, как великое чудо, откроется только доброму, чуткому, внимательному. Об этом хорошо написал Н.И.Рыленков:

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ведущий 2. (на фоне музыки) «Полна чудес могучая природа». Удивляйся, наслаждайся, но помни:

Природа… Она отдаст нам все: – Бери, но не уродуй
Извечной красоты для суетных затей…
И тянет нас побыть наедине с природой,
Как заглянуть в глаза наставницы своей.

Программа проходит под девизом:
«Мы хотим от человека всю природу оградить»
Цели:
1. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле,
чувства ответственности за нее.
2. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
3. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
4. Формирование ответственности за свои действия и поступки.
5. Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы
родного края.
2. Заложить основы природоохранного поведения.
Место проведения: актовый зал
Время проведения: 1 час
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
презентация по теме «Запрещающие знаки»;
карточки с запрещающими знаками;
заповеди юного эколога;
цветные карандаши, фломастеры, бумага;
цветные салфетки, ножницы, клей.
Оформление:
1. Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 17)
2. Выставка книг по экологии.
3. Красная книга.
Ход программы

Вступление:
(звучит музыка «Звуки природы)
Чтец:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
В. Шефнер
Запомните заповеди юного эколога:
 не только смотри, а наблюдай,
 не шуми, а слушай и понимай,
 не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым,
птицам, животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником
природы.
Ведущий:
Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я
рада вас приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это
называется природой».
Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в
области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у
человечества появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых
относятся проблемы экологии.
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень
серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­
«наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем
доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей
от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы
обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.
Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой».
поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот
дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше
многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по
пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд.
За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!
Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.
Прошу команды представиться.
Представление команд. (Приложение № 1).
Команды занимают место за столом.
Ведущий:
Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если
правильно выполните задание.
Команды получают конверты с заданиями.
Ведущий:
Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва,
дерево. (Приложение № 2)
Жюри оценивает конкурс.
Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить
свои баллы. (Приложение № 3, 4)
Станция 1 «Природная аптечка»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут
отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить
может следующая команда.
1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
2. Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка)
3. Вся в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (береза)
4. Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

5. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (ландыш)
6. Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (подорожник)
7. Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений.
(Приложение № 5)
Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»
Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды
раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который
нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?
За
команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

собранный одуванчик и быстроту «их»
правильно
Станция 2 «Музыкальная»
Ведущий:
Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях,
растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет
табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может
следующая команда. (Приложение № 7)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 3. «Загадки из земли»
Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки.
Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если
команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, ­
Я лед, я пот, я ­ облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза ­ застываю. (Вода)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 4 «Экознаки»
Ведущий:
Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право
закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят
бережно относиться к природе (обращается внимание участников на
запрещающие знаки, прикрепленные к доске).
Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)
Ведущий:
Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу.
Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и
фломастеры)
А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков
на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске.
(Приложение №9)
Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске.
Ведущий комментирует.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий:
Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого
нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых
словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы.
(Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные
итоги. (Приложение № 10)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Игра с болельщиками
Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо
объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо
собраться в группу. (Приложение № 11)
Станция 6 «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы»
животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то
ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня
на руках бородавки бывают. Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.
Ответ:
Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме
завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)
Жалоба № 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы
столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что
на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги.
Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз.
А обижают нас незаслуженно.
Ответ:
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она
уничтожает насекомых. (Приложение № 13)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 7 «Птичий базар»
Ведущий:
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить
холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать
своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить
гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую
зиму.
Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под
соответствующими названиями (перелётные или зимующие).
Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка,
скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 8 «Капитаны»
Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом
расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и
значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым
дойдёт до столика жюри.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо
расшифровать.
АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)
(Приложение № 15)
Ведущий:
Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга,
которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это -
КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и
растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира:
остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится
все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а
посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на
помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Жюри подводит окончательные итоги.
Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)
Ведущий:
Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно­игровая программа «Земля
– наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься
о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих
поколений – наша задача и долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для
рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях,
горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи,
горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».
Чтец:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!
Чтец:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!

Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!