"каждый должен беречь природу" интеллектуальная игра. IV

Тема: «Каждый должен беречь природу» интеллектуальная игра

Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева

зелёные листочки

мультимедийная презентация

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

Викторина «Узнай растение».

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик:

Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Какие листья и плоды на дереве растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс.

«Жалоба»

Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик:

Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

1-й конкурс.

«Грибники».

Назвать правила сбора грибов.

2-й конкурс.

«Собери грибочки».

– Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс. «Собери пословицу».

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

“Любопытные факты о грибах”.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс

«Правила друзей природы».

Подумайте и закончите фразу:

Если ты встретил на тропинке птенца…

Если набрёл на земляничную поляну…

Если на твоём пути встретился большой муравейник…

Если ты взял с собой походный приёмник…

Если ты увидел на поляне красивые цветы

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево)

Цель: Научить детей любить и охранять природу.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

Формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите,

Дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.

Оборудование: иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон.

Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.

Ход занятия

1 часть

Вступительная беседа по теме занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.

Что такое природа?

За что мы любим природу?

Какие книги читали о природе?

Что есть в нашем уголке природы?

А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

Что растет в лесу?

Кто живет в лесу?

Кто заботится о лесе? (лесник)

Как лесники заботятся о лесе?

Какую пользу приносит лес?

Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовския, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).

Глеб Горбовский «Мертвый лес»:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел...

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары. ...

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес:

Что ни пихта -- иссякла сила,

И что ни лиственница -- крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди! –

Не человек. Злодей.

Злодей.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?

Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).

Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Рощи да леса – всему краю краса.

Растения – земли украшения.

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Лес – это воздух для легких, влага и тень.

Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц.

А вот защищают лес его жители:

Каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

У кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

В муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.

1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)

2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало. И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы! А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать и бросить. (Показ иллюстраций.)

Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек,

А потом склонился,

Чуть не свалился.

Тоненький, тоненький,

Ножка как соломинка.

2 часть

И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.

Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные , птицы , растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)

Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.

Птицы : венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.

Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.

А теперь послушайте стихи (читают дети):

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3 часть

Рефлексия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?

О том, что нужно беречь природу, мы слышим с раннего детства. Чаще всего только слышим. Взрослые (не считая школьных учителей) редко объясняют малышам, почему это нужно делать. Более того, поведение взрослых чаще всего демонстрирует обратные примеры.

Вспомните, сколько раз вы разжигали костры за городом? Сколько веток сломали? Сколько цветов сорвали, отдыхая в лесу?

Мы говорим малышу: «Береги природу!», но выбрасываем мусор в реки, засоряем атмосферу, отравляем почву избыточным количеством удобрений. И при этом надеемся, что нас не постигнут экологические катаклизмы.

А вы сами задумывались когда-нибудь: зачем нужно беречь природу? Расхожий ответ типа: «Чтобы сохранить экологию!», хоть и абсолютно точен, но звучит неосознанно (чаще всего). Давайте попробуем пофантазировать и вспомнить реальные факты.

Представьте себе, что вы владелец участка и одновременно небольшого цеха по производству химикатов. Чтобы увеличить прибыль, вы сливаете химические отходы к себе на участок. Сюда же отправляете объедки, канализационные стоки. Как вы думаете, что будет с вашей землей через год? А через десять лет? Какие растения выживут на ней? Будут ли они съедобными?

А ведь со своей планетой мы поступаем именно так. Мы забываем, что беречь природу нужно не периодически, во время акций, а каждый день, каждую секунду.

Еще не забыт пример, когда несколько десятилетий назад в Китае уничтожили всех воробьев: они поедали рисовые посевы. Но вместо увеличения урожая получили сначала огромное количество вредителей, потом - высыхание лесов и, как следствие, обмеление рек. Таких примеров в истории России и планеты Земля множество.

Вспомните печальную судьбу Арала, непрекращающиеся лесные пожары. Подумайте, сколько людей было отравлено овощами с избытком химикалий, сколько человек задыхается в атмосфере промышленных отходов?

Зачем нужно беречь природу? Если ответить коротко, то для того, чтобы жить. Чтобы иметь здоровых детей, воспитывать здоровых внуков и правнуков.

Но как правильно беречь природу?

Классный час: Берегите природу!

Цели занятия:

    воспитание любви к природе;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;

    помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

    воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуй друг

Как ты тут?

Улыбнись ты мне, а я тебе

Давай мой друг обнимемся

И над землей поднимемся

Сердца свои соединим

И станем солнышком одним

Класс делится на группы. Для этого предлагается в начале урока выбрать каждому ученику понравившийся листочек красного, зеленого или желтого цвета.

Слайд 1

Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.

Береги свою планету”. Я. Аким.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения станет мир вокруг нас и правила поведения в этом мире. Тема классного часа “Берегите природу!”.

О чём конкретно будет разговор?

На этот вопрос вы ответите сейчас сами, открыв конверт под № 1 и выполнив задание.

1.Собери мозаику .

(Нарезать заранее открытки животных, леса и растений. Сложить в конверты)

Каждой группе вручается конверт с мозаикой. Какая группа быстрее соберет мозаику.

И так о чем мы сегодня будем говорить?

О лесе, о животных, о растениях.

2. Задание 2. Отгадывание загадок

А сейчас отгадайте загадки

2.Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(лес) слайд 2

Слайды 3, 4

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Отгадка)

Весной растет,

Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.

Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(ответ: елка)

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

(ответ: рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. дуб

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)

Какие еще деревья вы можете назвать, которые растут в наших краях.

Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «На лесной тропе».

Задание: какие правила поведения на природе были нарушены лисятами.

После просмотра мультфильма группы рассказывают о том, что неправильно сделали лисята в лесу. Почему?

4. Выступление агитбригады Слайд 5

ПРАВИЛО 1-е . Не ломай ветви деревьев и кустарников. Они живые существа

ПРАВИЛО 2-е . Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти.

ПРАВИЛО 4-е . В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

ПРАВИЛО 5-е . Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его.

ПРАВИЛО 8-е . В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.

ПРАВИЛО 9-е . Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

5. Задание 4. Найди слова

После того как игроки ответили на все вопросы им предлагается из слова «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» составить как можно больше слов.

6. Физминутка

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

7. Блиц опрос

- Приглашаются капитаны

Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса).

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

Какой из грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник. )

Кого называют «королем грызунов»? (Суслик, бобр, хомяк).

Назовите лиственные деревья. (Ива, клен, береза. )

Кого называют «глазастым охотником» (Варан, стрекоза, лягушка.)

Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

Все ли эти змеи ядовитые? (Гадюка, уж, кобра.)

Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж .)

Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

Этот крупный грызун наносит серьёзный вред сельскому хозяйству нашего края, запасая в подземных кладовых до 16 кг зерна (хомяк)

Название этого лесного зверя дано созвездию (Большая Медведица)

Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают, но на птиц не похожи (летучие мыши)

8. Здание 6. Аппликация

Итогом нашего классного часа станет выпуск экологической газеты. В конвертиках лежат шаблоны животных и растений, вам надо их раскрасить. Раскрашенные шаблоны наклеиваете на заготовку газеты.

9.Итог Слайд 6

Итак, ребята о чем мы сегодня с вами говорили?

Почему все должны беречь природу?

- Итак, подсчитаем количество баллов, но кто бы ни выиграл все молодцы.

Учитель:

Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголки нашего края.

Ученики:

Мы оставим дома развлечения,
Впереди у нас приключения.
Мы готовы природе помочь.
Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

Конкурс “Собираемся в поход”

Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе.

Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

Ученики:

Рано утром встали,
Рюкзаки собрали.
Готовы уже идти,
Что там впереди?

Учитель:

Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся.
Впереди особый дом.
Все необычайно в нем.
Бревнышки там не лежат,
А на вытяжку стоят.
А жильцов не сосчитать
Их не надо обижать! (Лес)

И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.)

Задание 1.

Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать.

Задание 2.

Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

Конкурс «Помогите разобраться»

Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить.

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» - сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель:

Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

Ученик:

А теперь привал.
Покушайте и загадки послушайте.
Кто сможет, отгадает.
А кто – нет, на ус намотает.

Загадки:

Серенькая спинка,
Длинненькие ушки.
Сплю всегда под елью,
А не на опушке. (Заяц)

Шляпка есть и ножка есть,
Но не лечь мне и не сесть.
А под деревом стоять
И тихонечко дремать. (Гриб)

Дерево колючее,
Сильное могучее.
К солнышку спешило,
Нижние ветки обронило. (Сосна)

Он вразвалочку идет,
Собирая в дуплах мед. (Медведь)

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Постучу, постучу
Короеда проглочу. (Дятел)

(Можно подобрать больше загадок)

Учитель:

А теперь информация для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком).

2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг).

3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз).

Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

Ученик:

Для чего мы с лесом дружим?
Может он нам и не нужен?

Конкурс «Алфавит»

Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить)

А – арника горная
Б – боровики
В – волнушки
Г – грибы
Д – древесина
Е – ежевика и т. д.

Учитель:

Значит, людям без леса не обойтись! Но все лесные беды, чаще всего приходят от людей. Они виновны в пожарах, бездумном уничтожении животных, беспощадной вырубке деревьев. А если бы лесные жители пришли в наши дома и вели себя так же? Что из этого вышло бы, даже страшно представить!

Давайте напомним людям, что можно и чего нельзя делать в лесу и расставим соответствующие знаки, которые придумаем сами.

Конкурс “Запрещающие знаки”

Дети слушают название знака и описывают, каким он может быть и где его нужно поставить.

Не шумите!

Здесь можно отдыхать.

Не рвите цветы.

Опасное место.

Собирайте грибы правильно.

Не трогайте животных.

Не рубите деревья.

Учитель:

Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)