Основания для выделения архетипов в Комплексной Сказкотерапии©. Архитипические карты

Расставание с привычным

Общее значение карты:

Начало движения. Человек откликается на Зов Дороги и Ветра Перемен. Прилив воодушевленности и активности. Дорога, как нечто новое, манит и многое обещает. Это период надежд. Отправляясь в путь, начиная нечто новое, человек думает, что Дорога не будет долгой и он быстро обретет то, за чем отправился. Это время иллюзии, с одной стороны, и концентрации сил, с другой. Человеку может казаться, что он все предусмотрел и готов к путешествию. Главное, чтобы внутри его плана осталось место для принятия непредвиденных обстоятельств. Планы на дороге необходимы, но они не должны быть жесткими, чтобы Дорога могла внести в них свои подарки и уроки. В этот период нужно защищать себя от нетерпения и избыточных надежд. Дорога научит гибкости тех, кто слишком нетерпелив или привязан к собственному плану и схеме движения.
В Начале пути окрыляет Предвкушение Счастья. Жертвуя привычным ради неизвестного, человек умножает свое богатство. Покинутый дом поддерживает внутри путника ощущение очага и тыла. Тот, кто умеет слышать Зов Дороги в глубине своего сердца, сохраняет молодость.

Архетип «Дорога»

Основные Уроки этого архетипа таковы: «Жизнь - это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги - она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги - станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога - это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его. © Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Введение.

Вокруг Таро вертится множество теорий и предположений, загадок и версий. Это легенды о их происхождении, способы и методы работы карт, принципы работы с картами, а так же множество идей о применении их в области более широкой, чем предсказание. Да сложно не согласиться, с тем, что Таро — это очень объемная область применения и не меньшая область тайн и загадок. Но есть некоторые моменты, которые очевидны в своей истинности. Картинки, изображенные на картах Таро, являются образами коллективного бессознательного нашего мира, отражением общечеловеческих архетипов, представленных в работах широко известного психолога К. Г. Юнга. В данной работе я хочу привести неоспоримые доказательства этому факту. И начну с того, что вкратце объясню некоторые принципы аналитической психологии Карла Густава Юнга, необходимые в данной работе. Далее определю связь архетипов и Таро, приведу примеры отражения архетипов на некоторых картах колоды Таро, в старших и в младших арканах.

Коллективное бессознательное, архетипы.

То, что человеческая психика делится на сознание и бессознательные процессы, известно еще со времен исследований Фрейда. Но в своей, аналитической психологии, Юнг несколько расширил понятие бессознательного. В своих изыскания он выделил два его основных вида, это индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное бессознательное — это личные переживания индивида, его импульсы, желания, истоком которых является личностный опыт человека, как осознаваемый, так и вытесненный или забытый. Коллективное бессознательное — это опыт прошлых поколений. Не осознаваемое хранилище прошлых и настоящих следов всего человечества. Чувства и мысли, общие для всех людей. Многовековое историческое, культурное, духовное наследие, которое передается из поколения в поколение. Такой опыт мы не осознаем, но он во многих аспектах обуславливает наше поведение, мысли, представления, отношения, действия, сны. Причиной этому служит, содержание в коллективном бессознательном, первичной модели поведения, именуемой первообразом или архетипом. Сам Юнг понятие архетип охарактеризовал как, «смежные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы». Архетипы лежат в основе сказок, мифов, легенд, художественных произведений, символов.

Иначе говоря, человеческий разум содержит в себе не только личностно-индивидуальный опыт, но так же и образы опыта общечеловеческого. Примером этого является, прохождение людьми схожих этапов жизненного пути, однотипные действия в схожих ситуациях совершено разных людей и т.д. Происходит это потому, что многие поступки или решения проблем, в какой либо ситуации, определяет заложенный в подсознании архетип коллективного бессознательного. Их существует великое множество, но важно отметить то, что сам К. Г. Юнг выделял из всего множества шесть основных, наиболее важных — классических архетипов. Это:

Тень (все недозволенное, все отрицательные и негативные качества),
. персона (публичное лицо человека, социальные роли, маска),
. анима/анимус (женская сторона в мужчине/мужская сторона в женщине),
. мудрец (зрелость, жизненный опыт, мудрость),
. Бог (конечная реализация психической реальности сконцентрированной на внешний мир, собственная индивидуальность),
. самость (внутренняя гармония, психическая целостность и полнота, единство противоположностей).

Поэтапное прохождение этих архетипов является главной жизненной задачей каждого индивида. А самость Юнг, определял, как самый главный и конечный этап человеческого жизненного пути. Достижение самости, по мнению Юнга, основная цель развития личности.

Это основные архетипы, они очевидны и присутствуют в жизни каждого индивида, кроме них можно назвать еще тысячи различных архетипов. Они присутствуют в любой области человеческого бытия. В любом произведении искусства, кинематографа, литературы, можно отследить влияние, какого либо архетипа. Архетипы присутствуют даже в религиозных писаниях: Библия, Коран, мифологические источники разных народов и т.д., все они имеют схожесть в каких аспектах описания нашего мироздания. Сонники тоже основаны на архетипах, какой-то предмет или событие, имеет, общие, схожие эмоции для большинства людей, это позволяет определить, какое значение имеет, для них, приснившийся предмет или событие.

Карты Таро.

Одним из показательных примеров содержания архетипов, являются карты Таро, которые имеют непосредственную связь с теорией Юнга. Эта связь заключается в том, что картинки, изображенные на картах, являются отражением каких-то моментов или событий, происходящих в жизни каждого человека в нашем мире, в разных временных отрезках, в разных исторических эпохах, в разных местах географического расположения, но при этом схожих между собой. Отсюда следует вывод, что картинки, изображенные на картах Таро, напоминают образы коллективного бессознательного из аналитической психологии. Изображения Таро в символической форме являются образцами этапов жизнедеятельности человека и стереотипов человеческого поведения. Для примера можно взять любую карту, пускай это будет шестерка жезлов в младших арканах. На карте изображен человек на коне, скорее всего это какая-то известная личность, он окружен почитателями, тут ясно прослеживается архетип поведения и внешнего вида публичного, уверенного в себе человека, прямая спина, горделивая осанка, он снисходительно, с небольшим превосходством смотрит на людей находящихся вокруг него. Именно так в большинстве случаев ведут себя люди, занимающие высокое положение в обществе либо уверенные в себе люди, часто бывающее на публике. То есть, исходя из данного примера, можно сделать очевидный вывод, изображения карт Таро, не что иное, как архетипы — модели и образцы поведения общие для всех людей.

Где, когда и кем созданы карты, неизвестно, но очевидно то, что человек, создавший их, очень хорошо разбирался в психологии, как индивидуальной, так и общечеловеческой. Он прекрасно знал и понимал, тогда еще научно не подтвержденную теорию коллективного бессознательного. Двадцать два старших аркана Таро очень точно в своих изображениях, олицетворяют человеческую жизнь, каждый жизненный этап, по порядку, начиная от рождения, точно так же как и шесть классических архетипов Юнга. Ко всему прочему, Таро — это путь героя, идущего вперед по пути развития, аналог такого пути встречается во всех сказках, мифах, во многих современных произведениях. Герою в таких мифах и сказках, необходимо пройти все испытания, преодолеть все этапы своего пути, для того, что бы достичь конечной цели, придти к миру, достигнуть душевного спокойствия и умиротворения. Двадцать два старших аркана являются отражением данного пути, как и шесть основных архетипов Юнга, дорога к самости, достижение конечной цели, посредством последовательной отработки этих архетипов.

В настоящее время, наиболее сильно архетипы выражены на таких колодах, как марсельское Таро (старшие арканы) и колода Райдера-Уэйта (старшие и младшие арканы). Они считаются классическими и несут коллективные образы на своих картинках, а не лично-индивидуальное или субкультурное восприятие мира и событий в нем. Поэтому архетипичность Таро, наиболее целесообразно рассматривать на примере этих колод.

Теперь, более подробно рассмотрим архетипичность карт Таро на примере некоторых карт. Начать стоит с зарождения, с начала жизненного пути, то есть с аркана под номером 0 (Шут). Здесь стоит сделать небольшое замечание: во многих течениях эту карту могут отправить на двадцать второе, последнее место либо в середину. Но мой взгляд, такое его положение не совсем верно, так как шут олицетворяет начало дороги, героя ступившего на свой путь, а остальные карты, это наслоение на этого героя, знаний, качеств, опыта, навыков. Шут — нулевой аркан, зарождение, начало. Олицетворяет рождение личности, души человека. Душа родилась, но пока ничего еще не имеет, ни сознания, ни интуиции. На картинке изображен человек на краю обрыва, не смотрящий себе под ноги, он еще не умеет думать, сознавать, можно сказать и сам он еще не совсем существует. Такой этап присутствует в жизни каждого человека, как рождение его самого, так и зарождение чего-то в его жизни. Появление новой идеи, еще не реализованной, не продуманной, но уже существующей. В раскладах, данная карта, так и интерпретируется: начало зарождения, начало отсчета, ничего нет, все только зарождается. А так же это личностное бессознательное или подсознание.

В аркане маг, очень четко выражен архетип человека познающего оккультное искусство. На карте изображен Гермес Трисмегист, который считается отцом оккультных знаний. Гермес явно просматривается в позе мага: левая рука показывает вниз, правая вверх, эта поза означает главный принцип учения Трисмегиста — то, что внизу подобно тому, что наверху. У него на столе собраны символы всех четырех стихий. Судя по этому, маг обладает знаниями об этих стихиях, контролирует их, способен управлять ими, имеет многие навыки. Тут можно отметить, что в древности, маги, жрецы, брахманы, волхвы, всегда считались людьми, обладающими всеми возможными тайнами, а так же имели навыки в управлении сил природы, стихий. Если все это перевести в более будничную форму, то маг — это образ, олицетворяющий наше сознание, отвечающее за контроль, сбор информации, анализ, знания.

Интересен аркан под номером два. Жрица — интуиция, оккультные знания, но скрытые, спрятанные, которые не так просто вытащить на поверхность. Карта женского начала в духовном проявлении. В большинстве древних учений о мироздании, мужское начало представляет собой активность, агрессию и логику, а женское, созидательность и интуитивное восприятие. А интуицию всегда сопровождают оккультные знания и тайны. Вот и образ данной карты вещает о какой-то тайне, тайном знании, эзотерическом опыте, а так же есть ещё одно значение этой карты — холодность. Жрица, является хранительницей тайных, духовных знаний. Она существует вне материального мира, в мире духовного, в мире идей. Ее не интересуют физические проблемы и материальная жизнь, главная задача жрицы — уберечь ценные, мистические тайны от покушений извне. Поэтому она и холодна, ей не нужно человеческое тепло и другие удовольствия мира физического, цель ее жизни в другом.

Наиболее сильно выражена архетипичность в шестом аркане: влюбленные. Молодой мужчина познал женщину и теперь перед ним стоит выбор, оставить отчий дом и начать строить свою собственную семью или остаться в доме родительском. Такой выбор приходится делать абсолютно каждому индивиду любого пола. Данный выбор очень хорошо просматривается на рисунке, изображенном на карте, молодой мужчина стоит между двумя женщинами — матерью и возлюбленной. Так же этот архетип можно соотнести с одним из классических архетипов — анимой. То есть, с женской стороной в мужчине. Если он выберет возлюбленную, то сможет понять и принять женское начало своей личности. А так же данную карту можно связать с архетипом мудрец, проработка которого происходит посредством избавления зависимости от родителей. Если в раскладе выпадает такая карта, то практически всегда она означает, выбор, связанный с любовью.

Следующий за влюбленными аркан — колесница, олицетворяет начало пути во взрослую жизнь. Где нужно научиться управлять дорогой своей жизни, своими недостатками, отрицательными положительными чертами. Это начало карьеры, ее рост. Если рассмотреть эту карту с позиции современного человека, то выходит, это следующий этап, после создания семьи. Семью необходимо обеспечить, за этим человек выезжает во внешний мир, где находит работу и поднимается вверх по карьерной лестнице. Это архетип дороги, как по карьерному росту, так и просто путешествие.

Справедливость, архетип совершеннолетия или личностной зрелости, в зависимости от места положения карты, на восьмом или одиннадцатом месте. Это этап человеческой жизни, когда он постигает все общественные и юридические законы, может полностью отвечать за свои действия, мысли, поступки. Говоря современным языком — становится юридически и социально грамотен. Учитывая, что на карте изображен судья, можно так же охарактеризовать ее, как архетип законности и справедливых решений.

В старших арканах можно найти отражение так же и шести классических архетипов. Например, тень — дьявол, луна, все темное, социально неприемлемое, хранящееся в бессознательном, а конкретно дьявол, еще искушение и зависимость от темной своей стороны. Отражением самости, на мой взгляд, является аркан солнце, в физической жизни это последний этап, обретение своей индивидуальности, внутренней гармонии, психической целостности, объединение противоположностей своей личности, завершение одного из этапов развития. Главная цель достигнута, пора начинать новый путь. Тут хотелось отдельно выделить аркан страшный суд, который является отражением архетипа, который присутствует во всех религиях. После прохождения всего жизненного пути на земле, перед переходом в иной уровень бытия, личности предстоит встреча с Богом или другой высшей сущностью. Где индивиду придется ответить за все совершенные им деяния. И только после, очистившись от всего негативного, поняв свои ошибки, наш герой совершит переход в мир новый, более совершенный.

В младших арканах архетипы отражены не столь философски, как в старших, в основном это наше будничное поведение и повседневные действия. Рассмотрим насколько кратких примеров и в них. Десятка жезлов — образ архетипа, нагрузки. На карте изображен мужчина, который несет тяжелую ношу, по изображению видно, что ему очень тяжело, но он не бросает ее, так как сил нести на себе эту ношу достаточно. Шестерка кубков — образ архетипа заботы. На картинке изображен молодой человек, передающий девочке наполненный кубок, скорее всего это ее брат. В позе его явно просматривается любовь и нежность к этой девочке, обычно так же себя ведут и в жизни, люди проявляющие заботу к кому-то. Десятка мечей — образ архетипа паники. В человека воткнули десять клинков, хотя хватило бы и одного, люди у которых случилось паническое состояние именно так себя и ведут, совершают много лишних, не нужных и не обдуманных действий. Восьмерка пентаклей — образ архетипа мастерства. Тут явно просматривается действие человека, занимающегося кропотливым трудом. Индивид на рисунке карты вытачивает с помощью инструментов очередной «пентакль». В позе его прослеживается старание и усердие. Так и выглядит в представлениях большинства людей, образ мастера.

Рассмотреть рисунки карт всей колоды не является задачей данной статьи, для доказательства архетипичности колоды карт Таро, вполне достаточно приведенных примеров. Заинтересовавшиеся же, могут самостоятельно найти остальные отражения первообразов в колоде Райдера-Уэйта, марсельского Таро или в любой другой колоде.

Заключение:

Благодаря архетипичным образам карт Таро, мы можем с их помощью прогнозировать и анализировать различные ситуации будущего, прошлого и настоящего. Получать советы и ответы, знать об отношении к нам окружающих нас людей. Но предсказательная или гадательная, не единственная их функция. Карты Таро развивают интуицию, творческие навыки, образное мышление, красноречие. Могут помочь разобраться с психологическими проблемами. Таро, не просто мантический инструмент, это еще и стройная философская система, отражение нашего мира, жизнедеятельности людей в нем. Карты Таро — это одна из ступенек на лестнице развития ясновидения.

Существует множество систем работы с картами Таро, прогностическое, психологическое, мифологическое, духовное направление. Такие системы могут развивать подсознание, сознательные процессы нашей психики, выявлять комплексы и сбои в работе разума, могут помочь окунуться в тайны прошлых поколений, почувствовать мистический опыт наших предков, получить информацию о будущем и настоящем. Так же систему карт Таро возможно соединить с ритуальной магией, а используя нашу систему, превратить такое соединение в работающий софт для разума.

С уважением, Юлия Лысенко.

Позвольте начать с самого сложного – с ответа на вопрос: «А на каком, собственно, основании вы изволите выделять пресловутые мужские (да и женские!) архетипы и сюжеты, и почему они именно таковы?». Право же, дать здесь вразумительный ответ очень нелегко. Можно, конечно, уйти от вопроса, сказав: «А знаете, многие открытия случались в результате откровения! Возьмите хотя бы таблицу Менделеева!». Но так говорить сказкотерапевту не пристало.

Вообще, проблема классификации сказочных сюжетов стоит довольно остро. До сих пор исследователи так и не придумали достойных оснований для классификации сказок. Конечно, есть бесспорные авторитеты в этой области. Например, финский ученый Антти Аарне. Он составил каталог типов сказок и издал его в начале прошлого века. Для своего указателя Аарне предусмотрел порядка 2400 типов сказочных сюжетов. Но на самом деле, типов меньше, просто прозорливый ученый оставил в своем перечне пустые места, чтобы другие исследователи могли внести свою лепту в процесс классификации сказочных сюжетов. Сам Антти Аарне выделил около 1000 типов сюжетов.

Однако пользоваться такой классификацией сказкотерапевту не представляется возможным. Во-первых, их слишком много – «примерить» все сюжеты к ситуации клиента жизни не хватит. Во-вторых, категории классификации установлены весьма субъективно. И эта субъективность Антти Аарне не согласуется с целями сказкотерапевта.

Итак, в науке пока нет четкой классификации сказочных сюжетов. И это дает нам право создавать классификации, удобные для решения задач психологического консультирования и коррекции с помощью сказок.

В этом случае важно, чтобы «рабочих» архетипов и сюжетов не было много. В Комплексной Сказкотерапии© принято за основу сказочное число семь. Мы выделяем:

  • - Семь мужских архетипов
  • - Семь мужских архетипических сюжетов
  • - Семь женских архетипических сюжетов
  • - Семь архетипических сюжетов (уровней) отношений
  • - Семь циклов архетипа Матери

Семь – это удобно, красиво и не претендует на окончательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллективного бессознательного. Но как она хороша! Также мы выделяем 10 универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических). Другое важное основание для выделения архетипических сюжетов – их «активность», проявленность в жизни наших современников. Безусловно, архетипических сюжетов очень много, но сегодня наиболее активны в «узоре судьбы» семь. Зато сколько комбинаций! Пройдет время, станут активными другие архетипические сюжеты, которые пока находятся в тени, в более пассивном состоянии. В этом случае, мы гибко отреагируем и дополним наши методологические основания консультирования. Итак, каков же будет наш ответ – откуда взялись основания для выделения архетипов и сюжетов? Из нашей жизни, из историй наших современников, из «узоров их судеб». Конечно, ответ не очень наукообразный. Но другого пока у нас нет.

Понятие архетипической матрицы, АРХЕТИПА

Одна из важнейших задач сказкотерапевта – это символическая реставрация архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физическую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии.

Основной инструмент реставрации – созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой. Многократное повторенное символическое действие меняет внутреннее самоощущение человека, готовит его к новым действиям в окружающем мире. Тем самым, постепенно меняется реальность вокруг человека. В сказку, которую рассказывает сказкотерапевт, зашифровывается определенный архетип (универсальный, мужской, женский, или сюжет), и сама сказка таким образом реставрирует архетипическую матрицу. Поэтому так важно сказкотерапевту знать основные архетипы. Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся. Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей – мечты о стабильности.

Архетипы это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми. В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, можно сказать и так: «Архетип проявляет себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее – архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по старому», мыслить «как раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания, или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам будет предложено пройти ряд испытаний, и дадутся ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец. Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой. Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия». Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт. В Комплексной Сказкотерапии© разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования

ОСНОВНЫЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ

Универсальные архетипы составляют сюжетную основу любой истории, узора судьбы каждого человека. В них зашифрованы базовые идеи развития человека, основные уроки, жизненные ценности. Универсальные архетипы помогают описать, интерпретировать типичное явление более четко, и найти путь решения трудной ситуации. Универсальные архетипы – общие инструменты для проработки ситуаций. Для более точного исследования ситуаций и терапии используются мужские и женские архетипы, сюжеты, сюжеты отношений.

Универсальные архетипы в Комплексной сказкотерапии© делятся на 2 группы:

    • - «созерцательные» архетипы (используются для более глубокого понимания смысла текущей ситуации)
    • - «драматические» архетипы (отражают механизмы очищения, проработки внутриличностных конфликтов)
Созерцательные универсальные архетипы Драматические универсальные архетипы
Дорога
Основные Уроки этого архетипа – «жизнь – это вечное движение, дорога без конца; что бы ни происходило, доверяй Дороге, она обладает собственным сознанием и выведет в любом случае, даже если и вначале заведет неизвестно куда; умей принимать вызовы Дороги – она нередко испытывает; если выдержишь испытания Дороги – станешь крепче». Важно понимать, что в этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога – это движение, процесс, Жизнь. Эти идеи ложатся в основу терапевтических сказок. Архетип Дороги участвует в создании ЛЮБОЙ сказки, другие архетипы, архетипические сюжеты дополняют этот универсальный архетип, как бы «раскрашивают» его.
Авгиевы конюшни
Основные Уроки этого архетипа: «на свете много грязи – необходимо очищение», «загрязнение происходит постепенно и незаметно», «чтобы победить грязь, очиститься от нее, не нужно исследовать ее состав – нужно просто помыться». В сказках, создаваемых на основе этого архетипа, важно отразить причины накопления грязи – грязные мысли, чувства, некрасивые действия, лень. Это само по себе не зло, это то, что производит сам человек – это мусор. В таких сказках обязательно должны быть образы очищения: ливень, наводнение, ветер и пр.
Государство
Основные Уроки архетипа Государство: «во внешнем и внутреннем мире действует принцип иерархии – «пирамиды», есть король – и есть слуги, у всех свое место, свое назначение, своя функция, своя задача», «если кто-то начинает смотреть на чужое место, или даже занимает его – в государстве начинаются смутные времена», «Любовь, здравый смысл – силы, которые помогают всем элементам государства действовать слаженно». Главное назначение сказок, созданных на основе архетипа Государство, показать клиенту устройство его внутреннего мира, символически описать скрытый механизм его чувств, желаний, состояний, трудностей. Через архетип Государство можно работать с самосознанием и саморегуляцией
Тело боли
Основные Уроки этого архетипа: «важно иметь бдительность – в мире немало зла», «у зла есть слабые стороны – их нужно узнать», «побеждая зло, приобретаешь иммунитет и бдительность». Главными героями сказки могут стать отрицательные герои: Лихо Одноглазое, Горе-Злосчастье, Злая Колдунья. Важно показать, что у злых персонажей есть своя жизнь, своя логика, свое сознание. Они не могут спокойно жить, когда рядом с ними есть счастливые существа. Злые существа жаждут власти, они питаются отрицательными эмоциями, мыслями, желаниями. Их задача – умножать самое себя, умножать зло в людях. Задача других героев противостоять злу. Это непросто. Сначала зло побеждает, берет жизнь под свой контроль. Но есть такие качества, такие стороны души героев, которые недоступны для проникновения зла, «тела боли». Именно благодаря этим качествам начинается освободительное движение против «тела боли», которая приводит к победе над злом.
Творец
Основные Уроки этого архетипа – «творчество может быть как разрушительным, так и созидательным», «Полет творческой мысли не всегда принимается современниками, творец может быть изгоем», «творцу важно направить собственную творческую мысль на украшение жизни».
Доброе сердце-холодное сердце
Основные Уроки этого архетипа: «сердце надо беречь», «отсутствие в сердце приносит разрушения», «любовь исцеляет». Герой сказки переживает на себе колдовство, которое меняет его до неузнаваемости (Кай из «Снежной Королевы», Карлик Нос). От него требуется невероятное усилие, чтобы вновь впустить в свое сердце Любовь.
Помощник
В случае этого архетипа фабула проста: герой попадает в ситуацию с которой не может справиться сам и получает помощь. Помощник символизирует Божественную помощь, покровительство, водительство. Каждому герою дается свой тип Помощника, в соответствии с его эволюционными задачами. Также в сказке обозначаются условия, на которых герой получает помощь. Помощник всегда отличается мудростью и прозорливостью, даже если внешне он играет роль простака. Сказкотерапевт внимательно изучает историю клиента и на основе этой информации подбирает образ Помощника, и тип его отношений с героем. В образе Помощника сказкотерапевт может зашифровать те мысли и чувства, которые он сам бы желал передать своему клиенту.

Типы Помощников и характер их отношений с героем

  • Дарители: этим помощникам ничего от героя не нужно, кроме его положительных изменений и его счастья. Дарители оказывают помощь безвозмездно.
  • Партнеры: эти помощники помогают, потому что им это тоже приносит пользу. Партнеры строят отношения с героем на основе взаимовыгодного сотрудничества.
  • Учителя: эти помощники создают ситуации, в которых герой может чему-то научиться важному для себя. Учителя могут потребовать и послужить себе, и просят выполнять различные задания, смысла которых сначала герой не понимает. Нередко Учителя могут вести себя как провокаторы. Лишь в конце испытания герой понимает, какую помощь он получил на самом деле.
Распутье
Распутье
Основные Уроки этого архетипа: «правильный выбор пути из трех альтернатив», «преодоление неопределенности и тревоги», «верный путь – не самый легкий из путей», «научиться отличать нужное от пустого, научиться освобождаться от старого, расчищая место новому». Важная особенность терапевтических сказок, создаваемых на основе данного архетипа – предложение герою выбора из трех альтернатив. В сказке у героя есть возможность пройти всеми тремя путями, чтобы вновь оказаться у Камня на Распутье и сделать свой окончательный выбор. Само по себе Распутье – это «точка выбора», место, в котором сходятся многие возможности. Другими словами, Распутье – это место особой силы, поэтому герой не может находиться в нем долгое время. Поток Возможностей может его «снести». Энергию архетипа Распутья можно сравнить также с ситуацией, когда герой попадает в сокровищницу, и у него есть всего три минуты, чтобы выбрать из всего многообразия что-то одно, но самое важное. Если он не справится за три минуты – может погибнуть, не говоря уже о потере права выбирать лучшее. Итак, задача героя на Распутье выбрать ЛУЧШЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, в соответствии со своей индивидуальностью и Предназначением. Ошибка героев на Распутье – выбирать лучшее не для себя, а для тех социальных стереотипов, установок, которые живут у них внутри. Чтобы сделать правильный выбор герою нужно слушать свое сердце. Это самое сложное.
Божественное вымя
В этом архетипе сосредоточена сила Донора. От «Божественного вымени» питаются все. Кроме того, саму носительницу «Божественного вымени» - Корову, люди также используют максимально: и кожу, и кости, и мясо, и рога и копыта. Причем, сама Корова не получает часто достойного ухода. Основные Уроки этого архетипа – «быть благодарным и заботливым по отношению к источнику питания и благ», «донору – приучить людей к заботе и обмену», «научиться пользоваться получаемыми благами с ответственностью и мудростью». Главный герой сказок, создаваемых на основе данного архетипа – Донор, безвозмездно отдающий свою силу, собственный ресурс. Окружающие пользуются этим ресурсом, не думая о Доноре. Донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ, или просто оказывается неблагодарными. Во всяком случае, немногие из получивших благо от Донора, качественно меняют собственную жизнь, становятся лучше и чище. В процессе развития сюжета истории, люди учатся быть благодарными, заботиться друг о друге и Доноре.

Созидательная базовая мотивация – это глубинное стремление, формируемое архетипом; некоторая цель действий, потребность в определенных действиях, обусловленная действием архетипической матрицы.

Благодаря пониманию СОЗИДАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ МОТИВАЦИИ, формируемой универсальным архетипом, изначального смысла и предназначения универсального архетипа, и последующей «упаковке» этого знания в терапевтическую сказку происходит СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ архетипической матрицы универсального, и любого другого архетипа.

Название универсального архетипа Предназначение архетипа Созидательная базовая мотивация архетипа, формируемое им глубинное стремление
Дорога Сформировать отношение к жизни как непрерывной Дороге; нет безвыходных ситуаций, есть Уроки; предупредить о «тупиковых» ответвлениях Дороги Стремление к постоянному движению, развитию, самосовершенствованию
Государство Поддерживать порядок в материальном и социальном мире, а также в мире внутреннем Стремление к приобретению стабильности, прочности, порядка, на основе принципов иерархичности и разумной функциональности
Творец Формировать идеи для созидания нового Стремление создавать новое, необычное, лучшее; постоянно улучшать, изобретать
Помощник Поддерживать ощущение присутствия Помощи Стремление оказывать помощь, брать ее с чистым сердцем, открываться ей, обмениваясь с Миром
Сезонность Поддерживать органичный Природе порядок вещей Стремление к глубокому полному проживанию естественных циклов, заложенных в человека Природой, стремление к организации жизни на основе природных циклов; стремление к простоте и природной сообразности
Авгиевы конюшни Формировать и поддерживать устойчивую потребность к чистоте и неприятию грязи во всех ее проявлениях (информационном, эмоциональном, духовном, физическом) Стремление к чистоте на всех уровнях
Тело боли Сформировать устойчивый антагонистический злу внутренний механизм; силу различать зло побеждать его. Стремление к Свету, противостояние злу
Доброе сердце-холодное сердце Сформировать бережное отношение к жизни, собственной душе, индивидуальности; укреплять ценность Любви. Стремление беречь свое сердце, свою душу, также сокровенный внутренний мир другого человека
Распутье Хранить информацию об инвариантности выборов и возможностей Стремление к точному выбору, реализации собственного предназначения
Божественное вымя Хранить источники энергии, бережно к ним относиться Стремление к Служению другим

Конечно, физическая смерть не означает конец пути. Это просто временный отдых на пути, привал, прекращение одного из этапов пути.

Ибо теорию реинкарнаций, воплощений еще никто не отменял.

Только человек Пути может быть успешен в делах и способен к гармоничному развитию.

Если человек не проходит свой путь до конца, сходит с него, он деградирует, переходя в более низкие космические формы развития.

К Пути надо относиться не легкомысленно, а серьезно, если человек хочет быть успешным во всех смыслах.

Изменяя Пути, человек изменяет себе. Это не значит, что не может быть сотрудничества и информационного обмена между всеми Путями, и людьми всех путей. Нет, такое сотрудничество обогащает каждый путь. Но обогащение Пути и сход с Пути – это разные вещи.

Можно всячески обогащать свой Путь, и при этом не сходить с него.

Всего существует Пять путей, соответствующих пяти главным человеческим архетипам.

Первый Путь – это путь мирянина, конфуцианца, благородного мужа. Учитель этого пути – великий китайский мастер Конфуций. Это так называемый деятельностный путь или внешний путь.

Смысл этого пути – стать настоящим гражданином своего государства, профессионалом своего дела и добродетельным семьянином для мужчин или добродетельной женой и матерью для женщин.

Второй Путь – это путь монаха, отшельника, даоса. Учитель этого пути великий китайский мастер Лао-Цзы. Это так называемый созерцательный или внутренний путь. Смысл этого пути – стяжание духа святаго, благодати, познание своего собственного внутреннего мира и умение жить этим внутренним миром.

Третий Путь – это путь чань (дзен) буддиста. Особенностью пути является умение погружаться во внешнее без привязанности к нему через внутреннее, и наоборот, погружаться во внутреннее, не прерывая связи со внешним, что дает гармоничную жизнь и большие преимущества. Учань (дзен) буддистов привязанность к мирскому взаимосвязана с одновременным отрешением от него через священное, и привязанность к священному с одновременным отрешением от него через мирское, благодаря чему достигается гармония внешнего и внутреннего, сансары и нирваны.

Такое состояние духа и разума достигается за счет особых чаньских (дзенских) психотехник.

Четвертый Путь –это путь тантриста. Особенностью пути является максимальное погружение в мирское с максимальным взлетом в священное. Максимальное погружение во внешнее с максимальным отрешением во внутреннее. Тантра – это путь Бодхисатв и учение Бодхисатв. Он дает самое глубокое понимание сути вещей, глубже, чем гармоничное и умеренное понимание вещей чань (дзен) буддистами, но таит в себе несравненно большие опасности, ибо последователь Тантры рискует как подпасть под полную власть мирских страстей, вместо управления ими, и деградировать таким образом, так и сойти с ума от невыразимых тягот и испытаний этого пути.

Этот путь подходит только неискоренимым максималистам во всем и если уж человек вступил на него, то он должен понимать, что сойти на другой вид пути с пути Тантры не представляется возможным.

Остается только либо пройти его до самого конца и стать Победителем самого себя, либо полностью деградировать в более низшие формы жизни или стать сумасшедшим.

По аналогии с миром животных чань-буддист похож на зверя, который умеет никогда не попадаться в капканы и ловушки и успешно обходить их, тогда как тантрист обретает бесценную мудрость зверя, попавшего в капкан и сумевшего выбраться из него ценой потери своей лапы.

Конечно, можно успешно жить, никогда не попадаясь в капкан.

Но при этом вы должны понимать, что так вы никогда не поймете, что такое капкан и как из него выбираться, если уж туда угодили.

В этом весь ужас и великая мудрость и красота Тантры. Тантрический максимализм далек от чань (дзен) буддийской гармонии с миром.

Пятый путь – это Совершенный Путь или Путь Создателя.

По сути, это уже не путь, а отсутствие пути. Ведь на этом пути нет наставника. Вы становитесь сами себе наставником, сами себе учителем.

Но на этот этот путь попадают не все, а только избранные Создателем. И не всем это надо. Для попадания на этот путь обязательным условием является прохождение тантрического пути либо принятие мистериального посвящения от тогго, кто полностью прошел путь Тантры.

Вас ведет по пути Создателя только Ваше собственное высшее «Я», Вы уже не развиваетесь, а саморазвиваетесь, творите свой собственный мир и самого себя в этом своем собственном мире.

Это ваш собственный, уникальный творческий путь. На этот путь попадают только те, кто прошел остальные пути. Это конечный смысл и квинтэссенция всех остальных путей.

Архетип Дороги - один из самых мощных, его всеобъемлющий смысл проходит практически через все сказки, мифы, легенды…

С одной стороны, в этом архетипе зашифрована информация о постоянном движении жизни, о постоянных переменах. Как говорится, «ничто не вечно под луной». И в этом первый Урок Дороги: нельзя пытаться сохранить что-либо неизменным. Эта попытка с самого начала обречена на провал и более того она несет в себе опасность: и для того кто пытается пойти против законов Жизни и для того, чье развитие и изменение ограничивается. Отказываясь от изменений, человек, по сути, отказывается от самой жизни.

Конечно, частенько изменения пугают, они требуют ресурсов, чтобы к ним приспособиться и тут во всей красе предстает второй Урок этого архетипа: доверяй Дороге. Пусть Дорога не бывает прямой и ровной, пусть она полна трудностей и испытаний, но она ведет к твоей истинной цели.

Мы не может заранее предсказать, как обернется какое-то событие в будущем. И об этом есть отличная притча:

Это хорошо ...

У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить:
«Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк:
«Это хорошо!» На это король ответил:
«Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

Часто проблемы в жизни связанны именно с тем, что человек не может почувствовать свой Путь, не может ему довериться. Но если этому научиться, то становится гораздо проще идти по Жизни.

Но Дорога, это не только череда жизненных событий, это еще и Путь развития и познания. Путь к самому себе. Дорога закаляет душу, учит терпению, доверию самому себе и миру, учит ориентироваться на внутренние критерии. Сравнивая себя с соседом можно легко ошибиться в оценке смысла происходящих событий, можно неверно предположить какие события являются Испытаниями, Уроками или Наградой.

Дорога учит радоваться тому, что ты имеешь в данный момент, наслаждаться Жизнью. Человек, погруженный в прошлое, метафорически стоит на одном месте и смотрит туда, откуда пришел.

Человек, занятый исключительно будущим, - бежит сломя голову, не замечая ничего вокруг. Но долго ли можно так пробежать?

И только находясь в настоящем, можно грамотно распределить силы, увидеть новые возможности, заранее приготовиться к трудностям.

Пусть же будет благословенна изменчивая, непредсказуемая, порой жестокая и несправедливая, но от этого не менее восхитительная дорога под названием Жизнь!

Савельева Екатерина Геннадьевна