Наблюдения в природе весной научный дневник. Методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему: Наблюдение в природе весной

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Наиболее часто встречаемые природные явления весной:

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья - явного весеннего признака.

Завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров . Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины . Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы - подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

На деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух - все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Весн а

Ознакомление с природой в повседневной жизни

Наблюдение и труд на участке. Весной, как и в другие сезоны, наблюдают за изменениями в неживой природе. У детей формируют знания о постепенном нарастании весенних явлений, о смене явле­ний весны, Ведутся и фиксируются наблюдения за увеличением «продолжительности дня (5-б наблюдений за сезон), отмечается, что день становится длиннее.

Характерное явление для начала весны появлением сосулек. Этому посвящается несколько наблюдений. Дети наблюдают за ростом сосулек. Дошкольников подводят к пониманию причины роста сосулек. Для этого предлагают послушать капель, обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Спра­шивают, есть ли капель утром, вечером, устанавливают зависи­мость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда со­сульки растают, выясняют, почему их не стало.

С наступлением, теплых дней снег тает, бегут ручьи. Можно измерить высоту оставшегося снежного покрова, рассмотреть, ка­ким стал снег (по цвету и качеству). На одной из прогулок находят с детьми первые проталины, выясняют, почему не везде одновре­менно исчезает снег.

Интересно понаблюдать с детьми за первым дождем, отметить характерные особенности этого явления весной (сильный; короткий или мелкий, длительный). Можно понаблюдать первую грозу, послушать, как гремит гром.

По мере потепления воспитатель выносит на участок игрушки для игр с водой, проводит игру «Утонет - плавает», вместе с деть­ми устраивает запруды, пускает лодочки и т. д.

Наблюдение за растениями.

Первое весеннее пробуждение растений лучше всего показать на иве. Еще только началось таяние снега, а на иве уже появились серебристые пуши­стые почки. Дети рассматривают их, осторожно гладят. Воспита­тель обращает внимание ребят на то, что почки покрыты серебрис­тым пухом - так они предохраняются от холода. Можно срезать несколько веточек, поставить этот весенний букет в группе и наблюдать как увеличиваются пушистые почки. В начале весны ин­тересно рассмотреть цветение ольхи, осины, орешника.

Ведутся также наблюдения за появлением травы. Устанавливают, что первые всходы зелени появляются на пригреваемых солн­цем местах. Дети приходят к выводу: пригрело солнце- растаял снег, согрелась почва, трава начала расти. Понаблюдать необхо­димо и за появлением первоцветов: провести прогулку к месту цветения мать- и- мачехи, определить, где появились ее первые ку­стики: (на хорошо освещенном и прогретом солнцем месте), рас­смотреть цветки. Во время прогулки можно разыскать ветреницу, перелеску, выкопать (по одному растению) и поставить в группе для дальнейшего наблюдения.

Весной интересно наблюдать набухание почек на деревьях и кустарниках, вспомнить, какие почки были на тополе, сирени зи­мой, как они изменились сейчас, Повторное наблюдение проводят после раскрытия почек и появления листьев.

Проводится несколько наблюдений за цветением деревьев (чере­мухи, рябины), кустарников (сирени). Воспитатель спрашивает, помнят ли дети, как цветут черемуха, рябина, сирень, стремится вызвать у них ожидание появления цветов. Наблюдение повторяют в момент появления первых цветков и затем во время полного цветения этих деревьев и кустарников.

Особый интерес у детей вызывает длительное наблюдение за развитием одуванчика. Пока нет цветов, надо рассмотреть листья, показать, как они интересно растут - как будто сразу из земли, затем на длинной ножке бутон, похожий на круглую коробочку, показать, как раскрывается бутон, появляется цветок. Находят цветки неполностью и полностью раскрывшиеся, рассматривают желтые лепестки, длинную ножку.

Повторное наблюдение хорошо провести в пору цветения оду­ванчиков. В солнечный день дети увидят «золотой луг»; если прий­ти на это место вечером или в пасмурный день, можно наблюдать другое - одуванчики не раскрылись. Следует связать раскрыва­ние цветка одуванчика со степенью освещенности, прочитать рас­сказ М. Пришвина «Золотой луг».

Заключительные наблюдения проводятся тогда, когда на оду­ванчиках появятся белые пушистые шарики, созревают семена с пушистыми парашютиками. Стоит подуть на шарик, и семена - парашютики разносятся в разные стороны. Одуванчики можно найти с бутонами, цветами и семенами. Закрепляется знание о цикле развития одуванчика - появление весной листьев, появле­ние бутона, цветение, вызревание семян и их рассеивание (это уже в начале лета).

Весной проводятся систематические наблюдения за ростом и развитием растений цветника и огорода: появились листья ирисов, зеленеют листья виолы, маргариток, незабудок, разрастаются красноватые листья пионов.

На участке дети освобождают клумбы от прошлогодней остав­шейся травы, засохших стеблей, осторожно окапывают растения, рыхлят землю. Привлекают их и к подкормке растений, при этом разъясняют значение этих способов ухода. В течение весны и лета воспитатель организует уход за растения­ми цветника и огорода, учит детей способам ухода, формирует умение определять необходимость того или иного способа (полив­ке, рыхления, прополки). В процессе ухода ведутся длительные наблюдения за некоторыми растениями цветника и огорода.

Наблюдения за животными. В начале весны обращают внимание детей на оживленное поведение зимующих етнц: воробьи весело чирикают, купаются в лужах; в парках, скве- рах слышится первая звонкая песня большой синицы. Надо научить детей узнавать песню синицы.

Самое яркое весеннее впечатление--прилет грачей. Еще до их прилета надо показать ребятам пустой грачевник, обратить внимание, как тихо и пусто в нем, спросить, помнят ли они, ка­ким был грачевник в прошлом году, что делали тогда грачи. Дети с интересом ждут прилета птиц. Повторное наблюдение в грачев­нике следует провести после прилета грачей. Воспитатель предла­гает послушать крик птиц и попробовать отличить крик грача от вороньего. Последующие наблюдения проводят в период постройки гнезд, выясняют, что несут грачи в гнезда, для кого строят их. Еще раз можно прийти в грачовник, когда птицы высижи­вают птенцов, и понаблюдать за поведением грачей в этот пе­риод.

В начале весны на участке вывешивают скворечник. Отмечают день прилета скворцов, наблюдают за их поведением у скворечника: сидят на жердочке, поют, отдыхают. В последующие дни дети на­блюдают, как скворцы влетают в скворечник, что там делают, как быстро бегают по освободившимся от снега газонам, что делают.

В числе первых птиц прилетают зяблики. Пусть дети послуша­ют его: запомнят его песню. Зяблика легко увидеть на ветках деревьев, пока нет листьев.

Одновременно с наблюдением за прилетом птиц необходимо вести наблюдения за появлением насекомых. Первых бабочек-- лимонниц, крапивниц-можно наблюдать еще не летающими, а сидящими на солнышке на заборе, стенах дома. Увидя такую ба­бочку, воспитатель предлагает детям осторожно соломинкой до­тронуться до нее (она ползет, но не летит), объясняет, что бабочка только что выползла из укрытия, где она всю зиму спала, и греется на солнышке; она еще не может летать. Солнце пригреет сильнее, станет теплее, и бабочка полетит. Ребята учатся различать бабочек лимонницу и крапивницу (или другие виды).

Во второй половине весны отмечают, что бабочек стало больше, появились шмели, пчелы, божьи коровки, майские жуки. Наблю­дая за ними, обращают внимание на то, где их можно увидеть (на цветках, на листьях деревьев, в траве), что они делают; упражняют детей в различении 2–3 видов бабочек, жуков (майский жук, жу­желица и др.), Поймав 1–2 бабочки, помещают их в садке в уголок

Консультация для родителей:

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

:

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

Наблюдения за неживой природой :

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ (рассмотреть, полюбоваться весенним небом, назвать цвет) .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ (рассказать что оно греет, назвать цвет, форму) .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

ЛУЖАМИ.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ (рассматривать внешний вид, чем питаются, какую приносят по льду)

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!


ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ В МАРТЕ.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается
солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.

«Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик-
Все весною пахнет.»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ЦВЕТ ТВОЕЙ ШАПКИ»
Закрепить названия основных цветов предметов.
3 Труд на прогулке: помочь друг другу надеть варежки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с санками и мелкими игрушками.

МАРТ № 2

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
В начале весны солнышко сильнее греет, снег начинает подтаивать, становится
сырым, тяжелым, липким. Из него легче лепить.

«Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот-
Никто не проедет! Никто не пройдет!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Предложить в вылепленном предмете узнать знакомые
очертания (снеговик, шарик, булочка)
3 Труд на прогулке: наполнить ведерки снегом до отметки

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Ветер гонит по небу тучи и облака. Отметить быстро или медленно плывут облака.
Как узнать сильный ветер дует или слабый?

«Облака, белогривые лошадки!
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста
Свысока,
А по небу прокатите нас,
Облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖА ВЕТОЧКА?
Предложить детям найти сходства со знакомыми предметами (дорожка, дерево, елочка)
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром, в ведро.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬМИ.
Деревья бывают высокие и низкие. У дерева есть ствол и ветки, листьев пока нет. Дерево может нам подсказать: есть сегодня ветер или нет. Как узнать? Если дерево сильно качает ветками, значит, есть – ветер.

«Дует ветер нам, в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо – все выше, выше!»

2 Дидактические игры в младшей группе «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ»
Предложить найти высокие и низкие предметы на
улице (дома, деревья, горки)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКВОРЕЧНИКОМ.
Скворечник – это домик для птиц. У него есть стены, крыша, окошечко.
В нем селятcя птички, выводят там птенцов.

«На березе птичий дом:
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Нет окна и дверь одна.
Все равно хороший дом.
Прилетайте, мы вас ждем»

2 Дидактические игры в младшей группе «ЧЕЙ ДОМИК?»
Предложить назвать хозяина домика – берлоги, скворечника, дупла, конуры, норки.
3 Труд на прогулке: помочь вынести кукол на участок.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака. Облака быстро меняют форму.

«Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Предложить детям сказать, на что похоже облако, какой формы.
3 Труд на прогулке: уборка снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Весной солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце.
Почему больно смотреть глазам? Потому что солнце яркое, лучистое, светится.

«Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое»

2 Дидактические игры в младшей группе «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Предложить определить на ощупь t предметов. Вода, снег, лед (холодные);
варежки, шапки, ладошки (теплые).
3 Труд на прогулке: предложить перевозить снег на машинке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с машинками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Весной снег начинает таять. На земле белый снег становиться серым, можно
увидеть частички грязи. Поэтому снег нельзя брать в рот.

«Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки»

2 Дидактические игры в младшей группе «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить сравнить мыльные пузыри по размеру и цвету.
3 Труд на прогулке: помочь донести «Мыльные пузыри» до группы.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с «Мыльными пузырями».

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УБОРКОЙ СНЕГА С КРЫШИ.
Весной люди убирают снег с крыш. Снег становится сырым, тяжелым, потому
что тает. Чтобы крыша не сломалась от тяжести снега, его сбрасывают на землю
лопатой.

«Дворник ловко взял лопату
Помогать решил весне.
К крыше лестницу приставил
И разбрасывает снег.»

2 Дидактические игры в младшей группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОПАТА?»
Предложить рассказать о том, что можно делать с помощью лопаты (убирать снег, строить горку, копать ямки).
3 Труд на прогулке: уборка снега с веранды (с пола)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Сосулек много на солнечной стороне. Сосульки бывают разной длины, разной толщины.

«Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу.
— Плюх – плик, плюх – плик,
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льется песня бесконечно!»

2 Дидактические игры в младшей группе «СОСЧИТАЙ»
Предложить детям найти на участке много предметов (деревья, дома, дети)
и один предмет (горка, машина).
3 Труд на прогулке: собрать лопатки в одно место.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Весной, когда снег на крыше тает, появляются сосульки. Сосульки блестят
на солнце. Они прозрачные. Их можно разбить, они хрупкие.

«Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают – блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слезы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!

2 Дидактические игры в младшей группе «КТО ПОЗВАЛ?»
3 Труд на прогулке: очистить игрушки от снега и сложить в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и формочками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С СОСУЛЕК.
Сосульки – это лед. На ощупь сосульки твердые, холодные. Когда пригревает солнышко, с сосулек капает вода – они тают. Это явление называется – капель.

«Рано утром солнце встало,
Стало солнце припекать,
И на крышах все сосульки
Звонко капают опять».

2 Дидактические игры в младшей группе «КАП – КАП – КАП»
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания «кап – кап – кап» громко и тихо («большие и маленькие» сосульки).
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром.
4 Самостоятельная деятельность детей: выкладывание из веточек на веранде.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С КРЫШ, ОКОН
Весной снег тает, и вода капает с крыш, стучит по подоконникам, капает
на лесенки.
Предложить послушать, как звенит капель.

«Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят.
Ведь они на самом деле
Ручейками стать хотят»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
Предложить называть действия во множественном и единственном числе
(ест-едят, один-много, пьет-пьют ит.д.)
3 Труд на прогулке: помочь нести сумку с игрушками.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Весной оживляются птицы. Они начинают громко, весело кричать, бойко
перелетают с дерева на дерево.

«Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Запели маленькие птички-
Воробушки и синички.»

2 Дидактические игры в младшей группе «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Предложить узнать птиц по голосу(воробей, ворона, голубь, утка, гусь, курица)
3 Труд на прогулке: насыпать в кормушку зерна.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с двигательными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Весной становится теплее. Яркое солнце греет. Предложить потрогать предметы,
Находящиеся на солнце и в тени. Где предметы теплее? Почему?

«Солнечный лучик коснулся руки,
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей!»

2 Дидактические игры в младшей группе «КУКЛА НАТАША ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Предложить назвать предметы верхней одежды для весеннего сезона (сапоги,
куртка, перчатки, вязанная шапка)
3 Труд на прогулке: самостоятельно застегивать курточки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Все птицы умеют летать, перелетают с дерева на дерево; могут прыгать
по земле, по веткам. Летают птицы при помощи крыльев и хвоста.

«Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел,
Кыш! Куда-то улетел!»

2 Дидактические игры в младшей группе « УЗНАЙ ПТИЦУ ПО ОПИСАНИЮ»
Предложить узнать по словесному описанию птицу (воробья, ворону, синицу,
голубя, снегиря)
3 Труд на прогулке: помогать друг другу надевать перчатки.
4 Самостоятельная деятельность детей: предложить для игр деревянные
рули.

1 Наблюдение за вороной. Ворона – это птица. Она большая, черно серая, летает чаще всего одна, вьет гнездо высоко на дереве. На кормушку не прилетает.

«Птица черная кружится,
Кар-кар-кар,- кричит и злится
Всем известная персона,
А зовут ее – ворона.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Куда села птичка» Побуждать использовать в речи предлоги (в, на. за, под)
при назывании местоположения птицы.
3 Труд на прогулке: собрать игрушки в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с вертушками (ленточками)

1 Наблюдение за птицами. У всех птиц есть 2 крыла, хвост, 2 лапы, на теле перья, клюв, зубов нет. Все птицы умеют летать, прыгать на лапах, клевать корм. Птицы бывают разного размера. Чем отличаются воробей от вороны?

«Воробышки-пташки,
Серые рубашки,
Маленькие лапки,
Глазки как булавки»

2 Дидактические игры в младшей группе «Кто что ест?» предложить назвать пищу, которую любят животные(медведь, кошка, заяц, коза, воробей, собака)
3 Труд на прогулке: достать игрушки из сумки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 Наблюдение за снегом. Весной днем снег подтаивает на солнце, вечером вода подмерзает- получается лед. Поэтому утром бывает на дорогах скользко.
« Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?

2 Дидактические игры в младшей группе«Попади в цель» предложить слепить снежки и бросать в горизонтальную цель.
3 Труд на прогулке: накладывание снега в формочку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами.

1 Наблюдение за снегом. Весной солнце пригревает, поэтому на солнечной стороне снег и сугробы становятся рыхлыми. Снег встать в сугроб, то можно провалиться.

«Сугроб уже сутулится от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Измерь глубину».Предложить встать в снег на дорожке и встать в сугроб. Отметить где снег провалится глубже и почему (на дорожке снега меньше, а в сугробе больше)
3 Труд на прогулке: унести лопатки в группу.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за таянием снега. Предложить слепить из снега снеговика и оставить его на солнечном месте. Посмотреть что с ним будет. Под солнечными теплыми лучами снеговик тает.

« В небе солнышко смеется, своего оно добьется-
Снеговик наш превратится в озорные облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «Выложи из веточек » предложить выложить из веточек какой-либо предмет по желанию. (домик, елочку, и т.д.)
3 Труд на прогулке: разбрасывание снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за тополем. Тополь – это дерево. У него есть ствол, ветки. Ствол серого – зеленого цвета, шершавый на ощупь. Чем отличается береза от тополя? Срежем с тополя несколько веточек и унесем в группу. Посмотрим, что будет с веточками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, И высокий тополек!»

Урок-экскурсия

Тема. Весенние изменения в природе.

Цель. Наблюдения за весенними изменениями в неживой и живой природе, знакомство с растениями и животными лесопарка, актуализация знаний о взаимозависимости между человеком и природой, развитие экологических знаний, воспитание эстетических чувств и любви к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные.

Предметные.

    Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы.

    Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации в открытом информационном пространстве).

    Метапредметные.

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

Ход экскурсии

I .Подготовительная часть

Проводится предварительная работа по изучению народных примет, пословиц. Дети учат стихи о весне.

1).Задания для обучающихся:

    Наблюдения за весенними изменениями в природе.

    Знакомство с растительным и животным миром лесопарка

    Сбор природного материала для уроков трудового обучения.

2) Повторение правил поведения в природе.

    Не рвать цветы.

    Не трогать птичьи гнёзда.

    Не разрушать муравейники.

    Не ломать ветки деревьев и кустов.

    Не разжигать костёр, не оставлять мусор.

    Соблюдать тишину, чтобы не беспокоить лесных обитателей.

    Не ловить шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей.

II . Основная часть.

1. Ознакомление с весенними изменениями в природе.

1).Работа над загадкой.

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает? (Весной)

2).Наблюдения за природой. Диалог.

Что изменилось в природе весной?

Какие изменения происходят в живой природе?

Какие первые запахи приносит весенний ветерок?

3).Работа с пословицей.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

О каких характерных изменениях в природе за каждый месяц говорится в этой пословице? (Ответы детей)

Какие ещё знаете приметы и пословицы о весне?

    В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

    Случившийся в марте гром – признак плодородия.

    Первый апрельский дождь воза золота стоит.

    В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.

    Май холодный – год хлебородный.

    Весенний день – год кормит.

2. Наблюдения за животным миром

1).Наблюдения за насекомыми.

Насекомые в большинстве своём наносят большой вред лесам. Это жуки - дровосеки, короеды, златки, шелкопряды и другие. Но есть и полезные насекомые. Назовите их. (Ответы детей)

Почему муравьи считаются санитарами леса? Что вы о них знаете?

Наблюдение за муравейником. Беседа о бережном к ним отношении.

2).Наблюдения за птицами.

Назовите зимующих птиц. Что вы знаете о них?

Какие птицы прилетают к нам с приходом весны?

Как вы поступите, если найдёте птичье гнездо или выпавшего из него птенца?

В чём заключается польза птиц?

(Основной пищей птиц являются насекомые, которые причиняют очень большой вред лесам. Розовый скворец, например, в сутки съедает 200 грамм саранчи. Еще интенсивнее идет питание птенцов. Точными наблюдениями установлено, что ласточки, скворцы, синицы и другие мелкие птицы во время выкармливания птенцов подлетают к гнезду с пищей в клюве сотни раз в сутки. В частности, большая синица приносит пищу птенцам 350-390 раз в сутки, большой пестрый дятел более 300 раз. Представьте, какую пользу приносят пернатые друзья.)

3).Слушание пения птиц.

4). Знакомство с обитателями леса.

Учитель:

Вот он лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы свои.

Конкурс «Знатоки родной природы» Дети называют животных – обитателей местного лесопарка.(Белка, ёж, крот, куница, лиса и др.) Обсуждение проблемы «Как вести себя в лесу, чтобы не беспокоить животных?»

3. Наблюдения за растительным миром.

1) Дидактическая игра «Найди дерево»

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза)

Берёзы

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.(Липа)

Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня … ( Дуб)

(Дети находят эти деревья, наблюдают за особенностями каждого, за весенними изменениями)

2). Чтение детьми стихотворений.

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки. (С. Дрожжин)

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там;
Все порхают, поют,
Гнёзда теплые вьют.

Побываю в лесу,
Там я пчёлок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.

Я пройдусь по лугам,
Мотылёчки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни. (А. Майков)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет… ( А.К. Толстой)

3)Наблюдение за красотой окружающей природы.

III . Заключительная часть.

1).Дидактическая игра «Лесные тайны»

Остановитесь, оглядитесь, внимательно все посмотрите. Что вы видите? Что слышите? Найдите тайны леса, расскажите о них.

(Вблизи поляны лесной родничок)

Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля его послала
Для своих родных детей:-
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали

И Природу берегли. (А. Ченин)

Дети обсуждают проблему «Родник – дар природы. Охрана родника»

2) Сбор природного материала для уроков труда.

3) Итоговые задания группам

I группа. Рисование на тему «Природа весной»

II группа. Рисование листовок «Правила поведения в лесу»