Йети - снежный человек. Реален ли снежный человек

Истории известны случаи, когда ученые отвергали имеющиеся факты, если они шли в разрез с их представлением об окружающем мире, считали, это лишь смешные моменты из жизни людей . Так, в середине XIX в. светила зоологии объявили фальшивкой сообщения о том, что в горных лесах реки Конго обитает етти снежный человек (хотя правильнее было бы писать “йети”) – человекоподобное существо, которое имеет рост до двух метров и массу до 200 килограммов. Однако вскоре весь мир признал существование удивительных животных, которыми оказались гориллы. Они известны массивной телосложением, хорошо развитой мускулатурой, могучей силой и умением ходить на задних ногах. Ученые относят их к семейству гоминид, которое включает и человека.

В течение десятилетий не стихают споры о существовании «снежного человека» (етти, йети, бигфут, сасквач), которая якобы встречается в ряде высокогорных и лесных районов Земли. К этой теме обращались многие известные исследователи. Однако они оперируют лишь рассказами очевидцев (фото-и киноматериалы практически отсутствуют). Судя по ним, етти “снежный человек” отличается от современного человека крепче телосложением, длинными руками, заостренной или квадратной головой и короткой шеей.

Утверждается, что горные снежные люди живут в пещерах, а лесные строят гнезда на ветках деревьев.

Особое внимание ученые обратили на гималайскую ветвь снежного человека. Это существо вышло из сферы фантазии и приобрело черты волнующей достоверности. Легенду о нем подтверждали не только жители Гималаев, но и путешественники с Запада. Особенно поражали огромные следы на снегу и странный крик-свист.

Так, автор книги «По следам снежного человека » Р. Иззард описывает многочисленные следы снежного человека етти, найденные его экспедицией. Однако большинство ученых высказывает сомнения в возможности существования снежного человека.

Поисками снежного человека етти занимался журналист Д. Донг и первый покоритель Джомолунгмы, новозеландец Э. Хиллари . Их исследования и опросы проводились почти исключительно среди шерпов, проживающих в пределах пятидесяти километрах от Джомолунгмы.

Как доказательство существования етти, обычно приводят фотографию отпечатка ноги, найденного на леднике Менлунг в 1951 г. Э. Шиптон и доктором М. Вордом . Участником этой экспедиции был и Э. Хиллари , но в то время он работал в другой долине. Отражение, удивительно четкий среди длинной цепочки менее внятных следов, стал источником многих предположений. По форме и размерам некоторые антропологи достаточно детально реконструировали снежного человека етти.

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Снежный человек – существо, которое стало практически легендой. У него много имен – йети, сасквоч, бигфут. Карл Линней назвал его Homo troglodytes – «человек пещерный». Кто первым сообщил миру о том, что снежный человек действительно существует? Еще Мишель Нострадамус вещал, что на земле есть существо, внешний вид которого – нечто среднее между человеком огромного роста и обезьяной. Первым о йети вскользь упоминает путешественник полковник Уэнделл, в 19 веке совершивший экскурсию в Гималаи.

Внешность снежных людей йети

Фото снежного человека не дают четкого представления то том, как выглядит йети. Его внешний вид основан лишь на гипотезах и предположениях. Они гласят о том, что снежный человек йети отличается очень плотным телосложением, имеет длинные руки, заостренную форму черепа с выступающей лобной частью и очень массивной челюстью. Примерно так его описывал и Карл Линней.

Снежный человек йети намного выше и массивней среднестатистического мужчины, его рост достигает 2 м и более

Тело снежного человека йети покрыто шерстью. В одних районах люди сталкивались с йети, волосяной покров которого был черным, по словам других очевидцев – рыжим, третьи утверждают, что снежные люди покрыты седыми (белыми) волосами.

Интересный факт. В том, что снежный человек имеет бороду и усы, сходятся мнения всех исследователей и очевидцев. От йети, сасквочей и бигфутов исходит неприятный запах, живут они в пещерах и прекрасно лазают по деревьям. Хотя, существует мнение и о том, что снежные люди вьют себе гнезда среди крон. Разноречивый портрет, согласитесь.

Тем не менее, существует некоторая закономерность. , утверждают, что реликтовые гоминиды, как назвали снежных йети ученые, передвигаются на двух конечностях. Рост их колеблется в зависимости от местности проживания. Так, в Центральной Азии, где Homo troglodytes носит имя йети, и в Северной Америке, где снежного человека величают сасквоч, их рост не превышает 1.5-2 м. В Гималаях и в Тибете живут более крупные особи – до 2.5 м. А вот африканские йети – «малыши» — до 1.5 м.

Существуют ли фото и видео о йети?

При приближении к снежным йети, у людей начинается головокружение и поднимается давление. Плюс, существа действуют на подсознание человека, заставляя просто не замечать их присутствие. Снежные люди внушают страх. Когда поблизости появляются йети, смолкают птицы и перестают лаять собаки, а некоторые просто убегают в страхе.

Снежный человек йети якобы гипнотизирует всех тех, кто его встречает

Попытки снять видео о йети или сделать фото были весьма многочисленными, однако аппаратура переставала работать в обычном режиме, и именно этим исследователи отмечают плохое качество снимков и видео о снежных людях. Йети двигаются очень быстро, и это несмотря на достаточно габаритные размеры, некоторые исследователи пытались догнать его, но безрезультатно.

Многие очевидцы, пытавшиеся сделать фото йети, утверждают, что когда он долго смотрит человеку в глаза, тот впадает в полубессознательное состояние, переставая отдавать отчет в собственных действиях. Может именно поэтому многие просто забывают достать и подключить аппаратуру, чтобы сделать фото и видео о снежных людях?

Интересный факт. Все очевидцы утверждают, что видели йети-мужчину и йети-женщину. Причем, в разных уголках планеты. Значит, снежный человек не просто существует, но размножается? Где же обитают йети на самом деле?

Так кто же снежный йети на самом деле? Инопланетянин или прародитель рода человеческого, каким-то образом сумевший выжить, сохранив первобытные черты? Быть может, йети – результат неудачного эксперимента по скрещиванию примата и человека? Известно, что подобные опыты проводились Третьим рейхом, но документальных подтверждений не сохранилось.

Место обитания снежного человека йети – Африка или Азия?

В летописях буддийских храмов Тибета сохранились древние записи о встречах монахов с загадочными существами огромного роста, полностью покрытыми волосами. Именно в этой части Азии и был впервые обнаружен снежный человек – йети. Кстати, йети переводится как «существо, живущее среди камней».

Интересный факт. Первые сообщения о снежных людях появились в мировой печати в середине 50-х годов прошлого века. Их авторами были альпинисты, пытавшиеся подняться на пик Эвереста и искавшие подходящие тропы среди гималайских скал. Искателей приключений сменили группы ученых, заинтригованные рассказами спортсменов. Итак, охота на легендарных йети началась.

Гипсовый слепок следа снежного человека йети, найденного в Тибете

Предпосылкой для первого серьезного исследования снежного человека йети стала серия довольно четких фото, сделанных Эриком Шиптонов во время экспедиции в Гималаи (1951). Снимки были сделаны в местечке Менлунг Гласир, которое находится на высоте 6705 м. На фото изображены следы йети, их размер – 31.25 на 16.25 см. С этого момента ученые всех стран, где до этого было зафиксировано присутствие огромных людей-обезьян, стали предпринимать весьма серьезные попытки разобраться в происхождении сасквочей и бигфутов.

Снежный человек йети в России

Феномен йети исследовали и в России, а именно — в регионе Кавказа. Этим занимался историк Б. Поршнев, а впоследствии Д. Кофман. Многочисленные рассказы местных жителей о встречах со снежными людьми, покрытыми волосами и имеющими огромный рост, подтвердили найденные исследователями запасы еды. Кавказские бигфуты застенчивы, увидев человека, они моментально исчезают. Как утверждают очевидцы, перед глазами появляется дымка, а когда она пропадает, йети словно испаряются.

Интересный факт. Еще в 19 веке со снежным человеком столкнулся и Пржевальский, который занимался исследованиями Гоби. Однако российское правительство побоялось выделить деньги на дополнительную экспедицию. Страх подпитывали заявления церковнослужителей, говоривших о йети, как о существах из ада.

Встречи со снежным человеком йети происходили и в Казахстане, где им даже имя киик-адам – «дикий человек», и в Азербайджане, местные жители назвали снежных людей биабангули.

Предположительно стоянка снежных людей на севере России

Охотник в Челябинской области чуть лоб в лоб не столкнулся со снежным человеком. В 2012 в Челябинске местному егерю пришлось встретиться с человекоподобным существом, в котором охотник тут же распознал легендарного бигфута. По словам охотника, у него «мурашки побежали по телу», однако это не помешало ему снять видео о йети на мобильный телефон.

С того времени визиты снежного человека йети в Челябинскую область участились. Примечательно, что они не боятся выходить из , и подходят очень близко к населенным людьми местам. Быть может, йети стало настолько много, что они пытаются расширить границы своего обитания?

Вконтакте

: Вопрос о существовании снежного человека давно волнует людей. Кто-то не сомневается, что эти неисследованные приматы живут рядом с нами, а кто-то считает их выдумкой журналистов, жаждущих сенсаций.

Почему-то принято думать, что серьезные ученые стараются уйти от этого вопроса. Однако это не совсем так.

В самом конце 1950-х годов автор этого материала присутствовал на встрече небольшой группы студентов и преподавателей географического факультета Ленинградского университета со знаменитым норвежским путешественником Туром Хейердалом, еще в 1947 году переплывшим на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан.

Знаменитый ученый-путешественник прилетел в Ленинград по приглашению Российского географического общества, а если говорить конкретно, то Е. В. Максимова - одного из преподавателей университета. Этому русскому ученому незадолго до того удалось открыть и исследовать несколько сравнительно небольших ледников в Джунгарском Алатау.

Один из них он назвал (по праву первооткрывателя) именем Тура Хейердала, другому присвоил имя Ленинградского университета. Знаменитый норвежец прибыл для того, чтобы получить из рук Максимова соответствующие сертификаты о присвоении его имени леднику и встретиться со студентами вуза.

После выступления Хейердала слово взял Максимов. Он рассказал, как были открыты ледники. Но больше запомнилось иное: Евгений Владиславович довольно подробно и обстоятельно рассказал о своей встрече со снежным человеком.

Их палатка стояла на высоте около 3 500 метров у самой границы ледниковой морены, включавшей в себя большое количество гранитных валунов. Выше располагался ледник, ниже - снежные поля, соприкасавшиеся с горным альпийским разнотравьем.

Максимову той ночью не спалось. Сказывалась горная болезнь, вызванная недостатком кислорода и усталостью. Его помощники - студенты - крепко спали в своих спальных мешках, утомленные дневной работой на леднике. Неожиданно за стенками палатки явственно послышался шорох, а затем чьи-то осторожные шаги. Наверное, медведь пожаловал.

Присутствие человека здесь исключалось, настолько отдаленным от жилья было то место. Вскоре шаги затихли, и Максимов наконец уснул. Каково же было удивление студентов и их преподавателя, когда утром они обнаружили на снегу следы, похожие на человеческие. Словно кто-то, специально сняв обувь, ходил босиком.

От палатки следы вели к небольшому продовольственному складу, где под брезентом стояло несколько ящиков с крупами и консервами. Брезент был сброшен. Мешочки с припасами круп и специй перемешаны, рассыпаны. Повариха не досчиталась початой банки с говяжьей тушенкой.

Вскоре ее обнаружили, но уже пустой, на краю ледника. Цепочка следов вела к леднику, а дальше терялась. На той встрече с Хейердалом Максимов продемонстрировал выполненные им черно-белые фотографии следов.

Снимки были крупного формата (24 на 36 см), четкие настолько, что прекрасно просматривались кристаллы крупных снежинок. Большой палец пришельца заметно оттопырен. Для масштаба на отдельных фото был показан ледоруб, на других - горный компас.

Это фото следа йети было сделано в Гималаях Эриком Шиптоном (1951 год).

ОТ КАРЛИКА ДО ГИГАНТА

Тур Хейердал спокойно и с явным интересом рассматривал фотографии. Он тут же высказал предположение, что это след йети, или, как его еще называют, бигфута, что значит «большая нога». Присутствовавшие, знавшие Хейердала не только как отважного мореплавателя, но и как известного географа и этнографа, попросили Тура прокомментировать услышанное.

Норвежец был настолько любезен, что тут же прочитал небольшую лекцию о неизвестных науке гоминоидах.

«В западной прессе, - сказал он, - нередко публикуют статьи о снежном человеке. В зависимости от местообитания его именуют йети, голубяван, алмаст, бигфут. Интерес к этой теме не ослабевает, ибо многочисленные встречи с йети (этот термин употребляется чаще других) убедительно говорят о том, что в природе существует по меньшей мере три типа неведомых науке животных.

Во-первых, это карликовые йети высотой около метра. Это всеядные существа. Они покрыты густой рыжей шерстью, а след их ступни напоминает человеческий. Карликовых йети встречали в Непале, Тибете и Индии.

Второй тип - истинный йети. Именно ему соответствует название . Эти загадочные существа тоже всеядны, а их рост составляет от 1,5 до 2 метров. Отличительный признак этого гоминоида - коническая форма головы, большой безгубый рот, сильно выдающаяся вперед нижняя челюсть и густой коричневато-красный мех, покрывающий все тело, кроме лица. Ступня у этого существа очень широкая. Вполне возможно, что это новый вид орангутана, который приспособился к хождению на двух ногах.

И наконец, третий тип йети - это гигантское существо по имени муте, что значит «огромный», «неуклюжий». Обычное местообитание этого гиганта - высокогорные районы Индии и Непала, Бирмы, Северного Вьетнама и других азиатских стран, включая и Казахстан. Это очень пугливое существо имеет рост от 1,8 до 2,7 метра.

Строение черепа запоминающееся: плоская голова, скошенный лоб, короткие волосы ежиком, непропорционально большие и очень сильные руки, покрытые шерстью черного или серого цвета. След этого йети ближе всех к человеческому. Очень вероятно, что в Джунгарии вы имели дело именно с ним».

Тур Хейердал в те годы проблемой снежного человека не интересовался. Его больше занимал вопрос заселения Полинезии туземцами Южной Америки.

Однако норвежский ученый не сомневался в существовании йети. Эта уверенность основывалась хотя бы на том, что и ему самому, и тем, кто плыл с ним на плоту «Кон-Тики», не раз приходилось наблюдать в океане неизвестные науке загадочные существа.

НАДО УХОДИТЬ, НАЧАЛЬНИК…

Проблемой снежного человека в 1950-е годы занималась как советская Академия наук, так и ряд организаций на Западе. Поводом для проведения комплексных научных экспедиций в СССР послужила докладная записка в Президиум Академии наук, составленная профессором Б. Ф. Поршневым и рядом других ученых. Полевые исследования велись в самых глухих и малоисследованных уголках Памира, Тянь-Шаня, Монголии.

Ученые Англии, Швейцарии, США, Китая и других стран работали в Гималаях, Гоби, на Тибете и иных местах Азии. В нашей стране поиски осуществляли такие известные этнографы, биологи, географы, геологи, топографы, как В. Л. Хахлов, К. В. Станюкович, Р. Ф. Итс и многие другие.

Интересные сведения о йети приводит в своих воспоминаниях кандидат геологоминералогических наук Александр Иванович Шалимов, многие годы проработавший в горных районах Азии. Побывав в 1938 году на Памире, в бассейне ледника Язгулем, Шалимов заметил пять отпечатков следов, сильно обтаявших, но с хорошо видным отстоявшим отдельно большим пальцем.

«Откуда-то издалека, из верховьев долины, донесся странный голос, - писал Шалимов. - Потом он повторился ближе, гортанный загадочный, ни на что не похожий - не то стон, не то рычание. «Снежный человек, - сказал Мир-зо Курбанов (проводник экспедиции), - много их, надо уходить, начальник». Рабочие геологической партии стали бить в металлические предметы, раздувать сильнее огонь костра, чтобы испугать непрошеных гостей».

Это свидетельство Шалимова подтверждает и военный топограф О. Г. Чистовский, проводивший топографическую съемку местности на Памире. Олегу Григорьевичу не раз приходилось видеть следы йети и слышать крик этого загадочного существа.

По словам Чистовского, голос снежного человека похож на вопль разъяренного верблюда. Серьезность отношения ученых к дикому человеку подтверждает и то, что все сведения были систематизированы комиссией Академии наук СССР и опубликованы в сборнике информационных материалов.

ПОХИЩЕНИЕ «НЕВЕСТЫ»

Более полувека назад в одном из живописнейших районов Чаткальского хребта в Киргизии геолог А. П. Агафонов из уст 80-летнего охотника и пастуха Мадьяра услышал удивительный рассказ. Дед пастуха, Мерген, ехал со своей молодой женой берегом Сары-Челека. День был знойный, и молодые люди остановились отдохнуть у горного ручейка. Вскоре Мерген задремал.

Его разбудил душераздирающий крик жены. Стряхнув сон, он увидел громадную обезьяну, в лапах которой отчаянно билась его жена. Смелый киргиз бросился на помощь. Ему удалось догнать похитителя и в тяжелом бою убить йети охотничьим ножом. Жена была невредима, но сильно напугана.

Йети охотится на горных баранов. Фото из Пакистана или Афганистана

Агафонов с большим скептицизмом отнесся к рассказу старого охотника. Тогда Мадьяр показал геологу высушенную кисть руки, извлеченную из сундука, принадлежавшего деду. Кисть, покрытая короткой густой шерстью, являлась семейной реликвией.

Что мог возразить Мадьяру Агафонов? Похожий «сувенир» бережно хранится и в непальском монастыре Пангбоче. Монахи утверждали, что эта кисть принадлежит йети.

С превеликим трудом удалось уговорить их передать кисть на антропологическую экспертизу в один из университетов США. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что кисть принадлежит неизвестному виду приматов.

Я ВСТРЕЧАЛСЯ С НИМ ДВАЖДЫ

Еще более удивительный пример приводит житель Монголии Цеден. В 1934 году, совершив паломничество в монастырь Барун, он своими глазами видел приколоченную к потолку храма шкуру алмаста (название йети в Монголии и на Тибете).

Лицо обрамляли волосы, свисавшие на длину не менее 30 сантиметров. Монахи рассказали Цедену, что этот алмаст был убит в Гоби знаменитым охотником Мангалом Дурекчи и принесен в дар гению-покровителю буддистского храма. В последний раз монахи этого монастыря видели алмаста в 1951 году. Это было огромное загадочное существо, страшно их напугавшее. Они препроводили приехавших из Китая антропологов в урочище, где, по их данным, жили алмасты.

Китайцам, исследовавшим то место, удалось найти в одной из пещер останки человеко-подобного существа с хорошо сохранившейся кистью.

Вещдок исследовали в Пекине, где признали, что кисть могла принадлежать животному неустановленного вида. То же было сказано и в отношении шерстяного покрытия существа.

В 1970 году английский альпинист Уилланс заявил, что при восхождении на Аннапурну (второй после Джомолунгмы восьмитысячник в Гималаях) он дважды видел йети, а также его следы.

В 1971 году о нападении йети на склад с продовольствием писали участники аргентинской экспедиции на Джомолунгму. Судя по глубине и размерам оставленных им следов, вес йети составил не менее 260 килограммов!

В 1979 году английская экспедиция под руководством Дж. Уайта также обнаружила и сфотографировала следы снежного человека в долине Ханку (Непал). Участники восхождения даже слышали его пронзительный крик, который записали на магнитофонную пленку. Сопровождавшие альпинистов шерпы были согласны с тем, что кричал йети, и потребовали перенести лагерь в другое место. По преданиям непальцев, встреча со снежным человеком предвещает несчастье.

ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА

Райнхольд Месснер - покоритель всех 14 восьмитысячников планеты - в интервью итальянскому журналу «Панорама» заявил: «Во время похода на Лхоцзе я дважды встречался с йети. Это было в высокогорных лесах. На высоте 4 200 метров я увидел необычное существо, передвигавшееся на двух коротких ногах. Тело его, за исключением лица, покрывала черная густая шерсть.

Ростом оно достигало примерно 2 метров. Вторая встреча произошла ночью, когда йети был замечен вблизи лагеря альпиниста. Неудачи прошлых экспедиций во многом происходили оттого, что ученые не знали конкретных мест, где обитают йети. Я хорошо запомнил район, где встретился с ним и даже шел 3 километра по его следу».