Контрольный диктант по пунктуации. Анна сергеевна была довольно странным существом

Урок 49 (вариант 1)

Контрольный диктант по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант

Предлагается три текста, учитель выбирает по своему усмотрению:

1. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельности спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер 4 . (И. С. Тургенев .)

(220 слов. Употребление и правописание частиц не и ни . Правописание гласных. Правописание наречий. Пунктуация при однородных членах предложения.)

Задание к диктанту:

Выписать словосочетания, произвести и разбор

2. Софья Николаевна была удивительная женщина! Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое. Впоследствии называли это свойство притворством - грубо ошибались. Это была какая- то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанию, вполне искреннему и потому всех увлекающему.

Мысль и желание успокоить встревоженного свекра, которого она горячо полюбила, который за нее вступился, за нее встревожился, за нее расстроился в здоровье; мысль успокоить мужа и его семью, напуганную и обиженную за нее, по милости ее невоздержанного языка, так безгранично овладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны, что она явилась каким-то чудным, волшебным существом, и скоро покорилось неотразимому обаянью всё её окружавшее 4 . Она сама разливала чай; сама успевала подавать чашки сначала свекру, а потом свекрови и даже другим. Со всеми успевала говорить, и так ловко, так кстати, так весело, что свекор совершенно поверил, что она ничего вчерашнего не знала, поверил - и сам развеселился. Его веселость также имела сообщительное свойство, и через час не было уже заметно следов вчерашней бури. (По С. Т. Аксакову.)

(182 слова. Пунктуация в сложном предложении с обособленными членами предложения.)

Задание к диктанту:

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать словосочетания, произвести их разбор.

3. Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше - кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клумбы с цветами - маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках 4 . Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом... (По И. С. Тургеневу .)

(191 слово. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных. Правописание безударных гласных Правописание согласных.)

Задание к диктанту:

Произвести пунктуационный разбор указанного предложения.

Из последнего предложения выписать словосочетания, произвести их разбор.

Урок 49 (вариант 2)

Проверочный тест по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I . Теория

Укажите, какие утверждения верны, а какие - нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

II. Словосочетание

Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

I V . Прямая речь

Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, - сказала бабушка шепотом и добавила - Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.

9. Сказан Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.

V . Сложное предложение с разными видами связи

Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.

1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4. Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами (?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5. Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.

10. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

Ответы:

I: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.

II: 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7б, 8а, 9а, 10в.

III: 1а, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а, 10а.

IV: 1в, 2е, 3г, 4а, 5д, 6г, 7в, 8е, 9е, 10г.

V: 1г, 2д, 3б, 4а, 5е, 6в, 7д, 8г, 9в, 10д.

Урок 50

Анализ контрольной работы

Раздел 7

ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28)

Текст, его строение, виды его преобразования

и основные признаки

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5-9 классах; познакомиться с видами переработки текста; закрепить навыки право писания.

Ход урока

I . Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)

(Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

Какова основная мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)

Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

Вспомните и сформулируйте понятие текста. (Текст - это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

2. Работа по учебнику.

Прочитайте материал учебника на стр. 144. Назовите основные признаки текста.

Назовите виды связи между предложениями.

II . Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков .)

Комментарий к тексту : Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса ...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели ). Средство связи - повтор слов (леса - в лесах, соснами сосны ).

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась... дерево начало клониться ...). Средства связи - синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны - дерево - сосна.

3. Упр. 281 (устно).

4. Упр. 208.

Проанализируйте, какая связь преобладает между частями текста. Выпишите ключевые слова.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно. Средством связи является синтаксический параллелизм, т. е. в четырех предложениях сохраняется одинаковый синтаксический рисунок.

Ключевые слова: Россия, сверхгосударство, шестая часть света, семь морей, горы, щетина лесов, снега, византийские купола.

III. Подведение итогов урока

Что такое текст?

Назовите основные признаки текста.

Какие связи предложений существуют в тексте?

Домашнее задание

1. Упр. 201, 202 (устно).

2. Выучить материал учебника на стр. 144-146.

Урок 52

Текст. Способы и средства связи между частями текста

Цели урока:

Формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I . Реализация домашнего задания

1. Опрос.

Расскажите, что такое текст, назовите основные признаки текста. Докажите, что данное высказывание является текстом (на примере дом. упр. 201).

Дайте определение тексту. Что такое цепная (последовательная) связь?

Что такое параллельная связь

Какая связь преобладает между частями данного текста? (на примере дом. упр. 202).

2. Анализ текста (запись под диктовку).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов .)

Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)

Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают... Они не бунтуют... Они болеют.... Средство связи - местоимение: люди - они .)

I I. Повторение и углубление изученного материала

1. Упр. 284.

Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», опираясь на вопросы на стр. 147.

Пример ответа:

а) Сказуемые-глаголы: унесли, были разбиты, залетали, не замечали - формы мн. ч. 3 лица. Такие формы сказуемых служат для сопоставления предложений. В данном абзаце предложения связаны параллельной связью.

б) Этот способ связи сохраняется и в следующем абзаце. Это подтверждает повтор конструкции «после каждой... после каждого...».

в) Цепная связь используется в 5, 6 абзацах.

г) Все предложения в тексте объединены общей темой боя и нарастания боевого духа. Единство темы в тексте подчеркивается при помощи слов-связок: к десяти часам; через несколько минут; в десять часов; из придвигающейся грозовой тучи; все более и более; через несколько минут, грозовая туча надвинулась.

д) В центре внимания находится «разгорающийся огонь » в душе Пьера.

е) Как меняется настроение солдат, и как пробуждается их боевой дух, показано в 5 и 6 абзацах. Этому предшествует «веселый говор и шутки » (1 абзац), во втором абзаце «все более и более разгоралось общее оживление», «на лицах этих людей вспыхивали молнии скрытого, разгорающегося огня» (3 абзац). «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер» - боевой дух солдат проявляется с полной силой. Все части текста - предложения, абзацы - связаны не только общей темой, но и с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов-сказуемых (всюду прошедшее время).

2. Анализ данного текста можно провести по плану (речеведческий разбор текста по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

III. Самостоятельная работа

Вариант I

Упр. 285 (выполняется задание учебника).

Данный текст взят из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Название текста «Хочется танцевать». Основная мысль текста - раскрыть внутренние переживания Наташи на первом балу. Тип связи - цепной. Смысловую связь осуществляют слова: она, ее, у ней, я, ко мне, меня, со мною .

Вариант II

Докажите, что перед вами текст.

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей. Тема текста - встреча княгини с архимандритом. Предложения связаны параллельной связью. Предложения в тексте сопоставлены. Одинаковый порядок слов (Старик прыгнул... Она подняла ... и т. д.), члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (говорила она, вошел архимандрит ).

I V . Подведение итогов урока

Что такое цепная (последовательная) связь?

Что такое параллельная связь?

Что может усиливать параллельную связь? (Стр. 146).

Что такое синтаксический параллелизм?

Домашнее задание

1. Упр. 298 или упр. 282 на выбор.

Ответы к упр. 298:

Способ связи в тексте - параллельный, т. к.:

а) в тексте одинаковый порядок слов («в каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай»; «Роман сказал, Демьян сказал, Лука сказал» и т. д.);

б) члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (как село солнце красное, как вечер наступил, уселись мужики, зажгли костер, за водкой сбегали и т. д.).

Повтор (Роман сказал, Лука сказал; Лука кричит, Демьян кричит и др.);

Синонимические обороты (тот путь держал = тот шел и др.)

Параллелизм (пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать и др.).

Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает - скоро ли, тихо ли оно проходит. Аркадий и Базаров именно таким образом провели дней пятнадцать у Одинцовой. Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору. Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю; от чая до завтрака всякий делал что хотел, сама хозяйка занималась с приказчиком (имение было на оброке), с дворецким, с главною ключницей. Перед обедом общество опять сходилось для беседы или для чтения; вечер посвящался прогулке, картам, музыке; в половине одиннадцатого Анна Сергеевна уходила к себе в комнату, отдавала приказания на следующий день и ложилась спать. Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься», - уверял он: ливрейные лакеи, чинные дворецкие оскорбляли его демократическое чувство. Он находил, что уж если на то пошло, так и обедать следовало бы по‑английски, во фраках и в белых галстухах. Он однажды объяснился об этом с Анной Сергеевной. Она так себя держала, что каждый человек, не обинуясь, высказывал перед ней свои мнения. Она выслушала его и промолвила: «С вашей точки зрения, вы правы - и, может быть, в этом случае, я - барыня; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет», - и продолжала делать по‑своему. Базаров ворчал, но и ему и Аркадию оттого и жилось так легко у Одинцовой, что все в ее доме «катилось как по рельсам». Со всем тем в обоих молодых людях, с первых же дней их пребывания в Никольском, произошла перемена. В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения. «Меня она не ценит! Пусть?.. А вот доброе существо меня не отвергает», - думал он, и сердце его снова вкушало сладость великодушных ощущений. Катя смутно понимала, что он искал какого‑то утешения в ее обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы. В присутствии Анны Сергеевны они не разговаривали между собою: Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры, а Аркадий, как оно и следует влюбленному человеку, вблизи своего предмета уже не мог обращать внимание ни на что другое; но хорошо ему было с одной Катей. Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод. Напротив, с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали. С своей стороны, Катя не мешала ему грустить. Аркадию было хорошо с Катей, Одинцовой - с Базаровым, а потому обыкновенно случалось так: обе парочки, побыв немного вместе, расходились каждая в свою сторону, особенно во время прогулок. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом; Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по‑прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…

С ней о Моцарте; спросил ее – сама ли она выбрала эту сонату или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу с благосклонною улыбкой гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы.

А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

– Пойдемте гулять завтра поутру, – сказала она ему, – я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.

– На что вам латинские названия? – спросил Базаров.

– Во всем нужен порядок, – отвечала она.

– Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, – воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате.

– Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды.

– В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич?

– В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо – не она, а ее сестра.

– Как? эта смугленькая?

– Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та – тертый калач.

Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове.

И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна.

Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно-стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле… Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей и нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.

Как все женщины, которым не удалось

На вопрос Автор об Одинцовой в романе Отцы и дети? заданный автором ->MaX лучший ответ это Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки.
Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
"Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее.. . Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей; самые складки ее платья, казалось, ложились у ней иначе, чем у других, стройнее и шире, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. "
"Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое... "
"Скоро появилась сама Одинцова в простом утреннем платье. Она казалась еще моложе при свете весеннего солнца. Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершенно спокойною, по-вчерашнему. "
"Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне - двадцати и Катерине - двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей X... скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, - к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. "
"В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго. Ее не любили в губернии, ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всевозможные небылицы, уверяли, что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия.. . "Вы понимаете чего? " - договаривали негодующие рассказчики. "Прошла через огонь и воду", - говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: "И через медные трубы". Все эти толки доходили до нее, но она пропускала их мимо ушей: характер у нее был свободный и довольно решительный. "
"Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. "
"Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. "
"Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. "
"Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. "

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант

Предлагается три текста, учитель выбирает по своему усмотрению:

1. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельности спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер 4 . (И. С. Тургенев .)

(220 слов. Употребление и правописание частиц не и ни . Правописание гласных. Правописание наречий. Пунктуация при однородных членах предложения.)

Задание к диктанту:

Выписать словосочетания, произвести и разбор

2. Софья Николаевна была удивительная женщина! Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое. Впоследствии называли это свойство притворством - грубо ошибались. Это была какая- то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанию, вполне искреннему и потому всех увлекающему.



Мысль и желание успокоить встревоженного свекра, которого она горячо полюбила, который за нее вступился, за нее встревожился, за нее расстроился в здоровье; мысль успокоить мужа и его семью, напуганную и обиженную за нее, по милости ее невоздержанного языка, так безгранично овладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны, что она явилась каким-то чудным, волшебным существом, и скоро покорилось неотразимому обаянью всё её окружавшее 4 . Она сама разливала чай; сама успевала подавать чашки сначала свекру, а потом свекрови и даже другим. Со всеми успевала говорить, и так ловко, так кстати, так весело, что свекор совершенно поверил, что она ничего вчерашнего не знала, поверил - и сам развеселился. Его веселость также имела сообщительное свойство, и через час не было уже заметно следов вчерашней бури. (По С. Т. Аксакову.)

(182 слова. Пунктуация в сложном предложении с обособленными членами предложения.)

Задание к диктанту:

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать словосочетания, произвести их разбор.

3. Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше - кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клумбы с цветами - маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках 4 . Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом... (По И. С. Тургеневу .)

(191 слово. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных. Правописание безударных гласных Правописание согласных.)

Задание к диктанту:

Произвести пунктуационный разбор указанного предложения.

Из последнего предложения выписать словосочетания, произвести их разбор.

Урок 49 (вариант 2)

Проверочный тест по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I. Теория

Укажите, какие утверждения верны, а какие - нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

II. Словосочетание

Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

IV. Прямая речь

Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, - сказала бабушка шепотом и добавила - Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.

9. Сказан Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.