Хребты южной сибири. Южно-сибирские горы

, Общепедагогические технологии

Цели урока:

образовательные

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века;

развивающие

Стадия вызова. “Вызываются” уже имеющиеся у учащихся знания по изучаемому предмету, создаётся мотивация для дальнейшей работы. Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову “свобода”. Ребята предлагают примерно следующие варианты: “что-то манящее и недоступное”, “ “делаю, что хочу”, “слушаю любую музыку”, “самостоятельно принимаю решения” и т.п. Создание ассоциативного ряда завершается подведением итога: - Итак, свобода – это возможность выбора, возможность беспрепятственно что-либо делать, осуществлять.

А как свобода проявляется в духовной сфере общества? (“Возможность выражать своё мнение”, “выбирать религию – свобода совести”, “читать любые книги” и т.д.)

Как вы считаете, существовала ли такая возможность у советских граждан в 20-е годы?

Учитель выслушивает мнения ребят, предлагает аргументировать свои предположения и графически оформляет результат этого диалога на доске. (Приём “дерево предсказаний”).

Стадия осмысления. Интерес к теме у учащихся сохраняется при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Учитель: - Будем искать ответы на наш вопрос, работая с документами.

Ребята сидят в группах, каждый в группе получает свою подборку документов (они пронумерованы, №№1-4, см. Приложение 2) Учащиеся читают и обдумывают прочитанное, затем садятся в новые группы, согласно номеру своего текста.

Задача новых образовавшихся групп, выделить главную мысль, объединяющую те документы, с которыми они работали, и создать общую схему ответа. Так, одна из групп, рассматривает вопросы развития образования в СССР, другие – взаимоотношения власти и церкви, власти и интеллигенции.

Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, уже являясь “экспертами-специалистами” по определённому вопросу, они информируют товарищей о результатах своей работы и выслушивают других. Группа обменивается мнениями и создаёт общую презентационную схему-ответ на поставленный вопрос, учитывающий всю полученную группами информацию. Схема может быть выполнена в виде кластера, выделения основных смысловых единиц текста и графическое оформление его в определённой логике на плакате.

Группы защищают свои работы. Интерес одноклассников к результатам деятельности других групп обеспечивается желанием сравнить себя, свой вклад, в общее дело. Особо выражен такой интерес, по моим наблюдениям, у ребят невысоких учебных возможностей, у неуверенных в себе, и поэтому малоактивных на большинстве обычных уроков. Применяемая на данном этапе стратегия “зигзаг” позволяет систематизировать большой объём материала и организовать взаимообучение учащихся.

Учитель: Подводя итог сказанному, вернёмся вновь к вопросу свободы духовной жизни советского общества 20-х годов…Борьба с безграмотностью, развитие самоуправления в школе, широкая просветительская деятельность, сохранение разнообразных течений в литературе, искусстве, свидетельствуют о некоторой свободе. В то же время нельзя не заметить попыток власти установить контроль за духовной жизнью советских граждан, идеологизации культуры.

Стадия рефлексии. Творческая переработка, анализ и интерпретация полученной информации.

Учитель: Перед нами мудрые слова великих людей. Дайте свои ответы на одну из цитат с помощью синквейна.

Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами. (А.Д.Сахаров)

Сила народа в его интеллигенции. (А.П.Чехов)

Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит. (Г.Гегель)

Синквейн

(с фр. пятистишие)

1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;

2 строка – описание темы, 2 прилагательных;

3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящихся к теме;

4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка – повторение сути, “синоним” 1 строки, обычно существительное.

Синквейны учащихся к теме данного урока:

Интеллигенция

Независимая, понимающая

Призывает, думает, страдает

Разум народа в её интеллигенции

Непредвзятая и бесстрашная

Добиваться, бороться, обладать

Единственная гарантия от раболепия

Одинаковомыслящие, банальные

Идут, существуют, едят

Когда мыслят одинаково – стадо

Реферат

Культура и духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы

Введение

архитектура скульптура культура

В 20-30-е годы сложные и противоречивые процессы происходили в сфере культуры. Вызванная революцией к жизни стихия разрушения нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции. Вместе с тем революция не могла в одночасье погасить творческую энергию русского культурного возрождения. Именно его импульсами объясняется появление в начале 20-х годов многих новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках.

Несмотря на тяготы гражданской войны, организовывались фольклорные и этнографические экспедиции, создавались новые музеи, издательства. Одно из самых известных - издательство «Всемирная литература», которое проводило большую просветительскую работу. В его редколлегию входили М. Горький, А.Блок, Н. Гумилев, Е. Замятин, К. Чуковский.

Появилось много литературных кружков и студий, в которых занимались люди из различных социальных слоев, руководили ими известные литераторы, такие, например, как В. Ходасевич, А.Белый. Широкий размах приобрело самодеятельное театральное движение.

Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. В начале XX в. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905г.) В.И. Ленин подверг критике стремление некоторых творческих людей быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому основной целью культуры, по мысли В.И. Ленина, является «служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (4,с.104).

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи - формированию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.

Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», начало реализовываться сразу после Октября 1917 г. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ), мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи и культуры, различные антирелигиозные музеи. Всего только с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.

Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и «переделку» человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы «свободной любви». Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: «красные» свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как «буржуазная», «помещичья», «клерикальная» и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.

Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая революционная символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм.


В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, называл также неграмотность населения России. В обыденный лексикон вошел решительный, почти военный лозунг - ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики» (5, с.128). Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через этот процесс воздействовать на их умонастроения.

В 1913 году Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (5,с.127).

В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

декабря 1919 г СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.

По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55% и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4%.

Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. - 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. - 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено.

2. Развитие науки

В начальный период своего прихода к власти большевики, занятые гражданской войной и проблемами мировой революции, в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики. До 1922 г. в Москве в доме Н.А. Бердяева еженедельно проводились философские диспуты, действовала и Вольная академия духовной культуры.

Но если представители гуманитарных направлений науки работали благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей, то ученых-естественников, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н.Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В.И. Вернадского, выдающегося химика Н.Д.Зелинского, биохимика А.Н. Баха, отца космонавтики К.Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И.П. Павлова, агронома-испытателя И.В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К.А. Тимирязева и др.

С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов - «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды: ученых-аграрников, экономистов, врачей.

. Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

Какова была позиция духовенства по отношению к Советской власти? В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. Это и антибольшевистская пропаганда, и участие в вооруженных выступлениях, митинги протеста, забастовки, отказ выдавать метрические книги. В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды «Братства святого креста». Эти дружины носили имена своих покровителей: «полк Иисуса», «полк Богородицы», «полк пророка Ильи». В бой такой отряд должен был вести не только командир, но и священник. Но ничего не помогло. Белая армия потерпела поражение. Духовенству нужно было сделать выбор: признать Советскую власть или продолжать противостояние. Учитывая это, патриарх Тихон (в 1917 году был восстановлен институт патриаршества) обратился с посланием к духовенству, призывая его к невмешательству и аполитичности, к подчинению Советской власти.

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан в 1926 г. на Соловки.

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом «Борьба с религией, борьба за социализм». В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в «светлое будущее» заменяла большинству населения веру религиозную.

4. Большевики и интеллигенция. Русская культура в эмиграции

В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Естественно, что в таком случае ожидать что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог - уехал сам, а кто был изгнан Советской властью. Достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры. Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.

Считая, что их эмиграция - явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции - Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине - были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.

Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы - С.Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк. Именно благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся в эмиграции, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы.

5. Начало «нового» искусства

Важное место в культурной жизни 20-х годов заняли дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого и о том, какой должна быть новая культура. Сторонники левых течений считали необходимым отказаться от буржуазной культуры, порвать с прошлым, создать нечто абсолютно новое вне исторических и культурных традиций. В 1917 г. была образована организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт), члены которой были противниками старой культуры и выступали за создание новой, настаивая на том, чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями. Кроме того, представители авангарда считали, что искусство является средством преобразования социальной действительности и воспитания нового человека. Важнейшее положение их эстетической системы: искусство - не только способ отражения реального мира, реальной действительности, но и средство ее преобразования, изменения. Видным деятелем Пролеткульта А.Гастевым был введен термин «социальная инженерия». Применительно к искусству он означал радикальную перестройку его средствами не только социальной жизни, но и психики человека.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

6. Литература и искусство

Ряд выдающихся художников, и прежде всего писателей и поэтов, активно противостояли подобным представлениям. В этом ряду - имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, для которых непреложным законом творчества являлся безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в 1986-1988 годах увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, в 1987 году опубликован «Реквием» А.А.Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как: «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Развивалась сеть библиотек.

Идея «ковки нового человека» средствами литературы и искусства была одной из центральных в дискуссиях творческой интеллигенции 20-х годов, ее разделяли представители различных течений русского авангарда. Поисками новых выразительных форм для решения этой задачи в литературе были заняты группа ЛЕФ, в которую входили В. Маяковский, Д. Бурлюк, О. Брик, в театре - Вс. Мейерхольд, в архитектуре - К. Мельников, в кино - С. Эйзенштейн, Г.Козинцев и многие другие. В изобразительном искусстве левые течения были представлены: Обществом художников-станковистов (ОСТ), группой «4искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов), Обществом московских художников (ОМХ) (П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк), конструктивистами (В. Татлин, Л. Лисицкий) и др.

Сторонники левых течений в силу своей революционной природы оказались в центре социального взрыва, первыми стали сотрудничать с новой властью, видя в ней родственную им силу. Они приняли участие в реализации плана монументальной пропаганды, занимались «революционным» оформлением городов.

Выдвинутая авангардом фундаментальная концепция создания нового человека стала главной задачей советской культуры. Однако в вопросе о выразительных средствах и формах новой культуры правящая партия сделала выбор в пользу традиционализма и реализма, директивным порядком запретив эксперименты в этой области и объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом для советской литературы и искусства. Этот выбор был сделан в значительной степени в связи с убеждением большевиков в том, что новая культура, которой придется обращаться к недостаточно образованным и культурным слоям населения, должна использовать наиболее привычные и понятные для этих социальных слоев формы.

7. Архитектура и скульптура

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей «Города Солнца» Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Памятник представлял собой группу невысоких правильной формы гранитных монолитов, поставленных в центре всего комплекса, превращенного в зеленый партер. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство. Мавзолей органично вписался в облик Красной площади. Высота гранитного Мавзолея 12 метров, он составляет треть высоты Сенатской и одну шестую высоты Спасской башни. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних традиций, оказались органически соединены с выразительным лаконизмом, присущим новаторским направлениям архитектуры 20-х годов.

8. Графика и живопись

В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики «Ты записался добровольцем?» (1920), «Помоги!» (1921 - 1922). В последнем он достигает настроения необычайного драматизма, даже трагичности.

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» (1919), «Кулак-мироед» (1921).

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Заключение

Итак, в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры - культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны; открытие простора для развития творческих сил трудящихся; формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе (издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д.); во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

Двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла прежде всего в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов.

Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой (советской) интеллигенции. В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна - прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая - более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

Список использованной литературы

1. Данилов, А.А. История России, XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- 7-е изд.- М.: Просвещение,2001

Культурная революция и духовный процесс / С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л. Соскин // Историки отвечают на вопросы.- М.: Московский рабочий,1998

Культурология: учеб. пособие / под ред. М.А. Барт.- М.: МГУ,1996

Ленин, В.И. Партийная организация и партийная литература: полн. собр. соч. т. 41.- 5-е изд.- М.: Изд-во политической литературы,1967

Ленин, В.И. Полное собрание сочинений: т. 28.- М.: Изд-во политической литературы,1967

Политическая система 20-30-х годов / Ю.С. Борисов // Историки отвечают на вопросы.- М.: Московский рабочий,1999

Страницы истории советской художественной культуры 1917 - 1932.- М.,1989

Эти трудные 20 -30-е годы / Ю.С. Борисов // Страницы истории советского общества.- М.: Изд-во политической литературы,1992

Пояс гор Южной Сибири находится в центре Азии. Он отделяет Западно-Сибирскую равнину и Среднесибирское плоскогорье от внутренних полупустынных и пустынных плоскогорий Центральной Азии.

Эта сложнейшая система горных хребтов и массивов состоит из гор Алтая, Западного и Восточного Саяна, Тувы, Прибайкалья и Забайкалья, Станового хребта и Алданского нагорья и протягивается вдоль южных границ России от Иртыша до Приамурья на 4500 км. Можно выделить несколько характерных признаков для данной территории:

  • господство средневысоких и высоких складчато-глыбовых гор, которые разделены большими и малыми котловинами;
  • круглогодичное действие континентальных воздушных масс;
  • высотная поясность (горно-таежные леса и горные тундры на склонах хребтов сочетаются с лесостепными и степными участками в межгорных котловинах).

Рельеф гор Южной Сибири

Горы сформировались в результате мощных тектонических движений еще в эпохи байкальской, каледонской и герцинской складчатости на стыке крупных блоков земной коры - Китайской и Сибирской платформ. Во время палеозоя и мезозоя почти все горные сооружения были разрушены и выровнены. Таким образом современный рельеф гор Южной Сибири образовался не так давно в четвертичное время под воздействием новейших тектонических движений и процессов интенсивной речной эрозии. Все горы Южной Сибири относятся к складчато-глыбовым возрождениям.

Для рельефа гор Южной Сибири характерной чертой является контрастность и большая амплитуда относительных высот. В Основном преобладают сильно расчлененные среднегорные хребты с высотами от 800 до 2000 м. На склонах высоких альпийских хребтов с узкими гребнями и вершами до 3000-4000 м лежат ледники и вечные снега. Наиболее высоки горы Алтая, где находится высшая точка всей Сибири - гора Белуха (4506 м).

В прошлом горообразования сопровождались землетрясениями, разломами земной коры и внедрением интрузий с образованием разнообразных рудных месторождений полезных ископаемых, в некоторых районах эти процессы идут и сейчас. Этот пояс гор относится к сейсмическим районам России, сила отдельных землетрясений может достигать 5-7 баллов.

Месторождения полезных ископаемых: руда, медь, уголь

Здесь сформировались крупные месторождения железных руд в Горной Шории и Хакасии, полиметаллических на Салаирском кряже и Алтае, медных (Удоканское месторождение) и золота - в Забайкалье, олова (Шерловая гора в Читинской области), алюминиевых руд, ртути, молибдена и вольфрама. Так же этот регион богат запасами слюды, графита, асбеста и строительных материалов.

Крупные межгорные котловины (Кузнецкой, Минусинской, Тувинской и др.) сложены снесенными с хребтов рыхлыми обломочными отложениями, к которым приурочена мощная толщина каменных и бурых углей. По величине запасов Кузнецкий бассейн занимает в стране третье место, уступая лишь Тунгусскому и Ленскому бассейнам. В бассейне сосредоточено более половины общероссийских промышленных запасов коксующихся углей. По доступности для промышленного освоения (выгодное географическое положение, многие пласты залегают близко от дневной поверхности и т.д.) и высокому качеству углей этот бассейн не имеет себе равных в России. Целый ряд месторождений бурого угля открыт в котловинах Забайкалья (Гусиноозерск, Черновские копи).

Горы Южной Сибири - одна из наиболее крупных горных стран России: ее площадь более 1,5 млн. км 2 . Боль­шая часть территории располагается в глубине материка на зна­чительном расстоянии от океанов. Протягиваясь с запада на восток почти на 4500 км - от равнин Западной Сибири до хреб­тов побережья Тихого океана, горы Южной Сибири образуют водораздел между великими сибирскими реками, стекающими к Северному Ледовитому океану, и реками, отдающими свои воды бессточной области Центральной Азии, а на крайнем востоке - реке Амуру.

На западе и севере горы Южной Сибири почти на всем своем протяжении отделены от соседних стран четкими естественными границами, совпадающими с уступами окраинных участков гор над прилегающими равнинами. В качестве южного рубежа страны принимают государственную границу России и Монголии; восточная же граница проходит от слияния Шилки и Аргуни на север к Становому хребту и далее к верховьям Зеи и Маи.

Горы Южной Сибири включают Алтай, Кузнецкий Алатау и Салаир, Саяны, Туву, Прибайка­лье, Забайкалье и Становой хребет. В пре­делах страны расположены Республики Бурятия, Тува, Алтай и Хакасия, Чи­тинская область, значительная часть Кемеровской области, некоторые районы Якутии, Красноярского края, Иркутской, Но­восибирской и Амурской областей.

Географическое положение страны и ее континентальный климат обусловливают особенности формирования ландшафтов. Суровая зима способствует широкому распространению многолетней мерзлоты, а сравнительно теплое лето определяет высокое для этих широт положение верхней границы ландшафтных поясов. Степные ландшафты поднимаются в южных районах страны до 1000-1500 м, а в некоторых межгорных котловинах - даже выше 2000 м. На Алтае и в горах Танну-Ола верхняя граница лесного пояса достигает 2300-2450 м, т.е. лежит намного выше, чем в Западном Кавказе.

Большое влияние на природу страны оказывают и примыка­ющие к ней территории. Невысокие степные предгорья Алтая по характеру почв и растительности похожи на степи соседней Западной Сибири, горные леса Северного Забайкалья напоминают тайгу Южной Якутии, а степные ландшафты межгорных котловин Тувы и Восточного Забайкалья сходны со степями Монголии. Со своей стороны горный пояс Южной Сибири изолирует Централь­ную Азию от проникновения воздушных масс с запада и севера и затрудняет миграции сибирских растений и животных в Мон­голию, а центральноазиатских - в Сибирь.

Если бы на месте гор Южной Сибири расстилалась равнина, здесь, вероятно, были бы расположены три широтные ландшафт­ные зоны: лесная, лесостепная и степная. Однако сильно пере­сеченный горный рельеф страны и его большие амплитуды обу­словливают отчетливо выраженную высотную поясность в рас­пределении ландшафтов. Особенно типичны горно-таежные ланд­шафты, которые занимают более 60% территории страны. Участки степей встречаются лишь в предгорьях и обширных котловинах; древесная растительность отсутствует и на вершинах наиболее высоких хребтов.

Горы Южной Сибири привлекали к себе внимание русских путешественников с начала XVII в., когда казаки-землепроходцы основали здесь первые города: Кузнецкий острог (1618 г.), Красноярск (1628 г.), Нижнеудинск (1648 г.) и Баргузинский острог (1648 г.). В первой половине XVIII в. здесь возникают предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии (Нерчинский сереброплавильный и Колыванский медеплавильный заводы). Начинаются первые научные исследования природы горных областей.

Горы Южной Сибири представляют сложнейшую систему горных хребтов и массивов, протянувшуюся вдоль южных границ России от Алтая до Приамурья на 4,5 тыс. км. Словно гигантский барьер, отделяют они сибирские равнины от высоких плоскогорий Центральной Азии.

Современный рельеф гор Южной Сибири образовался совсем недавно, в четвертичное время, под воздействием новейших тектонических движений и процессов интенсивной речной эрозии. Все горы Южной Сибири относятся к возрожденным складчато-глыбовым горам. Характерной чертой рельефа этих гор являются большие перепады высот.

Рис. 130. Горы Южной Сибири

Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири?

Горообразование в прошлом, а в ряде мест и в настоящее время сопровождалось землетрясениями, разломами земной коры и внедрением магмы с образованием разнообразных рудных месторождений. Этот пояс гор относится к сейсмически активным районам России.

Здесь сформировались крупные месторождения железных руд в Горной Шории (юг Кемеровской области) и Хакасии, полиметаллических - в Забайкалье, на Салаирском кряже и на Алтае, медных и золота - в Забайкалье. В недрах гор заключены также месторождения олова (Шерловая гора в Читинской области), молибдена и вольфрама. Для увеличения выпуска меди в стране в перспективе большое значение имеет крупнейшее Удоканское месторождение, расположенное на севере Читинской области.

Поверхность крупных межгорных котловин - Кузнецкой, Минусинской, Тувинской и других сложена снесенными с хребтов рыхлыми обломочными отложениями. В этих котловинах накопилась мощная толща каменных и бурых углей.

Каковы особенности климата и горных рек?

Горный рельеф Южной Сибири обусловил отчетливо выраженную высотную поясность и контрастность климата. Континентальность нарастает к востоку, а также более резко выражена по южным склонам гор. На наветренных склонах выпадают обильные осадки. С ними связано распространение многочисленных снегов и ледников на склонах и вершинах Западного Алтая. На восточных склонах гор, а также в горах Забайкалья количество осадков уменьшается до 300-500 мм в год. Еще меньше осадков в межгорных котловинах, там их редко бывает более 100-200 мм в год (как в пустыне).

Рис. 131. Орографическая схема гор Южной Сибири

Сопоставьте физическую и тектоническую карты России сданной картой и объясните, почему Южная Сибирь - это чередование горных хребтов, межгорных котловин, нагорий и плоскогорий. Покажите их на карте.

Рис. 132. Сплав по горной реке

Зимой погода стоит безоблачная, солнечная, с низкими температурами. Особенно холодно бывает (до -50°С) в межгорных котловинах, в которых застаивается холодный воздух, стекающий с гор. Исключением являются Алтайские горы с относительно мягкими и снежными зимами. Это связано с тем, что сюда с запада часто проникают циклоны, сопровождающиеся значительной облачностью и осадками, облака защищают поверхность от выхолаживания. Лето практически везде короткое и прохладное, за исключением межгорных котловин, где оно бывает обычно сухим и жарким со средней июльской температурой около +20°С.

В горах Южной Сибири находятся истоки всех крупнейших сибирских рек: Енисея, Оби (Бия и Катунь), Лены, Витима, Амура (Шилка и Аргунь). Большинство их имеет горный характер, они выработали узкие, глубокие долины с живописными крутыми склонами. Питаются эти реки талыми водами и осадками, выпадающими в летне-осенний период, а в высокогорных районах и водами ледников. Горные реки богаты гидроэнергией и представляют большой интерес для спортсменов и туристов.

Рис. 133. Горная тайга

Во многих горах располагаются озера, заполняющие глубокие тектонические котловины. Наиболее крупные и красивые из них - Байкал и Телецкое.

Чем характеризуется растительный мир горных районов?

Различия в температурах и степени увлажнения горных склонов находят прямое отражение в характере почвенно-растительного покрова гор, в проявлении высотной поясности. В прошлом ковыльные и разнотравные степи располагались по склонам Алтая и по днищам межгорных котловин других гор Южной Сибири. Ныне плодородные черноземы степных котловин почти полностью распаханы и заняты посевами зерновых культур.

Горные таежные ландшафты занимают в общей сложности до 70% всей площади. Наиболее широко представлены лиственничные леса паркового типа и сосновые боры. На влажных западных склонах Алтая находятся елово-пихтовые леса с примесью кедра. В более сухих Саянах, в Прибайкалье и в Забайкалье господствуют сосново-лиственничные леса. Верхняя часть пояса лесов занята кедровым стлаником.

Выше верхней границы леса на наиболее высоких хребтах располагается высокогорный пояс, в пределах которого преобладают то субальпийские и альпийские луга (на Алтае и в Западном Саяне), то заросли субальпийских кустарников (а на востоке и кедрового стланика), то различные варианты нагорных тундр.

Альпийские луга гор Сибири известны яркостью красок пышного и богатого травостоя; они используются как пастбища для овец, лошадей и крупного рогатого скота.

Рис. 134. Высотная поясность гор Южной Сибири

Попробуйте объяснить, с чем связаны различия в количестве и составе высотных поясов гор Южной Сибири.

Выводы

Пояс гор Южной Сибири - это обширнейшая горная страна, отличающаяся от остальной территории азиатской части России своей разнообразной природой, богатейшими ресурсами, но крайне неравномерно обжитая людьми. Рядом с промышленными районами и сельскохозяйственными угодьями межгорных котловин и горных склонов до сих пор находятся огромные территории практически неосвоенных залесенных гор.

Вопросы и задания

  1. Горы юга Сибири испытали «второе рождение». К каким по возрасту горам их можно отнести - к молодым или старым? Свой ответ аргументируйте.
  2. Найдите и покажите на карте местоположение крупнейших горных хребтов и котловин Южной Сибири. Дайте оценку их географического положения.
  3. Чем можно объяснить чрезвычайное разнообразие природных ландшафтов пояса гор Южной Сибири?
  4. Какими полезными ископаемыми богаты горы Сибири и как используются эти ископаемые?
  5. Охарактеризуйте барьерную роль пояса гор Южной Сибири. Как он влияет на природу окружающих территорий?