Учреждения и организации социально культурной сферы. Классификация предприятий социально-культурной сферы

1. санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско- экскурсионные центы

4. парки культуры и отдыха

5. концертно-зрелищные организации

6. библиотеки

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей.

Этим целям подчинена и СК работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на турбазах, теплоходах).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных центрах является организация отдыха, укрепление здоровья, духовное обогащении и всестороннее развитие личности.

Отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или туристском маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер, и не всегда отличается сплоченностью.

Информационно-развивающая просветительная функция досуговой деятельности ставит целью санитарное просвещение, направленное на обучение людей способам профилактики заболеваний и укрепление здоровья, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомления с лечебными возможностями здравниц.

Коммуникативная – функция организации общения отдыхающих для обсуждения актуальных вопросов и тем, непринужденного обмена информацией о текущих событиях, профессии, образе жизни, интересах и увлечениях- также бесспорно, помогает сплочению досуговой общности.

Рекреативная – максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организацию активных досуговых занятий, обеспечивающих смену впечатлений, плюс эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя:

  • концертно-зрелищное и кинообслуживание – это проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, просмотр кино и телефильмов.
  • Библиотечную работу – подбор изданий краеведческого профиля: справочников, путеводителей, книг о природе культуре края; организация литературных вечеров, обзор и анализ книг, книжные выставки.
  • Театральные и спортивные праздники; организация тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Особой популярностью пользуются экскурсии.

В работе с очередным потоком отдыхающих велика роль хорошо продуманной и поставленной рекламы. О предстоящих мероприятиях, экскурсиях. Отдыхающие вправе рассчитывать на знакомство с составом культорганизаторов. Эта информация помогает каждому удовлетворять свои потребности, выбрать форму досуговой деятельности и найти соответствующих партнеров.

По своей направленности клубные структуры – это СКИ, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга.

Клуб – рассматривается с 2-х позиций.

1. Как клубное учреждение подведомственное министерству культуры, и другим ведомствам и организациям, живущим по установленным государством правовым нормам.

2. Как добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами.

Структурные единицы клуба, как учреждения являются творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам.

Ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности.

Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры.

Музеи бывают – исторические

Научно-технические

Мемориальные

Художественные

Литературные

Музеи прикладного искусства

Краеведческие музеи древнего зодчества

Музейные комплексы под открытым небом

Парки культуры и отдыха - это социально-культурные институты, главными функциями которых является организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физически-оздоровительной работы с населением.

Парки различают - массовые-детские

Лесопарки

Природные парки-заповедники

Ботанические парки и зоопарки

Спортивные парки и гидропарки

Зоны отдыха (парковые зоны и сектора)

Парковые зоны и парки: Площадка для массовых представлений с эстрадами, зона аттракционов, детский городок, танцевальная площадка. Спортивный сектор, закрытые сооружения (комната смеха и т.д.), зеленый парковый массив, водоёмы, торговые павильоны, службы питания, подсобные помещения.

Концертно-зрелищные учреждения культуры (УК) - включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кинотеатры. Они ориентированы на демонстрацию образцов ценностей культуры.

Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат. Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище представляет собой индивидуальные события.

Библиотеки - самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение и организация использования в обществе.

- массовые

- специфические

Для массовых библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем, т.е. они не несут так называемой мемориальной функции – не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, универсальных документов.

Отсюда большая значимость блока функции социализации, направленных на образование, разностороннее информирование. Создание условий для саморазвития человека, его самообразования.

Вывод: социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере. Посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей.

1.Жарова Л.С. Деятельноть учреждений культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2000.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.

3.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справоч-ник. – Омск, 1992.

4.Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные типы учреждений социально-культурной сферы.

2. Раскройте понятия клуба, музея, библиотеки, парка культуры и отдыха.

3. Раскройте содержание деятельности основных типов учреждений культуры.

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Введение

В современном мире одним из наиболее важных социальных вопросов становится вопрос взаимодействия личности и общества. Не секрет, что сейчас наша цивилизация развивается крайне высокими темпами, что ведёт за собой политическую, экономическую, социальную и нравственную нестабильность. В таких условиях приобретает значимость не только то, как общество воздействует на человека и что происходит в результате данного воздействия, но и то, как сам человек влияет на общество, преобразуя его и создавая наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Процесс этот длителен и непрерывен, и одной из важнейших его частей - это культурная составляющая, так как человек на протяжении всей своей жизни является объектом социально-культурной деятельности.

Актуальность темы: На мой взгляд, данная тема является актуальной в любое время. Организация социально-культурной деятельности имеют ярко выраженный развивающий характер, что оказывает значительное влияние на формирование целостной личности, стимулирует социальную активность и обеспечивает духовное обогащение человека. А так же это высокая социальная значимость социально-культурной деятельности в современном обществе, непрерывное развитие и совершенствование её технологий.

Цель исследования: выявить и проанализировать специфику организации социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, а так же охарактеризовать и выявить проблемы социально-культурную деятельность на примере предприятия

Задачи исследования: Изучить сущность и специфику организации социально-культурной деятельности и выявить на примере организации ее проблемы и способы их решений.

Теоретические аспекты социально-культурной деятельности

Основные понятия социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Субъект и объект социально-культурной деятельности.

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.

Особенности СКД:

· осуществляется в свободное время;

· отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т. д.;

· характеризуется многообразием видов;

· РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т. д.)

Отличительные черты СКД:

· гуманистический характер;

· культурологический характер;

· развивающий характер.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

По виду продукта:

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

А) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студии и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.;

Б) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

· Культурных – театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;

· Образовательных – учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры – художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

По способу хозяйственной деятельности:

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования

предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Отрасль культуры.

Отрасль культуры, с экономической точки зрения, имеет ряд особенностей:

Во-первых, культура – это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей, т.е. культурных потребностей особым способом. Например, в сфере образования систематическая деятельность направлена на профессиональную подготовку человека. Деятельность в отраслях культуры также направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т.д.) воспитание человека, но используют особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и свободного времени. При этом такое воспитание не имеет систематического характера, т.к. например, человек может вообще не ходить в театр, тем более посещать его регулярно; или читать художественную литературу.

Во-вторых, отличительным признаком также является и то, осуществляется ли деятельность в сфере культуры человеком для себя или для других людей.

В целом, отрасль культуры в экономическом аспекте, с точки зрения современного ее понимания, следует рассматривать как функционально связанную со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха.

В настоящее время культура сама превратилась в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления, товары и услуги. В этой связи можно выделить три группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.

Первая группа – объекты культурного наследия и науки, например, памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства и т.д., которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений.

Вторая группа – это организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительного искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет предпринимательской деятельности.

Третья группа – учреждения, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Их доходы полностью формируются за счет коммерческой деятельности. К ним относятся: предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, печатные и экранные средства массовой информации и прочее.

Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса и т.д.

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства начали формироваться в период перестройки народного хозяйства с 1985 г. В это время проводится серия экономических экспериментов с целью повышения эффективности культурного обслуживания населения путем внедрения новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности, укрепления самостоятельности государственных учреждений, создания относительно самостоятельных хозяйственных организаций. В результате этих мероприятий в конце 80-х гг появляется множество любительских объединений, клубов по интересам, культурных центров, кооперативов, творческих организаций (театров-студий, хозрасчетных киностудий), коммерческих структур в области продюсерской деятельности, маркетинга. Все эти образования первоначально осуществляли свою деятельность на договорных отношениях с базовыми государственными учреждениями, пользуясь их материальными ресурсами.

Одновременно происходило укрепление таких принципов деятельности организаций культуры, как децентрализация управления, демократизация хозяйственного механизма, дифференциация организационно-экономических моделей культурного обслуживания населения, разгосударствление и демонополизация сферы культуры и искусства как основы возникновения негосударственного сектора. Внедрение этих принципов привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе способов получения и распределения доходов, в установлении цен (тарифов) на производственные услуги. Следовательно, сложились все формальные предпосылки работы организаций культуры, позднее закрепленные в законодательных и нормативных актах и отраслевых инструкциях, в рыночных условиях.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению получить государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей, например, законы о культуре, о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя особенности рыночных отношений в России заметно осложнили положение культуры. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяют сделать вывод об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере.

Процесс внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства может быть рассмотрен путем анализа двух основных элементов производственных отношений: отношений собственности с одной стороны, а с другой – способов и источников получения доходов.

Существует достаточно большое многообразие экономических механизмов деятельности в сфере культуры

Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров). Таковыми, в частности, являются театры на Бродвее в Нью-Йорке.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера развлечений (за исключением клубной деятельности) функционируют полностью на рыночной основе. Производителями услуг здесь выступают частные лица и коммерческие организации. Участие же государства ограничивается закупкой отдельных произведений и предоставлением налоговых льгот для деятелей искусства.

Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры ключевыми являются ответы на следующие вопросы: почему государство финансирует и обеспечивает предоставление определенных видов культурных благ? И почему одни виды деятельности поддерживаются государством и частными благотворителями больше, другие - меньше, а третьи - вообще нет?

Таким образом, рыночные отношения в России привели к появлению разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, главными из которых являются:

Отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;

Претензии различных классов, групп населения, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;

Отношение федеральных, региональных и местных органов власти к развитию культуры и искусства;

Интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только в двух позиций – их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает:

· организации государственной (федеральной, региональной, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия, электронные и печатные средства массовой информации;

· другую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий и иных объединений граждан, ассоциации и т.д., управляющих их собственностью;

· следующая группа – это коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность, средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная сфера и другие.

Характеристика учреждений социально-культурной сферы

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Поскольку в конце XX - начале XXI вв. вопросы социального развития занимали и продолжают занимать ведущее место в российской действительности, представляется логичным начать рассмотрение заявленной темы с характеристики учреждений социального обслуживания наименее защищенных категорий населения. Тем более что социальная направленность достаточно остро ощущается и в деятельности традиционных для нашей страны - культурно-досуговых учреждений.

Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.

В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Кулътурно-досуговые учреждения

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). Следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе и ее внедрение в российскую действительность следует только приветствовать.

Процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Клубные учреждения

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 чел.

С 1980 г. число клубных учреждений уменьшилось на 22,5 тыс. Особенно сильно сокращение происходит с 1991 года - на 15,6 тыс. С 1998 по 2001 г.г. сокращение незначительно. За три года число клубов уменьшилось на 1,1 тыс. Можно предположить, что в ближайшие годы численность клубных учреждений стабилизируется.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Парковые учреждения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в т.ч. дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.п.

В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

1980

1985

1991

2001

1379

1964

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Библиотеки и информационные центры

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

1980

1985

1991

1998

2000

Библиотеки всех типов

166,5

164,8

Массовые библиотеки

62.7

62,7

59,2

52,2

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

Специализированные общеобразовательные школы;

Специальные профессиональные училища;

Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.