Где живут грифоны. Грифон в мифологии

Фантастическое существо, которое можно встретить в мифологии различных народов, в т. ч. и славян - грифон. Это млекопитающее с крыльями и 4 лапами было стражем чертогов с золотом либо сокровищами. Его образ символизировал господство над стихиями земли и воздуха.

Внешний вид

Мифическая птица грифон имеет необычайную внешность - это полуорел-полулев. От орла у него - голова, крылья и когти. А тело - львиное с 4 лапами. Согласно некоторым авторам, он обладал длинным хвостом, который был похож на змеиный.

Грифон - существо со специфической окраской: передняя часть его тела была красной, задняя - черной, а крылья - белыми. Он обладал пронзительным взглядом и острым загнутым клювом. А у крыльев был дополнительный сустав, который способствовал удобному их складыванию.

Для своего гнезда птица выбирала самые высокие горы и обустраивала его на самой вершине. Гнездо было из чистейшего золота и тщательно охранялось.

Способности и значение

Вследствие мистического происхождения полуорел-полулев обладал необычайными способностями.

  1. Колоссальная сила. Он мог поднять в воздух и унести коня со всадником или пару волов в одной упряжке.
  2. Всевидящий глаз. Лишь единожды посмотрев в человеческие глаза, он мог наказать или вознаградить, в зависимости от его деяний.
  3. Зловещий крик. Воинственный зов волшебного создания истреблял все живое в округе на несколько миль.

Независимо от культуры, это мифическое создание означает двойственность. Причиной этому служит его внешность. С одной стороны, лев, как царь земли, несет ответственность за мир физический. С другой - орел, властелин небес, несет в себе духовность. Такая двойственность повлияла на характер могущественного создания - его образ соединяет в себе и свирепое чудище и справедливого судью.

Упоминания в древних культурах

Впервые эти могущественные создания упоминаются греческим историком Геродотом. Он считал, что они живут на севере, в стране Гиперборее, и охраняют там найденное ими золото.

Древний Египет

В мифах древних египтян грифон - мифическое существо, которое выглядело словно лев с соколиными крыльями. На его голове красовался золотой венец. Служило это необычайное творение богу неба Гору и являло его волеизъявление человеческим существам. Оно было олицетворением солнца, песка и справедливости.

Позже, на стадии расцвета Древнего Египта, полуорлы-полульвы обрели новый смысл. Они были сопровождающими воинов и обеспечивали им победу. Их часто изображали во главе многочисленной армии.

В Древнем Египте было еще одно знаменитое существо - сфинкс. Он внешне похож на грифона (имеет львиное тело) и охраняет сокровища. Живет сфинкс в пустынях и стережет реликвии фараонов. Если ему встречаются люди, то он загадывает им загадки. Если человек отвечает правильно, то получает щедрое вознаграждение. В случае ошибочного ответа сфинкс может растерзать человека.

Древняя Греция

Древние греки считали, что туловище полуорла-полульва было по величине больше, чем 8 вместе взятых львов, и что он обладал силой больше, чем сотня орлов. Как и птица, он с легкостью поднимался в воздух.

Грифон в мифологии Древней Греции - это могущественное, справедливое и очень проницательное создание. Он олицетворял противоборство плоти и духа. В преданиях древних греков эти существа обладали необычайным для животных разумом.

Легенды повествуют, что они были крылатыми псами Зевса. Верховный Бог отправлял их на борьбу с греческими врагами, а еще они были его вестниками.

Есть мифы, в которых говорится, что полулев-полуптица возил Аполлона. Встречаются изображения богини справедливости Немезиды, на которых в ее колесницу, плывущую в небесах, впряжены полуорлы-полульвы.

В мифах древних греков могущественные животные впервые изображались в виде стражей золота. У греков любовь к золоту ассоциировалась с противоборством материального и духовного. Полульвы-полуптицы использовали золото и драгоценности при постройке своих гнезд.

Древний Рим

В Древнем Риме полульва-полуптицу наделяли благородством и горделивостью. Наилучшие воины использовали его изображения для украшения своих шлемов.

Правители Рима были первыми, кто стал использовать изображение могущественного создания на своем гербе. Они подчеркивали свою связь с богами. Со временем эта традиция появилась и в прочих европейских культурах.

Скифия

Древние скифы воспринимали полульва-полуптицу, как свирепое чудище, для которого характерны недоверчивость и злопамятность. Они верили в то, что могущественное создание преследует человека до конца его дней в случае кражи драгоценностей из его гнезда.

Образ полуорлов-полульвов украшал стрелы и мечи скифских воинов. Они рассчитывали обрести свирепость устрашающих созданий во время битвы. Еще полульва-полуптицу изображали на стенах домов с целью защитить их от чужестранцев.

Славянская культура

В славянской культуре грифон - это птица, символизирующая:

  • борьбу;
  • смелость;
  • непременную победу.

Благодаря тому, что он одновременно обладал качествами льва и орла, он пользовался большим уважением и почитанием. Лев олицетворял Солнце и являлся ритуальным образом, а орел символизировал собой небо, его беспредельность и всю ширь его мощи.

Главной задачей полульва-полуорла было защищать Рипейские горы, где находился вход в Ирию, и драгоценности, которые в них таились. Еще мифические существа охраняют проход из мира Явь в Навь. От их крика сохла трава и увядали цветы. Если же их слышало живое существо, то оно падало замертво.

Древние славяне считали, что могущественная птица прекрасно относилась к богам и человеческому роду, но по непонятным причинам терпеть не могла лошадей и беспощадно их истребляла. Людям, которые верхом отправлялись к местам обитания полульвов-полуорлов, необходимо было маскировать животных. Иначе их ожидала неприятная участь.

Славяне частенько отправлялись к владениям могущественных существ, поскольку там находились яблони с золотыми яблоками. Люди свято верили, что, если сорвать и съесть хотя бы одно золотое яблочко, то они станут мудрыми и обретут вечную молодость.

Геральдика

Полуорел-полулев часто использовался как геральдический символ. К его образу прибегали с различными целями.

  1. Короли украшали гербы могущественным созданием, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение.
  2. Военные изображали полуорла-полульва на щитах и рукоятках мечей с целью получить острое зрение во время сражения. Существовало мнение, что его образ не позволит несправедливо лишить жизни человека.
  3. Купцы использовали золотые монеты, на которых был изображен полулев-полуптица с целью подчеркнуть свою честность. Еще на монетах чеканили образ мистического создания, чтобы приумножить свое богатство.

В легендах древних народов часто можно встретить сочетание птицы и зверя в одном образе. Есть различные виды созданий, которые очень близки к грифону по внешнему виду и занимаются тем, что охраняют сокровища.

  1. Гипогриф - самый близкий сородич полульва-полуптицы. Согласно мифам кельтов, на этих животных ездили боги. Выглядели они как полуорлы-полукони и стерегли королевские реликвии.
  2. Грифобаран встречается у скифов и выглядит, как баран с головой орла, которая увенчана рогами. Он стерег рудники с золотом.
  3. Ханьшоу - китайское животное, сочетающее в себе тигра и орла. По легендам является духом ветра и промышляет охотой на домашнюю скотину.
  4. Таньма - еще одно китайское животное с телом собаки и орлиными крыльями. Выступал в качестве небесного судьи и наблюдал за деяниями людей. Был белого цвета, за счет которого практически сливался с облаками. Это позволяло ему незаметно обозревать жизнь людей.

Грифоны сегодня

Некоторые ученые считают, что грифоны существуют до сих пор и обитают в Гималаях. У этой версии нет ни подтверждения, ни опровержения. Это могущественное создание можно встретить на страницах книг в жанре фэнтези. Животное популярно среди живописцев. Его можно увидеть в компьютерных играх в качестве транспортного средства.

Грифон представляет собой мистическое животное с телом льва и головой, крыльями, когтями орла. Грифон являет собой символ победы над двумя стихиями земли — лев и небом — орел. Сам по себе грифон позиционируется как положительное существо, т.к. является воплощением двух солнечных созданий — орла и льва. Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.


Грифон встречается в мифах и легендах разных народов, и очень часто он выступает в роли стража, которых охраняет сокровища или тайное знание.

Впервые мистическое существо грифон описывает Геродот (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки считали, что грифоны охраняли золотые копи скифов. В дальнейшем авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Позднее для древних греков грифон стал символом могущества, создание, которое уверено в своей сили, но при этом проницательное и бдительное. Возможно поэтому, грифоны были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизировало быструю расплату за грехи. Иногда Апполона изображали верхом на грифоне.

Изображение грифона можно встретить на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.).

В Древнем Египте грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов, одновременно он был символом бога солнца Гора. Считалось, что изображение грифона приведет солдата к победе. Позднее грифон становится символом воздаваемой справедливости, нередко в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В скифской культуре встречаются различные изображения с участием грифона, например, сцена битвы тигрицы и грифона (VII в. до н. э.). На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен грифон, который сражается с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена похожая сцена: грифон и другое фантастическое существо нападают на пантеру.

В средневековом христианском церковном искусстве грифон становится распространенным персонажем и, однако он представляет собой двоякий персонаж. С одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Данте в «Божественной комедии» представляет грифона, как символ двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Грифон считается победителем змея и василиска — демонических созданий.

Позднее в средневековой геральдике грифон является наиболее употребляемым персонажем. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

http://taina-simvola.ru/

Грифон.Образ.Символика

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд — орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.

По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов". В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон.

Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная — алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Начало ХХI века – начало нового тысячелетия. Мы живем в сложное переходное время, когда начинают стираться многие грани. Хотим мы этого или нет, но тонкие энергии пронизывают нас и оказывают определенное воздействие, так же как и радиоволны, радиоактивные и космические излучения. Все мировые религии и наиболее значительные философские учения свидетельствуют о реальности взаимодействия двух миров — видимого материального и невидимого, называемого духовным, тонким и т.п. Одним из основных научных достижений ХIХ-ХХ веков стало постепенное признание и изучение невидимого мира, чрезвычайно сложного, имеющего много сфер и зон влияния, также как и в реальном мире, в котором мы живем. Признание невидимого мира является одним из обязательных пунктов символа веры для всех христиан.

Как и повсюду в окружающем нас Космосе, в невидимом мире есть биполярные образования – положительные и отрицательные сферы. Вероятно, одна из положительных сфер невидимого мира, находящаяся в тесном взаимодействии с современным реальным миром, была названа В.И.Вернадским – ноосферой, сферой сознания и разума.

Не только на материальный, но, несомненно, и на невидимый мир распространяется влияние одного из самых могущественных анти-богов, завладевшего основными мировыми запасами золота, ценных бумаг и денег. Этого «скрытого управляющего» А.И.Субетто (2002, с. 35) в своей монографии «Капиталократия» назвал «Антибогом – Капитал-Богом». Как и большинство богов, «Капитал-бог» имеет свои «храмы» – банки, своих служащих и хранителей сокровищ.

Культ золота, библейского «золотого тельца», уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Когда-то золото ценилось не дороже других металлов, но постепенно оно стало эквивалентом богатства и силы. Древние греки оставили нам память о «стерегущих золото грифах» – грифонах, живущих на самом краю реального мира.

Образ грифона проходит через века и тысячелетия, встречается в разных культурах, которые иногда и не соприкасались друг с другом. Одни из первых его изображений появляются на территории Древнего Востока в III тыс. до Р.Х. и в различных культурах встречаются вплоть до современности. Возможно, грифон не просто выдумка древних жрецов, художников, поэтов, которые якобы скомбинировали его из разных реальных образов – голова и крылья орла, туловище льва и других деталей. Вначале грифон воспринимается как загадочный, таинственный, сильный зверь – помесь льва и орла, гораздо более могущественный, чем все живущие на земле реальные животные. Если лев является царем зверей, орел – птиц, то грифон якобы царствует над ними. Но не только реальный лев, но и такие химерические звери опасны для человека. Весьма вредными для человека и этносов в целом считал химерические образования и Л.Н.Гумилев (1990, с. 312-315).

Итальянскими учеными высказано интересное предположение о происхождении грифона от одного из зверей эпохи динозавров. Затем эта ветвь вымерла на земле, но какая-то информация об этом осталась на «тонком плане». Не исключено, что ныне это зверь темного подземного мертвого астрального мира. Грифона часто путают с реальной птицей грифом или со схематизированным изображением мифического орла-грифа. Близкий к грифону по названию реальный гриф тоже предпочитает в качестве пищи мертвечину.

Анализ образа грифона, его функций и «следов» за последние 5 тысяч лет позволяет предварительно реконструировать основные закономерности его появления и исчезновения.

Цель грифона — вырваться из «забытья» (из-под земли), добраться до вершин реальной земной власти, уничтожить правителя и государство, унести под землю золото и как можно больше человеческих жизней. Используемые грифоном средства для достижения своих целей – ослепляющий умы и глаза блеск золота, подкуп, ложь, зависть, наркотики, отравляющие вещества, война, насильственная смерть и др.

Можно выделить два основных этапа «шествия грифона», каждый из которых охватывает отрезок времени около 60 лет и состоит из нескольких периодов:

Первый этап (60 лет): 1-й период – проявиться на «тонком плане», сделать «ставку» на определенных людей на Земле, которые в дальнейшем помогут ему; 2 — вырваться из-под земли, ослепив блеском золота и своей «загадочностью»; 3 — «легализоваться» на Земле; 4 — заинтересовать собой правителя и войти к нему в доверие; 5 — показать свою важность в жизни правителя (ссылки на далекое легендарное прошлое, где якобы грифон всегда был рядом с правителем).

Второй этап (60 лет): 1 – утвердиться на вершине власти (принятие Высшим органом власти образа грифона в качестве герба или одного из главных символов, одобренного и утвержденного правителем); 2 – начать уничтожение правителя и его преемников, чтобы привести государство к гибели; 3 – унести накопленные богатства и людские жизни под землю; 4 – «хранение запасов золота» под землей; 5 – использование части золота для того, чтобы снова явиться из небытия, начать новый этап восхождения к власти на поверхности Земли, значительно увеличить свои «сокровища» и вновь унести их под землю и т. д., вверх на поверхность земли и вновь с золотом вниз.

Победить грифона может верховный правитель, царь, так как грифон «общается» в основном с правителем и через него влияет на народ. Победить грифона может и богатырь, который вступит с ним в борьбу (предания о битве Георгия Победоносца с драконом, о Илье Муромце и др.).

Если правитель считает, что грифон его «друг и защитник» – тогда грифон, «заигрывая» с ним, убивает его, рушится государство, исчезают запасы золота. Если правитель или богатырь считает, что грифон вреден для него и народа, то они ведут борьбу с грифоном (рис. 1-7; вспомните русские и восточные близкие легенды и сказки о богатырях и царях, борющихся с разной нечистью). Поэтому надо успеть загнать грифона в его подземелье, пока он сам, убив правителя, не успеет отнять богатство у него и народа.

Вышеуказанные теоретические рассуждения можно подкрепить многочисленными реальными фактами, как из истории России, так и мировой истории (примеры: крито-микенская династия в Греции, ассирийская держава в Передней Азии, пазырыкская – на Алтае, династия Романовых в России и др.). Рассмотрим мало известные даже специалистам наглядные примеры.

Значение царской династии Романовых в истории России не поддается однозначной оценке. Это может сделать только большой коллектив ученых и политиков разных специальностей и направлений, но все равно каждый человек будет иметь свое собственное мнение. Мало изучена пока роль грифона в жизни и смерти этой династии.

Одни из первых образов грифона появились в России во время короткого правления императора Павла I (1796-1801). В его дворце в Павловске на потолках и стенах залов, декоративных предметах много изображений грифонов. Всем хорошо известна зверская кончина-убийство этого императора.

В 1826 году российский император Николай I официально учредил герб рода Романовых – червленый гриф в серебряном поле, золотые меч, тарч (круглый щит), черный орел; на черной кайме – четыре золотые и четыре серебряные львиные головы. В основу герба был положен грифон, который, возможно, помещался на знамени воеводы Никиты Романова, предка Романовых, участника походов царя Иоанна Грозного и Ливонской войны.

Образ грифона в это время очень часто встречался на золотых предметах из могил скифских и боспорских царей, древних правителей, проживавших на юге России. Раскопки грандиозных курганов скифских царей всегда находились под особым покровительством российских императоров и контролируемой ими Императорской археологической комиссии.

С глубокой древности правители довольно часто отождествляли свою власть в жизни народа с ролью льва среди животных или орла среди птиц, считая их своим покровителем и символами царского могущества.

В конце царствования Николая I, барон Б.В.Кене, который тогда управлял Департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. Его проекты были реализованы уже при императоре Александре II, после того как Николай I отравился в ходе неудачной Крымской войны.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил государственные гербы Российской империи и новые гербы рода Романовых. Указом Сената 31 мая 1857 года было опубликовано описание новых гербов и случаев их употребления (рис. 1-2).

Только один 60-летний цикл (1857-1917 гг.) понадобился грифону, добравшемуся до вершин официальной власти, чтобы погубить династию Романовых: 1881 г. – убит Александр II; 1894 г. — загадочная смерть Александра III (отравлен?); 1917 г. – отречение Николая II (и гибель его и семьи в 1918 г.). Не являются ли оторванные золотые и серебряные львиные головы на гербе рода Романовых, эти неумело или специально подобранные символы (оторванная львиная голова – это все же мертвая голова), одной из главных причин гибели господствующей династии, императоров и их ближайших родственников?

До сих пор ищут «золотой запас» царской России, бесследно пропавший в годы братоубийственной гражданской войны, исчезнувший вместе с императорским гербом-грифоном.

После революции след грифона на некоторое время исчезает из высокой политики. Но вскоре начинается его новый этап материализации и восхождения к вершинам власти на одной из окраин России – на Алтае. В 1924 году археологами была открыта группа больших Пазырыкских курганов, а в 1929 г. начаты их раскопки, продолженные в 1947-49 годах. Сотни больших и малых образов грифона появились из-под земли, затем в научных публикациях (рис. 1-3), потом стали достоянием широкой общественности. Началось постепенное «шествие» грифона к вершинам власти. Появились научные публикации ученых, неоправданно отождествивших «Стерегущих золото грифов» с древним народом, проживавшим на Алтае. Ученые, писатели, художники, читатели и политики вновь вдохнули в грифона «жизненные силы».

В 1993 г. официально был принят и утвержден герб Республики Алтай с образом грифона (рис. 1-1). Археологи стали не нужны грифону и для того, чтобы они не расхищали его подземные богатства, раскопки на Алтае официально были запрещены. Вскоре после этого в 1997 г. внезапно умер первый Глава Республики Алтай В.И.Чаптынов, при котором был принят герб с грифоном. В газете «Звезда Алтая», где были опубликованы одни из первых некрологов о его смерти, на той же странице строкой ниже идет заголовок «Республика Алтай. Золото», извещающий о конкурсе на добычу золота. Трагически погиб и молодой сын художника-автора герба с грифоном. Сам художник родился в поселке, самом близком к Пазырыку, где были найдены многочисленные образы грифонов.

Несомненно, что прототипом центрального изображения на гербе Республики Алтай послужил образ грифона пазырыкской культуры Алтая (VI-IV вв. до Р.Х.).

Где же пазырыкские племена Алтая узнали о грифоне? Не зная его ранее, они увидели этот образ в странах Передней Азии, во владениях жестокой, тиранической ассирийской державы, погибшей под ударами соседних государств и кочевых племен. Из Передней Азии кочевники принесли образ грифона на Алтай. Но они в какой-то мере осознавали, что это отнюдь не мирный образ, а владыка мертвого подземного мира. Среди десятков тысяч изображений животных на скалах Саяно-Алтая, ни разу не встречен образ грифона, хотя в могилах он встречается десятки раз, и в первую очередь в погребениях знати и вождей. Всего 50-60 лет понадобилось грифону в V веке до Р.Х., чтобы прекратила свое существование династия вождей в Пазырыке на Алтае. В этих курганах были также найдены изображения «оторванных львиных голов» типа изображенных на гербе династии Романовых.

Во 2-ом Пазырыкском кургане, где в большом числе представлены «классические» изображения грифонов, найдены были также «шестинога с покрывалом» и курильницы для наркотического вдыхания паров разогретой конопли. В состоянии наркотического «опьянения» или в «трансе», при помощи специальных приемов, вольно или невольно, отдельные личности могли проникать в тонкий, астральный мир (невидимый обычным зрением) и «вытаскивать» оттуда подобные образы.

На тело вождя, погребенного в Пазырыке-2 и, вероятно, выполнявшего также функцию жреца или шамана, были нанесены татуировкой не просто «фантастические образы», а, возможно, увиденные в состоянии транса звери из астрального мира. Участь этого человека была печальной. Вождь, несмотря на мощное физическое развитие, был убит ударом чекана в голову, с него сняли скальп и т.д.

На всех пазырыкских изображениях сцен борьбы грифон выступает в качестве одного из главных терзателей мирных копытных животных. Таким же борцом с мирными животными (в том числе и с конем – главным боевым и хозяйственным помощником кочевых народов Евразии) грифон был и в близкой по времени и духу скифской культуре Восточной Европы, также внезапно погибшей, как и пазырыкская. О борьбе грифонов с аримаспами из-за золота свидетельствует следующий отрывок древнего автора: «Всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства..., которые растерзывают всех, кого увидят..».. Ни на одном изображении пазырыкской культуры Алтая грифон не показан другом человека или животных, а только их терзателем. На многочисленных древневосточных, античных, средневековых изображениях грифон также нападает на человека (женщин, монахов, правителей и др.) или на мирных животных. На рисунке из средневековой рукописи грифон впряжен вместе с аспидом в колесницу бога смерти Сатурна.

6 октября 1993 г. на заседании Верховного Совета Республики Алтай было принято положение о Государственном гербе Республики Алтай, в котором отмечено, что в центре герба изображен «грифон – Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы». Выбор грифона – одного из главных терзателей потустороннего мира для герба живого народа Республики Алтай в качестве символа и защитника, исходя из конкретных исторических, археологических и мифологических фактов (а не приписывания грифу-грифону различных «красивых функций и имен»), представляется не допустимым на современном этапе жизни.

Сейчас грифон «высоко взлетел» и господствует над целой Республикой Алтай с населением около 200 тысяч человек. Обратите внимание на дату принятия герба Республики Алтай – 6 октября 1993 года. В это время в Москве хоронили тела погибших в братоубийственном столкновении у правительственного Белого Дома, за последние 40 лет самом кровавом по жертвам периоде в столице России (а не на ее окраинах, не на войне). На фоне этих событий на Алтае незаметно прошло утверждение грифона в качестве герба одного из независимых регионов России. В целом в Республике Алтай за последние 10 лет уменьшилась рождаемость, возросла смертность. Смерть в какой-то степени начинает теснить жизнь. В 1990-е годы частично «исчез» и золотой запас Советского Союза.

Не исключено, что ночь с 5 на 6 октября является «днем рождения» грифона на земле. В этот день более четырех веков назад в 1552 г. хоронили умерших после взятия Иваном Грозным города Казани. Следует отметить, что гербом Казани в царское время был «брат» львиного грифона – химерический орлиный грифон.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года в городе Ашхабаде произошло разрушительнейшее землетрясение, унесшее многочисленные человеческие жизни и причинившее огромные материальные потери. А незадолго до этого землетрясения на окраине Ашхабада, в древнем городе Нисе, из-под земли были выкопаны роговые ритоны с окончаниями в виде протом крылатых тигров и грифонов. Летом того же года и на Алтае в раскопанных курганах были найдены многочисленные изображения грифонов, а ударами молнии недалеко от раскопок убито несколько человек.

Хотя грифон существует на невидимом нам «тонком плане», но его воздействие ощутимо и в современной реальной жизни. Отголоски событий и борьбы того мира отражаются в этой жизни. Это по земным человеческим меркам два этапа «шествия» грифона охватывают два периода по 60 лет. У грифона может быть совершенно другое временное измерение, не сопоставимое с человеческим, также как не сопоставимы по своей значимости и насыщенности событиями жизнь человека, мотылька, дерева, камня и галактики. Многие ученые неоднократно отмечали разномасштабность временных процессов (Л.М.Гумилев, 1990; А.И.Субетто, 2001, с. 530-532). Из мифологии известно, что день богов равен году или тысяче лет в жизни человечества. Так и у грифона, вероятно, свое времяисчисление, которое иногда он или его хозяева могут замедлить или ускорить.

В.И.Вернадский так же отмечал, что в живом веществе процессы идут в масштабе исторического времени, в косном (горные породы, химические элементы и др.) – в масштабе геологического времени (1 секунда геовремени = 100.000 лет исторического времени – см. В.И.Вернадский, 1989, с. 184).

Следует помнить, что для народа Алтая уже полностью прошел первый этап и частично второй – грифон «легализовался» на Алтае, добрался до вершин власти, уничтожил одного правителя и.... Остался один из последних периодов перед тем как он может забрать национальное богатство и жизни людей. Республика Алтай – это не единственная республика в России, попавшая под власть зверя. Центральное место в гербе Республики Хакасии занимает согнутый в кольцо и приготовившийся к броску хищный барс или пантера, образ также найденный в древней могиле. На современном этапе жизни, в новых гербах вообще не должно быть образа зверя, а необходимы простые, всем понятные символы.

Из пророчеств прошлого известно, что идущий за зверем, еще страшнее и сильнее его. Грифон еще не сам владыка бездны или его ближайшие заместители, он лишь помощник своего хозяина анти-бога Капитала, но не исключено, что и их символы есть в гербе Алтая (рис. 1-1). Выше грифона на гербе Республики Алтай изображен трехглавый символ (считается, что это гора Белуха). Ведет ли этот символ вверх? Это, скорее «ухабы» – вверх вниз, опять вверх и резко вниз. Концы символа опущены вниз и это больше похоже на корону. Но кто же носит такие короны? В памятниках древности известно довольно много изображений в трехрогой короне. Рогатый образ проходит через века и тысячелетия, временами он исчезает, его изгоняют в бездну, но он снова и снова «выплывает» из темного мира. На одном из западно-европейских гербов грифон охраняет центральный щит с перевернутой пятиконечной звездой – одним из хорошо изученных символов хозяина бездны (рис. 1-4). Вероятно, не случайно рогатый образ был нацарапан местными прикамскими племенами на импортном блюде поверх ранее отчеканенной сцены, возможно, с Пандорой, открывающей шкатулку с людскими пороками, после чего, согласно древнегреческому мифу, по земле расползлись болезни и бедствия, изображенные в виде змея. Только Надежда осталась на дне ящика, когда Пандора захлопнула крышку.

Вопросы жизни и смерти очень сложны, многогранны. Важен момент рождения человека – появления новой жизни. Важен момент единения двух людей (мужчины и женщины) – свадьба, дающий новую жизнь и продолжение человеческого рода. Очень важен и момент смерти – умирание физического тела и перехода духа в качественно новое состояние. Эти моменты всегда ясно осознавались людьми. Помощь в переходные периоды оказывали религиозные обряды и культы, специально подготовленные к этому личности. Надо с глубоким уважением относиться к смерти и погребальным ритуалам. Смерть имеет свои представительства среди живых – кладбища, могильники, похоронные бюро и т.д.

Но все же в этом реальном мире смерть не должна заслонять жизнь. Жизнь прекрасна и удивительно, и в ней есть такие моменты, каких, вероятно, нет после смерти. Нельзя допустить, чтобы смерть, потусторонний мир и их символы преобладали над реальной жизнью. Над живым народом должны парить символы мира, добра, и в то же время должна быть их охранная граница, не позволяющая темным силам победить их.

В небольшой статье можно лишь прикоснуться к весьма сложной теме о хранителе золота – грифоне, изображение которого часто встречается на фасадах банков и инкассаторских машин-сейфов, принадлежащих Капитал-богу.

Как было отмечено выше, грифон и его хозяева связаны с златолюбием, материальностью, войнами, уничтожением человека, то есть с антигуманной, антиноосферной направленностью. Это по своей сущности противоположно бескорыстию, духовности, миру, кооперации, софийности – лучшим качествам человечества, влияющим на верхние слои ноосферы (А.И.Субетто, 2001).

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции .

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Грифон - эта птица будто бы такая большая, что легко может поднять в воздух любого вооруженного человека. У нее четыре ноги, как у льва, с большими острыми кривыми когтями. Задняя часть тела совершенно черная, передняя красная, крылья белые: голова, нос, рот - как у орла, глаза же огненные. Как пишут, гнездо она устраивает на вершинах высоких гор.

Гнездо из чистого золота, и золото эта птица очень бдительно охраняет. Нисколько не боится других животных, смело нападает на них и побеждает всех, кроме льва и слона . Когда видит приближающегося человека, набрасывается на него, опасаясь за своих детенышей. Живет она в диких, пустынных местах, где много золота, и из за этого золота собираются тысячи две человек и приходят ночью, когда грифон спит. Собирают золото тихо, в темноте, потому что, если птица проснется, то убьет всех до одного.
Через три-четыре года люди снова приходят попытать счастья в тех местах, где живет птица грифон».

Дав подробное описание грифона, Мишкольчи утверждает, что «такой птицы нет нигде в мире» и считает, что... Но дадим слово самому Мишкольчи. Здесь интересна каждая строчка, поскольку речь идет не только о грифоне: «Невозможно установить, кто выдумал эту птицу. Большинство современных книгописателей все свои описания берут из старинных книг, не давая себе труда в них разобраться и пишут не то, что сами знают, но выдают за свое написанное другими. Пишут не столько во славу божию, сколько для собственной славы, желая показать, что они тоже умеют книги писать».

Что еще можно сказать о грифоне ? Известно, что это сказочное животное было популярно у древних греков. Родилось оно, вероятно, на Востоке - его изображения встречаются в разрушенном Александром Македонским Персеиоле. Имеются изображения грифона на фресках в парадном зале кносского дворца па острове Крит. Увидеть грифона мы можем и сегодня - на гербах. Однако наибольшая популярность грифона приходится, пожалуй, на средние века, когда его изображали на бесчисленных дворянских гербах. Впрочем, грифон был геральдическим животным и Будапешта - на гербе города красовались два грифона. Но что такое грифон? Птица? Трудно сказать. У него есть крылья, орлиная голова и в то же время ноги льва. Иногда на дворянских гербах его изображали с львиной головой, и тогда от птицы у грифона оставались только крылья.

Встречается описание грифона и в современных книгах по естествознанию, и этот «грифон» уже не сказочное существо. Но довольно интриговать читателя. Речь идет о белоголовом сипе (один из видов грифов), которого иногда называют грифоном. Когда-то эта редкая сейчас в Европе птица жила и в Венгрии. В наши дни белоголовые сипы довольно широко распространены в Северной Америке и в Азии. Размах крыльев этой птицы достигает 2,6 метра.

Старинные авторы называли грифоном южноамериканского кондора. Вот что писал о нем Янош Фельди: «Это самая большая из всех летающих птиц. Размах крыльев 15 футов (около 5 метров)
Цвет черно-белый. Гнездится на скалах в горах. Летает очень быстро. Питается животными и выбрасываемой морем дохлой рыбой
Часто похищает телят, овец и десятилетних детей». Когда читаешь такую литературу, создается впечатление, что излюбленная пища кондоров - десятилетние дети. И это читатели принимали за чистую монету, о чем свидетельствует то, что почти во всех книгах о природе и в авторитетных описаниях путешествий содержались истории, подобные следующей: «Мне самому довелось в этом убедиться, когда я путешествовал по Швейцарии. Однажды мы с охотником на серн отправились в горы. Мы поднялись ну вершину
высокой скалы и я стоял, очарованный волшебным пейзажем, как вдруг охотник схватил меня, показывая другой рукой куда-то вдаль.

Взглянув в направлении, в котором указывал охотник, я в ужасе отступил назад. Там, на склоне горы, спал пастушонок. Рядом с ним опустился огромный гриф и уже приготовился крыльями столкнуть ребенка в пропасть, но в этот момент отважный охотник выстрелил и к счастью, не промахнулся. Страшная птица упала замертво.
Мальчик же бросился на колени и, воздев ручонки к небу, благодарил Бога за спасение от верной смерти. Какое это было трогательное зрелище!» (А. Б. Райхенбах).

В оправдание старинных авторов можно было бы сказать, что, как утверждает Гумбольдт - кондор иногда нападает на крупных млекопитающих. Если это так, то кондор может быть опасным и для ребенка. Но в это вряд ли можно поверить, так как кондор питается, прежде всего, падалью. Как и все грифы.

Cирены и гарпии

Мишкольчи пишет: «Говоря о грифоне, следует упомянуть еще сирен и гарпий. Они служили древним поэтам для изображения беспутных блудливых женщин и алчных, жестоких воров».
Ну что ж, поговорим теперь о гарпии. Вообще-то, о ней следовало говорить во множественном числе, так как гарпии безобразничают не в одиночку, а целыми шайками.

Начнем с того, что гарпии не совсем птицы: у них крылья птицы, а голова собачья. «Это крылатые собаки Зевса, которым отведена особая роль. В те далекие времена, когда аргонавты плавали у берегов Тракии, там жил старый ясновидец по имени Финей. Боги лишили его зрения за то, что он открывал людям все, что Зевс хотел сохранить в тайне. Но слепота не была его единственным несчастьем. Как только бедный Финей садился за стол, тут же появлялись гарпии. Они спускались с неба и хватали со стола лучшие куски. Остатки же пищи они так загаживали своими испражнениями, что из-за ужасного зловония за столом невозможно было сидеть. Злосчастный Филей умер бы с голоду если бы аргонавты не избавили его от гарпий».

Прообразом для гарпий, вероятно, послужили вороватые павианы. У них, правда, нет крыльев, но голова у них похожа на собачью, да и воровству их не надо учить. Они производят опустошительные набеги на сады.
Теперь обратимся к сиренам. Читатели, возможно, удивятся, что мы говорим о сиренах в главе, посвященной птицам, поскольку общеизвестно, что сирены - водные животные. Это так, но в греческой мифологии сирены - птицы . «У них есть крылья и они стаями летают вокруг кораблей, очаровывая своим пением моряков.

Пробовали они свои чары и на аргонавтах. Однако позднее Одиссею удалось перехитрить их. Одиссей хотел непременно услышать пение сирен. Но это было смертельно опасно, ведь те, кто слушал сирен, следовали за ними, а корабль, как правило, разбивался о скалы.
Одиссеи залепил своим спутникам уши воском, себя же попросил привязать к мачте и велел не развязывать, пока корабль не уйдет далеко от тех мест, где обитали сирены».
На греческих вазах сирены изображались крылатыми существами с головой женщины. Истоки легенды неизвестны. Возможно, возникновению легенды способствовали сопровождавшие корабли чайки или буревестники.

Вконтакте

Образ грифона часто можно встретить в русских ремёслах, например, на изделиях с по бересте и дереву.

Грифоны - мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва.

Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны - противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль - и в различных мифах, и в литературе - неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.

В русском народном искусстве несколько по-другому. вот так пишет искусствовед С.К. Жегалова:

Сильные лапы и мощный клюв не создают впечатления жестокости. В русском искусстве, пожалуй, не найти изображений грифона, терзающего свою жертву. Иногда грифон держит в лапах лань или другое животное, но выглядит при этом,скорее,как силь­ ный покровитель.

Грифон на шкатулке. 2017 г. Великоустюгская роспись. Мастер Наталья Жидяк Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

Грифоны часто встречаются на славянских украшениях и предметах быта, где они выполняют роль оберегов, стражей. Это и браслеты и вышивки и украшения дома, ворот. Грифон - одно из любимейших охранных образов славян, который не смогло истребить даже христианство. Изображения этой чудо-птицы можно встретить на церковных вратах Рождественского собора в Суздале 1230-х годов.

История

Возникновение образа

Историк Адриена Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов-золотоискателей Алтая, которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов, освобождённые из дюн ветрами.

Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев.

Древний мир

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.


Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э... Художественный музей Уолтерса Levantine , GNU 1.2

Античные авторы

Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».

Первое письменное упоминание о грифонах мы находим у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до н. э. Он совершил путешествие в глубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь - обитель холодных ветров.


Paginazero , GNU 1.2

Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай .

Средневековая символика

Считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».


Stefano Bolognini , CC BY-SA 3.0

Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.


Lenjiro , GNU 1.2

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия - Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами .

Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»:

«Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор»

- («De proprietatibus rerum» (190: XII, 20).

В архитектуре

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.


Pere López , CC BY-SA 3.0

Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне.


Vlad&Mirom , CC BY-SA 3.0

В Санкт-Петербурге через канал Грибоедова перекинут Банковский мост, особую известность которому принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы П. П. Соколова.

Фотогалерея






Полезная информация

Грифо́ны

Этимология

Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ.

По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (срав. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).

Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел».

Грифон в геральдике

Грифон - часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру (русский историк, первый классификатор русской геральдики), служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.

Мужской вариант грифона изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.

В геральдике существует образ морского грифона, обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.

Грифон изображён в гербе рода Романовых.

В современной культуре

Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези, встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.