Высоцкий история любви. Владимир Высоцкий и Марина Влади: трагический сценарий прекрасной любви

Сегодня, 25 января, исполнилось бы 80 лет талантливому актёру советского театра и кино, автору стихов – Владимиру Семёновичу Высоцкому. Моё знакомство с творчеством этого замечательного человека началось с просмотра его концерта, того-самого единственного, который был записан и показан по ТВ.



Не могу сказать, что я была в восторге, но песни о войне и шуточные произведения Владимира Семёновича всегда во мне порождали кучу эмоций.

В этом году я и своего супруга «подсадила» на Высоцкого. Его стихи произвели на него сильное впечатление. Он несколько дней в подряд слушал песни и в конце этого марафона он написал вот такие стихи (публикую их с разрешения автора:

В.С. Высоцкий
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.

Усанов А.Н.
И храбрецы тут в ожидании немели
Не в силах взглядов от избранниц оторвать
В победном наслаждении те даже млели
Ведь их черед настал партнеров выбирать

В.С. Высоцкий
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну,-
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

Усанов Андрей
На прошлый танец ты решил к ней устремиться
Набравшись храбрости и глубоко вздохнув
Вдруг бок схватило - ты опять из виду скрылся
На танец ей достался пьяный стеклодув

В.С. Высоцкий
И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,-
И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.

Усанов А.Н.
И сердце в пятки спряталось и волосы дыбком
Она все ближе, все реальней, подает уж руку
Ты, ощутив себя перед лисою колобком,
Был счастлив испытать такую сладостную муку.

А меня как человека далёкого от поэзии всегда интересовал один вопрос: Как такая красивая женщина Марина Влади влюбилась в такого на вид невзрачного мужчину как Высоцкий. Это я раньше не понимала почему, теперь то понимаю. Именно поэтому мне и захотелось вам рассказать об их истории любви. Надеюсь, вам будет интересно.

Как всё начиналось
Когда в СССР показали картину «Колдунья» в главной роли с Влади, девушка стала эталоном красоты в нашей стране. Девушки сразу же побежали краситься в блондинок, а мужчины хотели, чтобы их избранница хоть немного походила на красивую французскую актрису с русским именем Марина.

Нужно сказать, что Влади по национальности русская, она родилась в семье артиста оперы Владимира Васильевича Полякова-Байдарова и балерины Милицы Евгеньевны Энвальд. Семья актрисы эмигрировала в Париж во время Первой мировой войны. Может быть, поэтому Марину так тепло принимали в России.

Взаимоотношения пары нельзя было назвать идеальными. «Колдунью» показали в конце 50-х, именно тогда Высоцкий сказал: «Она будет моей». Как известно он привык добиваться своей цели. Но ждать дня встречи с Влади пришлось около 9 лет. Впервые актёры увиделись в 1967 году на Московском кинофестивале.



К тому времени Марина уже дважды была разведена, сыграла в десятке лент, получила награду в Каннах и была очень популярной. А Высоцкий только начинал подниматься по карьерной лестнице. В день их знакомства Влади пригласили в «Таганку», на сцене давали спектакль «Пугачёв». Высоцкий выступал в роли Хлопуши. Действие произвело на женщину сильное впечатление.


Позднее Марина и Владимир оказались соседями по ресторанному столику. Так и состоялось их знакомство. Высоцкий признался, что давно влюблён в неё и мечтает спеть ей наедине. В ответ на это признание она сказала, что через пару дней ей нужно возвращаться во Францию к детям. На что Высоцкий ответил, что у него тоже есть дети, но это не может помешать их личному счастью.

Любовь без границ
Второй визит Марины в СССР пришёлся на то время, когда Высоцкий был на съёмках в Сибири. Шла работа над картиной «Хозяин тайги». Тогда актриса играла роль в «Сюжете для небольшого рассказа» и это заставило её остаться в стране. На одной из дружеских посиделок Марина и Владимир остались наедине, они рассказали друг другу о своих чувствах. Их свадьба состоялась 13 января 1970 года. Однако влюблённым недолго довелось побыть вместе.



После небольшого свадебного вояжа в Грузии молодожёнам нужно было расстаться. Влади нужно было возвращаться в Париж, а Высоцкому отказали в визе. Всё что оставалась влюблённым – это звонки и письма.
Долгих 6 лет по разным причинам Влади и Высоцкий не могли воссоединиться. Мужчина заливал грусть-печаль водкой и уходил в запой, что очень не нравилось Марине.

Жизнь во Франции
После вступления Влади в ряды компартии Франции Высоцкому дали визу. Он приехал в Париж. Тогда пара много путешествует и наслаждается обществом друг друга, Высоцкий давал концерты, однако, как известно всё хорошее быстро заканчивается.





На первый взгляд отношения супругов были идеальными. Но это только одна сторона медали. С другой её стороны было непризнание Высоцкого властью. Народной любви артисту было мало, он хотел, чтобы его услышали и увидели. Жизнь в разлуке с любимой женщиной и постоянная беготня по кабинетам с просьбами об оформлении визы Высоцкого тоже не приводила в восторг. Он начинает пить и употреблять наркотики.


Со временем Владимир и Марина стали отдаляться друг от друга. Женщина стала узнавать об изменах супруга и их отношения стали сходить на нет. Были ли этому виной наркотики, женщины или расстояния, кто знает...

Финал... Спектакль окончен
В 1978 году актёр решает покинуть театр на Таганке. Чтобы удержать его Любимов предлагает ему роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Это роль оказалась последней для актёра.

Первую остановку сердца диагностировали у Владимира летом 1979 года. Его сердце «завели» благодаря инъекции адреналина. Высоцкий просил жену прилететь к нему в Москву, так как без неё он не видел смысла в собственном существовании. Марина прилетела, но со временем поняла, что ей не спасти Владимира, он как будто сам хотел уйти из этого мира.

11 июня 1980 года Марина уезжает во Францию, это был последний раз, когда она видела Владимира живым. Их разговор по телефону состоялся 23 июля, а 25 числа Высоцкого не стало.

Фото:
Mamsy
Он-лайн журнал "Интервью со звездой!"
360
SYL.ru
Smootrim.ru
M’emoires de Guerre
RussiaHouseNews.info
Sputnik Грузия


В 1970-х гг. Марина Влади , которой 10 мая исполняется 78 лет, была одной из самых известных женщин в СССР. Имя французской актрисы русского происхождения знал каждый благодаря тому, что она была музой и женой Владимира Высоцкого . Но после его внезапной гибели она вдруг исчезла, и о ней постепенно все забыли. Между тем, ее жизнь и после смерти Высоцкого была полна серьезных испытаний. Кто помог ей преодолеть депрессию и отвлечься от мыслей о самоубийстве, и почему Марина Влади попала в алкогольную зависимость?



Марина Влади говорила, что брак с Высоцким ее испепелил. А после его смерти она долго не могла прийти в себя. В состоянии глубокой депрессии она часто думала о смерти и даже пыталась покончить с собой. Ее спасением стала встреча с врачом-онкологом Леоном Шварценбергом, который с пониманием относился к ее подавленному состоянию и бесконечным разговорам о Высоцком.



Марина испытывала к Леону огромную благодарность: «Представьте себе пребывающую в любовной гармонии пару, в которой женщина день за днем в течение двух лет доносит до мужчины слова трагической страсти к другому, а ее еще надо при этом успокаивать, поддерживать как днем, так и ночью, ибо и сны ее также населены беспокойными призраками...», – писала она.



Их брак был очень гармоничным и счастливым: они дарили друг другу поддержку и вдохновение, именно в это время Марина Влади начала писать книги и издала свой знаменитый автобиографический роман, переведенный на многие языки, – «Владимир, или Прерванный полет» (1989 г.). Вместе с Леоном они участвовали в акциях в защиту обездоленных, иммигрантов, которых власти хотели выдворить из страны, в демонстрациях протеста против войны в Ираке.



По трагической иронии судьбы врач-онколог сам скончался от этой страшной болезни. После 23 лет, проведенных вместе, для Марины это стало серьезным потрясением, с которым она долго не могла справиться. Именно в то время она пристрастилась к алкоголю. Это стало для нее единственным средством забыть на время об утрате двух самых близких мужчин в ее жизни.



О тех временах Марина Влади говорила откровенно и без стеснения, со всей беспощадностью к своим собственным слабостям: «Я никогда не сторонилась вина, ведь в конце концов у меня русские корни, – рассказывала недавно Марина в одной из передач французского телевидения. – Кроме этого, я долго жила с Высоцким. Я начала пить, когда Леон заболел и умирал у меня на глазах. Напивалась, чтобы облегчить страдания. Я даже испытывала некоторую эйфорию, хорошо знакомую алкоголикам. Это в свое время меня удивляло в уникальном человеке – Высоцком, у которого начинала хмельно кружиться голова лишь от одного предвкушения предстоящей выпивки. Теперь пришла моя очередь».



Но Марине Влади все же удалось побороть алкогольную зависимость. Ее спасением вновь стало литературное творчество. Ее книга «24 кадра/секунду» завоевала признание широкого круга читателей. Марина Влади написала около 2-х десятков книг.





Но на этом испытания не закончились. В страшной автокатастрофе Марина Влади потеряла внучек и едва не лишилась сына. Он долго находился в состоянии комы, но все же выжил. С тех пор актриса и писательница часто повторяет, что с некоторых пор вообще не боится смерти – слишком часто и слишком близко та проходила рядом.





Сейчас Марина Влади живет в предместье Парижа и смысл своего существования видит в том, чтобы просто жить. Не только за себя, но и за тех, кого она потеряла. В 2015 г. разразился скандал: Влади выставила на аукционе посмертную маску Владимира Высоцкого и его последнее стихотворение, посвященное ей, с автографом автора. . У Марины Влади были свои причины пойти на этот шаг: «Дело не только в деньгах. Я поворачиваю свою жизнь и бросаюсь в будущее», – объясняет она.

К моменту их встречи и советский актер Владимир Высоцкий, и французская актриса Марина Влади уже достигли пика славы. Один из русских эмигрантов после какого-то клубного вечера в Париже написал: «Пришла Влади с мужем. А ушел Высоцкий с женой». Это была потрясающая гонка: они всю жизнь соревновались друг с другом и всю жизнь друг другом гордились.

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году, в «доме на Первой Мещанской, в конце», согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». Родители — Нина Максимовна Серегина и Семен Владимирович Высоцкий — прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки. Вторая жена Семена Высоцкого — Евгения Степановна Лихолетова (погибла в 1988-м). Семен Владимирович в 1971 — 1988 гг. работал на предприятии Министерства связи, затем директором школы Главпочтамта. Скончался в 1997 году.

Первые военные годы Владимир провел в эвакуации на Урале, потом вернулся в Москву, а в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира, попал в послевоенную Германию. Пребывание там не было похоже на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.

Отношения Высоцкого с отчимом не сложились, потому после возвращения из Германии он поселился с отцом и мачехой, с которой ладил, в центре Москвы — в Большом Каретном переулке. Здесь судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность — на «оттепель», а зрелость — на унылый «застой». В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика— наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также без довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Учась в десятом классе, Владимир посещал драматический кружок, однако становиться актером не собирался. После окончания школы он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись полгода, бросил его. Это решение Владимир принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Ему и школьному другу Игорю Кохановскому пришлось встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допускали к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это — не мое...» — сказал он тогда. И поступил в Школу-студию МХАТа.

Интерес к авторской песне пробудился у Высоцкого после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем и которому позже посвятил «Песню о Правде и Лжи». Свои первые песни в стиле «дворовой романтики» Высоцкий начал сочинять в начале 60-х годов. Их не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни те, кто были первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он написал знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии говорил: «"Подводная лодка" — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Закончив в 1960 году Школу-студию МХАТа, Высоцкий некоторое время работал в театре им. А. С. Пушкина, затем перешел в Театр миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке и радости от сцены не получал.

В 1964 году Владимир Высоцкий поступает в Театр на Таганке, который, по его собственному выражению, стал для него «своим театром».

«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?". Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с режиссером Юрием Любимовым.

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому, которому практически всегда прощались проступки, вызывало зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей — Золотухина, Демидовой, Филатова.

Параллельно с театром шла работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл не прошедшую незамеченной роль в известной молодежной картине «Карьера Димы Горина». Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого — по преимуществу блатные, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов.

Актер в те годы часто появлялся на экране, но роли ему предлагались небольшие, как правило, серые, а фильмы были скучными и пустыми. Так продолжалось до 1967 года, когда в прокат вышла картина «Вертикаль», принесшая Высоцкому настоящий успех, особенно благодаря прозвучавшим в фильме его песням.

Вспоминает режиссер фильма Станислав Говорухин:

«Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах».

Первая жена — Изольда Жукова, с которой Высоцкий познакомился еще в театральном училище, терпеть не могла песен своего мужа. Ей казалось, что он больше времени уделяет своим песням, чем жене. И они ее порой просто раздражали: «Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...»

Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас впоследствии — за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Уже через много лет Изольда, услышав одну из песен Владимира, вдруг поняла, как жестоко заблуждалась.

Со своей второй женой, актрисой Людмилой Абрамовой, Владимир познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку» в 1962 году, а спустя несколько лет они поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, а потому развод был неизбежен. Людмила родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей — в 1962 году Аркадия (сейчас он сценарист), а в 1964 году — Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого).

И наконец, Марина Влади. Удивительная история их любви началась в конце пятидесятых годов, с момента появления на больших экранах страны фильма «Колдунья», снятого по повести Александра Куприна «Олеся». Шестнадцатилетняя француженка, исполнившая главную роль, поистине околдовала всех зрителей — в том числе и Высоцкого, который много раз смотрел этот фильм, все сильнее влюбляясь в актрису. В актрис влюбляются многие. Но Владимир был уверен, что рано или поздно будет с нею вместе. «Эта женщина станет моей женой», — амбициозно заявил он. И чудо произошло.

Они встретились в 1967 году, когда приехавшую в Москву Марину пригласили в Театр на Таганке. После репетиции ее познакомили с актерами, занятыми в спектакле «Пугачев». Тогда Марина еще не знала, что эти минуты определят ее судьбу на много лет.

Ну а настоящее их знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.

Марину Влади кто-то однажды назвал «французской актрисой с русской судьбой». Хотя и родилась Марина и в кино начала сниматься во Франции, корни у нее русские. Может, потому и судьба сложилась столь причудливо, нехарактерно для француженки?

Марина появилась на свет 10 мая 1938 года в парижском предместье Клиши. Ее отец, Владимир Поляков, происходивший из очень богатой московской семьи, окончил консерваторию. Он был талантливым, артистичным во всем человеком, прославился как баритон русской оперы в Париже. Россию Владимир Поляков покинул еще в 1915 году, но духовную связь с родиной не утратил. По воспоминаниям Марины, в семье всегда говорили по-русски, готовили русские блюда — борщ, котлеты, любили основательно, «по-расейски», выпить чаю. Вот только пирогов никогда не было: мать-балерина сама никогда не ела ни мучного, ни сладкого и своим четырем дочерям не позволяла.

Творческая обстановка в семье не могла не повлиять на профессиональный выбор детей: две старшие сестры Марины стали актрисами. Саму Марину раннем детстве отдали в балетный класс парижской Гранд-опера, а в 10-летнем возрасте она дебютировала в фильме «Летняя гроза».

Когда Марине было 13 лет, умер отец, которого она обожала. Девочка была так потрясена утратой, что в память об отце решила взять псевдоним — производное от его имени. Так урожденная Марина Владимировна Полякова-Байдарова превратилась в Марину Влади.

Первый серьезный успех пришел к ней в 15-летнем возрасте, когда она исполнила главную роль в фильме Андре Кайата «Перед потопом». А через два года была «Колдунья», которая обошла экраны всего мира и принесла Марине Влади неслыханную популярность. Тогда же Марина вышла замуж за французского актера и режиссера Робера Осейна, также имеющего российские корни, и впоследствии не только родила ему двоих сыновей, но и снялась в нескольких его фильмах.

К концу 1960-х годов Влади была уже актрисой с мировым именем. Она сыграла в кино не один десяток ролей, ее приглашали в свои картины знаменитые режиссеры, такие как Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Де Сантис; в 1963 году фильм «Современная история» (известен также под названием «Королева пчел») принес актрисе премию за лучшую женскую роль на самом престижном международном кинофоруме — Каннском фестивале. Тут и произошла случайная встреча с Владимиром Высоцким, которая все переменила в ее налаженной жизни.

У них начался совершенно сумасшедший роман, и в 1969 году они поженились. Это была самая романтичная история любви тех лет, хотя совместной жизни в прямом смысле у супругов не было: Марина часто уезжала на съемки в разные страны, Владимир много гастролировал. Но в те редкие дни, месяцы, которые им удавалось провести вместе, они были по-настоящему счастливы.

В России на историю их взаимоотношений, их любви и брака принято смотреть как бы с позиции всенародно известного и любимого барда, а если попробовать взглянуть с другой стороны? Решиться в те годы связать свою судьбу с человеком из-за «железного занавеса» — это был отважный поступок для француженки. Марина, «русская душою», решилась.

Двенадцать лет она была рядом с Высоцким. «Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним...» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась оградить Высоцкого от опасностей, замедлить бешеный ритм его жизни.

Уже после смерти мужа Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет» вспоминала, как они с Володей сумели наконец остаться одни: «Долгие месяцы лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновенье, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви... Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства».

Даже расставаясь на очень короткий срок, они и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал «вечные 07», просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: «Здравствуй, это я!». Они летали друг к другу так же часто, как некоторые люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.

Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она выхаживала его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все — от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей — неслыханная роскошь для советского человека!

Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.

Но была еще и любимая работа, к сожалению, в разных странах, невероятная популярность, были расставания и встречи, были тысячи писем, сотни телеграмм и ночных звонков. Зачастую свои новые песни, написанные для Нее, Высоцкий пел по телефону.

Способность Владимира Семеновича работать, любить и дружить на износ, с полной отдачей, накладывалась на бешеный ритм «атомного века». Это был нелегкий, но, вероятно, самый счастливый период в их жизни. «Работать надо!» — была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон — 3—4 часа, остальное — работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Параллельно с работой в театре шли съемки в кино. Самая известная и самая любимая зрителями роль — Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Тем не менее этой роли могло и не быть... Майским вечером 1978 года на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты: «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминал Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

В самом конце жизни Высоцкого отношения между ним и Мариной Влади обострились. Причиной тому было увлечение Высоцкого восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой, дочерью литератора Афанасьева-Севастьянова, много писавшего для эстрады. Во время их знакомства с Высоцким она была студенткой Московского текстильного института.

Говорят, сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. Впервые он увидел ее в Театре на Таганке. Сразу же пригласил на свидание. Оксана долго раздумывала, идти или не идти. Но подруга сказала ей: «Ты что? Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте».

Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, посчитав, что лучше побыть один день с Высоцким, чем всю жизнь с кем-то другим. Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Он наивно полагал, что в СССР это можно сделать без штампа в паспорте. Но оказалось, не все так просто. Наконец нашелся батюшка, согласившийся обвенчать влюбленных. Высоцкий уже купил кольца, но обвенчаться они так и не успели.

20 июля 1980 года жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась. Казалось, его хоронила вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление о том, что спектакль не состоится, потому что «умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет — каждый сохранил его у себя как реликвию.

За гробом народного поэта и певца шли тысячи людей. Они провожали в последний путь своего кумира. Ему, как в песне, достались слишком привередливые кони, которые частенько норовили сбросить своего упрямого седока. Но он летел по жизни вместе со своей не всегда настроенной гитарой и хрипловатым голосом рассказывал людям о самом важном.

Он жив и сегодня, благодаря людской памяти, помнящей по сей день его стихотворения, спектакли, кинороли, песни...

«Сразу после Володиной смерти я стала задавать себе вопрос: "Что случилось? Почему он умер в 42 года?". И я опять попыталась в своей книге, хотя бы частично, ответить на этот вопрос. Решила написать пусть горькую, но правду...» — говорила Марина. Так родилась книга «Владимир, или Прерванный полет». В ней Влади рассказала о 12 годах любви и страданий, необходимости разрываться между желанием быть рядом с мужем, оберегать его от пагубной страсти и стремлением продолжать собственную профессиональную карьеру на Западе, об отъездах и возвращениях, несхожести привычек и быта.

Марина Влади до сих пор считает себя вдовой Высоцкого. В память о нем она хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни — Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и в кругу близких людей. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. «Прошло столько лет, — рассказывает она, — а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо».

Правда, после смерти Высоцкого в ее жизни появился другой человек — Леон Шварценберг, известный онколог и правозащитник. Вместе с ним Марина пыталась помочь смертельно больному Андрею Тарковскому, но, к сожалению, безрезультатно, недуг к тому времени зашел уже слишком далеко.

У Влади трое взрослых детей, и все они разлетелись по белу свету. Старший, Игорь, обосновался на Гаити. Средний, Петр, профессиональный музыкант, гитарист и балалаечник, живет на юге Франции. А младший, Владимир, отправился в Южную Америку, где занимается скотоводством. Там же живет и внучка Ванина. Были еще две внучки, от старшего сына, но они погибли в автокатастрофе, а сын выжил лишь чудом. Такая вот судьба.

Во Франции Марина Влади известна как писатель. На авантитуле ее последней, изданной в 2005 года автобиографической книги «24 кадра в секунду» перечислены все предшествовавшие этой книге произведения актрисы-писательницы: «Владимир, или Прерванный полет», «Сказки для Мелицы», «Венецианский коллекционер», «Путешествие Сергея Ивановича», «Бабушка», «От сердца — желудку» — кулинарные истории и рецепты, «Мой вишневый сад». Все книги вышли в издательстве «Файяр» — одном из самых уважаемых во Франции.

Сама Марина Влади все еще хороша собой. После смерти Леона Шварценберга она живет в Париже, на вершине Монмартра. Дом, по ее словам, чисто русский, полный никчемных безделушек, с которыми невозможно расстаться. Там, в этом доме, актриса пару лет назад закончила работу над седьмой по счету книгой под названием «Мой вишневый сад». В основе повествования лежит судьба четырех поколений семьи Поляковых-Байдаровых-Влади, которые переплетаются с судьбами персонажей «Вишневого сада» Чехова.

На русский язык переведена лишь книга-воспоминание о Владимире Высоцком. Она выходит у нас тираж за тиражом, спрос не снижается. И кстати, не правы те, кто считает Высоцкого сугубо российским национальным поэтом, интересным лишь для нас: «Прерванный полет» переведен на основные европейские языки, издан в семнадцати странах.

Когда яркая брутальность встречается с выразительной женственностью, итог может быть лишь один - любовь. Хотя их любовь больше напоминала поле битвы.


Марина и Владимир сражались с… самим Высоцким, его пагубными пристрастиями, той стороной его личности, которая влекла его к краю пропасти. Они вели борьбу с вышестоящими инстанциями за право иметь возможность видеться как можно чаще. Однако сейчас, когда Влади осталась одна, она уже не вспоминает о трудностях, она помнит только о любви.

Владимир Высоцкий и Марина Влади" >

Встреча на Таганке

Закованный в цепи, он притягивал к себе внимание всего зала, рвался, кричал голосом, похожим на раскаты грома, он - Высоцкий, гениальный актер и подпольный поэт, играл одно из своих самых оглушительных воплощений в театре на Таганке, роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». В партере, среди зрителей, сидела знаменитая французская актриса русского происхождения, Марина Влади . О потрясающем русском актере и барде Высоцком она была много наслышана и, приехав в Россию в 1967 году, специально пришла на спектакль с его участием. Мощь его игры потрясла ее. Она вспомнила о двух своих бывших мужьях, харизматичных мужчинах, но ей всегда в них чего-то не хватало.

Первым мужем актрисы был Робер Оссейн , хорошо знакомый русскому зрителю по фильмам об Анжелике, он бесподобно сыграл мужа златоволосой красавицы - Жоффрея де Пейрака. Интересно, что Марина Влади и внешностью, и внутренним устройством поразительно близка героине, придуманной Анн и Сержем Голон. Она так же отчаянно борется за свое счастье, не боится трудностей и обладает невероятной женственностью. После поставленного по мотивам повести Куприна фильма «Колдунья», в котором Марина сыграла, когда ей было всего 17 лет, она превратилась в одну из самых желанных женщин кинематографа. Брак с Робером принес Влади двоих замечательных мальчишек. Вторым мужем актрисы стал летчик Жан-Клод Бруйе, этот союз подарил Марине сына Владимира.

В России Марина бывала редко, исключительно по работе. Дочь русских эмигрантов, с шести лет она не говорила на родном языке. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила себя сидящей за заставленным яствами столом в ресторане после спектакля, в окружении восхищенной публики, ловящей каждое ее русское слово. В подошедшем к столику невзрачном человеке она не сразу признала ту яркую личность, блиставшую на сцене в оковах. В обычной жизни Владимир оказался ниже ростом, скромно и как-то неряшливо одет, на уставшем лице блестели лишь глаза, выдававшие его мощный потенциал. Весь вечер он не сводил с актрисы взгляда, сказал, что «Колдунья» потрясла его, как и многих других мужчин. А потом взял Марину за руку и признался в любви.

Самые счастливые дни

Высоцкий обладал редким умением - он мог покорить любую женщину. Разгадка этого феномена крылась в его безудержном характере, он был подобен брызгам шампанского, окатывая свою избранницу волной обаяния и уводя за собой. Марина Влади оказалась крепким орешком и поначалу сопротивлялась, удивлялась его самоуверенности, с которой он говорил, что обязательно добьется ее руки. Много повидавшая за свои 30 лет, актриса впервые не знала, что делать, как относится к этому странному человеку. Она уехала обратно в Париж и ощутила щемящее чувство тоски. Откуда оно? Ответ пришел с телефонным звонком из России. Услышав знакомый бархатистый голос, Марина поняла, что пропала. Она была влюблена.

Через несколько месяцев актрисе удалось вновь приехать в Россию, но Высоцкого она не застает, у него съемки в Сибири, в фильме «Хозяин тайги». Марина в свою очередь приступает к съемкам в киноленте «Сюжет для небольшого рассказа», после окончания которых влюбленные, наконец, встречаются. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет…» актриса позже напишет: «В один из осенних вечеров я прошу оставить нас одних в доме кого-то из твоих друзей. Хозяин дома исчезает к соседям. Друзья молча обнимают нас и уходят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. Ты дрожишь. Ты шепчешь слова, которые я не могу разобрать. Я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз: “На всю жизнь моя жена…”».

Une histoire d"amour

Высоцкий уже был женат, причем второй раз, однако с женой Людмилой он развелся, а его детям объяснили, что папа их по-прежнему любит, но теперь у него другая жена. В декабре 1970 года Марина и Владимир официально оформили отношения, но настоящей семейной жизни у них так и не получилось. «Железный занавес» не пускал Высоцкого за границу, Марине приходилось находить самые извилистые тропинки, чтобы получить возможность приехать к мужу. Она приезжала в Россию как туристка, гость по приглашению, временно проживающая, супруга с незакрепленным местом жительства, затем - с закрепленным. Остаться прописанной в России Марина позволить себе не могла, во Франции оставались ее дети и возможность более менее свободно перемещаться по миру.

Вышестоящие инстанции на удивление благосклонно приняли союз Высоцкого и Влади, хотя и не спешили выпускать актера из страны. Но для влюбленных победой оказалось уже то, что им вообще разрешили пожениться. В свадебное путешествие они отправились на теплоходе, капитан, поклонник Владимира, отвел молодоженам лучшую каюту, знаменитой паре подавали лучше грузинское вино и морские деликатесы. Медовый месяц останется в их памяти самыми сладостными и счастливыми днями за весь 12-летний роман, хотя через шесть лет их ждет путешествие по всему миру. Сам Брежнев даст «добро» на выдачу визы для Высоцкого - на концертах Европа и Америка будут рукоплескать ему, ставшему для них воплощением той самой загадочной русской души.

Для Влади и Высоцкого каждый день, прожитый вместе, был праздником, они виделись так редко. Бесконечные запросы на визу, огромные расстояния мучили обоих, но и спасали их брак. Двум ярким личностям было бы сложно ужиться вместе. Когда Марина приезжала в Россию, молодожены жили у матери Высоцкого, где звезда французского кино окуналась в обычные будни советской женщины. Свою карьеру на пике расцвета она попросту забросила - срывалась со съемок к мужу, отказывалась от хороших предложений. Поняв, что в жизненных ценностях Влади желание сниматься в кино занимало одно из последних мест, режиссеры все реже стали приглашать талантливую актрису в свои фильмы.

Балансируя на краю пропасти

Пристрастие Владимира к алкоголю Марина заметила еще в первые дни знакомства. Он запивал свою неуверенность, свой непризнанный статус поэта, стихи которого так и не были официально опубликованы при его жизни. Он пил, чтобы жить, при этом умирая, каждый раз сгорал на сцене в буре собственных эмоций и сам же страдал от бешеного ритма своей жизни. Марина поначалу приняла на себя роль спасительницы, она привозила его из квартир, где он с так называемыми друзьями напивался до беспробудного состояния, заставляла врачей бороться за каждый его вздох, когда они отказывались от бесперспективного больного. Позже она осознала, что исход этой борьбы предрешен - Высоцкий сам сводил себя в могилу.

Три июльские недели, которые Владимир пробыл с женой в Париже, они тщетно пытались справиться с его болезнью. Он твердо пообещал ей «завязать», но было уже поздно. «4 часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке красный след. Я раздавила огромного комара. Я, не отрываясь, смотрю на подушку, меня словно заколдовало это яркое пятно. Звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос: “Володя умер”. Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

В тот день Высоцкий не вышел на сцену играть Гамлета, на окошке билетной кассы было вывешено лаконичное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий», ни один человек не сдал обратно билет на несостоявшийся спектакль. Поклонники окружили здание театра на Таганке, люди были даже на крышах, казалось, вся Москва пришла проститься с актером. Марина, прилетев из Франции, провела последнюю ночь рядом с телом мужа и была возле него весь путь на кладбище до последнего удара молотка по крышке гроба. Из глубокой депрессии, нахлынувшей на нее после смерти любимого, ее вырвет лишь ее четвертый муж Леон, врач-онколог, с которым она познакомится через год и снова научится радоваться жизни.

Высоцкого она не забудет никогда и посвятит ему целую книгу, в которой поделится самыми сокровенными мыслями: «Ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, оплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и завершивший свой стремительный полет на могиле поэта».

У этой любви испытаний было, пожалуй, больше, чем счастливых мгновений. Но это была настоящая любовь: жертвенная, воспетая в стихах и песнях, преодолевающая преграды, до последнего вздоха…

Марина Влади и Владимир Высоцкий – история любви

Марина Влади и Владимир Высоцкий знали друг о друге еще до первой встречи. Он впервые увидел 17-летнюю красавицу в фильме «Колдунья», и еще тогда решил завоевать ее, во что бы то ни стало. Она поначалу была много наслышана о нем, затем восторгалась его игрой из зрительного зала театра на Таганке.

К моменту встречи Владимира Высоцкого и Марины Влади, у каждого не сложились уже два брака и подрастали дети. Увиделись они в ресторане после спектакля «Пугачев». Пара фраз, обмен долгими взглядами, и Владимир предлагает отправиться к его друзьям, чтобы петь только для нее. В тот же вечер он признался ей в любви. Еще больше он обескураживает возлюбленную, когда она резонно замечает, что в Москве пробудет совсем не долго, а в Париже (который, кстати, очень далеко), ее ждут трое сыновей и работа, которая требует максимальной вовлеченности. Он отвечает: «Ну и что? У меня у самого семья и дети, работа и слава, но все это не помешает тебе стать моей женой». А на следующий день он уже уговаривал французскую актрису согласиться на предложенную ей роль музы Чехова, предполагающую примерно годовое пребывание в России. Он искренне радовался этой возможности и вслух строил их совместные планы. Замечание Марины о том, что она не испытывает , нисколько не смутили Высоцкого, он с уверенностью заявил, что сможет ей понравиться. О том, что она все-таки влюблена, Влади поняла уже в Париже – после того, как получила от Владимира трогательное письмо и услышала его голос по телефону.

Любовь Высоцкого и Марины Влади – минуты счастья

Настоящей музой поэта она почувствовала себя, когда на безлюдном берегу реки Высоцкий впервые и только ей пел свои самые острые свои песни о репрессиях, рамках, в которые власть загоняет творческую интеллигенцию, о перегибах советского режима.

Женой Высоцкого Марина Влади стала в 1970 году. Они расписались «по-тихому» и отправились в свадебный круиз на юг. Как они потом вспоминали, это было самое счастливое время в их жизни.

Большие испытания

Любовь Высоцкого и Марины Влади претерпела немало испытаний. Счастью мешали редкие встречи (она, актриса с мировым именем, не могла совсем оставить карьеру и переехать в Москву, а он был не выездной в стране с «железным занавесом»). Чтобы ее мужа выпустили в отпуск из страны, ей пришлось вступить во французскую компартию, генсек которой лично просил московское руководство выдать Высоцкому загранпаспорт.

Марина не раз спасала мужа, уводя его в полубессознательном состоянии из незнакомой квартиры, иногда, чтобы вырвать его из запоя, ей приходилось лететь из Европы. Она находила, а иногда и заставляла врачей лечить его от алкоголизма и последствий болезни. Потом к алкоголю добавился морфий. Бороться становилось все труднее, но она не сдавалась.

Современники поражались ее терпению и решимости в стремлении сохранить эту странную любовь через границы и разные мировоззрения. Многие до сих пор задаются вопросом, насколько Марина Влади старше Владимира Высоцкого, однако разница в возрасте – заблуждение, они были ровесниками, им было под 30 к моменту их первой встречи.

За 12 лет их брака Марина была любимой, но не единственной женщиной Владимира. Когда Марина была далеко, Высоцкий искал поддержки других муз.

Читайте также

23 июля 80-го года Высоцкий позвонил Марине Влади, сказал, что «завязал» и приедет в Париж 29-го… А 25 числа ей позвонили из Москвы и сообщили о его смерти.