Три жены Михаила Булгакова: спасительница, вдохновительница и хранительница. Жены Булгакова – переплетение судеб Его Маргарита, любимая жена, биограф и секретарь

Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Достаточно назвать такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие книги и пьесы Булгакова были экранизированы.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.


Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее - в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.


О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».


К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» - в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.


В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова - «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.


Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы « », «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.


Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова « » в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь

Первой женой великого писателя была Татьяна Лаппа. Их свадьба была более чем бедной – у невесты даже не было фаты, да и жили они затем весьма скромно. Кстати, именно Татьяна стала прототипом для Анны Кирилловны из рассказа «Морфий».


В 1925 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, происходившей из старинного рода князей. Она увлекалась литературой и полностью понимала Михаила Афанасьевича как творца. Писатель тут же разводится с Лаппой и женится на Белозерской.


А в 1932 году он встречает Елену Сергеевну Шиловскую, урожденную Нюрнберг. Мужчина бросает вторую супругу и ведет под венец третью. Между прочим, именно Елена выведена в самом знаменитом его романе в образе Маргариты. С третьей женой Булгаков прожил до конца жизни, и именно она приложила титанические усилия, чтобы впоследствии произведения ее любимого человека были опубликованы. Ни с одной из жен у Михаила детей не рождалось.


Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причем для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.


Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле .

Библиография

  • 1922 - «Похождения Чичикова»
  • 1923 - «Записки юного врача»
  • 1923 - «Дьяволиада»
  • 1923 - «Записки на манжетах»
  • 1924 - «Белая гвардия»
  • 1924 - «Роковые яйца»
  • 1925 - «Собачье сердце»
  • 1925 - «Зойкина квартира»
  • 1928 - «Бег»
  • 1929 - «Тайному другу»
  • 1929 - «Кабала святош»
  • 1929-1940 - «Мастер и Маргарита»
  • 1933 - «Жизнь господина де Мольера»
  • 1936 - «Иван Васильевич»
  • 1937 - «Театральный роман»

Итак, у Михаила Булгакова жен было всего 3, которых он, к слову, поступательно бросал, кроме последней. При этом, для первой из жен был он первым мужем, второй – приходился вторым, а третей – соответственно третьим. Но это еще не все: из них, у каждой в жизни также было по трое мужчин.

Возможно, это ничего не значит, а возможно - особая магия булгаковской жизни, которой пронизан главный его роман «Мастер и Маргарита». Детей у Михаила Афанасьевича не было. Единственно, усыновил он сына своей последней возлюбленной. Не смотря не все инсинуации по этому поводу, появляющиеся в печати, с очевидностью можно полагаться на недавние события, связанные с претензиями на литературное наследства. За него в 2004 году боролись племянники и прочие дальние родственники. При всем этом, ни разу не упоминалось никаких детей. Так, в обозначенном году в Никулинском суде города Москвы племянницы писателя сделали попытку отсудить авторские права на литературное наследие своего великого дяди у его официально признанных наследников. Ими являются некровный внук, сын Елены Сергеевны от белого офицера (Сергей Шиловский), и правнучки Михаила Афанасьевича.

Другая ближайшая родственница - Дарья Шиловская, внучка старшего сына Елены, - Евгения. Помимо них у Михаила Афанасьевича, выросшего в многодетной семье, с четырьмя сестрами и двумя братьями, из наследников остались 3 дочери сестер. Две из которых и затеяли из-за наследства тяжбу. Это были Варвара Светлаева (75 лет) и Ирина Карум (83 года).

Немалое творческое наследство Булгакова состоит во множестве переиздаваемых сочинений: пьес, романов, пьес, рассказов и записок писателя. А также постановок, поскольку его сюжетами и тонким элегантным сарказмом вдохновляются подмостки до сих пор. Произведения по всему миру и раскупаются многотысячными тиражами, и спектакли по произведениям обошли весь мир. Возможно, действительно, на это наследие имеют право те, чья любовь буквально воссоздавала роскошный писательский дар этого удивительного литератора?

Жены Булгакова

class="h-0" >

Речь о его женах. Итак, первая - Татьяна Лаппа. История доносит до нас, что ни фаты, ни подвенечного наряда не было у этой богатой невесты - «свадебные» деньги, присланные из дома, пришлось потратить на аборт. Работа земского врача, огромная ответственность и выматывающая работа Булгакова в должности земского врача привели к морфизму. Поэтому и вторая беременность жены окончилась столь же плачевно, - Михаил боялся уродств ребенка от отца-наркомана. После второго аборта, угнетенная морфиновым безумием мужа, Татьяна только молилась. Она была готова оставить любимого, лишив себя счастья быть с ним, если Бог вылечит его. И ее молитвы были услышаны: дойдя до неизлечимой стадии, Михаил, вдруг, начал отвыкать, взявшись страстно за литературу, при этом, отдалился от жены. Критическим моментом, ставшим причиной их развода стала сцена из «Белой Гвардии», где молитва жены возвращает к жизни мужа. Ее почему-то критически оценивает Татьяна, сама недавно вымолившая супруга практически с того света.

Второй женой писателя стала шикарная Любовь Белозерская, происходившая из старинного рода князей. Она имела блестящее образование, владела языками. Ее жизненные впечатления Стали роскошным и ценным материалом для литературного творчества писателя, которое они весело творили вместе, с опорой на воспоминания светской львицы.

Но когда произведения Булгакова попадают под запрет, а сам он подвергается жесткой критике и не принимается нигде на работу, это провоцирует безумие и страхи в его тонкой натуре. Неукротимая энергия жены, ее шумное веселье начинают раздражать Михаила. И он встречает другую женщину, ту самую... Елена Сергеевна Нюренберг родившаяся в готическом особняке, который был украшен множеством изваяний, с рельефами головы дьявола над самыми окнами. Ее богатый отец увлекался театром и четверо детей его играли и сами делали постановки домашних спектаклей. В 1915 году семья переехала из Риги в Москву. Два брака Елены с известными людьми.

Имея роскошный дом с огромным штатом вышколенной прислуги, красивого мужа, любимца самого маршала Тухачевского, встретив однажды в гостях Булгакова, она променяла это все на то, чтоб быть с ним.

Домовитая и приветливая, она умела создать как изобилие и изысканность, так и творческую уютную атмосферу в доме. Поручив хозяйство домработницам, она взяла на себя роль менеджера и секретаря Булгакова. И после смерти Михаила Афанасьевича, она приложила все усилия, чтобы добиться публикации его произведений. Однако, не исполнила наказ умирающего мужа, который умолял разыскать первую жену. Говорят, чтобы просить прощения, но сама Татьяна в интервью призналась «Покойный Михаил приходил во сне, чтобы сказать, что именно ее жертвенная любовь прописана в романе, ее любовь испытывает Маргарита к Мастеру».

4 октября 1932 года состоялась свадьба Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской. Это был третий брак известного писателя, а со своей второй женой он развелся буквально накануне, 3 октября.

Татьяна Николаевна Лаппа – спасительница

Первой женой будущего великого писателя, а тогда еще только начинающего врача, стала Татьяна Николаевна Лаппа. С Булгаковым Татьяна познакомилась летом 1908 года, когда приехала на каникулах в Киев погостить у своей тетки Софьи Николаевны, которая служила вместе с матерью Булгакова во Фребелевском институте (женском педагогическом учреждении для подготовки воспитательниц детей дошкольного возраста).

На момент их знакомства Булгакову было 17 лет, а Татьяне еще не исполнилось и 16 лет. Отец, Николай Николаевич Лаппа, столбовой дворянин, действительный статский советник и управляющий казённой палатой был не в восторге от этого любовного увлечения своей дочери. Да и родители Булгакова, тоже не одобряли этого романа. Поэтому всячески старались препятствовать встречам молодых людей. Татьяна училась в гимназии в Саратове, где жила ее семья и встречаться с возлюбленным могла только на каникулах. Но уже на Рождество 1908 года родители не опустили Татьяну в Киев, а отправили в Москву к бабушке. Булгаков в порыве юношеского максимализма даже угрожал застрелиться, если Татьяну не будут отпускать в Киев. Не смотря на противодействие родителей, молодые люди сохранили свое чувство на протяжении нескольких лет.

В 1911 году Татьяна Лаппа окончила гимназию, а в августе 1912 года поступила в Киеве на историко-филологическое отделение Высших женских курсов Фребелевского института. Теперь они были рядом и твердо решили пожениться, даже вопреки воле родителей, которые вынуждены были капитулировать перед решимостью своих детей. В марте 1913 года мать Булгакова писала его сестре Наде в Москву: «Если бы я могла надеяться на хороший результат этого брака; а то я, к сожалению, никаких данных с обеих сторон к каким бы то ни было надеждам не вижу, и это меня приводит в ужас».

Откровенно говоря, матери Булгакова было от чего прийти в ужас. Булгаков и Лаппа обвенчались 26 апреля 1913 года, но еще до заключения брака Татьяна забеременела и сделала аборт. Их свадьба была более чем скромной, у невесты даже не было фаты, хотя Отец Татьяны присылал ей на содержание 50 рублей в месяц, что по тем временам составляло достаточно серьезную сумму. Но деньги молодые тратили бездумно и очень часто сидели «на бобах». Позже Татьяна Лаппа вспоминала: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку».

После свадьбы Татьяна оставила учёбу. После начала Первой мировой войны, летом 1916 года вместе с Булгаковым отправилась на фронт, где работала сестрой милосердия в госпиталях.

Затем осенью 1916 года Булгаков направлен на работу земским врачом в село Никольское Смоленской губернии. В 1917 году Булгаков пристрастился к морфию. Из-за морфинизма мужа в это время Татьяна сделала второй аборт. Далее революционные вихри носили Булгакова и его супругу по всей бывшей Российской империи; Вязьма, Киев, Владикавказ, Тифлис, Батуми и в конце концов, супруги осели в Москве. Все эти тяжелые годы Татьяна Николаевна была верной подругой и ангелом-хранителем своего супруга: не дала мужу погибнуть от морфинизма в глухой смоленской деревне, а затем в 1920 году во Владикавказе выходила Булгакова от тифа. Она стала прототипом Анны Кирилловны - персонажа в рассказе Булгакова «Морфий». Но как-только жизнь их начала налаживаться, отношения между супругами, начали портиться. Булгаков считал, что ему молодому писателю, произведения которого нравятся публике и властям, лучше быть холостым. И в апреле 1924 года они развелись. Но истинной причиной этого развода было не желание Булгакова работать спокойно, не обременяясь семейной жизнью, а другая женщина…

Любовь Евгеньевна Белозерская – вдохновительница

Второй супругой Михаила Булгакова стала Любовь Евгеньевна Белозерская. Для нее это тоже был второй брак. В 1920 году в Киеве она вышла замуж за известного журналиста, Илью Марковича Василевского, с которым была знакома несколько лет. В феврале 1920 года Любовь Евгеньевна вместе с мужем эмигрировала из Одессы в Константинополь. Позже отдельные события этого периода жизни своей второй жены Булгаков использовал в своей пьесе «Бег».

В Константинополе Илья Василевский начал издавать газету «Константинопольское эхо», но быстро прогорел. После этого супруги перебрались в Париж, где Василевский редактором газеты «Свободные мысли», а Любовь Евгеньевна выступала в балетных труппах в парижских театрах. Вначале 1922 года семья переехала в Берлин, где Василевский начал сотрудничать в просоветской газете «Накануне», в которой в то время печатались очерки и фельетоны М. А. Булгакова. В августе 1923 года, на пароходе «Шлезиен», Василевский вместе с супругой вернулся в Россию, в Петроград. Но уже через несколько месяцев они развелись. А в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь писателя Алексея Николаевича Толстого, Белозерская познакомилась с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Писатель Юрий Слезкин писал позднее о том, как произошло их сближение: «Василевская приглядывалась ко всем мужчинам, которые могли бы помочь строить ее будущее. С мужем она была не в ладах. Наклевывался роман у нее с Потехиным Юрием Михайловичем (ранее вернувшимся из эмиграции) - не вышло, было и со мною сказано несколько теплых слов... Булгаков подвернулся кстати. Через месяц-два все узнали, что Миша бросил Татьяну Николаевну и сошелся с Любовью Евгеньевной».


Булгаков и Белозерская стали жить вместе с октября 1924 года, а 30 апреля 1925 года был официально зарегистрирован их брак. Булгаков был очарован своей новой спутницей жизни, но иногда его посещали сомнения, любит ли его Белозерская или их союз – это результат хитроумного женского плана. В своем дневнике он писал: «… кажется, я в нее влюблен. Одна мысль интересует меня. При всяком ли она приспособилась бы так же уютно, или это избирательно для меня?» Как бы там ни было, но Белозерская стала верным помощником своему мужу. Она помогала ему в работе над пьесой о Мольере, переводя с французского книги о французском драматурге. Она подсказывала ему сюжетные ходы романа «Мастер и Маргарита». Она выступала секретарем и стенографисткой супруга, записывая под его диктовку тексты отдельных глав произведений Булгакова. Именно ей, своей супруге, Булгаков посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош».

Но в начале 1929 года семейная жизнь Булгакова снова дала трещину. И снова причиной этой трещины стала женщина…

Елена Сергеевна Шиловская - хранительница

В феврале 1929 года Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской (урожденной Нюрнберг), которая в то время была замужем за красным командиром высокого ранга Евгением Шиловским, имела детей и была счастлива в браке. Евгений Александрович Шиловский, кадровый царский офицер. В годы гражданской войны воевал на стороне красных и сделал неплохую карьеру. Он был другом писателя Алексея Толстого и, по мнению многих исследователей послужил прототипом Рощина в романе «Хождение по мукам». Елена Сергеевна вышла замуж за Шиловского осенью 1921 года в самый разгар Гражданской войны. До этого она несколько была женой Юрия Мамонтовича Неёлова, сына известного актера и анархиста Мамонта Дальского (кстати, тоже являющегося героем романа «Хождение по мукам). В браке с Шиловским Елена Сергеевна родила двоих сыновей, души не чаяла в своем муже и была предельно счастлива до того момента, когда случайно не встретила Булгакова.

Они познакомились 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко, где творческая интеллигенция Москвы отмечала масленицу. По признанию Шиловской – это была любовь с первого взгляда: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Отношения между ними развивались стремительно, при том, что каждый из влюбленных был не свободен. И Булгаков, и Шиловская, став любовниками, вынуждены были скрывать этот факт от своих супругов, выдавая страсть за обыкновенную дружбу.

Елена Сергеевна стала часто бывала в доме Булгакова и даже подружилась с его второй женой Любовью Евгеньевной Белозёрской. Но в конце 1930 года Евгений Шиловский узнал о неверности своей жены и потребовал прервать эту порочную связь. Больше года после этого Булгаков и Шиловская не виделись, но встретившись в июне 1932 года, поняли, что не могут жить друг без друга. Елена Сергеевна уходит от мужа. Начинается болезненный процесс выяснения отношений, упреков, просьб и извинений. В итоге Шиловский согласился на развод. Супруги разошлись, «поделив» своих детей. Старший сын, 10-летний Евгений, остался жить с отцом, а младший, 5-летний Серёжа, отправился вместе с матерью в дом Булгакова. Кстати свих детей у Михаила Афанасьевича не было. Нужно отметить, то с каким благородством повел себя в этой ситуации Евгений Шиловский. Перед самым разводом он написал письмо тестю Сергею Марковичу Нюренбергу в котором сам объяснил причины разрыва и просил не судить строго Елену за измену. «Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями», - писал он. Евгений Александрович Шиловский, занимая высокий пост в РККА, постоянно помогал бывшей жене и сыну, но от встреч с Булгаковым всегда уклонялся.

3 октября 1932 года Булгаков развёлся со своей второй женой Любовью Белозёрской, а уже 4 октября женился на Елене Сергеевне. Первая жена Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа позднее вспоминала, что Булгаков часто говорил ей: «Я должен жениться три раза!». Якобы такой совет ему дал писатель Алексей Николаевич Толстой, считавший троекратный брак ключом к литературному успеху.

В после женитьбы Булгаков еще некоторое время он еще поддерживал отношения со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь. Он снял ей комнату в другом месте, а затем отстроил ей помещение в том же доме, где они до этого жили по улице Большая Пироговская, 35.

Что касается Елены Сергеевны, то всю свою жизнь она посвятила мужу и его работе. Через год после заключения брака она по просьбе мужа начала дневник, который вела в течение 7 лет до последних дней жизни Булгакова. Сейчас этот дневник является бесценным документом, описывающем последние годы жизни писателя. Она писала под его диктовку, а затем перепечатывала на машинке и редактировала все новые произведения Булгакова. Михаил Афанасьевич передал супруге доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. И она составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией и т. д. А еще стала прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».


После смерти Булгакова она стала хранительницей его богатого литературного наследия. Ее заслугой является сохранение в тяжелые годы войны булгаковского архива: многие рукописи, хранившиеся в единственном экземпляре, она успела перепечатать. И именно она добилась того, что были опубликованы неизданные при жизни произведения, в том числе и романы «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита», а также были переизданы в полном виде "Белая гвардия» и «Записки юного врача».

ТРИ ЖЕНЫ МИХАИЛА БУЛГАКОВА.
Три грации Михаила Булгакова: Татьяна, Любовь, Елена...

Все его жены имели прямое отношение к его произведениям - кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипом главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах - он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом. Было так и ровно 88 лет назад, когда в одесском журнале "Шквал" начали печатать отрывки из его романа "Белая гвардия". В романе "Мастер и Маргарита" он вложил в уста Воланда фразу, что "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" и всю жизнь доказывал правоту этого высказывания…
Татьяна: Первая любовь...
Они познакомились летом 1908 года - подруга матери будущего писателя привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню - они много гуляли, ходили в музеи, разговаривали… У них было много общего - несмотря на внешнюю хрупкость, Тася обладала твердым характером и всегда имела, что сказать, верила в удачу.

В семье Булгаковых Тася чувствовала себя как дома.
Но лето кончилось, Михаил отправился на учебу в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года - когда выпал шанс отправиться в Саратов, сопровождая бабушку Татьяны. Теперь настал ее черед выступить в роли гида - показать Булгакову город, прогуляться по его улицам, музеям и говорить-говорить-говорить…
Михаила семья приняла… как друга, но о том, чтобы поженить бедного студента и юную школьницу не могло быть и речи. Но через год Булгаков снова вернулся в дом управляющего Казенным домом Николая Лаппы… и нашел подходящие слова, убедившие будущего тестя отправить дочь учиться в Киев.

Надо отметить, что по приезду в Киев у Татьяны случился серьезный разговор с матерью писателя и об их отношениях. Но и здесь влюбленным удалось успокоить Варвару Михайловну и объяснить, что их союз - не просто выходка или блажь. И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".
Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой. "Тася" осталась в прошлом, и теперь перед ними была "жена студента - госпожа Татьяна Николаевна Булгакова".

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала. Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…
Любовь: Зрелая любовь...
Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого. Михаил уже почувствовал, что это такое - быть писателем и искал свою музу, способную вдохновить и направить его творческий порыв в нужное русло, способную трезво оценить рукопись, дать совет. К сожалению, Татьяна не обладала подобным талантом (как, впрочем, и никаким другим, имеющим отношение к литературе). Она была просто хорошим человеком, но этого ему уже было недостаточно.
Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах - ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.
К моменту их личного знакомства Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Отношения Михаила и Любови напоминали именно творческий союз. Любовь помогала ему с сюжетными линиями, была первым слушателем, читателем. Поженилась пара лишь спустя год после знакомства - 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош".
Но 28 февраля 1929 года Судьба приготовила ему встречу с подругой Любови - той, о которой впоследствии писатель скажет: "Любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг…"
Елена: Любовь навсегда...
Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…"

Они оба были несвободны. Елена была замужем за своим вторым мужем - глубоко порядочным человеком, воспитывала двоих сыновей. Внешне брак был идеальным. Собственно говоря, он действительно был таким - Евгений Шиловский, потомственный дворянин, с невероятным трепетом и любовью относился к своей супруге. И она его любила… по-своему: "Он удивительный человек, таких нет… мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день… я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами… Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне… мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать… во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам…"

Роман Булгакова и Шиловской возник внезапно и бесповоротно. Для них обоих это было тяжким испытанием - с одной стороны, безумные чувства, с другой - невероятная боль за тех, кого они заставляли страдать. Они то расходились, то возвращались обратно. Елена не притрагивалась к его письмам, не отвечала на звонки, никогда не выходила на улицу одна - она хотела спасти брак и не причинять боль своим детям.
Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Во время первой же своей самостоятельной прогулки спустя полтора года после бурного объяснения Булгакова с ее мужем, она встретила Михаила. И первой же его фразой было: "Я не могу без тебя жить!.." Она тоже не могла без него.

На этот раз Евгений Шиловский не стал препятствовать жене в ее желании развестись. В своем письме родителям он старался оправдать поступок жены: "Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им… Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время…"

Брак Михаила и Любови Белозерской был расторгнут 3 октября 1932 года.
4 октября 1932 года супругой писателя стала Елена Шиловская…

Судьба уготовила им сложную жизнь, Елена стала его секретарем, его опорой. Он стал для нее смыслом жизни, она - его жизнью. Она стала прототипом Маргариты и оставалась с ним до самой его смерти. Когда здоровье писателя ухудшилось - врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз - Елена полностью посвятила себя супругу и выполнила обещание, данное ею ещё в начале 1930-х годов. Тогда писатель попросил ее: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках…"

В жизни Михаила Булгакова случалось многое – были и головокружительные взлеты, и пора безденежья. Его любили ослепительные красавицы. Он был женат трижды. Все жены писателя чем-то неуловимо похожи: темноволосые, стройные, обаятельные, с чувством юмора, умные. Сильные и яркие личности.

Татьяна Лаппа была его первая любовь. Они познакомились, когда им было 16 лет. Булгаков звал ее Тася, Тасенька. Они были ровня – красивые, влюбленные, оба из хороших семей. Татьяна – дочь действительного статского советника, Михаил – сын доктора богословия Киевской духовной академии. С Татьяной, единственной, Булгаков был обвенчан. Она дважды была в положении, но от ребенка избавлялась, причем во второй раз операцию делал супруг.

Татьяна, подобно Маргарите, была самоотверженна в своей любви. В самый трудный период его жизни она была с ним: когда Булгаков был военврачом, сельским доктором помогала ему как медсестра. Во время ампутации ноги раненых здоровые мужчины падали в обморок, а она стояла, нюхала нашатырь и продолжала помогать мужу. Однажды во время трахеотомии дифтерийные пленки попали ему в рот, и он попросил сделать ему прививку от дифтерита. Этот случай едва не стал для Булгакова смертельным. У него пошел жар, отекло лицо. Тогда он впервые сделал укол морфия, который стал роковым: Булгаков быстро становился морфинистом.

Татьяна терпела его приступы безудержной ярости без дозы на грани безумия… Отчим писателя дал Тасе дельный совет: разбавлять вкалываемый морфий водой. Постепенно доза морфия уменьшалась. И Булгаков справился с этим недугом!

Много трудностей было в их жизни. Он едва не умер от тифа – спасла жена, ездила с ним по кавказским аулам. Чтобы не умереть с голоду в Москве, она разрубила на звенья золотую цепь – память матери – и продавала ее. «Ты будешь вечно виноват перед Тасей»,- говорила ему сестра Надя, когда он ушел от первой жены.

Слова сестры оказались вещими. В предсмертном бреду Михаил Афанасьевич повторял одно и то же: «Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться».

Роман со второй, Любовью Белозерской, начался еще при Тасе. Люба только что вернулась из Парижа – нарядная, яркая, светская. К тому же разведенная. Булгаков слушал рассказы о ее выступлениях в балете на парижской сцене с огромным интересом. Ей он посвятил «Белую гвардию», «Мольера». При ней стал известным, успешным. Супруги вели бурную светскую жизнь, ездили в Крым, сменили квартиру. Если у Таси не было даже лишней пары туфель, Любе он купил шубу. Она водила авто, увлекалась верховой ездой. После развода Любовь Белозерская сожгла все булгаковские письма к ней.

Обе супруги восприняли уход Булгакова болезненно, но с достоинством – без злобы и сцен ревности.

Знакомство Михаила Булгакова с третьей женой Еленой, которая стала прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» произошло на квартире художников Моисеенко. Вот как об этом вспоминала Елена Шиловская: «Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее…».

Сам Михаил Афанасьевич передал свои чувства в романе: «Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Я вдруг понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину».

Булгаков хотел умереть у нее на руках. «Я буду умирать тяжело»,- говорил он другу и уверял, что, когда его понесут в гробу, ударят на лестнице краем об дверь соседа снизу. Так и получилось!

Он жил не три дня, как прогнозировали врачи после окончательного диагноза, а 6 месяцев. Жена не отходила от него. Он ослеп. Временами мутился рассудок., но до последних дней диктовал свой роман, под которым по его же пророчеству, и был погребен.

Он взял с жены клятву – не умирать, пока не издадут «Мастера». Она ее выполнила.