Тип социальной организации людей. Социальные организации

Разумеется, при большом количестве подходов к изучению социальных организаций, социологи классифицируют их по самым различным признакам, но попробуем выделить основные следующие виды социальных организаций:

  • 1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Следует заметить, что цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев организации или государство. Членство или работа в данной деловой организации обеспечивает работникам средства к существованию (зачастую это заработная плата). Основой регулирования в данных организациях является административный порядок, принципы единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности;
  • 2. Общественные организации (союзы), массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей;
  • 3. Промежуточные организации, например кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т.д.). В обществе возникают организационные образования и другого рода, которые не являются собственно организациями, но имеют некоторые признаки последних;
  • 4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные ценности и нормы. Однако степень их формализации незначительна. Но более важное их отличие от организаций первых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели друг друга, т.е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Конечное, целое здесь, как и везде не тождественно его составляющим, но общие цели суть совпадающие индивидуальные;
  • 5. Поселение - такой тип общности, который обладает сходными организационными признаками с описанными выше. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельность и способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.

Очевидно, что все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся административные организации (милиция, префектуры и проч.), многие имеют аппарат и даже предприятия. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, например, исследовательский институт создается на базе научной школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В каких-то других же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими, ввиду этого можно в кратком варианте изложить основные первые 4 организации, относящиеся к эффективным:

  • 1. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • 2. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);
  • 3. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);
  • 4. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Но не следует забывать о том, что наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальны е. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

1. Формальный аспект организации - главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Иначе выражаясь:

Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства.

Выделяют:

  • · Группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
  • · Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
  • · Рабочая (целевая) группа - сотрудники, работающие над выполнением одного задания.

Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.

2. Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

Социальная организация общества (от позднелат. organizio - формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum - орудие, инструмент) - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.

В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация траты на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.

Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.

Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.

Однако есть еще и третье, более специальное значение этого термина в обществе: «социальная организация» – это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель (Н.Смелзер). Социальная организация, – пишет Н.Смелзер, – это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.. В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий”. Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, "организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей”.

Социальная организация - это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации

Социальные организации являются необходимыми элементами социальной структуры общества, наряду с социальными общностями, социальными группами и социальными институтами и не сводимы ни к одним из них.

Три специфические черты отличают социальные организации от них:

во-первых, организации - это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;

во-вторых, организации - это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.

Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты ):

    цели организации;

    членов организации, или участников;

    "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро"(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);

    совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);

    правила, регулирующие поведение людей;

    средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);

    заданный алгоритм действий;

    систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;

    упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

Неформальная - это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты данного явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность - неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.

Формальная - это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Социальные свойства организации таковы:

    организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, условий эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

    организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;

    организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Разграничение понятий "социальный институт" и "социальная организация", в силу уже указанных выше причин, представляет определенную сложность: действительно, социальная организация - в принципе не что иное, как сложный социальный институт.

Однако, при этом нужно иметь в виду то обстоятельство, что термин "социальная организация" употребляется и в двух других значениях.

Социальная организация обозначает определенный организованный вид деятельности, т.е. здесь социальная организация - процесс распределения функций, координации, целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект.

Термином "социальная организация" обозначают также свойство социального объекта, имея в виду степень внутренней согласованности, упорядоченности какого-либо целого, его структуру.

Однако, вернемся к понятию "социальная организация" в его основном значении, о котором уже шла речь выше.

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это один из важнейших элементов социальной структуры общества (в широком значении этого термина), искусственное социальное объединение людей институционального характера, реализующее в обществе определенные функции.

Особенности социальных организаций:

    Социальные организации обладают целевой природой, поскольку создаются в обществе для реализации определенных целей, т.е. это средство объединения и регламентации поведения людей для совместного достижения определенной цели.

    Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам, т.е. занимать в ней определенные позиции.

    Организации возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Потому в них, с одной стороны, имеют место различные горизонтальные структуры. С другой - социальные организации всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в них выделяются управляющая и управляемая подсистемы.

    Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации (имеются в виду как непосредственно органы управления организацией, так и внутриорганизационные нормы).

На основе перечисленных факторов и возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Соответствено, поведение индивидов в организации и вне ее - явления различные. Разные элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели, потребности и т.п. - "выстраиваются" в рамках организации совершенно по-иному, чем вне организации, поскольку в организации действуют законы совместной кооперированной деятельности. Подобная организационная деятельность порождает организационный эффект, который называют СИНЕРГИЕЙ, т.е. приростом дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий ее участников.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТА СИНЕРГИИ

1. Организация объединяет усилия своих членов и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий дает прирост энергии.

2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными, специализированными и эта специализация, однонаправленность действий индивидов позволяет также усилить энергию, концентрируя ее в одной точке.

3. Благодаря наличию управляющей подсистемы, действия людей синхронизируются, что также служит мощным источником повышения обшей энергии организации.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗА ЦИЯ - ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ ОТ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НАЛИЧИЕМ ЦЕЛЕЙ, ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМ), А ТАКЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выделяют следующие разновидности социальных организаций: формальные и неформальные.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ имеет следующие особенности: она рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели; она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются в соответствии с определенной программой, правилами. В формальной организации предусмотрены лишь служебные связи между индивидами и она подчиняется лишь функциональным целям.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой самопроизвольно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющуюся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения, к примеру, в трудовом коллективе на основе симпатий и антипатий.

Социальный институт, его признак и виды. Институт семьи

Тема V. Институты и организации

Понятие социальной стратификации. О классовой структуре общества

До сих пор мы исследовали социальные группы, в том числе большие и малые, границы которых более или менее четко оформлены: производственный коллектив, семья, бригада, армейское подразделение. В этих социальных группах отношения между членами могут быть формальными или личностными.

Но существуют общности другого типа, границы которых являются неопределенными и отношения между членами нельзя охарактеризовать ни личностными, ни формальными. Эти отношения строятся на основе символического взаимодействия. Речь идет о сходстве образа жизни и стандартов потребления, близости культурных образцов, интересов и мотивов. Здесь свой узнает своего по тому, что тот тоже живет в престижном районе и тоже имеет счет в банке. Общность может заключаться в обладании одной марки машины, которая выступает символом принадлежности к определенному кругу.

Люди могут признать другого за “своего” потому, что этот человек такого же знатного происхождения. Таким образом, люди здесь делятся по рангам, то есть по принципу “выше-ниже”.

Другое деление может быть на основе признаков, которые не зависят от самого человека: например, по полу, или расе, или языковой принадлежности. Так получилось, что человек родился мужчиной или женщиной. Тем не менее и здесь может быть деление по принципу “выше-ниже”.

Вот такие общности, которые объединяют людей на основе символического взаимодействия, называются социальными слоями, или стратами , а деление общества на страты называется социальной стратификацией .

Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства . Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным.

Социальное пространство необходимо отличать от физического. Два человека могут соприкасаться физически, могут даже обняться в групповом снимке, но в социальном пространстве они могут находиться очень далеко друг от друга. Допустим, что кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании объезжает страну, здоровается со всеми за руку и даже может сплясать в какой-нибудь деревне с дояркой под гармошку. Но все равно в социальном пространстве они на разных полюсах. И потом этот кандидат в президенты вернется в свой роскошные кабинет в столице, а доярка так и останется жить в своей деревне в заботах о дровах для печки.

Социальное пространство многомерно. Индивид может занимать высокий социальный статус, например, на работе, а дома в своей семье оказывается под каблуком у жены, и статус его там совершенно другой. Но зато в политической деятельности он может занимать место, близкое к лидерам партии. Таким образом, индивид может одновременно находиться в разных ячейках социального пространства.



Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, имеют более близкие контакты и тесные отношения друг с другом. Они обладают сходными установками, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами. Тем самым они объединяются в социальный слой или страту .

Среди показателей, которые определяют место индивида в социальном пространстве, можно различать так называемые номинальные и ранговые параметры.

Номинальные параметры – пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык. То есть имеются в виду такие показатели, которые объективны и не зависят или мало зависят от самого индивида. Индивид не может изменить свою расу или свою национальность, свой основной язык, легко поменять профессию, стать по желанию из деревенского жителя городским.

Важной особенностью номинальных параметров является то, что на их основе нельзя определить, какое место – высокое или низкое – занимает данный индивид в социальной структуре. Нельзя поставить мужчину выше женщины на основании лишь того, что он мужчина, или жителя города выше жителя деревни.

Именно поэтому, например, в современном обществе идет борьба за равноправие женщин или национальностей, или за равенство прав провинции по отношению к столице и т.д. Вот эта борьба говорит о том, что данные параметры являются номинальными. И наоборот, если выясняется, а фактически так оно и есть, что женщины в своей массе за ту же работу получают меньше, чем мужчины, или есть преследование за политические взгляды, то такие явления оцениваются как проявление несправедливости.

Но реально в некоторых обществах именно номинальные показатели являются основой для того, чтобы оценивать людей по принципу “выше-ниже”: например, если культура определенного общества строится на признании того, что одна раса выше другой. Так, в прежней Южно-Африканской республике расизм был официальной политикой, владеть землей и занимать высокие должности в соответствии с конституцией могли лишь белые люди. Или, например, должность чиновника оценивается как более почетная и важная, чем любая другая, – так происходит во многих африканских странах. Там даже мелкий служащий смотрит на простого человека сверху вниз, даже походка у него иная.

Но общественный прогресс состоит в том, что признаются несправедливыми какие-либо привилегии на основе номинальных параметров.

Ранговые параметры – образование, доход (заработная плата), богатство (полученное в результате наследства или накопления), престиж, власть, возраст, административная должность, интеллигентность. Ранговые параметры отличаются от номинальных параметров тем, что они объективно обусловливают социальное неравенство индивидов. Так, ясно, что более высокое образование дает определенные преимущества и в получении социальных благ, тем самым оно определяет более высокое социальное положение данного индивида. Так и власть может быть большей или меньшей, и соответственно социальное положение индивида будет более или менее высоким.

То есть ранговые параметры можно измерить количественно, и они обеспечивают количественное измерение социального статуса индивида.

В то время как стремление к равенству на основе номинальных параметров, то есть к равенству, независимо от пола, расы, места жительства, воспринимается как борьба за справедливость и объективно приводит к прогрессивному развитию общества, борьба за равенство независимо от ранговых параметров может привести к революционной ситуации. Но рано или поздно вновь будет восстановлено неравенство, и все равно людей будет разделять их положение во властных структурах, или они будут неравны по богатству или по происхождению и т.д.

После Октябрьской революции, когда закончилась гражданская война, снова было восстановлено социальное неравенство, но уже не на прежней основе, не на делении на дворян и крестьян, а на новой основе: стало господствующим деление на начальство и остальных, на коммунистов и беспартийных, на партийное начальство и остальную партийную массу. И снова одни имели привилегий больше, чем другие – в виде спецпайка, роскошных кабинетов, дач и т.д.

Интересно, что Борис Ельцин начал свой поход во власть с борьбы против привилегий государственной и партийной верхушки, демонстративно ездил в троллейбусе, как все. Но его приход к власти обернулся еще большими привилегиями уже новым начальникам-демократам. История показывает, что неравенство на основе ранговых параметров неустранимо и борьба за его ликвидацию приводит лишь к смене формы неравенства, а часто к еще большему неравенству.

Поэтому имеет смысл бороться за устранение неравенства на основе номинальных параметров и за то, чтобы неравенство на основе ранговых параметров находилось в определенных границах и не приводило к расстройству и развалу общества как целого.

Но в конечном счете естественно, что люди, занимающие более высокую административную должность, или более образованные, или получившие от своих родителей более высокий первоначальный капитал, имеют более высокий социальный статус.

Фиксируя положение индивида по ранговым параметрам, можно построить так называемый статусный профиль данного индивида в определенный момент времени.

Допустим, что мы рассматриваем социальный статус индивида Петрова по следующим показателям: доход − средней величины, возраст − сравнительно молодой, должность − высокая, происхождение − низкое (отец – рабочий невысокой квалификации, мать – уборщица) и, наконец, властные полномочия − невысокие.

Отмечаем все эти данные на таблице и получаем ломаную линию, изображающую статусный профиль Петрова.

Теперь, если мы объединим индивидов, имеющих примерно такую же линию статусного профиля, то получим определенный социальный слой, или страту. Индивиды, входящие в эту страту, будут иметь общую им субкультуру, то есть культурные нормы, представления о хорошем и плохом, общий стереотип поведения и т.д. Между этими индивидами будут контакты более частые, чем между ними и индивидами другой страты, которая будет выступать для них аутгруппой.

Если же при сходстве линии статусного профиля в целом какой-то показатель у конкретного индивида будет выделяться, например, человек будет отличаться происхождением (пусть его родители будут не рабочими, но инженерами), то данный индивид будет в этой страте не совсем своим, то есть он будет маргиналом.

Если у индивидов статусный профиль таков, что все или почти все показатели являются достаточно высокими, то данная страта относится к элите общества. И наоборот, статусный профиль с низкими показателями говорит о том, что данный индивид относится к низам общества. Между этими полюсами можно распределить всех остальных индивидов и все остальные страты общества.

Необходимо выделить власть в качестве особого рангового параметра. Власть отличается универсальностью статуса. При обладании высокой властью индивид может быстрее достичь высоких показателей и по другим параметрам – образованию, происхождению, богатству и т.д. Можно использовать власть для получения дворянского титула или доступа к должности, обеспечивающей высокий доход.

С другой стороны, все остальные показатели, если они достаточно высокие, автоматически обеспечивают и более высокий показатель власти. Если человек образован, знатен по происхождению, богат и интеллигентен, то все это обеспечивает и приобретение реальной власти в обществе.

О социальной стратификации . Социальная стратификация – это распределение социального неравенства в обществе. Социальная стратификация может быть различной в разных обществах и может меняться с течением времени в одном и том же обществе.

Кажется естественным иерархическое распределение неравенства в обществе: немногочисленные высшие слои обладают максимальными привилегиями, и большая часть общества обладает минимальными привилегиями. Между этими полюсами находится среднее звено – с привилегиями, которые не такие большие, как у высших слоев, но и немалые по сравнению с низшими слоями. Распределение привилегий и неравенства в таком обществе можно выразить линией A (см. рисунок ниже).

Однако в результате получается общество с высоким уровнем неравенства. Такое общество делится на два противоположных полюса: ничтожная часть очень богатых и обеспеченных людей, с высокими привилегиями, − и большая масса людей, ведущих нищенский образ жизни. Исторический опыт показывает, что такие общества неустойчивы, в них постоянно возникают социальные конфликты и возможны социальные революции. В ходе этих революций средняя часть, опираясь на недовольство низов, приходит к власти, оставляя при этом низы там, где они находились ранее. Так, в России в ходе перестройки средний партийный слой – секретари областных и районных партийных комитетов − сменил высшее партийное руководство и занял его место. Но народ в целом остался при своих прежних интересах, поэтому сохранилась почва для конфликтов и кризисов.

Современные так называемые развитые общества имеют другую социальную стратификацию. Здесь господствующим по численности является средний класс, а высшая элита и низшие слои населения примерно одинаково малочисленны. Схема распределения неравенства здесь может выражаться линией B (см.: рисунок).

Ясно, что наиболее устойчивым и застрахованным от социальных конфликтов и кризисов будет общество, социальная стратификация которого соответствует линии В . К таким обществам относятся современные европейские страны и Соединенные Штаты с Канадой.

В современной социологии не следуют марксистскому определению классов, главным признаком которых было обладание либо не обладание средствами производства. Теперь исходят из более общих признаков, решающим из которых является возможность распоряжения определенной частью ресурсов или богатств данного общества, причем независимо от того, на основе чего происходит это распоряжение, – на основе политической власти, или собственности, или профессиональных знаний, или на основе других личных достоинств – талантов, физических данных (например, выдающийся спортсмен) и т.д.

Используется модель трехзвеньевого классового деления общества: высший класс, средний класс и низший класс. Причем внутри каждого класса различают два дополнительных уровня, и таким образом общество делят на следующие шесть классов:

1. Высший-высший класс . В него входят представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что не зависит от каких-либо социально-экономических изменений в обществе. Часто эти люди даже не знают точно размеров своих богатств. Здесь можно назвать семью английской королевы, семьи арабских правящих шейхов, может быть, пару десятков миллиардеров Америки и Европы.

2. Низший-высший класс . Сюда входят банкиры, видные политики, собственники крупных фирм, получившие свои состояния в жесткой конкурентной борьбе. Их богатство зависит от экономической и политической ситуации, то есть в принципе эти люди могут разориться и перейти в более низшую категорию.

3. Высший-средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, управляющих крупными фирмами, известных юристов, врачей, особо выдающихся спортсменов, крупных ученых. Эти люди занимают достаточно прочное и устойчивое место в своих областях. Считается, что эти люди составляют главное богатство нации.

4. Низший-средний класс . В него входят наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители на предприятиях, квалифицированные рабочие. Этот класс в развитых странах наиболее многочислен. Его представители стремятся к повышению статуса в рамках своего класса. Этот класс заинтересован в стабильности общества и поэтому является основой поддержки существующей власти.

5. Высший-низший класс . Его составляют наемные рабочие, создающие прибавочную стоимость. Этот класс постоянно борется за улучшение условий своего существования, создавая для этого профсоюзы и соответствующие политические движения.

6. Низший-низший класс . Эти нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, выполняющие самую грязную и низкоквалифицированную работу. В целом это маргинальная часть населения.

Данная схема применима для анализа социальной структуры современных европейских обществ. Но она неприменима к современной России. Социальную структуру нашего общества можно представить схемой, включающей семь подразделений:

1. Общероссийские элитные группы, которые соединяют в своих руках, с одной стороны, богатства, сравнимые с крупнейшими западными состояниями, а, с другой стороны, власть на общероссийском уровне. К ним относится политическая верхушка нашего государства. Не исключено, что сюда по крайней мере раньше входила семья Ельцина (богатство + возможность влиять на важные политические решения), так называемые олигархи, близкие к тем, кто принимает важные решения в правительстве.

2. Региональные элиты, обладающие значительными состояниями и влиянием на экономику своих областей и районов. Здесь можно назвать некоторых губернаторов, денежных воротил областного масштаба.

3. Российский верхний-средний класс. Это люди с доходами, которые могут обеспечить уровень жизни, который соответствует западным стандартам.

4. Российский динамический средний класс. Динамический, то есть продвигающийся к более высокому уровню потребления; он социально активен, для него характерны легальные способы получения доходов.

5. Аутсайдеры. Это те, кто так и не приспособился к новым условиям, у них низкая социальная активность, невысокие доходы и они также используют легальные способы их получения.

6. Маргиналы, то есть люди, находящиеся вне системы. Все то же, что и у аутсайдеров, но они ориентируются на антисоциальную деятельность: различные протесты, забастовки и т.п.

7. Криминалитет. У них высокая социальная активность, готовность к приходу к власти, но деятельность противоречит легальным нормам.

Ясно, что если удастся обеспечить развитие динамического среднего класса, то это будет означать устойчивость всего российского общества, которое начнет превращаться постепенно в нормальное общество европейского типа.

Социальный институт – это прежде всего социальная общность или социальная группа. Но это особенная социальная общность или группа. Ее отличие состоит в том, что здесь люди объединяются для определенной совместной сознательной деятельности. Эта деятельность обязательно регулируется каким-либо документом, текстом, договором в виде закона, или постановления, или правил. Само слово институт происходит от латинского institutum – установление, учреждение. То есть что-то учреждается, устанавливается сознательно.

Например, в основе института семьи лежит кодекс законов о семье и браке, то есть некий документ, слово. И создание конкретной семьи фиксируется брачным свидетельством − особым документом, который превращает двух конкретных людей в мужа и жену. В одном африканском племени мужчина и женщина считаются мужем и женой после того, как они подходят к старейшине и он им говорит: “Ну, вот теперь живите вместе”. То есть здесь семью создает слово старейшины.

Также и государство как особый социальный институт регулируется конституцией или системой договоров; или армия как социальный институт регулируется уставом и системой правил и распоряжений.

Можно сказать, что в отличие от других социальных общностей и групп, таких как класс, или деление на мужчин и женщин, или по месту жительства – городское и сельское население и т.д., в основе социального института лежит слово, некий сознательный акт. Поэтому социальный институт можно определить следующим образом.

Социальные институты есть исторически сложившиеся формы сознательной совместной деятельности людей.

Любой социальный институт характеризуется двумя признаками.

Первый . Удовлетворение определенной социальной потребности. Например, русское государство возникло первоначально из военных дружин, которые создавались для отражения набегов степных кочевников. Эти дружины обеспечивались населением за счет добровольных пожертвований. Постепенно дружины превратились в постоянное войско, возглавляемое князем, который уже принудительно стал собирать налоги с сельских общин на свое содержание и постепенно начал регулировать жизнь этих общин на основе указов и законов.

Семья призвана удовлетворить потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, в регуляции отношений между полами и т.д. Институт образования обеспечивает подготовку грамотной рабочей силы для общественного производства и передачу культуры данного общества новому поколению.

Второй . Социальный институт есть некое надындивидуальное образование с собственными законами развития. Например, армия есть нечто большее, чем совокупность людей, одетых в определенную форму; она может действовать как одно целое, в котором конкретный индивид уже не принадлежит самому себе. Можно сказать, что социальный институт есть некая человеческая машина, то есть машина, состоящая из людей, где каждый выполняет определенную, предписанную ему функцию.

Такой же машиной, состоящей из людей, выступает, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. В ней индивиды – врачи, работники соответствующих служб, министерства, департаментов должны выполнять определенные функции. Даже семья как особый социальный институт тоже может быть представлена как особая машина для воспроизводства человеческого рода, и индивиды здесь тоже не предоставлены самим себе, но выступают как муж, жена; тот и другой несут определенные обязанности.

При рассмотрении социального института как системы мы выделяем следующие его три элемента.

Первый – это совокупность ценностей, норм, идеалов и образцов поведения. Они обеспечивают единство деятельности людей, ее согласованность, стабильность данного института. Например, врачи дают так называемую клятву Гиппократа; в армии есть акт принятия присяги, есть, может быть, негласный кодекс чести офицеров, нормы поведения работника государственной службы и т.д.

Второй − деятельность по специальному обучению, идеологическая работа с индивидами и т.п. − так называемая интернализация норм, ценностей и образцов поведения, то есть перевод их во внутренний мир личности. Люди должны выполнять свои функции не как нечто внешнее и принудительное, но как то, что они сами признают необходимым и правильным. Например, в армии проводится определенная работа с личным составом, чтобы солдаты, офицеры и другие военнослужащие сознательно вели себя в соответствующих ситуациях так, как от них требуется.

Или в школе с подростками проводятся специальные занятия по воспитанию соответствующих качеств, которые бы обеспечивали возможность и способность учеников быть в будущем хорошими супругами.

Можно сказать, что нормальное функционирование социального института предполагает определенное идеологическое воздействие на членов данного института.

В западных крупных фирмах проводятся особые мероприятия по воспитанию у работников патриотизма по отношению к данной фирме. Праздники отмечаются вместе, так что за одним столом сидят представители высшей администрации, сам глава фирмы, среднее звено, работники низовых звеньев (ночные уборщики, вахтеры и т.п.). Произносятся речи, жмут друг другу руки. Считается желательным одеваться в одежду, которую производит фирма, или покупать автомобили только своей фирмы; везде висят лозунги типа “Наша фирма – одна семья”. Отмечаются дни рождения у работников, причем крупный начальник пожмет руку работнику, похлопает по плечу, спросит, как жена и детишки; подарит авторучку и т.п.

Третий − организационное оформление социального института. Институт − это совокупность определенных подразделений и служб, связанных между собой по вертикали и горизонтали.

Так, институт образования состоит из различных министерств, которые сами состоят из различных подразделений и служб, которые контролируют учебные высшие и средние заведения, которые в свою очередь регулируют деятельность преподавателей, учителей, обслуживающего персонала. Ко всему этому прилагаются определенные материальные ценности – здания школ, департаментов, все эти здания начинены оборудованием, бухгалтериями, которые регулируют финансовые потоки и т.п.

Это не значит, что есть обязательно единое начальство. Может существовать совокупность учреждений, которые организационно не связаны друг с другом. Но они все объединены какими-то едиными документами, или законами, или уставами, общими исходными идеями.

Скажем, в основе американского образования лежат одни исходные идеи – прагматизм, ориентация прежде всего на практические нужды. Поэтому в массовых школах учат ведению домашнего хозяйства, стенографии, спорту, как пользоваться противозачаточными средствами, а также определенным теоретическим знаниям. И лишь в особых, так называемых престижных дорогих заведениях дают более или менее серьезное образование, так как выяснилось, что для процветания нации достаточно, чтобы лишь около 5% населения было хорошо образованным.

Российское образование, в том числе массовая школа, ориентировано на воспитание всеобщей интеллигентности и духовности. Поэтому главными занятиями являются не спортивные или по домашнему хозяйству, но освоение мировой литературы, в том числе русской – Достоевского, Толстого и т.д. Осваивают знания по квантовой физике, по высшей математике, которые в жизни никогда не потребуются 90% населения, но воспитывают определенную глубину мышления и достаточно широкий кругозор. Поэтому Россия и поставляет всему миру высококлассных математиков, лучших физиков, художников и т.п.

Ранее мы говорили о том, что одним из признаков социального института является его нацеленность на удовлетворение определенной социальной потребности. В зависимости от того, о какой потребности идет речь, социальные институты можно подразделить на три главных вида.

Политические институты. Это учреждения и организации, связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство, партии, армия, правоохранительные учреждения, профсоюзы, политические движения, в том числе различные женские, молодежные, расовые и национальные движения – за равноправие женщин, за права молодежи, национально-освободительные организации.

Экономические институты.Это учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, финансами, распределением собственности и т.п. Сюда входят заводы, банки, торговля, рынок как особый институт со своей идеологией, ценностями и системными связями.

На первый взгляд, рынок – это то, что развивается стихийно, без всякой идеологии. Рынок − это обмен товаров по стоимости, он действительно возникает стихийно и присутствует во всяком обществе. Но рынок как система экономических отношений, пронизывающая все общество и перестраивающая все его стороны жизни: правовую, семейную, психологическую и т.д., – такой рынок нуждается во внедрении в общественное сознание соответствующих ценностей, культурных норм и ожиданий, то есть в определенной идеологической обработке членов общества. Если этого внедрения не произошло, то и рыночные отношения не будут развиваться, они как бы будут присутствовать, но не в нормальном виде, а через криминализацию общества, через коррупцию и т.п. В западных обществах рыночные ценности внедрила в массовое сознание протестантская религия, возникшая в XVI веке. В российском обществе соответствующая идеология пока не возникла в качестве господствующей. Русское сознание до сих пор ориентируется на коллективизм, до сих пор считается, что не индивид сам себя должен обеспечивать, но это должно делать государство, или профсоюзы или еще кто-то. Еще не сформировалась в качестве массовой установка, что мне никто ничего не должен, и если я плохо живу, то я сам в этом виноват. Или как говорят американцы: если ты такой умный и хороший, то почему небогатый? В России до сих пор бедность не порок; считается, что если ты бедный, то значит добрый и честный.

Наконец, третий вид − институты культуры и воспитания . Сюда входят образование, наука, художественные учреждения, семья.

В реальной жизни один и тот же институт часто совмещает в себе деятельность по удовлетворению различных потребностей, и поэтому может являться одновременно как экономическим, так и культурным институтом; или экономическим и политическим институтом. Например, государство является субъектом как политической, так и экономической жизни. Семья является и хозяйственной, и воспитательной ячейкой общества.

Некоторые социальные институты трудно отнести к какому-то виду: например, общество собаководов, или защиты окружающей среды, или филателистов, или общества вегетарианцев, любителей восточной музыки и т.п. Но в принципе и они могут бороться за расширение своего влияния в обществе и в этом смысле участвовать в распределении власти, то есть могут приобретать характер политического или полуполитического движения.

Экономические институты в борьбе за существование и выживание в конкурентной среде могут тоже приобретать политические черты. Например, хозяйственники, интересам которых противоречит проводимая государством налоговая политика, могут создать политическое движение, чтобы обеспечить присутствие своих представителей в парламенте и влиять на принятие государством законов.

Поэтому можно сказать, что политические институты, во всяком случае в современном обществе, играют ведущую роль.

Перейдем к рассмотрению такого социального института, как семья . Семья возникает вместе с человеческим обществом. В основе появления семьи, как и всякого социального института, лежит некоторый сознательный акт, один из тех, с которых началось существование человека в качестве человека. Вообще, возникновение человека не очень понятно. Все началось не с использования орудий, то есть не каких-то материальных вещей, но с сознательных актов – с самозапретов. Например, с запрета ходить на четвереньках. Тот, кто не выпрямлялся, изгонялся из стада и тем самым обрекался на гибель. Решили вот так отличаться от животных. Мы не животные − и точка. И начался процесс формирования человечества. И лишь через сотни тысяч лет началось изготовление орудий.

И семья началась с самозапрета: начали сами себе запрещать инцест, или кровосмешение; возник запрет на близость между близкими родственниками. Можно брать невест лишь из другого племени, чтобы отличаться от животных. Ясно, что в то время люди не могли осознавать отрицательные последствия инцеста, вести статистику отклонений от нормы среди череды поколений, тем более, что немногие доживали до возраста более 30 лет. Главным здесь было стремление не походить на животных.

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными. В европейской семье идеалом является моногамия, в семьях многих восточных обществ естественной нормой представляется полигамия. В европейских обществах супружеская неверность рассматривается как что-то отрицательное. В восточных обществах может вообще отсутствовать понятие супружеской неверности, особенно для мужчин. Например, в Японии муж имеет право отправиться в конце трудовой недели в ресторан с гейшами, которые затем приводят его домой, и жена благодарит гейш за то, что они занимались ее мужем. Ясно, что в России такая норма неуместна.

Семья как социальный институт обладает обоими признаками, которые мы выделили раньше. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская .

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно вместе проживают как минимум три поколения – дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности. Так как мужчина должен быть уверен, что все созданное им имущество и богатство перейдут именно к его детям, то женщина в таких семьях теряет свою свободу, она попадает под контроль: не должна, например, одна выходить из дома; за ней должны приглядывать, если муж надолго уезжает из дома, например, в военный поход, если он феодальный рыцарь. Чтобы была гарантия, что его дети – это его дети.

Если продвигаться в глубь времен, то мы обнаруживаем в примитивных обществах так называемую матриархальную семью, когда родство ведется по женской линии, а не по мужской, потому что браки кратковременны, половые связи достаточно свободны и точно можно определить только мать ребенка. Здесь мужчина своим трудом обеспечивает не женщину, родившую ему детей, но своих сестер и их детей. И только с ростом богатства, создаваемым мужчиной, постепенно меняется форма семьи и совершается переход от матриархата к патриархату.

Супружеская семья становится распространенной в ХХ веке. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи. Более старшее поколение тоже, как правило, живет отдельно и самостоятельно. Те и другие в то же время могут оказывать друг другу помощь как экономическую, так и моральную.

В литературе по социологии понятия “социальный институт” и “социальная организация” либо отождествляются, либо противопоставляются, особенно когда социальная организация приравнивается к производственной организации или к трудовым коллективам. Мы будем исходить из того, что социальная организация есть особый вид социального института или может входить в социальный институт как его составная часть.

Итак, будем отличать социальный институт от социальной организации. Сначала мы укажем их общие признаки. Социальная организация, как и социальный институт, всегда создается сознательно, на основе какого-либо документа, распоряжения, установления, приказа. То есть в основе социальной организации тоже лежит слово.

Поэтому социальную организацию можно определить как объединение людей для определенной совместной сознательной деятельности.

Социальная организация также обладает двумя признаками, общими для социального института. Она создается, во-первых, для удовлетворения определенной потребности. И во-вторых, всегда выступает в качестве системы. В этом смысле она тоже есть надындивидуальное образование, некая человеческая машина, работающая по собственным законам.

Чем отличается социальная организация от социального института? Социальный институт ориентирован на удовлетворение определенных социальных потребностей. Эти потребности удовлетворяются через достижение конкретных целей, которые могут меняться, хотя сама потребность остается той же самой.

Например, потребность в сохранении здоровья граждан удовлетворяется таким социальным институтом, как система здравоохранения – совокупность различных учреждений, в том числе соответствующих министерств, систем поликлиник, больниц, а также идеологическое воздействие на население, скажем, призывы “мыть руки перед едой”, “пить только кипяченую воду”, “практиковать безопасный секс” и т.д.

Но для того, чтобы обеспечить воздействие на население перечисленными лозунгами, оказывается необходимым наладить производство соответствующих листовок и распространить их в трудовых коллективах, в общественном транспорте, разложить их в почтовые ящики в подъездах и т.д. А для производства этих листовок создается особый коллектив с со своим руководством, с исполнителями, с технологией и т.п. И этот коллектив, или социальная группа, будет называться социальной организацией.

Или, например, есть социальная потребность в обеспечении населения обувью. Эта потребность реализуется через производство определенного вида обуви, скажем, модными стали ботинки с квадратным носком. И для производства именно таких ботинок создается предприятие, или прежнее предприятие переоборудуется, его работники переучиваются на новую технологию. Данное предприятие, то есть определенный коллектив, производящий именно данный продукт, будет социальной организацией.

Но продуктом может быть необязательно что-то материальное. Скажем, нужно обеспечить продвижение Петрова в президенты в таком-то году. Под эту конкретную цель создается партия или движение, которое после выборной кампании может прекратить свое существование или перестроиться на другую конкретную цель. Вот эта партия тоже будет социальной организацией.

Итак, отличие социальной организации от социального института состоит в том, что речь идет не вообще об удовлетворении определенной социальной потребности, но об удовлетворении социальной потребности определенным, конкретным способом. Теперь можно дать определение социальной организации.

Социальная организация есть социальная группа, создаваемая для достижения конкретного результата в определенной области человеческой деятельности.

Поэтому, например, банковская система данного общества будет социальным институтом, а конкретный банк по обслуживанию сельских предпринимателей определенного региона будет социальной организацией.

Эта нацеленность социальной организации на определенную конкретную цель и достижение конкретного результата приводят к высокой степени формализации функций и способов деятельности. В них правила и нормы охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Специальные распоряжения предписывают ролевые действия каждого индивида независимо от его личностных свойств. Здесь тоже индивиды не принадлежат самим себе.

Социальная организация включает в себя следующие элементы.

Структура , которую можно определить как совокупность взаимосвязанных ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации. В этих взаимоотношениях можно выделить в качестве важнейших отношения власти и подчинения .

Цели , ради достижения которых осуществляется вся деятельность организации. Среди целей можно различать цели-задания , которые определяются вышестоящей организацией или изменившимися общественными потребностями. Например, предприятиям цели определяются министерством или диктуются рынком. Далее различаются цели-ориентации . Это цели, которые ставят перед собой сами члены данной организации, например, продвижение в карьере или материальное обогащение.

Цели-ориентации могут соответствовать целям-заданиям, тогда организация работает наиболее эффективно. Но могут и расходиться, тогда организация начинает выполнять цели-задания чисто формально, сама же работает вхолостую.

Наконец, можно различать цели-системы . Это – стремление самой организации как целого к самосохранению и саморасширению. Эти цели тоже могут совпадать или не совпадать с целями-заданиями. Может быть, с точки зрения общественного интереса нужно данную организацию распустить и заменить ее другой организацией или преобразовать ее в организацию с другими целями и другим назначением. Но это привело бы к тому, что многие отделы организации стали бы ненужными, какие-то работники, а может быть, и все ее члены должны быть уволены. И вот тогда организация начинает сопротивляться, создает видимость своей необходимости, начинает влиять на вышестоящую организацию, интриговать против тех, кто пытается ее распустить или перепрофилировать.

Кроме перечисленных целей перед организацией могут ставиться (или она сама себе может ставить) промежуточные цели , которые служат средством для достижения конечных целей: например, укрепление дисциплины, создание системы морального и материального стимулирования работников, борьба за лучшие помещения, за более высокие ставки, за расширение штатов.

Следующим элементом организации являются ее члены – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать соответствующими знаниями, навыками, психологическими свойствами, опытом и т.д. Все эти качества должны позволять индивиду занимать определенную позицию в структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Следующий элемент – технология . Это совокупность методов достижения целей, ради которых создана данная организация

Также особым элементом считается внешнее окружение организации. Чтобы нормально функционировать, организации должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: другими организациями, вышестоящими или смежными, например, поставщиками, покупателями готовой продукции, правоохранительными организациями, пожарной инспекцией, политическими организациями и т.д.

В структуре организации имеется в качестве особого звена управление . Управление осуществляет планирование действий и предвидение; организацию человеческих и материальных ресурсов; выдачу распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координацию действий работников и контроль за их поведением в соответствии с существующими правилами и нормами и т.д.

По-видимому, невозможно точно перечислить функции управления в современных сверхсложных социальных организациях. Управление в настоящее время все чаще становится близким к искусству и высокой науке, где необходимость соответствующих знаний должна сочетаться со способностью чисто интуитивно находить единственно правильное решение.

В современной социологии разрабатывается понятие бюрократии , которое отражает важные особенности современного учения об управлении социальной организацией.

Бюрократия – это организация, в которой должности и функции индивидов образуют иерархию и подчиняются формальным правилам .

Учение о бюрократии разработано немецким социологом Максом Вебером. Он выдвигает следующие важные ее черты:

– индивиды действуют в рамках безличных иерархических отношений и соотносятся друг с другом лишь в соответствии своим должностям и постам;

– продвижение по службе осуществляется по реальным заслугам или по старшинству на основе четких формальных критериев, независимо от суждений начальника;

– индивиды нанимаются и работают на основе контракта.

Эти черты характеризуют бюрократию как некий идеальный тип, как то, что должно быть. Важным условием этого является соответствие знаний и способностей конкретного работника его должности. Но реально вполне возможно расхождение между должностью и знаниями. Например, нижестоящий работник более образован или имеет большие знание в этой области, чем его начальник. И тогда приказы сверху могут не выполняться или выполняться формально, вся организация перестанет работать как слаженный механизм.

Замечено также, что принцип строго иерархического построения организации более или менее применим при решении простых целей. Если же организация призвана решать сложные и неопределенные задачи, которые требуют и творческого подхода, то иерархический принцип построения оказывается неприменимым. Это означает, что веберовская модель бюрократии не является универсальной.

Соц. организации – это сложные взаимосвязанные соц. системы. Это элемент социальной структуры, система отношений, объединяющих индивидов для достижения определенных целей.

Признаки соц. организаций:

1. любая организация имеет целевую природу, создается для определенных целей; волевая деятельность людей

2. иерархическое строение (для быстрого и эффективного достижения цели члены организации распределяются в иерархической лестнице по статусам и ролям)

3. это управляемые системы

4. специализация и разделение труда по функциональному принципу. Организации всегда строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемая подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур)

5. наличие средств регулирования и контроля

6. системная целостность

7. относительная автономность

8. связь с внешней средой

Типология соц. организаций:

1. по способу подчинения членов и утверждения внутреннего контроля:

Принудительные (подчинение основано на физическом насилии или угрозе его применения)

Утилитаристские (общий материальный интерес)

Символические (организация основана на солидарности морального идейного корня: религиозные организации)

Бюрократические (жестокая административная иерархия, безличные отношения, человек – элемент организации, выполняющий ее обязанности, индивидуальная ответственность)

Патернализм (единоличное руководство, иерархичность, личностный характер отношений, выходящий за служебные рамки, коллективная ответственность, покровительство подчиненным)

Партнерские (иерархия не выражена, решения принимают сообща, нет жесткого контроля по вертикали, ответственность индивидуальная, руководитель является координатором деятельности)

3. по степени формализации ценностей и норм:

Формальные

Неформальные

Формальная организация возникает, как правило, после соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическим нормами. Разделение труда выступает как система статусов-должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы, создается иерархия руководитель - подчиненные. Как правило формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций.

Неформальные организации возникают стихийно или создаются сознательно для решения появившихся социальных потребностей. Это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. Неформальные организации, группы, объединения, компенсируют недостаток в функционировании формальных структур. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе форм поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Часто нет жесткого регламента, дисциплины, такая группа более устойчива, более пластична и подвержена изменениям.


51+52. Предмет социологии таможенной службы. Таможенная служба как социальный институт. Специализация функций таможенной службы.

Таможня – социальный институт. Социальные институты – исторически сложившаяся, имперически-фиксируемая форма или совокупность форм общественных отношений, имеющая функциональность (например, семья).

Функции социальных институтов: - репродуктивная, -игровая, - досуговая, -экономическая, - социализация, - рекреативная, - другие функции.

Таможенная служба – имперически-фиксируемая форма, обладающая определенными функциями. Таможенная служба реализует таможенную политику, воздействуя на экономику. Таможенная служба имеет институциональный характер. Социализация функций таможенной службы в современных условиях.

Аспекты соц. характера: - социальная обусловленность таможенной службы выражается в функциях таможенного дела в современных условиях; - социальная эффективность таможенной службы, воздействие таможенной деятельности на экономическую ситуацию.