Истребителей пятого поколения f 35. Вертикальный взлёт и посадка

Полтора триллиона долларов. Эта сумма ничего не скажет обычному человеку. Глафира Фирсовна, героиня одной из комедий А. Н. Островского, говорила, что для неё всё, что больше тысячи, то миллион. С триллионом долларов, который собираются потратить США и их союзники на реализацию программы F-35, ситуация примерно та же. Все знают, что это очень много, но насколько много? Если сравнивать с оборонным бюджетом России на 2018 год (46 миллиардов долларов), то это в 32 раза больше. Вроде бы некритично с учётом того, что на суперсамолёт тратятся деньги не только США, и рассчитана сумма на 50 лет. С другой стороны, это ведь только один самолёт, а военный бюджет России тратится на все вооружённые силы.

Достаточно показателен тот факт, что Дональд Трамп, едва придя к власти, заговорил о необходимости сокращения программы F-35. Правда, заговорил и тут же забыл – с американским ВПК, да ещё и о таких суммах, шутки плохи. Программа потихоньку реализуется, на июнь 2018 года в ВВС США и союзникам поставлено 300 из запланированных 3 200 машин. Израильтяне уже опробовали F-35 в боевой обстановке и дали восторженные отзывы. Будет ли проект успешен как боевой самолёт, покажет лишь время, ведь ещё даже не приступили к крупносерийной сборке. Но, что он уже очень успешен для компании “Локхид Мартин”, очевидно – такой портфель заказов обеспечивает акционерам полвека беспечного будущего.

Как всё начиналось

В 1990-х годах в Пентагоне решили сменить очень удачный, но устаревающий истребитель F-16. Специалисты оборонного ведомства заявили, что требуется создать однотипный истребитель в трёх вариантах: обычная машина для ВВС, палубный истребитель и самолёт для морской пехоты.

В конкурс на создание истребителя пятого поколения включились компании “Боинг”, “Локхид Мартин” и “МакДоннелл Дуглас”. В финал вышли первые две – разработка “МакДоннелл Дуглас” оказалась чересчур дорогой. Полёты прототипов показали, что самолёт Х-32, представленный “Боинг”, значительно уступает своему конкуренту от “Локхид Мартин” в ключевых показателях – вертикальных взлёте и посадке. Так в 2001 году компания “Локхид Мартин” получила доступ к неплохому денежному пирогу.


Серийное производство было начато в 2011 году, но это были мелкие серии – все силы разработчиков были брошены на устранение неполадок. Особенно хромала палубная версия – истребитель никак н мог стабильно приземляться на имитатор авианосца. Партнёры по финансированию, несмотря на мощное дипломатическое давление Соединённых Штатов, постоянно колебались, ведь стоимость F-35 постоянно росла. Дания то отказывалась, то соглашалась купить 27 машин. Италия, несмотря на то, что на её территории разместили один из сборочных заводов, постоянно уменьшала объём своего заказа. Австралия переключилась на закупку других истребителей. И всё же процесс, как говорится, пошёл.

Вариации

F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.

Одновременно разрабатывались следующие модификации:


Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:

  • комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
  • радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
  • дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
  • инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
  • системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
  • Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
  • крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
  • самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км

В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.

Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.

Критика программы

Стоимость самолётов

Ряд экспертов указывают на тот факт, что в 2014 году Министерство обороны США заплатило 4,7 миллиарда долларов за 43 самолёта F-35. При этом на вооружение Пентагон был готов поставить только 29 машин. Появились обоснованные предположения, что американцы не дают иностранным армиям закупать F-35 напрямую у “Локхид Мартин”, планируя заработать на этих поставках через Пентагон, который выступит в роли посредника. Получается, что даже Пентагону самолёты обойдутся в более чем 100 миллионов долларов за штуку.

Кроме того, создаётся впечатление, что компания-производитель использует любую выявленную уязвимость или недоделку в своей продукции, чтобы повысить её цену. Именно из-за бесконечного удорожания F-35 многие иностранные покупатели выражают сомнения в обоснованности приобретения нового истребителя или прямо отказываются от него.

Зачем морпехам истребитель?

Отдельная порция критики касается модели F-35В, в которой предусмотрена возможность вертикального взлёта. Морская пехота пожелала обладать своей собственной палубной авиацией, которая будет базироваться на десантных кораблях. Это сильно похоже на перетягивание ведомствами оделяла. Наличие у США мощного авианосного флота позволяет оперативно перебросить в любую точку авианесущее соединение с полноценными истребителями на борту. Совершенно непонятно, зачем Корпусу морской пехоты в этом случае таскать на своих кораблях ещё и самолёты, которые априори не будут способны противостоять авиации наземного базирования.

Признания Пентагона

В феврале 2018 года в Пентагоне подготовили доклад, из выводов которого следует, что несмотря на постоянную работу персонала, в строю с 2014 года находятся не более половины поставленных в войска F-35. Главными проблемами в докладе названы:

  • программное обеспечение, переработанное уже более 30 раз
  • невозможность дозаправки у модели F-35В
  • некорректная работа шлема пилота
  • проблемы с пуском ракет “воздух – воздух”
  • отказ срабатывания системы сброса боеприпасов “воздух – земля”

В докладе также подчёркивается, что новые испытания самолёта постоянно откладываются, и отставание от графика составляет почти год. Теперь их удастся завершить лишь к концу 2019 года.

Первое боевое применение

Ещё на этапе испытаний если не подозрительно, то довольно наигранно выглядело полное одобрение Израилем всех параметров и возможностей F-35. В Армии обороны Израиля самолёту присвоили имя “адир” – “могучий”. 22 мая 2018 года Амикам Норкин, выступая на конференции командующих ВВС, заявил, что израильские ВВС впервые использовали F-35 в боевой обстановке. Свои слова Норкин проиллюстрировал фотографией самолёта, летящего над ливанской столицей Бейрутом. При этом Норкин не сообщил, что в данном случае считается боевым применением, ведь общепринято, что для истребителя боевое применение – это столкновение с самолётами противника.


Ситуация с F-35, таким образом, напоминает ситуацию с поставкой новых самолётов в ВВС РККА перед Великой Отечественной Войной. Самолёты новых типов поставлялись в войска с большими недочётами в надежде на постепенную доводку. Американцам и их союзникам ничьё вероломное нападение не грозит, но поработать и потратиться на F-35 им ещё придётся. Благо, платить им нужно будет не жизнями лётчиков.

Истребитель F-35 еще называют “Молния II”. Это разработанный компанией “Локхид-Мартин” самолет из семейства истребителей-бомбардировщиков 5 поколения. У него есть три основные модификации, которые сейчас уже поступили в распоряжение военно-воздушных сил Соединенных штатов и Англии.

На проектирование этой модели было выделено около 400 млрд. долларов. Средняя цена еще без вооружения и обслуживания. В техническом плане он во многом повторяет истребитель F-22 “Раптор”. При его разработке использовались также данные, полученные при работе над Як -141.

После окончания Холодной войны компания “Локхид-Мартин” начала сотрудничать с конструкторским бюро имени Яковлева. Это и стало причиной того, что первая демо-версия самолета очень походила на Як-141. Разница заключалась в том, что у Як-141 было установлено два дополнительных двигателя , а у Х-35В (так называлась первая модель) он был один .

В начале 2000х была выбрана единая конструкция для истребителей армий НАТО. Для этого был проведен специальный конкурс, в котором участвовали модели и Lockheed Martin. Их испытания показали, что Х-35 — вариант Lockheed Martin — имеет явное преимущество.

Видео об американском самолете Ф-35 даст вам максимальное представление о мощности и способностях этого авианосца.

Истребитель Ф-35.

Некоторые из стран, собирающиеся ранее приобретать большие партии этой новой модели, позднее решили намного сократить свои заказы. Это связано с тем, что разработки модификаций Ф-35 затянулись на больший период времени, чем планировалось. Вторая причина в том, что стоимость одной модели возросла многократно.

В 2011 году началось серийное производство истребителей для военно-воздушных сил США и всех прочих стран. В техническую эксплуатацию истребитель Ф-35 планируется ввести в 2019 году. Проблемы с разработкой специального ПО и оружием задерживают ее.

Технические характеристики и особенности

По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:

  • F-35A — типовой истребитель;
  • F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
  • F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.

Ф-35А

С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м , а площадь — 42,7 м².

Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг , а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете 2 часа 36 минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.

Ф-35В

Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.

Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг , а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.

Ф-35С

Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты . Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше , чем Ф-35А и Ф-35В.

По массе он насчитывает 15 785 кг , когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.

Заключение

F-35 “Молния” — это бомбардировщик-истребитель 5 поколения производства “Локхид Мартин”. Он был разработан для военно-воздушных сил США и стран НАТО. Его производство уже обошлось почти в 500 млрд. долларов.

Средняя цена авианосца — от 150 млн. долларов. Это снижает его конкурентоспособность по сравнению с российскими или китайскими истребителями. Имеет три модификации — 35А, 35В и 35С. У каждой из них свои технические особенности.

Lightning - Молния

Семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, спроектированное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В проектировке отдельных узлов участвуют Skunk Works в Палмдейл (Калифорния) и Aeronautical Systems.

Программа JSF

Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 году в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между фирмами Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала проектирование единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки для замены F-16 , A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.

Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он осуществил взлёт на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из основных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги главных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлёта в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в результате, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).

В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием как на суше так и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания ($2,5 млрд.), Италия ($1,0 млрд.), Нидерланды ($800 млн.), Канада ($440 млн.), Турция ($175 млн.), Австралия ($144 млн.), Норвегия ($122 млн.) и Дания ($110 млн). Всего планируется потратить на программу JSF около $40,0 млрд.

В середине марта 2010 года появилась информация, что Дания отказалась от планов по приобретению самолётов F-35, но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве главных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.

С 2011 года в Австралии ведутся переговоры об отказе от покупки сотни истребителей F-35A Lightning II. В данный момент Австралия отложила покупку истребителей на два года. В соответствии с отчётом Австралийского института стратегической политики главными отрицательными факторами планировавшейся сделки являются завышение стоимости F-35 почти в два раза и задержка поставок самолётов на срок до 7 лет. Возможно, за это отложенное время покупки Австралия закупит дополнительную партию из 24 самолётов F/A-18F Super Hornet, а половину уже имеющихся F/A-18F на вооружении переконвертирует в самолёты РЭБ EA-18 Growler.

В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов). Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители. В конце сентября 2010 года, частичное разрешение на переоборудование было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет разрешено применять на них еще большее число собственных систем и вооружений. В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется приобретение ещё как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году. Поставку истребителей в Израиль планируется начать во второй половине 2016 года, пересылая в Израиль первые два самолёта в рамках полуторагодового плана поставки истребителей первой эскадрильи F-35.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся созданием израильской версии самолёта - F-35I. Информируется, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, в то же время, когда и американские пилоты начнут обучение на новом истребителе.

20 ноября 2011 года первый «международный» F-35 (им оказался F-35B б/н BK-1 предназначенный для ВВС Великобритании) покинул сборочный цех. Его первый полёт планируется в ближайшие месяцы, а передача заказчику в 2012 году. В Англии самолёт будет эксплуатироваться как для финальных испытаний, так и для обучения лётного и технического личного состава.

25 февраля 2011 года впервые взлетел первый серийный F-35 - AF-6, а 6 мая первый серийный самолёт (им оказался следующий серийный - AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США. Самолёт был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия его на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя).

13 апреля 2012 года совершил первый полёт самолёт с серийным номером BK-1 - первая машина для Великобритании и первая для зарубежных партнёров вообще.
6 августа совершил первый полёт F-35A с серийным номером AN-1 - первый самолёт для Нидерландов и первая из «зарубежных» машин этой модификации.

Lockheed Martin ведёт финальную сборку машин четвёртой производственной серии - десять на начало декабря уже осуществили свои первые испытательные полёты. Информируется, что база ВВС США Эглин до конца 2012 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала.

19 июня 2013 года. Вице-президент концерна «Lockheed Martin» Стив О’Брайен заявил на авиасалоне в Ле-Бурже: «Израиль будет первой страной, после США, которая приобретет истребители нового поколения F-35». Первая партия истребителей нового поколения F-35 прибудет в Израиль уже в конце 2016 года.

Во время визита в США, в октябре 2014 года, министр обороны Израиля Моше Яалон договорился о закупке второй эскадрильи боевых самолётов пятого поколения F-35. Компания Lockheed Martin взяла на себя обязательство поставить Израилю ещё 25 истребителей F-35. Таким образом, общее число самолётов этого типа на вооружении ЦАХАЛа составит 44.
В начале марта 2015 года со сборочного конвейера в Италии сошёл первый собранный за пределами США истребитель F-35 Joint Strike Fighter. Самолёт, обозначенный как AL-1, стал первым из восьми машин, собранных на заводе FACO (Final Assembly and Check Out) вблизи авиабазы Камери (Северная Италия). Италия будет выполнять сборку своих F-35 (заказ 90 машин), а также истребителей этого типа, предназначенных для ВВС Нидерландов.

Стоимость

На создание самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долл.
15 февраля 2012 года было объявлено о решении министерства обороны США отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. В тот же день Джампаоло Ди Паола, министр обороны Италии, объявил о планах сократить заказ с 131 до 90 F-35. По словам министра, Италия потратила на программу F-35 в общей сложности 2,5 млрд евро.

В ноябре 2014 года корпорация Lockheed Martin и министерство обороны США подписали контракт на поставку очередной партии самолётов F-35. Сумма сделки - 4,7 миллиарда долларов. Всего закуплено 43 самолёта, 29 из которых для американских ВВС. Остальные будут поставлены Израилю, Японии, Норвегии, Великобритании и Италии.

Средняя цена самолёта на 3,5% ниже, чем в предыдущем контракте и на 57% ниже, чем у первой партии. Один самолёт модификации A будет стоить 94,8 миллионов долларов, модификации B - 102 миллиона, модификации C для морской авиации - 115,7 миллионов. Все цены - не включая двигатель.

Одновременно подписан контракт с компанией Pratt & Whitney на поставку авиационных двигателей. Сумма соглашения составила 1,05 миллиарда долларов. Министерство обороны США полагает, что к 2019 году стоимость самолёта вместе с двигателем сократится до 80-85 миллионов долларов.

В 2015 ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 на 2019 год из за проблем с орудием и программным обеспечением самолёта. Позднее информировалось, что проблемы будут решены без указания сроков, но срок ввода не изменится, что можно понимать и как ошибку в сроках создания ПО, и как возможность эксплуатации самолёта в незавершённой комплектации.

Конструкция

На F-35 применены многие технологические решения, отработанные на F-22 .
Обозначения серийных вариантов:

F-35A (со стандартным взлётом и посадкой);

F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой);

F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с применением аэрофинишера).

Бортовая РЛС

На самолёте оборудована многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.

Авионика

Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
-AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределённой апертурой (DAS), состоящая из 6 ИК датчиков, размещённых на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет:
-Обнаруживать групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме.
-Выявлять иные наземные и воздушные цели
-Осуществлять навигацию при полёте в любое время суток
-Предупреждать о ракетной атаке самолёта
-Обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
-Производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом
-AAQ-40 - всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она может обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.
-AN/ASQ-239 (Barracuda) - станция индивидуальных помех (РЭП)
-HMDS - Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
-PCD - panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), также возможно управление голосом.

Каналы передачи данных

В качестве главного канала передачи данных в F-35 применяется MADL (Multifunction Advanced Data Link).
Данный широкополосный канал работает в Ku-диапазоне, с применением множества средств по повышению помехоустойчивости и защиты канала как псевдослучайная перестройка рабочей частоты (ППРЧ), направленный радиосигнал и т. п.

Шлем пилота

Это шлем, который разрешит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение создано специально для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства обороны Великобритании в Уилтшире.

Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полёта, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем способен автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.

Пока сделан только опытный образец. Созданием модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.

Израильская компания Elbit Systems специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений и её американский партнёр, компания Rockwell Collins, будут производить пилотские шлемы для истребителей F-35C. Шлемы будут добавлены в стандартную комплектацию самолётов с 2016 года.

Силовая установка

F-35A и F-35C оборудуются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B создан с участием Rolls-Royce Defence.

По утверждению производителя, благодаря этой установке и конструкции планера, полностью вооружённый F-35A с заполненными топливными баками, способен производить манёвры с перегрузкой в 9 g.

Крыло

Крылья для F-35 Lightning II будут выпускаться в Израиле на заводах IAI (Israel Aerospace Industry). Контракт с компанией Lockheed Martin Corporation будет заключён на 10-15 лет. Сумма контракта - 2,5 миллиарда долларов. IAI уже приступила к организации конвейера для сборки крыльев F-35. К 2016 году на долю израильских производителей будет приходиться треть от общего числа производимых в мире крыльев для F-35. Речь идет примерно о восьмистах единицах в год.

Бесфорсажный сверхзвуковой полёт

Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полёта на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа. Однако по утверждению вицепрезидента Lockheed Martin Стивена О’Брайена, истребитель может оосуществлять полёт со скоростью, соответствующей M=1,2 (т. е. в 1,2 раза превышающей скорость звука), на протяжении примерно 240 км без включения форсажной камеры.

Вертикальный взлёт и посадка

Вариант истребителя с коротким взлётом и вертикальной посадкой (СВП) F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оборудованных катапультами (лёгких авианосцах, крупных десантных кораблях), может осуществлять и вертикальный взлёт.

Для этого сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 95 град., а за кабиной пилота вертикально установленный и связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор создает подъёмную тягу. В крейсерском полёте подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется разнотягом подъёмного вентилятора и двигателя.

Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер может принять решение о катапультировании гораздо раньше пилота.

Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для осуществления взлёта недостаточно и взлёт происходит с небольшим разбегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полёте взлётная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлёт выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолёты подобные F-35B называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft - самолёт с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Однако, в русском языке сокращение «СКВВП» не применяется, а близкое Самолёт укороченного взлёта и посадки обозначает лёгкие, в основном сельскохозяйственные и пассажирские, самолёты предназначенные для эксплуатации с неподготовленных площадок. Как следствие, F-35B в русскоязычных статьях зачастую называют СВВП.

Конструкция сопла F-35B во многом повторяет сопло Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е.

Авианосное базирование

Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлётом и посадкой) и F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой), является то, что взлёт истребителя производится с помощью катапульты, а посадка на палубу авианосца - с применением аэрофинишера.

Аэрофинишёр - устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на расположенные под палубой тормозные барабаны, оборудованные мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.

В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, выполненные из титана.

Первый полёт самолёта F-35C произошёл в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30% большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оборудован концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.

3 ноября 2014 года во время хода программы испытаний один из опытных образцов F-35C впервые осуществил посадку на палубу авианосца CVN 68 Nimitz. Посадку с полноценным зацеплением за аэрофинишер авианосца совершил третий прототип F-35C (борт CF-3), за ним на палубу Nimitz сел пятый лётный прототип F-35C (борт CF-5)).

Вооружение

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Таких как ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, -104 и -105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM).

По утверждению производителя, F-35 способен запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

Ядерное оружие

К 2017 году, по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61.

Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Сначала данное требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве главного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16 .

Пушечная установка

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics спроектирована авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Данное орудие является глубокой модернизацией пушки GAU-12, экспплуатируемой на самолётах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу - примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.

На модификации F-35A орудие будет размещено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.

Для модификаций F-35B и F-35C создан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, монтирующийся под фюзеляжем, в задней части. При проектировании контейнера применялись технологии понижения заметности.

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
-Длина:
-F-35A: 15,57 м
-F-35B: 15,57 м
-F-35C: 15,67 м
-Размах крыла:
-F-35A: 10,67 м
-F-35B: 10,67 м
-F-35C: 13,11 м
-Высота:
-F-35A: 4,38 м
-F-35B: 4,36 м
-F-35C: 4,48 м
-Площадь крыла:
-F-35A: 42,7 м2
-F-35B: 42,7 м2
-F-35C: 58,3 м2
-Масса:
-пустого:
-F-35A: 13290 кг
-F-35B: 14650 кг
-F-35C: 15785 кг
-нормальная взлётная масса:
-F-35A: 24350 кг
-F-35B: 22240 кг
-F-35C: 25896 кг
-максимальная взлётная масса:
-F-35A: около 29100 кг
-F-35B: около 27215 кг
-F-35C: около 30320 кг
-масса топлива:
-F-35A: 8278 кг
-F-35B: 6125 кг
-F-35C: 8960 кг

Двигатель:
-тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
-модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
-тяга:
-максимальная: 1 х 13000 кгс
-на форсаже: 1 х 19500 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: около 1700 км/ч (около 1056 миль в час или М=1,6 с полным вооружением во внутренних отсеках) М=1,2 без включения форсажной камеры
-Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
-Дальность полёта:
-максимальная:
-F-35A: 2200 км
-F-35B: 1670 км
-F-35C: 2520 км
-Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе
-F-35A: 1080 км
-F-35B: 865 км
-F-35C: 1140 км
-Продолжительность полёта: 2,6 ч
-Практический потолок: 18200 м
-Скороподъёмность на уровне моря: прим. 240 м/с
-Максимальная эксплуатационная перегрузка:
-F-35A: +9 G
-F-35B: +7 G
-F-35C: +7,5 G
-Нагрузка на крыло:

-F-35A: 569 кг/м2
-F-35B: 520 кг/м2
-F-35C: 606 кг/м2

-F-35A: 744 кг/м2
-F-35B: 632 кг/м2
-F-35C: 744 кг/м2
-Тяговооружённость:
-при боевой массе (50% топлива):
-F-35A: 1,07
-F-35B: 1,04
-F-35C: 0,91
-при нормальной взлётной массе:
-F-35A: 0,74
-F-35B: 0,81
-F-35C: 0,70
-при максимальной взлётной массе:
-F-35A: 0,57
-F-35B: 0,67
-F-35C: 0,57

Вооружение

Пушечное:
-F-35A: 1 х 25-мм встроенная авиационная четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
-F-35B: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-F-35C: 1 х 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
-Боевая нагрузка:
-F-35A: >9100 кг
-F-35B: >9100 кг
-F-35C: >9100 кг
-Точки подвески:
-внутренних: 4
-внешних: 6
-Ракетное вооружение:
-УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
-УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

Несколько дней назад бурные дебаты вызвал пост про то, как американцы прозвали российский самолет - "маленький ужас". Смотрю там переключились уже на стандартный спор между Т-50 и F-35.
Предлагаю его продолжить в статье по теме …

На проходившем в феврале в Сингапуре авиасалоне Singapore Airshow 2016 представители компании Lockheed Martin произвели массированную атаку на российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого. Атака была информационной. Скорее, это был даже акт отчаяния, поскольку коммерческая ситуация с истребителями F-22 и F-35 весьма печальна. И прежде всего на внешнем рынке.F-22 не в состоянии было приобрести ни одно здравомыслящее правительство мира из-за его фантастической дороговизны. Этот истребитель стоит 411 млн. долларов. На нем обжегся даже Пентагон. Для ВВС было заказано 400 самолетов. Однако вскоре закупочный контракт был сокращен до 187 машин. В связи с чем в 2011 году производство самолета было прекращено.
Ситуация с F-35 не менее странная.

Этот истребитель существенно дешевле - его средняя стоимость равна 120 млн. долларов. Однако, он все равно остается самой дорогой системой вооружения. Пентагон, когда самолет готовился к первому полету, заказал 2800 истребителей. К настоящему моменту эта цифра уменьшилась до 2300. Некоторые страны-члены НАТО намереваются купить в общей сложности около 600 машин. При этом иностранных покупателей, что называется, подцепили на крючок. Они не могут отказаться от покупки этого истребителя, репутация которого год от года падает. Дело в том, что были вложены крупные деньги в разработку самолета, и теперь было бы глупо их потерять. Помните про оккупационный сбор на F-35 для ВВС Японии?

А отказаться от столь сомнительной покупки хотели бы многие, поскольку уже 5 лет, с момента начала опытной эксплуатации, самолет является полуфабрикатом. И неизвестно, когда он станет боевой машиной. Год назад прошли очередные испытания F-35. После чего в протоколе комиссии появилась такая запись: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2 В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12».

Как же так получилось?

Одномоторный одноместный самолет F-35 это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадь, если так решила комиссия. Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.

«Мы все яйца сложили в одну корзину F-35″, - сказал сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn). Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины весьма консервативно. Но на самом деле, Пентагон поступил как раз наоборот. Он решил построить три версии одного самолета по средней цене 160 миллионов долларов каждый (проблема №1); договорился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными выполнять разные задачи (проблема №2); а затем начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны окончательно – за десять с лишним лет до завершения важнейших доводочных испытаний (проблема №3). Военные уже потратили 373 миллиона долларов на ремонт закупленных самолетов, а окончательная стоимость ремонта дефектных машин оценивается ближе к 8 миллиардам.

В 2002 году главный закупщик оружия для Пентагона Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) заявил, что F-35 «задает новые стандарты научно-технического прогресса» и «переписывает книги по закупкам и по коммерческой практике». Его преемник в прошлом году выразил другое мнение. «Мои слова попадут в заголовки, если я скажу об этом, но я все равно скажу, - заявил Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). – Начинать производство F-35 за несколько лет до первого испытательного полета было порочной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало».

Пентагон и его союзники говорят, что потребность в F-35 была настолько велика, что самолет приходилось строить одновременно с его проектированием. (Прошло более десяти лет с начала проектирования, но чертежи машины меняются по 10 раз на дню, семь дней в неделю.) «Технологические преимущества американской боевой авиации составляют по времени менее пяти лет, - утверждает военный эксперт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute) Том Доннелли (Tom Donnelly). – Для сохранения качественных и количественных преимуществ Соединенным Штатам уже сегодня нужно принимать на вооружение целый флот истребителей пятого поколения».

Родившийся в результате внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не оптимальным вариантом для каждого вида вооруженных сил; но он был достаточно хорош для всех трех. Ни ВВС, ни ВМС не понравилась его похожая на обрубок конструкция. Маленький и широкий фюзеляж самолета F-35C заставил разместить тормозной гак близко к шасси (2 с небольшим метра, в то время как у F-18, на смену которому он придет, данное расстояние равно 5,5 метра). Из-за этого производить захват тормозного троса на палубе авианосца довольно сложно. Из-за небольшой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтобы F-35C мог выполнять свои задачи. Без дозаправки в воздухе при помощи громоздких самолетов-заправщиков F-35C может летать только с внешними топливными баками, а это сводит на нет его характеристики малозаметности, которые являются главным боевым достоинством данной машины.

Из-за включения в программу трех видов вооруженных сил ухудшилась гибкость управления, а налогоплательщика поставили в весьма затруднительное положение. У каждого вида были свои рычаги давления, поскольку каждый мог пригрозить выйти из программы. Поэтому проблемы стоимости отошли на задний план, и главным вопросом стали характеристики самолета.

К настоящему моменту ситуация не изменилась - сроки принятия на вооружение истребителя неопределенные. Разработчики постоянно что-то в самолете доделывают и переделывают.

Попытки Lockheed Martin привлечь иностранных покупателей, которым нельзя выкручивать руки при помощи натовских механизмов, успехом не увенчались. И фирмачи с завистью наблюдают, как ВВС Индии заключает контракт с ОКБ Сухого на совместную разработку экспортной модификации Т-50, которая называется FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Она будет выпускаться в Индии на совместном предприятии. Индия получит половину от произведенных истребителей - 125 единиц.

Вполне понятно, что в данной ситуации компания Lockheed Martin именно на международном салоне, собравшем заказчиков из разных стран, и произвела попытку принизить разработку ОКБ Сухого. При этом маневр был довольно грубым. Не вдаваясь в сопоставление характеристик, фирмачи заявили, что Т-50 отнести к пятому поколению истребителей нельзя. Мол, для попадания в «клуб пятого поколения» недостаточно одной лишь малозаметности, присущей Т-50. Вброс, рассчитанный на людей, не слишком компетентных. То есть F-35 - вот «эталон» пятого поколения (про F-22 американцы помалкивают, поскольку их все равно никто не купит ни при каких обстоятельствах).

При этом утверждается, что Т-50 мало чем отличается от Су-35, который является самолетом поколения 4++. И двигатель тот же самый, и радиоэлектронное оборудование похожее - не самое мощное.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

«Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin – производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet.

В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Начальник программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис заявил, что в ходе учений решались задачи совершенно другой направленности неприминув, впрочем подметить подавляющее превосходство F-35 перед всеми существующими в мире моделями истребителей, а значит и перед русским Су-35.

У российских ученых на данный счет имеется диаметрально противоположное суждение. Согласно данным полученным в итоге математического моделирования воздушных боев с использованием разных модификаций F-35 ВВС США и Су-35 в комплектации моторами «117С» при условии идентичного вооружения противников русский пример имеет подавляющее превосходство перед всякий из модификаций истребителя из Америки. Вероятность удачного исхода боя F-35 вопреки Су-35 не превышает 0,21-0,28.

Начнем с того, что Су-35 заслуживает прибавления к четверке еще пары плюсиков. У него отчетливо присутствуют некоторые признаки машины пятого поколения. То есть двигатель (общий с Т-50) обеспечивает сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. Имеет он и электронное, а не механическое управление. Ели же сравнивать двигатели с точки зрения обеспечения сверхманевренности (это еще один критерий пятого поколения), то у F-35 и у F-22 вектор тяги отклоняется в одной плоскости, у Су-35 и Т-50 - в двух. И тут «американцы» отнести к пятому поколению нельзя. При этом следует учесть, что в 2017 году начнется выпуск нового двигателя для Т-50, который превосходит нынешний - АЛ-41Ф1, на 15−25%.

F-35 находится на границе требования по бесфорсажной скорости. В технических характеристиках она дозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 максимальная бесфорсажная скорость - 1,1 М, у Т-50 - 2,1 М, у F-22 - 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось значительное лобовое сопротивление.

Если же сравнивать средства обнаружения целей и целенаведения, то, действительно, на Т-50 и на Су-36 установлена одна и та же оптико-локационная станция ОЛС-50М, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Это наша последняя разработка в этой области. Она позволяет при выключенной в целях скрытности РЛС фиксировать цели, удаленные на 80 километров. Так что американские невидимки для ОЛС не столь уж и невидимы для камер с высоким разрешением. Такой станции на F-22 нет. На F-35 есть. Но, по мнению экспертов, и не только российских, в данной области техники Россия превосходит иностранных производителей.

Что же касается бортовой РЛС, то она на Т-50 своя, совсем новая. Это станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На двух «американцах» тоже примерно такая же, с АФАР. Но одна. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет способен «глядеть» во все стороны.

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первым в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР - радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Радиооптическая РЛС будет весить вдвое меньше, при этом разрешающая способность должна возрасти в десятки раз. То есть, радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. Использование в радарах нового принципа с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС. Это приведет к тому, что использование стелс-технологий станет абсолютно бессмысленным.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира - вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. У F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя не слишком уверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов у российского истребителя.

И в заключение приведем чисто формальные исследования независимой австралийской аналитической организации Air Power Australia, которые демонстрируют, скажем так, большое лукавство представителей компании, выпускающей самые дорогие в мире истребители. Она провела «ревизию» соответствия рекламных проспектов реальному положению вещей для «американцев» F-22, F-35, «китайца» J-12 и «россиянина» Т-50. Вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Принцип был простым. Существует 14 критериев принадлежности летательного аппарата к пятому поколению. Если самолет соответствует тому или иному критерию, то к его сумме приплюсовывалась единичка. В случае несоответствия - вычиталась.

Результаты оказались неожиданными для Lockheed Martin. Т-50 - плюс 8. F-22 и Су-35С - плюс 2. J-12 - 0. F-35 - минус 8.

Думается, что после такой объективной картинки, надо не выискивать недостатки в чужих самолетах, а свои доводить до ума. То есть до пятого поколения.

Вот последние новости по Т-50:

Истребитель Т-50 получит самую передовую и сверхтехнологичную информационно-управляющую систему уже в этом году. Предприятие «ОКБ Сухого» разработало для новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 новую информационно-управляющую систему.
Речь идет о принципиально новом вычислителе, который выполнен по принципу модульной авиационной электроники. Система начнет внедряться на Т-50 уже в этом года, а в следующем ее будут интегрировать в беспилотные летательные аппараты.
Ранее сообщалось, что комплекс бортового оборудования Т-50 будет построен информационно-управляющей системе с многократно-резервированными вычислителями и шинами передачи данных, которые контролируют и управляют всеми бортовыми системами и вооружением истребителя. Система обеспечивает интеллектуальную поддержку летчика при решении сложнейших задач боевого применения. По некоторым данным, подобная информационно-управляющая система уже использована компанией «Сухой» при разработке истребителя Су-35С.
Судя по всему, новая информационно-управляющая система будет устанавливаться на 20-тонный ударный беспилотник, над которым активно работают специалисты компании «Сухой». Известно, что эта машины хоть и не создается на одной базе с Т-50, но будет с ним унифицирована. При этом российские специалисты надеются на то, что эта перспективная система будет устанавливаться и на других летательных аппаратах.

F-35 (на фото ниже) – истребители пятого поколения. Производит такие летательные аппараты фирма LockheedMartin. Целью создания этих истребителей было использование их в качестве штурмовиков, разведчиков, перехватчиков. Какие у самолета F-35 характеристики , сказать однозначно нельзя, поскольку существует несколько модификаций таких авиалайнеров, и все они имеют различия. Различают три модификации истребителей 5 поколения:

  1. Истребитель F-35 А – модель, предполагающая обычный взлет и посадку.
  2. F-35 В – модель с укороченным вертикальным взлетом и посадкой.
  3. F-35 С – палубная модель.

Истребитель F-35

У каждого из них есть свои особенности и отличия в технических характеристиках, а также в конструкции. Модель «С» отличается от «А» и «В» увеличенной площадью крыла и усиленным шасси. Эти конструктивные особенности обеспечивают лучшую управляемость летательным аппаратом, что очень важно и крайне необходимо, если взлет и посадка осуществляются в трудных условиях. Такая конструкция разработана специально, чтобы истребитель мог взлетать и совершать посадку с палубы на палубу. Такой истребитель был создан для ВМС Америки.

Модель «А» оснащена 52-мм пушкой. Этот авиалайнер самый простой по конструкции из всей группы истребителей пятого поколения. Создан он был специально для ВВС США. Предположительно, именно эта модификация станет лидером продаж в странах-партнерах. Модификация «В» отличается возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такой авиалайнер разработан специально для американского Корпуса морской пехоты. Сейчас все эти авиалайнеры используют в качестве замены устаревшим моделям самолетов.

Основные характеристики

Перечисляя технические характеристики самолета Ф-35 , придется называть их для каждой модификации, так как у этих самолетов разные показатели. Но есть и общие сходства. В частности, все они рассчитаны только на 1 человека. Длина самолета Ф-35 «А» и «В» составляет 15,57 м. Длина корпуса модификации «С» равна 15,67 м. Высота истребителя «А» – 4,38 м, «В» – 4,36 м, «С» – 4,48 м.

Размах крыльев у первых двух воздушных судов равен 10,67 м, а у самолета Ф-35 С – 13,11 м. Площадь одного крыла у первого лайнера и второго (А и В) составляет 42,7 м 2 , а у третьего (С) – 58,3 м 2 . Что касается массы, она тоже разная. Пустой истребитель «А» весит 13 290 кг, «В» – 14 650 кг, «С» – 15 785 кг. Величина нормальной взлетной массы составляет:

  • модификации «А» – 24 350 кг;
  • «В» – 22240 кг;
  • «С» – 25 896 кг.

Максимально допустимая взлетная масса составляет для «А» – 29100 кг, для «В» – 27 215 кг, для «С» – 30 320 кг.

Истребитель F-35 на взлетной полосе

У всех этих авиалайнеров практически одинаковые двигатели. Тип двигателя турбореактивный 2-контурный, оснащенный форсажной камерой. Максимальная тяга 1 × 13000 кгс. Различаются лишь модели двигателей. У всех установлены такие агрегаты Pratt&Whitney. Самолет Ф-35 А оснащен двигателем 100 (модель). Модель двигателя истребителя «В» – 400, «С» – 600.

Крейсерская скорость равна 850 км/ч. Максимальная скорость F -35 составляет 1930 км/ч. Дальность полета модели «А» – 2200 км, самолет «В» способен пролетать 1670 км, а максимальная дальность полета модификации «С» равна 2520 км. Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка у модели «А» равна +9 G, у «В» +7 G, у «С» +7,5 G. При нормальной взлетной массе допускается нагрузка на крыло:

  • «А»: 569 кг/м²;
  • «В»: 520 кг/м²;
  • «С»: 606 кг/м².

При нормальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,8 (у модификации Ф-35 А), 0,88 (у «В»), 0,75 (у «С»). При максимальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,67; 0,72; 0,64 соответственно. Самолет Ф-35 А оснащен встроенной 4-ствольной пушкой со 180 снарядами. Модель «В» оснащена авиационной пушкой с 220 снарядами. Самолет модификации «С» имеет такую же пушку, как Ф-35 В.

Стоимость

Эксперты прогнозировали, что истребители пятого поколения станут для США чем-то вроде золота. Они имели в виду, что эти самолеты удастся очень выгодно продать. Это самое дорогое оружие за всю историю человечества. Примерная стоимость F-35 – 180 млн долларов. Предположительно, цена будет снижена до 80 млн долларов. Но это произойдет только при условии, что производителю будет обеспечено увеличение количества заказов.