Река Ганг: За гранью европейской морали. Река инд и ганг - информация, фото, описание

Эти две реки находятся в Индии и являются по сути такими же близнецами, как и Тигр и Евфрат в Месопотамии, и Янцзы и Хуанхэ в Китае. Имея огромное значение для жизни всего живого в своих долинах, Инд и Ганг обожествляются в Индии и почитаются за священные реки Индо­стана. Всё это вполне обосновано. Ганг - первая по значению река Индии и одна из полноводных рек Азии. Область бассейна Ганга исключительно благоприятна для формирования мощной речной системы. Река начинается в богатых дождевыми осадками и снегами высокогорных районах Гималаев, а затем выходит на обширную низменность, также обильно увлажняется. Длина Ганга - 2700 километров, а плошадь бассейна - 1125 тысяч квадратных километров. Средний расход реки превышает Хуанхэ в пять раз. Ганг начи­нается двумя истоками (Бхагиратхи и Алакнанда) на высоте 4500 метров. Она прорезает узкими ущельями северные хребты Гималайских гор и вырывается на равнину. Там уже её течение медлен­ное и спокойное.

С Гималаев Ганг собирает мно­жество полноводных притоков, в том числе и свой самый крупный приток реку Джанкой. Значительно меньше притоков Ганг получает с плоскогорья Декан. При впадении в Бенгальский залив Ганг вместе с Брахмапутрой образует обширную дельту. Начинается эта дельта за 500 километров до моря. В пределах дельты нижний Ганг распадается на множе­ство рукавов. Самыми крупными из них являются Мегхна на востоке (в него впадает Брахмапутра) и Хугли на западе. Расстояние между ними по прямой составляет 300 километров.
Рукава Ганга и Брахмапутры изменяют своё направление, блуждая в пределах дельтовой рав­нины. Обычно эти изменения происходят во время сильных наводнений, от которых почти ежегодно страдает население бассейна Ганга.
Питание Ганга осуществляется за счёт таяния снегов и льдов в Гималаях и главным образом - летних муссонных дождей. Поэтому подъём уровня воды наступает в мае, постепенно нарастает и достигает максимума в июле - сентябре в связи с муссонными дождями. В этот период ширина и глубина русла Ганга на отдельных участках вдвое превышает ширину и глубину после половодья.
Наводнение в пределах дельты случаются также в связи с нагонными ураганными ветрами с моря. Такие наводнения бывают не часто, но они особенно сильны и причиняют катастрофические бедствия.
В иных условиях сформировалась третья после Ганга и Брахмапутры крупная река южной Азии - Инд. По длине Инд несколько превосходит Ганг и Брахмапутру, но по площади бассейна значитель­но уступает. Его длина - 3180 километров. Подоб­но Брахмапутре, Инд берёт своё начало на юге Тибета на высоте 5300 метров над уровнем моря. Прорываясь через хребты Гималаев, Инд образует систему глубоких ущелий на несколько десятков километров длиной, с почти отвесными склонами и узким руслом, в котором бурлит река, образуя пороги и быстрины. Выйдя на равнину, Инд распадается на рукава, которые частично пересыхают во время сухого сезона. Но во время дождей они снова сливаются, достигая общей ширины 22 кило­метра.
В пределах равнины Инд принимает свой глав­ный приток - Паджнад, который образуется из пя­ти истоков. Поэтому и вся местность называется Пенджаб, что в переводе означает Пятиречье. Дельта Инда при впадении в Аравийское море значительно уступает по площади дельтам других рек Южной Азии. Землетрясения, часто случаю­щиеся в бассейне Инда, иногда существенным об­разом влияют на изменение направления течения реки. Например, в середине 19 века в результате землетрясения в среднем течении- Инда произошёл обвал. Он запрудил большой участок реки и пре­вратил его в озеро. Спустя несколько месяцев река прорвала запруду и озеро было спущено за одни сутки, вызвав при этом сильное наводнение.



Подобно другим рекам Азии, Инд получает пи­тание от таяния снегов и льдов в горах и от летних муссонных дождей. Но количество осадков в бас­сейне Инда значительно меньше, чем в бассейне Ганга - Брахмапутры, а испарение гораздо боль­ше. Поэтому Инд менее полноводен, чем эти реки. Между периодом весеннего половодья, связанного с таянием снегов, и периодом муссонного паводка наступает время значительного спада воды и лет­ний подъём не бывает столь велик, как на Ганге или Брахмапутре. В связи с засушливостью боль­шей части территории бассейна возрастает значе­ние Инда как источника орошения.

Информация

  • Длина : 3180 км
  • Бассейн : 960 800 км²
  • Расход воды : 6600 м³/с

Удивительная водная артерия – река Ганг, занимает почётное место одной из самых полноводных рек в мире. После широкой Южно-Американской Амазонки и живительной Африканской реки Конго, Индийский Ганг по-праву занимает третье место. Длина реки составляет 2700км.
Животворный Ганг индусы приравнивают к божеству. Эта река в Индии священна.

Исток

Своё начало могучая водная артерия берёт в горных грядах Гималаев, на леднике Ганготри. Высокие горы в своих недрах рождают исток Ганга, который образуется благодаря двум горным потокам: Багиратхи и восточному Алакнанду.

Протекая по священным местам Гималаев, возле храма Деопрага и священного места Харидвар, исток великого Ганга словно впитывает в себя божественную энергию и мирно несёт её в своём могучем течении на Индийскую землю и в Бенгальский залив. Ганг Индия – эти два слова неразлучны. Без «первого» не может быть «второго». Вся история, вся жизнь, вся философия Индии связана с этой величайшей рекой. На берегах могучего Ганга рождаются, и на его же берегах провожают в мир иной.

Легенды Ганга

Величайшие эпосы человечества Рамаяна, Веды и Махапхарата рассказывают в своих легендах, сказаниях и мифах события, родившие священную реку Индии – Ганг. Повествования о возникновении различны, но все они связаны женским Божественным началом.

Индусы в течении реки видят образ богини Ганги, покровительницы материнства и плодородия.
В одних источниках говориться, что своё название река обрела в честь богини Ганги, которая сначала жила в небесных водах Млечного пути, а после снизошла на Землю и породила истоки великой реки.

Другие сказания рассказывают легенду о том, что Ганг появился во время реинкарнации Бога Вишны в Бога Вамана. Божественный дух хотел измерить три мира тремя шагами. Затея как-то не задалась. Зацепившись ногтём левой ступни за часть Вселенной, Бог разорвал её. Вышедшая из-под пальца Богиня Ганга упала с небес. Мощь падения была катастрофической. Бог Шива, оберегая Землю, принял удар на себя. Водная мощь с такой силой обрушилась на голову божества, что образовала семь потоков (дельта Ганга).

Существует красивая сказка о потерянных душах сыновей короля Сагара. Сыновья правителя исполняли священный ритуал Ашвамедха. Они случайно потревожили медитацию мудреца Капилы. Разгневанный мудрец в сей же миг испепелил взглядом негодников. Спасти несчастные души могла только богиня Ганга. Внук, скорбящего потерей любимых сыновей короля Сагара, Анусман, сумел уговорить богиню снизойти на землю. Её падение стало спасением сыновей правителя и началом появления Индийской реки.

Священные места Ганга. Потрясающий Варанаси

Своими благодатными водами река обмывает многие Индийские города: Канпур, Аллахабад, Патну, Бхагалпур и другие. Наибольшее внимание коренных жителей и многочисленных туристов Индии привлекает священное место — город Варанаси, известный под названием «город 1000 храмов». Город расположился между Дели и Калькуттой. Это место для индусов сакрально. Здесь сошлись жизнь и вечность, мудрость и просветление. В этом месте Боги сходят на Землю и дарят блаженство несчастным людям. Не случайно, именно здесь весной проводиться праздники реки Ганг.

То, что традиционно для одного народа, часто вызывает недоумение у жителя другой страны. Праздник в Варанаси открывает туристу иную Индию. Здесь начинаешь видеть и понимать эту страну по-другому: или ты влюбляешься в неё без остатка, либо ещё раз убеждаешься, что это страна не для европейца.

Ганг в Индии испокон века олицетворяет воды очищения и просветления. Только Ганг способен смыть грехи и очистить сердце, только Ганг способен забрать самое ценное, что было когда-то даровано человеку – Жизнь. В город мёртвых – Варанаси, тысячи индусов прибывают для того, чтобы совершить обряд омовения. С собой они везут дорогие им тела недавно почивших родственников, для того, чтобы придать их водам священного потока, способного силой своих священных истоков переправить душу усопшего в Рай.

На берегу реки разводятся священные костры, в которых кремируют тела умерших, а пепел опускают в воды Ганга. Малоимущие жители Индии, не имеющие возможность придать огню тела родственников, придают их сразу священному потоку. В благодатных водах, почитаемой издревле реки, ещё много дней после окончания праздника Варанаси, пылают погребальные огнища, а по течению плывут сотни тел.

Индусов нисколько не смущает такое соседство. В день празднования, в то время как одни прощаются со своими умершими родственниками, другие принимают водные процедуры, совершают священные омовения, радуются жизни, медитируют. Ступени, ведущие в воды Ганга полны людей, совершающих свои ритуалы до самого заката. Удивительно, но, ни один из коренных жителей Индии не жалуется на нечистоты.

Не смотря на то, что учёные доказали, что в воде реки уже не осталось «чистой воды», индусы её благоговейно пьют и ежедневно омываются.

Самая почитаемая река в Индии – Ганг, уже не одно столетие дарит людям этой страны жизнь, радость, благодать, просветление, счастье, гармонию. Живое воплощение Богини плодородия Ганги, влечёт на свои берега миллионы туристов, ведь только на этих берегах можно постичь сакральную сущность Индии, почувствовать жизнь этой древнейшей цивилизации.


Священный Ганг по праву считается одним из символов Индии. Одна из самых полноводных и протяженных рек в мире сегодня дарит жизнь примерно 500 миллионам людей. Водой из реки Ганг окропляют новорожденных, к ее берегам приходят паломники, воды Ганга нередко служат местом для погребения. Несмотря на священную любовь, люди превратили Ганг в свалку мусора, разлагающихся трупов, фекалий и химикатов. Ситуация стала критической, и наконец-то Верховный суд Индии принял решение бороться с теми, кто продолжает загрязнять реку.



Сегодня Ганг считается одной из самых грязных рек в мире. Виной тому - человек. Люди активно засоряют реку, мало заботясь о том, что ждет их в будущем. Основным фактором загрязнения стала деятельность крупных промышленных предприятий, сбрасывая сточные воды напрямую в реку, они катастрофически ухудшают состояние воды.



Не меньшую роль играет и увеличение количества населения Индии. Некогда крохотные поселения разрастаются в большие города, где зачастую царит антисанитария. Во время ежегодных разливов реки мусор и нечистоты попадают в воду, поскольку эти поселки оказываются затопленными.



Экологи стали бить тревогу в последнее время, поскольку использование воды из реки Ганг чревато инфекционными заболеваниями. Сотни тысяч паломников, ежегодно приезжая к священным местам, не только совершают омовения, но и пьют эту воду. После того, как на разных участках реки были взяты пробы воды, исследователи пришли в ужас: то, что носит название священных вод оказалось смесью из фекалий, химикатов и отравляющих веществ, которые выделяются при разложении трупов.



Даже обнародование таких пугающих данных не стал стимулом для активных действий по спасению Ганга. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, 30-40% всех умерших детей в Индии (а общее количество ежегодно достигает порядка 1,5 млн человек) приходится на тех, кто умер от отравления водой.




Чтобы спасти Ганг, следует не только обязать крупных промышленников устанавливать очистные сооружения, но и запретить работу многочисленных кожевенных фабрик, которые тоже используют воду при выделке кожи, а после сбрасывают отработанную воду назад в реку. Нужно так же прекратить практику захоронения в водах Ганга: властями Индии частично удалось добиться того, чтобы тела умерших вначале кремировали, а после развеивали прах умерших над водами священной реки. Однако многих покойников хоронят без кремации - беременных или незамужних девушек, детей, а также бедняков.


Государственная программа по очищению реки была инициирована в 1985 году и была запланирована на 15 лет, но не увенчалась успехом. Были построены водоочистные сооружения, но они не справляются с объемами загрязнения. Недавно Верховный суд Индии вынес решение о том, что за загрязнение Ганга положены штрафы. В частности, нужно ликвидировать фабрики по выделке кожи, при нарушении - штраф 800 долл. США. Кроме того, запрещены и захоронения трупов, в случае если не проводится кремация.


Пока жуткий вид грязной реки резко контрастирует с идеей о том, что Ганг - воплощение святости и чистоты, а его воды способны смыть грехи людей. Хочется надеяться, что великую реку получится спасти.


Некоторые тела, похороненные в Ганге, становятся добычей некрофагов, которые их... съедают. Таковы членов индуистской религиозной секты Агхора в Варанаси.

Река Ганг или Ганга священная река в Индии, имеет протяженность 2700 километров, питает своими водами земли Северной Индии. Исток святой Ганги находится в Гималайских горах на высоте 4495 м, в деревне Ганготри, затерянном среди Гималайский ущельев.

Там находится ледник Гомукх, от таяния которого образуется исток Ганги. К истоку Ганги летом стекаются тысячи поломников со всех уголков Индии. Города, по которым протекает Ганга, считаются святыми в Индии. В них совершаются многочисленные паломничества: Ганготри, Аллахабад. На берегах реки Ганг строятся многочисленные гхаты, храмы и монастыри.

По легенде, река Ганг имеет свое начало в космосе, откуда спускается на Землю и протекает по Индии. Ганга в индуизме считается мистическим порталом между Землей и Космосом, магической дверью, помогающей страждущим перейти в иной мир и не возвращаться обратно на эту бренную землю. Воды Ганга помогают очиститься полностью от кармы (уроков) этой и прошлых жизней.

Главная активность, которая происходит на берегах Ганги, это священное омование, смывание грехов. Индусы называют Ганг «Дасахарой», что обозначает «смывающая десять грехов». Окунуться в святой Ганге мечтает каждый индийц, ведь целебная святая вода реки смоет все трудности и нерешенные задачи. Воду из Ганга набирают в канистры и привозят заболевшим родственникам.

Ганг является популярным местом захоронений. Со всей Индии к берегам Ганга стекается умирающий люд, тела умерших привозят родственники. Считается, что быть погребенным в Ганге, это большая честь и «мгновенный портал» в иной светлый мир.

Мы немного писали об этих традициях, сжигать умерших и погружать их прах . Традиционно, умерших сжигают на погребальных кострах, после чего прах и останки отдают реке. Тела беременных женщин, маленьких детей, святых, укушенных коброй просто вывозят на середину реки и бросают в воду.

Испокон веков многие люди просто заканчивали свою жизнь, утонув в Ганге, считая, что матушка-Ганга всех примет и отправит на небеса. Это называлось «предать себя воде» и не осуждалось.

Все водные источники в Индии, будь то реки, озера, моря и океаны считаются священными во всех своих проявлениях в индуизме. Каждый источник воды может перевоплощаться в высшее существо, помогая людям во всех их просьбах, заботясь и помогая в очищении. Омовения в воде реки или другого источника не только очищает тело, но душу и дух.

Марк Твен, во время своего первого путешествия по Индии писал о Ганге: «Кроме религиозного значения, река Ганг является местом работы для перевозчиков, рыболовов и прачек, водопоем домашнего скота, слонов и диких животных, источником животворного ила, необходимого для роста риса, и местом утреннего туалета, и купания в горячее индийское лето. Все это, однако, не лишает эту вечную реку красоты и не мешает ей, с незапамятных времён, до сумасшествия очаровывать прибывших на её берега людей.»

Свами Рама «Жизнь среди гималайских йогов»:

«Много рек вытекает из великого озера Манасаровар у подножия горы Кайласа, но среди всех рек, берущих свое начало в Гималайских горах, Ганг отличается уникальными особенностями. В своих истоках, ледниках Ганготри, воды Ганга обогащаются многими минералами, оказывающими питательное и целебное воздействие.

Среди жителей селений, расположенных по берегам Ганга, редко можно встретить людей с кожными заболеваниями. Бутылка с водой из Ганга хранится в каждом доме, и практически все местные жители дают пить эту воду умирающим. Вряд ли на Земле найдется река, обладающая таким мистическим ореолом и такой духовной значимостью для людей, как Ганга, священная река индусов.

Согласно их верованиям, Ганга рождена самим верховным Господом Шивой и является олицетворением его силы. Индийские мудрецы утверждают, что Ганга начинает свой священный путь на Небесах, разливаясь по ним в виде сияющего Млечного Пути».

Ганг — одна из самых полноводных рек в мире, после Амазонки и Конго, длинной 2700 км, и самая большая из рек в Южной Азии. Берет начало река из грота под названием «Коровья морда», который находится в Больших Гималаях, и после многих витков и поворотов впадает в Бенгальский залив.

О реке Ганг

Общая протяженность Ганга составляет 2500 км, и буквально каждая травинка у берегов жива лишь благодаря речной воде. В Ганге обитает множество редких растений и животных, в том числе и гангский гавиал - единственный сохранившийся на Земле вид этих узкомордых крокодилов. Также в Ганге водятся крайне редкие речные дельфины и даже пресноводные акулы.

В чисто практическом плане Ганг абсолютно незаменим - для большинства людей и животных, живущих у его потоков, река является единственным источником воды. Ганг активно используется при орошении плодородных земель местными фермерами. Однако почитаема река далеко не из-за функций водоснабжения.

Нирвана на реке

Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы - каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни - ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.

Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве - он не стал уничтожать Индию, как тот - Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.

Место ритуалов не для слабонервных

Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами - ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.

Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.

Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом - далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.

Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы - бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов - вера в святость реки затмевает состояние оной.

Напоследок

Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге - ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.

Фотографии