Подводный мир описание для детей. Доклад на тему подводный мир

Все недоступное зачаровывает. А что может быть дальше от человека, чем океанское дно? Морские обитатели так непохожи на земных существ. О них очень хочется узнать побольше. Чем питаются? Как живут и защищаются? Так много всего того, что очень хочется знать.

Смотря на поверхность воды, трудно представить то многообразие жизни, которое скрывается внизу. А ведь это не только животные, рыбы и растения. Основу морской пищевой цепочки составляет планктон.

Что такое планктон?

Весь мир морских животных перестал бы без него существовать. Планктон — это микроскопические существа, которые не видны невооруженным глазом. Их устройство не позволяет им произвольно перемещаться в воде. Положение этого существа зависит от течения, ему они не в состоянии сопротивляться.

В природе существует два вида планктона:

  • зоопланктон, который образован из живых организмов;
  • фитопланктон — особенные морские растения.

Последний придает воде слегка зеленый оттенок. Планктона в воде так много, что в одном ее литре обнаруживаются миллионы этих существ. Причем они не только служат пищей, которую едят все морские обитатели, но и участвуют в восстановлении кислорода в воде.

Прозрачная древность, или Чем интересна медуза

Эти обитатели морских глубин состоят из воды на 90 процентов. Причем медузы появились на Земле так давно, что их далекие предки были свидетелями жизни динозавров.

Некоторые виды этих животных имеют яд, которым могут вызвать ожог на коже у человека или даже убить. К примеру, медуза-коробка чрезвычайно опасна. Она убивает в год столько людей, сколько не гибнет от всех других обитателей морей и океанов. Укус этой медузы убивает за три минуты, а перемещается она со скоростью 2 м/с. Спастись от нее сложно, а выжить после укуса практически невозможно.

Поражает разброс размеров этих существ разных видов. Самые маленькие из них величиной с булавочную головку, в то время как самые большие имеют купол диаметром в два с половиной метра, а их щупальца вырастают до пятидесяти метров.

Поскольку медузы большей частью погибают после размножения, то срок их жизни очень небольшой. Очень редкие экземпляры живут в природе дольше двух лет. Чаще всего им отводится только несколько месяцев. В неволе же эти морские обитатели могут прожить довольно долго.

Бескостный гигант — осьминог

Эти морские обитатели для детей весьма интересны своим необычным строением. Ведь у осьминогов вместо ног щупальца, и у них совсем нет костей. Благодаря последнему факту это существо может легко протиснуться в крошечное отверстие, диаметр которого равен всего одному сантиметру.

Вот некоторые интересные факты о морских обитателях — осьминогах:

  • кровь этих существ имеет синий цвет;
  • у них сразу три сердца;
  • осьминоги глухие;
  • они могут отделять любую часть тела, которая потом снова отрастет;
  • осьминоги легко меняют свой цвет, чтобы приспособиться к окружающей среде;
  • они полностью белеют от страха;
  • для того чтобы сбить преследователя с толку, эти животные выбрасывают облако чернил.

Некоторые виды осьминогов крайне ядовиты. Например, голубокольчатый, который имеет размер в диаметре около 3-4 см и весит всего 100 г. Его укус прекращает глотание через 5 минут. А спустя 30 минут человек задыхается. Причем эффективного противоядия пока не существует. Единственная возможность спасти человека заключается в том, чтобы выполнять искусственную вентиляцию легких до того момента, пока яд не прекратит действие.

Чудесные китообразные

Эти обитатели морских глубин являются млекопитающими. Несмотря на то что их тела весьма похожи на тела рыб, они все же сильно различаются. Основное отличие в способе дыхания. Морские рыбы дышат растворенным в воде воздухом. Этой способности лишены китообразные. Им нужно вдыхать воздух из атмосферы. Для этой цели они вынуждены всплывать к поверхности. Там они вдыхают и делают выдох. Последний виден как фонтан воздуха с небольшим количеством воды.

Детенышей эти млекопитающие рождают в воде. Поэтому мать сразу после рождения подталкивает к поверхности для первого вдоха.

Самым большим морским млекопитающим являются синие киты. Кстати, они же самые крупные животные на Земле. Дельфин — это самый маленький из китообразных.

Понемногу о разных видах китов

Синие киты рождаются уже великанами. Их длина достигает 8 метров, а весят они около 3 тонн. Самая большая самка этого кита, которая была выловлена, оказалась весом в 190 тонн.

Большинство видов китовых предпочитают морские просторы. Исключением является горбатый кит , который обитает вблизи побережья. Известны случаи, когда эти животные были замечены в бухтах и реках. Эти морские обитатели любят выполнять акробатические трюки. Они высовываются из воды и грациозно танцуют.

Эти виды китов не имеют зубов. Вместо них рот заполнен роговыми пластинами, которые называются китовым усом. Сквозь них млекопитающие фильтруют планктон, которым они питаются.

Такие морские хищники, как кашалот , питаются головоногими моллюсками и рыбой. Они чудесные ныряльщики. За кальмарами они способны нырять на глубину до двух километров. В поиске добычи кашалоты способны не дышать около двух часов.

Еще одно хищное млекопитающеекосатка . Она зарекомендовала себя как жестокий убийца. Но документально подтвержденных фактов о нападении на людей нет.

Удивительный кит нарвал отличается от всех других длинным прямым зубом. Несмотря на угрожающий вид, они очень дружелюбны.

Самые известные китообразные — дельфины . Они невероятно умны и сообразительны. Их легко приручить и обучать. Кстати, они обладают хорошо развитым голосовым аппаратом и издают большое количество разных звуков.

Необычные рыбы

Удивительно звучат такие названия морских обитателей, как рыба-луна , рыба-игла, камбала и рыба-меч. Первая из них плавает возле самой поверхности моря. От этого ее плавник виден над водой. Издалека он похож на плавник акулы. Однако, она совершенно безобидна.

Рыба-игла отличается уникальным способом охоты. Она прячется за другими рыбами и приближается к жертве. В нужный момент она мгновенно засасывает бедняжку в свой рот.

Морской черт придумал свой стиль охоты. Этот хищник покачивает антенной с наростом, по внешнему виду напоминающим червяка. На него-то рыбки и «клюют», а он их съедает.

А летучая рыба изобрела способ спасения от врагов. Она научилась планировать над морем. Этому способствуют ее хорошо развитые боковые плавники.

Рыбы с глазами на одном боку

Камбалы могут иметь глаза только с правой или с левой стороны туловища. Все зависит от вида. Эти морские рыбы уникальны тем, что их икринки не содержат жира. От этого у большинства видов камбаловых икринки плавают у поверхности.

Эти рыбки не любят глубокой воды. Они обитают в основном около берегов. Редкие особи заплывают на глубину больше одного километра.

Интересно, что виды камбал различают по размеру рта. Они могут быть большеротые и малоротые. Первые из них — хищники, рот которых симметричен и «оборудован» зубами по зрячей и слепой стороне туловища. Примером таких рыб являются палтусы и камбалы-ерши. Питаются они в основном червями и мелкой рыбкой, моллюсками и ракообразными, а также офиурами.

Воинственная рыба-меч

Такое название возникло из-за необычного мечевидного отростка, который расположен на ее верхней челюсти. Это не единственная особенность. У рыбы-меча нет чешуи. Все это, а еще хвост в виде серпа и особая форма плавников, позволяет ей быть самым быстрым существом на Земле. Рыба-меч способна длительное время плыть со скоростью около 130 км/ч.

Для таких скоростей нужен простор. Поэтому встретить ее можно только в открытом океане.

Мальки рыбы-меча питаются планктоном. Но после того как дорастут до 2 см, начинают охотиться. Их добычей становится мелкая рыбка. В это же время у них начинает развиваться отросток в виде меча. Растут мальки очень быстро, и уже через год их длина составляет около 50 см.

Хищница питается всем, что встречается у нее на пути. И размер добычи не имеет значения. Своим мечом она поражает обитателя моря. Известны факты о том, что в желудках пойманных рыб были обнаружены куски акульих тел.

Немного о хищниках, живущих в морях

Самые известные морские хищники — акулы . Они смогли пережить динозавров. Их размеры зависят от вида. Самые большие из них достигают 10-12 метров. Причем не все виды акул являются хищниками. Есть такие, которые питаются планктоном. Акулы двигаются очень быстро благодаря тому, что форма их тела обтекаемая. В отличие от рыб, они откладывают яйца, а не икру. Эти яйца могут быть прикреплены ко дну или водорослям. А некоторые виды акульих вынашивают яйца внутри себя. Из яиц акулята вылупляются вполне жизнеспособными.

Яркие представители этого семейства: тигровая и серая акулы. Первая очень оригинально окрашена. Так, что напоминает тигра. Она не уплывает далеко от береговой линии. Ее рацион составляют рыбы и ракообразные, птицы и мелкие млекопитающие.

Серая акула тоже не заплывает далеко в море. Она ищет на отмелях рыбешек и ракообразных. Целенаправленно на людей не нападает. Но бегущего в панике человека может принять за жертву.

Другие необычные хищникискаты . Их тела сильно сплюснуты и напоминают платок. Когда скат лежит на дне, то отлично маскируется. Его стиль плавания напоминает полет в толще воды. Некоторые виды скатов ядовиты. У них на спине имеется шип, который выделяет ядовитое вещество. А рот у них находится на брюхе. Причем он оснащен большим количеством острых зубов.

Морской леопард является грозным и опасным хищником. Свое название этот тюлень получил из-за окраса, схожего с пятнами леопарда. Он питается пингвинами и другими теплокровными Антарктики. Но морской леопард не против того, чтобы подобрать падаль или полакомиться кальмарами или рыбой.

Удивительные сведения об акулах

Здесь перечислены только факты. О морских обитателях так много придумывают, что нужно получить больше достоверной информации.

  • Эти существа отлично распознают запахи. Особое место в этом отводится крови. Ее они чувствуют даже при очень маленькой концентрации.
  • Если от жертвы не исходит запаха крови, то акула воспринимает ее движение. Для этого у нее имеется боковая линия, состоящая из чувствительных к колебаниям клеток.
  • Акулята рождаются с большим количеством зубов и могут сразу начать самостоятельно добывать себе пищу.
  • Кстати, о зубах. Они у акул крепятся в десне, а не челюсти. Причем образуют от 4 до 6 рядов. Ее зубы растут всю жизнь, перемещаясь вперед на смену утерянным.
  • Сила давления каждого зуба белой акулы такая же, как если бы груз в 3 тонны давил на 1 см 2 .
  • Эти обжоры едят все. Причем в их желудках обнаруживают даже несъедобные вещи. Но и это не самое удивительное. Акула может удерживать пищу в желудке, не переваривая ее в течение нескольких недель.
  • Весь скелет акулы составлен из хрящей. В ней нет ни одной кости.
  • Плавательного пузыря у этого морского обитателя нет. Эта особенность заставляет акулу беспрерывно двигаться, чтобы не утонуть.

Чарующие рифы

Кораллы образованы из маленьких животных. Хотя многие считают, что это морские растения. Коралловые рифы стали домом для многих животных и растений. Это обусловлено спокойным морем внутри них. К тому же в них много света и тепла. Внутри рифа кишит жизнь, в то время, как снаружи у него пустота и бездонность.

Самый крупный коралл имеет протяженность больше двух тысяч километров. Он находится близ побережья Австралии.

Подводные вулканы порой поднимаются к поверхности океана. Вокруг таких кратеров могут сформироваться коралловые рифы правильной формы. Они образуют коралловые острова, которые называют атоллами .

Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут в бездне океана, а не на суше.

С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.

Карликовый морской конек
Это один из наиболее хорошо замаскированных жителей океана. Нужно приложить немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2.5 см среди густых зарослей кораллов.

Кальмар на охоте
Обычно кальмары имеют размеры до 50 см, но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров (считая щупальца). Они являются самыми крупными беспозвоночными.

Пара скатов
Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живет в морской воде. Особым оружием наделен отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер. Фотография с группы островов Туамоту в Тихом океане, относящаяся к Французской Полинезии.

Брюхоногий моллюск - язык фламинго
Встречается на многих коралловых рифах Карибского и Атлантического бассейнов. Моллюск питается ядовитыми морскими горгонариями, но их яд улитке не вредит. «Язык фламинго» впитывает ядовитые вещества и сам становится ядовитым. Эти моллюски оставляют за собой заметные следы из мертвых тканей коралла.

Угрехвостые сомы
Единственный вид сомов, обитающий на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зазубренные ядовитые колючки.

Рыба и морская губка
В настоящее время описано около 8 000 видов губок. Они являются животными.

Подводная лаборатория «Водолей»
Единственная в мире, действующая лаборатория, расположенная на глубине 20 метров под водой у берегов Флориды.

Кальмар Гумбольдта
Гигантский кальмар или кальмар Гумбольдта. Эти плотоядные хищники достигают в длину 2-х метров и весят более 45 килограмм.

Краб и морские ежи
Тело морских ежей обычно почти сферическое, размером от 2 до 30 см, а длина игл колеблется от 2 мм до 30 мс. У некоторых видов морских ежей иглы ядовиты.

Голожаберный моллюск
Национальный парк Комодо в Индонезии. Голожаберные моллюски лишены раковины. Они одни из самых ярко окрашенных и многообразных по форме морских беспозвоночных животных.

Семейство рыб кузовковые
Они питаются морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками, ловко выдувая их из грунта струей воды, выпущенной изо рта.

Губастые окуни
Косяки этих рыб двигаются в океане как единое целое, чтобы защититься от хищников.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

И.о.директора МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МО протокол №______

Матвеева В.В. _______Толстикова С.Н. «____»_______2015г

Методическая разработка

Открытое занятие

«Подводный мир»

Составитель:

Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Черемхово, 2013

Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

В процессе проведения занятия дети познакомятся с водными обитателями и с условиями жизни в воде.

Во второй части занятия учащимся предлагается для закрепления игровая программа, в которой каждый может продемонстрировать знания, полученные во время занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....4

Методический материал…………………………………………………...6

Основная часть……………………………………………………………..7

2.1Организационный момент……………………………………………..7

2.2 Беседа: Подводный мир……………………………………………….7

2.3 Конкурсно – игровая программа: Подводное царство…………....13

Выводы……………………………………………………………………..17

Перспективы………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………19

Приложение 1…………………………………………………………..…..20

Приложение 2……………………………………………………………....21

Введение

На современной Земле четко выделяются четыре среды жизни - водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Вода стала первой средой жизни. Именно в ней возникла жизнь, которая затем распространилась и на наземно-воздушную среду. Водная среда – это реки, ручьи (водотоки), океаны, моря, водохранилища, пруды, озера, болота (водоемы).

Ученые, как люди наблюдательные и любознательные, давно подметили особенность в расселении водных животных по разным глубинам. Они выяснили, что животные, живущие рядом, хотя они и не родственники, имеют сходные черты и в строении тела, и в образе жизни. Чтобы понять, как это получилось, нужно представить водоем в виде двухэтажного дома, где обитают водные жители. Дно будет первым этажом, толща донного грунта - подвалом, водная масса - вторым этажом, а поверхностная пленка - крышей (водное зеркало) и чердаком (подзеркалье).

Каждый этаж этого дома имеет свои особые условия для жизни, свои характерные свойства. Так, на первом этаже мало света и кислорода, зато вокруг вода, под ногами есть надежная опора, нет ветра, нет и сильных перепадов температуры. На крыше много света и воздуха с кислородом для дыхания, но в то же время ночью холодно, днем жарко, ветер сдувает, а вода только под ногами. На втором этаже кислорода и света больше, чем на первом, но несравненно меньше, чем на крыше, и нет даже такой опоры, как пленка натяжения воды.

Чтобы жить и выживать на том или ином этаже, его жителям приходилось приспосабливаться к имеющимся там условиям. И в итоге длительного процесса адаптации (т. е. приспособления) к тому или иному местообитанию у очень далеких по происхождению организмов выработались сходные черты в строении, жизненных циклах и поведении. Ученые на основании этих сходных черт объединили животных в группы и дали каждой свое название. Давайте разберем, что характерно для некоторых организмов.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни.

Задачи:

Образовательная :Сформировать представления о подводном мире и его обитателях. Научиться узнавать водных обитателей

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности при коллективных работах чувства.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку – обстановку таинственности. Ведь вода скрывает в себебольшие тайны.

Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор.

    Презентация «Подводный мир».

    Фонограммы песен.

    Карточки пазлы.

    Карточки с заданиями.

    Выставка аппликаций.

    Карта полушарий.

РЕКВИЗИТ

1. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.

2. Спички.

3. Дары моря (призы для победителей)

Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы. Перед вами на столах лежат карточки разных цветов. Подумайте,пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А теперь выберите карточку, которая соответствует вашему настроению (красная карточка – хорошее настроение, синяя – грустное, желтая - нормальное). Дети выбирают карточки и показывают педагогу.

Преподаватель: Мы свами все разные, поэтому и настроение у всех разное. Давайте постараемся, у кого хорошее настроение сохранить его таким, а у кого грустное настроение- попробуем его поднять.

Беседа:

2.2Подводный мир

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманчик заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!!!

Итак тема нашего сегодняшнего занятия называется – Подводный мир.

На занятии мы узнаем, что такое подводный мир, каковы его обитатели и как им живется в водном царстве.

Давайте сейчас мы с вами закроем глазки. Что мы видим? Темноту, вот и раньше ничего не было, кроме тьмы, и так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша Земля! Открывайте глазки. Давай те мы с вами посмотрим на карту, кто мне скажет, что изображено на карте синим цветом? (Ответы детей).

Правильно, все, что мы видим - это вода:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться вода!

Но оказывается подводой, тоже есть земля и эта земля является подводным дном.

Но и вода оказывается бывает разной…Бывают огромные океаны, большие моря, реки и маленькие ручейки, но что же скрывает под собой вода? А вода скрывает в себе своих жителей. Самые многочисленные – это рыбы .

А знаете ли, что рыбы появились во времена динозавров?

И в те далёкие времена у рыб был твёрдый панцирь. Но с тех пор мир сильно изменился, а вместе с ним изменились и рыбы. Сейчас тело многих рыб покрыто чешуёй.

А знаете ли вы, для чего рыбам нужна чешуя?

Тело у рыб мягкое, для его защиты требуются твердые чешуйки! На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.

А знаете ли вы, что у рыб есть уши?

А знаете ли вы, для чего рыбам нужен хвостик?

А хвост у них служит в качестве руля. Для того, чтобы набрать скорость и плыть в нужном направлении рыбе помогает хвост, а за место рук и ног у рыб есть плавники.

Спят ли рыбы?

Да, рыбы тоже спят. Вы когда -нибудь видели, как золотая рыбка спокойно лежит на дне аквариума? Она спит, хотя глаза у неё открыты. У рыб нет век, поэтому они никогда не закрывают глаза. Золотые рыбки спят ночью. Но некоторые рыбы спят днём, а охотятся ночью.

Но, однако, хотя у рыб много общего все рыбы очень отличаются друг от друга. На их повадки и привычки влияет место, в котором они обитают. Итак, давайте разберёмся, где же живут рыбы. Для этого я предлагаю выйти ко мне двоим ребятам и попробовать воду из двух стаканов и сказать, похожа ли эта вода между собой (детям предлагается два стакана с водой: в одном она пресная в другом солёная). Ответы детей.

Также, как вода отличается в стаканах, так же она и отличается в водных бассейнах.

Итакпервый наш водоем, в котором мы будем рассматривать его жителей....это будет водоём с пресной водой ….а его название мы сейчас угадаем!

Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Давайте познакомимся с обитателями рек

1. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это…

Щука – У щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.

2. В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это

Сом – это крупная пресноводная рыба. Взрослые рыбы весят до 100 кг. И достигают в длину до 3м. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два на нижней. С помощью усов эти рыбы разыскивают себе пищу. Коснувшись чего - то усами рыба сразу определяет съедобное это или нет. Сом это та рыба, у которой нет чешуи, его тело покрыто слизью. Сом любит тёплую тихую воду. Днём они спят, а с наступлением сумерек оживляются. Едят сомы лягушек, икру, погибших рыб. Живёт сом до 40 лет. Зимой сом опускается на дно и ложится в спячку.

3 .Он весёлый, молодой

С чешуёю золотой.

Карась – эту рыбу рыбаки зовут «горбатой». Спина у неё с горбом, тело карася плотно сжато по бокам, спинка коричневая, а бока жёлтые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много травы и водорослей. Карась рыба неприхотливая, поэтому может жить и в мутной непроточной воде. Если лето засушливое, то караси зарываются в ил и ждут дождей. Чем же питаются эти рыбки? Они объедают листочки и стебли водорослей, могут и перекусить мелкой живностью (жуками и личинками). Зимой караси зарываются в тину и засыпают до весны.

Вот такие обитатели у нас живут в реках.

Теперь отправимся в солёный водоём.

Здесь куда не кинешь взор

Водный, голубой простор

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порою тишь да гладь,

Все смогли его узнать? (Море)

А кто же у нас живет в море?..

4. Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые…

Дельфин - Стройные, с длинным клювом; окраска спины и всех плавников темная, почти черная, брюхо белое, принадлежат к семейству зубатых китов. Длина тела дельфинов зависит от рода (от 1 до 10 м), вес 200-300 кг. Это млекопитающие, которые дышат легкими, но могут долго находиться в воде. Через разные промежутки времени они всплывают на поверхность моря, чтобы набрать воздуха. Дельфины питаются рыбой и кальмарами, такую подвижную добычу дельфины удерживают крепкими челюстями с большим количеством острых зубов. Спят дельфины под водой, обычно ночью, а днем лишь после кормежки. Своих детёнышей вскармливают молоком.

5 .Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Акула –это крупный морской хищник. У акулы мощное длинное тело (от 5 до 12м). Спина тёмная, а брюхо белое. Огромная, страшная пасть, большие острые зубы. Зубы у акулы постоянно обновляются, если акула ломает зуб, на его месте вырастает новый. Плавают акулы, волнообразно изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить, не двигаясь, без движения они задыхаются. Спят акулы урывками, плавая медленно шевеля хвостом. Акулы питаются рыбой, планктонами и другими обитателями морей. Большинство акул миролюбивы и не нападают на людей, но есть и людоеды это большая белая акула.

6 .Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-….
(кит).

Кит - Синий кит это самое большое существо, которое живёт на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. На сегодняшний день занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. У голубого кита вытянутое, стройное синевато-серое, сбоку плоское, тело с серыми пятнами разного размера и формы. Плавают голубые киты по 2 или 3 особи, а иногда в одиночестве. К берегам старается не подплывать. За день голубой кит съедает около 1 тонны криля (это морской рачок) которым в основном и питается. Кит заглатывает криль, вместе с тысячами литров воды, а потом фильтрует его, выталкивая всю эту массу языком через китовый ус. Кстати язык голубого кита весит больше слона, а толщина больше 3 метров.

Вот какие разные обитатели живут у нас в морях, и они очень отличаются от обитателей рек. Теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка!

Мы сейчас встанем из за парт и будем повторять движение вместе со мной!

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз водой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре – улетела

Практическая часть:

2.3 Конкурсно - игровая программа «Подводное царство»

А теперь мы с вами перейдем ко второй части нашего занятия- поиграем в игру, которая называется «Подводная одиссея».

А так как подводный мир- это подводное царство, то какое же царство без царя?....а сейчас встречаем повелителя морей – царя морского, со своею свитой. Звучит музыка, входит морской царь с русалками, которые несут сундук, перевязанный разноцветными лентами...

Морской царь . Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.

Объясняет соответствие лент.

А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своей русалкой. За каждую победу в конкурсе мы с русалкой будем развязывать узелок на ленте.

Игру начать повелеваю!

Царь и русалки занимают место на «троне».

Разминка

Русалка: Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно создать команду. Для этого я приготовила небольшой аквариум, в котором находятся рыбки: рыбки морские и речные. Вы сейчас по очереди будете выуживать рыбок, те ребята у кого будут речные рыбки, вставайте справа, а у кого морские слева (учащиеся разбирают карточки и делятся на команды)

Вот у нас с вами и получилось две команды,я предлагаю придумать им название и выбрать капитана.

1 Подготовка корабля к морскому путешествию

Ведущая: Ну, вот команды набраны, но у нас нет ещё корабля.

В конкурсе принимает участие вся команда.

Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему кораблю.

2 Веселый художник

Морской царь: От команд выбирают по 1 человеку, выполняют задание с закрытыми глазами. Возьмите мел, нарисуйте глаз рыбки. Сделайте поворот кругом, нарисуйте плавник. Присядьте, нарисуйте чешуйки. 2 шага назад и 2 шага вперед, нарисуйте тело. Сделайте хлопок, нарисуйте хвост.

Откройте глаза и посмотрите, какие веселые рыбки получились.

3 Поломанные слова

Русалка: Быстро собрать слово из букв и сказать, в каком водоёме живут эти рыбки.

(раська,алаку, тик,кащу,мос,дефинль).

4 Вкусный обед

Морской царь: Чем питаются рыбки?

На доске написаны слова в два столбика, первый столбик,слова обозначающие то, что едят рыбы, второй столбик название рыб. Вам нужно соединить стрелками рыбу и её обед.

5 Конкурс поварята (для капитанов)

Ведущий: Ваша задачаперенести половником воду, не проливая из тарелки в банку. Нужно быстро заполнить банку.

6 Пазлы

Русалка : На столах перед вами лежат пазлы. Вам нужно из них собрать рыбку, чья команда быстрее соберёт та и победитель.

7 Старая добрая сказка

Морской царь :Командам нужно вспомнить все сказки, в которых встречаются рыбки.

8 Подводное царство

Ведущая: Перед вами стоит не лёгкая задача, вам нужно сделать аппликацию подводного царства, а какое оно будет,выберут ваши капитаны. Капитаны выходят к ведущему и жребием выбирают листок, на котором написано название подводного царства. (На столах участников лежат макеты рыб, цветная бумага, ножницы и клей)

9 Загадки

Русалка: За каждую правильно отгаданную загадку команде предоставляется право развязать узелок на ленточке.

- Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

- Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

- Кого называют грозой морей? (Акулу)

- Что такое уха?

Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)

- Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

- Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)

Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название).

Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!

«Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».

Выводы

Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с динамической паузой, рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим детей в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей подводного дна. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На протяжении занятия происходит смена деятельности.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Цель занятия была достигнута.

Перспективы

Данный сценарий занятия,возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения водных просторов, а так же для повторов изученных материалов. Либо использовать для разработки сценария праздника Нептуна.

Список литература

1.Девидсон С.Д. Моря и океаны: учебное пособие [текст] // Девидсон С.Д.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

2. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей [текст] // Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. – СПб.: Детство-пресс, 2001 .- 189с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование.[Текст]// Рыжова Н.А.– М.: Карапуз, 2001.- 113с.

4.Рысакова И.В. Моя первая энциклопедия «Живая природа» [текст]// Рысакова И.В.- М.: РОСМЭН, 2010.- 235с.

5. Сахарнов С.Ю, Морские сказки [текст]// Сахарнов С.Ю.– Л.: Художник РСФСР, 1999.-89с.

6. Чаромский И.Н., Киты и дельфины[текст]// Чаромский И.Н.- М.:РОСМЭН, 2013.- 159с.

Приложение 1

Сигнальные карточки

Карточки с изображением рыб

Пазлы

Приложение 2

Карта мира

Сундучок с лентами

Морской царь и русалка

Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут в бездне океана, а не на суше.

С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.

Карликовый морской конек
Это один из наиболее хорошо замаскированных жителей океана. Нужно приложить немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2.5 см среди густых зарослей кораллов. (Фото David Doubilet):

Кальмар на охоте
Обычно кальмары имеют размеры до 50 см, но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров (считая щупальца). Они являются самыми крупными беспозвоночными. (Фото David Doubilet):

Пара скатов
Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живет в морской воде. Особым оружием наделен отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер. Фотография с группы островов Туамоту в Тихом океане, относящаяся к Французской Полинезии. (Фото David Doubilet):

Брюхоногий моллюск - язык фламинго
Встречается на многих коралловых рифах Карибского и Атлантического бассейнов. Моллюск питается ядовитыми морскими горгонариями, но их яд улитке не вредит. «Язык фламинго» впитывает ядовитые вещества и сам становится ядовитым. Эти моллюски оставляют за собой заметные следы из мертвых тканей коралла. (Фото Wolcott Henry):

Угрехвостые сомы
Единственный вид сомов, обитающий на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зазубренные ядовитые колючки. (Фото David Doubilet):

Морской угорь
Выглядывает из своей норы. (Фото David Doubilet):

Рыба и морская губка
В настоящее время описано около 8 000 видов губок. Они являются животными. (Фото David Doubilet):

Подводная лаборатория «Водолей»
Единственная в мире, действующая лаборатория, расположенная на глубине 20 метров под водой у берегов Флориды. (Фото Brian Skerry):

Кальмар Гумбольдта
Гигантский кальмар или кальмар Гумбольдта. Эти плотоядные хищники достигают в длину 2-х метров и весят более 45 килограмм. (Фото Brian J. Skerry):

Краб и морские ежи
Тело морских ежей обычно почти сферическое, размером от 2 до 30 см, а длина игл колеблется от 2 мм до 30 мс. У некоторых видов морских ежей иглы ядовиты. (Фото George Grall):

Креветка и краб
Практически идеальный подводный камуфляж. (Фото Tim Laman):

Голожаберный моллюск
Национальный парк Комодо в Индонезии. Голожаберные моллюски лишены раковины. Они одни из самых ярко окрашенных и многообразных по форме морских беспозвоночных животных. (Фото Tim Laman):

Семейство рыб кузовковые
Они питаются морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками, ловко выдувая их из грунта струей воды, выпущенной изо рта. (Фото Wolcott Henry):

Губастые окуни
Косяки этих рыб двигаются в океане как единое целое, чтобы защититься от хищников. (Фото David Doubilet):

Рыба-раструб
Этот обитатель коралловых рифов - поистине уникальная рыба, достигающая 80 см в длину. Большую часть времени она не плавает, а проводит в вертикальном положении, зависнув вниз головой. Подобным образом она маскируется под палку, защищая себя от хищников и поджидая добычу. (Фото David Doubilet):

Колония асцидий и рыба-прилипала
Асцидии - класс мешкообразных животных длиной от 0.1 мм до 30 см, распространенных во всех морях. Рыбы-прилипалы обычно присасываются к крупным рыбам, китам, морским черепахам, днищам кораблей. (Фото David Doubilet):

Красная морская звезда
Размеры этих яркоокрашенных животных колеблются от 2 см до 1 метра, хотя большинство - 12–25 см. Морские звезды малоподвижны и имеют от 5 до 50 лучей или рук. Эти животные - хищники. Фото David Doubilet):

Гигантский краб-паук
Это один из самых крупных представителей членистоногих: крупные особи достигают 3 м в размахе первой пары ног! (Фото David Doubilet):

Большая белая акула
Достигая длины свыше 6 метров и массы 2 3000 кг, большая белая акула является крупнейшей современной хищной рыбой. (Фото David Doubilet):

Рак-богомол роскошный (арлекин)
Один из наиболее крупных креветок-богомолов. Он около 14 см в длину, а наиболее крупные особи имеют размеры до 18 см. (Фото Tim Laman):

Обитатели подводного мира
Подводный мир . Подводные обитатели . Жители подводного мира .
Фото подводного мира . Фото подводных обитателей .

Сидели два приятеля
На берегу реки
И были у них удочки,
И были червяки.

Всё с вечера, конечно же,
Готовили они
И вот теперь, друзья, сидят
На мостике одни.

Ещё и солнце не взошло,
Но начало светать,
И тут вдруг рыбка начала
У мальчиков клевать.

Идёт карась за карасём
И вот плотва клюёт.
Какой же будет здесь улов,
Ведь рыба так идёт!

Мальчишки рады, знать не зря,
Пришли они сюда,
Ведь дома ждут с уловом их
Друзья и вся родня.

Наварят вкусную уху,
Нажарят карасей
И угостят тогда родню,
И всех своих друзей.

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!

МОРСКИЕ ЕЖИ

Ёж, как ёж, но только в море
Обитает он всегда.
Дно морское, мир чудесный,
Там живёт его семья.

Иглы тонкие имеют,
Круглые, как колобки,
А едят они моллюсков,
Водоросли им нужны.

Падаль разную и губок,
Да и мелких звёзд морских,
Также, раков-богомолов,
Это лакомство для них.

Но бывает, нападают
На своих же, на ежей,
Только меньшего размера,
Съев в тиши их поскорей.

Дышат жабрами, как рыбы,
В углубленьях скал живут.
Рыбы и морские звёзды
Их подстерегают тут.

Служат пищей для омаров.
Птицы очень любят их,
И представьте, что каланы –
Это главный враг для них.

Ёж морской, для человека,
Наступившего на них,
Представляют всю опасность.
Берегитесь, люди, их!

Иглы тонкие, впиваясь,
Остаются все в ноге,
Надо очень постараться,
Чтобы вытащить их все.

Вот какой он, ёж из моря.
Жизнь его – борьба всегда.
Но он счастлив, что родился
Там, где вся его семья!

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

Форма тела необычна,
Есть и выросты всегда,
Называют их лучами,
Иль руками иногда.

Луч потоньше и поуже,
Или просто коротки,
Или треугольной формы,
Что почти и не видны.

А окраска поражает
И включает все цвета -
Это красный, бурый, жёлтый,
Синий тоже, иногда.

И фактурная поверхность
Отличает их от всех -
Бархатистые, с шипами,
Иль колючий, гладкий верх.

Может ползать, рыть и плавать,
Изгибаться без конца,
Иль лежать на мелководье,
Эта яркая звезда.

А едят они такое,
Что способны удержать.
Их "резиновый" желудок,
Может всё переживать.

МОРСКОЙ ПЕТУХ

Шесть ног растут их плавников,
Как длинные лучи,
На них и движется петух
И утром, и в ночи.

Еду добудет он на дне -
Креветок, крабов, рыб,
А наедается и спит
Среди подземных глыб.

То отдыхает он в траве,
Что стелется по дну,
То от врагов и от друзей
Уйдёт на глубину.

А может выпрыгнуть наверх
И пролетев вперёд,
Добычу, что почуял он,
Всегда свою найдёт.

ОСЬМИНОЖКА

В глубинах моря, осьминожка жил
И никогда, поверьте, не тужил.
Он каждой встрече под водой был рад,
О чём всегда сказать его мог взгляд.

И восемь щупалец с присосками имел -
Шесть для еды, двумя ходить умел.
Отталкиваясь ими он от дна,
Передвигался быстро, без труда.

А при желании, мог цвет менять,
Проблемы, что возникнут, их решать,
Пускал струю чернил и был таков,
И так спасался даже от врагов.

Активный образ вёл он по ночам,
Днём отсыпался, прячась среди скал,
Иль сам устраивал укрытие себе
И отдыхал в нём там, наедине.

Жилище мыл и был чистюлей он,
И мусор выносил из дома вон,
На кучу складывал и рад был оттого,
Что в доме было чисто у него.

Питался крабами, лангустами всегда,
Моллюсками и рыбкой иногда,
Своей слюной парализует их,
И в дом утащит, скушав в тот же миг.

Вот так и жил наш осторожный друг,
Охотился и видел всё вокруг.
Зимой в глубоких водах обитал,
А летом он усталости не знал.

КОТИКИ МОРСКИЕ

Котики морские,
Рядышком лежат,
Зорко все за детками
Мамочки следят:

"Никуда от мамы
Уходить нельзя,
Белые медведи
Встретят вас, друзья.

А в воде смотрите,
Вы по сторонам,
Ведь киты большие
Могут съесть вас там.

Будьте осторожны
Вы всегда, везде,
А не то, поверьте,
Быть большой беде."

РЫБА - КАМЕНЬ

Рыба - камень, ядовита!
Ядовиты и шипы,
Что растут на спине рыбы,
Так опасны все они!

Лишь дотронешься ногою
И вонзятся в тот же миг
Ядовитые иголки,
Словно острый, острый штык.

Она прячется в кораллах,
Зарывается в песок
И за рыбкой наблюдает
Лишь прищуривши глазок.

Берегитесь, рыбу - камень,
Обходите стороной,
Лишь заметите ту рыбу
В море, в иле под водой!

ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН

Огромный кит, как пароход,
По морю проплывал,
Фонтан воды из глубины,
Как свой привет, послал.

И по волнам качаясь плыл,
Навстречу всем ветрам -
Красивый, сильный и большой,
Он самый смелый там.

Ему не страшен холод, зной
И глубина воды.
Он здесь хозяин и его,
Все уважать должны.

ДЕЛЬФИНЫ

Смотрите, дельфины резвятся в воде,
Ныряя а большую волну!
То, словно, взлетают легко над водой,
То быстро уйдут в глубину.

И все улыбаются весело нам,
Зовут нас с собою играть.
Спасибо вам, добрые наши друзья,
За щедрую ту благодать!