Немецкий подводный танк Tauchpanzer III. Секретный танк-подлодка, с помощью которого гитлер мечтал захватить великобританию

Об устройстве морского скоростного танкодесантного плавсредства «проекта 80» нам рассказали сотрудники КБ «Вымпел» (в те времена — КБ «Волгобалтсудопроект») и Навашинского судостроительного завода, ныне заслуженные инженеры, а тогда — молодые конструкторы и механики. Технические данные мы получили в некогда секретных архивах КБ «Вымпел». Лишь один вопрос так и остался без ответа: кому и для каких целей понадобился танк на подводных крыльях, способный обогнать любой движущийся объект на воде?

Понтон-трансформер

С этим вопросом можно было бы обратиться к полковнику Мургалеву, который составлял техническое задание и был первым военным куратором проекта. Павел Михайлович Мургалев — легендарная личность. Именно он изобрел противоминный трал для танка Т-34, принятый на вооружение в 1942 году и прошедший всю Вторую мировую войну. ТЗ для скоростного танкодесантного плавсредства предусматривало способность быстро принимать на борт танк Т-54 (позже Т-55), скорость движения свыше 50 км/ч и высокую мореходность, в частности способность двигаться при волнении до пяти баллов. Важным и, пожалуй, сложнейшим требованием была возможность вести огонь прямо с воды.

Разработка плавсредства началась в конце 1950-х годов. Танковый понтон, оснащенный собственным двигателем и подводными крыльями, конструировался на КБ «Волгобалтсудопроект» под руководством Михаила Щукина. Крылья разрабатывались в ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) — там же, где родились скоростные теплоходы «Ракета» и «Метеор». Аппарат получил и двигатель от «Ракеты» — дизель М-50, способный развивать пиковую мощность 1200 л.с.

Морское скоростное танкодесантное плавсредство «проекта 80»

Комплект скоростного танкодесантного плавсредства состоял из двух катеров. Подобно обычным немоторизированным понтонам, они навешивались по бокам на танк, оснащенный специальными проушинами. На каждом катере имелось по два гидроцилиндра, с помощью которых плавсредства приподнимались над землей. В таком положении танк входил в воду до определенной осадки.

В транспортном положении подводные крылья на катерах были подняты и напоминали скорее антикрылья гоночного автомобиля. Подняты и прижаты к борту были и крылья-стяжки впереди и позади танка. По достижении водоизмещающего положения половинки стяжек опускались и защелкивались, образуя жесткие поперечные перекладины на уровне днища плавсредства. Благодаря стяжкам катера могли нести танк, не расходясь в стороны. В следующее мгновение гидроцилиндры уже поднимали танк над уровнем воды и понтоны начинали водоизмещать.

Гребной винт и рулевая колонка катера были совмещены с задним подводным крылом, поэтому глубину погружения винта можно было регулировать. Плавсредство отходило на глубину в водоизмещающем положении, затем подводные крылья опускались полностью. Поперечные стяжки, погруженные в воду даже в водоизмещающем положении, также имели профиль крыла и помогали катерам подняться над водной поверхностью.

Важно, что и навеска катеров на танк, и смыкание крыльев-стяжек происходило с помощью гидравлики и не требовало ручного труда. Полное комплектование плавсредства перед выходом на воду занимало 45 минут, а освободиться от понтонов, выйдя на берег, танк мог всего за 3 минуты.


На катера «проекта 80» устанавливали малопогруженные подводные крылья конструкции Ростислава Алексеева. Они обеспечивают высокое гидродинамическое качество и малую осадку, а следовательно — высокую скорость движения. Главный недостаток таких крыльев состоит в том, что им противопоказано сильное волнение

Жизнь только миг

К 1966 году на Навашинском судостроительном заводе был изготовлен макет плавсредства на подводных крыльях в масштабе 1:2, который проходил испытания на скромной речке Тёше. А уже в следующем году полноразмерный опытный образец отправился на большую воду — в Севастополь. «Экипаж каждой машины был небольшой, всего два человека — водитель и моторист, — рассказывает ведущий специалист Навашинского завода Валентин Борисович Галин, — причем один водитель мог управлять как собственным катером, так и плавсредством в целом. Управление рулями и двигателями осуществлялось с помощью электродвигателей и синхронизировалось по кабелю».

На воде плавсредство «проекта 80» сразу же превысило проектную скорость, разогнавшись до 58 км/ч. А вот с прочностью конструкции возникли проблемы. Во время одного из испытаний лопнула стяжка. Катера разошлись, и танк ушел под воду. К тому времени аппарат еще не успел уйти на глубину, поэтому ни экипаж, ни сам танк не пострадали. Для расследования инцидента в Севастополь прислали группу специалистов из «Волгобалтсудопроекта». «Мы наклеивали на крылья-стяжки множество датчиков, закрепляли их эпоксидной смолой, подключали к контрольному оборудованию в специально установленной рубке и выходили в море, — говорит Павел Семенович Карпов, работавший тогда конструктором 1-й категории в секторе прочности. — В результате удалось обнаружить, что в зоне максимальной концентрации напряжения на крыле был пропилен паз, который и стал причиной разрыва».

Не совсем гладко все было и с мореходностью. Да, аппарат мог двигаться по воде при волнении до пяти баллов, но только в водоизмещающем положении, с соответствующей низкой скоростью. Парить на подводных крыльях плавсредство могло при волнении не более трех баллов. При попытке штурмовать неспокойное море полным ходом понтоны буквально ныряли в волну. Вода попадала в воздухозаборники двигателей, и дизели глохли. Как правило, после остановки моторы удавалось быстро завести вновь. Во время одного из испытаний жизни членов экипажа понтона оказались под угрозой: люк воздухозаборника закрылся, и двигатель стал быстро откачивать воздух из внутренних помещений. К счастью, моторист вовремя догадался перекрыть подачу топлива и заглушить мотор.


В транспортном положении подводные крылья, рулевые колонки, гребной винт и крылья-стяжки поднимались вверх. На суше гидроцилиндры приподнимали катера над землей, позволяя танку двигаться

Задача, которую изначально можно было считать невыполнимой, — это ведение огня с воды. Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегося судна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения и стабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказывает колоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмы крепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажей неукрепленных алюминиевых катеров…

Надо отметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантного корабля танков ПТ-76 — это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведется вхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том, что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначально плавающий. И все же испытания стрельбы на ходу в рамках «проекта 80» проводились. Разумеется, они не увенчались успехом.

Проблемной оказалась угловая передача ведущего вала — та, что позволяла винту подниматься из воды вместе с подводным крылом. Сложный узел не выдерживал нагрузок, и его то и дело приходилось переделывать. И все же конструкторам удалось довести машину до ума. На судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани было построено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80». Экспериментальный батальон крылатых танков базировался в Севастополе. Ходили слухи, что часть машин отправилась на Балтику. А в 1971 году проект закрыли. Почему — не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда, догадаться не сложно.


Летим на Босфор

Автономность скоростного плавсредства «проекта 80» составляла 350 км. 350 км по воде — это вовсе не то же самое, что 350 км по дорогам, как минимум из соображений морской навигации. Для морских походов жизненно необходим квалифицированный штурман, а на понтонных катерах помещались лишь водитель да моторист.

На Черном море дни, когда волнение не превышает трех баллов на удалении 10 км от берега, случаются от силы три-четыре раза в месяц. Поэтому те же «Ракеты» и «Метеоры» курсируют там только в прибрежной зоне. Учитывая места базирования экспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались для оперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора. Причем во главу угла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычного транспорта. В случае с Босфором танкам пришлось бы преодолевать банки (полосы мелководья, идущие параллельно берегу на удалении 5−10 км от него) и высаживаться на каменистый обрывистый берег.

Паром вместо танка

Катера «проекта 80» могли использоваться в конфигурации грузового парома для транспортировки танков, не оборудованных специальной системой крепления, а также других сухопутных транспортных средств. Для этого к их гидроцилиндрам крепился специальный грузовой понтон, на который поперек хода устанавливался танк. Чтобы транспортируемое ТС могло заехать на паром и покинуть его, предусматривались четыре подъемные колеи или две подъемные аппарели. Для подъема грузов паром оснащался двумя кран-балками.

В технических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчивается масса катеров «проекта 80». При автономности 350 км аппарат должен нести запас топлива минимум на семь часов хода. Двигатель каждого понтона развивает мощность 1200 л.с., тогда как у теплохода «Комета» «лошадок» всего 900. Следовательно, расход топлива у «проекта 80» больше, чем 400 кг/ч, — порядка 600 кг/ч. На семь часов требуется 2,8−3 т топлива в каждом катере. Понтон парка ПМП, перевозимый на Краз-255, весит 8,5 т. Рискнем предположить, что катер «проекта 80» с топливом, двигателем, трансмиссией и крыльями весит не меньше 15 т. Это косвенно подтверждается тем, что он не грузится на Краз-255, а буксируется на спецприцепе.

Чтобы танк мог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установлены крепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2−5% массы самого танка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танку один-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.


Подвеска танка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого трала КМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Если ходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30−40 т, то, освободившись от судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, что приведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормально двигаться по суше и вести огонь.

Удельное давление на грунт гусениц танка Т-54 (Т-55, Т-62) составляет порядка 0,78 кг/см2. С подвешенными понтонами оно возрастет до 1,5−1,8 кг/см2. Танки с самым большим в мире удельным давлением на грунт (немецкий PzKpfw VI «Тигр») с давлением всего 1,04 кг/см2 утром 5 июля 1943 года не смогли пойти в атаку и ждали около 8 часов только потому, что ночью прошел дождь и земля немного размякла. Если учесть, что грунт дна у берега не отличается плотностью и обычно выдерживает удельное давление не более 0,5−0,64 кг/см2, то ясно, что, оказавшись у берега, танк с навешенными катерами выйти из воды не сможет.


Один в поле не танк

И все же главные проблемы «проекта 80» — тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто — часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки» огнем.

Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.

Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении одной очень узкой задачи — создании плавсредства, способного транспортировать танк по воде с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические и тактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно, у войны свои законы. И все же «проект 80» — это потрясающе изящное и совершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению, суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катера собственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон, а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск в Кубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: все навесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратно утеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогого алюминия.

Были ли в Германии плавающие танки накануне 2 мир. войны?

Данный вопрос волнует множество людей интересующихся историей 2 мировой войны – это подтверждает тот факт, что в Интернете очень много форумов посвященных этой теме. Я также заинтересовался этой проблемой и решил высказать свое мнение в этом сочинении.

Впервые этот вопрос поставил бывший сотрудник ГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличие в Советской Армии плавающих танков свидетельствовало о том, что руководство СССР, в лице И. Сталина, готовило планы по вторжению в Европу, с целью установления там коммунистического строя. В этой же книге Суворов утверждает, что в германских танковых войсках плавающих танков не было, что неприемлемо при ведении наступательной войны. В то же время Гудериан, в своих мемуарах писал о наличии в германских танковых войсках плавающих танков, предназначенных для форсирования водных препятствий.

Прежде чем приступить к вопросу о плавающих танках, я хотел бы рассмотреть общее состояние танковых войск Германии.

Состояние германских бронетанковых войск 1939-1945 г.г .

О состоянии Panzerwaffe в разные периоды Второй Мировой Войны можно судить по числовым данным о материальной части. Наиболее полно по танкам, истребителям танков, штурмовым и артиллерийским самоходным установкам они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда.

Итак, на 1 сентября 1939 года (начало Второй Мировой Войны) Вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I - 1145, Pz Kpfw II - 1223, Pz Kpfw 35(t) - 219, Pz Kpfw 38(t) - 76, Pz Kpfw III - 98, Pz Kpfw IV - 211, 215 - командирскими, 3 - огнеметными, 5 штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.

На 1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I - 523, Pz Kpfw II - 955, Pz Kpfw 35(t) - 106, Pz Kpfw 38(t) - 228, Pz Kpfw III - 349, Pz Kpfw IV - 278, 135 - командирских, 6 - штурмовых орудий.Из них на Западе к 10 мая - 2574 машины.

На 1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеспособных. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.

На 1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных. Это самый низкий показатель за всю войну.

На 1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.

На 1 июля 1944 года: 12990 боевых машин, в том числе 7447 танков. Из них боеспособных 11143, в том числе 6087 боеспособных танков.

На 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13620 боевых машин, в том числе 6191 танков. Из них боеспособных 12524, в том числе 5177 боеспособных танков.

И, наконец, добавим, что на советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% германских бронетанковых сил.

Необходимо заметить, что ни один из вышеперечисленных танков не является плавающим, но следует ли из этого вывод о том, что в Германии их не было?

Скажем просто, они действительно были! Прежде всего необходимо уточнить, что же мы понимаем под термином «плавающий танк». Это танк, который помимо ведения наземного боя, способен форсировать водные преграды (реки и т.д.). Действительно, танки приспособленные к этому в Германии были и довольно давно.

Подводное форсирование немецким танками ( Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработаны и изготовлены морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин. Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек. Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг недалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не рассчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешевило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

Как видно, эти танки тоже можно отнести к «плавающим», хотя они на самом деле и не плавают, а предназначены для передвижения по дну рек и др. водных препятствий.

Плавающие танки

Работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.

Рис1 Танк PzKpfw II с присоединенными поплавками (испытания 1940 г.)

Именно поэтому, порой трудно найти точные цифры о количестве плавающих танков в армии Вермахта.

Как видно, заявления В.Суворова не соответствуют истине. Плавающие танки в Германии были и в довольно больших количествах, однако их техническое несовершенство не позволило заявить о себе, как о серьезной разновидности бронетанковых войск.

Теперь рассмотрим наличие плавающих танков в СССР.

Малый плавающий танк Т-37А

В 1933 г. был принят на вооружение Красной Армии под названием «малый плавающий танк Т-37А». Танк имел клепаный или сварной герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса: боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель находился слева, командир – справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» размещался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование – рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, позволяя, таким образом, осуществлять реверс хода на плаву. При движении по суше танк преодолевал подъем до 35°, ров шириной 1,4 м и стенку высотой до 0,5 м.

За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых химических танков с огнеметной установкой.

Танк состоял на вооружении танковых рот разведывательных батальонов танковых мотострелковых и стрелковых дивизий. В каждой роте было 3 взвода по 5 машин.

Малый плавающий танк Т-38

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Кроме стандартных машин выпускались командирские танки с радиостанциями 71-ТК-1, танки модификаций Т-38М и Т-38М1 с рулевым управлением планетарного типа, а также танки наиболее совершенной модификации Т-38М2 с более мощным двигателем и улучшенной коробкой передач, что позволило повысить скорость танка.


Немцы - люди действительно творческие. К сожалению, как показывает история, они далеко не всегда направляли свой «творческий потенциал» в русло созидания. В годы войны тамошние инженеры и ученые создали множество чудовищных инструментов войны, единственной задачей которых было уничтожение людей. Для ненавистной Великобритании, «спрятавшейся» на островах, коварные нацисты готовили кое-что особенное.


Великобритании очень повезло в истории относительно географического вопроса. После (пускай и кровопролитного) объединения в единое государство страна получила невероятный бонус на мировой арене, оказавшись «спрятанной» на островах. Эта территориальная особенность подпортила немало крови всем историческим противникам державы, а также помогла стать ей одним из мощнейших государств в мире.


В тревожные годы мировых воин XX века Великобритания вновь выиграла от своего местоположения. Возможно, именно Ла-Манш уберег Соединенное Королевство от стремительного марша гудерианских танковых кулаков. Выражаясь современным языком, у Гитлера (да и у всего командования Рейха) «горело» от «британских трусов», которые окопались за проливом с внушительной группировкой союзных войск. На пути к мировому господству Германии не очень хотелось оставлять такой «подарок» у себя в тылу.


Немцы любили свои новые танки, вот только морские операции и гусеничная техника – вещи не совместимые. И тогда немецкие инженеры решили придумать кое-что действительно особенное для Великобритании - подводные танки, которые должны были пройти по дну Ла-Манша.

В 1940 году в рамках подготовки военной операции «Морской лев» (операция по высадке морского десанта в Великобританию) был создан танк Tauchpanzer III с функцией подводного хождения. За основу боевой машины был взят средний танк вермахта Panzerkampfwagen III. Внутри машины появилась помпа для откачки воды, все щели надежно закрывались, охлаждаться машина должна была морской водой, наконец, на башню была установлена дыхательная труба с длинным рукавом, на конце которого крепился специальный буй.


Таким образом, танк должен был не тонуть и получать приток свежего воздуха. В экипировку танкистов также вошли индивидуальные средства дыхания, позаимствованные у подводников. Ориентироваться под водой было намного сложнее, поэтому на Tauchpanzer III поставили еще и гирокомпас, а также усиленную радиостанцию для координации действий (направления движения) при помощи связи с кораблями.

С июля по октябрь 1940 года немецкие заводы выпустили 168 таких танков. Однако, на испытаниях оказалось, что танки не очень хорошо чувствуют себя на морском дне. Речь о пересечении Ла-Манша больше не шла. Второй план оказался более реалистичным. Машины должны были доставлять к Великобритании на баржах, опускать на дно, а уже оттуда танки должны были двигаться вперед к побережью.


Побывать на пляжах Британии Tauchpanzer III так и не удалось. Операция «Морской лев» постоянно откладывалась, а вскоре началась война с Советским союзом. К этому моменту почти все 168 танков были переброшены на восточный фронт, где использовались для формирования рек. Оборудование, нужное для езды, по морскому дну было почти полностью снято с танков, от него осталась лишь герметизация щелей и дыхательная труба на башню. Во время операции «Барбаросса» Tauchpanzer III форсировали Западный Буг. После этого машина использовалась вермахтом как обычный танк.

Подводное форсирование немецким танками

(Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработанны и изготовленны морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин.

Pz III Ausf F, оборудованный для операции "Морской лев". Обратите внимание на герметично задраенную командирскую башенку и моторное отделение. Хорошо виден воздухозаборный шланг.

Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек.

Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг надалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.


Pz III Ausf F, выезджает из р.Буг в районе Бреста.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не расчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешивило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

1 декабря 1944 под Саарбрюккеном Союзники взяли в плен немецкого офицера, который сообщил много интересного о подводном вождении танков.

"Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались в Германии сразу же после завершения французской компании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории танковой школы в Путлосе. Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерииотбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интелектуальный и образовательный уровень. Источник информацииоказался в Путлосской танковой школе осенью 1941, причём егго 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.

Pz-VI Тигр выезджающий из воды. Справа, сзади башни виден шнорхель.

Личный опыт погружения . Источние информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он учавствовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе - 5. Для спуска танков в воду в танковой школе на берегу был установлен специальный подъездной путь. Информант лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40 м.

Организация и структура частей плавающих танков . По утверждению источнока информации, осенью 1941 в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали треть батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С.Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III , переоборудованных для движения под водой. В 1941 танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием еавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра. Источник информации подчёркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину. Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информант утверждает, что точно таким же способом в июне 1941 немецкие танки проедолели Буг.

Источник информации лично не принимал участия в форсирования водных преград и никогда не был членом экипажа такнов экспериментальных батальонов.

Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-й танковый батальон 6-го танкового полка.

По утверждению информанта, крупным специалистам по плавающим танкам быыл обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.

Типы плавающих танков . По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II , PzKpfw III, PzKpfw IV, PzKpfw V и PzKpfw VI , причём танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основнеом использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.

Подача воздуха . Источник утверждает, что на "плавающих" "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.

Радиостанция на танках PzKpfw III . Источник утверждает, что радиостанция плавающих "троек" снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючёк для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытания танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.

Кислородные баллоны . По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотренно обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.

Остановка двигателя под водой . Источник сообщил, что проводились специальныне эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под вожой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.

Обеспечение водонепрницаемости танка . По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались герметиком на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так, что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.

Подводное движение . Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные отанки.

Откачивание воды . Когда уровень воды в башне поднимался выше 5 см, водительначинает откачку с помощью помпы.

Ведение огня под водой . В танках не предусмотренно никаких специальных приспособлений для открытия огня под водой.

Опасность отравления окисью углерода . В течении всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед тем, как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпусе танка.

Натяжение гусениц под водой . Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, нееобходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твёрдым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведёт к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.

Подготовка к погружению . Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие вс6е пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.

Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка."(По докладу источника PW OS/95, танкиста 5-го ТБ 25-й ТД. CSDIC (UK) SIR 1364.)

У вермахта в ответ на новые советские танки Т-34 и КВ появились свои «чудо-танки» - «Тигры» и «Пантеры». Редкий советско-российский фильм, сериал «про войну» обходится без них, вернее, танков, их изображающих.

Хотя их разработку в Третьем рейхе начали ещё до Второй мировой войны, немцы разрабатывали тяжёлый танк с 75-мм орудием, с начальной скоростью 650 м/с с середины 30-х годов. Этот танк был нужен вермахту для борьбы с французскими тяжелыми танками 2C, B1bis, средними танками Д-1 и Д-2. Во французскую кампанию вермахт столкнулся и с английским танком Мk.II «Матильда».

Кроме того, танк должен был бороться с наземными целями, долговременными огневыми точками, именно поэтому калибр пушки «Тигра» увеличили до 88 мм. Начало войны с СССР ещё более обострило необходимость новых танков. Фирмы «Хеншель» и «Порше» подготовили свои образцы к весне 1942 года, после испытаний их показали Гитлеру на день рождения, 20 апреля, на вооружение приняли танк «Хеншеля». К 18 августа выпустили первые 4 серийные «Тигра». PzKpfw VI «Тигр» (Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, у нас его называли T-6 или T-VI) с самого начала считался танком качественного усиления пехоты и танковых частей. Поэтому его основной тактической единицей стал батальон из двух-трех рот, имевший службы обеспечения, подразделение ПВО, но без своей пехоты, артиллерии и разведки. В мае 1942 года начали создавать первые батальоны Т-6 – 501-й и 502-й, кроме Т-6 они имели на вооружении и Т-3 для поддержки «Тигров», подавления менее значимых целей.

В батальоне из трёх рот было по штату 45 единиц Т-6. В 1943 году по одной роте Т-6 получили элитные дивизии Германии: моторизованная дивизия «Великая Германия», дивизии СС «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова».

Первый бой: первыми вступили в бой танки 502-го батальона, их в августе начали подвозить к Ленинграду, но так с завода они шли медленно, в начале привезли всего 4 единицы – 29 августа 1942 года. Их пытались с ходу направить в бой – Красная Армия проводила Синявинскую наступательную операцию, но сразу начались поломки, три из 4-х танков сломались во время перехода. Около месяца потребовалось, чтобы устранить неполадки, 21-го сентября их придали 170-й пехотной дивизии 11-й армии Манштейна. И 22-го они приняли участие в наступлении против позиций окруженных частей 2-й советской ударной армии. Советские части своим упорным сопротивлением сковывали армию Манштейна, предназначенную для удара по Ленинграду, требовалось поскорее их освободить для главной задачи.

Первый бой для «Тигров» был неудачен – один был подбит (из-за попадания снаряда вышел из строя двигатель), три другие машины смогли дойти до советских позиций поврежденными, в итоге завязли в топкой местности и остановились. Потом немцы смогли эвакуировать три танка, в четвёртом сняли оборудование и взорвали (в конце ноября 1942 года). Подбили танк с помощью 122-мм корпусного орудия А-19 образца 1931 года. В этот раз немцам удалось сохранить свой танк в секрете.

Следующее боевое применение танка будет только в январе 1943 года: 12 января «Тигры», поддержав оборону 96-й пехотной дивизии, подбили несколько Т-34, но уже 17 января счастье улыбнулось Красной Армии, был захвачен неповреждённый «Тигр», экипаж даже не уничтожил оборудование. Немцы под Ленинградом потеряли ещё несколько «Тигров», вполне буднично, без особых стараний Красной Армии, танки застревали в болотистой местности, ломались и экипаж их оставлял, взрывая; другие подбили противотанковые пушки, Т-34.

Затем «Тигры» участвовали в боях под Харьковом в феврале - марте 1943 года в составе элитных дивизий Германии: «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова», как уже говорилось, в них было по роте Т-6. Они также не проявили каких-либо «чудес», так, в дивизии «Великая Германия» было 9 «Тигров» и танков Т-4 было на начало боев 85 единиц. С 7 марта по 20-е танкисты дивизии объявили, что уничтожили 250 Т-34, 16 Т-60, или Т-70, 3 КВ. Из них 30 штук подбили Т-6 – 16% от заявленных танкистами Т-4 успехов (подбили 188 танков), то есть каких-либо сверхспособностей Т-6 не показали.

Кроме того, Т-6 стоили в 4 раза дороже Т-4; модернизированный Т-4 часто принимали за «Тигр», увеличивая его популярность, особенно учитывая малое число «Тигров».


122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1937 г. (справа) в артиллерийском музее г. Санкт-Петербург.

«Тигры» в Курской битве

К Курской битве в «тигриных» батальонах были только Т-6, от смешанной комплектации отказались, всего в битве участвовало примерно 134 единицы. Часто они возглавляли ударные подразделения из других танков, они были сильным противником для советской артиллерии и танков. Основные потери в Курском наступлении «Тигры» понесли из-за подрывов на минах, так 6-го июля командир 503-го тяжелого танкового батальона сообщил о потере 13 танков в одой роте (из 14-ти). Девять единиц подорвались на минах и требовали 1-3 суток на восстановление. Примерно такой же была причина поражения и в других ротах – безвозвратных потерь было немного, большинство подбитых танков могли быть восстановлены.

«Чудо-танки» не смогли стать решающим козырем в этой битве, хотя нельзя сказать, что немецкое наступление полностью провалилось. Немцы глубоко вклинились в порядки оборонявшихся советских фронтов, но главную роль в этом сыграли обычные средства вермахта: артиллерия, авиация, другая бронетехника. Только благодаря мощным резервным армиям советское командование переломило исход битвы в свою пользу.

По итогам боевого применения «Тигров» в операции «Цитадель», командир 3-го танкового корпуса генерал Брейт выпустил 21 июля директиву. По ней командирам приписывалось использовать Т-6, в силу их хорошей защищенности и огневой мощи, против танков и противотанковых пушек противника и в виде исключений против пехотных целей. Приписывалось начинать вести огонь с больших дистанций – свыше 1000 метров, танк мог бить вражескую бронетехнику на дистанции 2000 метров и более. Бронетранспортеры, средние и легкие танки, САУ должны идти вплотную к «Тиграм», прикрывая их с флангов, расширяя и закрепляя успех. Прикрывать «Тигры» от «охотников за танками» должны были и сапёры, пехота. Саперы должны исследовать местность перед атакой ввиду большой опасности от мин противника. В обороне «Тигры» должны использоваться для контратак в числе не менее роты. Распылять танки запрещалось.


Pz.Kpfw.VI(H) 4-й танковой роты 1 -й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольф Гитлер.

«Пантеры»

Ещё одним легендарным танком вермахта стали средние (в немецкой историографии, в советских источниках «Пантера» считается тяжёлым танком) танки PzKpfw V «Пантера» (Panzerkampfwagen V Panther, в советских источниках Т-5 или Т-V). Многие эксперты считают этот танк лучшим танком вермахта и одним из лучших танков Второй мировой войны. Он предназначался для замены танков Т-3 и Т-4, должен был стать основным танком вермахта, работы по нему начались ещё в 1938 году.

Но возможности промышленности не позволили этого сделать, плюс сложен в производстве и дороже, чем планировали, поэтому решили вооружить Т-5 один батальон в каждом танковом полку. В его состав по штату входило 4 роты по 22 танка Т-5 (4 взвода по 5 машин и 2 командирских танка; 8 штабных танков (3 во взводе связи и 5 в разведывательном взводе); взвод ПВО, вооруженный зенитными танками, сапёры и техподразделения. Всего в батальоне должно было быть 96 танков, но в реальности было в армейских частях чуть более 50-ти, в частях СС 60-64. Сократили число танков и по штатам: сначала сократили до 17 машин, потом до 14, и к весне 1945 года в ротах насчитывалось по 10 танков.

Серийный выпуск «Пантер» продолжался с января 1943 года по апрель 1945 года, к началу Курской битвы были созданы 51-й и 52-й танковые батальона – по 96 новых машин. Их объединили в 10-ю танковую бригаду и придали дивизии «Великая Германия», в ней был ещё один танковый полк. Возможно, это была ошибка – такая концентрация танков, включая новые Т-5 в одной дивизии, в ней было 129 танков, включая 15 «Тигров» и 200 «Пантер». Например, 503-й батальон «Тигров» был раздёлен поротно между тремя дивизиями 3-го корпуса и Т-6 получили поддержку пехоты.

В итоге уже в первых боях «Пантеры» понесли тяжёлые потери, из-за того что число танков в дивизии резко возросло, а пехоты, артиллерии, сапёров больше не стало. Самый значительный процент потерь был вызван минами, так, 10 июля было повреждено 131 Т-5, из них с повреждением подвески (из-за подрыва на минах) – 70; 12 июля из 116 танков – 38. Но они были положительно оценены и немецким командованием, и нашим, Т-5 стали главным противотанковым средством 48-го танкового корпуса, в этой битве уничтожив до 50% всех советских танков, которые уничтожил весь корпус.

В дальнейших боях «Пантеры» себя хорошо показали, ими были довольны экипажи, уважал противник. Так, вооруженный Т-5 батальон танкового полка дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» в ноябре 1943 года воевал в районе Бердичева. Без техобслуживания за 6 дней боёв он прошел 210 км, уничтожив 40 танков Красной Армии и потеряв семь, они были подбиты выстрелами в борт и корму.

Но Т-5, как и КВ, и Т-34 в начале войны, стали заложниками периода поражений вермахта в 1943-1945 годы. Немцы часто не имели возможности эвакуировать поврежденные или вышедшие из-за поломок танки, которые можно было восстановить и вновь ввести в строй.

Промышленность Германии не могла дать их в достаточном количестве армии - на 31 мая 1944 года (перед началом летней кампании») из 15-ти танковых дивизий, воевавших на Восточном фронте, лишь шесть имели батальоны с Т-5.


Немецкий танк Т-VG Пантера в музее вооружения в Кубинке.

Что могла противопоставить Красная Армия немецким «чудо-танкам»

Не надо думать, что Красная Армия просто «давила» новые танки вермахта массой своих, или кроме мин против них не было других методов. При осмотре 31 танка Т-5 на полях Курской дуги, комиссия Главного бронетанкового управления РККА нашла следующие причины гибели машин: 1 танк был уничтожен авиабомбой в 100 кг, три при подрыве на минах и фугасах, четыре сломались и были брошены экипажами, 22 танка подбила артиллерия. На 22-х танках насчитали 58 попаданий: 10 в лоб корпуса –все срикошетили, в башню 16 снарядов – все пробили броню, в бортах 24 пробоины – все пробили танк. Выяснилось, что борта, башню бьют 45-мм, 76-мм, 85-мм бронебойные снаряды. Верхний лобовой лист корпуса держал все типы бронебойных снарядов. Лоб башни и маску пушки пробивали 85-мм бронебойные и 45-мм подкалиберные снаряды.

Согласно «Отчёту по действиям советской артиллерии в боевых действиях на Орловско-Курской дуге» и ряду других исследований, советская противотанковая и дивизионная артиллерия калибра 45-76 мм уничтожила 64-81% бронемашин вермахта; с помощью мин, бутылок с зажигательной смесью, гранат, ПТР уничтожили 11-13% бронетехники врага (на некоторых направлениях до 24%); танковые подразделения уничтожили 9-17% бронетехники врага (на некоторых направлениях до 21%).

Факт того, что большую часть бронетехники вермахт потерял из-за артиллерии противника, подтверждают и сами немцы. К тому же Т-5 и Т-6 уже фактически не были прорыва фронта, стратегическую инициативу вермахт потерял. Танки пришлось бросать в контратаки, чтобы попробовать «заткнуть» фронт, восстановить его.

Танки же не были основным орудием против других танков, это была задача артиллерии. Задачей танковых подразделений было развитие прорыва, а не встречный танковый бой. Так, в 1941 году танковые дивизии вермахта старались выставлять против танковых подразделений врага противотанковый заслон и двигаться дальше, также поступали танковые и мехкорпуса Красной Армии в 1943-1945 годах. Обороняющаяся сторона, наоборот, пыталась навязать танковый бой, чтобы сковать основные силы противника, не допустить прорыва крупных сил врага в тыл. Поэтому, обороняясь, танковые подразделения Красной Армии в 1941-1942 годы старались навязать танковое сражение с помощью КВ и Т-34, как и вермахт в 1943-1945 годы – пытался остановить прорыв фронта своими новыми танками Т-5, Т-6.


76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗиС-3).

Итог

«Чудо-танков» не было ни с советской, ни с немецкой стороны, это лишь миф кино и ряда авторов ура-патриотов или либерального толка. И против КВ, Т-34 у вермахта были методы борьбы, так и «Тигры», и «Пантеры» не тянули на роль «чудо-оружия», которое переломит ход войны. Были зенитки, корпусные орудия, авиация, мины, можно было их бить в борта противотанковой артиллерией – армии индустриальных стран имели широкий ассортимент для борьбы с «чудо-танками». К тому же их число было сравнительно невелико, и «перемолоть» их можно было без особого перенапряжения. Когда новых танков стало больше, уже были созданы более мощные противотанковые пушки, отработаны методы борьбы с новыми танками. Танки были всего лишь одним из инструментов войны, нельзя от них требовать радикального изменения на фронте. Это были хорошие машины, со своими «детскими болезнями», в итоге тридцатьчетверка стала лучшим танком Второй мировой войны, а «Пантера» лучшим танком вермахта. Противники были достойны друг друга, как и их оружие. Но советские люди были сильнее, их система превосходила нацистскую, их оружие было лучшим, поэтому и победили.

Источники :
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Коломиец М. Первые «тигры». М., 2000.
Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник. М., 2003.
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzV/txt/PzV2.php
http://militera.lib.ru/h/isaev_av6/05.html
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://waralbum.ru/category/weapons/tanks/german_tanks/tiger/