Международные трибуналы. Международные уголовные трибуналы

ХХ век обогатил человечество не только опытом международного сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, но и практикой осуждения деяний, признаваемых человеческим сообществом преступными. 8 августа 1945 г. правительства четырех держав-союзниц по антигитлеровской коалиции (Великобритании, СССР, США и Франции) учредили Международный трибунал для суда над военными преступниками, злодеяния которых не связаны с определенным географическим местом. Вскоре после этого к соглашению о создании Международного трибунала присоединились еще 19 государств-членов ООН. Устав Трибунала предоставлял ему полномочия судить и наказать лиц, которые совершили преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они определены в Уставе. Ими признавались: «(а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; (б) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; (с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Говорилось, что «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана». При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной организацией. 18 октября 1945 г. Трибуналу было представлено Обвинительное заключение в отношении главарей фашистского режима в Германии, составленное Комитетом Главных Обвинителей четырех стран. В нем обвиняемые были названы «главными военными преступниками». Обвинительное заключение вменяло им в вину «совершение преступлений против мира путем планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий; военные преступления и преступления против человечности». Кроме того, подсудимым вменялось в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений. Обвинение просило Трибунал объявить все эти группы или организации преступными. Суд над военными преступниками начался в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. Состоялись 403 открытых судебных заседания Трибунала, на которых были заслушаны сотни свидетелей, изучены тысячи документов. 1 октября 1946 г. Трибунал вынес свой суровый приговор. Был учрежден также Международный военный трибунал по Дальнему Востоку для суда над военными преступниками из милитаристской Японии. В соответствии с Уставом этого Трибунала состоялись процессы в Хабаровске и Токио. Токийский процесс был самым длительным, он начался 3 мая 1946 г. и продолжался до 12 ноября 1948 г.. Уставы Международного Нюрнбергского трибунала и Международного трибунала по Дальнему Востоку заложили основы практики осуждения преступлений против мира и человечности. Когда началась «холодная война» законность и международное право снова стали нарушаться, приносясь в жертву интересам блоков и систем. Во время войн в Корее и Вьетнаме, операции «Буря в пустыне» против Ирака, агрессии против Югославии. США и их союзники повторили многие из осужденных в Нюрнберге, в Токио, Хабаровске Женевскими конвенциями преступлений, в частности преступления против мирного населения. Вспомним, что преступлениями против человечества считаются бомбардировки гражданских объектов, жилых домов, уничтожение культурных ценностей, оставление людей, особенно женщин, детей, стариков без воды и продовольствия, медицинской помощи. В 90-х годах некие аналоги Нюрнбергского трибунала были воссозданы. Решением ООН были учреждены Международные трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии. О работе первой из этих трибуналов пока мало что известно. Он заседает систематически, заслушал дела нескольких десятков обвиняемых и вынес несколько приговоров. Осуждены епископ и трое военных. Но активно заседает Международный Трибунал по Югославии для суда над политическими и военными руководителями этой, распавшейся федерации, обвиняемыми в нарушении международных соглашений о правах человека и народов. Несколько человек уже осуждены Трибуналом. Продолжается процесс над бывшим президентом Югославии С. Милошевичем и его сподвижниками, многие из которых находятся в розыске. Однако правовая основа этих Трибуналов весьма спорна, так как Устав ООН не предусматривает создания таковых. Устав же ООН, как уже говорилось выше, может быть пересмотрен только на специально созванной для этой цели международной конференции, а таковой еще не проводилось.

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.
Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. — был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.
Трибунал состоял из четырех членов и четырех заместителей — по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.
Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность:
1. Преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров),
2. Военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности,
3. Убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения) Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии — единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г.
Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.
Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств
Устав.
Этот Трибунал включал представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него лица, обвиняемые в совершении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".
Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала.
Устав определяет юрисдикцию Трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.
Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии, Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей).
Местопребывание — г. Гаага.
В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах).
Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.
Практическая деятельность этого судебного учреждения вызывает критические замечания ввиду селективного подхода и процедурных нарушений в ходе привлечения лиц к ответственности.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.
В течение ряда десятилетий на научных форумах в рамках всемирной Ассоциации международного права, на заседаниях Комиссии международного права ООН, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН обсуждалась проблема формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. Одним из дискуссионных был вопрос о предметной юрисдикции; на данной стадии решено ограничить сферу деятельности Суда преступлениями против мира и безопасности человечества (международными преступлениями), не включая иные транснациональные преступления.
На дипломатической конференции представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда, состоявшейся в Риме, был принят 17 июля 1998 г. и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Он подписан от имени многих государств, в том числе от имени Российской Федерации. Статут вступит в силу в первый день месяца, следующего после шестидесятого дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. После этого государства приступят к формированию Суда и тем самым сделают возможным его функционирование.
Международный уголовный суд будет обладать международной правосубъектностью и станет "постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества". Он призван дополнять национальные органы уголовной юстиции.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
1. Преступления геноцида;
2. Преступления против человечности;
3 Военные преступления;
4. Преступления агрессии. При этом имеются в виду деяния, совершенные после вступления в силу Статута.
Суд будет состоять из 18 судей, избираемых Ассамблеей государств — участников Статута.
Предусмотрена должность Прокурора, компетентного в возбуждении дел о расследовании и уголовном преследовании.
Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Обвиняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в Статуте в соответствии с положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Предусмотрены различные методы международного сотрудничества и правовой помощи.
Применимые меры наказания — лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.

Презюмируя преимущественное применение национальных судебных и прочих органов в процессе борьбы с преступлениями международного характера, современное мировое право предусматривает возможность формирования соответствующих учреждений для разрешения конфликтов в особых ситуациях. Данные институты функционируют на основании договоров либо, как практика показывает, в соответствии с актом СБ Организации Объединенных Наций. Называются они Международными трибуналами. В разное время в истории действовало несколько таких организаций. Далее рассмотрим, что такое Международный трибунал и какова его деятельность.

Историческая справка

Известны два мировых органа, которые выполнили свои судебные задачи. Их деятельность осуществлялась непосредственно после Второй мировой. Первый Международный трибунал был сформирован по Соглашению правительств СССР, Франции, Великобритании и США. Его деятельность была направлена в отношении лидеров фашистской Германии. Вопросы по формированию, компетенции и юрисдикции регулировал Устав Международного военного трибунала 1945 года.

Вторая аналогичная организация была образована по соглашению представителей 11 стран: Филиппин, Индии, Нов. Зеландии, Австралии, Канады, Нидерландов, Франции, Великобритании, США, Китая и СССР. В качестве правовой основы деятельности выступал Устав Международного военного трибунала. Организация была сформирована для разбирательства по делу главных японских преступников. Этот Международный трибунал назывался Токийским. Поговорим подробнее о первой организации.

Состав и задачи первой мировой организации

Международный трибунал был сформирован из четырех членов и такого же количества заместителей. От каждого государства-участника присутствовал также главный обвинитель и соответствующий персонал. Они действовали как комитет, выполняя обязанности как в сотрудничестве, так и самостоятельно. Подсудимым предоставлялись гарантии, в том числе были выделены защитники. В соответствии с юридической основой, Международный трибунал наделялся правом на осуждение и наказание лиц, действия которых повлекли индивидуальную ответственность. К таким нарушениям относят преступления:

  • Против мира. В эту категорию включены подготовка, планирование, развязывание и последующее ведение агрессивных боевых действий или войны, нарушающей международные договоры.
  • Против человечности. К ним относят убийства, порабощение, истребление, отправку в ссылку и прочие жестокости относительно гражданского населения.
  • Военные преступления – действия, которые нарушают обычай либо закон войны.

Работа органа

1 Международный трибунал был сформирован с ориентацией на неопределенное число процессов. Постоянным местонахождением организации являлся Берлин. Здесь же состоялось 1 организационное заседание (9 октября 1945 года). На практике деятельность органа ограничилась проведением Нюрнбергского процесса. Порядок судебного разбирательства и заседаний фиксировался в регламенте и Уставе. В качестве санкций к преступникам предусматривалась смертная казнь либо иное наказание. Приговор, который постановил Международный трибунал, был окончательным и не подлежал пересмотру. Исполнение наказания осуществлялось в соответствии с приказом Контрольного совета Германии. Это единственный орган, в чью компетенцию входило рассмотрение ходатайства от осужденных о помиловании и изменении решения, которое вынес Международный трибунал. ООН приняла резолюцию, которая подтверждала принципы мирового права, воплощенные в приговоре и юридических основаниях Нюрнбергского процесса. Смертная казнь после отклонения прошения о помиловании была исполнена в ночь на 16 октября 1946 года.

Токийский процесс

Второй Международный трибунал действовал с одним главным и 10 дополнительными обвинителями. В качестве первого выступал представитель США, назначавшийся главнокомандующим оккупационной армии Японии. Токийский процесс проходил с начала мая 1946-го до середины ноября 1948 года. Итогом рассмотрения дела стало вынесение обвинительного приговора.

Юридическая обоснованность организаций

Предпосылки к тому, чтобы создавать новые Международные трибуналы, Международный уголовный суд и прочие учреждения мирового масштаба, зафиксированы в конвенциях о глобальных преступлениях против человечества. Так, в соответствии с одной из них, дела подозреваемых в совершении геноцида должны рассматриваться компетентными органами той страны, на территории которой было совершено данное преступление, либо таким мировым исполнительным органом, который может обладать юрисдикцией относительно сторон Конвенции, которыми были признаны пределы компетенции данного института. Сегодня разрабатываются разные официальные проекты, и существует несколько научных предложений о том, чтобы сформировать постоянный Международный военный трибунал для рассмотрения дел, а также преследования лиц, обвиняемых в совершении преступления против мирового права. В отличие от предыдущих и действующих организаций, он не должен ограничиваться пространственными и временными рамками.

Проблема осуществления юрисдикции на мировом уровне

В течение нескольких последних лет этим вопросом занималась соответствующая Комиссия ООН. Перед ней данную проблему поставила, в свою очередь, Генеральная Ассамблея. Комиссия подготовила свои рекомендации относительно формирования Международного компетентного органа на основании многостороннего соглашения в форме Устава. Предполагается, что деятельность такого рода организаций будет направлена в отношении физических лиц, а не стран в целом. Тем не менее, в перспективе допускается распространение компетенции и на государства. Юрисдикция Суда должна охватить преступления, которые определены в Кодексе: против безопасности человечества и мира, а также прочие нарушения, которые относятся к категории "транснациональные и международные". В связи с этим она должна иметь связь с соответствующими Мировыми Конвенциями. По мнению некоторых специалистов, Международные уголовные трибуналы должны рассматривать дела, связанные только с определенными преступлениями против мирового права. В частности это: геноцид, агрессия, злодеяния против человечности, связанные с боевыми действиями мирового масштаба.

Структура организаций

Единственно приемлемым признано включение в Уставы Международных трибуналов точных формулировок в отношении преступлений, подлежащих рассмотрению, а также наказаний, назначаемых за них. В качестве основной меры принимается пожизненное заключение либо лишение свободы на конкретный период. Вопрос о возможности использовать смертную казнь остается предметом дискуссий. Если говорить о формировании единого органа, то его структура, предположительно, должна включать в себя председателя, заместителей и президиум.

Последний должен выполнять как административные, так и непосредственно процессуальные задачи. Рассмотрение дел и последующее вынесение приговора выполняют соответствующие палаты: судебная и апелляционная. Тесное взаимодействие с органом должна осуществлять Независимая прокуратура. На обсуждении находятся два варианта ее деятельности. Прокуратура может выполнять расследование в соответствующих странах от имени Международного сообщества самостоятельно или посредством компетентных национальных органов в рамках сотрудничества. При этом предусматривается соблюдение соответствующих процессуальных гарантий в пределах ст. 14, 15 Мирового пакта о политических и гражданских правах как минимум.

Резолюция СБ Организации Объединенных Наций от 25 мая 1993 г.

Ее можно считать уникальной в своем роде. Резолюция была составлена по учреждению Международного трибунала для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях мирового гуманитарного права в бывшей Югославии. На этой территории имел место трагический крупномасштабный конфликт. Вместе с принятием Резолюции был утвержден и Устав. Он определяет юрисдикцию органа по отношению к лицам, совершающим нарушения положений Женевских конвенций 1949 года и прочих норм. К рассматриваемым преступлениям относят: умышленные убийства или причинения тяжких страданий, бесчеловечное обращение и пытки, взятие мирного населения в заложники либо их неправомерное депортирование, использование особых видов вооружения, геноцид и прочее. В Трибунале присутствуют 11 независимых судей, которые выделяются государствами и избираются из предоставленного СБ списка Генеральной Ассамблеей на четыре года. Кроме того, в составе Международного трибунала присутствует обвинитель. Его назначает по рекомендации Генсекретаря ООН Совет Безопасности. В мае 1997 года был избран новый состав судей. Ими стали представители Гайаны, Колумбии, Замбии, Египта, КНР, США, Португалии, Франции, Италии, Великобритании. В составе организации выделено две судебные камеры (по 3 судьи в каждой) и 1 апелляционная (5 судей). Местонахождение организации – г. Гаага.

Кроме полномочий обвинителя по рассмотрению дела и формированию заключения, оговариваются и права подозреваемого. К ним, в числе прочего, относятся услуги адвоката. В Уставе сформулированы права обвиняемого в процессе рассмотрения его дела. Они соответствуют гражданским и политическим мировым нормам. Устав регламентирует процедуру судебного рассмотрения, порядок вынесения заключения (приговора), назначение наказания в форме лишения свободы.

Срок тюремного заключения определяется с учетом судебной практики по делам бывшей Югославии. В соответствии со ст. 20, обеспечивается оперативное и справедливое разбирательство, осуществление обвинительного производства на основании правил процедур и доказывания при абсолютном уважении прав подследственного и обеспечении надлежащего уровня защиты свидетелей и потерпевших. Подозреваемый заключается под стражу. Его информируют об обвинениях, которые ему предъявляются, и направляют на территорию, где расположен Трибунал. Ст. 21 регламентирует права обвиняемого. В числе прочих, указывается на публичное и справедливое рассмотрение дела, возможность защиты себя самостоятельно или с помощью выбранного адвоката. Обвиняемый может воспользоваться бесплатно услугами переводчика и прочими процессуальными гарантиями.

МТМП

Международные трибуналы и Суды рассматривают не только преступления на суше. Конфликты имеют место и в акваториях разных стран. Для их разрешения был сформирован Международный трибунал ООН по морскому праву. Располагается он в Германии, городе Гамбурге. Созван он был в 1994 году. На основании соответствующей Резолюции в Генеральной Ассамблее орган имеет статус наблюдателя. Трибунал состоит из 21 представителя государств-членов. Избирается орган на девятилетний срок с правом переизбрания. Исполняя свои обязанности, представители обладают дипломатической неприкосновенностью. Из судей выбирается председатель, а также заместители на трехлетний срок с правом переизбрания.

Компетенция

Международный трибунал по морскому праву решает споры сторон соответствующих правовых отношений. В частности, он рассматривает дела физических и юридических лиц стран-участников Конвенции, которые осуществляют деятельность в мировом районе дна, государств-сторон прочих соглашений, касающихся проблем, охватываемых ею либо предусматривающих обращение в данный орган.

Обращения, связанные с Россией

В 2002 году Международный морской трибунал рассматривал требование РФ к Австралии о незамедлительном освобождении судна "Волга" под банковскую гарантию. Оно было захвачено властями в исключительной зоне за незаконную ловлю рыбы. Данное требование было удовлетворено. Япония в 2007 году два раза обращалась в МТМП с требованиями к РФ по вопросу задержания и конфискации двух судов - Tomimaru и Hoshinmaru. И в первом, и втором случае в слушаниях участвовала российская делегация. Был назначен также специальный представитель РФ – Загайнов, сотрудник постоянного представительства России в ООН. Нидерланды в 2013 году обратились с требованием к нашей стране по ситуации с судном "Арктик Санрайз".

В связи с данным делом Министерством по иностранным делам РФ был опубликован комментарий о том, что Россия исходила из того, что данное дело не попадает под юрисдикцию МТМП. В нем Правительство страны обращало внимание также на оговорку, которая была сделана в процессе ратификации Конвенции 1982 года. В соответствии с ней, кроме прочего, страна не принимает процедуры, ведущие к принятию обязательных решений для сторон относительно споров, касающихся деятельности, обеспечивающей соблюдение законов, связанных с суверенными правами и юрисдикцией. По дипломатическим каналам аналогичное заявление поступило и в Трибунал. Организация учла мнение России и при принятии решения отметила, что те исключения, на которые РФ ссылалась, применимы исключительно к части, которая касается ст. 297, абз. 2 и 3 Конвенции. Речь, в частности, шла о морских научных исследованиях и рыболовстве. В результате рассмотрения дела организация обязала Россию незамедлительно освободить судно с экипажем и вывести его в воды вне российской юрисдикции с залогом в 3,6 млн евро.