Летние месяца с явлением живой природы. Название старославянских месяцев года

Реферат по предмету «окружающий мир», 4 класс

Во второй половине XIV века большая часть территории Золотой Орды оказалась в руках темника Мамая. Темник – военачальник в монгольском войске, тот, кто командовал туменом – силами численностью в 10 тысяч человек.

На Руси в это время главные позиции занимало Московское княжество, во главе которого стоял внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович, которому удалось привлечь на свою сторону многие русские княжества.

В глазах князя Дмитрия Мамай был узурпатором, незаконно присвоившим себе власть, и князь не только не собирался его признавать и платить ему дань, но и готов был вступить с ним в открытый военный конфликт.

Столкновение между Московским княжеством и Мамаем становилось неизбежным. Понимая это, Дмитрий Иванович, чтобы заручиться военной поддержкой со стороны других русских княжеств, разослал туда грамоты с призывом быть готовыми выступить заодно с Москвой.

Мамай серьёзно готовился к походу на Московское княжество и не отправлялся на его земли до тех пор, пока в его распоряжении не оказались огромные силы. Ещё он заручился поддержкой опасного противника Руси литовского князя Ягайлы. Тот обещал Мамаю соединиться с ним и вместе идти на Москву.

Не терял времени даром и князь Дмитрий. Он выставил против Мамая большое (до 40 тысяч человек) боеспособное войско, состоявшее, помимо московской рати, из дружин Ростовского, Ярославского, Дмитровского и других (всего более двадцати трёх) княжеств. Что ни день, к Москве стягивались всё новые и новые полки из Переяславля, Костромы, Можайска, Звенигорода, Серпухова, Углича. Никогда ещё Русь не обращала против монголов такой огромной силы.

В те времена русские люди перед каждым важным делом отправлялись в церковь и молились перед святыми иконами, прося помощь Божью.

Так поступил и князь Дмитрий. Он побывал в Троицком монастыре, встретился там со старцем Сергием Радонежским и получил от него благословение на битву. Святой старец предсказал князю победу, но предупредил, что достанется она тяжкой ценой, много русской крови будет пролито. Вместе с князем старец отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

По возвращении из Троицкой обители московский князь долго молился в Успенском и Архангельском соборах Кремля.

Решающее сражение между русскими и монгольскими войсками разгорелось неподалёку от города Тулы. В том месте, где речка Непрядва впадает в могучий Дон, есть большое поле под названием Куликово. Здесь бывала хорошая охота на куликов.

Ночь перед сражением 8 сентября 1380 года выдалась тёплой и тихой. Только зловеще выли в лесу волки.

Рано утром под солнечными лучами засверкали шлемы и доспехи русских воинов, заблестели сабли и мечи, грозно ощетинились копья. А на противоположной стороне изготовились к бою полчища Мамая. Косматые монгольские лошади нервно всхрапывали. Всадники в чёрных халатах и кожаных колпаках размахивали кривыми клинками. За плечами у каждого ордынца был лук, а в колчанах – большой запас смертоносных стрел.

По преданию, богатырь Пересвет принял вызов великана-монгола Челубея. Их поединок, предшествовавший по обычаю самой битве, закончился гибелью обоих. Пал в бою и Ослябя.

Огромно Куликово поле, но всё оно целиком было усеяно воинами князя Дмитрия и Мамая. Места не хватало. В такой тесноте трудно было взмахнуть мечом или нанести удар копьём. Воины погибали не только от смертельных ран, но и от того, что задыхались в страшной давке. Мёртвые не могли упасть наземь и, зажатые со всех сторон живыми, долго ещё продолжали перемещаться по полю боя.

Сильны были русские рати, но и монголы не уступали им в стойкости, отваге и умении биться.

В самый разгар сражения у русских появились новые свежие силы. Это был засадный полк, скрывавшийся в густой дубраве и ожидавший своего часа.

Внезапный удар запасного русского полка поверг монголов в смятение, и они обратились в бегство. Русские преследовали их, разя своим оружием. Самому Мамаю и остатками его воинства с трудом удалось скрыться.

Когда монголы уже были разгромлены, к месту сражения подошло войско литовского князя Ягайлы. Узнав о разгроме Мамая, Ягайло развернул свои полки и спешно увёл их обратно.

Монголы потерпели сокрушительное поражение отрусского войска. Недаром народ назвал Куликовскую битву Мамаевым побоищем. Князя Дмитрия Ивановича за великую победу на берегах Дона прозвали Донским.

Сражение на Куликовом поле имело громадное значение. Стало ясно, что если за дело взяться как следует, русские в силах дать отпор страшному и жестокому врагу. На Руси поняли, что Московское княжество, собрав и объединив русские земли, возродит былую мощь и славу страны.

Слайд 2

Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Он возвёл надёжный Кремль из белого камня вместо дубового.

Слайд 3

Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет служили надёжной защитой Москве белокаменные стены и башни Кремля. К середине XV века стены сильно обветшали и в некоторых местах были заделаны брёвнами. Вот тогда и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

Слайд 4

  • Между тем, некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, москов-ский князь перестал счи-таться с волей хана и посы-лал ему всё меньше и меньше дани.
  • Разгневанныйправитель Орды Мамайрешил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.
  • Слайд 5

    Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

    Слайд 6

    Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.

    Слайд 7

    • На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.
    • Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
  • Слайд 8

    Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

    Слайд 9

    Работа с картой

    1. Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы.
    2. Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск.
  • Слайд 10

    Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле.

    Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.

    Слайд 11

    Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Татарский воин Челубейи русский ратник Пересвет с копьями наперевес помчались друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

    Слайд 12

    И сразу же началась жестокая сеча. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

    Слайд 13

    Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

    Слайд 14

    Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

    Слайд 15

    С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.

    Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

    Слайд 16

    Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен.

    Донское сражение, или Куликовская битва

    1362–1380 годы

    Много забот, трудов, беспокойств и огорчений ожидало Димитрия Иоанновича на великокняжеском престоле. Сначала ему пришлось несколько раз усмирять Димитрия Константиновича, который все еще стремился быть великим князем. Наконец, видя, что все старания его напрасны, он не только помирился с Димитрием Иоанновичем, но даже через пять лет отдал за него дочь свою Евдокию.

    После мира с главным врагом Димитрий должен был утешать московских жителей в несчастьях, у них случившихся: прежде всего от большого пожара, истребившего почти всю Москву, потом от возвратившейся в нее черной смерти.

    Но эти несчастья Москвы были не так важны, как те, которые навлек на нее гордый и честолюбивый тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича. Он знал о намерении Димитрия привести удельных князей под свою власть и, думая больше о собственной выгоде, нежели о пользе отечества, решил противиться этому. К несчастью, у Михаила были для этого средства: знаменитый Ольгерд, князь литовский, наводивший в то время с братом своим Кестутием страх на всех соседей, был женат на сестре Михаила – тверской княжне Иулиании Александровне. При всякой своей неудаче в России Михаил уезжал к зятю в Литву и возвращался оттуда с войском литовским, которое не менее татарского разоряло отечество наше. Так, в 1368 году он пришел вместе с самим Ольгердом, который три дня грабил, жег, опустошал Москву. Великий князь, брат его Владимир Андреевич, митрополит Алексий и знатные бояре едва спаслись в Кремле. Выходя из Москвы, Ольгерд хвастал тем, что русские долго не забудут его.

    Впрочем, это нашествие литовцев не принесло никакой пользы Михаилу: Димитрий остался на великокняжеском престоле. Тогда тверской князь решил просить помощи у Мамая, который в это время был уже так силен, что соединил свою Волжскую Орду с Золотой, или Сарайской, и, сделав ханом Мамант-Салтана, повелевал им как хотел. Михаил Александрович умел угодить гордому татарину, и Мамай дал ему грамоту на Великое княжество и посла, чтобы возвести его на престол.

    Но прошло то время, когда князья русские, не рассуждая, повиновались татарам: Михаил с ханской грамотой едва мог убежать от полков московских в Вильну (вы помните, что это была столица литовского князя). Старый Ольгерд ласково принял зятя и согласился идти с ним на русских.

    Кремль во второй раз спас великого князя и все семейство его. Пока литовцы стояли перед этой крепостью, рассуждая, начинать ли приступ, брат Димитрия Владимир Андреевич и князь Пронский пришли с сильными полками из Перемышля и Рязани. Ольгерд, увидев, что со всех сторон его окружают русские, испугался и начал просить мира, уверяя, что вечно будет другом русских. Чтобы доказать свою искренность, он предложил выдать дочь свою Елену за умного и храброго князя Владимира Андреевича. Добрые предки наши поверили ему, княжна литовская сделалась русской княгиней, но ссоры с Ольгердом от того не уменьшились, и до самой смерти своей он разорял отечество наше в угоду зятю своему, который только в 1375 году был совершенно усмирен великим князем. В договорной грамоте Михаил поклялся при митрополите Алексии считать московского князя старшим и никогда не искать великокняжеского престола. Молодой Димитрий Иоаннович был так добр, что не только не отнял наследственного княжества у смертельного врага своего (чего он по справедливости заслуживал), но даже позволил ему называться великим князем тверским. Впрочем, одно это название без владимирского престола не было важно: так называли сами себя часто и разные другие князья, например рязанские и смоленские.

    Войско русское почти не отдыхало во время княжения Димитрия: едва окончилась продолжительная война с тверским князем, как полки московские пошли в Камскую Болгарию. Великий князь беспрестанно думал о том, чтобы освободить отечество свое от власти татар. Камская Болгария тогда принадлежала им: этого довольно было, чтобы заставить Димитрия овладеть ею.

    В то время она называлась уже не Камской, а Казанской Болгарией, потому что в ней был уже славный в истории нашей город Казань. Его основал один из татарских ханов по имени Саин, который, идучи завоевывать Россию, был встречен тут многими русскими князьями. Боясь татар как огня, они пришли к ним с покорностью и принесли богатые дары. Саин сжалился над ними и не пошел в тот раз далее. Место ему понравилось, и Саин вздумал основать тут городок для того, чтобы татарские баскаки, посылаемые для сбора дани с русских, могли здесь отдыхать. Он населил этот городок болгарами, черемисами, вотяками, мордвою и назвал Казанью. Казань значит по-татарски «котел» или «золотое дно».

    При Димитрии Иоанновиче Казань была уже не городком, а богатым городом. Жители его, думая испугать русское войско, посланное Димитрием, выехали навстречу ему на верблюдах. Но чего боятся русские? Они бросились на них так скоро и неустрашимо, что верблюды едва успели повернуться и побежать назад к городу. Два владетеля болгарских – Осан и Махмат-Салтан – покорились великому князю и дали ему 2 тысячи рублей, а на воинов его – 3 тысячи рублей и обязались и впредь быть данниками московского князя.

    Димитрий очень досадил татарам покорением области, им принадлежавшей, но в 1378 году – еще более: он победил в Рязанской области, на берегах реки Вожи, сильное войско, посланное Мамаем, чтобы наказать дерзкого русского князя. Эта победа – первая, одержанная над татарами с 1224 года, – показала, что русские уже не те покорные рабы, какими были прежде. Мамай пожелал отомстить храброму Димитрию и, чтобы вернее сделать это, собрал войско из татар, половцев, турок, черкесов, ясов, жидов кавказских и армян. Но это войско показалось Мамаю еще недостаточным для усмирения русских: он пригласил на помощь литовского князя. Ольгерда уже не было на свете. Наследник – любимый сын его Ягайло – начал свое правление с того, что убил дядю Кестутия и принудил его сына, молодого Витовта, убежать в Пруссию. Не забудьте этого Витовта: он очень прославится впоследствии.

    Мамай, прослышав о злых делах Ягайлы, подумал: «Это будет славный помощник мне!» И не ошибся. Литовский князь обрадовался его предложению, они условились совершенно разорить землю Русскую, сжечь все города, селения и церкви христианские. К этим двум безбожным врагам нашего отечества присоединился третий. Кажется, он был еще хуже их. Верно, вы согласитесь с этим, милые читатели, когда узнаете, что он был русский. Да, это был князь рязанский Олег! Жестокий, хитрый, лукавый, он умел скрывать свои пороки и оказывал всегда столько почтения и любви великому князю, что добрый Димитрий считал его истинным другом своим. И после этого Олег не постыдился изменить ему: сам предложил Мамаю и Ягайле свою помощь и согласился ждать на берегах Оки! Мамай обещал за это разделить между обоими союзниками завоеванное Великое княжество. Эта награда была с самого начала причиной измены Олега: он думал, что соединенные войска татарские и литовские совсем разорят русские княжества, и надеялся в это время не только сохранить свое, но даже увеличить его.

    Пока бессовестный Олег рассуждал таким образом, пока Мамай и Ягайло мысленно уже считали звонкое золото русское, которым хотели обогатиться, Москва была в тревоге, но не от страха. Напротив того, все – от самых храбрых и неустрашимых воинов до молодых девушек и детей – оживлены были смелостью, все думали, что пришло время освобождения от власти татар, и как будто предчувствовали, что Бог, сжалясь над страданиями русских, наконец поможет им победить своих притеснителей. Пример в этом мужестве, в этой надежде подавал всем жителям московским их государь. Как только Димитрий узнал о намерении Мамая и Ягайлы, он разослал гонцов во все области Великого княжества с повелением собирать войско и вести его прямо в Москву. Через несколько дней целые города готовы были идти против неприятелей. Каждый день приходили в Москву новые полки под начальством князей или бояр. Это были князья ростовские, белозерские, ярославские со своими подданными; бояре владимирские, суздальские, переяславские, костромские, муромские, дмитровские, можайские, звенигородские, угличские, серпуховские. Все эти дружины составили многочисленное войско, которое готово было выступить в поход. Но Димитрий прежде хотел вместе с неразлучным другом своим и, после ранней кончины родного брата Иоанна, единственным братом и товарищем – князем Владимиром Андреевичем и со всеми главными воеводами съездить в уединенный Троицкий монастырь и там принять благословение игумена Сергия, о благочестии которого читатели уже слышали. Этот святой старец хотя уже давно отказался от мира, но пламенно любил свое отечество. Он обрадовался, неожиданно увидев храбрых защитников в тихом монастыре своем; обрадовался смирению, с которым они желали получить через него благословение Божие, потому что это предвещало им помощь небесную и победу. Он упросил великого князя отобедать в монастыре, окропил святою водою его и всех бывших с ним военачальников и отпустил с ними разделять опасности войны двух монахов – Александра Пересвета и Ослябю. Выезжая из Троицкого монастыря, Димитрий еще более надеялся на победу.

    В церкви Михаила Архангела над гробницами предков своих, государей московских, великий князь еще раз помолился Богу и простился с супругой. Горько плакала она, отпуская друга своего на сражение с татарами. Невольно приходила ей в голову мысль обо всех князьях, уже убитых ими. Далеко за городские ворота провожали московские жители государя и войско его и только к вечеру возвратились в тихую столицу, где остались одни старики, женщины и дети.

    В 94 верстах от Москвы, в городе Коломне, соединились с Димитрием два союзника его – сыновья Ольгерда, князья полоцкий и брянский, обиженные братом своим Ягайлом и поклявшиеся отомстить ему.

    Здесь великий князь осмотрел все войско свое. Никогда еще не было оно так многочисленно: более 150 тысяч воинов конных и пеших стояло в рядах! Димитрий был спокоен и тверд, его огорчала только измена Олега, и огорчала не потому, что он боялся ее, а потому, что ему горестно было видеть изменника в прежнем друге. Между тем Олег страдал от измены своей гораздо более его: узнав, что великий князь не устрашился войны и уже перешел за Оку, в его собственную рязанскую землю, он не знал, что делать и к кому пристать, – боялся и Мамая, и Димитрия, раскаивался в измене и дрожал при одной мысли о том, что будет с ним впоследствии.

    Мамай со всей ордой уже стоял за Доном и ждал Ягайлу. Войско наше подошло к этой реке. Князья и бояре долго рассуждали, переходить ее или ожидать татар здесь? Решено было перейти, чтобы не дать Мамаю соединиться с литовским князем, и на другой день поутру все войско русское уже стояло на другой стороне Дона, на берегах реки Непрядвы. Здесь Димитрий Иоаннович еще раз взглянул с высокого холма на многочисленные полки свои. Мысль, что, может быть, через несколько часов все эти храбрые воины погибнут под ударами жестоких татар, так тронула доброе сердце его, что он упал на колени и, глядя на золотой образ Спасителя, веявший на черном знамени великокняжеском, молился за народ свой. Потом объехал все полки, говорил с каждым из них, называл воинов милыми братьями, обещал им славу в здешнем мире и в будущем.

    Это было 8 сентября 1380 года. В шестом часу дня войско наше дошло до поля Куликова, которое простиралось более чем на десять верст. Здесь русские увидели неприятелей. Татар было больше наших. Димитрий, несмотря на просьбы князей и бояр, которые умоляли его не подвергать опасности жизнь свою, сражался в передовом полку. Он первым ударил по врагу; место его было в рядах простых воинов. Три часа продолжалась страшная битва. Кровь лилась на всем обширном поле, но все еще нельзя было решить, кто останется победителем. В одном месте русские теснили татар, в другом – татары русских. Однако уже большие, или княжеские, знамена едва спасены были от рук Мамая; уже некоторые из полков московских хотели было бежать, как вдруг князь Владимир Андреевич, начальник засадного полка, выступил из рощи, которая скрывала его от всех, и неустрашимо бросился на татар. Это решило судьбу сражения: неприятели не могли уже противиться свежему войску и побежали. Мамай, увидев это бегство, вскричал с тоскою отчаяния: «Велик Бог христианский!» – и побежал за своими воинами. Русские гнали их до реки Мечи, убивали и топили без счета и взяли в добычу множество лошадей и верблюдов, навьюченных разными ценностями.

    Радость и счастье победителей были неописуемы! Первого героя этого знаменитого в нашей истории дня – великого князя Димитрия Иоанновича назвали Донским, второго, князя Владимира Андреевича, – Храбрым. Они вместе со всеми оставшимися в живых князьями и боярами объезжали поле Куликово: много было убито русских, но вчетверо более татар; всего же, по уверению некоторых историков, было до 200 тысяч тел. Великий князь плакал над всеми ими и в знак благодарности приказал праздновать память их в Дмитриевскую субботу, которая бывает между 18-м и 26-м числами октября.

    Ягайло в день Донского сражения был только в 30 верстах от Мамая и, узнав, чем оно окончилось, устрашился и побежал назад в Литву так скоро, что русские не могли догнать его. Так Димитрию удалось в один день избавить Россию от двух сильных неприятелей.

    Известие о победе его восхитило не только жителей Москвы и областей Великого княжества, но и всех других княжеств. Народ везде встречал Донского с неизъяснимым восторгом, как освободителя отечества от жестокой власти варваров: все думали, что это освобождение уже исполнилось, что слава и счастье нашего отечества уже навсегда возобновились, что татары после Куликовской битвы никогда уже не осмелятся идти на русских.

    Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

    Куликовская битва 1380 г. В 1370-е гг. монголо-татары постоянно ходили на Русь. В 1377 г. орда царевича Араб-шаха напала на русское войско на реке Пьяне под Нижним Новгородом. Русские полки не ожидали атаки, князья даже не знали, где находится орда. Не выставив дозоров, одни

    автора

    Донское сражение, или Куликовская битва 1362–1380 годы Много забот, трудов, беспокойств и огорчений ожидало Димитрия Иоанновича на великокняжеском престоле. Сначала ему пришлось несколько раз усмирять Димитрия Константиновича, который все еще стремился быть великим

    Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

    Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380

    Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора

    Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

    3.4. Битва Мамая с Тохтамышем в 1380 году как еще одно описание Куликовской битвы 1380 года Сразу после Куликовской битвы, как нам говорят историки, «Мамай, бежавший в свои степи, столкнулся там с новым врагом: то был Тохтамыш, хан заяицкой Орды, потомок Батыя. Он шел отнимать у

    Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

    Глава 1 Куликовская битва 1380 года н. э. описана «древними» греками под именем знаменитой Марафонской битвы якобы 490 года до

    Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

    Из книги Казаки-арии: Из Руси в Индию [Куликовская битва в Махабхарате. «Корабль Дураков» и мятеж Реформации. Велесова книга. Новые датировки зодиаков. Ирландс автора Носовский Глеб Владимирович

    4. Великая Куликовская битва 1380 года описана в «древней» Махабхарате как Великая битва на поле Куру 4.1. Краткое содержание эпоса Махабхарата повествует о борьбе двух родственных родов - прямых потомков Дхритараштры - и о грандиозной битве между родами. Один род

    автора Носовский Глеб Владимирович

    Глава 3 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА КАК БИТВА ЗА ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = «МОНГОЛЬСКОЙ»

    Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

    3. БИТВА КОНСТАНТИНА С МАКСЕНЦИЕМ ЯКОБЫ В 312 ГОДУ И КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА «Античная» битва якобы 312 года происходит в поле, у стен города (считается, что итальянского Рима). Константин подходит к городу издалека, а Максенций выступает из городских стен ему навстречу.

    Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

    Глава 4 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ. ЦАРИ САМУИЛ, САУЛ И ДАВИД (ОПИСАННЫЕ В КНИГЕ 1 ЦАРСТВ) – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЕ ЦАРИ-ХАНЫ: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ, МАМАЙ И ДМИТРИЙ

    Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

    3.3. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ. БЕГСТВО И ГИБЕЛЬ САУЛА = МАМАЯ 4a. БИБЛИЯ: ОЖЕСТОЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ И ГИБЕЛЬ САУЛАВ самом конце биографии Саула = Злого вроде бы наступает перемирие между Саулом и Давидом (1 Царств 26:21). Но тут начинаются драматические события,

    Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

    4.1. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА ЕЩЕ РАЗ ОТРАЗИЛАСЬ В БИБЛИИ КАК ИЗВЕСТНАЯ БИТВА ДАВИДА С ГОЛИАФОМ Имя царя ДАВИДА или ДАВИТА = ДВТ (без огласовок) = DWT (при одном из способов записи латинскими буквами), по-видимому, является вариантом произношения имени ДИМИТРИЙ. Дело в том, что

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    1380 Куликовская битва В 1370-е гг. монголо-татары постоянно ходили на Русь, нанося ей тяжелый урон. Особенно неприятная история случилась на р. Пьяне в 1377 г., когда орда царевича Араб-шаха напала под Нижним Новгородом на русское войско, беспечно не ожидавшее атаки, нанесла ему

    автора Носовский Глеб Владимирович

    4. Ссора между Ромулом и Ремом, завершившаяся убийством Рема, это - сражение Константина Великого с Максенцием (Лицинием) То есть - Куликовская битва 1380 года 4.1. Свидетельства Ливия и Плутарха Добавим новые свидетельства к уже обнаруженному в книгах «Основания истории»

    Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

    5. Ветхозаветный Гедеон - это Дмитрий Донской Он же - «античный» римский Диктатор-Пахарь Куликовская битва и сражение Гедеона с мадиамянами 5.1. Ветхий Завет о Гедеоне и битве израильтян с мадиамянами Обратимся теперь к заключительной части рассказа Аннея Флора о Первой

    Куликовская битва Работу выполнила учитель начальных классов Барвихинской СОШ Бочкарёва Л.М.

    На Москву начали смотреть как на объединителя русской земли. И тогда стал звучать вопрос: «Доколе же русским людям быть должниками Золотой Орды?»

    Отвечать на него пришлось внуку Ивана Калиты московскому князю Дмитрию Ивановичу. Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол уже в 9-ти летнем возрасте и уже в 10 лет возглавлял Московскую рать. Командовали, конечно, опытные воеводы, но присутствие князя поднимало дух воинов.

    Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военноначальником он был опытным, а вот с грамотой дело было плохо.

    Отношения Дмитрия с Ордой всё время обострялись, и, наконец, Дмитрий отказался платить дань Золотой Орде.

    В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.

    Сбор русских войск был назначен в Коломне на 15 августа. Из Москвы в Коломну выступили русские войска, они шли по трём дорогам.

    50-60 тыс. воинов под знамёнами Дмитрия, из них 20 тыс. из Московского княжества. Мамай собрал армию в 90 тыс. воинов.

    Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

    И у толпы, притихшей на глазах, встал Дмитрий перед игуменом на колени. И получил его благословение: «Иди! Да не коснётся сердца страх! Ты вернёшься скоро!»

    Затем Сергий дал в помощь Дмитрию двух иконов: Андрея Ослабю и Александра Пересвета. Это были бывшие бояре, недавно ставшие монахами. Их хорошо знали и уважали в Москве.

    На военном совете по предложению князя Дмитрия было решено перейти Дон и принять бой на Куликовом поле.

    Выбор места показывал намерение русских воинов сражаться до последнего, потому что в ходе боя переправляться назад было невозможно.

    Русские воины: кавалерия, княжеские дружины.

    Ордынские воины:

    Пока туман не рассеялся, войска стояли готовые к бою, поддерживая связь (перекликаясь звуками труб).

    Рассеялся туман. Русские люди увидели вдали расшитый золотом шатёр Мамая, а перед ним неисчислимые полчища ордынцев.

    По обычаям тех времён битва началась единоборством. Из ордынских рядов выехал богатырского вида конник Челубей и стал вызывать себе противника из русской рати.

    И вот разомкнулись передовые полки русичей, и навстречу ордынцу выехал икон Сергия Радонежского – Пересвет.

    Поединок

    Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довести до русских войск, в то время, как Челубей оказался выбитым из седла.

    И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась. И солнце светило, сияло над ними.

    Но после нескольких часов жестокой сечи ордынцам удалось потеснить русских ратников.

    Враг уже собирался праздновать победу, когда неожиданно в их тыл ударил засадный полк, заранее скрытый Дмитрием в небольшой рощице.

    Одновременно перешли в наступление и другие русские полки. Врагов охватило смятение. Мамай бросился бежать, а за ним - всё ордынское войско.

    Страшное зрелище представляло собой Куликово поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые.

    Князя Дмитрия нашли лежащим без сознания. Видно его оглушили ударом палицы или меча.

    Много русских людей пало в тот день на Куликовом поле. Погибли многие князья и бояре и тысячи ратников, собравшихся со всей русской земли.

    Но Куликовская битва имела громадное значение для всего русского народа. Впервые она показала, что с Ордой можно и нужно бороться.

    В честь великой победы народ прозвал князя Дмитрия – Донским.

    Эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь. Русь, развеявшая легенду о непобедимости татарских войск.

    Памятник в честь победы на поле Куликовом

    Эту дату обязан знать каждый школьник на зубок. 8 сентября 1380 года – день, когда на Куликовом поле столкнулись две могущественные армии: татарская орда хана Мамая и сборное войско русских князей под предводительством великого московского князя Дмитрия, которого позже нарекут Донским именно в честь этой победы.

    Значение Куликовской битвы для истории русского народа

    О влиянии Куликовской битвы на русскую историю и на освобождение от Татаро-монгольского ига ходят разные мнения. Некоторые ученые считают, что битва на Куликовом поле послужила толчком для начала освободительного, от монгольского ига, процесса, важнейшим событием для русского народа.

    Другие, например, Сергей Соколов, приписывают ей более широкое значение, сравнивая победу русских князей во главе с Дмитрием Донским с победой римлян над гуннами в 451 году, таким образом, указывая, что эта победа воспринималась, как триумф Европы над Азией.

    Лев Гумилев считал, что во время битвы началось постепенное объединение разрозненных княжеств в единое могучее государство.

    Предыстория битвы

    Предпосылками к походу татарской армии во главе с предводителем Мамаем послужило то, что в 1274 году Дмитрий Иванович, князь московский, отказался выплачивать оброк Орде. Тогда хан сделал главным княжеством Тверь. Московский князь, а вместе с ним и другие, выступили в ратный поход на Тверь. Княжество капитулировало и попало в вассальную зависимость к Дмитрию. Этим князья разозлили хана, который до этого сам назначал главное русское княжество. Дмитрий же хотел, чтобы Московское княжество было основным субъектом Руси и это право передавалось наследственным путем.

    В то время претендующий на трон хана Золотой Орды, воспринял этот факт, как хорошую возможность усилить свое влияние в Орде. Он организовал военный поход, чтобы напомнить русским о силе ордынцев, и за период с 1376 по 1378 годы совершил несколько набегов, предал огню и мечу Новосильское княжество, сжег Переславль. В 1378 году произошла битва на реке Воже, в ней в первый раз татарское войско было побеждено русскими войсками. Это сражение стало первой большой победой над угнетателями.

    Летом 1380 года до московского князя Дмитрия Ивановича стали доходить тревожные слухи. Ему донесли, что Мамай организовывает новое нашествие на Москву. К татарскому хану присоединился давний враг Руси литовский правитель Ягайло. И Олег Рязанский должен был прибыть со своим войском на помощь ордынскому хану. Дмитрий Иванович стал созывать ратные силы со всех русских земель. Но, хотя гонцы были отправлены во все стороны, ни один из великих князей: ни тверской, ни нижегородский, ни смоленский, ни новгородский – не прислали помощь.

    Мамай в это же время прислал своих послов, которые сообщили свои требования: возобновить выплату дани в прежних размерах и быть покорными, как при старых ханах. По совету бояр, духовных лиц княжеств и подручных князей, князь Дмитрий согласился на требования, выплатил послам огромную подать и послал к Мамаю с предложением мира своего посланца Захария Тютчева. Но при этом собирать войско не перестал, не надеясь на мирный исход.

    Как он и предполагал, Захарий Тютчев вернулся с ещё более печальными новостями о том, что армия Мамая все же идет на Москву и должно пересечься с армиями Ягайло и Олега Рязанского на берегах реки Оки в первый день осени.

    На сборном совете князья решили выступить навстречу ордынскому войску и собрать все свои военные силы в Коломне к 15 августа. Перед началом похода, согласно легенде, Дмитрий Иванович отправился в Троицкую лавру для беседы с пресвятым старцем Сергием Радонежским.

    Напутствие Сергия Радонежского

    О деяниях Сергия Радонежского уже в то время ходило много легенд, лидеры княжеств приходили к нему за мудрым советом, обычный народ совершал паломничества. Вот и Дмитрий Иванович обратился к старцу за пророческим наставлением перед важнейшим сражением в его жизни. Сергий Радонежский велел ему одарить дарами Мамая, воздать ему почести, чтобы Господь Бог увидел смирение князя и способствовал ему в борьбе. Дмитрий сказал, что уже сделал это, но это не возымело действия. На что мудрец сказал, что в таком случае угнетателя ждет погибель, а Дмитрию Господь поможет.

    Из числа монастырских послушников Сергий дал в помощь князю двух богатырей – Пересвета и Ослябю, которым суждено было остаться в истории Куликовской битвы.

    Как Дмитрий выиграл битву

    7 сентября 1380 года армия Дмитрия Ивановича подошла к Дону. Основной силой войска была конница. Полководец Мамай с татарским войском на другом берегу реки ожидал литовское войско князя Ягайла. За ночь русское войско переместилось на другую сторону и расположилось в месте впадения реки Непрядвы в Дон.

    Таким образом Дмитрий хотел помешать силам Мамая объединиться с войсками Ягайло и Олега Рязанского, а также поднять ратный дух в своих воинах. Неподалеку находилось просторное поле, называемое Куликовым, пересекаемое рекой Смолкой. Хотя некоторые ученые спорят о месте проведения самой запоминающей битвы в истории объединения Руси.

    Войско князя расположилось следующим образом: на правом фланге стоял полк братьев Ольгердовичей, на левом – князья Белозерские. Пешие силы составляли передовой полк под началом братьев Всеволодовичей. Кроме того, Дмитрий выделил резервный конный полк, которым руководили двоюродный брат князя, Владимир Андреевич и боярин Дмитрий Бобрик.

    Дмитрий и его полководцы расположили войска так, чтобы ордынцы не сумели окружить их ни с одной стороны. Этим же целям служила выбранная для сражения местность.

    Началом для битвы послужил легендарный поединок русского витязя Пересвета и татарского батыра Челубея. Силы двух богатырей были настолько равны, что один раз сойдясь в бою, они оба тут же упали замертво.
    Два войска сошлись в битве. Дмитрий Иванович сражался наравне со своими воинами и, как говорят летописи, показал пример небывалых подвигов. В то время как Мамай следил за действием с Красного холма. Такого ожесточенного боя русичи еще не видели.

    Татарское войско было многочисленнее и мобильнее. Потерпев неудачу с прорывом в центральной части, войско начало давить на левое крыло. И чуть было не прорвались в тыл, где могли бы разгромить войска, окружив со всех сторон. Татары уже считали, что они на грани исторической победы. Но тут в бой вмешался резервный полк князя Владимира Андреевича. Это внезапная атака обратила татар в бегство и способствовала скорой победе.

    После битвы сильно израненного князя Дмитрия Ивановича нашли под деревом и привели в стан войска. После этой битвы он был назван Дмитрием Донским. После подсчитали потери, которые составили половину воинства. Еще восемь дней полководец находился на Куликовом поле, пока хоронили павших воинов.

    К слову, Ягайло Литовский 8 сентября находился в одном дне пути до места сражения и, узнав о победе московского князя, увел свои войска обратно.

    Историческое значение

    Эта битва была не столько битвой за территории, это было сражение за русские традиции и культуру. Она поменяла Россию, стала началом объединения русских земель. И, благодаря этому событию, спустя сто лет Российское государство смогло окончательно сбросить с себя оковы Золотой Орды.

    8 сентября 1380 года – день, когда на Куликовом поле столкнулись две могущественные армии: татарская орда хана Мамая и сборное войско русских князей под предводительством великого московского князя Дмитрия. Эта битва была не столько битвой за территории, это было сражение за русские традиции и культуру.