Русские княжества и Золотая Орда. О монголо-татарском нашествии на русь вкратце

Лекция 5.

Система верховной власти на Руси после нашествия .

Политика покорения мира, провозглашенная основателем Монгольского государства – Чингисханом , стала причиной прихода на Русь монгольских завоевателей. В ходе нашествия под руководством Батыя (внук Чингисхана) 1237-1241гг ., большинство русских земель были разорены и покорены. В 1243г., после похода в Европу, Батый основал в южнорусских степях государство Золотая Орда , в состав которого вошли русские земли.

Распад монгольской империи на ряд гос. образований, соперничающих друг с другом и ведущих междоусобную борьбу, вызвал образование самостоятельного государства Золотая Орда, в состав которой и вошла Русь. Взаимоотношения Золотой Орды с Русью строились на системе военно-политического протектората.

Вассалитет .

Поездки русских князей в Орду за ярлыком на княжение и их участие в военных походах золотоордынских ханов были частью системы политического подчинения русских княжеств Золотой Орде. Орда сохранила внутреннее устройство Руси, присвоив себе право взимания дани и утверждения князей. С формально юридической точки зрения Русь не имела самостоятельного государственного управления в монгольский период. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель.

В процессе освободительной борьбы с татаро-монгольским игом, совершался переход формы русской государственности от системы федерации, возглавляемой великим князем владимирским, к централизованной монархии. В домонгольской Руси было 9 крупнейших земель, управлявшихся разными ветвями Рюриковичей, которые вели между собой борьбу за три общерусских княжеских стола – Киев, Новгород и Галич. Эта борьба была центростремительным фактором, сохранявшим формальное единство русских земель.

Установление ордынской власти прекратило борьбу за эти столы и, более того – мелкие удельные княжества оказались закреплены за определенными династиями, что пресекло возможность легкого продвижения от старшего стола к младшему. Теперь старейшим на всей Руси был установлен великий князь владимирский (в домонгольской Руси он был одним из сильнейших, но не общерусского значения). Именно статус владимирского (с 14в. – фактически московского) князя способствовал стремлению распространить свою власть на все земли, входившие некогда в состав Киевской Руси. В конечном итоге, носитель старейшинства в Русской земле – Владимирский великий князь – становится «самодержцем всей Русской земли».

Великий князь четко вписывался в монгольскую номенклатуру аристократов-беков, управлявших подвассальными территориями различного статуса в составе Золотой Орды, будучи встроен во власть через определенные знаки подчинения: получение ярлыка, выплата дани и т.д. Точно так же в Монголии существовало формальное вручение великоханского ярлыка золотоордынскому правителю, по сути являвшемуся независимым правителем. Хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, нежели русские князья: он именовался царем, т.е. императорским титулом. Потому-то Иван Грозный – первый венчанный на царство царь, так настаивал на своем титуле, чтобы превзойти европейских королей, встав вровень с императором Священной Римской империи германской нации.



Разрыв традиционных культурных связей с Византией и Европой, предопределило переориентацию на Восток и, соответственно, ориентацию на восточную деспотию как форму государственности. Южные и юго-западные земли начинают подпадать под власть Литвы – образование Малой Руси – Малороссии.

Расширяется поместное землевладение, т.к. масса боярской знати погибла, и их земли князья раздают за службу на правах поместья. Много земель отходило церкви, т.к. церковное имущество не облагалось данью со стороны Орды, и церковь поддерживала объединение Руси. Образуются монастырские вотчины. Появляется термин, относящийся к большинству населения страны: если в Новгороде и Пскове земледельцев продолжали именовать по Русской Правде – смердами, то во владимирской земле – христианами – крестьянами. В это время начинают распространяться барщина и оброк – формы феодальной ренты, т.к. часть налогов шла Орде в качестве дани.

Крестьянство еще имело право перехода от одного владельца к другому. Черносошные крестьяне – «черные земли» – земли государства, казны в лице великого князя Владимирского. Но именно их князья и раздавали боярам, дворянам и монастырям в вотчины. Т.о., число свободных крестьян стремительно сокращалось. Общины стали объединяться в волость – административную единицу. Холопы постепенно становятся безраздельной собственностью господина, которых можно продать, купить, убить.

Приток населения в междуречье Оки и Волги, в земли, окруженные лесами и закрытые другими княжествами от татар (Рязань на юге и Владимир на востоке), на пересечение речных торговых путей, выделил два молодых княжества – Тверское (потомки брата Невского – Ярослава Ярославича) и Московское (потомки младшего сына Невского – Даниила Московского – 1276). С начала 13в. Тверь и Москва вели борьбу за великое Владимирское княжение, ярлык на которое выдавался ханом Золотой Орды (давали тому, кто больше обещал дани). В 1304г. хан выдал Владимирский ярлык на княжение Твери, однако новый хан Узбек, сделавший ислам гос. религией Орды, передал ярлык Москве, т.к. Юрий Даниилович Московский (1303-1325) стал его зятем.

После подавления тверского восстания 1327г., первой силой стала Москва (1332г. – ярлык на Владимир). Узбек передал право сбора дани с русских земель Калите, что позволило Москве богатеть. Калита (1325-1340) получил в наследство восемь городов, но купил Углич, Галич и Белозерск. Калита скупал отдельные села и вотчины в чужих княжествах, присоединяя потом эти куски к Москве. Отсюда новый политический элемент периода раздробленности: система личных великих княжений, закрепленная в духовной Ивана Калиты 1339г., который заложил основы удельно-вотчинной системы управления Русью.

Вся Русская земля считалась коллективной собственностью Калитичей. Каждый из членов рода Ивана Калиты имел право на свою часть этого общего владения – удел. В то же время из любого удела могли выделяться временные земельные пожалования служилым людям – вотчины. Владельцем вотчины при этом продолжал считаться член княжеского рода.

Феодальная иерархия:

Великие князья,

Удельные князья,

Бояре (Боярская Дума),

Наместники (волостели),

Дворяне (дружинники).

Земли делились на княжеские, вотчинные и поместные, государственные (черные). Тем не менее, тогда же Русь была разделена ханом на 4 соперничавших за великое княжество Владимирское великих княжения, дабы не допустить объединения Руси. Лишь в 1392г. одно из них – Нижегородское, было присоединено к Москве, а Тверское и Рязанское – и еще позже.

Помимо всего, на формирование удельно-вотчинной системы несомненное влияние оказало монгольское право и монгольская система властвования. Род Чингисхана обладал властью над всей территорией Великой Монгольской империи, в рамках которой каждый из членов семьи получил свой удел. Законным ханом любой части развалившейся империи, тем не менее, мог стать только чингисид (именно поэтому, не только Мамай, но и Тамерлан держали на формальном троне чингисидов как верховных ханов).

С точки зрения монгольского законодательства власть московского великого князя и других князей основывалась, прежде всего, на ханском ярлыке. Соответственно, признание монголами права династии Рюриковичей на русские княжения, облегчило признание русскими монгольского сюзеренитета. Теперь Рюриковичи управляли своими землями не только на базе генеалогии, но и согласно ханскому пожалованию, что позволяло Золотой Орде в течение длительного времени сохранять контроль над русскими землями, пользуясь известным принципом: «разделяй и властвуй». Следовательно, постепенно на первый план выдвинулся принцип передачи власти от отца к сыну, и это стало психологической основой власти московских князей, которые вскоре перенесли этот принцип с Москвы на великое княжество Владимирское. И сделал это Дмитрий Донской.

3.Великое Московское княжество. В 1359г. московский престол занял Дмитрий Донской (9 лет: 1359-1389). К этому времени уже сложились крупные феодальные центры объединения, и выделился сильнейший – Москва, как политический и территориальный центр.

Личность Дмитрия Донского стала символом возрождавшейся Руси. Именование его в официальных документах говорило о преемственности Киевской Руси: «Князь великий Дмитрий Иванович, внук Иванов, правнук Данилов, праправнук Александров, прапраправнук Ярославль, пращур Всеволожь, прапращур Юрьев, прапрапращур Владимиров Всеволодовича Ярославича Володимиречи, великого нового Константина, крестившего Русскую землю, сродник новых чудотворцев Бориса и Глеба».

8 сентября 1380г. ордынская рать была разгромлена русскими на Куликовом поле , после переправы через Дон на р. Непрядва.

В 1382г. неожиданным ударом Тохтамыш вторгся в русские пределы, сумел обманом взять и сжечь Москву (Дмитрий собирал полки на севере). После этого, Москва согласилась платить дань, а Тохтамыш был вынужден признать, что ярлык на великое княжение Владимирское будет выдаваться только Москве. Умирая, Донской завещал Москву и Владимир своему сыну Василию. Тем самым была восстановлена законная система даннических отношений и ордынской власти. Однако, Дмитрий в духовном завещании указал: «А переменит Бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своем уделе, то тому и есть».

Постепенно Василий I стал подминать под себя Нижний Новгород, Муром, Суздаль. В 1395г. в ходе нашествия среднеазиатского властелина Тамерлана им был учинен погром Золотой Орды (вторжение на Русь не состоялось). Окончательное объединение Московского и Владимирского княжений означало, что теперь присоединение русских земель к Москве приняло объединительный характер.

Следующей ступенью на пути централизации Русского государства стала феодальная смута второй трети 15в. После смерти Василия I его сыну Василию II Темному было 10 лет. Против него выступил младший сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич Галичский, претендовавший на московский престол. На стороне Василия выступила вся московская знать, горожане и церковь. На стороне Юрия – коалиция удельных князей и местные бояре. Эпидемия чумы 1425-1427гг. усугубила противостояние.

После смерти митрополита Фотия в 1431г. Юрий приступил к захвату власти. Вместе с ним – его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, оскорбленные в Москве. В 1433г. московские войска были разбиты Юрием, захватившим престол. Василий получил в удел Коломну, и туда сразу же уехало все московское боярство и дворянство, что вынудило Юрия отказаться от великого княжения.

Однако, феодальная война охватила всю Московскую Русь, что усугублялось нехваткой сил у галичских князей и отсутствием полководческого таланта у Василия II. В 1434г. Юрий снова занимает Москву, но вскоре умирает. Престол занимает Василий Косой, но его братья объединяются с Василием II, сидевшим в Нижнем Новгороде. В 1436г. Косой потерпел поражение и был ослеплен.

На Флорентийском соборе среди прочих церковных патриархов Восточной церкви, русским митрополитом Исидором подписана Флорентийская уния 1439г. об объединении западной и восточной церквей, против чего выступало большинство населения как на Западе, так и на Востоке. Уния – это объединение православной и католической церквей под верховенством Папы Римского. После этого Исидор был в Москве арестован, а затем бежал в Литву.

В 1446г. Василий II был схвачен и ослеплен, получив прозвище Темный. Князь был сослан в Углич, а затем в Вологду. Однако, Москва не приняла сына Юрия – Дмитрия Шемяку в качестве великого князя. В начале 1447г. Василий возвращается на престол. Митрополит Иона призвал Шемяку прекратить противостояние. В 1450г. Шемяка был окончательно разбит и умер в 1453г.

Значение феодальной войны: невзирая на распри между наследниками Дмитрия Донского, процесс объединения Руси под властью Москвы стал необратимым.

Как реакция России на Флорентийскую унию, в 1448г. не константинопольским патриархом, как прежде, а собором русских епископов был поставлен митрополит Московский и Всея Руси – архиепископ рязанский Иона.

Таким образом, именно на период 13-15вв. приходится драматическая борьба отдельных русских княжеств за политическое лидерство в Северо-восточной и Северо-западной Руси. В конце концов, она свелась к соперничеству Великого княжества Московского, Великого княжества Тверского и Великого княжества Литовского. Каждое из них в отдельных эпизодах этой борьбы имело определенные преимущества.

Особенно ожесточенная борьба со стороны Москвы развернулась с Литовско-Русским государством, которое практически воссоздало в своих границах древнерусскую державу, подойдя к рубежам Новгорода и Москвы. Независимость от Орды и большая открытость Западу делали цивилизационную перспективу развития русских земель в составе Литовско-Русского государства достаточно заманчивой, но лишь до определенного предела. В условиях польско-литовской личной унии в конце XIV в. (не говоря уже о позднейшем образовании Речи Посполитой), дальнейшего поворота Литвы и литовской знати от русских духовных, культурных, религиозных ценностей в сторону Польши, католицизма, дискриминации русской верхушки и русского населения именно Москва, взявшая к этому времени верх над Тверью, становится центром притяжения всех национальных русских сил. И медленно, но упорно, борясь и против Орды, и против Литвы, перетягивает политическую чашу весов на свою сторону.

Однако перемещение политического и хозяйственного центра восточнославянских земель в Москву, ее превращение в символ русской государственности, национального суверенитета, Православия имели и далеко идущие негативные цивилизационные последствия. Русская государственность возрождалась в отдаленном периферийном углу Европы, в отрыве от магистральных европейских торговых путей, вдали от морских берегов, т. е. в географических условиях, значительно более неблагоприятных даже по сравнению со Средним Поднепровьем, не говоря уже о странах Центральной и Западной Европы.

Отношения, в которых пребывали Русь и Золотая Орда, кратко можно назвать враждебными. Монголо-татары были чрезвычайно воинственным народом, они захватили огромные народы. Объединить разрозненные племена и превратить их в самую могущественную по тем временам силу удалось Чингисхану. Первый контакт между монголами и русскими княжествами закончился убийством монгольских послов, которое дало отличный повод начать военные действия не только против половцев, союзников Руси, но и против самих русских княжеств. В 1223 году на реке Калка (современная Донецкая область Украины) армия русских княжеств и половцев попыталась остановить продвижение Золотой Орды, и потерпела поражение.

В 1238 году завоевательную деятельность своего отца Джучи-хана (сын Чингисхана) продолжил хан Батый. Княжества, из которых некогда состояла Киевская Русь, погрязли в борьбе друг с другом, поэтому такие города, как Рязань, Владимир, Чернигов и Киев оказались легко взяты. При этом город Углич от захватчиков откупился, а небольшой Козельск продержался семь недель под ударами монголов. После этого монголо-татарское нашествие на Русь, кратко описанное в данном разделе, можно было считать завершившимся. Монголы, обложив русские княжества данью (не пострадали только Галицкая и Новгородская Русь), предприняли попытки вторжения в Польшу и Венгрию, однако Золотая Орда больше не была той необоримой могущественной силой, как раньше, поскольку ее тоже начала раздирать внутренняя борьба, а расширение территории прекратилось.

Русские княжества были вынуждены постоянно платить дань, чтобы избежать бессмысленного кровопролития. Со временем начался объединительный процесс, выраженный в захватнической политике Москвы. Одолев Тверь в долгой и кровопролитной борьбе, Москва стала по одному, как это прежде делали монголы, захватывать русские княжества. Кроме того, в Москве сложилась монархическая форма правления, в которой правитель имел гораздо больший вес, чем другие органы власти. Значительного успеха в борьбе против Орды добился Иван Калита, который сумел обманом накопить большое богатство - вся дань с русских княжеств Золотой Орде проходила через его руки. Окончательно освободиться от монгольской власти удалось только в 15 веке, для этого Москва активно пользовалась раздробленностью в самой Орде. Попытка прекратить выплату дани монголам привела к разграблению Москвы в 1382 году, однако в 1480 году монголы окончательно утратили свою власть на Руси.

Часть 1.
А ещё известно одно хитрое княжество - русский анклав в Орде, старательно забываемое историками со времен Карамзина. А зря. Это то самое, что опровергает современную версию истории Руси и Среднего Поволжья принципиально. Зыбкое, но изящное свидетельство памяти о русском княжестве на Средней Волге предоставляет геральдика — герб князей Прозоровских. На нем — Змей, в точности такой же, как на гербе города Казани. В примечании из Общего Гербовника говорится смутно: мол, это — «указание на верную службу царю в Поволжских царствах». Но на Волге служили отпрыски почти всех княжеских родов. Снова — загадка.
Дело же в том, что Прозоровские — знаменитый, исторический род, — прямые потомки первого князя Балымата. Родоначальник, князь Иван Федорович Прозоровский, сын удельного князя Моложского, — праправнук Федора Чёрного и Анны-Кончаки, царевны Ордынской. И казанский дракон-змей на гербе — это, судя по всему, память о стране Балымат.

О ситуации в нашей истории ярко высказался публицист Кунгуров: «У считающихся древними документов имеется странное свойство. Они то ли оригинал, то ли список, но на поверку выходит, что это виртуальный объект. Все знают, что он есть, все в него верят, но никто не видел! Потому что нельзя увидеть ТО, ЧЕГО НЕТ В ПРИРОДЕ».
Наша наука не располагает оригиналами основополагающих документов, включая летописи и ярлыки на княжение, но авторитетных мнений пруд пруди?
Русская история шлецеров и миллеров рисует эпоху XIII-XV веков в красках тяжелого иноземного ига в России. Нам предлагают поверить, что измельченная и завоеванная Россия в ту эпоху влачит существование рабской провинции. Но в тоже время русские летописи называют хана царем, по всей Руси беспрецедентно ударное храмовое строительство. Взгляните на близость дат оснований многих храмов на приведенной карте. Это не документ в общепринятом смысле, а скорее информация для размышления.
Вот адрес: http://u.to/l_5PAQ .
На мой взгляд, предложенная концепция русской истории отличается от традиционной версии не столько открытием новых обстоятельств, сколько иным взглядом на хорошо известные факты.

На дворе 21 век и кому интересная архаика?
Неверная постановка вопроса! Мы живем не просто в 21 веке. На просторах Родины разворачивается идеологическая баталия, какой ещё не знала наша земля. Знание родной истории это тот якорь, что спасет государственный корабль России от острых скал чужой идеологии. А враг он, как известно хитер и коварен. Баталия с тем врагом не шутейная.

Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун

Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия напоминает льва, попавшего в западню, вокруг которого лают шакалы, лают от радости, а еще более – от страха. Эти западные шакалы всегда хотели одолеть русского льва. Соблазнительны были его богатства и страшно было жить с ним рядом. Страшно потому, что лев каждый раз умело защищался и всегда превосходил шакалов своей силой, добротой, душевностью, состраданием. Так появился сказ о загадочной русской душе.

Западным шакалам удалось с помощью доморощенных либералов и демократов (читай – западников) почти одолеть наш народ. И сейчас, когда мы пытаемся встать на ноги, они лают от страха. Хотя нам они не нужны. У нас есть всё своё, и наша загадочная душа не позволяет порабощать другие народы.

В нашем нынешнем положении мы должны ещё раз осознать свои исторические, моральные и религиозные истоки, свои исторические гены. Затем мы должны сделать правильные выводы из трехсотлетней жизни народа под западным игом. Мы должны определиться, кто наши враги и кто наши друзья сегодня.

Монгольский период в нашей истории исключительно важен – он завершился созданием Государства Российского. Без монголов это было бы невозможно. Запад поглотил бы восточные русские княжества, как он поглотил западные. Православие сменилось бы католичеством.

Нашу историю писали немцы, которые правили Россией триста лет. Они из нашего русского материала лепили то, что было угодно им. И лепили весьма успешно, уничтожая и разлагая всё наше национальное. Это разложение идёт и сейчас. Ему надо дать отпор. Надо наконец поставить всё на свои места.

Мы должны понять наконец, что являемся евразийским народом и наши прежние и теперешние враги никогда не станут нам друзьями и братьями. Они всегда будут лаять. На большее у них не хватит сил.

РУСЬ ДО КРЕЩЕНИЯ

За сотни лет до Крещения на Руси, как и у других славян, уровень земледельческой культуры был высокий. В лесостепной зоне Среднего Приднепровья еще в первой половине I тысячелетия н.э. наши предки выращивали хлеб не только для себя, но и на продажу в больших количествах в страны античного мира. И в лесной зоне расселения древних славян успешно занимались земледелием. Академик Б.А. Рыбаков об этом писал так: «Было бы крайне неосторожно резко разграничивать лесную и лесостепную зоны в отношении их хозяйственных возможностей в период вызревания славянской государственности. Различие было… но это различие скорее количественное, чем качественное. Одни и те же виды хозяйственной деятельности были возможны тогда и в лесостепи и в более северной зоне лиственных лесов… Разным был объем урожая, разным количество труда, затрачиваемого крестьянином на распашку открытой земли или на расчистку земли из-под векового леса».

В то время окультуренные земельные участки использовались многократно. Их обрабатывали сначала с помощью сохи, а затем деревянного плуга («рало»). На юге в соху и рало впрягали волов, а на севере – коней. Для обеспечения высоких урожаев применялась двупольная и трехпольная системы севооборота. Возделывали многие злаковые культуры – мягкую и твердую пшеницу, рожь, просо, ячмень. Сеяли бобовые, культивировали волокнистые коноплю, лен), а также выращивали репу, капусту и т. п.

Весьма успешно развивалось и животноводство. Оно было интенсивной отраслью хозяйства. Благодаря развитому животноводству землепашцы были обеспечены рабочим скотом, воины – боевыми конями, а ремесленники – шкурами для последующей обработки. Из них делали одежду, обувь, седла, воинские доспехи и т. п. Население было обеспечено мясной и молочной пищей. Разводили не только коней и крупный рогатый скот, но и свиней и овец. Кроме того, держали и коз. Значит, были мясо, молоко и шерсть.

В фундаментальном труде «История культуры Древней Руси» говорится: «В IX – X веках земледельческая техника и состав культурных растений, за малым исключением, приобрели… характер, свойственный и более позднему времени XI – XIII веков… Все виды домашнего скота были знакомы славянским племенам еще с глубокой древности, и в этом отношении Киевская Русь не принесла ничего нового».

Высокий уровень производства обеспечил разделение труда, расширение обмена как между племенами, так и внутри каждого племени.

На основании анализа большого фактического материала (и прежде всего предметов, обнаруженных при археологических раскопках) ученые доказали, что до Крещения на Руси был высокий уровень материальной культуры. Сельскохозяйственные орудия постепенно совершенствовались. Соху сменил плуг с железным лемехом и ножом для вспарывания дерна («чересло»). Использовались серп, коса и т. п. Ремесленники: кузнецы, гончары, оружейник и, плотники, ювелиры использовали разнообразный инструмент. В Древней Руси, по утверждению исследователей, насчитывалось более сорока ремесленных специальностей.

Говоря современным языком, в Древней Руси успешно развивалась горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Быстро совершенствовалась технология добычи металла. Одновременно развивалась и обработка металлов. В книге «Восточные славяне» В.В. Седов на основе анализа огромного археологического материала пишет: «Железообрабатывающее ремесло восточных славян накануне образования Древнерусского государства находилось на достаточно высокой ступени развития». В это время наши предки владели несколькими способами получения высококачественной стали. Из стали изготовляли как оружие, так и разный инструмент. Кузнечное дело было на весьма высоком уровне. В их распоряжении был большой выбор орудий труда. Назначение и форма многих из них сохранились без изменений до наших дней. Русские кузнецы славились по всей Европе. Хорошо известно, как высоко ценились изготовленные русскими кузнецами замки («русские замки»).

В Древнерусском государстве производили хорошее оружие: мечи, боевые топоры, стрелы, колчаны, кольчуги, щиты, шлемы, седла, сбрую для боевых коней. Оружие делали надежным, качественным, удобным и соответствующим образом оформленным. Многие виды оружия, которое изготавливалось для князей и знатных дружинников, покрывали художественным узором, украшали драгоценностями.

На Руси изготавливали разнообразную глиняную посуду не только для варки пищи, хранения продуктов (зерна, меда, вина и др.), но и для застолья. Широко использовался гончарный круг. Гончары изготавливали не только посуду, но и кирпич, черепицу, декоративную плитку, а также другие стройматериалы, которые делались из обожженной глины.

Главным поделочным и строительным материалом на Руси всегда было дерево. Плотники («древоделы») на Руси всегда были уважаемы. В.В. Седов писал: «Весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что во сточные славя не во второй половине I тысячелетия н.э. были знакомы со многими видами обработки дерева».

Из дерева строили все – жилища, хозяйственные сооружения, общественные постройки, укрепления и т. д. Из дерева строили и храмы ведическим богам. Кстати, способы построения этих храмов и опыт были впоследствии перенесены на христианские церкви. Историки русской архитектуры в книге «История русской архитектуры» пишут так: «В основе построения славянского языческого храма лежала, как можно предположить, клеть, иногда башнеобразной формы. Можно также предположить, что наиболее крупные языческие храмы состояли из нескольких деревянных срубов, соединенных между собой, и что под их влиянием строились первые деревянные соборы, подобные Софии новгородской 989 года, тринадцатиглавой, как о том говорит летопись, то есть, вероятно, тринадцатисрубной».

Строительство зданий и храмов из камня в то время только начинало развиваться. В последующие века появились подлинные архитектурные шедевры из камня. Академик Б.А. Рыбаков в книге «Культура Древней Руси» пишет так: «Будучи подготовленными еще за языческий период к строительству крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями».

Русские ювелиры были одними из лучших в Европе. Ювелирные мастера уже в то время владели техникой золотого, серебряного и бронзового литья по восковым моделям, а также в каменных формах. Они применяли штамповку на матрицах, ковку и чеканку, а также пайку, золочение, чернь и т. п. Мастера-ювелиры того времени знали секрет изготовления разных эмалей. До середины Х века мастера применяли технологию «выемочной эмали». При этом эмалью заполнялись специально сделанные выемки на ювелирных изделиях. Впоследствии стала применяться более сложная технология нанесения эмали на ювелирное изделие. Эта технология называлась перегородочной. Суть ее состояла в том, что вначале на глад кую поверхность изделия напаивали тонкие перегородки. Между этими перегородками наносили многоцветную эмаль (финифть). Широко использовалась ювелирами технология изготовления изделий в технике черни. На пластинки напаивали золотые или серебряные шарики-зерна. Применялась также технология филиграни или скани. Суть ее состоит в применении скрученной золотой или серебряной проволоки.

Со времени походов Батыя Русская земля оказалась под властью татаро-монголов. Русские князья стали вассалами монгольских императоров и золотоордынских ханов. Чтобы остаться на своих княжениях, они должны были явиться в Орду и получить из рук хана ярлык (пожалование) на княжение.

Первым из русских князей на поклон в Орду пошел Ярослав Всеволодович, который после гибели в бою с татарами брата Юрия (1238) стал великим князем Владимирским. Вслед за Ярославом в Орду направились другие князья Северо-восточной Руси. Некоторые из русских князей не желали повиноваться монголам. Наиболее решительными противниками монгольской власти оказались южные князья - Даниил Га лицкий и Михаил Черниговский, владения которых менее пострадали от татарского нашествия. Даниил Галицкий, борясь за самостоятельность, пробовал опереться на главу католической церкви папу Иннокентия IV. Однако новое движение татар на запад заставило южнорусских князей явиться в ставку хана. Михаил Черниговский при этом был убит в Орде. На северо-востоке враждебную позицию в отношении монголов занимали Андрей Ярославич, посаженный в 1249 г. на великое княжение, и тверской князь Ярослав Ярославич. Борьба этих князей также не увенчалась успехом. Андрей Ярославич принужден был спасаться от татар бегством в Швецию, тверской князь укрылся в Ладоге.

После Андрея Ярославича великим князем Владимирским стал прославленный в истории князь Александр Яро­славич (Невский). Новый глава союза русских князей взял курс на мирные отношения с монголо-татарами. В тех условиях это была единственно правильная политика. Монголы были слишком сильны, Русь же - раздроблена и обескров лена.

Только таким путем можно было объединить усилия русских князей в борьбе против выступавших с запада немецких рыцарей, а затем, накопив силы, сбросить татаро-монгольское иго.

Русские князья, как вассалы ханов, обязаны были по их зову являться к ним со своими вооруженными отрядами и принимать участие в татарских походах. При поездке в Сарай русские князья привозили хану и окружавшим его вельможам богатые подарки. На Русскую землю была наложена тяжелая дань, летописец называет ее неминучей данью, так как уйти от ее уплаты было невозможно. В целях максимального сбора дани монголы производили в подчиненных им землях переписи населения. На Руси первая такая перепись была произведена в 1257 г. За единицу обложения был взят дом или семейство.

В течение 1257 — 1259 гг. монголы, несмотря на упорное сопротивление новгородцев, распространили дань на Новгородско-Псковскую землю, а также на Юго-Западную Русь.

Для поддержания своей власти и сбора дани монголы создали на Руси баскаческую военно-политическую организацию. Но русским княжеским центрам монголы посадили своих воевод-баскаков. Во Владимире сидел старший баскак, которому подчинялись все остальные. Баскаки имели свое управление. В их распоряжении находились специальные военные отряды, командный состав которых состоял из завоевателей, рядовой - в основном из набранного насильно местного населения. Баскаки следили за взиманием дани, выполнением повинностей, осуществляли контроль за деятельностью князей. В случае каких-либо затруднений при сборе дани баскаки охотно пускали в ход вооруженную силу.

Помимо дани, взимаемой с дома или семейства, с земель, с плуга, существовали также различные пошлины (с ловли зверя, рыбы, с пчелиных ульев). С торговли взималась определенная пошлина, так называемая тамга. Сбор дани и пошлин производили специальные чиновники-данщики, поил ужники, таможники. При переезде татарских чиновников население обязано было содержать их и давать им подводы. При баскаках установилась подводная повинность, были образованы специальные почтовые станции, так называемые «ямы», население обязано было давать лошадей и ямщиков для перевозки татарских чиновников.

Сбор дани производился исключительно жестоко, неимущие обращались в рабство. Тяжесть дани усугублялась еще тем, что она, как правило, отдавалась ханами на откуп жадным мусульманам откупщикам. Дань не бралась только с духовенства. Оно было освобождено от всякой дани и от каких-либо повинностей. Татары пытались использовать церковь в своих целях для слепого подчинения местного населения верховной ханской власти. Однако в этом отношении они достигли очень немногого. Наоборот, в ряде литературных произведений и проповедях того времени, сохранившихся до наших дней, проводилась мысль об объединении Русской земли для борьбы с врагом.

Владычество монгол, державшееся на терроре и насилии, вызывало решительный протест со стороны русского народа. Уже с середины XIII в. начали вспыхивать восстания в Новгороде, Ростове, Суздале, Ярославле. Волна народных антитатарских выступлений, захлестнувшая всю вторую половину XIII в., еще более усилилась в начале XIV в. Восстания эти были потоплены в крови, но они не пропали даром. В конце XIII в. золотоордынские ханы вынуждены были передать сбор дани из рук данщиков-откупщиков - в руки самих русских князей. В начале XIV в. татары пошли на ликвидацию системы баскачества.

Дани, повинности и открытый террор не исчерпали всей тяготы монгольской власти на Руси. Другой, не менее пагубной стороной ее было стремление ханов помешать политической консолидации русских земель. Пользуясь правом назначения на владимирский великокняжеский престол, татары разжигали среди русских князей междоусобицы. Они бдительно наблюдали, как бы тот или иной русский князь не усилился настолько, чтобы смог подчинить себе другие русские земли. В таком случае они старались передать великое княжение и связанные с ним материальные и политические выгоды другому князю. Противопоставить усилившемуся князю других князей и ослабить их во взаимной борьбе - именно так поступали татары, когда они разжигали вражду между князьями тверскими и ростовскими, а затем тверскими и московскими. Правилом татарских политиков был старый лозунг римских рабовладельцев: «Разделяй и властвуй».

Нашествие татаро-монголов и их власть оказали глубоко отрицательное влияние на развитие Руси. В борьбе с татарами погибли многие тысячи русских людей. Татарское нашествие и иго подорвали производительные силы русского народа. Многие города и села были сожжены и разграблены, в татарский «полон» угнаны тысячи и тысячи людей. Политика татар, направленная на разжигание междоусобиц, тормозила процесс политического объединения Русской земли. Огромный урон понесла русская культура. Монголы, оставшиеся в основном кочевниками-ското­водами, стояли на значительно более низком культурном уровне, чем русское население, и тормозили развитие Руси. Татаро-монгольское иго послужило причиной отставания Руси от Западной Европы, спасенной русским народом от нашествия.

Почти одновременно с монгольским нашествием с северо-запада русским землям стал угрожать другой страшный враг - немецкие рыцари. Первоначально их удар был направлен на прибалтийские племена.

Прибалтика была заселена различными племенами: эстамп, ливами, летгалами, курами, литвой, жмудью, пруссами и другими, которые ко времени появления в их землях немцев вышли из состояния родового строя и вступили в период феодализма. У них уже существовала частная собственность на землю, на базе которой выделялась знать. Знать имела земельные владения, замки, окружила себя дружинами. Занимались эти племена земледелием, скотоводством, бортничеством, охотой. Из ремесел были развиты древодельное, кожевенное, гончарное, железоделательное и др.

Прибалтийские племена с XI в. имели оживленные сношения с русскими землями. Еще в 1030 г. Ярослав Мудрый основал в земле эстов город Юрьев (Тарту). Русские купцы из Новгорода, Полоцка вели торговлю по Западной Двине не только с эстами, ливами и летгалами, но и с островом Готландом.

Отдельные племена платили Полоцку дань; Полоцк защищал их от нападений шведов, немцев и датчан. Добрососедские отношения между ними нарушались редко.

В конце XII в. Восточная Прибалтика стала объектом немецкой экспансии. К этому времени немецкие феодалы и купцы в своем продвижении на восток дошли до Вислы, но, натолкнувшись на сопротивление Польши и славянского племени пруссов, решили начать действовать со стороны Западной Двины.

Проникновение немцев в Прибалтику началось с миссионерской деятельности. В 1180-х годах к прибалтийскому племени ливов (отсюда пошло название Ливония) прибыли немецкие миссионеры (проповедники). Свою деятельность они вели под руководством бременского архиепископа. Когда ливы оказали сопротивление введению новой религии, несшей им порабощение, архиепископ просил папу о том, чтобы против прибалтийских народов был организован крестовый поход. С благословения папы из разбитых в Малой Азии крестоносцев в 1198 г. были организованы воинские силы, которые высадились в устье Западной Двины. Это вызвало восстание ливов (1198), причем во время восстания был убит немецкий епископ Бертольд. Новым епископом был назначен Альберт, «паршивый бременский каноник», по выражению Маркса. Альберт благословлял разбойную деятельность немецких рыцарей в Прибалтийской земле и при помощи рыцарей производил насильственное крещение. В устье Двины в 1201 г. крестоносцы построили крепость - Ригу, где Альберт устроил свою резиденцию. С целью создания вооруженной силы Альберт в 1202 г. учредил из прибывших захватчиков военно-монашеский орден, который из-за изображения креста и меча на рыцарской одежде стал называться Орденом меченосцев.

В 1207 г. германский император «пожаловал» Ордену меченосцев еще непокоренные земли в Прибалтике. Это развязывало руки для дальнейших действий «божьих рыцарей».

Разбойничьей деятельности меченосцев всячески содействовал римский папа Иннокентий III, который объявил всех сопротивляющихся язычников вне закона. Фактически католическое духовенство возглавляло разбойные походы немецкий рыцарей. В XIII в. немецкие рыцари захватили по нижнему течению Западной Двины крепости Кукенойс и Герцике, принадлежавшие Полоцкому княжеству, и в 1209 г. овладели нижним течением Западной Двины.

Рыцари организовали систематические облавы на местное население, захватывали молодежь, истребляли и грабили местное население.

Затем рыцари вторглись в пределы племени эстов.

Пока меченосцы захватывали земли ливов и эстов, южнее начала действовать другая организация немецких рыцарей - Тевтонский орден.

Тевтонский орден рыцарей был основан в Иерусалиме во времена крестовых походов. Он состоял преимущественно из германских рыцарей. Эти рыцари носили белый плащ с черным крестом на левом плече.

В начале XIII в. (1226) рыцари Тевтонского ордена были приглашены польским князем Конрадом Мазовецким, который передал тевтонам земли на севере Польши. В 1238 г. глава Ордена (гроссмейстер) Зальца получил от германского императора Фридриха II полномочие завоевать прусскую землю силами Ордена. Вновь завоеванные земли предоставлялись Ордену без обязательства какой-либо службы или повинности.

Захватывая земли плохо вооруженных пруссов, тевтонские рыцари заставляли жителей строить замки, укрепления, нести всевозможные барщинные работы. Пруссы оказывали отчаянное сопротивление завоевателям, но в ходе борьбы они были почти целиком уничтожены. К концу 30-х годов XIII в. владения Тевтонского ордена уже соприкасались с владениями рыцарей-меченосцев.