Конспект развивающего занятия на тему «Дикие животные. Конспект занятия в средней группе на тему: Дикие животные осенью

Конспект НОД по формированию целостной картины мира "Дикие животные» в соответствии с ФГОС в средней группе.

данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и занятий о диких животных с детьми средней группы.
Цель
– Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. Учить рисовать ежика вилкой, развивать творческие навыки.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении называть детенышей животных, в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями.
Развивающие: Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.
Оборудование:
картинки с изображением животных леса, их детенышей, пищи, которую употребляют животные; листы бумаги с силуэтами ёжика, гуашь черная, салфетки, маски диких и домашних животных, запись музыки во время творческой деятельности и подвижной игры «Где, чей дом». Лэпбук по теме: »Дикие животные».
Содержание НОД
1. Организационный момент
Воспитатель.
(Дети стоят в кругу и выполняют упражнение)
Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх (хлопают по щечкам)
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок (причмокивают).
Здравствуйте глазки – ок, ок, ок (моргают)
Здравствуй мои носик – пип, пип, пип (трогают пальчиком кончик носа).
Здравствуйте, гости – ПРИВЕТ (щироко разводят руки).
Беседа.

Воспитатель. Какое время года сейчас? Какой месяц? На улице холодно или тепло? Давайте вспомним, какие изменения происходят весной?
Дети: Весной прилетают птицы,просыпаются животные, появляется травка, первоцветы и т.д. Весной появляются первые цветы-подснежники. Звери в лесу просыпаются. Просыпаются медведи, барсуки, ежи. У многих животных появляются детеныши. Сегодня ребята мы с вами поговорим о животных. Но сначала отгадайте загадки и тогда узнаете, о каких животных мы будем сегодня говорить.
Показ презентации «Дикие животные». Показ сопровождается загадыванием загадок о диких животных, дети их отгадывают. Краткий рассказ о каждом животном.

1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

3. Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.
(Суслик)

4.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)

5. Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена?
(Львица)

6. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)

7. Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)

8. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

10. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

17. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. А скажите, пожалуйста, где живут эти животные? (В лесу, в природе). А кто кормит этих животных? (Сами себе находят корм, добывают его).
- Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают
корм, строят жилища, заботятся о детенышах.(Дикие животные).
- Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, шишками,
орешками, другими животными). Ребята а еще каких животных вы знаете?(домашних).Назовите их. Почему их называют домашними?
3. Игра «Найди маме её детёнышей»
Воспитатель показывает картинки с изображением детёнышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно.
Лиса – лисята.
Волчица – волчата.
Зайчиха – зайчата.
Медведица – медвежата.
Ежиха – ежата.
Бельчиха – бельчата.
Лосиха – лосята
4. Игра «Звери шли на водопой»
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
За мамой – лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой – зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)
6. Игра «Где, чей дом?»
Дети надевают маски диких и домашних животных.
Воспитатель. Дети, вам нужно перевоплотиться в диких и домашних животных и изобразить их пока играет мелодия. Как только мелодия перестанет звучать, вам нужно найти свои дома. Домашние животные должны занять своё место у домика, а дикие животные возле ёлочки.
Воспитатель . Дети, а где живут ежи? Чем питаются? Зачем им иголки?
Ответы детей. Живут ежи в лесу. У них под ёлкой норка. Иголки для защиты и ношения пищи. Питаются грибами, яблочками, травкой. Зимой ежи спят в норке.
Воспитатель. Правильно. Ёжика знают все. Его можно встретить и в лесу, и в огороде. У него острая мордочка, маленькие чёрные глазки, широкие уши. Ёжик покрыт иголками. Так он спасается от врагов.
Сценка «Встреча зайца с ежом»
Заяц. (Егор М) Что ж ты, ёж, такой колючий?
Ёж. (Коля П) Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Воспитатель. Кто бы так мог спросить ежа ещё, как вы думаете?
(Другие дети меняются ролями)
Белочка. (Лера) Что ж, ты, ёж, такой колючий?
Ёж. (Павлик Я) Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи! Б. Заходер
8. (В группу прискакал зайчик (мальчик из старшей группы). В «лапке» у него посылка от ёжика и письмо.)
Зайчик. Здравствуйте ребята. Я, лесной почтальон. Прискакал я к вам с посылкой и с письмом от ёжика. Вот получите.
Воспитатель . Спасибо зайчик за посылку и письмо. Вот тебе морковка. Сядь, отдохни и погрейся, посмотри, как у нас интересно.
Воспитатель. Дети давайте посмотрим, что же написал нам ёжик? Посылку мы посмотрим позже. (Открывает конверт и читает письмо). Здравствуйте ребята! У меня к вам просьба. В моей норке темно и мрачно. Помогите мне, ребята сделать норку веселей. Очень хочу над своей кроваткой повесить свой портрет, но рисовать я себя не умею, да и красок у меня нет. Посылаю вам подарок, надеюсь он вам очень понравится.
Воспитатель. Подарок мы посмотрим позже, а сейчас давайте нарисуем ёжику портреты и отправим их в посылке с зайчиком.
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением ёжика.
Прежде чем приступить к работе давайте разомнем руки.
9. Разминка с шишками(дети катают шишки между ладошками и читают стих.).
Пальчиковая игра «Ежик»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет -
Ручки к школе нам готовит.
Воспитатель.
- А теперь дети пройдём в нашу творческую мастерскую и приступим к рисованию портрета ежа.
Воспитатель: А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок.. Наши вилки помогут иголкам "вырасти". Нарисуем на спине ежика много иголок.(Показываю способ рисования.)
Теперь посмотрите, я покажу вам, как рисовать иголочки у ёжика. Возьмем вилку и опустим ее в краску, а теперь придавим ее к листу бумаги, посмотрите, что у меня получилось.
Теперь вы возьмите в руку вилку и приступайте к работе. И у вас тоже получится вот такой замечательный ёжик.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
Во время творческой деятельности детей звучит приятная, спокойная музыка.
Итог занятия
Выполненные работы дети выставляют на мольберт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые портреты ежей у нас получились.Молодцы, вы очень постарались. А теперь вам наверно очень хочется посмотреть что в посылке? Открывают посылку, а в ней лэпбук -тематическая папка »В мире животных» .Лепбук мы возьмем, а в посылку положим портреты ежика и отошлем ему с зайкой.
11. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Кто прислал вам посылку?
- Что в посылке вы отправили ёжику и зачем?
- Что вам понравилось больше всего?

Открытое занятие в средней группе на тему: «Дикие животные осенью в лесу»

Цель: Обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов, обогащение словарного запаса на тему.
Обучающие задачи:
Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).

Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережно относиться к животным.

Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, д/и «Назовите детенышей животных», д/и «Кто где живет?».

Материал:
Герой, сюрпризный момент, плакат леса, иллюстрации с изображением диких животных, предметные картинки, разрезные картинки.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, что вы умеете и чему уже научились. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями, которые пришли на открытое занятие)

Звучит Пых-Пых! (пом.воспитателя включает звуки ежика)
Воспитатель: Ой, что я слышу? Кто это?
В корзине лежит ёжик.


Дети: Ёжик!
Воспитатель: Что случилось, Ёжик?
Подносит к уху и слушает, что скажет ёжик
Воспитатель: Ёжик говорит, что делал запасы на зиму, шел, шел и заблудился. Поможем Ёжика вернуть домой?
Дети: Да!

2. Беседа.

Воспитатель : Ребята, скажите, а где Ёжик живёт, кто знает?
Дети : он живет в лесу, в норе.
Воспитатель: Тогда встаньте вокруг меня. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
1,2,3,4,5 – в лес идем ежа спасать! (Звучат звуки леса, шелест листьев), воспитатель разворачивает доску с декорациями леса.


Вот мы с вами и в лесу


3. Дидактическая игра. Угадай по описанию.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Давайте подойдем к мольберту, на котором есть картинки (висят оборотной стороной). Я сейчас буду называть вам слова, а вы подумайте, к какому животному они относятся?


-злой, голодный, серый (волк)
-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)
-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)
- маленький, колючий (ёжик)
(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)



Ребята, посмотрите, сколько мы много животных назвали


А как называют животных, которые живут в лесу?
Ребенок : Животных, которые живут в лесу, называют дикими.
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами заботятся о своих детенышах.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Садитесь на коврик


4. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Воспитатель
: У каждого животного есть свой домик. И я хочу узнать, знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?
Ответы детей:
Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове, белка живет в дупле. Ёжик живет в норе. А заяц прячется под кустами.
У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили животным, кто, где живет. А теперь Ёжик пусть идёт в свою нору.
Молодцы, ребята, мы нашли дом ежика и отпускаем его к себе. До свидания, Ёжик!
А теперь мы назовем детенышей животных (дети встают врассыпную напротив воспитателя и выполняют разминку для пальчиков со словами)
5. Пальчиковая гимнастика
Это зайчонок,
Это бельчонок,
Это лисенок,
Это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок



6. Дидактическая игра «Кто что любит?»
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, чем питаются дикие животные. У нас на доске изображены животные, а на столе у меня картинки, чем питаются они.
Картинки: малина, мед, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава.
Воспитатель: Подходим по-одному и прикрепляем нужную картинку к животному:




Заяц любит морковку, капусту.
Белка ест орешки, грибы.
Ежик любит грибы, яблоки.
Медведь любит мед, ягоды.
А сейчас мы покажем, как звери делают зарядку (дети встают врассыпную напротив воспитателя и выполняют движения со словами)
7. Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой (Дети идут спокойно друг за другом)
Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают
движения языком)



8. А теперь загадайте мне животное:
Дети загадывают животное и описывают его, воспитатель старается отгадать.
Она маленькая, у нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи (белка)
Он большой, неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, любит мед, ягоды (медведь)
Он маленький и колючий. Зимой спит в норке, любит грибы, яблоки (Ёж)
Молодцы, ребята!Вы со всеми заданиями справились отлично!
9. Воспитатель благодарит детей за помощь и дарит подарки-раскраски с изображением лесных животных.
А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова...


...1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять!
По окончании занятия детей на столах ждут раскраски диких животных и карандаши. Они с удовольствием садятся раскрашивать их!


Вот такие чудесные коллажи у нас получились

Ольга Сидорова
Конспект занятия «Дикие животные»

Тема : Дикие животные .

Цель : обогащать представление детей о животных . Отмечать характерные признаки представлений диких животных . Уточнить, что каждому животному необходимо жилище , пища, тепло и т. д. Развивать у детей интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

Ребята, помните, как мы ходили в лес к ежику в гости. Хорошо осенью в лесу. Красиво, тихо, кажется - в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это :

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?. (Лиса.)

2. На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

3. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь - лесной (Медведь.)

4. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (Заяц.)

5. На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это? (Белка.)

6. Шубка-иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?. (Еж.)

Молодцы, ребята, про всех загадки отгадали.

Ребята, а кто знает, как можно назвать всех одним словом? (Животные .) У всех животных четыре лапы , хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А где живут эти животные ? (В лесу.)

Эти животные живут в лесу , далеко от человека. Их называют «дикие животные » . (Хоровое повторение.)

(Воспитатель на стенде прикрепляет деревья в лесу, дети расселяют животных в лесу , повторяя, что это «дикие животные » . Дети с воспитателем рассматривают животных .)

Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга?

(Ответы детей : у них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши и т. д. все звери живые).

Ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы

догадались, где заяц? (Уши длинные) .

А как вы догадались, что это лиса? (Хвост пушистый) .

А как вы догадались, что это медведь? (Он большой, неуклюжий) .

Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия : у лося-рога, у ежика-иголочки, у белки-кисточки на ушах. Давайте расставим зверей по размеру. Сначала - самые большие животные , потом поменьше и самые маленькие.

(Дети с помощью воспитателя расставляют животных по порядку ).

Ребята у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой? (Есть) .

А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома , где они живут? (Разные ответы) .

У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно :

Медведь - в берлоге

Лиса - в норке

Ежик – в норке

Белка – в дупле и т. д.

А теперь представьте себе, что вы вовсе не дети, а разные животные . Придумайте, кто каким животным хочет быть . (Дети входят образ. Имитируют повадки разных животных . Воспитатель старается отгадать, кто кого изображает. Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений.)

А теперь представьте, что вы опять просто дети, зашли в дремучий лес и повстречали там медведя.

Игра «У медведя во бору.»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

Зайка спит под кустом,

Белка спит в дупле своем.

А ребятки сладко

Спят в своих кроватках.

(Сначала поработаем с правой ручкой, потом – левой. Сгибаем большой пальчик и прижимаем его к ладошке – это у нас «подушка» .)

Этот пальчик – зайчик.

(Загибаем указательный пальчик и кладем, как на подушку, на большой пальчик, прижатый к ладошке. Первое время малыш повторяет действия за взрослым. Взрослый помогает ему правильно сгибать пальчики.)

Этот пальчик- мальчик.

(Загибаем средний пальчик, кладем на большой пальчик.)

Этот пальчик-белочка.

(Загибаем безымянный пальчик.)

Этот пальчик-девочка.

(Загибаем мизинчик, Получится кулачок с большим пальчиком внутри.)

Все спят! Тс-с-с-с!

(Не разгибая кулачок, поджимаем его к губам : тс-с-с-с)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дикие животные» конспект НОД для средней группы по теме: «Дикие животные» Программное содержание: Цель: закреплять и расширять знания детей о диких животных,.

Актуальность темы:Обеспечение разностороннего развития ребенка,формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,развитие.

Лепбук "Дикие животные" Лепбук содержит: 1. Игра "Отгадай чьи следы" 2. Игра "Чем питается животное" 3. Разрезные картинки Животных 4.

В очередной раз зайдя на мой любимый портал МААМ, увидела публикацию Лепбук (тематическая папка).Идея мне очень понравилась:это удобно, функционально,.

В этом году в нашей группе появились макеты: "Домашние и дикие животные". Макеты изготовлены из картонных коробок,на них нарисованы лес.

Цель: закреплять знания детей о диких животных. Задачи: -воспитывать интерес к живой природе, чувство сопереживания, желание помочь; -формировать.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовате льная область: « Речевое развитие »

Раздел: « Развитие речи »

Тема: « Клуб знатоков леса. Дикие животные »

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнила: учитель-логопед

МБДОУ № 4 с.Серафимовский

Мистрюкова Елена Александровна

Образование - высшее,БГПУ,30.12.03

Стаж общий -20 лет

Цель: повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-Связная речь: Активизация словаря по теме,совершенствование последовательного воспроизведения словесного материала,развитие умения придумывания сказки о животных по аналогии со сказкой К.Д.Ушинского «Бишка »

- Формирование словаря: Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый – сильный, хищный – травоядный),развитие навыков словоизменения и словообразования.

-Грамматический строй речи: Развивать у детей умения правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже, упражнять в согласовании существительных с числительными и упражнять в правильном употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Развивающие задачи: Развивать знания у детей о жизни и повадках диких животных, развитие наглядно-образного мышления, слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук, навыков самоконтроля.

Воспитывающие задачи: Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края, развивать чувство товарищества, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное и познавательное развитие, физическое развитие.

Демонстрационный материал: Предметные и сюжетные картинки диких животных, цифры 1, 2 , 3,фишки.

Раздаточный материал: Конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка по данной теме (медведь, заяц, белка, лиса, волк, ёж),бумажные медали для каждого ребёнка.

Словарная работа: Ежиная семья, беличья семья,лисья семья, волчья семья.

Предварительная работа: Беседа о диких животных наших лесов, рассматривание иллюстраций, фотографий из жизни животных, чтение стихов.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте.

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Хорошее, радостное, веселое.

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, улыбнёмся друг другу, повернитесь и гостям улыбнитесь.

Ребята, а скажите кто живёт в лесу?

Дикие животные. Почему их называют дикими?

Дети: Они сами строят себе жилища, сами добывают пищу и сами заботятся о детёнышах.

Вот с ними мы сегодня поближе познакомимся.Сейчас тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

Обращаю внимание на осанку.

Сядьте правильно,

Ноги поставьте вместе,

Спинку выпрямите.

Основная часть:

Воспитатель: Давайте с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные »

Дикие животные есть у нас в лесу:

Здесь мы можем встретить зайца и лису,

Белку и медведя,

Волка, кабана-

Прячет всех надёжно лесная тишина.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто это?»

Он трусливый, длинноухий, серый. Кто это?

Выставляется картинка зайца.

Посмотрите, это заяц.У него передние лапы короткие, а задние длинные.

А вы знаете, почему?Потому что они помогают ему быстро бегать и прыгать,

а ещё у зайца длинные уши и за это мы можем назвать его –длинноухим,а если у него быстрые ноги, то он какой?

Дети: Быстроногий.

Воспитатель:Он живёт в норе, а зимой роет норы под снегом.

Какого цвета у него шубка летом, а зимой?

Он лопочет.

Детёныши у него зайчата.

Воспитатель: О ком я говорю? Он злой, голодный, серый.

Выставляется картинка волка. Описание внешнего вида, подбор признаков и действий.Как он голос подаёт?

Дети:Воет.

Воспитатель: Как называется жилище волка?

Дети:Волчье логово

Воспитатель:Чем питается? Как вы думаете, он хищник?Как вы думаете,почему его называют санитаром леса?Потому что он поедает слабых и больных животных.

Кто детёныши у волка?

Дети: Волчата

Воспитатель: Хитрая, рыжая, хищная. Кто это?

Выставляется картинка лисы. Описание внешнего вида.

Как называется жилище у лисы? Где она живёт?

Дети:Лиса живёт в норе. Она может занимать чужие норы, особенно норы аккуратных барсуков.

Лиса тявкает.

А чем она питается? Она ест мышей,змей,лягушек,ящериц,любит фрукты рыбу. Как вы считаете, она хищница?

Кто детёныши?

Дети:У лисы рождаются лисята.

Воспитатель: Большой, бурый, неуклюжий. Кто это?

Выставляется картинка медведя. Описание внешнего вида.

Где живёт медведь?

Дети:Медведь живёт в берлоге.

Воспитатель: На зиму вход в берлогу он засыпает землёй и закрывает сухими ветками.

Дети: Медведь ревёт.

Воспитатель: Кто рождается у медведицы?

Дети:У медведицы рождаются медвежата.

Воспитатель:Рыжая, маленькая, быстрая. Кто это?

Выставляется картинка белки. Описание внешнего вида: у неё шубка зимой серая, а летом рыжая. На ушах есть кисточки. На зиму белки делают себе запасы на деревьях, вешают на ветки,грибы, ягоды, орехи.

Как называется дом белки?Где она живёт?

Дети:Белка живёт в дупле.

Воспитатель:Кто рождаются у белки?

Дети:У белки рождаются бельчата.

Воспитатель:Маленький, шустрый, колючий. Кто это?

Выставляется картинка ежа. Описание внешнего вида

Воспитатель: Где живёт ёж?

Дети:Ёж живёт в норе.

Дети: Ёж фыркает.

Воспитатель:Кто рождается у ежихи?

Дети: У ежихи рождаются ежата.

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Ежи едят мышей,змей,насекомых,фрукты.

Воспитатель:Шерсть покрыта жиром, чтобы не мокнуть под водой, строит хатки. Кто это?

Дети: Бобр.

Выставляется картинка бобра. описание внешнего вида: они плавают в речке, из веток деревьев строят плотину. Хвост служит опорой.

Воспитатель:Где живут бобры?

Дети:Бобры живут в хатках.

Воспитатель: Как называются детёныши у бобров?

Дети:Они называются бобрята.

Воспитатель: Ребята, скажите, а ещё каких животных мы можем встретить в лесу?

Дети: Мы можем встретить рысь, оленя, кабана, лося.

Воспитатель:А вы знаете, что самку оленя называют оленуха. Кто детёныши у оленухи?

Дети: У оленухи рождаются оленята.

Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру «Один-много «

Волк- много волков,лиса- много лис,ёж- много ежей и т.д.

Воспитатель:Мы с вами живём в семье и у животных тоже есть семья. Послушайте, я вас познакомлю с семьями животных.

Это семья ежей – ежиная семья. Папа –ёж, мама-ежиха, дети-ежата.

Это семья лис, значит это чья семья?

Дети: это лисья семья и т.д.

Физкультминутка. “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

Игра с мячом «Скажи наоборот »

Лось большой, а заяц… .(маленький)

Белка слабая, а волк… (сильный)

У волка хвост длинный,а у медведя … (короткий)

Лиса хищное животное, заяц …(травоядное)

- Ёж травоядный, а волк… (хищный) и т.д.

Воспитатель:Садитесь на свои места.

Сядьте правильно,

Ноги поставьте вместе,

Спинку выпрямите.

Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру.Она называется «1-3-5 »

Я буду показывать цифры, а вы считайте животных.

Один волк, три волка, пять волков. Один ёж, три ежа, пять ежей и т.д.

Воспитатель:Ребята,сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто самый умный? «

Придумайте своим командам название. За правильный ответ на вопрос я буду давать фишки. У какой команды в конце викторины их окажется больше, та команда и победила. Ответы принимаются только при поднятой руке. При выкрикивании с места, право ответа переходит к другой команде, а ответ не засчитывается. Когда я задам вопрос, тот, кто первый поднимет руку, начнет отвечать. Ну что, готовы? Тогда начнем.

2.Как называется жилище медведя?

3.У каких животных есть кисточки на ушах?

4.Как называется жилище волка?

5.Кто мама у волчонка?

8.Где живут бобры?

9.Кто зимой серый, а летом рыжий?

10.Кто детёныш у белки?

11.Чей хвост у лисы?

12.У какого животного задние лапы длиннее передних?

13.Чей хвост у белки?

14.Кто мама у оленёнка?

Подсчитывается количество баллов,называется победитель этой игры.

Развитие связной речи.

Воспитатель:Я вам расскажу сказку:

Однажды Маша гуляла в лесу, подошла она к логову волка и говорит ему:

А ну-ка, волк, прочти, что в книжке написано.Понюхал волк книжку, и прочь пошёл.

Не моё,- говорит,- дело книжки читать. Моё дело в логове жить,по ночам на луну выть, на охоту ходить, за волчатами смотреть, -будет с меня и этого.

Беседа по содержанию сказки:

О чём попросила Маша волка?

Что сделал волк?

Какие же дела есть у волка?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод: Каждый должен заниматься своим делом, которое он умеет хорошо делать.

Воспитатель:Приступаем к последнему заданию. У вас на столах есть конвертики с заданием,откройте их. Вам нужно собрать картинку и про того, кто у вас получиться придумать такую же сказку.

Дети собирают картинки и по анологии с предложенной сказкой придумывают сказку про своего персонажа.

Итог. Про кого мы сегодня беседовали? Что нового узнали?Все сегодня были молодцы. Я могу вас назвать настоящими знатоками леса. Каждому вручается медаль « Знаток леса »Спасибо. До свидания.

Список использованной литературы

1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет, 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Игры в логопедической работе с детьми Ред. – сост. В.И. Селиверстов-М.: Просвещение, 1987 г.

3.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

Задачи:

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни.
Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных, лексическая работа: «повадки».
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы:
Д. Зуев: «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»;
Г. Скребицкий: «Белка», «Заяц», «Ёж»;
И. Соколов – Микитов: «Медвежья семья», «Лоси»;
А.Клыков: «Лисица».
2. Рассматривание иллюстраций.

Материал:

Иллюстрации с изображением животных, медальоны для команд – участников, медали «Друг природы» для награждения.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана, сочинить девиз. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше баллов. Для подсчета баллов нужно выбрать жюри.

(После проведения конкурсов воспитатель оценивает результаты команд, присваивая баллы. После всех конкурсов у команд должно быть одинаковое число баллов).

1 конкурс: «Приветствие команд»

1 команда:

«Мы - ребята – малыши,
Любим животных от души».

2 команда:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Любим всех зверей подряд».

2 конкурс: «Загадки о животных»

(Загадки загадываются командам по очереди).

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
/Ёж/

Под соснами, под елками
лежит мешок с иголками.
/Ёж/

По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.
/Белка/

А кто в дупле
Живет в тепле?
/Белка/

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге.
/Медведь/

Зимой спит,
Летом–ульи ворошит.
/Медведь/

Кто осенью холодной
Ходит злой, голодный.
/Волк/

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
/Лиса/

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
/Лось/

По полю скачет, ушки прячет
Встанет столбом,
Ушки торчком.
/Заяц/

3 конкурс: «Угадай, чей хвост?» /показ иллюстраций/

у лисы – лисий; у зайца – заячий;
у волка – волчий; у медведя – медвежий;
у белки – беличий; у лося – лосиный;
у кабана – кабаний; у оленя – олений.

4 конкурс: «Конкурс эмпатии» /изображение разных животных/

По походке - лиса, волк, медведь, заяц;
По рогам - лось, олень;
По прыжкам – белка, заяц;
По звукоподражанию – кабан, волк, медведь.

5 конкурс: «Назови признаки животных» /Какой? Какая?/

лиса – /хитрая, рыжая, пушистая/;
заяц –/трусливый, длинноухий/;
медведь -/бурый, косолапый, неуклюжий/;
белка - /проворная, быстрая/;
волк - /злой, серый, зубастый, страшный/;
лось - /рогатый, сильный/.

Физкультурная минутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)

Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно)

6 конкурс: «Кому что дадим?»

Мясо - /волку/;
Мед - /медведю/;
Морковку - /зайцу/;
Орехи - /белке/;
Яблоко - /зайцу/;
Траву - /лосю/;

7 конкурс: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

«Лисичка-сестричка и серый волк»;
«Рукавичка»;
«Заяц - хваста»;
«Ёж и заяц»;
«Два жадных медвежонка»;
«Теремок» и др.

8 конкурс: «Назови маму»

Медвежонок - /у медведицы/;
лисенок - /у лисицы/;
Зайчонок - /у зайчихи/;
ежонок - /у ежихи/;
Волчонок - /у волчицы/;
лосенок - /у лосихи/;

9 конкурс: «Конкурс капитанов» /ответы на вопросы/

1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?
2. Как человек заботится о диких животных?
3. Какую пользу приносят дикие животные?
4. Какие повадки диких животных вы знаете?
5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.
6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.

Воспитатель:

Ребята, закончился наш КВН. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Игра закончилась в ничью, победила дружба. Спасибо всем за участие. Все участники награждаются медалями «Друг природы».