Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы. Чеченские клинки

Кинжалы как один из видов холодного оружия были известны человечеству с античных времён. Часто их применяли как дополнительное оружие или инструмент в хозяйственной деятельности. Это был ещё и последний довод в политической борьбе в Европе эпохи Возрождения или на Востоке, где правители менялись как перчатки вследствие тайных убийств и дворцовых переворотов. На Кавказе это был обязательный атрибут для мужчин: напоминание об ответственности за свои слова и поступки и необходимости защитить честь рода даже ценой собственной жизни.

Первые упоминания в истории

Кавказский кинжал и время появления его является предметом споров у многих исследователей. Археологические находки подтверждают тот факт, что кинжалы присутствовали в жизни народов Кавказа ещё в бронзовом веке. Один из наиболее ярких примеров - находки из 10-метрового кургана (имеется в виду Майкопский курган на реке Белой). Учёные при раскопках обнаружили погребальную камеру, разделённую на три сектора деревянными перегородками. В центральном, или главном отсеке обнаружен скелет мужчины с золотой диадемой на голове. Среди предметов хозяйственной утвари и украшений из золота и серебра обнаружены и медные кинжалы. Майкопская культура уже существовала примерно во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Необходимо упомянуть и имя известного арабского историка Рашида ад-Дина. Он упоминает о прямых коротких мечах, и это особенно интересно. Арабский историк 13 века описывает вторжение татаро-монголов на Кавказ и говорит о том яростном сопротивлении, которое учинили горцы. Используя особенности своей местности, они в узких горных проходах рубили оккупантов «короткими мечами». Данные археологии подтверждают, что кавказский кинжал в те времена уже прочно вошёл в обиход у местных народов благодаря своим качествам и практичности.

Использование кинжала в бою у кавказских народов

Если ознакомиться с материалами некоторых исследователей, описывающих технику боя на кинжалах, то иногда можно узнать некоторые интересные факты. Остановимся на двух наиболее ярких. Первый: техника боя сформировалась примерно в Средневековье. Она минималистична. Существовали блоки, хитрые финты, рубящие и колющие удары. Особенно интересно узнать про колющие удары. Если поинтересоваться мнением гордых потомков вайнахов (чеченцы, ингуши), тех, кто ещё не забыл традиции и законы предков, они объяснят, что колющие удары и проворачивание недостойны мужчины-воина. Это в старину считалось бесчестным. Допускались только рубящие удары. В подтверждение этому необходимо вспомнить войны на Кавказе в 19 веке. Сами чеченцы на такого сородича, который заколол в бою врага, смотрели с неодобрением и не считали это доблестью.

Второе утверждение: народы Кавказа были настолько сильны и искусны во владении кинжалом, что европейцы не решались с ними схватиться врукопашную. Это лучше всего рассказать военным историкам или казакам. Как минимум это утверждение их развеселит.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам - об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений - тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ - не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера - Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, - Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на "Ютюбе", развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков - это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Изготовление кинжалов

Служители молота и наковальни занимали достойное положение с древних времён у всех народов. Секреты мастерства бережно хранились и передавались. Предпринимались неустанные попытки усовершенствования технологического процесса от простого к сложному. Ярким примером служит знаменитый амузгинский булат. Его главный секрет в том, что он изготавливается из сплава практически любых металлов после многократной ковки и закалки. Клинки получаются сверхпрочными. Брусок - заготовка может состоять из сплава более чем 300 металлов. Само изготовление боевого кавказского кинжала проходило в несколько стадий. Первая заключалась в том, что выбиралась сталь крепкая, мягкая и специальная сверхпрочная. Мягкую сталь использовали для основной части клинка, сверхпрочную для подложки, а крепкая шла на лезвие. Все три металла попадали в горн, а потом обрабатывались на наковальне - так и создавалась форма будущего оружия. Вторая стадия - это кропотливая работа резцом: вырезание желобка или дола с двух сторон. Вопреки общепринятому мнению дол (или кровосток, как его любят называть в народе) не служит для обильного кровопускания. Его главными функциями являются снижение веса клинка, балансировка, уменьшение поверхности трения и эстетическая. Следующая стадия - шлифовка и заточка. Старинный кавказский кинжал изготавливался из дамасской стали и булата. Такие изделия могут оказаться жемчужиной в коллекции любого музея мира.

Типы кавказских кинжалов

Различают два основных типа боевых кавказских кинжалов: кама и бебут. Кавказский кинжал кама отличается прямой обоюдоострой формой, где край лезвия резко ссужается, переходя в остриё. Обычно лезвие имеет два дола, но встречаются экземпляры с тремя и даже четырьмя. Различаются кинжалы по размерам: малые - до 30 см, средние - до 40 см и большие - 50-60 см. Клинки бывают с воронением и зеркальные. Кавказские боевые кинжалы принято сравнивать с гладиусами - древнеримскими мечами. Ширина лезвия доходила до 4 пальцев.

Другой тип кавказского кинжала - бебут - реже встречается в работах древних мастеров по причине меньшей востребованности (он служил скорее эстетическим целям, подчёркивая статус и богатство владельца). От камы его отличает форма лезвия - она изогнутая и затачивалась лишь внутренняя сторона. Широко внедрять в российскую царскую армию его начали примерно в 1907 г. Сначала его взяла на вооружение полиция - нижние чины жандармерии, а потом и армия - разведка, пулемётчики и артиллерия.

Ножны

Для хранения и переноски клинков существует особый футляр. Ножны кавказского кинжала заслуживают отдельного описания. Обычно их изготавливали из дерева, обтягивали кожей, а в качестве украшения могли использовать металлические накладки (иногда встречаются полностью металлические ножны). Заканчиваются они шариком или фигуркой в форме семечка. Помимо эстетической функции шарикообразный наконечник имеет и практическое применение: кожаный ремешок, цепляющийся к нему, позволял зафиксировать кинжал, что дорогого стоит во время боя. Внутри ножен присутствует обойма, это примерно 4-5 см от фигурки на конце.

Главная функция обоймы - придание прочности и защита клинка в какой-то степени, особенно при ударе по ножнам. Имеется ещё и верхняя обойма. За этот обвес, собственно, и прикрепляется боевой кавказский кинжал к поясу. Особой похвалы достойна практичность этого оружия. Она выражается в том, что на ножнах компактно размещался в ряде случаев подкинжальный ножик или шило, что особенно было удобно при походах.

Рукоять

Рукояти кавказских кинжалов - это тоже тема для отдельного разговора, потому как затрагивается вопрос о хвате на три пальца. «Специалистами» выдвигаются предположения одно интереснее другого. Одна из версий: рост предков был гораздо меньше. Это даже и не стоит обсуждать - достаточно обратиться к антропологии. Ещё один довод, о малой руке предков нынешних кавказцев, опровергается чисто логически. Ну невозможно жить в том суровом краю, тяжело физически работать да и просто вести более активный образ жизни (войны, походы) и иметь руки малого размера. Скорее всего, разгадка кроется в самой манере боя, что тогда сложилась на Кавказе. Но чтобы наверняка утверждать это, необходимо больше данных о предмете изучения и более тщательный анализ. Рукояти кавказских кинжалов изготавливались из кости или металлических накладок. Гвозди на рукояти выполняли тоже сразу несколько функций. Первая - это удержание накладки на рукояти, а вторая - это ориентиры или маячки для руки. Они позволяли в ночное время нащупать и правильно выхватить кинжал.

Ещё несколько слов о спорах: слон или кит?

Изучение фото кавказских кинжалов не даёт всей полноты картины для анализа. Оружие необходимо держать в руках, прочувствовать его. Хотя как не бывает абсолютных и совершенных видов единоборств, а всё всегда зависит от уровня индивидуального мастерства бойца, так не бывает совершенства и в кузнечном деле. Тема скользкая, потому как в разных источниках и у разных авторов можно встретить различные мнения по поводу качества холодного оружия у разных народов Кавказа. Антикварный кавказский кинжал - давно большая редкость. Эти артефакты поражают качеством исполнения и функциональностью. Они безоговорочно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и понимания передовых технологий предками различных народов. Поэтому спор о том, чьи клинки ценились выше и были лучше, неуместен.

Армянские и азербайджанские кинжалы

На фото кавказских кинжалов народов Армении и Азербайджана видно, как они похожи, но это только на первый взгляд. Основное их отличие - в украшении. Но, приглядевшись, можно очень чётко выделить орнамент, который украшает не только рукоятку, но и лезвие. Дело в том, что азербайджанцы создали особый вид узоров и орнаментов с элементами растительных и исламских мотивов (по законам исламских традиций нельзя изображать человека и животных).

Кубачинские (или дагестанские) кинжалы

Одной из отличительных особенностей кубачинских кинжалов является отсутствие дополнительной прокладки под шляпкой. Обязательна оковка металлом рукояти внизу. В отличие от чеченских кинжалов, в дагестанских применяется сплошная оковка ножен, иногда встречаются экземпляры с костяными вставками. Украшение данного типа оружия отличается изяществом и пафосом.

Заключение

В современности кинжал утратил то значение, которое он имел в жизни народов Кавказа в давние времена. Это не значит, что мужчины Кавказа отказались от холодного оружия. Просто сейчас для удобства они носят ножи, которые не стесняются применять.

Сувенирный кавказский кинжал в настоящее время легко найти в свободной продаже. Большинство покупателей это изделие рассматривают не как оружие: документы оформлять на него не надо. Поэтому многие люди, покупая сувенирные изделия, не обращают внимания на способы заливки рукоятки и режущие способности клинка.

«...Между местными кавказскими мастерами в старое время были такие, изделия которых не только не уступали старым европейским клинкам, но даже превосходили их, предназначаясь почти исключительно для рубки панцирей. Такова, например, знаменитая на всем Кавказе "Гурда"... Такой же славой пользовались на Кавказе кинжалы старого Базалая; но настоящие из них так редки, что немногим удавалось даже видеть их, и большинству они известны только понаслышке. Клинки эти высекают огонь не хуже огнива и бреют бороду как бритва…»

Военный историк XIX века В.А. Потто

До недавнего времени чеченскому оружию не уделялось сколь угодно пристального внимания. Во всяком случае, публичного. Мешала и мешает политика, которой не нужны, а порой и вредны исторические достижения вайнахов… А история вайнахского Х.О. удивительна и многобразна! Войны и набеги, нашествия и походы порождали волну взаимных заимствований и улучшений, постоянную динамику в развитии Х.О., его конструкции и технологии. И вот тут-то кроется великая тайна! Именно чеченское Х.О. было и есть лучшим на Кавказе. И это знали все. Потом, согласно указаниям партийных органов и благодаря усилиям сил безопасности чеченское оружие небрежно «отодвинули» в сторону, милостиво предоставив место Кубачам…

В преданиях этого самого древнего на Кавказе народа сохранились сведения о том, что холодное оружие высокогорных чеченских обществ Шатой, Шарой, Майсты, Малхесты было самым популярным в Грузии среди хевсуров, тушинов и других народов. Не менее популярными шашки и кинжалы чеченцев были у казаков. Особенным успехом пользовались клинки из аулов Большие и Малые Атаги, Джугурта, Дарго, Дайкур-Аул (Старый Юрт). В былинах, легендах, устных сказаниях чеченцев и ингушей говорится о чудо-мечах (гоьрда, галакх, дает, гама, тур), сабле (тур), шашке (гIоьрда, тур, гIама) кинжале (шаьппа), способных перерубить клинок врага, лошадь вместе с седоком, высекать искры из камня. Тур - наиболее употребляемое вайнахское название меча, дошедшее до нас, несмотря на видоизменения клинков. Пама - также древнее название меча, впоследствии стало наиболее применительным к большим кинжалам-мечам и шашкам. На Кавказ попадало немало клинков с Запада и Востока. Паломники с Северного Кавказа, купцы Великого Шелкового Пути ввозили самые разные виды оружия. Они же способствовали и вывозу местных клинков, защитных средств, пользовавшихся везде большим спросом... Разнообразие оружия поражало! На Кавказе даже в настоящее время можно увидеть сабли, шашки с бесчисленными надписями, рисунками и клеймам: венгерскими, турецкими, золингенскими, иранскими, златоустскими и др. До наших дней дошли многочисленные названия клинков: мисар болатан тур - египетская булатная сабля; шемара болатан тур - дамасская, сирийская булатная сабля; туркойн герз - турецкое оружие; г1ажарийн тур - иранская сабля. Однако большую часть сохранившегося оружия как в частных коллекциях, так и в музеях составляет оружие местного, кавказского производства. Отличие сабель, шашек, кинжалов друг от друга, множество видов клейм или имен мастеров свидетельствует о том, что в Чечне имелось развитое кустарное производство, наследственный семейный промысел, где мастера из поколения в поколение занимались изготовлением оружия, совершенствуя свое мастерство и технологию. Чеченцы, как и многие народы, издревле к кузнечному делу и работе кузнеца относились с почтением. Человек, управлявший огнем и познавший таинства железа – бог и царь в ауле! Труд кузнеца среди чеченцев считался престижным. Его работа во все времена помимо обыкновенного любопытства вызывала восхищение – хождения в горы, поиск и завоз руды, выплавка металла, постоянная работа у огня способствовали созданию ореола таинственности и всевозможных суеверных слухов вокруг кузнеца. Вплоть до XV-XVI века чеченцы и ингуши пользовались в основном собственным сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли больших познаний в обработке металла, развивали ремесла, перенимали и осваивали более совершенные технологии. Определенным подтверждением тому могут служить чеченские (вайнахские) названия руды, видов металла, их элементов и необходимых средств для его обработки, к примеру:

руда (железная) - ачо ;
железо - эчиг ;
сталь - болат ;
чугун - чуьйна ;
молот - варзап ;
молотобоец - варзап-хо ;
наковальня - нуьйжа ;
печь (металлоплавильная) - кюрк (эчиг лало) ;
зубило - да1ом ;
инструмент для изготовления дол - то ;
закладка для изготовления топора, в т.ч. боевого - к1алот ;
клещи - морзах
и т. д.

По мере завоза булатной, дамасской стали с Востока, а также качественной стали из России мастера перешли на привозное сырье. Сталь, вероятно, поступала в виде слитков или небольших полос. Впоследствии широко использовались вагонные рессоры. Методы обработки металла, его закалка (дахчор) , естественно, были секретами чеченских мастеров-оружейников. В народной памяти сохранились многочисленные названия булатов, часть которых позднее стали мужскими именами:

- цIоькъа бопат (Щоькболат) – «барсу подобный булат» (узорчатый, полосатый).
- хаза болат (Хазболат) – «красивый булат», положивший начало известному имени на Кавказе - Хазбулат.
- сема болат (Самболат) – «недремлющий булат», имя - Самбу лат.
- джам болат (Джамболат) - Джам, джамаг - боевой топор, «булат для боевого топора», имя - Джамбулат.
- Iаьржа болат (Арболат) – «черный булат», имя - Арбулат, Арболат.
- товш болат (Товболат) – «видный булат», «солидный булат», имя - Товбулат, Товболат.
- бе болат (Беболат) – «особый булат», чеченское имя Беболат (слышится «и», пишется «е») русскими произносится как Бей-Булат.

В старинной казачьей песне есть слова: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Мы еще вернемся к этой песне… Все это вместе взятое свидетельствует о некогда хорошо развитом кузнечном производстве и оружейном промысле у чеченцев. Кстати, словом «булат» чеченцы также называли качественную сталь, не уступавшую булату…

Кинжал «кама» - шаьлта , пожалуй, самое древнее холодное оружие у чеченцев. Само адыгское слово не прижилась, ибо было свое. И гораздо древнее… Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики.

В народе кинжалы подразделялись на два вида: клинок с воронением и клинок зеркальный, т. е. клинок, полированный до блеска. До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов - гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина - до 60 см, что и соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра, харш, хир ) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались - чIабдар . С середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы кинжалов (называвшиеся еще в народе "беноевскими") стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов.

Долы вайназских, в частности чеченских кинжалов – особый разговор! Они очень часто выполнялись по так называемому «лезгинскому» образцу. Т.е. дол на одной стороне клинка был выше дола на другой. Это позволяло уплощать клинок и одновременно облегчать его. Одновременно такой вид клинка создавал особый стиль, говорил о любви владельца к качественному оружию, как и о умении им пользоваться… Клинок кинжала постепенно стал более тонким и изящным, приобретя стремительную хищность почти дуэльного оружия. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий, веянием моды. При этом, как правило, сохранялось высокое качество клинка. Недаром кинжалы с очень тонким и удлиненным острием, относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужньми и широко использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне…

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца, это было очень важно в чрезвычайно жестко структурированном горском обществе…

Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей. Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец. Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом. Знаменитые чеченские наибы имама Шамиля - Байсангур Беноевский, Шоа-ип (Шуаиб-молла) Цонтароевский, Тал-хиг, Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф-Хаджи, Бота и многие другие имели чудесные клинкив великолепных оправах. Вообще чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.

Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века. Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (зякат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных! Оружие являлось гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, а высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная боевая практика способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом у казаков. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году. Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку, вмах отскалиголову быку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину. О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов: «...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера... лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено ввиде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось отпустить клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...». Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не могли рисковать своим благополучием и добрым именем, а порои и жизнью… Они очень ответственно относились к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в народе. А если клинок подведет в бою?…

Кроме оружия, в Чечне было развито производство ножей (урс ) По чеченски УРС - нож. Это название по сей день сохранилось среди хевсуров - дальних потомков чеченцев и ингушей. Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару». Еще до недавнего времени (1980-е годы) некоторые потомки оружейников аула Дарго изготовляли прекрасные бытовые и охотничьи ножи, котрые по сути одинаковы, и лишь изредка кинжалы… Следует заметить, что изготовление ножей на Кавказе всегда было широко развито. Как правило, ранние кинжалы практически все имели узкие, длинные, изредка слегка изогнутые подкинжальные ножи без упоров, размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах. В «Очерках истории Чечено-Ингушской АССР» отмечается: «Только на Амир-Аджиюртовском дворе за три месяца 1847 года горцы, в том числе чеченцы, продали кинжалов, ружей, пистолетов, ружейных замков на 8.445 рублей. ...Кроме оружия продавали здесь много... ремней, изделий из меди и железа, а также паласов, ковров, продуктов земледелия». В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков. Большая часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской администрацией и Советской властью. Наряду с сохранившейся незначительной частью оружия среди семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.. Надо сказать, что в сложных, трудных условиях сталинских переселений в чужие края даже при крайних лишениях чеченцы, ингуши не расстались с дедовским оружием и сберегали его…

Вот и всем нам, современным ценителям и исследователям вопроса стоит не забывать о самобытности и таланте вайнахских мастеров, их несомненных заслугах в становлении и развитии Х.О. на Кавказе – бесконечно замалчивать их роль уже не получится… Мы заново знакомимся с Чечней.

Иса Асхабов. Чеченское оружие. 2001.

Кавказ всегда был местом сражений и войн. Сызмальства здесь каждый мужчина носил на поясе кинжал, а повзрослев - шашку. Вайнахи сами добывали сырьё и ковали клинки, изготавливали пистолеты и ружья. Расцвет оружейного мастерства у них учёные относят к началу XIX века.

О кавказских шашках писали поэмы. Говорят, что ими можно перерубить кузнечные клещи, отсечь кусок наковальни, рассечь бурку, а на самом клинке при этом не остаётся и зазубрины.

Исследователи истории чеченского оружия рассказывают о мастере Телхиге, который в конце XIX века для ковки кинжалов использовал швейные иглы, которые поставлялись из Англии! Сами иглы было видно в клинке, но кинжал имел превосходное качество. А учёный Григорий Вертепов писал о таком кинжале, клинок которого с одной стороны был зазубрен и мог пилить любую сталь.

Кинжал кама

Кама возможно , древнейшее оружие на территории Чечни. До XIX века он был больше похож на короткий меч: ширина достигала девяти сантиметров, длина – шестидесяти. Долы (продольные жолобы) иногда отсутствовали, а иногда их было несколько. Вайнахские клинки отличались своеобразным выполнением: дол на одной стороне клинка был выше, чем на другой. Это делало клинок кама плоским и лёгким. После окончания Кавказской войны на смену массивным и тяжёлым кинжалам пришли более лёгкие и красивые, богато украшенные.

Калдам

Холодное оружие калдам использовалось в горах Чечни ещё до прихода в эти края ислама. Сведений о нём мало. Он был похож на меч, имел широкий, прямой, однолезвийный клинок. Калдаму больше всего соответствует палаш Ниса-Тур (он же прямая шашка), который был распространён на границе с Грузией. На ранних калдамах изображали крест, который можно встретить на древних башнях вайнахов.

Шашка гурда

Этимологию слова «шашка» связывают с черкесским словом «сашхо», что означает длинный нож. Стать владельцем шашки с клеймом груда было честью для горца, казака или офицера царской армии. В умелой руке шашка могла перерубить ствол ружья, разрубить панцирь или кольчугу. Она высоко ценилась, и нередко над телом уже погибшего владельца разыгрывалось целое сражение, чтобы завладеть ею.

О названии шашки до сих пор спорят лингвисты. Среди местных краеведов популярна версия, что оно идёт от имени чеченского тайпа гордалой и, соответственно, аула Гордали, в котором жила династия оружейников. Уже в XIX веке гурда была редкостью, встречались подделки. Старики вспоминают, что с неожиданной смертью последнего мастера был утерян секрет гурды.

Знаток художественного оружия Эдуард Ленц считал, что название шашки происходит от древнеперсидского слова «кард» или от новоперсидского «ghurd», что означает меч или большой нож. Или от турецкого «курдде» (тесак).

Шашка терс-маймал

Шашка с клеймом терс-маймал (с чеченского переводится как «ревущая обезьяна») была легка, словно перо, упруга, как виноградная лоза, и остра как бритва и «секла гвозди, точно сахар». Вайнахские оружейники делали её очень гибкой, клинок терс-маймал можно было свернуть и поместить в сито. В названии шашки слышатся арабские слова «турс» и «маймун» – щит и меч. Так полагает историк Ахмад Сулейманов.

Шашка имела особый свист при сильных взмахах, который наводил ужас на противника. По мнению профессора Ибрагима Алироева, шашка с клеймом волка попала в Чечню с Востока и настолько понравилась вайнахам, что они стали делать такие же. Другие исследователи указывают на европейский след и считают, что клинки появились в Чечне в XIV - XV столетиях, перекочевав из колхидских могил генуэзских купцов. В пользу этой версии говорят находки в Чечне оружия, клеймённого буквами «НМ». Эти клинки были выкованы во Франции для свиты крестоносца Монморанси.

Огнестрельное оружие

О том, что чеченские мастера изготавливают огнестрельное оружие, чиновники сообщали уже в XVII веке. Сначала было освоено производство фитильных ружей, а после - кремниевых. Производство винтовок сосредоточилось в селениях Шикарой, Карте и Шуаны. В 1834 году капитан царской армии Иван Норденстамм докладывал, что ружья у горцев бьют дальше русских, и стреляют местные лучше русских солдат.

Вайнахские ружья именовались мажар топп . В XIX веке были знамениты нарезные ружья оружейника Дуска из селения Дарго. Сам имам Шамиль запретил продавать их противнику. В Дарго даже сумели наладить производство пушек.

Сохранилось имя мастера Бетир-ха (1820-1925 гг.), который делал превосходные пистолеты.

После войны местный булат стал вытесняться привезённым железом, а уникальные изделия - массовым производством. Приход к власти коммунистов поставил крест на изготовлении оружия. С 1929 года было запрещено делать даже кинжалы и сабли.

Сейчас чеченские мастера работают над тем, чтобы вернуть холодному оружию былую славу.

Производство оружия

Чеченцы и Ингуши пользовались в основном собственным сырьём, добывая железную руду в горах, о чём свидетельствуют археологи. О том, что вайнахам было знакомо горное дело, имеются сведения - 1629 года. Вайнахи как и многие народы, издревле относились к кузнечному делу и кузнецу с почётом и уважением. Вайнахи достигли больших познаний в обработке металла, ведь неслучайно про мифического оружейника Виланда, героя германских и скандинавских саг, сказано в песни Амелунгов, что он научился своему ремеслу у жителей Кавказских гор. На протяжении всего средневековья Вайнахи развивали обработку металла, кузнечное дело и сопутствующие ремёсла, осваивали более совершенные технологии. В XVIII - начале XIX веков металлообработка в Чечне и Ингушетии была хорошо развита. Во многих селениях, наряду производством сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, а также ювелирных украшений изготавливалось холодное, огнестрельное, и защитное вооружение. Были сёла, в которых мастера-оружейники существовали за счёт обмена изделий своего ремесла, например, был Гаджи-Аул, существовавший до 1816 года. Центры, где было особенно развито производство оружия это селения: Атаги, Белгатой, Гаджи-Аул, Дарго, Джигута, Дайкур-Аул, Малхиста, Ричахара, Чемберлой, Урус-Мартане, Цонтарое, Шатое, Шали. В этих селениях мастера оружейники изготавливали шашки, кинжалы, ружья, пистолеты. Они достигли небывалых вершин оружейного искусства, но, к сожалению, навсегда останутся для нас тайной их фамильные секреты изготовления оружия. В Дарго в годы Кавказской войны отливали пушки. В пореформенный период изготовление оружия у Чеченцев резко сократилось. Так как шло вытеснение местных вековых кустарных промыслов, которые падали под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий и товаров из Дагестана - (в основном с 1865-1870 годы торговцы завозили много украшенного оружия). В 70-е. годы XIX века в Чечне, как и во многих городах и селениях Северного Кавказа и Закавказья украшением оружия занимались ювелиры из Дагестана. С 1929 года изготовление даже холодного оружия было под запретом. - (стр. 502 С.Х. Нунуев. стр. 44,49,51,186 И.А. Асхабов.).

До недавнего времени были известны имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995 - 1998гг. И.А. Асхабов обследовал селения, которые в прошлом были известны как центры оружейного производства. Опросом потомков мастеров и старейших жителей селений он восстановил имена ещё 157 мастеров, составив список из 171 человека. Это стало возможным лишь потому, что чеченцы помнят свою родословную до седьмого колена. Но этот список, конечно, не полон: во время депортации 1944 года и в современной войне погибли потомки мастеров, поэтому некому вспомнить имена своих предков. Из свидетельств прошлого и из современных исследований складывается картина развития оружейного и серебряного производства в Чечне.

Несмотря на то, что в XVIII - начале XIX веков металлообработка и оружейное дело в Чечне были хорошо развиты. Ремесло носило сельский, семейно-патриархальный характер, то есть в производстве участвовали только члены семьи. Секреты изготовления оружия являлись достоянием отдельной фамилии, они хранились в тайне и передавались по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомкам, тем более в юном возрасте. Дед к внукам, отец к сыновьям, присматривались годами, приобщая их к ремеслу. И только уже зрелому человеку, убедившись в правильности своего выбора, передавались основные секреты изготовления клинков, поэтому единой технологии металлообработки, ковки, и закалки клинков у чеченских мастеров не существовало. Следствием этого является то, что из общей массы клинкового оружия лишь небольшое количество клинков являлись высококачественными изделиями, то есть эти клинки по своему качеству и боевым характеристикам не уступали привозным европейским и русским клинкам и даже превосходили их. Разделение труда у чеченских оружейников почти отсутствовало, многие мастера-оружейники сами делали приборы к своим шашкам и кинжалам. Во время Кавказской войны чеченские мастера-оружейники в основном обеспечивали потребность населения в холодном оружии. К концу XIX века производство оружия в Чечне стало сокращаться. Оно падало под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий. В этаже время почти исчезла кустарная выделка железа (плавка руды) под конкуренцией привозного русского железа. Привозные железные и стальные изделия, а также слитки стали стоить дешевле, чем изделия чеченских кустарей. Помимо Российских и Бельгийских изделий для продажи в Чечню из Дагестана завозилось много украшенного оружия. В пореформенный период высокий уровень производства клинкового оружия в Чечне сохранился в аулах: Большие Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута. В Шатое, Лаха-Невре - село Надтеречное, и в отдельных аулах Ножай-Юртовского, Голанчожского и Чеберлоевского районов изготавливались только кинжалы в сравнительно малых количествах. Так оружейное производство в Чечне к началу XX века постепенно приходило в упадок. В начале XX века чеченские мастера-клиночники почти полностью перешли на привозное сырье, которое они использовали для своих изделий. А в 1929 году Советская власть запретила изготовление оружия. 1930-1937 годы можно считать временем, уничтожившим древнейший чеченский народный промысел. В эти годы по Чечне прокатилась волна жёстких репрессий. Невосполнимый урон был нанесён также ювелирному искусству - серебряных дел мастера, как и оружейники тоже подверглись репрессиям.

Шашки

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «Терс-Маймал » и «Гурда ».

Шашка «Терс-Маймал»

Существуют разные мнения, объясняющие термин «Терс-Маймал».

1 . «Терс-Маймал» означает «ревущая обезьяна» - («терс» по-чеченски – рев, «маймал» - обезьяна). Считается, что клинкам «Терс-Маймал» был свойственен особый звон и свист, который они издавали при сильных взмахах, в сражениях этот пронзительный свист был сравним в народе с ревом обезьяны. Пронзительный крик обезьяны, способный влиять на психику, послужил поводом для оригинального названия клинка – (стр.58 И.А.Асхабов.).

2 . Возможно еще одно толкование названия «Терс-Маймал». В арабском языке среди значений слова «маймун» есть и «обезьяна» и «счастливый, благословенный, блаженный». Слово «терс» означает «щит». Сочетание слов «терс-маймун» можно истолковать как «благословенный щит» - (стр.134 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.58 И.А.Асхабов).

Историю появления на Кавказе клинков с изображением волка автор уже излагал в разделе “Черкесские шашки”, когда рассматривал клейма и изображения на кавказских клинках. Как можно связать «терс-маймал» пассауским или золингенским волчком трудно сказать. Иса-Абдул Рашидович Асхабов считает, что более вероятно их существование независимо друг от друга – (стр.60 И.А.Асхабов). определить точно чеченское происхождение клинка с волчком очень трудно, так как волчок был популярен не только у чеченцев – приборы шашек с этим изображением украшены различными национальными орнаментами.

Шашка – Гурда

Большой популярностью в Чечне пользовались клинки с клеймом «гурда». Этимология слова не ясна. Существует несколько его толкований.

1 версия: Рассказывают, что один мастер, достигший чрезвычайным трудом и усилиями хорошей выделки этих чудесных клинков, встретил себе соперника в лице другого мастера, старавшегося всячески подорвать его репутацию. Произошла ссора, и первый, желая доказать преимущество своего железа, с криком “гурда” – (смотри) – одним ударом перерубил пополам и клинок и самого соперника. Имя этого мастера изгладилось из народной памяти, но его восклицание так и осталось за его клинками.

2 версия: Та же самая легенда, только с некоторыми прибавлениями. При споре двух оружейников, чьи клинки лучше, один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком “гур-да”, то есть “смотри”, перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму – челюсти (символ того, что его клинок перерубают железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, то есть капельки крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь – (стр.143 Э.Г. Аствацатурян С-Пб 2004г).

Э.Э.Ленц, излагая в своей книге в кратком виде легенду о споре двух мастеров, делает интересное сравнение – цитирую: “В высшей степени интересна приведенная версия тем, что она повторяет придание о сказочном оружейнике скандинавской и германской саги Виланде, перерубившем пополам своего соперника, кузнеца Эмилия; местом обучения Виланда кузнечному искусству сказание называет Кавказские Горы”. Э.Э.Ленц продолжает далее, цитирую: “Не знаю, означает ли на каком-либо из местных горских наречий слово «гурда» - «смотри», но даже в случае, если бы это было так, не вижу надобности ставить название клинка в связь с этим словом, так как гораздо ближе и естественнее производить «гурда» от древнеперсидского «кард», новоперсидского «ghurd» - «меч, нож». Существует также турецкое слово «курдде» - «тесак» – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц). И.А. Асхабов в своей книге пишет, цитирую: ”Ленц Э.Э. отмечает в работе о своем незнании значения слова «гурда» на местном, горском наречии. Заметим, что горское наречие, на котором «гурда» означает «смотри» - это чеченский язык”.

И.А.Асхабов, исследователь чеченского оружия, предлагает еще две версии происхождения слова “гурда”.

3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, проживавшего некогда в селении Айт-Кхаллой. Этот мастер строго хранил свои секреты. Перед ковкой и закалкой клинка он молился в мечети, а затем надолго уходил в горы. Упадок оружейного производства в селении Айт-Кхаллой был связан с военными действиями 1840-1845 годов, когда после очередного уничтожения села, часть жителей погибла, а часть переселилась в Малые Атаги. Возможно, погиб и знаменитый мастер – (стр.65, 66 И.А.Асхабов).

4 версия: Слово «горда» произошло от названия чеченского тейпа Гордали из селения Гордали, известного производством холодного оружия и стальных напильников с бугорками зубьев, которые назывались «гордаз». Жители считают, что последний знаменитый мастер по имени Горда жил в XVIII веке. С его внезапной смертью были утрачены секреты изготовления «горды» - так называлась и шашка. У гордалинцев бытует также мнение, что основой клейма «гурда» являются не челюсти, а зубья капкана. По-чеченски слово «гур» означает капкан, а «гур-да» - владелец капкана. Считается, что клеймо – зубья имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. С появлением на Кавказе генуэзских клейм, зубья были заменены генуэзской гурдой – челюстями. – (стр.66-69 И.А.Асхабов).

Автор в настоящей работе изложил 4 версии о мастерах, давших клинку название «гурда», но, к сожалению, не известно точное время ее появления. Однако, многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, настоящая гурда была редким и дорогим оружием. Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов оставили нам в своих произведениях немало положительных отзывов о гурде, которые были собраны автором настоящей работы и представлены ниже. “А шашка его – настоящая гурда; приложи лезвие к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга – такая, как твоя, нипочем” – (стр.466 М.Ю.Лермонтов, “Герой нашего времени, рассказ Бэла”). “У него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый Базалай” – (стр.591 М.Ю.Лермонтов, “Кавказец”).

“Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что это была настоящая гурда.” – (стр.34 Л.Н.Толстой “Хаджи-Мурат”).

Обратите внимание на слова “настоящая гурда”. Они не случайны, потому, что было много подделок. Так что же представляет из себя настоящая гурда? В Государственном Историческом Музее хранятся две шашки, на клинках которых выбито клеймо – гурда. Подробное описание этих шашек автор приводит в настоящей работе ниже.

Шашка-гурда № 3081 ГИМ

Длина общая (без ножен)- 90см. 7мм.

Длина клинка- 78см. 7мм.

Длина рукояти с ушами- 12см.

Длина черена рукояти- 8см.

Ширина клинка у основания рукояти- 3см.5мм, в средней части- 3см, на боевом конце- 2см.

Толщина клинка у пятки- 7мм, в средней части клинка- 5мм, на боевом конце- 4мм.

Длина ножен-92см,2мм.

Клинок стальной половину поверхности клинка занимают 3 узких дола, которые проходят с каждой стороны клинка и заканчиваются не доходя 18см. до острия. На левой стороне клинка выбито клеймо гурда.

Рукоять выполнена из цельного куска кости, насажена на хвостовик всадным способом и скреплена с ним двумя сквозными заклёпками. Основание и головка рукояти условно отделены от черена рукояти двумя костяными поясками выполненными резьбой. Черен рукояти украшен резьбой в рубчик - (косая полосочка). Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый кожей. Устье ножен расширено для того, чтобы шашка утапливалась в нем вместе с рукоятью. Наконечник и устье ножен оклеены черной кожей и обвиты серебряным галуном, средняя часть ножен обтянута красной кожей, посередине она украшена серебряным галуном, который как ось проходит вдоль все средней части, соединяя устье и наконечник. Обоймица железная, с правой стороны обоймицы находится портупейная петля, с левой стороны обоймица украшена серебряной накладкой (тонкий лист серебра), с гладкой чернью по серебру. Вторя обоймица представляет собой кожаную петлю, которая соединяется с портупеей.

Портупея украшена медными бляшками с накладками из тонкого серебряного листа, покрытого позолотой. На бляшках изображены четырехлепестниковые розетки и двухлепестники, выполненные гладкой чернью. Автор считает возможным предположить, что ножны и портупея имеют черкесское происхождение.

Шашка – Гурда № 3074 ГИМ

Длина общая без ножен – 93 см 5 мм.

Длина клинка – 79 см.

Длина рукояти с ушами – 14 см 5 мм.

Длина черена рукояти – 7 см 5 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3см 6мм, в средней части – 3 см 3мм, на боевом конце – 3 см.

Толщина клинка у пятки – 6 мм, в средней части клинка – 4 мм, на боевом конце – 3 мм.

Ножны у шашки отсутствуют.

Клинок стальной, половину поверхности клинка занимают три узких неглубоких дола, которые проходят с правой и левой стороны клинка, они заканчиваются не доходя 17 см до острия. На обухе клинка, начиная от пятки, проходит неглубокий дол, это является очень редким явлением для кавказских клинков, длина дола – 8 см. На левой стороне клинка, прямо на долах, выбито клеймо «гурда» - (зубья смотрят вовнутрь, между зубьями надпись SSAUASS), это поддельная гурда. Между зубьями мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв.

Рукоять выполнена из цельного черного рога и крепится на хвостовик всадным способом, поверхность рукояти гладкая. Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Официально название шашки «гурда» дается по клейму. Обе вышеописанные шашки имеют кавказское происхождение, название «поддельная гурда» очень условно, оно применяется потому, как клеймо «гурда» на клинке шашки №3074 ГИМ является неудачной копией западноевропейского генуэзского клейма. К тому же на кавказских клинках мы встречаем разные виды клейма «гурда». Тогда какую же шашку мы можем считать "настоящей гурдой"? Автор предлагает свой ответ на этот вопрос.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить само клеймо «гурда» и понять, что оно из себя представляет – то есть найти его основную конструкцию.

Само по себе клеймо «гурда » - это серповидные зубчатые линии с тремя и более точками по бокам, или серповидные зубчатые линии со словом “генуя” между ними и трем и более точками по бокам. Таким образом, мы видим, что основу клейма составляют серповидные зубчатые линии и точки, то есть основная конструкция клейма настолько примитивна, что любой кавказский кузнец-оружейник, который даже ни разу не видел подлинного генуэзского клейма, а только слышал о том, как выглядит популярное клеймо «гурда », мог без особого труда изготовить штамп и выбивать на своих клинках штампом или зубилом популярное клеймо. Доказательством этого и является то, что мы встречаем на клинках разные виды клейма «гурда», выбитые штампом или зубилом. Поэтому автор считает, что когда мы встречаем слова “настоящая гурда”, то речь скорее всего идет не сколько о клейме, сколько о качестве самого клинка как изделия и его боевых характеристиках, ведь именно за них и ценили шашку – гурду. Итак, автор считает, что настоящей гурдой мы можем считать шашку, на клинке которой выбито клеймо «гурда» и клинок которой выкован из заэвтектовидной стали, то есть количество углерода в нем выше 0,9% на 1 мм 3 .

Однако, автор также считает возможным, что речь может идти и о клеймах немногих мастеров (возможно клейма этих мастеров имели особые отличия, например: определенное число точек или зубьев), которые изготавливали высококачественные клинки, боевые характеристики которых превосходили все остальные клинки с похожими клеймами.

Калдам

Калдам является очень древним видом длинноклинкового оружия вайнахов. К сожалению, сведений об этом древнем и уникальном виде оружия вайнахов очень мало.

Известно, что калдам имел широкий и прямой клинок, как у меча. Наибольшее сходство он имел с однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На клинках чеченских палашей бывает два-три дола с каждой стороны и маленький равноконечный крест. Иногда встречаются клинки с клеймом «гурда». Однако крестовины у чеченских палашей зачастую отсутствуют, что можно отнести к веянию моды с появлением шашки.

По поводу калдама И.А.Асхабов замечает, что "Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оржейных мастеров позволяет с уверенностью сказать, что палаш Ниса-Тур (прямая шашка) – известное ныне название и есть калдам, имеющий очень глубокие корни. Его больше связывают с высокогорными обществами Шатой, Майсты, Шарой, Малхесты, то есть с высокогорными чеченцами, соседями хевсуров (Грузия). Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только в последствии стали дополнительно наносить изображения волка или клейма «челюсти», соответственное гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках калдама, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей" – (стр.76, 77 И.А.Асхабов).

Калдам Ниса-Тур дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода.

Кинжалы

Кинжал является у чеченцев древним оружием. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки, на территории республики. До XIX века кинжалы чеченцев отличались большими размерами, длина их клинков была 60см., ширина 7 - 9см. Клинки имели ребристую поверхность и заканчивались удлинённым остриём. Долы или вовсе отсутствовали или имелись, но только по одному с каждой стороны клинка. Кинжалы с длинным и тонким остриём назывались – противокольчужными. С середины XIX века и особенно после окончания Кавказской войны размеры кинжалов стали меньше, а их клинки изящнее, с одним, двумя и более долами.

Чеченские кинжалы подразделяются на два типа: клинок с воронением и клинок зеркальный, то есть полированный.

Специфической чертой украшения чеченских кинжалов является украшение клинков гравировкой, а иногда и инкрустацией- растительным и геометрическим орнаментом, арабскими надписями- изречениями из Корана. Гравировка иногда покрывает всю поверхность клинка. Нередко мастера писали свои имена гравировкой или инкрустацией, иногда штампом выбивали клеймо со своим именем.

Украшение оружия полностью серебром не было распространено в Чечне, и до конца третьей четверти XIX века господствовал строгий стиль - (оружие украшали серебром частично).

Рукояти делались из рога тура, буйвола, дерева - граба. Дорогую и престижную слоновую и моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века.

Ножны представляли собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Приборы ножен состояли из железных устьев, железных обоймиц и железных наконечников которые иногда прятались под кожу ножен. Иногда приборы ножен украшались золотой насечкой - тиснением. Серебряные рукояти и приборы ножен большинства чеченских кинжалов и шашек с 70-80 годов XIX века изготавливались дагестанскими мастерами серебряного дела. - (стр-80,81,147 И.А.Асхабов.).

В Государственном Музее Искусство Народов Востока хранится чеченский кинжал за № 16283 III работы Атагинского мастера, сделанный им приблизительно в середине XIX века. Этот кинжал относится ко второму типу кинжалов, то есть клинок зеркальный.

Кинжал № 16283 III

Длина в ножнах - 59см. 3мм.

Длина общая без ножен - 57см. 5мм.

Длина клинка - 45см.

Длина рукояти - 12см. 5мм.

Длина черена рукояти - 7см. 2мм.

Ширина клинка у основания рукояти - 4см. 3мм.

Толщина клинка - 5мм.

Длина ножен - 46см. 8мм.

Клинок стальной обоюдоострый, начиная от основания рукояти по середине клинка проходят два узких дола с каждой стороны клинка. У основания рукояти и до окончания долов клинок в поперечном сечении имеет шестигранную форму. По окончанию долов клинок заканчивается штыковым концом, который в поперечном сечении имеет ромбовидную форму. На правой лицевой стороне клинка помещён гравированный рисунок с геометрическим стилизованным орнаментом и сеткой. Подобные украшения клинков характерно для аула Большие (Старые) Атаги.

Рукоять деревянная из граба, кавказского типа, головка рукояти выполнена в форме трёхлепестниковой пальметты. Рукоять целиковая, монтируется на хвостовик всадным способом и скрепляется с хвостовиком двумя сквозными бронзовыми заклёпками с вытянутыми шляпками, имеющими форму шестилепестниковых розеток с правой лицевой стороны.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Прибор ножен состоит из одной железной обоймицы и железного наконечника. Железная обоймица имеет кольцо для портупейной петли и портупейную петлю из сыромятной кожи. Обоймица украшена золотой насечкой - тиснением. Орнамент, выполненный золотой насечкой, очень плохо сохранился. Железный наконечник ножен спрятан под кожу и заканчивается воронёным шариком.

Кавказский кинжал является частью национальной символики. Это знак того, что мужчина готов защищать свою личную честь, честь семьи и честь своего народа. Он никогда с ним не расставался. Веками кинжал используется как средство нападения, обороны и столовый прибор.

История клинка

Традиционно еще в начале прошлого века, когда в кавказской семье рождался мальчик, ему дарили первый кинжал. По достижении им 14 лет он заменялся более крупным. Но во все времена кавказский кинжал остается произведением и обладает блестящими боевыми характеристиками. Когда-то он изготавливался из булатной и амузгинской стали. Эти рецепты сейчас утеряны. Монголо-татарские захватчики требовали дань с народов Азербайджана в виде кинжалов и стрел. Эти оружейники славились на весь мир.

Еще одним историческим центром по изготовлению оружия и кольчуги является дагестанское село Кубачи. Недалеко от него в другом местечке под названием Амузги ковали клинки для кинжалов и сабель. В Кубачах приобретали ножны и рукоятки, которые инкрустировались серебром и золотом, гравировались. Оружие являлось одним из атрибутов богатства. Амузгинская, дамасская и считались лучшими. Отсюда оружие поставлялось в Российскую империю, на Восток и в Европу.

Как ковали клинки в старину?

В Амузги еще можно найти людей, которые помнят, как изготавливались старинные кавказские кинжалы. Кузнечное дело по-прежнему там живет, но, к сожалению, утратило свою уникальность.

В те далекие времена клинок должен был обработаться 13 раз. На первой стадии ковали сварочное железо. Оно состояло из трех видов стали (антушка - крепкая сталь для лезвия, дугалала - мягкая для основной части клинка, альхана - самая крепкая сталь, из которой делали подложку). Все эти части выкладывались в стопку полосами, которую кузнец щипцами заносил в горн, а после - на наковальню. Так получалось сваренное железо, из которого делали форму будущего кинжала, само жало и стержень. У кузнеца имелся специальный резец, которым вручную создавались двусторонние желобки. Следующая стадия - обточка и чистка до тех пор, пока клинок не становился, как зеркало. Потом клинок прокаливали и закаливали в воде.

Кавказские кинжалы из имели даже свой логотип. Готовый клинок обладал синеватым цветом и особым витиеватым узором, называемым "дамаск". Но куда интереснее были кинжалы из булатной стали. Что удивительно, обладало не только крепостью, но и гибкостью. Такая шашка легко сгибалась в круг. Что бы ни рубили этим клинком, на нем не оставалось ни царапинки.

Булатную сталь использовали и в России, но родиной ее является Индия. Каким-то образом технологию узнал металлург Павел Аносов, и Златоустовская оружейная фабрика начала производить вооружение самостоятельно. Сейчас старинные способы изготовления этой уникальной стали утеряны, скорее всего, безвозвратно. В Сирии в XVIII-XIX веке пытались произвести нечто подобное по характеристикам, но подделка не шла ни в какое сравнение с легендарным булатом.

Техника боя кавказским кинжалом

Она приобрела четкие очертания уже в Средние века. Стиль боя основан на нанесении резких рубящих и колющих ударов с прыжками и выпадами. Существует также особая техника, при которой используются сразу два кинжала. Это считалось высшим пилотажем, так как поражающая сила возрастала в значительной степени.

Никогда европейцы не могли соревноваться с кавказцами в технике боя на кинжалах, предпочитая огнестрельное оружие. Для ближнего боя этот стиль самый опасный для противника. В позапрошлом веке использовался кинжал, называемый квадаром, который был невероятно мощным и тяжелым, а также обладал четырехгранным штыком.

Основные типы кавказских кинжалов

Основное предназначение кинжала - нанесение колющих ударов противнику. Сейчас существуют два основных типа - с прямым или изогнутым клинком. Первый называется кама, второй - бебут.

Прямой кинжал имеет клинок, острый с обеих сторон, резко сужающийся к концу. Рукоять у него короткая, обычно делается из кости или рога, с расширенным основанием и удлиненной головкой. Из металла изготавливаются накладные элементы. Некоторые кама имеют усиленные боевые свойства за счет выступающей средней части.

Бебут - боевой кавказский кинжал, который отличается от кама только тем, что конец его изогнут. Он не так широко распространен, как прямой.

Клинки и бебута, и кама в длину от 40 см. Они имеют долы и ребра, которые увеличивают их прочность.

Ножны для кинжалов изготавливают из дерева, обтянутого кожей. Наконечник и устье обычно металлические. Для того чтобы было удобнее прикреплять ножны к поясу, у верхней обоймицы есть специальное кольцо.

Это общие типы кинжалов, но у любого кавказского народа имеются какие-то свои уникальные характеристики относительно формы клинка, рукояти и др. Конечно, отличия можно заметить по орнаменту и украшениям.

Черкесские кинжалы

Они были частично украшены серебром, а их прибор отличался простотой. Черкесский кинжал относится к шапсугскому горскому типу. Что выделяет его среди других, так это оформление с использованием трех заклепок, тогда как традиционно их две. Дополнительная называется глазком, и ее хорошо видно сзади.

Интересно, что у этого народа особняком стоял так называемый кровник - кинжал воина, объявившего кровную месть. Поскольку он отделывался мельхиором со специальным нанесением красных пятен, намерения владельца были очевидны всем. Только после того как месть свершится, «кровь» можно было смыть.

Грузинские кинжалы

Они имеют свою отличительную специфику. Клинкам свойственна общая для всех полуовальная головка, но по форме они коротковаты и имеют форму клина. Это кинжал кавказский, размеры которого не отличаются от традиционных. Одной из главных особенностей является рукоять. На ней можно встретить загвоздки с шляпками-полусферами, чьи края вырезаны как лепестки. Устье у ножен большое и с обоймицей, у наконечника - треугольные выступы. Как правило, они соединены между собой тройными полосками, между которыми - кожаные наклейки. Рукоять и ножны обладают серебряным окладом, дополнительно украшенным растительным орнаментом, который выполнен позолоченной гравировкой. Имеет специфические особенности и клинок. Он украшен сварочной пластинкой в середине, а у основания - фигурными прорезями с серебряной либо золотой насечкой.

К грузинским очень близки хевсуркие кинжалы. Они сделаны из латуни и железа. Форма клинка у них та же, но орнамент не столь витиеват, более простой и выполнен из меди.

Армянские кинжалы

Здесь также отличия нужно искать в деталях. Головка рукояти вытянута вверх наподобие арки, по бокам у нее вырезы, которые называются перехватами. Шляпки у загвоздок конусообразные, цилиндрические или выпуклые, круглые, но очень низкие. Прокладки под ними также выполнены в форме ромбов. Устье ножен соединено с обоймицей и обладает треугольными выступами, как и наконечник. Края этих выступов тоже обрезаны в виде восточной арки, а на вершинах находятся фестоны в виде тюльпанов.

Этот кавказский кинжал имеет прибор, изготовленный из стали. Как и в Грузии, здесь можно увидеть растительный орнамент, но он будет сочетаться со стилизованными надписями на армянском языке, таушированными золотом и серебром. Можно встретить одновременное использование этих металлов. Нередко детали кинжала полностью покрыты таушировкой.

Азербайджанские кинжалы

Они очень похожи на армянские, но у них украшены не только ножны и рукояти, но и сам клинок. Что их отличает, так это орнамент, который помимо растительных мотивов также содержит геометризированный и мусульманский. Последний, как правило, выполнен в виде арок и извивающихся ветвей с редкими листьями. В Азербайджане существует особое искусство прорезного орнамента, которое применятся и при украшении кинжалов.

Дагестанские кинжалы (кубачинские)

По-прежнему считаются самыми лучшими. Длина клинка очень гармонично сочетается с размером рукояти и имеет свои специфические особенности: правый глубокий дол расположен выше, чем левый.

Этот кавказский кинжал имеет узор, напоминающий рисунок сварочной стали. Тип клинка называется лезгинским. Сталь между лезвиями и долами обязательно подвергается процедуре воронения, в результате чего эти пространства заполняются широкими полосами.

Головка рукояти удлинена еще сильнее и сужается к закругленному верху либо имеет ту же форму, что у бебута. Шляпки загвоздок у этого кинжала конусообразны и напоминают пирамидки. Можно встретить и пирамидки с вогнутыми ребрами. Что примечательно, прокладки между загвоздками здесь не приняты. Сама головка, загвоздки и нижняя часть рукояти обязательно окованы металлом, но иногда можно встретить костяные вставки и орнаментальные украшения в виде растений и цветов. Этот элемент декора в Кубачах бывает нескольких типов: мархарай, тута, наиболее часто используемые, а также москов-накыш, сита, применяемые реже. В интернет-магазинах можно найти такой кавказский кинжал. Фотографии расскажут о его достоинствах лучше любого описания.

История применения кавказских кинжалов в России

В XIX - начале XX в. этот вид оружия был незаменим на Руси. Бебут применялся в войсках в период с 1907 по 1917 год. Изначально его ввели жандармам нижних чинов, исключая вахмистров, строевых частей и крепостной жандармерии. Кинжал заменял им шашки вплоть до 1910 года. Примерно в это же время и чуть раньше его ввели на вооружение нижних чинов разведвойск пехоты, пулеметчиков, артиллерии. С 1904 по 1910 год кавказские кинжалы кама применяли казачьи войска.

Бебуты начали использоваться в армии в связи с походами в Среднюю Азию, когда эта форма оружия стала популярна среди наших военных на территории Ирана. Кинжал также заменил артиллерийскую шашку. Широко его применяли и во время Первой мировой в легионах смерти и батальонах чести. Сейчас российское вооружение имеет свои типы ножей.

Кавказские кинжалы сейчас

Старинное оружие - Кавказский кинжал, сделанный в начале прошлого века, ценится чрезвычайно дорого, и его можно увидеть только в музее или частной коллекции. В наши дни традиционно и на совесть выполненные бебут или кама не встретишь за пределами Кавказа. Традиционно кинжал является частью на Кавказе. В России это оружие стало наградным.

Можно встретить и современные кавказские кинжалы. Изготовление их осуществляется на фабриках. Но разве они сравнятся с теми произведениями искусства, слава о которых шла по всему миру? Правда, сейчас изменились и требования вооруженных сил к холодному оружию.

Существует много обучающих материалов о том, как сделать якобы кавказский кинжал своими руками. Понятно, что оригинал такая подделка будет напоминать в лучшем случае лишь формой.