Глобалисты и антиглобалисты кто такие. Антиглобализм в России

Среди сотен всевозможных противостояний на политическом поле явно и довольно ярко выделяется осевое противостояние частей социума - в противостоянии антиглобалистов со сторонниками глобализации. У одних есть проект будущего, какой-никакой, и более того - судя по всему, есть понимание как его осуществлять. А у вторых нет ничего, кроме протеста и набора экзотических и взаимоисключающих общественных теорий (всяких -измов и -анств), которые не смогли стать в поле битвы планетарных идей настолько сильными, чтобы создать и отстоять место под солнцем для своего государства, своей Системы.

Начнём с антиглобалистов, так как они менее интересны и очевидны. Антиглобалисты выполняют роль социальной стружки, песка с резцов, что попадает между шестеренок и иногда заставляет их поскрипывать. Однако антиглобалисты в нынешнем состоянии - это глобально никакое движение, поскольку идея ПРОТИВ всегда тупикова, а в вопросе чего строить после разрушения глобалистического мира они между собой никогда не договорятся, слишком разношерстная публика собралась в этом лагере под знаком протеста. Поскольку антиглобалисты не имеют развитых структур войны, плана смертоносных тотальных вооруженных ударов по ключевым точкам глобалистического мира, ресурсов для таковых ударов, гениальных военно-революционных стратегов и четко отлаженной системы управления, антиглобалисты обречены оставаться потешным кружком остросоциальной самодеятельности/троллинга вперемешку с редким безрезультатным насилием и погромами. Полицейские благодаря антиглобалистам имеют стабильные премии на каждый саммит серии G и прекрасную возможность потренироваться во владении дубиналом. Масс-медиа имеют прекрасную картинку для новостей, журналисты новый материал для статей. А глобализация продолжает идти своим ходом и ей глубоко наплевать на пару разбитых витрин и сотню-другую арестованных граждан из числа неблагополучных. Пусть шоу продолжается.

Протест имеет мало смысла в отсутствие вменяемой альтернативы. На данный момент в силу своей стихийной природы антиглобалистов как политическую силу в расчет можно не брать, они годятся как инструмент чтобы ломать и как тупые кирпичи чтобы строить, но строителями ‘’блэк блок и компания’’ не выглядят никак, скорее фантазерами как всем здорово заживется, после того как падут все государства и люди самоорганизуются по новому.

В самом лучшем случае часть антиглобалистов сыграет роль питательного компоста для семян новых идей - идей, которые смогут создать пригодные для борьбы с глобализацией структуры. В 20 веке с капитализмом сражались красные, потом выступил ислам - эти идеи таковые структуры в числе последователей родить на местах смогли.

Вывод: До появления новых массовой идеи мироустройства, противоречащей капитализму и пригодной для матрицы сознания человека 21 века движение антиглобалистов обречено оставаться многоголовым протестующим стадом, ни на что по серьезному не влияющим, кроме количества полиции на очередном саммите.

C глобалистами интереснее. Их цель до конца не понятна, методы, конечно же, не внушают симпатии - но на пути к такому призу понятно, что будет несладко и скользко от крови - вся планета никогда ни под кого добровольно не ляжет. Ни одна империя без горы трупов и толп недовольных не строилась. Глобальная государство не будет исключением.

Это вопрос эволюции - сначала были племена. Потом царства с княжествами. Потом государства. Империи. Цивилизация шла к укрупнению, мы как граждане РФ по сравнению с членами первых славянских племен - это минимум десяток ступеней социальных революций и реорганизаций. Ничего удивительного, что глобализаторский проект зародился давно и как никогда актуален и ныне.

В то, что глобализация и глобальное государство на планете - это прямо трагедия, я не особо верю. Не трагедия. Дело в том, что все империи разваливались и суперглобальная тоже развалится/расколется. Ничто не вечно под луной. Пятое солнце тоже погаснет.

А вот 200-300-500 лет существования такой суперглобальной империи могут вывести человечество на реально новый уровень, совместная мощь человечества под единой волей способна справиться с кучей вызовов, к которым мы сейчас не готовы. Если к нам вторгнутся инопланетяне - отбиться можно будет в масштабах планеты только с единым центром управления. Решить проблемы с экологией, ограничить вредные выбросы в масштабах планеты - опять же. Много чего еще! Сжать все ресурсы планеты в глобальный кулак - значит перестать бояться забросать друг друга бомбами, не скрежетать зубами из-за того, что кто-то отравляет землю и воздух, пока ты ограничен очередным договором/пактом, значит избавить землю от кучи конфликтов и окончательно приструнить самых буйных и неадекватных.

Глобализм как концепцию без деталей можно понять и принять как неизбежный логический итог развития нашей цивилизации, в том числе с точки зрения общей эволюции и безопасности. Однако современные глобалисты закономерно настораживают своими сатанинскими замашками и тягой к электронным средствам контроля. Если чья-то паранойя окажется верной, и они правда сидят и ждут прихода Машиаха - нас всех ждет очень интересное столетие!

Для общества вопрос приемлемости во всем стоит конкретно: чья именно воля и зачем сожмет в кулак планету? Как будет рулить? Какое нам отводят место в Новом Мировом Порядке? Видеть на месте управляющих глобальным процессом кучку финансовых спекулянтов с англосаксонской змеиной моралью многим бы конечно не хотелось. Нет даже малейшего ощущения их морального авторитета и права на это. Мне тоже не нравится глобализм в его нынешнем потенциале - глобализм ростовщиков. Я бы хотел иной идеологии, не столь радикально ресурсоориентированной. Но и он при каких-то обстоятельствах может оказаться спасением и будет в любом случае лишь временным испытанием для человечества. Цивилизация денег - всего лишь промежуточный этап, который будет одной из остановок длинного пути человечества в вечность.

Настанет день - и человечество войдёт в другой, принципиально новый мир. В это даже не надо верить. Просто однажды вы или ваши дети в нём проснетесь. И очень возможно, что такие слова как ‘’глобализация’’ и ‘’антиглобализм’’ в нём будут попросту не нужны.

Движение антиглобалистов превратилось за последние годы в одну из самых мощных сил, действующих на мировой арене.

Предшественником движения считают мексиканскую организацию Сапатистская армия, которая выступала против договора о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 года. Тогда же в 1994 году в Мексике была образована самая первая организация антиглобалистов People"s Global Action (Глобальные акции народов). Лозунгом People"s Global Action являются испанские слова "Ya Basta" - "С нас хватит!". Духовным лидером антиглобалистов является субкоманданте Инсурхенте Маркос, участник разгромленного индейского восстания в 1994 г. на юге Мексики. Маркос через Интернет распространяет свои послания о вреде глобализма. Наиболее известная работа этого автора - "Четвертая мировая война началась".

В Европе антиглобализм начался с французского фермера Жозе Бове, который в 1995 году на личном тракторе разгромил одно из заведений "Макдональдса" под Парижем. Вдохновленная этим поступком писательница Сюзан Джорж в романе "Рапорт Лугано" описала мрачное будущее нового мирового порядка: большинство человечества жестоко эксплуатируется ТНК, обеспечивая процветание избранных. Бове и Джорж учредили радикальную организацию АТТАК, основная цель которой - борьба с "дьявольской троицей": ВТО, МВФ, ТНК.

В 1996 году по инициативе сапатистов была проведена первая международная встреча представителей движений и организаций, выступающих "за справедливое и гуманное мироустройство", а в 1998 году прошли первые скоординированные акции в разных странах. А сам термин "антиглобализм" появился в средствах массовой информации на рубеже 1999-2000 годов.

В апреле 2001 года под лозунгами антиглобалистов (главный из них - "Дать людям самим определять, как им жить") состоялся мирный поход на Мехико, к которому присоединились кинорежиссер Оливер Стоун, нобелевские лауреаты Хосе Самаранго и Габриэль Гарсиа Маркес, а также несколько депутатов Европарламента.

Эти люди называют себя "новым антикорпоративным движением" или "новым антикапиталистическим движением". А чаще всего - "движением за глобальную демократизацию" (ДГД).

Сегодня в мире насчитывается около трех тысяч антиглобалистских организаций. Самой известной является АТТАК (аналогия "attack" - "атака", "нападение") В переводе с французского данная аббревиатура обозначает "Действие за налог Тобина в помощь гражданам". Речь идет о предложении известного американского экономиста, Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Тобина обложить налогом в 0,1% все финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире.

Другое не менее авторитетное движение - Reclaim the Street ("Вернем себе улицу"). Именно оно наиболее ревностно требует списания внешних долгов стран "третьего мира". По мнению членов организации, эти внешние долги возникли из-за политики, навязанной чиновниками МВФ и лидерами ЕС.

IMC - Independent Media Centers или просто Indymedia - ещё один кит антиглобалистского движения. Это система электронного обмена информацией, созданная в Сиэтле в 1999 году. Ныне её можно назвать глобальным информагентством антиглобалистов. Их сайт был сконструирован по методу форума - ленту новостей сайта формировали все желающие, которые смогли выйти в сеть с первого попавшегося компьютера. Сообщение попадает в ленту новостей и становится доступным пользователям Интернета во всём мире.

Само движение по составу неоднородно, в него вливаются организации, выражающие какой-либо общественный протест (марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, "зеленые", изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, защитники прав потребителей и противники абортов и т.д.). Между ними могут быть значительные расхождения во взглядах и разные представления о тактике ведения борьбы, однако всех участников движения объединяет несогласие с политикой ведущих индустриальных стран, Всемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ) и других структур, которые принимают решения по глобальным экономическим проблемам.
Активисты антиглобалистских организаций всячески подчеркивают ненасильственный характер своих выступлений, но вследствие многослойности движения в рядах манифестантов нередко оказываются группировки левацкого толка, что приводит к беспорядкам.

Первые крупные уличные беспорядки произошли в декабре 1999 года в Сиэтле , где на улицы вышли около 50 тысяч человек под общим лозунгам "Мобилизация против глобализации". Антиглобалисты, феминистки и профсоюзы хотели помешать участникам встречи Всемирной торговой организации. Полиция Сиэтла была вынуждена применить спецсредства, включая дубинки и "перцовую смесь", чтобы освободить проезжую часть улицы от проводящих сидячую акцию протеста демонстрантов. Были арестованы более 500 человек, в городе вводился комендантский час. Организаторы саммита были вынуждены отменить торжественную церемонию открытия после того как, многие министры торговли, приехавшие на саммит, а также другие его участники, включая госсекретаря США Мадлен Олбрайт и главу ВТО, не смогли покинуть свои гостиницы. Форум ВТО в Сиэтле был признан проваленным.

Насилием был отмечен так называемый "карнавал против капитализма", проведенный в Сити, деловом районе Лондона , 18 июня 1999 года. Десятки активистов были арестованы, около 150 человек получили ранения.

В сентябре 2000 года в Праге во время саммита МВФ и Всемирного банка в протестах принимало участие около 20 тыс. человек. Демонстранты, вооруженные булыжниками и бутылками с зажигательной смесью, вступили в бой с полицией у пражского Конгресс-центра, в котором проходил саммит. Полиция применила слезоточивый газ, водометы и даже бронемашины. Несколько десятков человек получили ранения, более 850 человек арестованы. Был причинен значительный ущерб зданиям. Пострадали два участника заседаний - из России и Японии. В пресс-секретаря российской делегации Геннадия Ежова попала емкость с песком. В результате врачам пришлось накладывать швы на лицо пострадавшего. Саммит завершился на один день раньше намеченного срока.

В декабре 2000 года ареной ожесточенных столкновений стала Ницца (Франция) благодаря проходящему там саммиту ЕС. В город съехались, по разным данным, от 50 до 100 тыс. человек. Манифестанты взяли в осаду дворец "Акрополис", где заседали европейские лидеры, заставив полицейских и жандармов применить слезоточивый газ. В результате ядовитая смесь попала в систему воздухоснабжения дворца. Хозяин встречи президент Франции Жак Ширак, приветствовавший гостей, все время чихал, а у премьера Лионеля Жоспена покраснели глаза. В результате "боевых действий" пострадали главным образом полицейские, задержаны 40 участников акции протеста.

В феврале 2001 года хакеры-антиглобалисты из движения "Хактивист" взломали компьютерную систему, обслуживавшую форум в Давосе , и получили информацию о номерах телефонов, банковских счетах, кредитных карточках 1500 его участников, в том числе Ясира Арафата, Билла Гейтса, Билла Клинтона, Кофи Аннана, Шимона Переса и многих других. Хакеры хотели, по их словам, «продемонстрировать незаконность понятия интеллектуальной собственности, которое служит интересам сильных мира сего».

Очередная проба сил антиглобалистов состоялась в ходе саммита Евросоюза в Гетеборге (Швеция) в июне 2001 года. К Гетеборгу антиглобалисты готовились основательно, оповещая население о своих планах со страниц газет и размещая подробные инструкции для единомышленников в Интернете. Всего в Гетеборг съехалось порядка 15 тыс. (по некоторым данным - до 25 тыс.) демонстрантов, представляющих 80 организаций. Погромы начались в первый же день, во время встречи лидеров ЕС с президентом США Джорджем Бушем, олицетворяющим в глазах антиглобалистов все зло современной цивилизации. В ходе столкновений с полицией (демонстранты имели примерно 25-кратное численное превосходство) были ранены более 70 человек, травмы получили около 60 полицейских, свыше 600 участников протеста были задержаны. Впервые в истории подобных мероприятий правоохранительные органы применили огнестрельное оружие. Швеции пришлось даже пойти на такую непопулярную в Европе меру, как временная приостановка действия шенгенских соглашений о свободе передвижения.

Одна из самых громких в истории антиглобалистов акций произошла в июле 2001 года в Генуе (Италия). Поводом послужил саммит стран "большой восьмерки". На улицы вышли уже 120 тысяч человек. В результате столкновений с полицией был убит манифестант Карло Джулиани. Это имя сразу становится символическим - первая жертва антиглобалистских выступлений. Под колесами автомобиля погибла уроженка французского города Ницца Сюзан Бендотти. 200 человек получили ранения разной тяжести, сотни были арестованы.

Во время работы Всемирного экономического форума в Нью-Йорке в феврале 2002 года антиглобалисты устраивали митинги в нескольких районах Манхэттена, в том числе в непосредственной близости отеля, где проходил форум. Однако каких-либо серьезных инцидентов в ходе митингов протестов не зарегистрировано. Всего в акциях принимали участие около 1 тыс. человек. Полиция задержала около 30 антиглобалистов за нарушение общественного порядка.

В ходе саммита «восьмерки» в Эвиане (июнь 2003 года) общая численность участников манифестации превысила 60 тыс. человек. Противники эвианского форума в Женеве и в районе Аннемасс блокировали доступ к Эвиану по шоссе, стремясь осложнить проезд персонала иностранных делегаций на саммит. Если в Женеве эта акция прошла в целом мирно, во Франции она была отмечена столкновениями антиглобалистов с полицией на автотрассе, ведущей из Аннемасс в Эвиан.

В 2003 году внутри движения произошло размежевание между радикалами, выступающими против глобализации вообще, и теми, кто добивается изменения ее форм. Последние получили название "альтернативные глобалисты" (или "альтерглобалисты"). Альтерглобалисты выступают за социально справедливую глобализациию, их деятельность направлена на диалог с властями.

В июле 2005 года встреча лидеров "восьмерки" в Глениглсе сопровождалась акциями антиглобалистов и анархистов, а также их ожесточенными столкновениями с шотландской полицией, в том числе в Эдинбурге и Стирлинге. Полицейские образовали "живой щит" вокруг гостиничного комплекса, где проходил саммит, чтобы предотвратить попытки антиглобалистов прорваться на охраняемую территорию. В акции приняло участие около пяти тысяч человек. Численность арестованных за нарушение порядка и сопротивление властям превысила 350 человек.

В период проведения встречи «восьмерки» в Петербурге в июле 2006 года "контрсаммит" антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистов им было предоставлено место, которое выбрано ими самими - на стадионе Кирова. В рамках «контрсаммита» прошел «социальный форум», симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.

После 11 сентября 2001 года протестантам стало жить гораздо труднее. Послышались и прямые сравнения антиглобалистов с террористами. Как результат, протестантам пришлось уменьшить радикализм своих акций, но не их масштаб. Марши мира во время антииракской кампании, сопровождение разноформатных саммитов глав ведущих государств и лидеров корпораций в последующие годы после сентября 2001 это подтверждают.

В России движение вошло в моду после Генуи. У истоков российского "Антиглобалистского фронта" стояли нацболы Эдуарда Лимонова, "Трудовая Россия" Виктора Анпилова, "Авангард красной молодежи" и Союз коммунистической молодежи КПРФ. В последнее время российские радикалы все успешнее вливаются в мировое антиглобалистское движение.

Наиболее значительными событиями в рамках движения антиглобалистов являются Всемирные социальные форумы, задуманные как альтернатива Давосскому экономическому форуму. Все форумы проходят под лозунгом "Другой мир возможен". Последний, седьмой Всемирный социальный форум прошел 20-25 января 2007 в Найроби (Кения).

Кто такие антиглобалисты?

1. Антиглобалисты в зеркале СМИ

Уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти события в Генуе в июле 2001 года, ставшие без преувеличения сказать апогеем антиглобалистских протестных акций. Напомню, в Геную съехалось тогда около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. На уровне европейских правительств стали даже раздаваться голоса о целесообразности проведения такого рода международных мероприятий в будущем. Стоит ли превращать целый город в осажденную крепость для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами, поели вволю деликатесов и подписали заранее подготовленные документы?

Однако, несмотря на то, что протесты антиглобалистов всегда - новость №1 для всех российских электронных СМИ - так, видеоряды с цепями молодых людей, идущих с красными знаменами на ощерившихся щитами полицейских, мелькали в начале каждого выпуска новостей во время генуэзского саммита - из обширных, но, как всегда, бедных на содержание комментариев теледикторов трудно было понять, кто такие эти антиглобалисты. Телеканалы порой говорили совершенно противоположные вещи, кажется, в первый день саммита ОРТ заявило, что антиглобалисты - это безработные, пострадавшие от того, что западные капиталисты-владельцы транснациональных корпораций (ТНК) предпочитают нанимать рабочих из стран Третьего мира, которым много платить не надо, НТВ же убеждало россиян, что это-де студенты из обеспеченных семей, которым «просто нравится Че Гевара», что, в общем-то, по молодости простительно. Надо заметить, что не исключение, а правило: сообщения буржуазных СМИ об антиглобалистах всегда противоречивы, тенденциозны и в то же время скудны на полезную информацию.

Ответ на вопрос: кто такие антиглобалисты, что они требуют, и что они значат для Запада? - я и попытался дать в этой статье. Насколько мне это удалось, судить, понятно, читателю.

2. Кто такие антиглобалисты?

Антиглобалистское движение возникло в 1994 году и его основателем считается субкоманданте Маркос - выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. В указанном 1994 он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем, практически бескровно. Субкоманданте Маркос стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой . Радикалы зачитываются его стихами и эссе, где мифологические мотивы индейцев майя перемежаются с обличениями глобального капитализма, отстаиванием прав народов Третьего мира и, в частности, индейцев и призывами к революции. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, не обязательно силой оружия. Кстати и сам Маркос, рассматривает автомат Калашникова лишь как средство адекватно ответить на нападение, главным же своим оружием он считает Интернет.

Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит из более тысячи мелких молодежных, прежде всего, студенческих группировок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие- представители радикальных, не вмонтированных в «Систему» профсоюзов, экологи, и даже симпатизирующие «левым» верующие - христиане и мусульмане. Среди самых крупных групп отмечу «Аттак» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам»), в которую входит около 30 000 человек, и которая имеет отделения в 20 странах. Ее лидеры - Жозе Бове - французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдональдс» в предместье Парижа в знак протеста против вытеснения французской традиционной кухни американскими закусочными, и Сюзен Джордж - журналистка, написавшая роман-антиутопию «Рапорт Лугано», в котором описала и в некотором роде предсказала захват капиталистическими монополиями планеты и геноцид целых стран и народов. Достаточно внушительной силой является организация «Глобальное действие людей», возникшая в Европе в 1999 году и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне. Остальные группы менее многочисленны.

Антиглобалистов принято разделять на два лагеря - умеренных и радикалов. Умеренные представлены, прежде всего, так называемым Социальным Форумом Генуи, который включает в себя около 800 групп, выступающим за списание долгов со стран «Третьего мира», за безъядерный мир, за экологические программы и т.д. Они отвергают насильственные действия и выражают свой протест посредством мирных демонстраций, пикетов, концертов. Представители СФГ идут на контакт с представителями властей, к примеру, ведут с ними переговоры, когда этого требует ситуация. Показательно при этом, что именно на штаб-квартиру СФГ был совершен ночной налет полицейских в последний день генуэзского саммита.

Радикальное крыло антиглобалистов составляют малочисленные группки, практикующие более агрессивные формы борьбы с капитализмом. Среди них опять таки не все «кровожадные террористы», есть, если можно так выразиться, и «умеренно радикальные» группировки, которые удовольствуются взломами интернетовских сайтов глобальных американских кампаний типа «Пепси-Колы» или на худой конец, битьем стекол в «Макдональдсах», как это делают активисты упомянутых «Аттак» и «Глобального действия людей» или «Хактивист» (союза антибуржуазных хакеров).

К вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов и к уличной «герилье», то бишь гражданской войне в городах, призывают лишь малочисленные группки маоистского и анархистского толка вроде «Черного блока» (официальное название организации «Антикапиталистический блок»), «Революционного фронта за коммунизм», «Я-Баста», «Маоистского Интернационала», «Красных скинов» и т.д., но от них, ясное дело, и больше всего шума. Это их члены в Сиэтле, Квебеке и Генуе метали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова» (так на Западе называют бутылки с зажигательной смесью), переворачивали и взрывали машины и т.п. Кстати, в штаб-квартиры анархистов в Генуе итальянские карабинеры так и не сунулись, что и понятно: анархисты, наверняка, были вооружены, они стали бы отстреливаться, а «отважные» карабинеры всего мира предпочитают бить дубинками безоружных людей, не могущих оказать сопротивление.

3. Как действуют антиглобалисты?

Зрителям теленовостей внушают, что антиглобалисты только и делают, что переезжают из города в город и устраивают манифестации и дебоши во время глобалистских экономических саммитов. Но этим не совсем так; хотя бы потому что далеко не у всех членов движения достаточно средств для путешествия в другую страну. Кроме того, понятно, что «легки на подъем» лишь активисты, а, очевидно, что кроме них есть еще и слои пассивных членов и сочувствующих (так что 150 000 человек, которые собрались в Генуе - это только «верхушка айсберга», в действительности антиглобалистов на Западе как минимум, раза в два больше).

Основная часть антиглобалистов, не участвующая в пикетировании саммитов, а также активисты в период между этими пикетированиями занимаются, прежде всего, так называемыми «молекулярными» акциями, которые осуществляются импровизированными, «ситуативными» группками из нескольких человек, создаваемыми для одной-двух акций.

Причем, здесь мы имеем дело с сознательной тактикой, основанной на теории «молекулярных», т.е. многоцелевых, разнонаправленных ударов по капитализму, основы которой были заложены итальянским коммунистом Антонио Грамши и которая была развита ситуационистами - революционерами мая 1968 года (Э. Ги Дебор ). Согласно этой теории прошли те времена, когда капитализм можно было свалить пропагандой среди рабочих и созданием централизованных партий. Машина буржуазной пропаганды - телевидение, радио, газеты, комиксы - практически, сводит эту пропаганду на нет. Поэтому для того, чтобы расшатать политические и экономические конструкции капитализма, нужны одновременные удары по тысячам и тысячам его «крепящих деталей» - фирм, партий, газет и т.д., произведенные мелкими группами и даже одиночками.

Работают эти группы так: объединяются два-три человека и выбирают себе цель, например, кампанию «Пепси-Кола». Дальнейшие действия состоят в раскрытии ее хищнической сущности всевозможными способами. Можно, скажем, при помощи подручных агитационных средств популярно объяснять, что становится с национальными производителями газированных напитков после того как на рынки приходит глобалист- «Пепси» и что это означает для простых людей - работников соответствующих предприятий. Возможны авангардистская антиреклама, пикетирование предприятий, выступления в прессе и т.д. Причем, не нужно думать, что результатом этого является только «выпуск пара» у антикапиталистов и газетные сенсации. Недавно под давлением антиглобалистских акций против транснациональной корпорации «Ньюк», ее владельцы были вынуждены поднять зарплату своим рабочим на заводах в Малазии, где широко применяется труд 12-летних детей.

Кроме повседневных, «молекулярных» акций на счету антиглобалистов выпуск прокламаций, журналов и газет (самый известный - «Следим за корпорациями», издание организации «Глобальное действие людей»), проведение своих собственных саммитов и конференций. Самым крупным был, пожалуй, так называемый «Анти-Давос» - Всемирный Социальный Форум, который проводился в Бразилии, в городе Порто Алегре одновременно с глобалистским Всемирным экономическим Форумом в Давосе. На «Анти-Давос» приехало даже больше народа - около 10 000 против 3 000 участников «Давоса», причем, состав был достаточно солидным - представители 900 общественных организаций, более 400 парламентариев со всего мира, сочувствующие «левым» западные актеры, режиссеры, писатели и т.д.

Несмотря на пестроту состава антиглобалисты хорошо организованы. Как все уже убедились, за считанные дни они могут собрать в одном месте более 100 000 активистов из разных стран Европы и Америки. Во многом это объясняется их с прекрасным знанием Интернета: на баррикадах в Сиэтле-99 спонтанно возникло интернетовское информационное агентство антиглобалистов «Индимедиа», которое сейчас называют агентством связи планетарных сил сопротивления капитализму (www.indymedia.org, русская версия - www.russia.indymedia.org). Посредством него антиглобалисты не только договариваются о совместных поездках, но и сообщают о своих акциях, обмениваются планами.

Однако, о самих антиглобалистах сказано, кажется, достаточно, теперь же хочется разобраться, что они требуют и к чему стремятся?

4. Что требуют антиглобалисты?

Усилиями электронных прокапиталистических СМИ по всему миру у обывателя было создано стойкое убеждение, что антиглобалисты не имеют никакой четкой программы и способны лишь на выкрики о необходимости изменить мир. На самом деле это, мягко говоря, натяжка. Трудно отрицать, конечно, наличие разногласий в среде антиглобалистов, однако, общий знаменатель у них все же имеется.

Более того, имеются даже совместные документы антиглобалистов, как, например, петиция, принятая на альтернативной конференции в Женеве, где, в частности, говорится: «Мы требуем радикальных изменений МВФ и Мирового Банка, потому что они виновны в мировой бедности и увеличении неравенства… Открытости и демократизации МВФ и МБ… Политика МВФ и МБ должна уважать и поддерживать права человека!».

Итак, антиглобалистов не устраивает ситуация, когда 8 так называемых «развитых» стран мира (страны Западной Европы, Япония и США), практически управляют всем миром, контролируют мировые организации типа ООН, Всемирного Банка или МВФ, под лицемерными предлогами «помощи беднейшим странам» выделяют им кредиты под такие проценты, что эти страны попадают в финансовую кабалу, под лозунгом «свободы торговли» разрушают их экономику, явно неконкурентоспособную по сравнению с западными гигантами-концернами, нещадно эксплуатируют их население на заводах ТНК. Антиглобалистам не нравится, что западные правительства во главе с США явно и тайно вмешиваются в дела других стран, устанавливают выгодные им режимы, объявляя их «прогрессивными» (как, например, в Чили в 70-е годы и в Югославии в наши дни), занимаются информационной войной и шельмованием.

Кроме того, антиглобалисты озабочены состоянием дел на самом Западе, где, как ясно уже многим, надвигается системный кризис экономики, на биржах с каждым годом наблюдается все большая нестабильность, а «средний класс» - опора западного общества стремительно тает. Скажем, в США за последние 10-15 лет людей со средним уровнем достатка стало значительно меньше, зато выросло количество супербогатых (с тринадцати в 70-х годах до ста тридцати в 90-х) и очень бедных, живущих лишь на пособие. А планы правительства США превратить весь Новый Свет в единую экономическую зону, похоже, вообще покончат с временным, длившемся несколько последних десятилетий, благополучием рабочих США. Ведь как только для североамериканских капиталистов станут абсолютно доступными рынки дешевой рабочей силы в Мексике, Центральной и Южной Америке, с требованиями своих, отечественных профсоюзов они просто перестанут считаться.

Правда, положительные идеалы у различных группировок антиглобалистов существенно различаются. Умеренные требуют от западных правительств немедленного списания всех долгов стран Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран, улучшения положений рабочих на ТНК по всему миру, «отвязки» национальных валют от американского доллара, изменения налогообложения в странах Запада и поощрения национальных производителей.

Левые радикалы - неокоммунисты и анархисты требуют мировой коммунистической революции. Они утверждают, что пока существует рыночная экономика, основанная на частной собственности на средства производства, богатые страны будут продолжать наживаться на бедных и пропасть между богатым Севером и бедным Югом будет увеличиваться. С точки зрения «левых», капиталисты заинтересованы лишь в своей прибыли, а справедливого распределения товаров и ресурсов можно достичь лишь при плановой экономике. При этом они подчеркивают, что речь идет об «истинном социализме», а не о «бюрократической карикатуре на социализм, которая была в СССР».

Вместе с тем не надо думать, что это - чисто эмоциональный протест, вызванный явной несправедливостью политики транснациональных корпораций в Третьем мире. Антиглобалистский протест уходит корнями в особое философское направление, являющееся правопреемником философии «новых левых» 60-х годов (Г. Мар-кузе, Ж.П. Сартра, Э. Ги Дебора и др.), хотя и здесь, конечно, нельзя говорить об однородности.

5. Теоретики антиглобализма

Одним из предтеч современной идеологии антиглобализма является американский экономист, мыслитель и общественный деятель Линдон Х. Ларуш . За свои диссидентские взгляды, явно расходящиеся с господствующим в Америке неолиберализмом, он просидел 5 лет в тюрьме по сфабрикованному спецслужбами обвинению, но под давлением международной общественности был досрочно отпущен. В настоящее время он выпускает интернет-издание «Интеллектуальное обозрение», руководит Шиллеровским Институтом (Германия), занимающимся проблемами глобализации. Главный труд Ларуша - книга «Физическая экономика», где он резко критикует концепции экономического либерализма, монетаризма и постиндустриализма и противопоставляет реальную, «физическую экономику», строящуюся на производстве реальных благ (материальных продуктов) и виртуальную, финансово-спекулятивную экономику, делающую деньги из денег, ничего не добавляя к материальному базису страны.

Ларуш - резкий противник философии «постиндустриального общества», которая утверждает, что на смену индустриальному промышленному капитализму пришел строй, где главное место занимает сфера услуг и информационные технологии и поощряет культ потребления. По мнению Ларуша это ведет к тому, что экономика становится спекулятивной и превращается в финансовую пирамиду, которая рано или поздно должна рухнуть. Именно такова, по мнению Ларуша, экономика современных США, она держится только на том, что правительство допечатывает новые и новые доллары, благо, доллар не «привязан» к золотому запасу. Пока удается избежать кризиса за счет нещадной эксплуатации слаборазвитых стран, но долго так продолжаться не может, предупреждает Ларуш. Его идеал - общество, где господствует труд, а не капитал, так как только в этом случае, убежден американский мыслитель, можно говорить о человеке как о творце. Интересно, что Ларуш радикальный сторонник научно-технического прогресса, он считает, что знаменитые рассуждения ученых «Римского клуба» о «пределах роста» (т.е. о необходимости остановить развитие техники, иначе Землю ждет экологическая катастрофа) - не более чем уловка идеологов Запада, рассчитанная на Третий мир; пускай, мол, все остается как есть: западные страны - технологически развитыми и богатыми, а южные и восточные - отсталыми и бедными.

Однако, Ларуш, как я уже говорил, только предшественник антиглобалистов, к тому же, его влияние ограничено. Подлинным властителем умов антиглобалистов является словенский философ и публицист Славой Жижек . В настоящее время он работает в «Институте культурологических исследований» (Германия), где является одним из руководителей проекта «Антиномии постмодернистского разума». Пожалуй, он единственный современный леворадикал, который имеет некоторое признание в буржуазных, «официальных» кругах Запада. Во всяком случае, несмотря на его недвусмысленные протесты против натовской агрессии в Югославию и терпимое отношение к идеям Ленина (в 2001 году он провел в Германии научную конференцию, посвященную Ленину и ленинизму, повергнув тем самым в шок западных журналистов), его привечают европейские официозные издания типа «Зюддойче цайтунг». Его взгляды представляют собой синтез западного марксизма и структуралистского психоанализа Жака Лакана.

Основной огонь критики Жижека направлен на идеологические «священные коровы» неолиберализма - принципы пацифизма, мультикультурализма и толерантности. Жижек стремится доказать, что оборотной стороной «абстрактного пацифизма» Запада, т.е. стремления во что бы то ни стало установить мир, закономерно становится военная агрессия (как в Ираке и Югославии), что призывы Запада быть терпимым, толерантным к другим культурам оборачиваются новой, скрытой формой расизма - неорганическим «отрефлектированным расизмом». Представляют большой интерес размышления Жижека о причинах усиления в наши дни национализма и фундаментализма. Он отказывается рассматривать национализм как феномен возрождения национальных культур, по мнению Жижека, национализм вырастает из иного корня - из ситуации постмодерна. Современные люди, живущие в мегаполисах, говорят, одеваются, ведут себя более или менее одинаково, стандартно, реакцией на эту репрессивную унифицированность постмодеринистского человека и является национализм, стремление к исключительно национальной самоидентификации, практически, уже без связи с национальными корнями.

Нельзя сказать, что Жижек противник западной демократии, напротив, он радикальный демократ с постмодернистскими мотивами; все дело в том, что сам Запад в своей политической практике все больше отходит от им же провозглашаемых идеалов демократии и либерализма, что видно на примере натовской агрессии в Югославию или поддержки США авторитарных режимов, когда им это выгодно. Итак, Жижек в духе старых «новых левых» обвиняет Запад ни в чем ином как в переходе к «скрытому фашизму» под вывеской либерализма.

Среди других идейных лидеров антиглобалистов отметим известного лингвиста и политолога Ноума Хомски , а также суфия и анархиста Хаким Бея . Заражены идеями антиглобализма и, соответственно, несут их художественными средствами в массы многие деятели западной творческой интеллигенции, включая даже некоторых звезд Голливуда. Это не говоря уже о том, что среди радикальных антиглобалистских групп, по прежнему, почитаются авторитетными и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: Бакунина, Кропоткина, Маркса , Ленина, Троцкого, Адорно , Маркузе Ги Дебора и др.

6. Смысл антиглобализма

Движение антиглобалистов интересно и важно прежде всего упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку западной пропаганды о наступление эпохи гуманизма, прогресса и согласия, о некоем хэппи-энде истории. Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса «развитых стран», которую усиленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни - лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек.

Когда коммунисты говорили о том, что сегодняшнее благоденствие Запада куплено дорогой ценой - нищетой, мучениями и смертями в странах-пролетариях, т.е. в Третьем мире, и наши, и западные либеральные интеллектуалы отмахивались от них как от назойливых мух. Теперь тоже самое говорят молодые люди с самого Запада и еще как говорят - не суконным, лапидарным языком советской пропаганды, а ярко, эксцентрично, карнавально! Причем, чем сильнее на Западе прессинг «либерального информационного тоталитаризма», приклеивающего ярлык «экстремизма» ко всему, что выходит за границы либерального поля, тем сильнее протест свободомыслящей западной молодежи.

Оказывается даже западные СМИ с их мощнейшими технологиями «манипуляции сознанием», разработанными научными институтами, не всесильны, и это, как говорится, радует и вселяет определенный оптимизм. Другой вопрос: смогут ли только лишь одни антиглобалисты свалить капитализм? Думаю, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ответ на этот вопрос может быть лишь отрицательным. Слишком они разрознены, слишком увлечены эмоциональным протестом…

И кроме того, не будем забывать, что антиглобалисты - сугубо западный феномен, выражающий внутренний кризис самой западной культуры. Заметьте, что они бьют западный официоз его же оружием, то бишь упрекают глобальные компании и организации в нарушении тех же принципов, которые они во всеуслышанье провозглашают - принципов суверенитета народов, прав и свобод человека, равенства в правах. Заметьте, что западные антиглобалисты в принципе не против глобализма как такового, т.е. идеи планетарного, унифицированного общества, «плавильного котла наций», они только за справедливое глобальное общество, где нет наций-эксплуататоров и наций-эксплуатируемых. Т.е. антиглобалисты находятся с некоторыми вариациями в поле тех же самых западных идей, которые породили глобализм, конфликт же между ними носит в полном смысле слова диалектический характер.

Противостоять мировому, глобальному капитализму и его претензиям поглотить все страны и народы можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов «золотого миллиарда».

Вряд ли нам удастся спастись и отстоять свое достоинство и суверенитет, если молодые ребята с более или менее благополучного Запада будут выходить на улицы с гитарами и флагами и идти против водометов «копов», а их сверстники из России сидеть дома, смотреть проамериканское ТВ и считать за счастье устроиться в разносчиком в «Макдоналдс» за оплату, вдвое меньшую, чем в Америке.

по данным сайта "ПоитНакуа

а кто такие антиглобалисты и чего они добиваются?

  1. а нахрена тебе что то понимать? если ты с этим согласен - то ты глобалист.. . а вот ежели нет. . то анти.. . тока ты до митинга исшо не дошл и в морду не успел получить...
  2. Вот если мировые политики были бы так называемыми "антиглобалистами" то не было бы мирового кризиса) Если ты против того что бы наша страна кормилась за счт того что Европа напрямую зависит от наших энергоресурсов - то добро пожаловать к остальным беспредельщикам называемых себя "антиглобалистами"))) Вот так = _))

  3. Антиглобалисты - это намники, которые за бабки участвуют в уличных беспорядках, там где собираются глобалисты, но так как туда приглашают не всех глобалистов, а только избранных, вот обиженные и устраивают беспорядки.
  4. Они протестуют против глобализации. Например- против разрушения деревень и урбанизации, ведь это подрыв продовольственой независимости страны.
  5. Антиглобали#769;зм политическое движение, направленное против определнных аспектов процесса глобализации в е современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) .

    Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.
    Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, ее сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально постольку, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

    На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

    Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный Социальный Форум (ВСФ)

    Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать новых левых 1960-х 1970-х годов.

    В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвертой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор Монд Дипломатик Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

    Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, АТТАК-Франция (ATTAC Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление Налога Тобина (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином) . Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

    В декабре 1998 года активисты АТТАК-Франция провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации Движения безземельных (Бразилия) , Политического и информационного центра международной солидарности (Южная Корея) , Женского движения (Канада) , Фермеров крестьянской организации Karnathaka (Индия) , Международного форума альтернатив (Бельгия) .

    Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая битва в Сиэтле в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической

  6. Добивются, что им били морду.

Глобализация - это возникновение единой мировой экономики, единого мирового рынка - такого, какими были раньше национальные рынки, то есть единого рынка капитала, единого рынка товаров и услуг, единого рынка рабочей силы. И национальные границы никак не должны мешать этому единству. Это - естественный и неизбежный процесс, его предсказал ещё Маркс 150 лет назад. Не случайно МВФ, когда он озаботился теоретическим обоснованием «глобализации», сослался на «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

Глобализация экономики привела к тому, что реальная власть от политиков в парламенте и исполнительных структурах переместилась в финансовые институты: МВФ, Всемирный банк (ВБ) и транснациональные корпорации (ТНК). Государство минимизировало свое вмешательство в экономические и финансовые процессы и тем самым, по сути, стало только регулятором юридических контрактов и аппаратом подавления недовольных. Так, экономика и политика всё меньше определяются внутри государств и всё больше внутри МВФ, ВБ, ВТО и ТНК.

Появления антиглобализма - прямое следствие экономических кризисов, сотрясавших мир в последнее десятилетие. Противоречия, заложенные в экономику развивающихся стран с подачи МВФ, ВТО и ВБ, стремительный рост валютных, кредитных и фондовых рынков привели к закономерному результату такой политики - финансовому кризису 1997 года в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Гонконг), дефолтам в России - 1998, Бразилии - 1999, Турции - 2000, Аргентине - 2001, Венесуэле - 2002. Экономические кризисы сопровождались целым рядом политических волнений: Индонезия 1998-го года, Боливия 2000-го, Аргентина и Венесуэла 2002-го. Кроме того, непрекращающиеся войны в Африке, арабо-израильское противостояние и оживление международного терроризма. Плюс ко всему Афганистан, Ирак, Чечня и Югославия.

Впервые об антиглобализме заговорили в начале 1994 года, когда на юге Мексики поднялось индейское восстание, возглавляемое субкоманданте Маркосом. 1 января 1994 года, в день подписания Мексикой торгового соглашения с США и Канадой, которое предусматривало освоение нефтяных промыслов и древесины в штате Чьяпас, люди в черных масках захватили столицу штата Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. Первые же публичные заявления и письма Маркоса, адресованные всем известным людям планеты, вызвали восторг левых. Он говорил о смерти ТНК и утверждал, что идет Четвертая Мировая война (Третья, по его мнению, закончилась развалом СССР и уничтожением соцлагеря). Его призывы и идеи нашли горячий отклик, и на первый же съезд поддержки, проведенный в Испании, приехало пять тысяч делегатов от множества общественных организаций. Так была создана Сапатистская армия национального освобождения, названная в честь мексиканского героя гражданской войны 1917 года Сапаты. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто позже стал себя именновать антиглобалистом.

Вопреки логике, антиглобализм зародился вовсе не в Азии, Латинской Америкой или странах бывшего СССР, по экономикам которых паровым катком проехался финансовый кризис 1997–1998 годов, а в спокойной и респектабельной Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, или сокращенно «АТТАК-Франция». В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия). Главным требованием новоиспеченных антиглобалистов стало введение «налога Тобина», предложенного Нобелевским лауреатом экономистом Джеймсом Тобином еще в 1972 году. Антиглобалисты подсчитали, что если обложить «налогом Тобина» в 0,1% все финансовые операции на Земле, то ежегодно можно получать до 160 миллиардов долларов и использовать их для борьбы с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Борьба за введение «налога Тобина», по мнению учредителей «АТТАК-Франция», могла бы объединить самые различные общественные организации и политические партии. Так и случилось; со временем в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные и пр. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Такая разобщенность свидетельствует о том, что взять движение под контроль не удастся никакой партии, корпорации или правительству. Антиглобалистское движение слишком глобализовано, децентрализовано и разнородно.

Тактика антиглобалистов – протестные движения, которые они провели в ряде городов мира: все зависит от того в каком городе проходят международные экономические форумы. И некоторые из них были вполне успешными. В частности в конце ноября 1999 года в Сиэтле демонстрантам удалось сорвать подписание «многостороннего соглашения об инвестициях», которое предусматривало, что ТНК будут стоять над национальным законодательством. То есть если ТНК не хотят платить зафиксированный местными законами минимум заработной платы - то и не будут. А если придется заплатить - ТНК может содрать с государства штраф за «причиненный ущерб», упущенную выгоду и т.п. Что это значит, легко увидеть из дела «“Этил” против Канадской Федерации». Американская корпорация «Этил», пользуясь договором НАФТА, предъявила иск правительству Канады на 250 млн долларов за то, что правительство запретило использование производящейся «Этил» добавки к бензину «МНТ». Эта «МНТ» отравляет окружающую среду и портит автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. «Этил», таким образом, заставляет автовладельцев постоянно покупать новое оборудование…

Однако тон антиглобализма резко изменился после нью-йоркских терактов в сентябре 2001 года, когда любой политический экстремизм, не только уличный, стали запросто уподоблять терроризму. Вот почему в умеренных гражданских ассоциациях созрело решение полностью отмежеваться от разного «анархистского сброда, радикалов левого, правого и любого толка». Старое название «антиглобалисты» теперь оставлено «камнеметателям» и «поджигателям», чьи провокации якобы «привели к криминализации диссидентских движений». Главный мыслительный центр – ATTAК-Франция предложила новый термин: альтерглобалисты – «другие глобалисты». Это не только смена имени, но и смена программы: альтерглобалисты, понимая, что «глобализация» обусловлена объективными причинами, выступают не против последней, а против того сценария, по которому ТНК развивают её. ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в оффшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но резко затруднили въезд в развитые западные страны извне. То есть: свобода для капитала - и отсутствие свободы для рядовых граждан.

На сегодняшний день участники альтерглобалистского движения достаточно четко декларируют один из своих главных лозунгов - глобализация, но с четко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране.

Их базовая программа-минимум выглядит следующим образом:

  • списание долгов развивающихся и бывших коммунистических стран;
  • выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;
  • заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам;
  • отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;
  • обложить налогом финансовых спекулянтов;
  • повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Программа – максимум не отличается новизной, и больше напоминает лозунги восьмидесятилетней давности: империализм – на кладбище, общество - без эксплуататоров и эксплуатируемых.

Примечания
1 Андерсон У. Нет ничего более глобального, чем антиглобализм//Антиглобализм.com 2009.