Детям о зиме. Зимние месяцы-декабрь

Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; прививать любовь у природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: научится распознавать зимние отличительные особенности в природе, выучить зимние месяцы, грамотно и лаконично отвечать на поставленные учителем вопросы.

Оборудование: репродукция И. Шишкина «Зима»; проигрыватель; карточки со словами для игры «добавь по смыслу».

Предварительная работа: подготовить карточки, репродукцию, композицию Вивальди «Времена года».

План урока:

I. Организация класса.
II. Повторение пройденного материала.
III. Знакомство с новой темой.
IV. Новый материал.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание.

* В изображении картина И. Шишкина "Зима"

Ход урока

I. Организационный момент. Сосредоточить детское внимание приветствием друг с другом.

Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
После чего дети тихо садятся за парты.

II. Повторение прошлой темы. Задать несколько вопросов по пройденному материалу и проверить домашнее задание. Можно оценить активных и старательных детей.

III . Знакомство ребят с новой темой и предстоящей работой на уроке.
Урок начинается с прослушивания композиции Вивальди «Времена года». Учитель просит детей закрыть глаза послушать мелодию. Далеезадаются вопросы: О чём думали? Что представляли? Объявляется тема урока и представленные задачи. Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим именно об этой красавице-поре.

IV. Новая тема

Зима пришла

Зиму издавна воспевали в песнях, сочиняли про неё сказки, писали стихи и композиции. А как иначе, ведь зима - это самая сказочная и прекрасная пора года. Все мы помним зимние забавные игры и весёлых снеговиков. Давайте рассмотрим репродукцию русского художника И. И.Шишкина «Зима». Обратите внимание, какие краски используются для изображения зимы? Какой запах можно почувствовать зимой? Какие эмоции у вас вызывает зима? Почему? Учитель предлагает детям сыграть в игру «добавь по смыслу». Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.

  • Зима (снежная, белоснежная);
  • Мороз (трескучий, сильный);
  • Снежинка (многогранная, искристая);
  • Метель (снежная, южная);
  • Лед (крепкий, скользкий);
  • Снег (блестящий, скрипучий).
  • Сугроб (высокий, пушистый)
  • Снегирь (красногрудый, шустрый)

Похвалить детей, и коллективно составить рассказ про зиму, употребляя как можно больше эпитетов, сравнительных оборотов. Оценивание.

Зимние месяцы

Учитель предлагает детям отгадать загадки (про зимние месяцы).

Декабрь

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год.

Добавляем, что в древности декабрь называли студень, спрашиваем какими ещё праздничными днями он богат, какие особенности присуще именно этому месяцу. (День святого Николая, Католическое Рождество, Новый год)


V Физминутка.

У маленьких детишек ёлочка большая. (становятся на носочки и тянутся руками вверх)
Огоньками, шариками ёлочка сверкает. (сжимают и разжимают кисти рук)
Ай да ёлочка, погляди, погляди. (хлопают)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (руки над головой, ладони вправо влево)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой (грозят пальчиком),
Убери иголочки дальше от ребяток. (прыгают)

Январь

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Добавляем, что раньше январь называли сечень, спрашиваем об отличительных особенностях месяца, о праздниках. (Рождество, Старый новый год, Крещение)

Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Февраль называли лютый, вспоминаем в чём отличия месяца и его праздники. (День святого Валентина, День защитника Отечества). Похвалить детей, закрепить название месяцев и предложить вспомнить народные приметы, выяснить для чего они нужны людям, привести пример из жизни.

  • В августе собираем, а зимой поедаем.
  • Сани готовятся летом, а телега зимой.
  • Зима - не лето, в шубу одета.
  • В зимней шубке и морозы - шутка.
  • Зима бездельника заморозит.
  • В декабре год кончается, а зима начинается.
  • Зимой и поморозит и санкам ходу даст.
  • Если утром закричали синицы - быть морозу.
  • Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
  • Если февраль начался хорошей погодой - быть ранней и пригожей весне.

VI. Закрепление пройденного материала

  1. С каким временем года мы сегодня познакомились? (зима)
  2. Подберите эпитеты к слову «зима»
  3. Какие месяцы зимы вы запомнили? (декабрь, январь, февраль)
  4. Что особенного в каждом месяце?
  5. Кто вспомнит древние названия месяцев?
  6. С каким художником мы сегодня познакомились, назовите его работу.(И. И. Шишкина «Зима»)
  7. Какую композицию мы прослушали? Кто автор? (Вивальди «Времена года»)
  8. Давайте вспомним, какие явления зимней природы мы знаем? (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь)
  9. Какие праздники отмечают в каждом месяце?
  10. В какие игры можно играть зимой?
  11. Какие праздники празднуются в вашей семье?

VII . Подведение итогов, поблагодарить детей. Выяснить, понравился ли им урок, что именно. Закончить урок отрывком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Оценить учащихся, выставить оценки в дневники и журнал.

VIII . Задание на дом - вырезать снежинку для конкурса и придумать четверостишие про зиму.

Устная речь

Тема: "Признаки зимы".

Цель: Уточнить представления о признаках зимы.

1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование: магнитофон, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Мниться мне ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

1. Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам:(мороз) Слайд

2. Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

Отвечает старший брат:

Твой горох ведь это:(град) Слайд

3. На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий:(лед) Слайд

4. Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а:(снежинки) Слайд

5. Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки) Слайд

6. Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой) Слайд

Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Ученик: Со словом "зима".

Учитель: Какова будет тема нашего урока?

Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.

Учитель уточняет и открывает тему урока.

Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд

Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".

Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?

Ученик: Предположения детей.

Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Кто зимой из зверей спит?

Ученик: Медведь, еж.

Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?

Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.

Учитель: Признаки зимней погоды:

Становиться холоднее

Небо чаще покрыто облаками

Осадки выпадают в виде снега

Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

Ученик: Стало очень холодно.

Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Ученик: Холодно.

Учитель: Снег - что это такое?

Ученик: Замерзшая вода.

Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд

Учитель: Рассмотрите снежинки.

IV. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили -

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок.

Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)

V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.

Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

VII. Закрепление материала.

Игра "Крестики-нолики".

Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.

Изменилась жизнь растений и животных?(+)

Осадки выпадают в виде снега? (+)

Дни становятся короче, а ночи длиннее?(+)

На улице стало жарко?(0)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?

Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?

Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Всем привет. Листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

Процитируйте из Пушкина: — В тот год стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа..., ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения

Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • — Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.

Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

  1. Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2. Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3. И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.

Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.

Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

  • - Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  • - Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.

Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков .

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Мы собрали для вас интересные материалы о зиме, которые могут понадобиться и школьникам при составлении рассказов и докладов об этом времени года, и учителям начальных классов для ознакомления учеников с темой "Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде.", в таком случае рассказ можно преподнести как презентацию. Получится замечательный урок или внеклассное мероприятие.

Что такое зима?

Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.

Изменения в природе зимой

Декабрь

Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.

Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:

  • Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
  • Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
  • Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
  • Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
  • Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.

Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.

Январь

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.

Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан - Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.

Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.

Согласно народным приметам о погоде:

  • если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.

Февраль

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

В южных областях России на вербах появляются почки - первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

С февралем связано много народных примет о погоде.

  • Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.
  • Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.
  • Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.
  • Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.
  • Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.
  • Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Признаки наступления зимы

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков . Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками , аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами . Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья . Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку , а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.

Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края , а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.

Явления природы зимой

В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

  • Метель
  • Гололедица
  • Сосульки
  • Морозные узоры

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Гололедица , словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки . Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Морозные узоры , как и иней , является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Зима - это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:

  • снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
  • Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
  • В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
  • В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) - на вершинах Скандинавских гор и Альп.
  • Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
  • 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
  • Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
  • Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.

Зима - это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.