Бургас население численность. Открыть левое меню бургас

Этот снимок сделан прошлым летом во время заключительных концертов V Праздника песни и танца школьников Эстонии. Праздник удался на славу — достаточно сказать, что из разных районов республики в Таллин съехалось более 25 тысяч мальчишек и девчонок — 940 коллективов! Были и гости из братских республик. А как радушно встречала ребят столица Советской Эстонии — тысячи таллинцев присутствовали на концертах!

Все участники праздника были одеты в национальные костюмы тех мест, откуда они приехали. Что-то вынули бабушки из сундуков, а что-то ребята сделали сами. Недавно в издательстве «Ээсти раамат» вышел трехтомник «Эстонская народная одежда» — научное исследование, альбом с прекрасными иллюстрациями, практическое пособие для мастеров. Сегодня на наших страницах выступают авторы этого уникального издания: ученый-этнограф из Тарту Айно ВООЛМАА написала статью, а таллинский художник Мелание КААРМА проиллюстрировала ее.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры — и ценнейший.

Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры — мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот — народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку


В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные — южная, северная, западная и островная.

Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков — одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.

Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма — наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.

Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой — длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины — типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.

Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина — влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.

В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед — «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.

Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений — хуторов и мыз — в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.

Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки — еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.

Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки — продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа — это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.

Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа — ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов — плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.

Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше — до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним — древние художественные традиции народа.

Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент — вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма — древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.

Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла — их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей — «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.

Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые — конические или плоские — пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым — преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» — гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение — конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.

Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.

В конце XVIII — начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор — модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно — разве не красиво?

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме . На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт . Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик . На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба , которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами — коническими сыльг и плоскими преэс , цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор - полотенчатый линик, позднее - полотняный чепец тану , на севере и западе - убор типа кокошника поттмютс, кабимютс , девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы – вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда - туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк , штаны - длинные или до колен пюксид , подпоясанные поясом, жилет вест , куртка ваммус , лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап , зимой – меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь - кожаные постолы пастлад , по праздникам - туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад , чулки сукад , носки сокид .

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану . Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины – короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.

По своему составу, расцветке, орнаменту народная одежда различалась на северную, западную, южную и островную.

Национальная одежда в Южной Эстонии сохраняла долгое время ряд древних элементов: покрой блузок, нешитые юбки, полотенчатые головные уборы, набедренные передники с архаичным растительным орнаментом, льняные и шерстяные наплечные покрывала, длинные штаны у мужчин.

Самой отличительной особенностью и самой нарядной частью североэстонской женской одежды являлось наличие короткой и широкой блузки кяйсед , которую украшали шёлковой вышивкой, мережкой и блёстками, надевали её поверх рубахи. Вторым отличительным признаком был растительный орнамент. Другими особенностями женской одежды были горшкообразный головной убор типа кокошника поттьмютс , раннее появление продольнополосатой юбки и окрашивание верхней мужской и женской одежды в кубово-синий цвет. В расцветке полосатых юбок, появившихся здесь раньше, чем на остальной территории Эстонии, благодаря близости Таллинна, доминировали зелёный, синий и красный цвет.

Народная одежда населения кихельконда Ийзаку по покрою и орнаменту сходна с одеждой соседнего русского населения, а также с одеждой води и ижоры. Здесь не носили типичной североэстонской продольнополосатой юбки и блузки кяйсед . Поверх рубахи носили крассик - тип глухого сарафана. Мужчины тут носили длинные штаны и рубаху-косоворотку навыпуск.

К особенностям западноэстонской группы народной одежды можно отнести верхнюю одежду чёрного и коричнево-чёрного цветов. Своеобразны также имевшие здесь распространение ткани с узором, который получали в результате особой техники окраски шерстяной пряжи неолынг : мотки пряжи при окрашивании на особом расстоянии туго перетягивали, и в результате в некоторых местах нить оставалась неокрашенной. При тканье такая пряжа давала своеобразный узор. Этот способ известен удмуртам и латышам. В расцветке западноэстонских поясов преобладал красный тон. В XVI - XVII веках женщины в Ляэнемаа носили кожаный пояс с медными накладками и цепочками рыхуд . Характерным для этого региона был наплечный платок. Платок складывали треугольником и носили перекрещенным на груди и заправленным под пояс. В центральных и южных приходах носили по два платка - снизу белый полотняный, сверху шёлковый.

Мужчины острова Кихну (северная часть рижского залива) никогда не носили коротких штанов.

На острове Муху, вплоть до первых десятилетий прошлого века, сохранялся древний обычай подстригать волосы до середины ушей (девушки и женщины). На ногах носили ноговицы сяэрисед и белые носки с традиционным узором по краю.

На островах Сааремаа и Муху достаточно долго бытовала черная юбка, но в отличие от Северной Эстонии она имела поперечные полосы. Женская одежда состояла из рубахи и черной плиссированной юбки. На поясе спереди женщины носили поверх юбки привязываемый отдельно карман лахттаску , в котором держали щётку для волос, нож и игольницу. Праздничные головные уборы делались из полотна на картонном каркасе и украшались вышивкой. Позже стали носить головной убор типа кокошника пинньмютс . Повседневным головным убором девушек и женщин были вязанные на спицах шерстяные длинные колпаки с кистью туттьмютс . Обувь отличалась от материковой - не носили постол, а только кожаные башмаки и сапоги. Повседневной обувью были матерчатые туфли пятид . Нагрудные пряжки были меньше, чем на материке. Мужская одежда состояла из рубахи с высоким стоячим воротником, вокруг которого повязывали клетчатый шейный платок.

На острове Хийумаа юбка отличалась от материковой тем, что не имела по верхнему краю пояска, а пришивалась к лифчику ёэдер , сделанному из полотна или хлопчатобумажной ткани. В расцветке юбок преобладал красный цвет (в траурной одежде темно-синий). Передник шили из белого коленкора и богато украшали кружевом. Количество прошивок в переднике говорило о степени зажиточности крестьянки. Особенность женского наряда - кожаный пояс, покрытый медными бляшками, сбоку с пояса свисали цепочки рыхуд , нож в оловянных ножнах и игольница. (Считали, что медный пояс придаёт крепость телу и красоту талии). Из обуви постлы носили только бедняки в северной части острова, в праздники обували башмаки и полусапожки, повседневно носили матерчатые или кожаные туфли.

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 1999 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Сетумаа.


Сету (также сето, псковская чудь) - малочисленный финно-угорский народ, является этническим и лингвистическим меньшинством, проживающим на юго-востоке Эстонии и северо-западе России. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.
С эстонцами сето объединяет схожесть языка, а с русскими - вера, т.к. в отличие от лютеран-эстонцев, они являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, никогда не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами», часто это наименование выступает в качестве этнонима.
Коренная культура сету развивалась под воздействием восточных и западных культур, на пороге двух миров. Народный костюм сету имеет немало схожих элементов с русским народным костюмом и костюмом, характерным для финно-угорских народов. Особенно сильным было влияние русской народной культуры на костюм народности сето, проявившись в целостном комплекте одежды. В первой половине XIX века женщины-сето, подобно русским, носили рубахи с очень длинными, узкими рукавами. Частью праздничного женского костюма были белые шерстяные глухие платья, похожие на русские сарафаны, сохранившие древнее эстонское название - рюй (наряд, одежда). Кафтан был с ложными рукавами, которые заправлялись за пояс и висели на спине. То, что народность сето принадлежит к южным эстонцам, подтверждают женские головные уборы, украшения, древние набедренные передники, геометрический орнамент.
От племён восточных славян эстонцы переняли технику изготовления ткани (соответствующие заимствования вяртен - веретено, пасмас - пасма, пийрд - бёрдо и т.д.), а позже и термины скорнячного дела, необходимые при обработке овечьих шкур. Не говоря уже об откровенно русских чертах, присутствующих в костюме народности сето. С восточными славянами их роднят общие головные повязки со свисающими на спину концами, а также покрой мужских штанов. Под влиянием русской народной культуры на востоке и юге Эстонии распостранилась вышивка красной хлопчатобумажной ниткой и орнамент, вытканый на ткацком станке.

Сетуский женский костюм непременно включал в себя белые льняные рубахи - праздничная украшалась красной тканой вышивкой на рукавах у плеч и манжетах; сарафан - глухой косоклинный, с красной каймой, по низу черная бахрома. Сарафаны - в основном шерстяные, имели различные названия: китасник, рют, сукман. На сарафан одевали широкий пояс - ву. Обязательно носили передники: без кармана, длиннее и шире русских, они заходили назад - на 3/4. Праздничный передник - белый вышитый.
В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок - кулдред. В праздник надевали линик - белый
полотенцеобразный головной убор, с тканным узором на концах или неукрашенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканные ленты - пяву, длиной до пояса. На ленту пришивали бусины - хелме. Волосы заплеталась в две косы особым способом "как рога", в них вплетали льняную кудель.
Верхняя одежда - ряпик - белый приталенный кафтан с двумя группами складок (по 4) сзади, закрывал сарафан, он застегивался на 1 пуговицу, спереди косоворот обшит красным. Ряпик был летний (тоньше) и зимний.
Обувь: поршни - паства, лапти из пакли или льна - цува.
Обязательны серебряные украшения: нагрудная чаша - сыльг и разновидности цепочек: чапошка, хелме, туникелакет, рублекут, пуртукалакерт.



Красота одеяний сету была общепризнанной среди эстонок и русских, сетуские девушки сравнивались со стаей белых лебедей. О возможной смене народного костюма сами сетукезки говорили так: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери также одевались, святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменять ее другой».

Есть пословица «Женщину сету слышно, пока не скроется с глаз». Женщин сету отличало и обилие металлических, преимущественно серебряных, украшений: сетукезки любили носить кольца (считалось, что подаренное невестой колечко принесет удачу), серёжки, браслеты, ожерелья и цепи. Итак, наряд отличался красотой, «видимым богатством» и вполне ощутимой тяжестью.

Этническим символом сету и воплощением женской магии является сыльг - женское нагрудное украшение в виде крупной серебряной фибулы, или броши, выпуклой формы, вес её в среднем 2,5 кг, диаметр 25 см.

В культуре сету сыльг имеет сакральное значение, в обрядах используется для повышения способности к деторождению, защиты матери и ребенка от дурного глаза и болезней, для лечения самой женщины, членов ее семьи и домашних животных, для сохранения красоты и даже возвращения мужа домой. Сыльг имели право носить только замужние женщины детородного возраста, не имеющие внуков. Сейчас на фестивалях это ценное украшение выступает больше как знак принадлежности к сето.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 2001 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Мульгимаа.


Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков - одной из местных диалектных групп.
К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские рубахи делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.
Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили ещё передник - вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И ещё древний элемент костюма - наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.
Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна, собранные сзади в сборки, как и у соседей латышей; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой - длинный распашной кафтан из чёрного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины - типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм