Бомарше биография. Пьер бомарше

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ БОМАРШЕ

Жизнь Бомарше представляет собой тугой клубок из множества переплетенных между собой, а порой и запутавшихся нитей, воспринимать ее в таком виде непросто, поэтому там, где я нашел это возможным, я разделял эти нити, разматывая каждую из них в отдельности. Поскольку этот метод нарушал порой строгую последовательность фактов, для ее восстановления я считаю необходимым закончить свою книгу хронологией жизни Бомарше, что должно облегчить ее чтение.

1732 - Рождение в Париже на улице Сен-Дени Пьера Огюстена Карона, седьмого ребенка в семье часовщика Андре Карона, протестанта, перешедшего в 1721 году в католичество и в 1722-м женившегося на Луизе Пишон, которая родила ему десятерых детей.

1742 - Пьер Огюстен Карон поступает в коллеж Альфора.

1745 - Пьер Огюстен Карон возвращается в часовую мастерскую отца, где постигает тайны его профессии. В этом году он познал свою первую любовь.

1750 - За недостойное поведение отец выгоняет Пьера Огюстена из дома, мать вымаливает ему прощение.

1753 - Пьер Огюстен придумывает систему анкерного спуска для часов, его изобретение присваивает королевский часовщик Лепот. Полемика в «Меркюр де Франс».

1754 - Академия наук разбирает спор и отдает пальму первенства Пьеру Огюстену Карону. Его принимают в члены Лондонского королевского научного общества, он становится часовых дел мастером, а затем королевским часовщиком.

1755 - Пьер Огюстен оставляет свое ремесло часовщика и покупает у Пьера Франке должность контролера-клерка королевской трапезы.

1756 - 27 ноября - Пьер Огюстен женится на вдове Пьера Франке, вступает во владение ее имуществом по брачному контракту и присоединяет к своему имени название земельного участка, принадлежавшего его жене, которое он пишет как Бомарше.

1757 - 30 сентября - Г-жа де Бомарше умирает от лихорадки. Ее родственники обвиняют Пьера Огюстена в присвоении наследства и вымогательстве подписи. Он возвращает им унаследованное имущество, но сохраняет имя де Бомарше.

1758 - Смерть г-жи Карон, матери Бомарше.

1759 - Бомарше становится учителем музыки принцесс - дочерей Людовика XV.

1760 - Бомарше знакомится с банкиром Пари-Дюверне, пользуется его кредитом, оказывая услуги принцессам, становится его компаньоном в финансовых делах и закладывает основы собственного состояния.

1761 - 9 декабря - Бомарше покупает должность королевского секретаря и приобретает, таким образом, дворянское звание.

1762 - Бомарше безрезультатно добивается более высокой должности при дворе. Не сумев стать одним из главных лесничих королевства, он занимает должность старшего бальи Луврского егермейства и Большого охотничьего двора и получает почетное право заседать в королевском суде по браконьерским делам; на этой должности он пробудет двадцать два года.

1763 - Бомарше вынашивает планы женитьбы на Полине Ле Бретон. Переезд в дом номер 26 по улице Конде.

1764 - Поездка в Мадрид по коммерческим делам Пари-Дюверне, а также для того, чтобы урегулировать личную проблему его сестры Лизетты, скомпрометированной литератором Клавихо, которого он дискредитирует.

Ему не удается добиться претворения в жизнь проектов Пари-Дюверне, в числе которых был и проект получения концессии на поставку черных рабов в испанские колонии.

Он укладывает свою мадридскую любовницу маркизу де ла Круа в постель испанского короля Карла III.

1765 - конец марта - Возвращение Бомарше в Париж.

1766 - Разрыв помолвки с Полиной Ле Бретон.

1768 - 11 апреля - Бомарше вновь вступает в брак, его женой становится богатая вдова г-жа Левек, в девичестве носившая имя Женевьева Уотблед.

Совместно с Пари-Дюверне создает компанию по эксплуатации Шинонского леса.

1770 - 13 января - Бомарше представил на суд публики свою новую пьесу «Два друга, или Лионский купец», которая с треском провалилась.

1771 - январь - Реформирование парламентов.

22 февраля - Первый акт судебного процесса с Лаблашем; суд первой инстанции признает притязания графа беспочвенными. 14 марта - Лаблаш подает апелляцию.

1773 -3 января - «Севильский цирюльник» принят к постановке в «Комеди Франсез».

6 апреля - Доклад Гёзмана, из-за которого Бомарше проигрывает дело, возбужденное по апелляционной жалобе Лаблаша.

Сентябрь - Выход в свет первого из четырех мемуаров против Гёзмана.

1774 - январь - Последний мемуар против Гёзмана.

Конец февраля - Встреча с Марией Терезой де Виллермавлаз.

Март - Бомарше отбывает в Лондон в качестве секретного агента. Он вступает в контакт с Тевено де Морандом и выкупает у него памфлет, направленный против г-жи Дюбарри, под названием «Секретные записки публичной женщины».

Июнь - октябрь - Новая поездка в Лондон по поручению короля Людовика XVI с целью выкупа памфлета, порочащего Марию Антуанетту.

Дело Анжелуччи.

Бомарше в Вене; встреча с императрицей Марией Терезией.

Гёте публикует свою пьесу «Клавиш».

1775 - Вопреки желанию Бомарше папаша Карон вступает в новый брак.

Людовик XVI снимает запрет на постановку «Севильского цирюльника»; 23 февраля пьесу представляют парижской публике в пятиактном варианте, и она с треском проваливается; 25 февраля, после доработки, она идет на сцене в четырех актах и имеет ошеломляющий успех.

Май - Поездка в Лондон по делу кавалера д’Эона.

Трудности с д’Эоном, завершившиеся подписанием 4 ноября соглашения, по которому кавалер признавал изменение своего гражданского состояния.

Первое обращение к Людовику XVI с призывом поддержать восставшие американские штаты.

Декабрь - Приговор в пользу графа де Лаблаша объявляется недействительным, дело отправляется на пересмотр в парламент Прованса, что морально реабилитирует Бомарше.

1776 - 10 июня - Бомарше получает от Верженна один миллион ливров на поставки оружия восставшим американцам, которые он начинает осуществлять через созданный им торговый дом «Родриго Горталес».

18 августа - Первое письмо Бомарше американскому Конгрессу. 6 сентября - Парламент выносит решение о реабилитации Бомарше.

Ноябрь - После тридцать второго спектакля «Севильского цирюльника» Бомарше, решивший, что «Комеди Франсез» ущемляет его авторские права, потребовал от пайщиков театра подробного отчета о сборах от постановки пьесы.

Начало любовной связи с г-жой де Годвиль.

3 июля - Бомарше устраивает у себя дома собрание авторов, пишущих для «Комеди Франсез», на котором они учреждают Секцию драматургов, прародительницу Общества литераторов.

Соединенными Штатами.

21 июля - Парламент Прованса выносит приговор в пользу Бомарше в его тяжбе с графом де Лаблашем.

1779 - 15 января - Бомарше получил письмо от Джона Джея, в котором тот обещал, что Америка вернет ему долги.

Бомарше выкупает у издателя Панкука рукописи Вольтера и создает в Келе «Литературное и типографское общество» для их издания.

1780 - 26 августа - Постановление Государственного совета по вопросу об авторских правах.

1781 - 29 сентября - «Женитьба Фигаро» принята к постановке в «Комеди Франсез».

1782 - Бомарше уступает свою должность королевского секретаря Тевено де Франси.

1783 - Версальский договор и прекращение поставок Бомарше американцам.

Выход в свет первых томов полного собрания сочинений Вольтера.

Полемика с Мирабо по делу Компании по распределению воды.

Бомарше вступает в третий брак, он женится на Марии Терезе де Виллермавлаз, которая в течение десяти лет была его любовницей и родила ему дочь Евгению; после заключения этого брака Евгения приобретает статус законного ребенка.

1787 - Появление г-жи Уре де Ламарине.

Мемуар Бергаса против Бомарше и в защиту банкира Корнмана. Война памфлетов.

Приобретение земельного участка рядом с Бастилией и начало строительства особняка.

Июль - Обыск в особняке Бомарше, подозреваемого в сокрытии оружия и продовольственных запасов.

1791 - Окончательный переезд в особняк на бульваре Сент-Антуан.

12 июля - Кельское издание оказывается в кортеже, перевозящем останки Вольтера в Пантеон.

1792 - 13 января - Декрет о литературной собственности - успех, увенчавший старания Бомарше.

3 апреля - Встреча с военным министром по вопросу приобретения 60 тысяч голландских ружей.

Декабрь - Обращение Бомарше к Конвенту. Он едет в Лондон, где попадает в тюрьму за долги.

Март - май - Бомарше возвращается во Францию, где, в ответ на обрушившуюся на него клевету, публикует серию мемуаров под общим названием «Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни».

Вновь отбывает с поручением за границу и оказывается в списке эмигрантов.

1794 - Г-жа де Бомарше, Евгения и Жюли заключены в тюрьму.

Бомарше мечется между Лондоном, Амстердамом и Базелем, пытаясь завершить операцию по покупке ружей.

1795 - Найдя убежище в Гамбурге, Бомарше влачит там нищенское существование, сближается с Талейраном и аббатом Луи; позже получает кое-какие средства из Америки.

Заключение нового брака Пьера Огюстена с Терезой, с которой его развели из-за его вынужденной эмиграции.

1797 - Возобновление постановки «Преступной матери».

1799 - В ночь с 17 на 18 мая Бомарше умер от апоплексического удара.

Из книги Король тёмной стороны [Стивен Кинг в Америке и России] автора Эрлихман Вадим Викторович

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

Хронология выдающейся жизни 1955 – Рождение Стива Джобса и его усыновление Полом и Кларой Джобсами.1971 – Джобс знакомится со Стивом Возом (Возняком).1976 – Основание Apple и первое представление на выставке Apple I.1977 – Запуск Apple II.1978 – У Джобса рождается дочь Лиза от подруги

Из книги Спиноза автора Стретерн Пол

Хронология жизни Спинозы 1632 г.?В Амстердаме родился Спиноза.1646 г.?Родился Лейбниц.1648 г.?Окончание Тридцатилетней войны, разорившей обширные области Германии и Центральной Европы.1650 г.?Смерть Декарта.1654 г.?Смерть отца Спинозы и последовавшая за ней судебная тяжба с

автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Хронология жизни А.А. Власова 1 сентября 1901 года. В селе Ломакине Нижегородской губернии родился Андрей Андреевич Власов.1913 год. Поступил в духовное училище в Нижнем Новгороде.1915 год. Закончил духовное училище и поступил в семинарию.1917 год. Перешел в XI Нижегородскую единую

Из книги Хайдеггер автора Стретерн Пол

Хронология жизни Хайдеггера 1889 г., 26 сентября.?Мартин Хайдеггер родился в Месскирхе на юге Германии.1909 г.?Начинает изучать богословие в Фрайбургском университете.1911 г.?Переходит на философский факультет.1913 г.?Защищает диссертацию «Учение о суждении в психологизме» и

Из книги Гегель автора Стретерн Пол

Хронология жизни Гегеля 1770 г., 27 августа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте.1781 г. Как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку. Смерть матери.1788 г. Начинает изучать богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гёльдерлином и

Из книги Кьеркегор автора Стретерн Пол

Хронология жизни Кьеркегора 1813 г. Сёрен Кьеркегор родился в Копенгагене.1830 г. Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 г. Смерть его матери.1837 г. Кьеркегор впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 15 лет.1838 г. Смерть его отца.1840 г.

Из книги Кант автора Стретерн Пол

Хронология жизни Канта 1724 г., 22 апреля. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге, Восточная Пруссия.1737 г. Смерть матери.1740 г. Кант поступает в Кёнигсбергский университет.1746 г. Смерть отца; сам Кант вынужден оставить учебу и зарабатывать на жизнь частными уроками.1755 г.

Из книги Ницше автора Стретерн Пол

Хронология жизни Ницше 15 октября 1844 г. Фридрих Вильгельм Ницше родился в саксонском городе Рёккене.1849 г. Смерть отца Ницше.1850 г. Мать Ницше перевозит семью в Наумбург.1858 г. Ницше поступает в школу-пансион в Пфорте.1864 г. Поступает в Боннский университет.1865 г.

Из книги Шопенгауэр автора Стретерн Пол

Хронология жизни Шопенгауэра 1788 г. В Данциге родился Артур Шопенгауэр.1793 г. Семья Шопенгауэр переезжает в Гамбург незадолго до оккупации Данцига Пруссией.1803–1804 гг. Шопенгауэр сопровождает родителей во время путешествия по Европе.1805 г. Самоубийство отца.1807 г. Переезд

Из книги Аристотель автора Стретерн Пол

Хронология жизни Аристотеля 384 г.?до?н. э.?Аристотель родился в Стагире на полуострове Халкидика в Северной Греции.367 г.?до?н. э.?Аристотель начинает учиться в платоновской Академии в Афинах, где остается на 20 лет.347 г.?до?н. э.?Аристотель покидает Афины, не получив поста

Из книги Деррида автора Стретерн Пол

Хронология жизни Дерриды 1930 г. Родился в г. Алжире.1940 г. Над Алжиром установлен протекторат нацистского Третьего рейха.1942 г. Камю публикует «Постороннего» и «Миф о Сизифе». После введения расовых законов и еврейских квот Деррида исключен из школы. Прогуливает уроки в

Из книги Макиавелли автора Стретерн Пол

Хронология жизни Макиавелли 1469 г. Никколо Макиавелли родился во Флоренции. Власть в городе переходит к Лоренцо Великолепному.1478 г. Неудачный заговор Пацци. Лоренцо чудом остается жив.1492 г. Смерть Лоренцо Великолепного. Колумб открывает Америку. На папский престол

Из книги Платон автора Стретерн Пол

Хронология жизни Платона Около 428 г. до н. э. Рождение Платона на острове Эгина (либо в Афинах).399 г. до н. э. После смерти Сократа Платон бежит из Афин, путешествует по Северной Африке, Ближнему Востоку и Южной Италии.Около 388 г. до н. э. Платон при дворе Дионисия I, правителя

Из книги Фельдмаршал Румянцев автора Замостьянов Арсений Александрович

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ П.А. РУМЯНЦЕВА 1725, 4 января - в семье дипломата и воина А.И. Румянцева родился сын Пётр. 1735 - Пётр Румянцев записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк.1739 - назначен на дипломатическую службу и зачислен в состав русского посольства в Берлине.1740 -

Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Sville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).


Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Memoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Любовь к театру побудила его написать две драмы – Евгения (Eugnie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Seville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы В.А.Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mere coupable, 1792) не имела успеха.

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais). Родился 24 января 1732 года в Париже - умер 18 мая 1799, там же. Знаменитый французский драматург и публицист.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку.

Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья.

Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дювернэ.

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо.. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дювернэ, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман.

Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дювернэ.

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что «…это уже была революция в действии»// ...La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография Бомарше:

1765-1775 - Le Sacristain, интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
1767 - «Евгения» (Eugénie), драма
1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux.
1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon), драма
1773 - «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile), комедия
1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman)
1775 - «Скромное письмо о провале и о критике "Севильского цирюльника"» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville»)
1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro), комедия
1784 - Préface du mariage de Figaro
1787 - «Тарар» (Tarare), драма, либретто к опере Антонио Сальери
1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe), драма, третья часть трилогии о Фигаро
1799 - Voltaire et Jésus-Christ.


2.035 Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
(1732-1799)

Любой писатель априори - авантюрист. Ну а король авантюристов среди писателей - бесспорно Бомарше. «Если его повесят, то веревка наверняка оборвется», - ласково шутили современники. Правы те, кто говорил о нем, что главное произведение писателя - его жизнь.

Родился в Париже 24 января 1732 г., в многодетной семье преуспевающего часовщика Андре Шарля Карона.

Получив начальное школьное образование, мальчик попутно прекрасно освоил игру на арфе, флейте и виоле. С 13 лет он стал учиться на часовщика в отцовской мастерской, поскольку именно ему предстояло продолжить семейное дело.

В 20 лет Пьер-Огюстен - лучший часовых дел мастер Парижа. Он придумал механизм, названный позднее «спуском Бомарше», который свел неточность в работе часов к нулю - его и ныне устанавливают во всех наручных часах. Когда один парижский часовщик присвоил себе это изобретение, Пьер-Огюстен возбудил против него процесс в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность, и сам Людовика XV заказал у него часы.

В 24 года Карон выгодно женился на богатой вдове, предварительно выкупив у ее смертельно больного мужа пожизненную ренту. Через десять месяцев жена внезапно умерла. Началось долгое судебное разбирательство между Кароном и его тещей за наследство, поползли слухи, что смерть жены и ее первого мужа-старика наступила от яда. Ничего, однако, не было доказано, все состояние покойной перешло к ее родственникам, а Карону остался «утешительный приз» - имя де Бомарше (по названию одного из личных имений жены). Позднее он приобрел и дворянское звание.

Оставив профессию часовщика, Бомарше занялся усовершенствованием арфы, и таки сделал изобретение и там! Изобретателя представили дочерям Людовика XV, и он не упустил случая блеснуть перед ними своим остроумием, а также незаурядными музыкальными способностями.

Очаровав принцесс и королеву, молодой человек стал давать им уроки игры на арфе. Музыканту поручили устройство домашних концертов в Версале, благодаря чему он завязал много выгодных знакомств и быстро сколотил состояние.

На удачливого ловкача обратил внимание банкир Пари-Дюверне. Банкиру Бомарше помог получить поддержку короля, а сам стал участником многих финансовых спекуляций Дюверне, благодаря чему купил должности королевского секретаря и смотрителя королевских охотничьих угодий, приобрел богатый дом и выезд.

Отправившись по заданию Дюверне в Испанию, Бомарше быстро освоился в Мадриде и первым делом уладил семейное дело, связанное с отказом испанского литератора Хосе Клавихо жениться на его сестре. Пьер-Огюстин вынудил «отказника» написать заявление, в котором тот признал себя виновным в нарушении данного им слова, а сестре нашел другого жениха.

Сам он пережил еще массу приключений, участвуя в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Одних прожектов для испанского правительства он сочинил пять, правда, ни один из них так и не был реализован. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. Тогда же поползла по всей Европе сплетня, будто Бомарше на дуэли убил несчастного Клавихо, и ею воспользовался Гёте, написав трагедию «Клавиго».

По возвращении в Париж Бомарше дебютировал в 1767 г. средненькой пьесой «Евгения», а через три года выпустил драму «Два друга», которая провалилась. К этому времени драматург опять нашел красивую богатую вдову, которая недолго оставалась его женой: в родах она умерла. Через два года умер и его сын.

После смерти Пари-Дюверне началась долгая тяжба с наследниками банкира. На одном из промежуточных этапов разбирательства Бомарше был признан парламентом граждански нечестным и приговорен к клеймению. Бомарше написал в свою защиту «Мемуары», где высмеял судебный произвол и не оставил камня на камне от тогдашних судебных порядков Франции.

Мемуары произвели эффект разорвавшейся бомбы и принесли автору невероятную популярность. Процесс окончился лишением должности судьи, а парламент волею короля был распущен.

Король хоть и приказал сжечь «Мемуары», приблизил к себе героя и услал его в Лондон с поручением, касавшимся королевской семьи, с которым тот справился с честью.

Умершего Людовика XV сменил Людовик XVI, которому тоже понадобилась ловкость Бомарше в улаживании скандалов в королевском семействе. Бомарше разъезжал по всей Европе, выполняя тайные поручения монарха. Интимного рода услуги сделали его богатейшим человеком Франции. Король разрешил Бомарше поставить его новую пьесу «Цирюльник» в Театре комедии.

На первом представлении комедия провалилась. Бомарше за ночь переделал пьесу, и она имела потрясающий успех. Позднее драматург дал ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».

Когда на следующий год Франция тайно поддержала североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии, Бомарше на три миллиона ливров купил для повстанцев оружие и обмундирование.

На общественном поприще Бомарше добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для драматургов; основал объединение драматических авторов; организовал акционерный банк; скупил и вернул Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы; участвовал в создании «Парижской компании вод», занимавшейся внедрением первой в Париже паровой машины.

В 1779 г. Бомарше взялся за издание первого полного собрания сочинений Вольтера, умершего годом ранее. В течение 8 лет вышло два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров, из которых было реализовано по подписке не больше 4 тысяч. Парламент и духовенство добились запрещения продажи изданий, что принесло Бомарше миллион убытку, о чем он никогда не жалел.

После первого прочтения в Версале комедии «Безумный день» король запретил ее показ, но Бомарше читал пьесу по салонам, а также опубликовал отдельные фрагменты. Восхищенные пьесой аристократы вынудили короля дать согласие на парижскую постановку, убедив его, что «Безумный день» с треском провалится. Они сами же рубили сук, на котором висели над бездной!

В день премьеры весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Три человека погибли, задавленные в дверях толпой. Они стали первыми жертвами в будущей мясорубке революции, «спусковой механизм» которой привел в движение Бомарше.

Неслыханный успех пьесы побудил врагов писателя организовать против него целый заговор. Бомарше угрожала Бастилия, но король приказал заключить драматурга не в Бастилию, а в исправительную тюрьму Сен-Лазар для несовершеннолетних. Там оскорбленный Бомарше написал «Памятку королю», от которой Людовик XVI расчувствовался и простил наказанного, разрешив поставить еще и «Севильского цирюльника» в Версале.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Наполеон как-то заметил, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы.

В 1787 г. Бомарше поставил лирико-философскую оперу «Тарар» (композитор А. Сальери), а через пять лет мелодраму «Преступная мать, или Второй Тартюф». Обе постановки не имели большого успеха.

Когда победила Республика, Бомарше закупил для ее армии 60 тысяч ружей в Голландии. Поставки задержались, и его тут же обвинили в том, что он спрятал оружие в ожидании реванша «врагов народа».

В доме писателя произвели обыск, нашли связки нераспроданных томов Вольтера и его арестовали. Через неделю писателя выпустили, благодаря чему он чудом избежал гильотины. Все имущество Бомарше было в очередной раз описано. Но он сумел опять войти в доверие к революционным властям, и ему поручили через Лондон добиться поставки оружия из Гааги.

Пока Бомарше был в Англии, его имя было внесено в списки эмигрировавших аристократов - «врагов народа». Въехать во Францию он уже не мог. Купленным оружием завладели англичане. Жена, дочь и сестра Бомарше были посажены в тюрьму, а сам он оставался до 1796 г. в Гамбурге в одиночестве, перебиваясь с хлеба на воду. При Директории ему возвратили парижский дом, но состояния было не вернуть. Не добился писатель и возврата огромных сумм от правительств США и Французской республики.

На русский язык произведения писателя переводили Н. Любимов, Л. Зонина, Л. Лунгина и др.

P.S. С чувством благодарности иллюстрирую этот очерк о Бомарше прекрасным стихотворным переложением:
Нина Самогова (https://www.stihi.ru/avtor/timoscha1)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

"У тебя прескверная репутация! - А если я лучше своей репутации?"
"Безумный день, или Женитьба Фигаро"
====================================================
http://www.stihi.ru/2014/06/23/1786

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
Авантюрист, писатель, часовщик.
Прощения прошу я за клише,
Но сам себе он памятник воздвиг.

В Париже был он лучший часовщик.
Изобретя «Спуск Бомарше» в часах,
Проснулся знаменитым в тот же миг,
И к славе сделал самый первый шаг.

Женившись на богатенькой вдове,
Лишь девять месяцев он с ней прожил,
По имени имения Бомарше
Приставку «де» в наследство получил.

Потом для арфы что-то изобрёл,
В финансах стал отъявленным лжецом,
Затем вторую вдовушку нашёл
И почему-то снова стал вдовцом.

За шулерство в финансовых делах,
Он был к клеймению приговорён,
Но суд французский обвинив в грехах,
Судью на «мыло» смог отправить он.

Провал двух первых пьес его смутил,
Но волю Автора собрав в кулак,
«Цирюльника» он вскоре сотворил.
То был его второй к бессмертию шаг.

А с «Фигаро» он сделал третий шаг,
Любила Мельпомена Бомарше.
Она-то знает толк в таких вещах,
И вновь прошу прощения за клише.

– один из замечательнейших французских писателей, гениальный драматург-сатирик. Он написал очень мало комедий: всего две из общего количества шести пьес, составляющих его драматургическое наследие.

Но эти две комедии называются «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Нет сейчас в мире ни одного грамотного человека, которому были бы неизвестны эти жемчужины мировой комедийной классики.

Популярность двух названных комедий Бомарше основана на том, что они написаны необычайно живо, весело, остроумно, занимательно .

Эпоха Просвещения

Жизнь и деятельность Пьера Бомарше приходится на один из знаменательных периодов в истории Франции, который называют эпохой Просвещения . И основным содержанием этой эпохи является упорная идеологическая борьба с феодализмом и его проявлениями во всех областях общественной жизни. Такая идеологическая борьба происходила в XVIII веке во многих европейских странах. Но наиболее яркое и полное выражение просветительство получило во Франции, где его историческая задача заключалась в идейной подготовке Французской буржуазной революции . А так как эта революция имела общеевропейское значение и начинала новую эру в истории человечества, то и подготовившее ее французское Просвещение явилось значительным этапом в истории мировой культуры.

Возрождение комедии во Франции и явилось делом рук Бомарше. Однако к сочинению комедий он был уже зрелым автором, с большим жизненным и литературным опытом.

Биография Пьера Бомарше

Биография Пьера Бомарше особенно интересна тем, что она тесным образом связана с его творчеством .

Настоящее имя Бомарше было Пьер-Огюстен Карон . Он родился 24 января 1732 года в Париже в семье часовщика . Бомарше не получил законченного образования: в возрасте тринадцати лет отец забрал его из школы, чтобы обучать своему ремеслу. Но юный Бомарше чувствовал мало склонности к занятиям часовщика. Он увлекался поэзией и музыкой и вел легкомысленный образ жизни , который был не по нутру почтенному мастеру Карону. Начались размолвки, кончившиеся тем, что отец выгнал сына и разрешил вернуться домой только после того, как восемнадцатилетний Бомарше дал письменное обязательство заниматься ремеслом часовщика .

Бомарше был очень талантлив

Бомарше был очень талантлив : ему удавалось все, к чему бы он ни прикладывал рук. Так, он ввел важное усовершенствование в механизме карманных часов , которое принесло ему большую клиентуру у высшей знати. Заказчиками Пьера Бомарше были король Людовик XV и его фаворитка, маркиза Помпадур . Это дало Бомарше право рекламировать себя в 1755 году, как «королевского часовщика ».

Пьер Бомарше мечтает о придворной карьере

Но чем больше успехов делал Бомарше как часовщик, тем более росла в нем жажда высокого положения . Он мечтал о придворной карьере , а так как для этого в тогдашней Франции нужно было обладать дворянским титулом , он начинает добиваться этого титула . В ноябре 1755 года он откупил у Пьера-Огюстена Франке, мужа своей клиентки, небольшую придворную должность . Через два месяца после этого Франке скоропостижно скончался, а Бомарше женился на его вдове . Так как жене принадлежало небольшое поместье, называвшееся «Бомарше», то он присоединил наименование этого поместья к своей фамилии Карон и стал подписываться «Карон де Бомарше ». Но хотя у него перед фамилией и появилась дворянская частичка «де», дворянином он все же не стал . Но в 1761 году он купил себе за 56 тысяч франков должность королевского секретаря, за ним было признано право считать себя дворянином .

Начало придворной карьеры Пьера Бомарше

Началом придворной карьеры Пьера Бомарше явилось приглашение давать уроки игры на арфе четырем престарелым принцессам, дочерям Людовика XV. Свою приближенность к принцессам, которые им восхищались, Бомарше использовал для предоставления услуги крупному финансисту, подрядчику на армию Пари-Дюверне , построившему военную школу. В течение девяти лет Пари-Дюверне не удавалось добиться, чтобы король побывал в его военной школе. Бомарше пригласил своих учениц посмотреть эту школу; принцессы расхвалили ее королю, и тот сам вскоре «соблаговолил» посетить ее. Дюверне отблагодарил Бомарше: он взял его в свои компаньоны и ввел в мир финансовых дельцов . Пьер Бомарше познакомился с механикой денежных спекуляций и почувствовал к ним вкус.

Тогда же Бомарше получил должность вице-председателя суда по браконьерству, в котором ему, вчерашнему плебею, приходилось судить своевольных аристократов, нарушавших законы о королевской охоте. Несмотря на это, аристократы продолжали смотреть на него, как на выскочку , и не упускали случая уколоть его напоминанием о прежней профессии.

Умение добиваться поставленной цели

В 1764 году разыгрался эпизод в жизни Пьера Бомарше, увековеченный Гёте в драме «Клавихо». Испанский литератор Хосе Клавихо стал ухаживать за сестрой Бомарше Лизеттой, жившей в Мадриде, и обещал жениться на ней, как только получит должность королевского архивариуса. Однако, получив искомую должность, Клавихо отказался от своего обещания. Узнав об этом, Бомарше примчался в Испанию, чтобы защитить оскорбленную сестру. Испуганный Клавихо пообещал ему жениться на Лизетте, но стал говорить, что Бомарше подстроил ему ловушку. Тогда Бомарше так ославил своего противника, что тот лишился должности и бежал из Мадрида. Этот эпизод раскрывает особенности характера Бомарше, его бешеную энергию, настойчивость , умение добиваться поставленной цели .

Но Пьер Бомарше использовал свое пребывание в Испании не только для защиты чести сестры. Он занимался здесь всякого рода проектами и спекуляциями . Чего тут только не было! И проект создания французской торговой компании в Луизиане; и проект колонизации Сьерры-Морены; и докладная записка о предоставлении ему, Пьеру Бомарше, права доставки невольников-негров во все испанские колонии; и новый план организации снабжения продовольствием всех испанских армий. Одновременно он затеял крупную политическую интригу , имевшую целью воздействовать на политику испанского короля Карла III в интересах Франции. Но все проекты Бомарше не удались , и он покинул Испанию, не вывезя из нее ничего, кроме музыкальных и театральных впечатлений .

Но эти впечатления не пропали даром. Впоследствии именно в Испании Бомарше развернул действие своих комедий . Так поступал уже до него Лесаж в своих романах. Но Испания Бомарше сильно отличалась от Испании «Жиль Блаза», которая была известна Лесажу только по книгам, тогда как Бомарше насытил свои пьесы настоящим испанским колоритом .

Пьер Бомарше мечтает о литературной славе

Занимаясь спекуляциями, Пьером Бомарше тайком мечтал о литературной славе . Однако его первые литературные опыты, и особенно стихотворные, были посредственны. Наиболее пространным из стихотворений юного Бомарше была сатира на оптимизм («Оптимизм»), в которой он повторял общие места просветительской литературы XVIII века. Хуже всего было то, что патетические декламации против рабства негров были написаны той же рукой, которой он несколько лет спустя написал испанскому правительству докладную записку о предоставлении ему монопольного права на доставку невольников-негров в испанские колонии.

Первые драматургические опыты Пьера Бомарше

Противоречие между литературным творчеством и жизнью окрашивает также первые драматургические опыты Пьера Бомарше – мещанские драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770). В этих пьесах будущий великий комедиограф еще полностью стоит на платформе Дидро. Печатному изданию «Евгении» он предпослал обширное теоретическое предисловие, озаглавленное «Опыт о серьезном драматическом жанре». Здесь он изложил заимствованную у Дидро теорию «серьезного жанра». Защищая «серьезный жанр», он настаивал на изображении ситуаций, взятых из обыденной жизни, на простоте и естественности диалога, а также на писании пьес прозой. При этом он ставил «серьезный жанр» выше трагедии и комедии. Он доказывал, что комедия менее интересна, чем драма , потому что мораль ее неглубока, подчас даже безнравственна, ибо зритель больше симпатизирует забавному плуту, чем честному человеку. Сочувствие же честному человеку может быть вызвано только изображением его несчастий .

Отношение Пьера Бомарше к трагедии

Еще более критично Бомарше относится к трагедии . «Блеск положения,– говорит он,– не усиливает во мне интерес к трагическим персонажам, а только мешает ему». По мнению Бомарше, купец, объявленный банкротом, драматичнее низложенного короля или потерпевшего поражение полководца. Пьер Бомарше утверждает, что извержение вулкана в Перу способно больше взволновать зрителя, чем казнь английского короля Карла I революционным народом, ибо в Париже может скорее произойти извержение вулкана, чем революция. Бомарше был явно плохим пророком в 1767 году .

Драма «Евгения»

В первой своей драме «Евгения» Пьер Бомарше изобразил обольщение добродетельной девушки порочным аристократом лордом Кларендоном, который бросает ее, так как намерен жениться на богатой наследнице. В конце пьесы лорд Кларендон, однако, возвращается к обманутой им Евгении, тронутый ее благородством и высокой нравственностью. Этим Бомарше ослабил обличительную сущность образа распутного аристократа, злоупотребившего своим именем и положением. Конфликт пьесы лишен социальной остроты, потому что Евгения тоже дворянка. Поэтому «мещанской драмой» эту пьесу можно назвать только условно.

«Евгения» не имеет крупных литературных достоинств, и все же в ней нет риторичности, присущей пьесам Дидро. Успех «Евгении» был умеренным. Никто из критиков не почувствовал: дарования автора, а энциклопедист Гримм презрительно заметил, что «этот человек никогда не создаст ничего даже посредственного». Мы видим, что Гримм был тоже плохим пророком .

Драма «Два друга»

Через три года после «Евгении» Бомарше поставил драму «Два друга» . Вторая пьеса Пьера Бомарше слабее первой, но по своей тематике это уже настоящая мещанская драма . Бомарше строит фабулу на крепкой «деловой» основе. В пьесе изображено банкротство двух финансистов. Однако «деловая» тематика не увлекла зрителя. В Париже острили, что к двум: банкротствам, показанным в пьесе, присоединилось третье – банкротство ее автора .

Неумолимый Гримм напомнил Пьеру Бомарше о его прежней профессии, заявив, что лучше было бы ему делать хорошие часы, чем писать плохие пьесы. Нападки Гримма отражают презрение, которое питали к Бомарше просветители, считавшие его беспринципным человеком. И, действительно, Пьер Бомарше, с одной стороны, стремился проникнуть в круги аристократии, а с другой – пытался проводить в своих пьесах буржуазную линию . Удивительно ли, что многие современники не верили устойчивости его убеждений?

Судебные тяжбы Пьера Бомарше

Для того чтобы Пьеру Бомарше поверили, ему необходимо было показать свое отношение к царившим во Франции порядкам. Это произошло только тогда, когда Пьер Бомарше испытал прелесть этих старорежимных порядков на себе.

Через несколько месяцев после постановки «Двух друзей» скончался покровитель Бомарше Пари-Дюверне. Свое огромное состояние он завещал графу Лаблашу, своему внучатному племяннику по женской линии. Однако не забыл он и Бомарше, завещав ему 75 тысяч франков, а также поручив своему наследнику выплатить 23 тысячи франков, которые он остался должен Бомарше по совместным финансовым операциям. Но Лаблаш, который терпеть не мог Бомарше, не только не уплатил завещанную сумму, но обвинил его в подделке документа, который был только скреплен подписью Дюверне. Дело перешло в суд. Началась длительная судебная волокита. В первой инстанции Бомарше дело выиграл. Тогда Лаблаш обратился в Парижский парламент – высший судебный орган старой Франции. Здесь докладчиком по его делу был назначен один из крупнейших тогдашних юристов Гёзман.

Бомарше знал, что без взяток не обходится ни одно судебное дело , и готов был заплатить Гёзману, чтобы выиграть свой процесс. Но Гёзман, уже получивший от Лаблаша крупную сумму, избегал встречи с Бомарше. Тогда Бомарше решил действовать через жену Гёзмана и передал ей через посредника 215 экю золотом и золотые часы, усыпанные брильянтами. Но взятка не помогла: парламент по докладу Гёзмана решил дело в пользу Лаблаша и присудил Бомарше к уплате Лаблашу 50 тысяч франков плюс судебные издержки. Так как у Бомарше не нашлось такой суммы наличными, то его имущество описали.

Положение Пьера Бомарше было отчаянным . Он ни на кого не мог опереться. Даже принцессы перестали покровительствовать человеку, который приобрел дурную репутацию. Тогда Бомарше решил апеллировать к общественному мнению . Парижский парламент, издавна являвшийся независимым учреждением, бывшим в оппозиции к королевской власти, незадолго до процесса Бомарше был разгромлен канцлером Мопу, который превратил его в чисто бюрократический орган. Против этого изуродованного парламента протестовали все передовые люди Франции, забрасывавшие его памфлетами. Но судейские чиновники посмеивались и гнули свою линию.

Пьер Бомарше против парламента Мопу

Не было во Франции человека, у которого хватило бы гражданского мужества открыто выступить против парламента Мопу .

Таким человеком явился Пьер Бомарше .

Он начал повсюду рассказывать о том, что Гёзман берет взятки . Слухи эти обеспокоили парламентскую корпорацию, которая для поддержания своей чести привлекла Бомарше к суду по обвинению в клевете . Частное дело Бомарше с женой Гёзмана, которая, прислав ему после проигрыша дела 200 экю, имела неосторожность не вернуть 15 экю, начало принимать общественный характер. Парламентские чиновники полагали, что они без труда справятся с Бомарше. Они рассчитывали на то, что тогдашнее судопроизводство было окружено тайной. Но Бомарше разрушил их планы, предав дело широчайшей общественной огласке. Он начал выпускать «Мемуары против советника Гёзмана », вышедшие пятью выпусками в 1773–1774 годах. В них рассказывалось о том, что делалось за кулисами парламента, и была дана хроника судебного процесса в памфлетно-заостренном стиле. При этом Пьер Бомарше проявил дарование первоклассного юмориста и сатирика, наличия которого никто у него не подозревал .

Пьер Бомарше использовал в «Мемуарах» целый ряд комических приемов для дискредитации своих врагов. В блестящей сатирической обрисовке проходили перед читателями граф Лаблаш, чета Гёзманов, продажный журналист Марен, и другие. Каждый из них вырастал в типический образ. Временами Бомарше прибегал к диалогической форме, излагая беседы со своими противниками и, в особенности с женой Гёзмана, которую он изобразил в необычайно комическом виде. Остроумная и язвительная книга Пьера Бомарше имела огромный успех в самых широких читательских кругах . Она удостоилась восторженного отзыва такого крупнейшего мастера памфлетного жанра, как Вольтер:

«Я не видел никогда ничего смелее, сильнее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем «Мемуары» Бомарше. Он бьется зараз, с десятью или двенадцатью врагами и повергает их на землю с такой же легкостью, как в фарсе Арлекин-дикарь колотит целый отряд полицейских».

«Мемуары» принесли Пьеру Бомарше признание всех передовых людей Франции, которые перестали теперь видеть в нем придворного подхалима. Бомарше стал знаменитым писателем, дерзнувшим нанести страшный удар французскому государственному строю . А между тем он не написал еще ни одной из своих прославленных комедий!

Парламент был поставлен в весьма затруднительное положение, когда ему пришлось, наконец, вынести решение по делу Бомарше. Оправдать его – значило признать справедливыми сделанные им разоблачения. Обвинить Бомарше было небезопасно ввиду того огромного резонанса, который получило все это дело. После долгих размышлений решили вынести «порицание» одновременно Бомарше и жене Гёзмана. Однако чтение судебного приговора было встречено негодующими криками толпы.

Бомарше стал теперь героем дня . Народ встречал его появление на улице аплодисментами. В самый день объявления приговора Бомарше навестил глава фрондирующей части придворной знати, принц Конти, который назвал его «великим гражданином» и пригласил к себе на обед. Примеру принца последовали многие придворные. Вскоре Гёзман подал в отставку , а парламент Мопу был распущен и заменен прежним парламентом . Самолюбие Бомарше могло быть удовлетворено.

Но важнее всего было то, что сочинение «Мемуаров» открыло подлинный характер дарования Пьера Бомарше .

Пьеса «Севильский цирюльник»

Это надо было проверить, написав настоящую комедию. Пьер Бомарше так и поступил, написав «Севильского цирюльника ». Пьеса эта имеет длинную творческую историю. Но после многих изменений она была сочувственно встречена Вольтером , Дидро и даже Гриммом , который так враждебно отозвался о первых двух пьесах Пьера Бомарше .

«Севильский цирюльник» сразу вошел во Франции в золотой фонд классического репертуара и остается в нем до сего дня .

В России «Севильский цирюльник» был впервые поставлен в Москве, в Петровском театре Маддокса, в 1782 году.

По своей фабуле «Севильский цирюльник» не представлял ничего нового. История того, как молодой ветреник влюбляется в красивую девушку, живущую в доме ревнивого опекуна, который хочет на ней жениться, и как этот ветреный юноша при помощи ловкого слуги отбивает девушку у опекуна и сам на ней женится, многократно разрабатывалась в театре разных стран. Но если банальна сюжетная схема «Севильского цирюльника», зато оригинальны его образы .

Комедия «Женитьба Фигаро»

Обличительные черты, намеченные в «Севильском цирюльнике», значительно усиливаются во второй комедии Пьера Бомарше – «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

План своей второй комедии Пьер Бомарше набросал вчерне в то время, когда он издавал «Севильского цирюльника». В предисловии к этой комедии Бомарше фантазировал по поводу того, как можно было бы продолжить историю Фигаро. При этом он изложил все то, что впоследствии составило содержание «Женитьбы Фигаро ». Принц Конти, познакомившись с этим предисловием, посоветовал Бомарше поставить его на сцене.

По своему построению «Женитьба Фигаро» значительно сложнее «Севильского цирюльника». В ней можно найти элементы разных жанров: и фарса, и комедии интриги, и комедии нравов, и даже чувствительной мещанской драмы . В этом отношении «Севильский цирюльник» построен гораздо проще. Отсюда вовсе не следует, как утверждают многие буржуазные критики, что «Севильский цирюльник» стоит, как пьеса, выше «Женитьбы Фигаро». Такой вывод могут делать только критики, не принимающие во внимание главного элемента «Женитьбы Фигаро» – ее глубокого социально-сатирического содержания.

Пьер Бомарше выходит со своей комедией за пределы просветительской драматургии и возвещает начало революционной драматургии. Поэтому «Женитьбу Фигаро» по справедливости можно назвать буревестником французской революции .

Пьер Бомарше выдержал исключительно долгую и упорную борьбу за постановку своей пьесы в театре. Если «Севильский цирюльник» попал на сцену только через три года, то борьба вокруг «Женитьбы Фигаро» длилась целых пять лет. Комедия прошла через руки нескольких цензоров, которые упорно запрещали ее постановку, разжигая этими запрещениями любопытство зрителей. Бомарше искусно подогревал это любопытство, знакомя публику с наиболее интересными-сатирическими сценами своей «крамольной» комедии.

Он постарался вызвать интерес к «Женитьбе Фигаро» у обличаемых в этой комедии лиц и добился того, что сторонниками ее постановки стали королева Мария-Антуанетта и ряд членов королевской семьи. Однако комедия имела также ряд весьма авторитетных противников, к числу которых принадлежала вся высшая администрация и полиция, а также король Людовик XVI. Возненавидя комедию, он заявил в 1782 году:

«Это отвратительно, этого никогда не будут играть».

Когда Пьеру Бомарше сообщили об отношении короля к его пьесе, он якобы воскликнул:

«Ах, если король против моей пьесы, значит она безусловно будет поставлена».

Все хлопоты неутомимого автора были сначала безрезультатными. Наконец, в июне 1783 года артистов театра Французской комедии пригласили сыграть «Женитьбу Фигаро» на придворном театре в Версале. Но это представление не состоялось; король отменил его перед самым поднятием занавеса. Зато через некоторое время состоялось другое, закрытое представление в особняке де Водрейля, на котором присутствовал весь двор. Этому спектаклю предшествовало новое рассмотрение пьесы историком Гальяром, который заявил, что пьеса чересчур весела для того, чтобы быть опасной, ибо все восстания и политические заговоры, по его мнению, всегда бывали

«задуманы, подготовлены и осуществлены людьми сдержанными, мрачными и скрытными».

После этого спектакля, разрешенного самим королем, стало трудно упорствовать на запрещении публичного представления комедии. И после нового рассмотрения комедии тремя цензорами, во вторник 27 апреля 1784 года состоялась, наконец, ее долгожданная премьера . Взволнованная длительным ожиданием публика дежурила целые сутки перед зданием театра Французской комедии. Все барьеры перед театром были сломаны, стража оттиснута и смята.

Успех спектакля был гигантским . Цензурные мытарства комедии усилили ее политическую остроту в глазах зрителя. Малейшая фраза, в которой можно было усмотреть политический намек, вызывала демонстративные аплодисменты в зрительном зале. Публика восприняла комедию, как защиту свободы и равенства против деспотизма и отживших сословных привилегий .

Пьеса прошла 68 раз подряд и принесла театру около полумиллиона ливров сбора – цифры для XVIII века рекордные.

Пьер Бомарше на вершине славы

Был теперь на вершине славы . Вчерашний часовщик стал политическим трибуном. Это не могло ему пройти безнаказанно в старорежимной Франции. Против него выступил анонимно с грязными клеветническими обвинениями граф Прованский , будущий король Франции Людовик XVIII . Бомарше резко ответил на этот анонимный выпад, догадываясь, откуда он идет. Граф Прованский пожаловался своему «августейшему» брату, и тот, сидя за карточным столом, нацарапал на семерке пик приказ о заключении Бомарше в тюрьму Сен-Лазар, куда сажали молодых распутников и дебоширов. Это грубое оскорбление, нанесенное величайшему писателю Франции, вызвало взрыв общественного негодования. В одной анонимной листовке писалось: «Кто может сказать после этого с уверенностью, что он будет сегодня спать в своей кровати?» Король испугался резонанса, вызванного арестом Пьера Бомарше, и через пять дней дал приказ о его освобождении. Этот эпизод содействовал увеличению славы Пьера Бомарше. Зрители восторженно аплодировали словам Фигаро:

«Не в силах уничтожить ум, они мстят ему тем, что унижают его».

Финансовые и торговые предприятия Пьера Бомарше

После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше почил на лаврах. Последние годы перед революцией он не написал почти ничего нового и занимался главным образом коммерцией и предпринимательской деятельностью.

Среди финансовых и торговых предприятий Бомарше наиболее интересны два.

Помощь североамериканским колониям

Первое – это снаряжение за собственный счет судов и отправка их в Америку для помощи восставшим против Англии североамериканским колониям . Бомарше активно содействовал образованию молодой буржуазной республики – Соединенных Штатов Америки. В январе 1779 года он получил от Джона Джея , председателя конгресса США, благодарственное письмо, в котором тот писал:

«Вы добились уважения рождающейся республики, вы заслужили аплодисменты Нового Света».

Тем не менее конгресс отказался оплатить Бомарше его расходы по снабжению повстанческих армий.

Издание сочинений Вольтера

Второе начинание Бомарше кануна революции имело прямое отношение к литературе. Это было издание полного собрания сочинений великого просветителя Вольтера . Так как сочинения Вольтера были во Франции запрещены, то Бомарше печатал их в собственной типографии в маленьком пограничном городке Келе и оттуда тайно ввозил во Францию . Кельское издание сочинений Вольтера сыграло важную роль в пропаганде его идей.

Французская революция

Но вот вспыхнула долгожданная Французская буржуазная революция . И хотя Бомарше был ее предвестником, однако автора «Женитьбы Фигаро» неосновательно подозревали в симпатиях к королевскому дому и даже посадили в тюрьму вместе с группой роялистов. Выйдя из тюрьмы, он хлопотал перед революционным правительством об использовании его опыта по снабжению армии оружием. Однако во время поездки Пьера Бомарше в Голландию по этому делу его имя было внесено в список эмигрантов, а жена и дочь арестованы. Возвратился Бомарше в Париж только при Директории, в 1796 году. Умер он в 1799 году за несколько месяцев до захвата власти Наполеоном.

Сыграв существенную роль в подготовке революции, Бомарше отшатнулся от нее, как только революционная инициатива перешла в руки народа. Ослабление революционных настроений Пьера Бомарше отразилось на последних его пьесах – опере «Тарар» и драме «Преступная мать».

Опера «Тарар»

«Тарар » был сочинен за два года до революции, в 1787 году. Это опера, насыщенная антидеспотическими настроениями. Бомарше противопоставил здесь восточному деспоту Атару народного героя Тарара. Эти персонажи сталкивались примерно так же, как Альмавива и Фигаро. В конце пьесы злодей Атар убивал себя, и на престол вступал благородный Тарар, посвящавший себя заботам о счастье народа. При своей первой постановке опера нашумела. Это побудило Бомарше возобновить ее в 1790 году, внеся в нее ряд злободневных черточек. Зрительный зал на ее представлении разделился: сторонники монархии рукоплескали конституционному финалу оперы, противники монархии жестоко свистали ему. В третий раз Бомарше поставил «Тарара» в период диктатуры якобинцев, в 1793 году.

Драма «Преступная мать»

Другое дело – «Преступная мать », написанная Пьером Бомарше во время революции.

«Преступная мать» отличается в жанровом отношении от первых двух частей трилогии: если те были комедиями, то «Преступная мать» – чувствительная семейная драма. Как раз в то время, когда Францию волнуют большие общественно-политические вопросы, Пьер Бомарше уводит зрителя в круг частной жизни. Это обстоятельство предопределило неуспех пьесы в 1792 году: она показалась зрителям несвоевременной по своей тематике и образам.

Драма, не имевшая успеха при первом представлении, прошла с большим успехом пять лет спустя в исполнении лучших актерских сил театра Французской комедии. Это вполне понятно: в 1797 году при Директории семейные драмы во Франции снова вошли в моду.

В целом же пьеса «Преступная мать» носит политически умеренный характер и пропагандирует идею примирения высших и низших сословий. Несомненно, однако, и то, что в этой пьесе чувствуется верность Бомарше гуманным, просветительским традициям . Защита прав женщины , была, безусловно прогрессивной идейной тенденцией. И то, что мы находим ее у Бомарше на склоне его деятельности, показывает, что Пьер Бомарше остался верен прогрессивному мировоззрению века Просвещения.

В деятельности Пьера Бомарше нашла отражение эпоха подготовки и осуществления величайшей из всех буржуазных революций – французской. Как подлинно великий художник, Бомарше сумел отразить в своей трилогии некоторые существенные стороны революционной действительности и в первую очередь огромную роль, которую сыграли в революции народные массы. Хотя сам Бомарше не нашел в себе сил пойти в революции за ее наиболее передовыми, плебейскими элементами, тем не менее он не оказался и ренегатом освободительных идей эпохи Просвещения. До конца своих дней он был верен лучшим морально-этическим идеалам этой эпохи .

Написанные Пьером Бомарше революционные комедии нисколько не утеряли ту боевую силу, которую они имели в момент их появления на сцене. Они вошли в золотой фонд революционной классики и всегда будут занимать в нем одно из первых мест.