Беседа про лес в подготовительной группе. Конспект обобщающей беседы в подготовительной группе на тему: "Беседа о лесе"

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.

- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

Какой самый хищный? (волк)

Какой самый хитрый? (лиса)

Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.

Галина Овдиенко
Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес»

Конспект НОД в подготовительной группе . Тема «Какой бывает лес »

Цель : - закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи : - уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

деревьев;

Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

Развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -

часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что

в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во

многом зависит от окружающей среды;

Воспитывать бережное отношение к природе, правильное

поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты

окружающего мира.

Материал и оборудование : - ветки хвойных деревьев;

Презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий :

Здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами

дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);

Информационно-коммуникативные (презентация) .

Ход НОД

Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся.

Дети. - Здравствуйте!

Воспитатель. - А как еще можно поздороваться?

Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель. - Какое у вас настроение ? (хорошее, замечательное, восхитительное) .

Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца«класс» ).

Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.

Воспитатель. - Послушайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Воспитатель. - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.

Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Воспитатель. - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

Почему его так называют?

Что значит лес для нас с вами?

Почему в лесу так легко дышится?

Как и чем очищается воздух в лесу?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. - Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести - черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель. - А теперь отгадайте загадку :

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут сосны?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно, сосновый бор. У меня на столе лежат две ветки, давайте, их сравним. (У сосны - длинные иголки. У ели – короткие.

У сосны ветки растут вверх. У ели - вниз).

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нем чистый воздух, и в нем светло и просторно) .

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? (Еловый, ельник) .

В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Воспитатель. - Загадка :

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом.

Воспитатель. - Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу) .

Воспитатель. - Загадка :

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)

А чем отличается елка от лиственницы?

Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки» .

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес.

Воспитатель. - Из хвои этих деревьев изготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Сейчас мы отправимся в хвойный лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

Подул ветерок…

*«Ветер» (очистительное полное дыхание) .

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (Повторить 3-4 раза)

В хвойном лесу растет маленькая елочка…

*«Ёлочка растёт» .

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить : «Ах-х-х-х-х!» . (Повторить 2-3 раза)

В траве пробежал маленький ежик…

*«Сердитый ежик» .

И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. (Повторите 3-4 раза)

Воспитатель. - Загадка :

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой. (Береза.)

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

И у нас Марина расскажет стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель. - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)

Воспитатель. - Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок, который очень полезен для здоровья) .

А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса» .

Дети их рассматривают, называют.

Воспитатель. - Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. - В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.

Воспитатель. - Одним из даров природы, которым человек научился пользоваться в своих нуждах, является дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.

Воспитатель. - Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится всё меньше и меньше. Человек их охраняет. Для этого создана «Красная книга» , куда занесены исчезающие виды растений и животных.

Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель. - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе

« Деревья - наши друзья »

Подготовила и провела:

воспитатель подготовительной

группы №1 «Звёздочка»

Гришина Екатерина Николаевна

Бирск 2017

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.

Интегративные цели и задачи.

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.

Образовательные: уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.

Развивающие: развивать речь, воображение; развивать исследовательские умения детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним .

Условия реализации образовательной деятельности.

Техническое оборудование: ноутбук (презентация)

Дидактический материал : кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Предварительная работа :

1. Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.

3. Чтение художественной литературы (стихотворений) о деревьях.

4. Беседа о пользе деревьев.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель : Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Воспитатель : Как вы догадались, что это дерево? (ответы детей) Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как дерево поможет и в дождь и зной? Что у дерева есть? (корни, ствол, ветки, листья) Какие деревья вы знаете, назовите? (Ответы детей) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Воспитатель : Живое. Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Потому что оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель : А как дышит дерево?

Воспитатель : Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Воспитатель : Откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Воспитатель : Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Воспитатель : Кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

(От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал)

Воспитатель : А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети : Нет, и ветки.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. Древесина. На ветках кожица - тонкая, гибкая, мягкая. Мы можем легко отделить её от древесины. А ствол дерева покрыт корой. Она жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

(Рассматривание с детьми спила дерева)

Воспитатель : Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы) Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. А также по кольцам на спиле.

Воспитатель : Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Воспитатель : Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Воспитатель : Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Воспитатель : А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)

Воспитатель : Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

Показ 2,3слайда презентации.

Воспитатель : А от чего болеют деревья?(Поселились вредные насекомые).

Воспитатель : Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).

Воспитатель : Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель : Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети : Лесной доктор.

Воспитатель : А ещё болеют деревья от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель : Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. (презентация 4,5,6 слайды) А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. (слайд 7) Давайте понюхаем кусочки коры. (Береза, липа, вяз, ель, сосна)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого? (Со спиленного).

Воспитатель : Конечно со спиленного дерева, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети : Лесник.

Воспитатель : Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. (Презентация о пользе деревьев) Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Почки и листья используют в косметологии и для изготовления лекарств. Что же еще можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель : Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Воспитатель : Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло).

Воспитатель : Почему вы решили, что оно погибло? (Нет коры, нет листьев)

Воспитатель : Давайте поможем дереву, «оденем» его.

(Один ребенок выходит и мнёт коричневую бумагу, потом приклеивает к стволу макета- дерева)

Воспитатель : Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждый пусть вспомнит, как нам помогают деревья, и какими хорошими, добрыми поступками мы можем их отблагодарить. Каждый ваш правильный ответ будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: перечисляют чем полезны деревья и как человек может ухаживать за ними- поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Воспитатель вместе с каждым ребенком приклеивает листочек к дереву- макету.

Воспитатель : Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. (Прикрепляет к макету дятла, синицы) Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Воспитатель включает запись пения птиц.

Воспитатель : Весело, радостно поют птицы.

Анализ ООД:

Воспитатель : Вот видите, сколько интересного мы сегодня узнали. Деревья - это не только украшения нашей земли, но и наши друзья и помощники. Так давайте же будем беречь, и защищать их!

Познавательное развитие. Тема недели «Краски осени (грибы, годы)».

Занятие №3.

Комплексное занятие «Беседа о лесе».

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Четыре экспозиции: картины – лес весной, летом, осенью и зимой; репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухова «Золотая осень»; И. И. Левитана «Березовая роща»; И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы»; картины из пособий для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью».

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Игра «Съедобный – несъедобный» (грибы).

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Старичок –лесовичок хочет услышать, что вы знаете про лес: «Кто был в лесу? Что видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут?» (Дети отвечают лесовичку. )

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

Упражнение на дыхание «Собираем грибы».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? (Подосиновик. ) Как веснушки на носу. (Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … (сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. (Земляника. ) Ребятам миленька. (Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в «картинную галерею». Прочитайте название выставки. (Дети читают: «Круглый год» .) На выставке представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года и его обитателей – животных.

Упражнение на координацию речи и движения.

Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау.

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

В «картинной галерее» тихо играет музыка, раздается пение птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, «почувствовать» красоту леса, назвать животных. Особое внимание обращает на репродукции знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций можно зачитать стихотворения знаменитых поэтов.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.