Авиация россии.

В начале весны 2017 года начались первые разработки по боевому самолету 6-го поколения, вооружённого электромагнитными пушками пушками. Эти уникальные машины в сочетании с другими роботизированными комплексами обеспечат России глобальное превосходство над любым противником на Земле на долгие десятилетия.

Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос.

Об этом и многом другом рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев .

- Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?

Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах - пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета - так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные - беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.

Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.

- Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?

КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь "борт" (бортовое радиоэлектронное оборудование - прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.

- То есть блок РЭБ этого самолета будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?

Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приемопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать этот блок РЭБ будет с учетом коллективных действий.

- Как будет действовать стая самолетов 6-го поколения?

Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.

- Что это за элементы?

К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.

Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.

- То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?

Я думаю, да, и на F-35 тоже.

- Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ ?

Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.

С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.

По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.


Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное - прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек - это тоже в какой-то степени "прибор", работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.

Защита делается уже сегодня - экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.

Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов - это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5-10 беспилотных.

- Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?

- Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?

Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

- К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?

Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.

- Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.

Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано "радиоэлектронное поражение", и только в скобках "радиоэлектронное подавление".

Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.


Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации.

Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения - это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают - не успели восстановиться.

С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.

Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?

На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет - это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии . Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.

- На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?

Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

- То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?

Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия - на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.

Вся эта система - электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов - по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?

Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.


С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие - самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

- Как еще может применяться такой беспилотный самолет?

Беспилотный самолет может летать сутками - нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность ее границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолету 6-го поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.

- Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?

По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идет постоянно.

И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.

К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолетах. Мы поймем, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объемы информации на борту этого боевого самолета нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.

Беседовал Дмитрий Решетников

Компания Pratt & Whitney сообщила о работах по обновлению двигателя F135 для истребителя F-35. Уже имеется «дорожная карта» по увеличению его мощности и тепловой скрытности. Речь идет о проекте модернизации под названием GO2. Этот проект является продолжением программы GO1, которая, в свою очередь, уже выполняется для заказчика - ВМС США. Об этом рассказывает издание Aviation Week.

Если первая программа GO1 предусматривает сокращение расхода топлива на 5% и повышение тяги на 10% силовой установки главного самолета Америки, то GO2 приблизит ВМС США на расстояние одного шага к созданию истребителя 6-го поколения, обещают разработчики.

Отметим, что прототип этого движка F135 XTE68 / LF компания Pratt & Whitney уже показывала в 2013 году, после чего получила 1 млрд. долларов на 5 лет на его доработку. И вот, судя по всему, деньги заканчиваются, так как программа GO2 должна была стартовать с 2021 года. При этом двигателестроительная компания утверждает, что «полученные результаты дают основание, что дальнейшее усовершенствование имеющихся у Pratt & Whitney адаптивных технологий, в конечном счете, может привести к силовой установке с изменяемым циклом XA101 для истребителя 6-го поколения».

«Пакеты обновления GO1 и GO2 могут использовать более широкий подход для создания двигателя с переменным циклом , - говорит Мэтью Бромберг, президент военных двигателей компании Pratt & Whitney. - Термин „адаптивный“ относится ко многим элементам двигателя, а не только к третьему воздушному потоку для повышения его мощности ».

По словам Бромберга, производителю , корпорации Lockheed Martin, не придется вносить принципиальных конструктивных изменений в планер. Зато, если программы GO1/GO2 увенчаются успехом, то Америка на базе «самолета-неудачника» получит истребитель 6-го поколения.

Это сообщение вносит некоторый позитив после серии критических замечаний в адрес F-35, в том числе и со стороны Минобороны США. «Слишком много нерешенных вопросов, которые, скорей всего, окажут кумулятивное влияние на возможности истребителя во время боевых испытаний », - говорится в последнем докладе официальных лиц Пентагона, включая заместителя министра обороны Патрика Шенахана. Военные упрекают разработчиков, что с 2014 года в истребителе ничего не изменилось.

«ВВС США рассматривает возможность отмены заказов на 590 истребителей F-35, поскольку этот самолет оказывается слишком дорогим в эксплуатации и обслуживании , - пишет Air Force Technology. - В апреле этого года Пентагон перестал принимать новые самолеты из-за разногласий в вопросе, кто платит за дорогостоящий ремонт из-за проблем, которые не были обнаружены во время производственного процесса. В общей сложности ВВС США указали на 966 технических проблем и недостатков F-35 ».

В свою очередь, сторонники Lockheed Martin пытаются привлечь на свою сторону историю развития американского самолетостроения. Дескать, один в один повторяется ситуация с разработкой самолета 2-го поколения F-5 Freedom Fighter, который стал прообразом машин 3-го и даже 4-го поколения американских истребителей. Значит, можно извлечь из F-35 большие дивиденды.

Напомним, начиная с конца 40-х годов прошлого века, истребители классифицируются по поколениям, понимая под ними внедрение таких новшеств, которые дают преимущества в бою перед устаревшими моделями. Не секрет, что в «реактивную эпоху» на переднем крае боевой авиатехники были США и СССР (сегодня - Россия).

Если истребители 1-го поколения воевали над Корейским полуостровом, то машины 2-го и 3-го поколения бились за господство в воздухе во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в арабско-израильских конфликтах. Американские эксперты утверждают, что первый самолет 4-го поколения F-14 Tomcat поступил на вооружение в 1974 году и на долгие годы оставался оружием «эффективного сдерживания Советов». Старт 5-го поколения Штаты тоже оставляют за собой, имея в виду появление в 2005 году F-22 Raptor.

За океаном уверены, что именно передовые стелс-технологии стали тем новшеством, которое обеспечило ВМС США воздушное преимущество над российскими и китайскими летчиками в начале 21 века. Правда, появление истребителей 5-го поколения в 2017 и 2018 года в КНР и РФ уже не делает американцев лидерами в боевом самолетостроении даже по формальным признакам.

На тему, какие истребители - наши или штатовские - лучше, сломано бесчисленное число копий. К счастью, споры носят исключительно теоретический или рекламный характер. И в самом деле, границы между поколениями по ряду параметров настолько нечеткие, что некоторые самолеты хоть и считаются машинами 4++, в реальности не уступают и даже превосходят F-35 и . Более того, российские разработчики уже обладают технологиями, которые могут быть интегрированы в более старые конструкции планеров, но с существенным повышением военных возможностей.

Что интересно: американцы, ранее упорно доказывая, что российский многоцелевой истребитель поколения 4++ не сможет противостоять в воздушном бою с F-35, неожиданно смягчили свои оценки. В ряде заокеанских, вполне авторитетных изданий даже появились статьи, что «американец» может проиграть «русскому». Но при этом эти же аналитики стали одновременно вспоминать F-5 Freedom Fighter, как бы проводя параллели с F-35. Наверняка, не без подачи Lockheed Martin.

Истребитель F-5 Freedom Fighter поступил в ВВС США в 1962 году и активно применялся в войне во Вьетнаме. Он оказался неплохой машиной, хотя и не такой великолепной, как его в то время разрекламировали за океаном. В плане пиара он и впрямь схож с F-35. Однако достаточно быстро стало понятно, что Freedom Fighter не обеспечит обещанного господства в воздухе. Кроме того, вьетнамцы успешно сбивали новинку американского ВВП из ПЗРК «Стрела-2».

Но после того, как на F-5 поставили турбореактивный двигатель General Electric J85, машина перешла в разряд истребителей 3-го поколения. Позже F-5 мало чем уступал первым истребителям F-18A и F-16A 4-го поколения. Короче говоря, этот самолет скакнул сразу на два поколения вверх.

«F-35 с общей программной стоимостью более 1,6 трлн. долларов вполне может последовать примеру своего предшественника F-5, причем поздние варианты производства приобретают возможности модернизации под шестое поколение », - считает военный журнал Military Watch. При этом издание уточняет, что «точное определение истребителя 6-го поколения еще не сделано». Так что дело за маркетологами из Lockheed Martin.

Другими словами, в Штатах параллельно с критикой F-35 раскручивается компания по его реабилитации, как самолета отложенных возможностей. Такая постановка вопроса, с одной стороны, позволит сохранить прежние объемы финансирования, а с другой - повысит коммерческую привлекательность машины. Мол, за дополнительные деньги покупатели получат «истребитель 6-поколения». И вообще, тогда политическая карта мира изменится до неузнаваемости: Россия «наконец-то успокоится», поскольку воевать со страной, которая обладает таким самолетом, бессмысленно.

В этой связи появление новостей о программах GO1/GO2 по модернизации двигателя F135 до уровня XA101 логично вписывается в концепцию «успешного развития» ВВС США, так как американцы категорически не хотят признать, что российские инженеры и конструкторы сделали истребитель 5-го поколения Су-57 за не сопоставимые меньшие деньги.

Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) продолжает работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования и электромагнитного оружия для истребителя шестого поколения, который придет на смену Т-50 (ПАК ФА). О начале работ над этим самолетом в прошлом году объявил курирующий "оборонку" вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. КРЭТ, в частности, работает над созданием радиофотонного радара, СВЧ-пушек и лазерной защиты для будущих истребителей. Что будет представлять собой радар и на что способна система лазерной защиты самолета шестого поколения, какие экспериментальные образцы уже созданы в рамках этой программы, рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.

- Владимир Геннадьевич, в прошлом году мы уже говорили о концепции истребителя шестого поколения и разработках КРЭТ по этой теме. На какой стадии сейчас находятся работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО)?

Продвижение в работах по созданию БРЭО для летательного аппарата шестого поколения есть. В том числе они касаются отдельных работ, выполняемых нами по заказу Фонда перспективных исследований. Например, мы работаем над бортовой радиолокационной станцией с радиооптической фотонной антенной решеткой.

- В чем принципиальное отличие такого локатора от обычного?

В обычной радиолокационной станции (РЛС) сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение генерируется электровакуумными или полупроводниковыми приборами. Коэффициент их полезного действия относительно низкий - 30–40%. Оставшиеся 60–70% энергии превращаются в тепло, которое нужно отводить системой охлаждения - если посмотреть даже на самую современную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, то под 3D антенным полотном стоит толстенная охлаждающая плита.

В новом радаре радиолокационный сигнал получается за счет преобразования фотонным кристаллом энергии когерентного лазера в СВЧ-излучение. У такого передатчика коэффициент полезного действия будет составлять не менее 60–70%. То есть большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную, в результате чего мы можем создать радар большой мощности.

На фотонном передатчике также можно будет получить сверхширокополосное излучение, которое на обычной РЛС невозможно в силу физических принципов генераторных ламп и полупроводников.

- И как далеко вы продвинулись в создании фотонного локатора? Есть ли экспериментальные образцы?

- Радар прошел этап технического проектирования, получены результаты на макете. Сейчас в рамках научно-исследовательской работы (НИР) создается полноценный макет этой радиооптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца. Мы поймем, каким он должен быть, в каких геометрических размерах, на каких диапазонах и на какой мощности должен работать.

В НИР на основе экспериментального образца построен и излучатель, и приемник. Все это работает, ведет локацию - излучаем СВЧ-сигнал, он отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она была оптимальной. Отрабатываем технологию конкретных элементов - излучателя, фотонного кристалла, приемного тракта, резонаторов, построенных на модах "шепчущей галереи", и так далее.

Серийный образец локатора сделаем, когда перейдем на этап опытно-конструкторской работы (ОКР), например, по заказу военного ведомства.

- Какие преимущества даст новый радар истребителю шестого поколения?

Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем его положение в пространстве, а после обработки получим почти фотографическое его изображение - радиовидение. Это очень важно для определения типа: сразу и автоматически компьютер самолета сможет установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами ракетного оружия.

Мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот

За счет своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона приемника радиофотонный радар будет иметь большие возможности по защите от помех. Также, благодаря тому, что все системы истребителя шестого поколения будут интегрированными с точки зрения функций, фотонный радар дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), передавать данные и служить средством связи.

- Как он будет примерно выглядеть?

Радиофотонный локатор не будет стоять отдельным модулем в носу самолета, это будет распределенная система. Нечто похожее можно наблюдать сегодня на истребителе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), радиолокационная станция которого работает в разных диапазонах и в разных направлениях. По факту это один локатор, но он разнесен по самолету. Получается порядка 3–4 разных РЛС, которые комфортно размещены по всему фюзеляжу и позволяют одновременно обозревать все пространство вокруг самолета.

- Концепция создания истребителя шестого поколения в двух вариантах - беспилотном и пилотном - сохраняется?

Сохраняется, боевой самолет шестого поколения должен иметь две опции - быть и в пилотируемом варианте, и в беспилотном. Эти варианты будут отличаться и по внешнему виду, но, главное, по начинке.

Если с любого существующего самолета мы уберем оборудование, которое нужно для обеспечения жизнедеятельности летчика, связи его с пилотажно-навигационным комплексом для индикации ему информации, передачи управляющих действий от человека к самолету, то высвободится огромное количество места и массы. Кроме этого, присутствие летчика сильно ограничивает летные возможности самолета: современному истребителю нельзя выходить за определенные ограничения по перегрузке, чтобы человек остался в живых, необходима защита от СВЧ-излучения приборов и оборудования, жесткого космического рентгеновского излучения на больших высотах и при суборбитальном полете.

Поэтому беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолете - большую маневренность, гиперзвуковую скорость, возможность выходить в ближний космос.

- По-прежнему планируется, что они будут действовать в "стае"?

Да, мы говорим, что должен быть принцип "стаи": на один-два пилотируемых аппарата, будет приходиться группа беспилотников. И именно беспилотник сможет нести электромагнитное или, по-другому, СВЧ-оружие. Применение СВЧ-оружия для самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь. Если же мы будем создавать дополнительную систему защиты от собственного СВЧ-оружия, то еще больше потеряем места и запаса по массе. Кроме этого, даже самая сложная и эффективная защита может быть недостаточно эффективна.

- Размеры "стаи" истребителей шестого поколения вы рассчитывали?

Смотрели разные варианты. Оптимальным мы считаем 20–30 беспилотных самолетов на один пилотируемый. В основном это связано с конечными возможностями человека по управлению. Как бы ему компьютер не помогал, человек способен выполнять не более 2–3 задач одновременно, на каждую он выделяет 3–4 беспилотника плюс горячий резерв. Вот и получаем 20, максимум 30 беспилотников. Хотя, конечно, когда мы эту "стаю" будем отрабатывать с реальными изделиями и реальными людьми, а не на моделях, наверняка численность стаи будет скорректирована.

- Если вернуться к электромагнитному оружию, то какой-то прогресс за год был достигнут в этой области? Какие-то образцы испытывались?

Мы разрабатываем систему защиты, чтобы система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника

СВЧ-оружие есть, испытания в лабораторных условиях идут постоянно. Например, можем сжечь какой-нибудь прибор, чтобы посмотреть какое количество электромагнитной энергии и как нужно приложить.

Учитывая, что наши "вероятные друзья" ведут такие же исследования, мы разрабатываем еще и систему защиты, чтобы приемник, система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника.

- Какие это системы защиты?

Можно поставить на входе принимающего устройства фильтры, задерживающие энергию, так, чтобы на датчик прошло только информативное излучение и другие полезные сигналы. Эти системы защиты должны быть перестраиваемые, причем программно, чтобы противник не имел возможности вычислить "окна" в фильтре. Эти исследования также нами ведутся.

- Какое еще оружие, наряду с электромагнитным, будет на истребителях шестого поколения?

Любое. Один беспилотник в "стае" будет нести СВЧ-оружие, включая управляемые электронные боеприпасы, другой - средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий - набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением.

- Недавно Пентагон заявил об успешном применении лазерной пушки в Персидском заливе - они сбили беспилотник. У нас такое вооружение есть?

Мы проводили исследования в этом направлении, и я знаю, что у нас подобные системы есть, однако это не по линии КРЭТ. Мы занимаемся оптикой в интересах защиты. У нас уже есть лазерные системы защиты на самолетах и вертолетах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят". Такие системы, естественно, будут ставится и на самолеты шестого поколения.

- Когда такая интегрированная система - радар, СВЧ-оружие, лазерная защита и другое - может быть создана?

Практическая работа наших НИИ и КБ с научно-исследовательскими институтами Минобороны России ведется уже сегодня. В остальном все зависит от того, будет ли востребована эта тематика нашим главным заказчиком. КРЭТ может это изобрести, показать, что в состоянии произвести, но потом у нас это не купят - не будет денег или другие приоритеты будут стоять.

Еще нюанс: летчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно, потому что это покушение на их профессию, работу и мечту.

- В инициативном порядке вы будете продолжать эти работы?

Мы понимаем, что все принципиально новое сначала воспринимается как бред, через какое-то время уже как "давайте посмотрим", а еще через 2–3 года - "почему до сих пор не сделано".

Поэтому мы продолжаем эти работы и проводим испытания, так как все равно рано или поздно это будет востребовано. Здесь самое главное - не отстать от наших "партнеров".

- Обычные строевые самолеты типа Су-35 или МиГ-35 можно будет переделать в беспилотные?

Маловероятно, так как принцип построения самого беспилотника сильно отличается от принципов пилотируемого самолета. Создавать изначально два типа (пилотный и беспилотный) на одной базе - это оправдано, а переделать - нет. Хотя у нас есть большой опыт использования переделанных в беспилотники самолетов в качестве мишеней на испытаниях в рамках различных НИР и ОКР. Но там мы ставим над самолетом различные эксперименты, и от него требуется выполнение каких-то конкретных задач.

- Какие еще системы разрабатываете в рамках шестого поколения?

На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах - лазерном, инфракрасном, ультрафиолетовом, собственно оптическом, однако значительно превышающем видимый человеком спектр. С помощью нее мы также получим большое количество дополнительной информации об окружающем пространстве.

- Какие наработки по искусственному интеллекту есть на сегодняшний день для беспилотного варианта истребителя шестого поколения?

Мы работаем над написанием программ, чтобы в будущем можно было создать полностью автономный беспилотник с искусственным интеллектом (ИИ), который сможет сам взлететь, добраться до места выполнения задачи и принять решение о ее выполнении.

Мы на МАКС-2017 представили программный продукт, который позволяет нам исследовать отдельные особенности ИИ. Мы вводим в программу определенные условия, ставим для них задачи, запускаем виртуальные вертолеты и самолеты и смотрим, как они справляются. Пока не всегда удачно: летательные аппараты могут зависнуть над каким то районом, имеют трудности с идентификацией объектов, не хотят выполнять боевую задачу, неправильно докладывают. Но это уже отработка отдельных составляющих искусственного интеллекта. На этих ошибках виртуального мира мы набираемся опыта и обучаем дроны будущего.

Копия чужих материалов

Один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов - важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира - России, США, Китая - стремятся в этом отношении быть на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современнымии образцами техники, но также и заниматься перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации.

Сейчас в недрах многих мировых конструкторских бюро создается истребитель 6 поколения. Машины "младших" рангов уже вовсю летают и производятся. Их успели выпустить и россияне, и американцы, и, по некоторым данным, китайцы. И потому ключевым фактором конкурентоспособности национальных армий государств будет пополнение состава ВВС истребителем поколением выше. Когда ожидать появления таких машин?

Критерии 6 поколения

Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами - автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер - в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.

Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам. В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек.

В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий "стелс" обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то "стелс" на существующем уровне - едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности. Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.).

Следующий критерий - несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям - 1,5-2 Маха. Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях - очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.

С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция "летающее крыло" (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США).

Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.

Машины 6 поколения, вероятно, будут сверхманевренными (в том числе при условии полета на огромных скоростях). Для этого во всех моделях будут установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги. Самолет должен будет легко маневрировать на углах порядка 60 градусов. Зачем самолету такое качество, если ближние воздушные сражения, скорее всего, будут маловероятны? Основная точка зрения на этот счет - сверхманевренность позволяет истребителям двигаться в рамках так называемых "противоракетных" траекторий. То есть, когда на подлете поражающая головка от ЗРК, машина может резко уйти в сторону. Зенитная ракета, тем самым, не успев просчитать этот маневр, попадает мимо цели.

Что еще добавится в новейших истребителях? Вполне можно ожидать появления в них более совершенного, в сравнении с существующими, механизма взаимодействия с наземными объектами. И не только наземными, но также и морскими, космическими, или даже подводными. Лучший истребитель в новейшем поколении, считают эксперты - это тот, который, прежде всего, сможет быстрее остальных обмениваться тактическими и стратегическими данными с командным пунктом и другими самолетами, получать информацию со спутников. Все это позволит пилоту опередить противника в принятии ключевых решений, влияющих на успешность выполнения боевой задачи.

Также, скорее всего, военные истребители 6 поколения будут оснащаться оружием с гораздо большим радиусом боевого применения, чем позволяют сегодняшние образцы. Есть версия, что именно за счет ресурсов для поражения целей с дальнего расстояния машины смогут выдержать противостояние с новейшими средствами ПВО. Например, будет возможен вариант с запуском боевой ракеты еще до того, как радар зенитного комплекса обнаружит самолет. Вероятно, новейшие машины будут оснащены не только ракетным оружием, которое в основном используется сейчас, но также и лазерными установками. Причем самого разного назначения: как тех, что предназначены для радио-электронной борьбы (выведение из строя вражеской авионики), так и тех лазеров, которые могут сами поражать цели. Вполне возможно, что оружие будет также и электромагнитным. А те ракеты, что предполагается ставить на машины 6 поколения, будут летать с такой скоростью, что системы ПВО попросту не смогут за ними "угнаться".

Будет ли лучший в мире истребитель?

Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают - маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого - в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск - космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах - также и сухопутных.

Нужен ли России самолет 6 поколения?

В среде экспертов в области авиации есть мнение, что истребитель 6 поколения и не нужен современным армиям, в том числе российской. В подтверждение приводится два основных типа аргументов. По первому из них - средства ПВО будут развиваться все-таки более интенсивно, чем крылатая техника. И потому совершенно нецелесообразно, полагают эксперты, создавать парк из новейших и, скорее всего, невероятно дорогих истребителей, раз их с высокой вероятностью собьют в ходе сражений.

Другой аргумент - технологии строительства современных военных самолетов, в принципе, достигли такого уровня, что сделать машину, которая была бы реально сильнее, проблематично. Российские машины Т-50, американские истребители F-22, а также, что вероятно, уже готовящиеся к выпуску китайские в принципе, в достаточной мере технологичны, чтобы обеспечивать потребности армий на десятки лет вперед, считают эксперты. В частности, такой параметр как отклоняемый вектор тяги, который будет, как ожидается, обязательным для самолетов 6 поколения, присутствует на многих современных машинах. А та самая сверхманевренность, о которой мы говорили выше, присутствует даже на некоторых истребителях 4 поколения. Не говоря о современных Т-50 и F-22. Кроме того, крейсерсая скорость обоих самолетов, как считают некоторые эксперты, вполне может достигать сверхзвуковых значений.

Опередившие свое время

Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики - скорость истребителя, вооруженность, маневренность - вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.

Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России - в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно "привинтить" к образцам предыдущего поколения истребителей.

Когда появятся новые машины?

Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.

Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США - тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).

Существующие прототипы: американские концепции

Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?

К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.

Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй - наводить входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины - 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет - на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX - тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство - середина 2020-х годов.

Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях - беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.

Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.

Известно, что другой американский авиагигант - - также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.

Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США - до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.

Самолет из Европы

В числе заметных европейских прототипов самолета 6 поколения - разработка концерна Dassault nEUROn. Правда, все, чем пока могут похвастаться инженеры этой фирмы - неплохой беспилотник, созданный с применением "стелс"-технологии. Он был показан миру в 2012 году. Однако те инженерные наработки, что были в нем реализованы, полагают эксперты, могут стать основой для создания полноценной машины 6 поколения.

Китайский проект

В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.

Японский прототип

Конструкторы из Японии, как сообщается в ряде источников, также занимаются вопросами создания истребителя новейшего класса. Считается, что основой для машины будет экспериментальный ATD-X. Есть версия, что истребитель 6 поколения японцы будут строить в союзе с конструкторами из США. Эксперты называют машину ATD-X образцом, который вполне может стать основой для реализации самых передовых технологий будущего. Включая разработку истребителя 6 поколения.

Российская концепция

Как обстоят дела в отечественной конструкторской школе? Есть ли шанс, что в скором времени появится 6 поколения? Известно только то, что планы по созданию такой машины есть у военного руководства страны. Есть некоторые сведения о том, что разработками в этом направлении занимается компания "Сухой". Правда, о возможных сроках начала разработки и ввода подобного самолета в производство пока мало что известно. Сегодня все ресурсы отечественных разработчиков брошены на другие истребители России - Т-50, относящийся к 5 поколению, а также на модернизацию машин, принадлежащих к более старшим моделям. Но в среде экспертов есть версия, что именно Т-50 может стать основой для создания самолета 6 поколения.

Выше мы уже сказали, что российские конструкторы могут начать создание перспективной машины как на беспилотной основе, так и на базе технологий, предусматривающих участие в управлении самолетом человека. Если приоритетным будет выбран первый вариант, то в качестве базы наработок может быть использован аппарат типа "Скат", созданный ОКБ МиГ. Использованные в нем технологии, как считают специалисты, вполне могут содействовать тому, чтобы российский истребитель 6 поколения появился в обозримом будущем.

При этом в СМИ есть сообщения о том, что первый прототип машины 6 поколения, созданный инженерами из РФ, появится в ближайшие 10-12 лет. Этим, вероятнее всего, будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация. При этом отмечается, что у российских авиаконструкторов есть шанс обогнать США, которые запланировали создать самолет аналогичного класса на 2030-е годы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, инженеры из РФ еще не определились с точной концепцией перспективного истребителя, считая, что ее разработка - вопрос в большей степени научный, чем конструкторский.

Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.

По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего - ОКБ Сухого и/или компания МиГ.

ТТХ российского истребителя 6-го поколения

ТТХ истребителя РФ 6-го поколения

В интервью ТАСС замдиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев заявил, что создание истребителя 6-го поколения идет полных ходом. Это будет машина, обладающая высоким интеллектом. Две её модификации будут несколько отличаться друг от друга.

Наибольшие боевые возможности получит беспилотная версия. Она будет летать на гиперзвуковой скорости и выходить в ближний космос. Беспилотник будет рассчитан на огромные перегрузками, которые не в состоянии вынести человеческий организм.

Будет сохранена традиционно сильная сторона отечественных истребителей - сверхманевренность. Крейсерская скорость планируется не ниже 2 М. Максимальная повысится до гиперзвуковой в 5 М. Гиперзвук должен повлечь за собой использование новых материалов при создании планера.

Для гиперзвука нужна теплоизоляция корпуса (как на Буране). Плюс необходима защита двигателя от перегретого воздуха поступающего из воздухозаборников. Истребитель будет невидим для радаров самолетов 4\5-го поколений. В полной мере будут использованы Стелс технологии для борьбы с нынешним системам ПВО. Как видим к материалам предъявляется ряд требований - сверхпрочность, термоустойчивость, поглощение облучения радаров, низкое тепловое излучение.

Представитель КРЭТ пояснил, что самолеты 6-го поколения будут по максимуму использовать свои боевые возможности, действуя в группе. Одна или две машины будут выполнять роль командных для остальных. Беспилотники, обладая интеллектом, будут вести боевые действия коллективно, оптимально распределяя между собой цели. Самолеты будут тесно взаимодействовать с наземными войсками и боевыми кораблями, реализуя принцип сетевого боя.

Вооружение российского истребителя 6-го поколения

Вооружение истребителя РФ 6-го поколения

Истребители 6-го поколения будут вооружены сверхдальними гиперзвуковыми крылатыми ракетами , способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Будут задействованы все возможности РЭБ и использоваться электромагнитные СВЧ-пушки.

СВЧ-пушки будут способны вывести из строя радары противника и разрушить электронную начинку любого объекта военного назначения. Потребуется создать источники энергии соответствующей мощности. При этом истребитель должен стать энергетически сверхэкономичным, чтобы совершать сверхдлительние по продолжительности боевые патрулирования.

Время истребителя шестого поколения уже пришло

Как будет выглядеть истребитель 6-го поколения

После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.

А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?

Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.

Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.

Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.

Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023-2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.