Аскольд запашный биография. Элен, слова словами, но за мужчину говорят поступки…

Знаменитый дрессировщик Аскольд Запашный – представитель прославленной цирковой династии. Вместе со старшим братом Эдгаром он организовал «Цирк братьев Запашных», успешно гастролирующий в России и за границей. Братья почти неразлучны, если не считать времени, которое Аскольд отдает собственной семье. До недавних пор она состояла из двух человек – жены Элен и дочери Евы, родившейся в 2010 г. Чуть больше года спустя артист вновь стал отцом. Новорожденную назвали Эльзой.

  • Аскольд, расскажите, пожалуйста, историю знакомства с будущей женой. Когда вы с ней поняли, что готовы стать родителями?

Впервые мы с Элен встретились на гастролях в Минске. Нас познакомил мой цирковой друг, с женой которого дружила Элен. Она в то время была студенткой, училась в университете на факультете для иностранцев, поскольку является гражданкой Израиля. Мы стали встречаться, постепенно узнавали друг друга. По поводу детей я задумался тогда, когда понял, что Элен – женщина, с которой я хочу жить. Но конкретное планирование началось у нас после свадьбы.

  • Хотела бы уточнить, кто Элен по профессии? Во многих СМИ ее называли дрессировщицей.

Нет, она никогда не имела никакого отношения к цирку. По профессии она врач. Закончила консерваторию, играет на фортепиано. До этого Элен отслужила в израильской армии, пробовала свои силы на временных работах – в магазине, в кафе, в модельном бизнесе. Сейчас она занимается семьей.

  • Как Вы восприняли новость о беременности жены?

Переживал. Хотя ждал этого момента в своей жизни, считая себя достаточно зрелым для такого поворота. Я ощутил бремя повышенной ответственности. Одно дело, когда ты просто размышляешь с друзьями о ребенке в перспективе, а другое – когда событие уже произошло. Наступил момент переосмысления всего. Во время беременности Элен я понял, насколько непросто женщине вынашивать малыша. Как мы все волновались, когда шли на очередное УЗИ! Известно ведь, что могут быть различные пороки развития, и вопрос о том, что делать в таком случае, меня периодически мучил. К счастью, все обошлось.

  • Когда Элен ожидала ребенка, Вы сталкивались с перепадами ее настроения?

Я ждал всю эту «классику жанра»: перестановку мебели, тягу к соленым огурцам, – но ничего такого не произошло. Элен довольно эмоциональна, и я готов был перетерпеть ее капризы, раз беременным они положены от природы. Но она вела себя на удивление стойко, по-мужски сдержанно. Элен мне говорила, что прислушивалась к себе, ожидала каких-то несвойственных ей желаний, но ничего особенного не хотелось. Когда мы ждали прибавления во второй раз, все проходило точно так же – спокойно.

  • Удивительно, что Вы так быстро решились на второго малыша. Это было ваше обоюдное желание – дети-погодки?

Да. У нас никаких споров не было. К тому же, каждый человек в чем-то копирует родительскую семью, если она успешна. Мы с Эдгаром – погодки, что в жизни нам только помогает. Кроме того, рождение детей друг за другом – во многом оптимальный вариант. Этап пеленок-распашонок лучше пройти «одним махом». Кроме того, погодки обычно дружат и меньше соперничают. Впрочем, что бы я ни говорил, надо отдать должное мужеству Элен: вторая беременность под-
ряд – это большая нагрузка, ведь физическое истощение от первой еще не прошло.

  • Кто будет помогать Элен с детьми?

Наверное, няня. Я не очень люблю посторонних людей в личном пространстве, но, похоже, другого выхода нет. Нас с братом помогали растить мои бабушка и тетя, они и сейчас рвутся в бой… Но жена резонно заметила, что им уже восемьдесят и пятьдесят лет соответственно. Если честно, я этого до конца не осознавал – бабушка и особенно тетя у меня такие активные, энергичные. Однако факт налицо: нам не помешает более молодая помощница.

  • У Вас не было желания присутствовать при рождении первенца?

Категорического «нет» я не говорил. В силу профессии меня вообще сложно чем-то удивить или напугать. Но когда жена деликатно намекнула, что была бы не против моего присутствия на родах, я сказал, что в отношениях должен оставаться момент интимности. Мужчине нет надобности смотреть на сам процесс родов. Можно у изголовья постоять, за руку подержать, если, конечно, жена безумно хочет. Элен не стала настаивать. Хорошо помню день родов. У жены отошли воды, я отвез ее в больницу, а потом поехал на представление. У нас с братом в тот день было три выступления. В перерыве взял телефон, а там SMS: «Аскольдик, приезжай, мы с Евой тебя ждем». Я был очень тронут. Про рождение второй дочки я узнал по телефону, во время гастролей в Петербурге. Жена рассказала, что все прошло хорошо, даже легче, чем в первый раз. Но все равно я за нее волновался.

  • У ваших дочек красивые имена. Кто их выбирал?

Я сам. Когда ждали первого ребенка, я стал искать варианты имени в Интернете, но там мне ничего не понравилось. А потом вдруг раз – и осенило. Как будто свыше пришло – Ева. Я хотел, чтобы имя было не слишком вычурное. Меня, к примеру, отец сначала думал назвать Октавианом… Полагаю, мне с таким именем жилось бы намного тяжелее. Поэтому я рассчитывал найти красивое имя, но не напыщенное. Ева – идеальный вариант. Во-первых, отлично сочетается с отчеством. Во-вторых, в нем есть дань уважения национальности Элен. В-третьих, имя Ева очень древнее, оно касается всех людей, поскольку так звали первую женщину на Земле. Имя второй дочки – Эльза – просто очень красивое и яркое. Оно хорошо звучит, что в цирковом мире имеет большое значение. Сейчас весь мир знает братьев Запашных, но возможно, что через несколько лет на арену цирка выйдут сестры Запашные.

  • Что Вы почувствовали, когда увидели свою первую дочку, Еву?

Наверное, интерес к своим собствен-ным ощущениям и к ней как к новому живому существу. Не могу сказать, что во мне сразу проснулись яркие отцовские чувства. Скорее любопытство – лежит комочек такой лохматый. Она родилась с богатой шевелюрой, даже врачи удивлялись. Потом почувствовал тепло в душе. И уже на второй день я бежал в роддом с ощущением, что я – отец. Когда видишь изо дня в день, как твой ребенок растет и меняется, привязываешься к нему сильнее и сильнее. Так приходит любовь.

  • Как изменилось Ваше мировоззрение после рождения дочери?

Не заметил кардинальных перемен. Я в принципе очень ответственный человек, поскольку работа у меня опасная и требующая постоянного планирования. Так же и с ребенком – я знал, что в какой-то степени потеряю свободу с его появлением, но таковы «правила игры».

  • С какими трудностями Вы столкнулись в самое сложное время – в первый год жизни Евы?

Повторюсь, я был ко всему готов – к бессонным ночам, проблемам, болезням. Всегда стараюсь все предусмотреть. Бывали ночи, когда Ева сильно плакала. Однако Элен проявила себя как великолепная мама. Сама вставала к ней, успокаивала. Тем самым она снимала с меня дополнительную нагрузку. Жена знает, как много я работаю и устаю, и мне дорога ее забота. Конечно, иногда я подменял Элен, когда ей безумно хотелось спать, я все умею – укачать ребенка, подгузник надеть. Но это скорее исключение, чем правило. Жена ничего от меня не требовала и тем самым вызвала желание помочь ей. И сейчас я стараюсь по возможности помогать Элен с малышками.

  • Существует миф, согласно которому мужчина проникается к своему малышу чувствами только тогда, когда тот начинает говорить. Как Вы относитесь к такому утверждению?

Нет, это точно не про меня. Человек, про которого вы говорите, живет эмоциями и ждет, когда возникнет ситуация, которая вызовет у него определенную реакцию. Такому мужчине необходимо услышать, что ребенок назовет его папой, и тогда он осознает: ой, это ведь и правда мой малыш! У меня все по-другому. Я полюбил Еву гораздо раньше, чем она сказала «папа». Это связано с тем, что я привык заботиться о других – о людях и животных, – не ожидая от них благодарности.

  • Чем «папино» воспитание отличается от «маминого»?

Элен может проявлять слабость по отношению к Еве. Я меньше ограничиваю свободу дочки, но при этом более тверд. Могу сказать «нет», запретить что-то.

  • У вас с женой возникают какие-то «педагогические» разногласия?

Я против излишней мягкости Элен. Допустим, Ева тянет руку, хочет дотянуться до крема, который ей брать нельзя – вдруг откроет, в рот засунет. Дочка начинает плакать, а Элен, вместо того чтобы сказать «нельзя», бежит за другим кремом, который Еве не удастся открыть. То есть она дает дочке то, что та требует плачем. Со мной такие номера не проходят. Когда Ева просится ко мне на руки, я ее беру, но если она потом начинает тянуться, допустим, к клавиатуре, на которой я работаю, я не позволяю трогать ее. Ева начинает истерику, и я сажаю ее на пол, тем самым давая понять: мне решать, что можно, а что нельзя. Жена согласна с моими методами воспитания и старается не идти на поводу у своих эмоций.

  • Наказываете ли Вы ребенка?

Детей наказывают за какие-то наме-ренные действия, а Ева еще слишком маленькая, чтобы делать назло. В силу профессии я привык анализировать ситуации. Моя задача как дрессировщика понять, о чем думает животное. Ребенок – тоже объект подобных наблюдений. Я могу распознать, зачем он что-то делает. Пока я не вижу, что Ева дергает меня за волосы, чтобы намеренно сделать больно. Она просто познает мир, реакции людей на свои действия. Когда я увижу, что Ева причиняет боль специально, то буду это запрещать.

  • Переносите ли Вы опыт воспитания Вас Вашими родителями на Еву?

Еве еще год с небольшим, пока это делать рано, но в дальнейшем я собираюсь использовать многое из опыта папы и мамы. Родители нас с братом очень любили, но при этом ясно обозначали границы дозволенного, ставили перед нами определенные цели. Я считаю, это правильно. Сейчас многие родители слишком ровно, почти безразлично относятся к своим детям. Рожают ребенка, а потом считают, что его должна воспитывать окружающая среда и он сам. Наши родители заложили самые важные, фундаментальные вещи – например, понятие, что мужчина должен доминировать в семье и нести за нее ответственность. Они требовательно относились к нашей успеваемости в школе, развивали нас – у нас были преподаватели по музыке, хореографии, мы учили языки. Когда папа настаивал, чтобы мы занимались английским, меня это даже раздражало. Думал, мне будет достаточно работы в цирке. Жизнь показала, что он прав: языки пригодились. Очень хочу, чтобы мои дети знали несколько языков – английский, как само собой разумеющееся, иврит – родной язык своей мамы и другие. Конечно же, девочки будут заниматься музыкой и танцами.

  • Наверное, Вы хотите, чтобы дочки продолжили вашу цирковую династию?

Однозначно. Глупо было бы оставить ее на волю судьбы. Родители помогли мне не только овладеть моей профессией, но и полюбить ее. Это очень важно, когда в жизни приятное сочетается с полезным. Естественно, у Евы и Эльзы будет багаж знаний и умений, который позволит им самим выбрать дело по душе. Но я сделаю все, чтобы они полюбили цирк.

  • Какие у Вас любимые игры с Евой?

Пока все довольно незатейливо. Например, мы гоняемся друг за другом на корточках вокруг кресла. Еще Ева любит играть в прятки – мне достаточно закрыть глаза ладонями и смотреть на нее между пальцев. Она смеется. Недавно у нас появилось новое развлечение: Ева бросила на пол соску, а потом я взял дочку на руки и показал, как поднять соску самой. Ей это так понравилось, что соска начала без конца летать на пол…

  • Есть ли у Вас «ноу-хау» по уходу за ребенком?

Пожалуй, нет. Ева живет по определенному режиму, поэтому я не помню особых проблем с ее кормлением или укладыванием спать. Если дочка ночью просыпается, жена дает ей немного попить, и она снова засыпает. Так что никаких новых изобретений.

  • Были ли у Вас какие-нибудь педагогические промахи?

Не вижу ошибок со своей стороны. Ева слишком мала, чтобы я их совершил.

  • Ваши пожелания будущим родителям.

Я не люблю умничать. Могу дать совет людям, которые сомневаются, нужен ли им малыш. Иметь ребенка – большое счастье. Однако к его появлению нужно быть готовым. Это не игра. От вас во многом зависит, какой будет судьба сына или дочери. Поэтому будьте максимально ответственны.

Аскольд родился на год позже своего брата Эдгарда Запашного, но строгий папа — Вальтер Запашный не позволял младшему сыну отставать. Даже в школу братья пошли в один год, когда Аскольд был совсем маленьким. Дисциплины в силу возраста давались ему чуть тяжелей, но скатываться на плохие отметки папа не позволял, зорко следя за успеваемостью мальчишек.

Впрочем, открытый миру, жизнерадостный Аскольд с увлечением выполнял школьные задания, но с еще большем удовольствием занимался в цирке: папа тренировал сыновей с самого маленького возраста.

Китай

В 90-е, когда страна в миг поменялась, а семейное дело Запашных встало под угрозу из-за отсутствия средств к существованию, все вместе они уехали в Поднебесную. Китай встретил талантливых артистов радушно. Теперь в обязанности Запашного-старшего входило обучение китайских дрессировщиков. А мальчишкам ничего не оставалось, как учиться самим.

Аскольду нравились новые для него направления работы. В Китае он выучил сложный интонационный язык, учился жонглировать, стоя на лошадях, дрессировать обезьян. Лишь в конце 90-х, с возвращением в Россию Вальтер Запашный посвятил детей в сложные премудрости дрессуры хищных животных. Быстро переняв у отца хитрости, Аскольд попадет в Книгу рекордов Гиннесса со своим знаменитым «самым длинным прыжком верхом на льве».

Элен

Однако младший Запашный все же считается человеком гибким, внимательным, с более покладистым характером, чем у старшего брата. Даже его любимая узнала, каким он может быть строгим только прожив с Аскольдом некоторое время.


С супругой Элен знаменитый дрессировщик познакомился на гастролях в Минске. Студентку местного медуниверситета ему представили в общей компании. Девушка понравилась, но вот в кутерьме вечера он не сообразил попросить у нее телефон. Лишь на следующий день позвонил общему другу с просьбой договориться с девушкой о встрече. Однако Элен тут же отшила обоих.

Воспитанная в строгой еврейской семье девушка приехала учиться в Минск из Израиля, где много лет жила с родителями. Девушка была четко настроена получить хорошее образование и вернуться на родину — и никаких романов! Она из Хайфы-то сбежала потому, что там ей докучал назойливый кавалер.

Добился

Запашный не отступал и терроризировал друга на предмет телефона красавицы, друг наступал на Элен, уговаривая дать номерок прекрасному, доброму и сердечному, обаятельному и знаменитому Аскольду. Услышав, что Запашный еще и знаменит, она отказалась наотрез. Битва за телефон продолжалась несколько недель, пока ей, наконец, не надоело. Она разрешила дать номер, строго наказав, чтобы приятель передал Аскольду: рук не распускать!


Только потом окажется, что приятель ничего, кроме телефона, не передал, зато Запашный, очарованный такой настойчивостью девушки, и сам не собирался приставать к ней на первом свидании. Он сразу почувствовал, что отношение к Элен не будет поверхностным, а значит не нужно форсировать события.

Его девчонки


Отношения с девушкой шли своим чередом. Оба рассказывают, как тяжело принимали сначала Аскольда в строгой еврейской семье, потом — Элен — в большом и закрытом цирковом семействе. В какое ужасное положение ставили девушку поклонницы знаменитости, угрожающие избить ее, облить кислотой и даже убить. Влюбленным долго приходилось скрывать и отношения, и брак. Лишь с рождением первой дочери Аскольд решился представить Элен публике.

Теперь у них две дочери — Ева и Эльза. Восемь лет назад они впервые вышли на арену цирка. Дети Запашных, вероятнее всего, продолжат династию, которая сегодня насчитывает четыре поколения.




Эдгард Запашный – представитель знаменитой и старинной династии цирковых артистов Запашных. Эдгард и его брат – дрессировщики в четвёртом поколении. Их имена сегодня известны далеко за пределами России.

Эдгард Запашный родился летом 1976 года в Ялте, по знаку зодиака Рак. Его отец Вальтер Запашный уже тогда был одним из самых авторитетных дрессировщиков страны. Его подопечные – хищные животные. Вальтер Михайлович – Заслуженный артист РСФСР с 1988 года.

Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причём отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, немец по национальности, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Так что иного пути правнуки клоуна Мильтона – Эдгард, Аскольд и Марица Запашные – для себя не видели. Праздничную атмосферу цирка они, что называется, впитали с молоком матери. Дети уже в ранние годы знали, что будут продолжателями знаменитой династии Запашных.

Все детские годы Эдгард Запашный внимательно наблюдал за работой отца. Тот покинул манеж в возрасте 70 лет. Но до конца жизни так и не смог оставить любимое дело и занимал пост художественного руководителя созданной им труппы «Братья Запашные».


В раннем детстве Эдгард Запашный здорово отличался от своего на год младшего брата. Тот был спокойным и рассудительным мальчиком. А вот у Эдгарда непростой характер, ему постоянно доставалось от родителей за взбалмошные выходки и кипучую энергию, которая била ключом и не всегда находила правильный выход.

И если мать иногда смотрела на проделки сына сквозь пальцы, то от строгого отца доставалось. Он контролировал не только поведение, но и учёбу сыновей, проверяя школьные оценки вплоть до выпускного класса. Даже в институте он живо интересовался успеваемостью Аскольда и Эдгарда.

Эдгард Запашный получил высшее образование. У него диплом столичного института предпринимательства и права. Он владеет английским и китайским языками.

Карьера

Цирковая биография Эдгарда Запашного началась в 1988 году, когда ему исполнилось 12 лет. Это случилось в Риге, куда с гастрольным туром поехал отец.

После окончания школы семья отправилась в Китай. Это были непростые годы, которые принято называть «лихими 90-ми». Кризис переживала вся страна. Артисты и циркачи не стали исключением. В 1991-м Вальтеру Запашному китайцы предложили выгодный контракт, который в прямом смысле спас жизнь цирковым животным. Ведь уход за ними требовал немалых денег.


Так Эдгард Запашный вместе с родными отправился в чужую удивительную страну, которая встретила всю семью с их подопечными довольно тепло. Специально для Запашных был построен просторный летний цирк в знаменитом Сафари-парке рядом с городом Шэньчжэнь. Чтобы отличаться от китайцев, братья сменили цвет волос и стали блондинами.

После окончания контракта семья в полном составе вернулась на родину. С гастролями они объездили весь бывший Советский Союз. Побывали в Японии, Монголии, Венгрии.


А в 1998 году в жизни Эдгарда Запашного и его брата случилось переломное событие: отец на праздновании юбилея передал сыновьям бразды правления самым ярким и сложным аттракционом под названием «Среди хищников».

Молодые дрессировщики сумели достойно принять этот подарок и успешно развили семейное дело. Они создали «Цирк братьев Запашных» и приумножили шоу-программы. Появились новые цирковые аттракционы «Колизей», «Камелот», «Садко», «Камелот-2: Наместник богов», «Легенда», «К.У.К.Л.А.», «Страшная сила» и другие.

На счету Эдгарда есть уникальный по своей сложности цирковой номер, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Это трюк, во время которого Запашный стоит незакреплёнными ногами на крупах двоих движущихся по манежу лошадях, а на его спине балансируют две девушки. Этот номер готовился полтора года.

В ноябре 2012 года Эдгард Запашный Министерством культуры РФ назначен директором знаменитого Большого Московского государственного цирка, что на проспекте Вернадского.


В работе дрессировщика случались и тёмные полосы. Однажды его брат вышел из клетки тигрицы с окровавленным лицом, получив от животного сильнейший удар лапой. А ещё ему не раз приходилось встречаться с трагедиями, которые случались у его ближайших коллег, потому что работа в цирке – одна из самых опасных. Примером этому послужил не только брат, но и мама с отцом, неоднократно получавшие тяжелые увечья на арене. К несчастью, тяжелые травмы не обошли стороной и самого Эдгарда.

В 2006 году во время трюка на лошади Запашный неудачно приземлился на манеж и порвал связки на ноге. Как рассказывает сам циркач, в тот момент даже не ощутил боли, только услышал звук, будто струна лопнула. Потребовалось длительное лечение в Германии, мужчине пришлось сделать несколько операций, чтобы восстановить здоровье.


И это далеко не единственная травма артиста. В 2017 году в немецкой клинике он перенес операцию на позвоночнике – ему заменили межпозвоночный диск в шейном отделе на искусственный. Эта операция была плановой, но из-за занятости он все время ее откладывал.

А в 2010 году они с братом попали в жуткую аварию, и, хотя машина восстановлению не подлежала, ребята остались целыми и невредимыми.

Эдгард Запашный в шоу «Король ринга»

Эдгард Запашный часто появляется на экранах в телешоу и кино. Весной и летом 2007 года он стал участником шоу «Король ринга», которое транслировалось на «Первом канале». Здесь он сумел одержать 6 из 7 возможных побед в промежуточных боях, выиграв в финальном бою .

А ещё за популярным дрессировщиком зрители наблюдали в программах «Большие гонки», «Куб», «Наедине со всеми», «Камеди Клаб», «Человек-невидимка» и «Империя иллюзий: братья Сафроновы». Эдгард Запашный ведёт авторскую программу на телеканале «Звезда», которая называется «Легенды цирка».

Эдгард Запашный в программе «Наедине со всеми»

В 2015 году он вместе с братом и своим подопечным – тигром Мартином – пришел в студию к . А в 2015 году телевидение пришло в гости к ним – они снялись в программе «Пока все дома».

Снялся артист и в нескольких фильмах, например, в сериале , где он сыграл самого себя, в и .

Эдгард Запашный в программ «Пока все дома»

В феврале 2012 года Эдгард Запашный зарегистрировался в качестве доверенного лица кандидата в Президенты РФ, а ныне действующего президента . В марте 2014-го поставил подпись под обращением российских деятелей культуры в поддержку политики президента в Крыму и Украине.

Осенью 2016-го на выборах в Госдуму стал доверенным лицом партии «Единая Россия».

Личная жизнь

Как утверждает артист, ему удалось «приучить» журналистов к тому, что он не относится к числу медиаперсон, которые дают богатую пищу для желтых изданий. Поэтому личная жизнь Эдгарда Запашного долгое время была в тени, о ней никто ничего не знал, кроме десятка самых близких друзей. Но никто не сомневался, что статный красавец (его рост – 189 см, а вес – 95 кг) женским вниманием не обделен.


В 2008 году артист дал откровенное интервью журналу «7 дней», где рассказал о своей первой женщине. Ему было 16, когда он перешел от теории к практике. А вот его избраннице было 36. Она работала в новосибирском цирке, куда Эдгард приехал на месяц. Он признается, что между ними была умопомрачительная страсть. Но любви не получилось, сказались разница в 20 лет и молодость артиста.

На протяжении 13 лет дрессировщик жил в гражданском браке с артисткой своего цирка Еленой Петриковой. Но совместная жизнь пары законным браком не увенчалась. Как утверждает Эдгард, Лена поняла, что «юношество» её половинки никогда не закончится, а значит, крепкой семьи с ним не получится.


Свою любовь, как показалось Запашному, он встретил в Воронеже. Рыжеволосая красавица с прекрасной фигурой Ольга понравилась ему сразу, когда он её увидел. Это случилось в одном из Воронежских фитнес-центров. Ольга Денисова – фитнес-инструктор. Вспыхнул роман. Он продолжился, когда девушка перебралась в столицу. Переезд в Москву был связан с её карьерой.

Ольга в 2011 году родила Эдгарду дочь Стефанию. Но пара так и не превратилась в официальную семью. Не случилось этого и спустя 2 года, когда на свет появилась вторая дочь Глория.


Тем не менее, Эдгард Запашный прекрасный папа. Он принимает в жизни и воспитании девочек активное участие, дал им свою фамилию и взял на себя финансовые расходы. После каждых гастролей он спешит к любимым дочкам и старается дать им максимум родительского тепла.


Далее личная жизнь Эдгарда Запашного, похоже, развивается своим путем. Вскоре он признался, что у него есть любимая девушка. Он долго скрывал ее, но, когда в Сеть все-таки просочилась новость о том, что дрессировщик готовится стать отцом в третий раз, сообщил имя своей избранницы. Ею стала Ярославна Демешко. Познакомились они в 2013 году в компании общих друзей. Они много общались, а вскоре и вовсе решили съехаться. Чтобы быть ближе к Эдгарду, Ярославна даже устроилась на работу в Цирк братьев Запашных администратором.


В августе 2017 года у пары родился сын, которого назвали Даниэлем. Правда, мальчик родился раньше срока на несколько недель, и его пришлось поместить в отделение реанимации в специальный бокс. Но, к счастью, все обошлось. Сегодня в «Инстаграме » артиста регулярно появляются фото его детей. А вот микроблог в «Твиттере» с 2015 года новыми записями не пополняется.

Поклонники дрессировщика все ждут новостей о свадьбе, но пока Ярославна остается в статусе гражданской жены Эдгарда.

Эдгард Запашный сейчас

1 апреля 2017 года на сайте Большого Московского цирка появилась информация, что Эдгард уволил брата из цирка. Якобы Аскольд сам пожелал покинуть пост художественного руководителя БГМЦ. Эту должность займет заслуженный артист Грузии Гия Эрадзе. В массах эта новость была принята с негодованием. Но уже к вечеру того же дня Эдгард объявил, что это была первоапрельская шутка.


А вот в июне 2018 года вокруг Запашного разгорелся уже нешуточный скандал. В Сети появилось видео с тренировки его дочери Глории, которая уже вовсю постигает цирковую профессию. На видеоролике девочка заплакала от боли после растяжки. Мужчину тут же обвинили в жестоком обращении с детьми, на что он не стал молчать. Он опубликовал большой ответ своим недоброжелателям, но главной цитатой в этой речи стала фраза:

«Нет боли – нет результата...» .

Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.

В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.

Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.

В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».

В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.

«Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.

Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.

Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.

Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.

Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».

Эдгард

Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.

С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.

Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.

Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.

Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.

В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.

В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.

С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.

С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.

Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.

У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.

Аскольд

Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.

Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.

Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.

В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.

Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.

По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.

В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.

Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.

С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».

Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».

В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.