Антиглобалисты. История движения и хроника борьбы

Кто такие антиглобалисты?

1. Антиглобалисты в зеркале СМИ

Уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти события в Генуе в июле 2001 года, ставшие без преувеличения сказать апогеем антиглобалистских протестных акций. Напомню, в Геную съехалось тогда около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. На уровне европейских правительств стали даже раздаваться голоса о целесообразности проведения такого рода международных мероприятий в будущем. Стоит ли превращать целый город в осажденную крепость для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами, поели вволю деликатесов и подписали заранее подготовленные документы?

Однако, несмотря на то, что протесты антиглобалистов всегда - новость №1 для всех российских электронных СМИ - так, видеоряды с цепями молодых людей, идущих с красными знаменами на ощерившихся щитами полицейских, мелькали в начале каждого выпуска новостей во время генуэзского саммита - из обширных, но, как всегда, бедных на содержание комментариев теледикторов трудно было понять, кто такие эти антиглобалисты. Телеканалы порой говорили совершенно противоположные вещи, кажется, в первый день саммита ОРТ заявило, что антиглобалисты - это безработные, пострадавшие от того, что западные капиталисты-владельцы транснациональных корпораций (ТНК) предпочитают нанимать рабочих из стран Третьего мира, которым много платить не надо, НТВ же убеждало россиян, что это-де студенты из обеспеченных семей, которым «просто нравится Че Гевара», что, в общем-то, по молодости простительно. Надо заметить, что не исключение, а правило: сообщения буржуазных СМИ об антиглобалистах всегда противоречивы, тенденциозны и в то же время скудны на полезную информацию.

Ответ на вопрос: кто такие антиглобалисты, что они требуют, и что они значат для Запада? - я и попытался дать в этой статье. Насколько мне это удалось, судить, понятно, читателю.

2. Кто такие антиглобалисты?

Антиглобалистское движение возникло в 1994 году и его основателем считается субкоманданте Маркос - выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. В указанном 1994 он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем, практически бескровно. Субкоманданте Маркос стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой . Радикалы зачитываются его стихами и эссе, где мифологические мотивы индейцев майя перемежаются с обличениями глобального капитализма, отстаиванием прав народов Третьего мира и, в частности, индейцев и призывами к революции. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, не обязательно силой оружия. Кстати и сам Маркос, рассматривает автомат Калашникова лишь как средство адекватно ответить на нападение, главным же своим оружием он считает Интернет.

Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит из более тысячи мелких молодежных, прежде всего, студенческих группировок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие- представители радикальных, не вмонтированных в «Систему» профсоюзов, экологи, и даже симпатизирующие «левым» верующие - христиане и мусульмане. Среди самых крупных групп отмечу «Аттак» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам»), в которую входит около 30 000 человек, и которая имеет отделения в 20 странах. Ее лидеры - Жозе Бове - французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдональдс» в предместье Парижа в знак протеста против вытеснения французской традиционной кухни американскими закусочными, и Сюзен Джордж - журналистка, написавшая роман-антиутопию «Рапорт Лугано», в котором описала и в некотором роде предсказала захват капиталистическими монополиями планеты и геноцид целых стран и народов. Достаточно внушительной силой является организация «Глобальное действие людей», возникшая в Европе в 1999 году и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне. Остальные группы менее многочисленны.

Антиглобалистов принято разделять на два лагеря - умеренных и радикалов. Умеренные представлены, прежде всего, так называемым Социальным Форумом Генуи, который включает в себя около 800 групп, выступающим за списание долгов со стран «Третьего мира», за безъядерный мир, за экологические программы и т.д. Они отвергают насильственные действия и выражают свой протест посредством мирных демонстраций, пикетов, концертов. Представители СФГ идут на контакт с представителями властей, к примеру, ведут с ними переговоры, когда этого требует ситуация. Показательно при этом, что именно на штаб-квартиру СФГ был совершен ночной налет полицейских в последний день генуэзского саммита.

Радикальное крыло антиглобалистов составляют малочисленные группки, практикующие более агрессивные формы борьбы с капитализмом. Среди них опять таки не все «кровожадные террористы», есть, если можно так выразиться, и «умеренно радикальные» группировки, которые удовольствуются взломами интернетовских сайтов глобальных американских кампаний типа «Пепси-Колы» или на худой конец, битьем стекол в «Макдональдсах», как это делают активисты упомянутых «Аттак» и «Глобального действия людей» или «Хактивист» (союза антибуржуазных хакеров).

К вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов и к уличной «герилье», то бишь гражданской войне в городах, призывают лишь малочисленные группки маоистского и анархистского толка вроде «Черного блока» (официальное название организации «Антикапиталистический блок»), «Революционного фронта за коммунизм», «Я-Баста», «Маоистского Интернационала», «Красных скинов» и т.д., но от них, ясное дело, и больше всего шума. Это их члены в Сиэтле, Квебеке и Генуе метали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова» (так на Западе называют бутылки с зажигательной смесью), переворачивали и взрывали машины и т.п. Кстати, в штаб-квартиры анархистов в Генуе итальянские карабинеры так и не сунулись, что и понятно: анархисты, наверняка, были вооружены, они стали бы отстреливаться, а «отважные» карабинеры всего мира предпочитают бить дубинками безоружных людей, не могущих оказать сопротивление.

3. Как действуют антиглобалисты?

Зрителям теленовостей внушают, что антиглобалисты только и делают, что переезжают из города в город и устраивают манифестации и дебоши во время глобалистских экономических саммитов. Но этим не совсем так; хотя бы потому что далеко не у всех членов движения достаточно средств для путешествия в другую страну. Кроме того, понятно, что «легки на подъем» лишь активисты, а, очевидно, что кроме них есть еще и слои пассивных членов и сочувствующих (так что 150 000 человек, которые собрались в Генуе - это только «верхушка айсберга», в действительности антиглобалистов на Западе как минимум, раза в два больше).

Основная часть антиглобалистов, не участвующая в пикетировании саммитов, а также активисты в период между этими пикетированиями занимаются, прежде всего, так называемыми «молекулярными» акциями, которые осуществляются импровизированными, «ситуативными» группками из нескольких человек, создаваемыми для одной-двух акций.

Причем, здесь мы имеем дело с сознательной тактикой, основанной на теории «молекулярных», т.е. многоцелевых, разнонаправленных ударов по капитализму, основы которой были заложены итальянским коммунистом Антонио Грамши и которая была развита ситуационистами - революционерами мая 1968 года (Э. Ги Дебор ). Согласно этой теории прошли те времена, когда капитализм можно было свалить пропагандой среди рабочих и созданием централизованных партий. Машина буржуазной пропаганды - телевидение, радио, газеты, комиксы - практически, сводит эту пропаганду на нет. Поэтому для того, чтобы расшатать политические и экономические конструкции капитализма, нужны одновременные удары по тысячам и тысячам его «крепящих деталей» - фирм, партий, газет и т.д., произведенные мелкими группами и даже одиночками.

Работают эти группы так: объединяются два-три человека и выбирают себе цель, например, кампанию «Пепси-Кола». Дальнейшие действия состоят в раскрытии ее хищнической сущности всевозможными способами. Можно, скажем, при помощи подручных агитационных средств популярно объяснять, что становится с национальными производителями газированных напитков после того как на рынки приходит глобалист- «Пепси» и что это означает для простых людей - работников соответствующих предприятий. Возможны авангардистская антиреклама, пикетирование предприятий, выступления в прессе и т.д. Причем, не нужно думать, что результатом этого является только «выпуск пара» у антикапиталистов и газетные сенсации. Недавно под давлением антиглобалистских акций против транснациональной корпорации «Ньюк», ее владельцы были вынуждены поднять зарплату своим рабочим на заводах в Малазии, где широко применяется труд 12-летних детей.

Кроме повседневных, «молекулярных» акций на счету антиглобалистов выпуск прокламаций, журналов и газет (самый известный - «Следим за корпорациями», издание организации «Глобальное действие людей»), проведение своих собственных саммитов и конференций. Самым крупным был, пожалуй, так называемый «Анти-Давос» - Всемирный Социальный Форум, который проводился в Бразилии, в городе Порто Алегре одновременно с глобалистским Всемирным экономическим Форумом в Давосе. На «Анти-Давос» приехало даже больше народа - около 10 000 против 3 000 участников «Давоса», причем, состав был достаточно солидным - представители 900 общественных организаций, более 400 парламентариев со всего мира, сочувствующие «левым» западные актеры, режиссеры, писатели и т.д.

Несмотря на пестроту состава антиглобалисты хорошо организованы. Как все уже убедились, за считанные дни они могут собрать в одном месте более 100 000 активистов из разных стран Европы и Америки. Во многом это объясняется их с прекрасным знанием Интернета: на баррикадах в Сиэтле-99 спонтанно возникло интернетовское информационное агентство антиглобалистов «Индимедиа», которое сейчас называют агентством связи планетарных сил сопротивления капитализму (www.indymedia.org, русская версия - www.russia.indymedia.org). Посредством него антиглобалисты не только договариваются о совместных поездках, но и сообщают о своих акциях, обмениваются планами.

Однако, о самих антиглобалистах сказано, кажется, достаточно, теперь же хочется разобраться, что они требуют и к чему стремятся?

4. Что требуют антиглобалисты?

Усилиями электронных прокапиталистических СМИ по всему миру у обывателя было создано стойкое убеждение, что антиглобалисты не имеют никакой четкой программы и способны лишь на выкрики о необходимости изменить мир. На самом деле это, мягко говоря, натяжка. Трудно отрицать, конечно, наличие разногласий в среде антиглобалистов, однако, общий знаменатель у них все же имеется.

Более того, имеются даже совместные документы антиглобалистов, как, например, петиция, принятая на альтернативной конференции в Женеве, где, в частности, говорится: «Мы требуем радикальных изменений МВФ и Мирового Банка, потому что они виновны в мировой бедности и увеличении неравенства… Открытости и демократизации МВФ и МБ… Политика МВФ и МБ должна уважать и поддерживать права человека!».

Итак, антиглобалистов не устраивает ситуация, когда 8 так называемых «развитых» стран мира (страны Западной Европы, Япония и США), практически управляют всем миром, контролируют мировые организации типа ООН, Всемирного Банка или МВФ, под лицемерными предлогами «помощи беднейшим странам» выделяют им кредиты под такие проценты, что эти страны попадают в финансовую кабалу, под лозунгом «свободы торговли» разрушают их экономику, явно неконкурентоспособную по сравнению с западными гигантами-концернами, нещадно эксплуатируют их население на заводах ТНК. Антиглобалистам не нравится, что западные правительства во главе с США явно и тайно вмешиваются в дела других стран, устанавливают выгодные им режимы, объявляя их «прогрессивными» (как, например, в Чили в 70-е годы и в Югославии в наши дни), занимаются информационной войной и шельмованием.

Кроме того, антиглобалисты озабочены состоянием дел на самом Западе, где, как ясно уже многим, надвигается системный кризис экономики, на биржах с каждым годом наблюдается все большая нестабильность, а «средний класс» - опора западного общества стремительно тает. Скажем, в США за последние 10-15 лет людей со средним уровнем достатка стало значительно меньше, зато выросло количество супербогатых (с тринадцати в 70-х годах до ста тридцати в 90-х) и очень бедных, живущих лишь на пособие. А планы правительства США превратить весь Новый Свет в единую экономическую зону, похоже, вообще покончат с временным, длившемся несколько последних десятилетий, благополучием рабочих США. Ведь как только для североамериканских капиталистов станут абсолютно доступными рынки дешевой рабочей силы в Мексике, Центральной и Южной Америке, с требованиями своих, отечественных профсоюзов они просто перестанут считаться.

Правда, положительные идеалы у различных группировок антиглобалистов существенно различаются. Умеренные требуют от западных правительств немедленного списания всех долгов стран Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран, улучшения положений рабочих на ТНК по всему миру, «отвязки» национальных валют от американского доллара, изменения налогообложения в странах Запада и поощрения национальных производителей.

Левые радикалы - неокоммунисты и анархисты требуют мировой коммунистической революции. Они утверждают, что пока существует рыночная экономика, основанная на частной собственности на средства производства, богатые страны будут продолжать наживаться на бедных и пропасть между богатым Севером и бедным Югом будет увеличиваться. С точки зрения «левых», капиталисты заинтересованы лишь в своей прибыли, а справедливого распределения товаров и ресурсов можно достичь лишь при плановой экономике. При этом они подчеркивают, что речь идет об «истинном социализме», а не о «бюрократической карикатуре на социализм, которая была в СССР».

Вместе с тем не надо думать, что это - чисто эмоциональный протест, вызванный явной несправедливостью политики транснациональных корпораций в Третьем мире. Антиглобалистский протест уходит корнями в особое философское направление, являющееся правопреемником философии «новых левых» 60-х годов (Г. Мар-кузе, Ж.П. Сартра, Э. Ги Дебора и др.), хотя и здесь, конечно, нельзя говорить об однородности.

5. Теоретики антиглобализма

Одним из предтеч современной идеологии антиглобализма является американский экономист, мыслитель и общественный деятель Линдон Х. Ларуш . За свои диссидентские взгляды, явно расходящиеся с господствующим в Америке неолиберализмом, он просидел 5 лет в тюрьме по сфабрикованному спецслужбами обвинению, но под давлением международной общественности был досрочно отпущен. В настоящее время он выпускает интернет-издание «Интеллектуальное обозрение», руководит Шиллеровским Институтом (Германия), занимающимся проблемами глобализации. Главный труд Ларуша - книга «Физическая экономика», где он резко критикует концепции экономического либерализма, монетаризма и постиндустриализма и противопоставляет реальную, «физическую экономику», строящуюся на производстве реальных благ (материальных продуктов) и виртуальную, финансово-спекулятивную экономику, делающую деньги из денег, ничего не добавляя к материальному базису страны.

Ларуш - резкий противник философии «постиндустриального общества», которая утверждает, что на смену индустриальному промышленному капитализму пришел строй, где главное место занимает сфера услуг и информационные технологии и поощряет культ потребления. По мнению Ларуша это ведет к тому, что экономика становится спекулятивной и превращается в финансовую пирамиду, которая рано или поздно должна рухнуть. Именно такова, по мнению Ларуша, экономика современных США, она держится только на том, что правительство допечатывает новые и новые доллары, благо, доллар не «привязан» к золотому запасу. Пока удается избежать кризиса за счет нещадной эксплуатации слаборазвитых стран, но долго так продолжаться не может, предупреждает Ларуш. Его идеал - общество, где господствует труд, а не капитал, так как только в этом случае, убежден американский мыслитель, можно говорить о человеке как о творце. Интересно, что Ларуш радикальный сторонник научно-технического прогресса, он считает, что знаменитые рассуждения ученых «Римского клуба» о «пределах роста» (т.е. о необходимости остановить развитие техники, иначе Землю ждет экологическая катастрофа) - не более чем уловка идеологов Запада, рассчитанная на Третий мир; пускай, мол, все остается как есть: западные страны - технологически развитыми и богатыми, а южные и восточные - отсталыми и бедными.

Однако, Ларуш, как я уже говорил, только предшественник антиглобалистов, к тому же, его влияние ограничено. Подлинным властителем умов антиглобалистов является словенский философ и публицист Славой Жижек . В настоящее время он работает в «Институте культурологических исследований» (Германия), где является одним из руководителей проекта «Антиномии постмодернистского разума». Пожалуй, он единственный современный леворадикал, который имеет некоторое признание в буржуазных, «официальных» кругах Запада. Во всяком случае, несмотря на его недвусмысленные протесты против натовской агрессии в Югославию и терпимое отношение к идеям Ленина (в 2001 году он провел в Германии научную конференцию, посвященную Ленину и ленинизму, повергнув тем самым в шок западных журналистов), его привечают европейские официозные издания типа «Зюддойче цайтунг». Его взгляды представляют собой синтез западного марксизма и структуралистского психоанализа Жака Лакана.

Основной огонь критики Жижека направлен на идеологические «священные коровы» неолиберализма - принципы пацифизма, мультикультурализма и толерантности. Жижек стремится доказать, что оборотной стороной «абстрактного пацифизма» Запада, т.е. стремления во что бы то ни стало установить мир, закономерно становится военная агрессия (как в Ираке и Югославии), что призывы Запада быть терпимым, толерантным к другим культурам оборачиваются новой, скрытой формой расизма - неорганическим «отрефлектированным расизмом». Представляют большой интерес размышления Жижека о причинах усиления в наши дни национализма и фундаментализма. Он отказывается рассматривать национализм как феномен возрождения национальных культур, по мнению Жижека, национализм вырастает из иного корня - из ситуации постмодерна. Современные люди, живущие в мегаполисах, говорят, одеваются, ведут себя более или менее одинаково, стандартно, реакцией на эту репрессивную унифицированность постмодеринистского человека и является национализм, стремление к исключительно национальной самоидентификации, практически, уже без связи с национальными корнями.

Нельзя сказать, что Жижек противник западной демократии, напротив, он радикальный демократ с постмодернистскими мотивами; все дело в том, что сам Запад в своей политической практике все больше отходит от им же провозглашаемых идеалов демократии и либерализма, что видно на примере натовской агрессии в Югославию или поддержки США авторитарных режимов, когда им это выгодно. Итак, Жижек в духе старых «новых левых» обвиняет Запад ни в чем ином как в переходе к «скрытому фашизму» под вывеской либерализма.

Среди других идейных лидеров антиглобалистов отметим известного лингвиста и политолога Ноума Хомски , а также суфия и анархиста Хаким Бея . Заражены идеями антиглобализма и, соответственно, несут их художественными средствами в массы многие деятели западной творческой интеллигенции, включая даже некоторых звезд Голливуда. Это не говоря уже о том, что среди радикальных антиглобалистских групп, по прежнему, почитаются авторитетными и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: Бакунина, Кропоткина, Маркса , Ленина, Троцкого, Адорно , Маркузе Ги Дебора и др.

6. Смысл антиглобализма

Движение антиглобалистов интересно и важно прежде всего упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку западной пропаганды о наступление эпохи гуманизма, прогресса и согласия, о некоем хэппи-энде истории. Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса «развитых стран», которую усиленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни - лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек.

Когда коммунисты говорили о том, что сегодняшнее благоденствие Запада куплено дорогой ценой - нищетой, мучениями и смертями в странах-пролетариях, т.е. в Третьем мире, и наши, и западные либеральные интеллектуалы отмахивались от них как от назойливых мух. Теперь тоже самое говорят молодые люди с самого Запада и еще как говорят - не суконным, лапидарным языком советской пропаганды, а ярко, эксцентрично, карнавально! Причем, чем сильнее на Западе прессинг «либерального информационного тоталитаризма», приклеивающего ярлык «экстремизма» ко всему, что выходит за границы либерального поля, тем сильнее протест свободомыслящей западной молодежи.

Оказывается даже западные СМИ с их мощнейшими технологиями «манипуляции сознанием», разработанными научными институтами, не всесильны, и это, как говорится, радует и вселяет определенный оптимизм. Другой вопрос: смогут ли только лишь одни антиглобалисты свалить капитализм? Думаю, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ответ на этот вопрос может быть лишь отрицательным. Слишком они разрознены, слишком увлечены эмоциональным протестом…

И кроме того, не будем забывать, что антиглобалисты - сугубо западный феномен, выражающий внутренний кризис самой западной культуры. Заметьте, что они бьют западный официоз его же оружием, то бишь упрекают глобальные компании и организации в нарушении тех же принципов, которые они во всеуслышанье провозглашают - принципов суверенитета народов, прав и свобод человека, равенства в правах. Заметьте, что западные антиглобалисты в принципе не против глобализма как такового, т.е. идеи планетарного, унифицированного общества, «плавильного котла наций», они только за справедливое глобальное общество, где нет наций-эксплуататоров и наций-эксплуатируемых. Т.е. антиглобалисты находятся с некоторыми вариациями в поле тех же самых западных идей, которые породили глобализм, конфликт же между ними носит в полном смысле слова диалектический характер.

Противостоять мировому, глобальному капитализму и его претензиям поглотить все страны и народы можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов «золотого миллиарда».

Вряд ли нам удастся спастись и отстоять свое достоинство и суверенитет, если молодые ребята с более или менее благополучного Запада будут выходить на улицы с гитарами и флагами и идти против водометов «копов», а их сверстники из России сидеть дома, смотреть проамериканское ТВ и считать за счастье устроиться в разносчиком в «Макдоналдс» за оплату, вдвое меньшую, чем в Америке.

по данным сайта "ПоитНакуа

Антиглобализм - это общественное движение, возникшее на рубеже XXI века и направленное против неолиберальной глобализации, основанной на продвижении свободных рынков и свободной торговли.

Что такое глобализация?

Общей темой, поднятой теоретиками течения Гидденсом, Кастельсом и Харви, является мысль о том, что современные технологии, такие как компьютеры, ускоряют развитие социальных отношений и делают их более гибкими. История современного общества - это история глобализации и технологического ускорения транспорта (данных, капитала, товаров, людей), которые сделали мир меньше. Технологии, сокращая расстояния, все более эффективно опосредуют социальные отношения. Прогресс привел к отделению информации от ее носителей, так как скорость ее распространения росла быстрее, чем скорость перемещения тел. Транспортные и коммуникационные технологии (железная дорога, телеграф, радио, автомобиль, телевидение, авиация, цифровые компьютерные коммуникационные и сетевые технологии) увеличили скорость движения капитала, товаров, продовольствия и информации. Земля превратилась в глобальную коммуникационную сеть, оказывающую влияние на все сферы общества. Информация сегодня не связана с конкретной местностью: ее невозможно ограничить территориально, и она не зависит от расстояний. Наукоемкие технологии способствуют делокализации коммуникации в смысле пространственных и временных расстояний.

Доминирующей формой является неолиберальная глобализация. По мнению критиков, она направлена на создание основы для экономики, которая позволяет повысить прибыль за счет минимизации расходов на инвестиции, сокращения социального обеспечения и проповеди индивидуализма. С появлением неолиберализма в обществе все больше доминирует экономическая логика - логика товаров и накопления финансового капитала.

Против глобализма выступают как правые, так и левые активисты.

Правый антиглобализм: его причины и проявления

Крайне правые группы, такие как Британская Национальная партия, Национал-демократическая партия Германии, Национальный фронт во Франции и Партия свободы Австрии, видят в глобализации угрозу для местной экономики и национальной идентичности. Они утверждают, что каждая страна должна самостоятельно контролировать свою экономику, а иммиграция должна быть строго ограниченной, чтобы гарантировать национальную идентичность, угрозу которой представляют процессы глобализации. Антиглобализм правых нацелен на борьбу с идеологией, продвигаемой сионизмом, марксизмом и либерализмом. В их понимании глобализация представляется как всемирный заговор против национального самосознания, западной культуры или белого человека.

Такие аргументы часто имеют расистский и антисемитский подтекст. Для правых неолиберальная глобализация не является результатом структурной логики капитализма, а скорее, результатом конспиративного политического плана могущественных элит. Консерваторы не выступают за альтернативный глобализм, и антиглобализм их в качестве средства решения проблем, вызванных доминирующей формой глобализации, предлагает национализм и партикуляризм.

Левый аниглобализм

Гораздо более важным по числу активистов и общественного внимания является левый антиглобализм. Он привлек внимание общественности протестами во время собраний Всемирной торговой организации (ВТО) в Сиэтле в ноябре-декабре 1999 года, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка в Вашингтоне в апреле 2000 г. и в Праге в сентябре 2000 г., стран «Большой восьмерки» в Генуе в июле 2001 г., а также благодаря ежегодному Всемирному социальному форуму в Порту-Алегри, который проводится в противовес заседаниям Всемирного экономического форума. Причины антиглобализма левого толка, по мнению идеологов движения, кроются в капиталистической логике, лежащей в основе глобализации - она ведет к асимметричным властным отношениям как внутри страны, так и во всем мире и превращает в товар различные аспекты жизни, включая здравоохранение, образование и культуру.

Альтернативная глобализация

Антиглобализм - это термин, который вносит недоразумение, поскольку движение не является чисто оборонительным и реактивным, а скорее выступает за всемирную демократию и справедливость. Следовательно, его лучше характеризуют такие понятия, как движение за альтернативную или демократическую глобализацию.

Всемирная паутина

Транснациональное протестное движение, которое носит глобальный характер и имеет децентрализованную, сетевую форму организации, формируется в основном благодаря интернету. С его помощью организовываются протесты онлайн и по всему миру, обсуждается стратегия борьбы, освещаются политические события и прошедшие акции протеста. Для этого движения, отличающегося высокой степенью открытости, общедоступности и глобальности, характерны интернет-формы протеста, которые можно назвать киберпротестом или киберактивизмом, списки рассылки, веб-форумы, чаты, альтернативные СМИ и медиапроекты, такие как Indymedia.

Коалиция коалиций

Антиглобализм (и альтерглобализм) отличается плюрализмом и, в определенной степени, противоречивостью. Задействованные группы включают традиционные и автономные профсоюзы, творческие коллективы, безземельных крестьян, коренное население, социалистов, коммунистов, анархистов, троцкистов, борцов за охрану окружающей среды, феминисток, инициативы «третьего мира», правозащитников, студентов, верующих, традиционные левые партии, критически настроенных интеллектуалов со всего мира. Антиглобализм - это глобальная сеть сетей, движение социальных движений, всемирное движение протеста и коалиция коалиций. Он направлен на восстановление общности товаров и услуг, которые все чаще присваиваются путем соглашений, таких как Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Неограниченная сеть

Майкл Хардт и Тони Негри использовали термин «множество», чтобы описать антиглобалистское движение как совокупность индивидуальностей, которые выступают как единый децентрализованный орган, полифонический диалог, составная объединенная сила мировой демократии, контролируемая снизу, открытое общество и прямое демократическое руководство всех для всех. Множество, по мнению промарксистских философов, является широко открытой, неограниченной сетью, которая поощряет работу и жизнь сообща.

Единство в различиях

Из-за своей структуры и разнообразия движение недогматическое и децентрализованное. Им нельзя управлять и возглавить. Единство этого множества возникает путем общей мобилизации против неолиберального обострения глобальных проблем. Различные вопросы и проблемы соответствующих групп связаны тем, что их обуславливает капиталистическая глобализация, и антиглобализм этого движения, его цели и практики не являются однородными. Есть большая разница между реформистским и революционными активистами, между ненасильственными и воинственными методами протеста. Еще одно отличие касается тех групп, которые выступают за усиление регулирования капитализма на местном уровне, и тех, кто стремится вместо национального суверенитета установить мировую демократию.

В качестве коллективной политической силы, которая состоит из множества взаимосвязанных неидентичных частей, движение может в целом рассматриваться как стремление к глобальному народовластию, справедливости и реализации прав человека. Оно пытается привлечь внимание общественности к отсутствию демократии в международных организациях и оказать давление на поддержку демократизации доминирующих институтов.

«Империя»

Антиглобализм - это спонтанное, децентрализованное, сетевое, самоорганизующееся движение, основанное на демократии широких масс. Его мыслители видят такую организационную форму, как выражение изменения организационных особенностей общества, которое все больше превращается в гибкую, децентрализованную, транснациональную, сетевую систему. Капиталистическая глобализация, как они считают, привела к установлению мировой системы господства, которое строго определяется экономическими интересами. Хардт и Негри называют эту децентрализованную гибкую сетевую всемирную капиталистическую систему «империей». Империя является глобальной системой капиталистического господства. Она основана на кризисе суверенитета национальных государств, дерегуляции международных рынков и вмешательстве мировых полицейских сил, а также мобильности, децентрализации, гибкости и сетевом характере капитала и производства.

Низовая самоорганизация

Возникновению децентрализованной глобальной империи, согласно Хардту и Негри, препятствует децентрализованное всемирное протестное движение, которое требует глобального участия и сотрудничества и более демократической, справедливой и устойчивой глобализации. Оно организовано по принципу сетевой самоорганизации. Для многих активистов антиглобализм и его проявления предвосхищают появление формы будущего общества как интегративной и представительной демократии. Движение выражает стремление к обществу, в котором власть не определяет поведение людей. Они сами определяют и организуют себя. Движение направлено против глобализации сверху путем образования самоорганизованных форм снизу.

АТТАС

Наверное, самая известная группа антиглобалистов - АТТАС (Ассоциация за налогообложение финансовых операций и помощь гражданам), которая существует в более чем 30 странах. Организация считает, что финансовая глобализация создает менее безопасные и менее равные условия для людей, отстаивая интересы мировых корпораций и финансовых рынков. Главным требованием АТТАС является введение налога Тобина, налога на иностранные валютные операции. Организация утверждает, что представляет десятки тысяч членов в 40 странах.

Глобализация - это возникновение единой мировой экономики, единого мирового рынка - такого, какими были раньше национальные рынки, то есть единого рынка капитала, единого рынка товаров и услуг, единого рынка рабочей силы. И национальные границы никак не должны мешать этому единству. Это - естественный и неизбежный процесс, его предсказал ещё Маркс 150 лет назад. Не случайно МВФ, когда он озаботился теоретическим обоснованием «глобализации», сослался на «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

Глобализация экономики привела к тому, что реальная власть от политиков в парламенте и исполнительных структурах переместилась в финансовые институты: МВФ, Всемирный банк (ВБ) и транснациональные корпорации (ТНК). Государство минимизировало свое вмешательство в экономические и финансовые процессы и тем самым, по сути, стало только регулятором юридических контрактов и аппаратом подавления недовольных. Так, экономика и политика всё меньше определяются внутри государств и всё больше внутри МВФ, ВБ, ВТО и ТНК.

Появления антиглобализма - прямое следствие экономических кризисов, сотрясавших мир в последнее десятилетие. Противоречия, заложенные в экономику развивающихся стран с подачи МВФ, ВТО и ВБ, стремительный рост валютных, кредитных и фондовых рынков привели к закономерному результату такой политики - финансовому кризису 1997 года в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Гонконг), дефолтам в России - 1998, Бразилии - 1999, Турции - 2000, Аргентине - 2001, Венесуэле - 2002. Экономические кризисы сопровождались целым рядом политических волнений: Индонезия 1998-го года, Боливия 2000-го, Аргентина и Венесуэла 2002-го. Кроме того, непрекращающиеся войны в Африке, арабо-израильское противостояние и оживление международного терроризма. Плюс ко всему Афганистан, Ирак, Чечня и Югославия.

Впервые об антиглобализме заговорили в начале 1994 года, когда на юге Мексики поднялось индейское восстание, возглавляемое субкоманданте Маркосом. 1 января 1994 года, в день подписания Мексикой торгового соглашения с США и Канадой, которое предусматривало освоение нефтяных промыслов и древесины в штате Чьяпас, люди в черных масках захватили столицу штата Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. Первые же публичные заявления и письма Маркоса, адресованные всем известным людям планеты, вызвали восторг левых. Он говорил о смерти ТНК и утверждал, что идет Четвертая Мировая война (Третья, по его мнению, закончилась развалом СССР и уничтожением соцлагеря). Его призывы и идеи нашли горячий отклик, и на первый же съезд поддержки, проведенный в Испании, приехало пять тысяч делегатов от множества общественных организаций. Так была создана Сапатистская армия национального освобождения, названная в честь мексиканского героя гражданской войны 1917 года Сапаты. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто позже стал себя именновать антиглобалистом.

Вопреки логике, антиглобализм зародился вовсе не в Азии, Латинской Америкой или странах бывшего СССР, по экономикам которых паровым катком проехался финансовый кризис 1997–1998 годов, а в спокойной и респектабельной Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, или сокращенно «АТТАК-Франция». В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия). Главным требованием новоиспеченных антиглобалистов стало введение «налога Тобина», предложенного Нобелевским лауреатом экономистом Джеймсом Тобином еще в 1972 году. Антиглобалисты подсчитали, что если обложить «налогом Тобина» в 0,1% все финансовые операции на Земле, то ежегодно можно получать до 160 миллиардов долларов и использовать их для борьбы с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Борьба за введение «налога Тобина», по мнению учредителей «АТТАК-Франция», могла бы объединить самые различные общественные организации и политические партии. Так и случилось; со временем в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные и пр. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Такая разобщенность свидетельствует о том, что взять движение под контроль не удастся никакой партии, корпорации или правительству. Антиглобалистское движение слишком глобализовано, децентрализовано и разнородно.

Тактика антиглобалистов – протестные движения, которые они провели в ряде городов мира: все зависит от того в каком городе проходят международные экономические форумы. И некоторые из них были вполне успешными. В частности в конце ноября 1999 года в Сиэтле демонстрантам удалось сорвать подписание «многостороннего соглашения об инвестициях», которое предусматривало, что ТНК будут стоять над национальным законодательством. То есть если ТНК не хотят платить зафиксированный местными законами минимум заработной платы - то и не будут. А если придется заплатить - ТНК может содрать с государства штраф за «причиненный ущерб», упущенную выгоду и т.п. Что это значит, легко увидеть из дела «“Этил” против Канадской Федерации». Американская корпорация «Этил», пользуясь договором НАФТА, предъявила иск правительству Канады на 250 млн долларов за то, что правительство запретило использование производящейся «Этил» добавки к бензину «МНТ». Эта «МНТ» отравляет окружающую среду и портит автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. «Этил», таким образом, заставляет автовладельцев постоянно покупать новое оборудование…

Однако тон антиглобализма резко изменился после нью-йоркских терактов в сентябре 2001 года, когда любой политический экстремизм, не только уличный, стали запросто уподоблять терроризму. Вот почему в умеренных гражданских ассоциациях созрело решение полностью отмежеваться от разного «анархистского сброда, радикалов левого, правого и любого толка». Старое название «антиглобалисты» теперь оставлено «камнеметателям» и «поджигателям», чьи провокации якобы «привели к криминализации диссидентских движений». Главный мыслительный центр – ATTAК-Франция предложила новый термин: альтерглобалисты – «другие глобалисты». Это не только смена имени, но и смена программы: альтерглобалисты, понимая, что «глобализация» обусловлена объективными причинами, выступают не против последней, а против того сценария, по которому ТНК развивают её. ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в оффшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но резко затруднили въезд в развитые западные страны извне. То есть: свобода для капитала - и отсутствие свободы для рядовых граждан.

На сегодняшний день участники альтерглобалистского движения достаточно четко декларируют один из своих главных лозунгов - глобализация, но с четко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране.

Их базовая программа-минимум выглядит следующим образом:

  • списание долгов развивающихся и бывших коммунистических стран;
  • выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;
  • заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам;
  • отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;
  • обложить налогом финансовых спекулянтов;
  • повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Программа – максимум не отличается новизной, и больше напоминает лозунги восьмидесятилетней давности: империализм – на кладбище, общество - без эксплуататоров и эксплуатируемых.

Примечания
1 Андерсон У. Нет ничего более глобального, чем антиглобализм//Антиглобализм.com 2009.

Общественных движений насчитывается сотни, поэтому многих интересует, кто такие антиглобалисты и могут ли они оказать действительное влияние на политическую или общественную жизнь в разных странах, для чего проводятся многочисленный акции, что хотят получить в результате, какими методами идут к цели.

Антиглобалисты - кто это?

Неоднородное по составу антиглобалистическое движение включает в себя множественные организации и инициативные группы, в основном с ненасильственными методами воздействия на власть. Помимо молодежных объединений, в движение входят анархисты, экологи, неонацисты, пацифисты, левые радикалы, коммунисты и т.д. Иногда цели антиглобалистов внутри организации прямо противоположные, но общее направление выражено 5 пунктами:

  1. Ликвидировать, путем полного списания все долги малобюджетных стран.
  2. Включить в правила международного кредитования пункты, запрещающие кредиторам ограничивать независимость страны-заемщика и вмешиваться в политическое и социальное устройство государства.
  3. Ликвидировать и Мировой банк, и Международный валютный фонд. При этом заменив их небольшими региональными банковскими представительствами.
  4. Прекратить уничтожение и геноцид цивилизаций, отличных от западной модели.
  5. В государствах зависимых от определенных отраслей экономики принудительно повысить оплату бедным слоям населения. Это часть того, против чего выступают антиглобалисты?

Что хотят антиглобалисты?

Основная цель организации ликвидировать «мировое господство» крупных компаний, малочисленной группы олигархов, ведущих политиков и лидирующих стран. Что хотят антиглобалисты:

  1. Полностью осветить, сделать прозрачной всю работу Большой восьмерки.
  2. Заставить международные государственные организации обратить свой взгляд на проблемы государств со слабой экономикой.
  3. Установить демократию во всех странах.
  4. Призвать к гласности по всем значимым в политической и общественной жизни вопросам.

Антиглобалисты - «за» и «против»

Изначально мировая глобализация пытается полностью подчинить себе экономику, а в дальнейшем с помощью нее воздействовать на политику, управлять малоразвитыми и финансово не обеспеченными странами. То, за что борются антиглобалисты, имеет прямо противоположные цели. Их противники могут указать на некоторые минусы в выдвигаемых тезисах и требованиях:

  1. Перераспределение мировых финансов приведет к остановке в развитии цивилизации.
  2. В настоящее время происходит множество вливаний в экономику малоразвитых стран в виде гуманитарной помощи, но это все равно не приводит к их развитию.
  3. Невозможно накормить всех «отняв» средства у «богатых» стран и крупных, глобальных компаний.
  4. От экстремистских выпадов антиглобалистов страдают не большие компании и корпорации, а мелкие предприниматели.

Кто финансирует антиглобалистов?

Любая организация, так же, как и движение антиглобалистов, требует большой финансовой поддержки. Большие суммы требуются для уличных демонстраций, проведения погромов и более миролюбивых акций, на оплату гонораров адвокатов, врачей и т.д. При этом выявить единый источник финансирования не удается. Лидеры движения настаивают на том, что спонсоры антиглобалистов - это активисты и сочувствующие делающие денежные вливания в виде пожертвований.

Известные антиглобалисты

Официальное место зарождения антиглобализма – это Франция 1998 год. Несколько организаций и профсоюзов объединились в движение «АТТАК-Франция». Но если выяснять, кто был первым антиглобалистом, считается, что это субкоманданте Маркос, в 1994 году поднявший восстание среди индейцев мексиканского штата Чьяпас. В дальнейшем к движению присоединились:


Так кто такие антиглобалисты? Они не решают вопросы мировой экономики, они пытаются «встряхнуть» устои общества, и заставить его активно противостоять накоплению основных мировых капиталов в руках небольшой группы людей. Участники движения призывают граждан не стоять в стороне, а активно участвовать в политических процессах, в принятии важных для многих государств решений.

Политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом , то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом - альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри

Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный Социальный Форум (ВСФ).

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» 1960-х - 1970-х годов.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвёртой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

С 2001 года активно набирает обороты Антиглобалистское движение в России. Проводятся различный конференции и собрания, под эгидой Российских Антиглобалистов прошли митинги и пикеты в 11 странах мира(в 26 крупных городах). Вступила в новую фазу и научно-теоретическая деятельность, издаются различные научные труды, формируются интернет ресурсы, выпускается газета и работает интернет радио, интернет телевидение. Представители Антиглобалистского движения России проводят встречи на высшем международном уровне с президентами и послами различных государств.