Знаменитый российский путешественник. Великие путешественники: список, открытия и интересные факты

Эти люди плыли к горизонту, пересекали океаны, неизвестные озера и неизведанные долины в поисках новых стран, богатств и приключений. Среди самых известных путешественников в мировой истории, которые исследовали нашу планету, открывая новые земли, Руаль Амундсен, Христофор Колумб и еще 7 выдающихся личностей.

Исследователь из Норвегии, который предпринял несколько экспедиций в Арктику и Антарктику и вместе со своей командой 14 декабря 1911 г. после изнуряющей гонки с конкурентом, Робертом Фолконом Скоттом, стал первым человеком, достигшим географического Южного полюса. Ранее Руаль первым пересек Северо-Западный проход (1903-1906 гг.).

Родился 16 июля 1872 г. в норвежском городе Борге и умер 18 июня 1928 г. в возрасте 55 лет вблизи Медвежьего острова в Арктике.

Английский полярный путешественник, морской офицер, добравшийся вместе со своим сопровождением до Южного полюса 17.01.1912, примерно через месяц после конкурента Амундсена. Первая экспедиция Роберта, во время которой он исследовал Землю Виктории и шельфовый ледник Росса, состоялась в 1901-1904 гг.


Появился на свет 6 июня 1868 г. в Девонпорте (Плимут, Англия). Ушел из жизни 29 марта 1912 г. (43 года) в базовом лагере в Антарктике.

3. . Прославившийся британский мореплаватель и первооткрыватель, который впервые составил карту Ньюфаундленда и стал первым европейцем, обнаружившим восточный берег Австралии и Гавайи. За три путешествия Джеймс исследовал Тихий океан от побережья Атлантики до Берингова пролива.

Родился 7 ноября 1728 в Мартоне (Мидлсбро, Англия). 14.02.1779 был убит в возрасте 50 лет коренными жителями Гавайев в Килейккуа (Биг-Айленд, Соединенные Штаты).

4. . Португальский мореход, который по заданию испанского короля в 1519 г. отправился в кругосветное плавание, следуя на запад. Так Фернан обнаружил названный позже в его честь Магелланов пролив, расположенный у верхней оконечности Южной Америки. Рассказать об открытии на родине ему было не суждено. В 1522 г. в Португалию вернулось лишь несколько членов команды.


Появился на свет в 1480 г. в Саброзе (Вила-Реал). 27 апреля 1521 г. в возрасте 41 года погиб от рук аборигенов на острове Мактан в Филиппинах.

5. . Один из известнейших португальских мореплавателей и первооткрывателей, который нашел в 1498 г. морской путь в Индию по поручению Генриха Мореплавателя. На флагманском судне São Gabriel в сопровождении еще двух кораблей (São Rafael und Bérrio) Васко обогнул мыс Доброй Надежды и возвратился в 1499 г. домой, в Лиссабон. Трюмы матросы доверху набили мешками с пряностями.

Васко родился в Синише (Сетубал) в 1469 г., а скончался в Коччи (Индия) 24 декабря 1524 г. в возрасте 55 лет.

6. . Флорентийский мореход, навигатор, купец и картограф. Впервые выдвинул предположение, что часть света, найденная Христофором Колумбом и названная позже «Америкой», - это неизвестный ранее континент. Название, которое ассоциировалось с именем «Америго» предложил картограф из Фрайбурга-им-Брайсгау Мартин Вальдземюллер.


Родился флорентиец 9 марта 1451 г. во Флоренции (Флорентийская республика, ныне Италия). Ушел из жизни 60-летним в Севилье (Испания) 22.02.1512 г.

7. . Наиболее известный морской путешественник из Генуи, который по поручению Испании четыре раза пересек Атлантический океан в поисках более легкого морского пути в Индию, открыв в итоге для европейцев континент Америка (1492 г.), с чего началась эпоха колонизации. Во время первой экспедиции, в которой участвовали корабли Pinta, Niña и Santa Maria, Христофор через 36 дней случайно обнаружил в Карибском море остров Сан-Сальвадор.


Появился на свет в 1451 г. в Генуе (Генуэзская республика, ныне провинция Италии). Скончался 20 мая 1506 г. в Вальядолиде (Испания), когда ему исполнилось 55 лет.

8. . Венецианский торговец, который документировал свои путешествия и часто подтверждал увиденное доказательствами. Благодаря ему жители Европы узнали о Центральной Азии и Китае. Согласно Марко, он на протяжении 24 лет жил при дворе китайского императора Кублы Хана, но историки в этом сомневаются. Имя Поло вдохновляло первооткрывателей следующих поколений.


Родился в 1254 г. в Венеции (Венецианская республика, ныне Италия) и там же умер 70-летним 8 января 1324 г.

Скандинавский мореплаватель, достигший североамериканского континента за 5 веков до Колумба. В XI веке он доплыл до него на своем корабле и стал первым ступившим на эту землю европейцем. Найденную территорию Лейф окрестил Винландом. Скандинав наладил торговые отношения между Гренландией, Норвегией и Шотландией.


Эрикссон обладал вспыльчивым темпераментом. Родился в Исландии в 970 г., а умер на острове Гренландия в 50 лет в 1020 г.

(по прозвищу Рыжий). Норвежско-исландский мореплаватель и первооткрыватель. За убийство в 982 г. был выслан из Исландии на 3 года и, совершая морское путешествие, наткнулся на западный берег Гренландии, где основал в 985 г. первое поселение викингов. Обнаруженную территорию Эйрик назвал «зеленой землей».


Хотя на русском языке прозвище нормандца переводится как «рыжий», историки считают, что на деле оно означает «кровавый». Торвальдсон появился на свет в 950 г в Йэрене (Норвегия). Скончался в 1003 г. в 53 года в Братталиде (Гренландия).

Перечисленные люди сделали важные открытия, повлияв на ход истории. Они исследовали Арктику и Антарктику, «подарили» европейцам Северную Америку, Гренландию и другие земли. Путешественники проложили новые морские и сухопутные пути, облегчавшие торговлю между странами.

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей, мореплавателей и их открытия.

4.2 (84.44%) 9 votes

Русские путешественники в 15, 16, 17, 18, 19, веков. Имена первооткрывателей и их открытия.

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт

Рекомендуем почитать

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Яков Санников

Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

Григорий Шелихов

Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

Фердинанд Врангель

Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

Кто бы ни читал об отважных странниках средних веков, которые старались открыть более выгодные торговые пути или увековечить свое имя, с восторгом представляет, как это происходило. Увлеченные любители моря чувствуют запах морской воды и видят перед собой раскрытые паруса фрегатов. Больше всего удивляет то, как великие путешественники могли пережить свои приключения в реальности, проявив столько упорства и находчивости. Благодаря им мир узнавал о новых землях и океанах.

Реальность опасных путешествий

Очень жаль, что на самом деле великие путешественники не всегда могли почувствовать вкус романтики: их суда терпели крушение, а вся команда могла заболеть невиданной в те времена болезнью. Самим морякам, отважившимся на новые открытия, приходилось терпеть лишения, их нередко настигала смерть. Нет ничего удивительного, что сегодня многих так восхищает их отвага и решительность! Так или иначе, благодаря некоторым из путешественников были открыты новые материки, а кто-то из них внес бесценный вклад во всемирную географию. При помощи исторических документов, которые содержат записи очевидцев или пометки из судовых журналов, мы можем иметь правдоподобные сведения об их странствиях. Однако очень жаль, что великие географические путешественники редко достигали того, к чему стремились.

Христофор Колумб в погоне за специями и золотом

Речь пойдет о человеке, который всю свою жизнь мечтал отправиться в далекое плавание. Как и любой другой, оказавшийся на его месте, он понимал, что без финансовой поддержки ему не обойтись, а обрести её у богатых и не желавших делиться своими финансами монархов было не так-то легко. Куда хотел отправиться отчаянный путешественник? Он всем сердцем желал найти кратчайший западный путь к Индии, которая в то время славилась своими специями, ценившимися на вес золота.

Пытаясь доказать свою правоту, Колумб продолжал неоднократно приходить к испанским королю и королеве в течение долгих восьми лет. Стоит отметить, что в его плане было много изъянов. Несмотря на то что ученые уже убедились в шарообразной форме Земли, вопрос заключался в том, какая полоса всемирного океана отделяет Европу от Азии. Как впоследствии оказалось, Христофор допустил две грубые ошибки. Во-первых, он предполагал, что территория Азии занимает намного большую площадь, чем это было и есть на самом деле. Во-вторых, на целую четверть Колумб недооценил размеры нашей планеты.

Первая экспедиция Колумба

Как бы там ни было, "стучите и откроют вам": экспедиция была одобрена, в плавание были экипированы три корабля. Предприимчивые испанские монархи жаждали не только выгодных торговых путей - им была приятна сама мысль о том, чтобы восточные страны обратить в католицизм. И вот 3 августа 1492 года около 90 человек отправилось в далекое плавание. Они проплыли много морских миль, но богатые земли так и не показывались на горизонте. Колумбу постоянно приходилось успокаивать свою команду, иногда даже приуменьшая реальные пройденные расстояния в затянувшемся путешествии. И вот, наконец, как могло бы показаться, они достигли своей цели! Куда же добрались наши неутомимые мореплаватели?

Земля, которой достигла его команда, была Багамскими островами. Там то и дело встречались нагие туземцы, а тропический климат располагал к отдыху. Но в любом случае это было совсем не то, ради чего отправились в путь великие путешественники, оставив свои дома и семьи. После двухнедельного отдыха мореплаватели отправились дальше и достигли Кубы. Колумб никак не мог успокоиться из-за того, что не мог найти ни специй, ни золота.

Далее одиссея продолжалась на восток, где заветное золото было обнаружено. Это произошло на острове, которому Колумб дал название Ла Исла Эспаньола (сейчас Эспаньола). Христофор Колумб уже мечтал о том, как эти земли будут подчинены испанской короне. Его ждало возвращение домой и огромные почести, а также еще одно путешествие.

Последующие экспедиции Колумба

В следующем году вместе с Колумбом отправилась целая армада, состоявшая из 17 кораблей и более 1200 человек. Среди людей было много солдат и священников. Испанцы хотели превратить новые земли в колонии, а жителей сделать католиками. Колумб же по-прежнему желал достичь берегов Индии.

Два последующих плавания в восточную Индию только лишь чуть-чуть увеличили счастье мореплавателя. Как бы то ни было, морские пути, которые были обозначен им, посодействовали колонизации целого материка - Северной Америки. Благодаря его достижениям мир перевернулся с ног на голову.

Васко да Гама - великий мореплаватель

Васко да Гама жил немного ранее Колумба, и уже открыл путь в Индию, огибая Африку. Приготовления к его долгому путешествию начались задолго до его появления на свет - как же этот случай отличался от того, что происходило с Колумбом! Португальские монархи понимали важность торговли пряностями. Мануэл I - король Португалии - считал, что стать во главе экспедиции может только человек, который, как выразился один историк, "сочетал бы в себе мужество солдата с хитростью купца и тактичностью дипломата". По мнению короля, именно Васко да Гама подходил для этой роли.

По природным умениям и предприимчивости этот человек очень сильно отличался от Колумба - хорошо знал свое дело, понимал, куда и зачем плывет. Первая экспедиция, хотя и была связана с определенными трудностями, закончилась успехом - Васко да Гама заключил мирные отношения и договор с индийским правителем о продаже специй. Обрадованный король Португалии сразу же распорядился об организации последующих экспедиций. Таким образом, благодаря этому мужественному человеку был открыт новый морской путь из Европы в Азию.

На протяжении многих веков жили разные люди, которые очень многого достигли в естествознании и географии. Если говорить о достижениях наших соотечественников, то первый великий русский путешественник, который сразу вспоминается, - это Николай Миклухо-Маклай. Хотя его достижения, конечно же, не поставишь в один ряд с заслугами Христофора Колумба, Джеймса Кука, Васко да Гама или Америго Веспуччи. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки и различия народов обусловлены природной и социальной средой.

Среди других русских путешественников, которые внесли определенный вклад в развитие географии, можно назвать Федора Конюхова, Юрия Сенкевича, Ивана Папанина, Николая Пржевальского, Афанасия Никитина, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга и многих других. Жизнь каждого из них - длинное путешествие, полное насыщенных событий.

Огромная жажда знаний, вложенная в человека

Может возникнуть вопрос: откуда у людей такая острая потребность в чем-то неизведанном и далеком? Дело в том, что с самого детства в человеке заложена потребность узнавать окружающий мир, исследовать его, находить ответы на вопросы: "В чем смысл жизни? Что мы делаем на нашей планете?" Все мы по сути в душе - "великие" путешественники и первооткрыватели. Мы так устроены, можно даже сказать, так созданы, чтобы постоянно познавать окружающий мир. Мы не случайно находимся на Земле и очень сильно отличаемся от животных, как бы некоторые не стремились доказать, что мы произошли от братьев наших меньших. О стремлении человека с детства узнавать окружающий мир написано множество книг. Одна из таких историй написана М. Зощенко - "Великие путешественники". Далее хотелось бы вкратце рассказать, что это за книга.

М. Зощенко, "Великие путешественники"

В каждом человеке, взрослом или совсем еще ребенке, живет свой Колумб или Васко да Гама. Уже с детства мы можем наблюдать за тем, как ребенок хочет познать окружающий мир. Рассказ Зощенко "Великие путешественники" повествует о трех детях, которые собрались в далекое кругосветное странствие. Они взяли много разных вещей, которые было очень трудно нести, и которые в конце концов превратились в ненужный хлам. Этот короткий поучительный рассказ учит детей тому, что для больших свершений нужны знания. История Зощенко "Великие путешественники" - это шедевр в миниатюре.

Вместо заключения

Как мы видим, в каждом из нас живет огромная тяга к неизведанному - будь ты великий русский путешественник или обычный человек. Каждый стремится найти ответы на животрепещущие вопросы. Великие путешественники и их открытия лишь доказывают эту простую и очень важную истину. А тем временем, вне зависимости от того, преодолеем мы большие расстояния в течении нашей короткой жизни или нет, каждый из нас начнет и закончит свое земное путешествие, полное приключений и длиною в целую жизнь. Вопрос только в одном: что мы откроем во время этого странствия и что оставим после себя?

Если говорить о великих путешественниках современности, то никак нельзя обойти стороной уникальный талант Фёдора Филипповича Конюхова покорять то, что, на первый взгляд, покорить невозможно. Сегодня Конюхов – первый из лучших путешественников планеты, которому покорились Северный и Южный полюса, высочайшие вершины мира, моря и океаны. В его активе более сорока экспедиций в самые недоступные места нашей планеты.

Потомок северных поморов из Архангельской губернии родился на берегу Азовского моря в рыбацком посёлке Чкалово. Его неуемная жажда познания привела к тому, что уже в 15-летнем возрасте Фёдор на рыбацкой вёсельной лодке переплыл Азовское море. Это был первый шаг на пути к большим свершениям. В течение следующих двадцати лет Конюхов принимает участие в экспедициях к Северному и Южному полюсам, покоряет высочайшие вершины, совершает четыре кругосветных путешествия, участвует в гонке на собачьих упряжках, пятнадцать раз пересекает Атлантический океан. В 2002 году путешественник совершил одиночное плавание через Атлантику на вёсельной лодке и установил рекорд. Совсем недавно, 31 мая 2014 года, Конюхова встречали в Австралии сразу с несколькими рекордами. Знаменитый россиянин стал первым, кто пересёк Тихий океан от континента до континента. Нельзя сказать, что Фёдор Филиппович – человек, зацикленный лишь на путешествиях. Кроме мореходного училища в активе великого путешественника Белорусское художественное училище в Бобруйске и Современный гуманитарный университет в Москве. В 1983 году Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР. Он также – автор двенадцати книг о собственном опыте преодоления трудностей странствий. По завершении легендарного перехода через Тихий океан Конюхов заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом. В его планах новые проекты: полет вокруг света на воздушном шаре, кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна на килевой яхте с экипажем, погружение в Марианскую впадину.

Беар Гриллс

Сегодня этот молодой английский путешественник, телеведущий и писатель известен многомиллионной аудитории благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале «Дискавери». В октябре 2006 года в эфир с его участием стала выходить передача «Выжить любой ценой». Цель телеведущего – не только развлечь зрителя, но и дать ценные советы и рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Родился Беар в Великобритании в семье потомственных дипломатов, получил прекрасное образование в элитной школе Лэдгроув и Лондонском университете. Родители не препятствовали увлечению сына парусным спортом, скалолазанием и единоборствами. А вот навыки выносливости и умения выживать будущий путешественник получил в армии, где освоил прыжки с парашютом и альпинизм. Эти умения помогли ему впоследствии достичь заветной цели – покорения Эвереста. Это событие произошло в самом конце прошлого века, в 1998 году. Беар Гриллс обладает просто неуёмной энергией. Список его путешествий огромен. С 2000 по 2007 годы он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, чтобы собрать средства для Британского Королевского общества спасения на водах; пересёк на надувной лодке северную Атлантику; на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, пообедал в аэростате на высоте более семи тысяч метров; на параплане пролетел над Гималаями… В 2008 году путешественник шёл во главе экспедиции, организованной с целью подняться на один из самых отдалённых непокорённых пиков в Антарктиде. Почти все экспедиции, в которых участвует Гриллс, являются благотворительными.

Если вы думаете, что дальние странствия – это прерогатива сильной половины человечества, то глубоко заблуждаетесь. И доказала это молодая американка Эбби Сандерленд, которая в 16-летнем возрасте в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте. Интересно, что родители Эбби не только разрешили ей совершить столь рискованное предприятие, но и помогали готовиться к нему. Нужно отметить, что отец девушки – профессиональный моряк.

23 января 2010 года яхта вышла из порта Марина Дель Рей, что в Калифорнии. К сожалению, первое плавание было неудачным. Вторая попытка состоялась 6 февраля. Очень скоро Эбби сообщила о повреждении корпуса яхты и неисправности двигателя. В это время она находилась между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега. После этого связь с девушкой прервалась, и о ней ничего не было известно. Операция по поиску прошла неудачно, и Эбби признали пропавшей без вести. Однако через месяц с яхты поступил сигнал бедствия с южной части Индийского океана. После 11 часов поисков австралийскими спасателями в зоне сильного шторма была обнаружена яхта, в которой, к счастью, находилась целая и невредимая Эбби. Выжить ей помог большой запас продуктов и воды. Девушка сообщила, что всё время после последнего сеанса связи ей пришлось преодолевать шторм, и она физически не могла выйти на связь и отправить радиограмму. Пример Эбби вдохновляет смелых духом испытывать свои возможности и не останавливаться на достигнутом.

Один из самых оригинальных путешественников современности потратил на своё необычное путешествие вокруг света целых тринадцать лет жизни. Нестандартность ситуации заключалась в том, что Джейсон отказался от достижений цивилизации в виде какой бы то ни было техники. В своё кругосветное путешествие бывший британский уборщик отправился с велосипедом, лодкой и … роликами!

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году. В напарники себе 27-летний Льюис выбрал своего друга Стива Смита. В феврале 1995-го путешественники добрались до США. После 111 дней плавания друзья решили пересекать штаты раздельно. В 1996 году путешествующего на роликах Льюиса сбивает машина. Девять месяцев он провёл в больнице. После выздоровления Льюис отправляется на Гавайи, а оттуда на педальной лодке плывёт в Австралию. На Соломоновых островах он попал в эпицентр гражданской войны, а у берегов Австралии на него напал аллигатор. По прибытии в Австралию Льюис прерывает путешествие из-за финансовых трудностей и некоторое время работает в похоронном бюро и торгует майками. В 2005 году он перебирается в Сингапур, оттуда – в Китай, из которого переезжает в Индию. Проехав страну на велосипеде, британец к марту 2007 года добирается до Африки. Оставшаяся часть пути Льюиса проходит через Европу. На велосипеде он проехал через Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию, затем переплыл через Ла-Манш и в октябре 2007 года вернулся в Лондон, завершив свое уникальное путешествие вокруг света. Джеймс Льюис доказал всему миру и самому себе, что нет предела человеческим возможностям.