В чьи обязанности входит настройка зерноуборочных комбайнов. Рациональные варианты настройки зерноуборочных комбайнов

51 52 53 54 55 56 57 58 59 ..

Регулировка очистки комбайна КЗС-1218

Регулировка открытия жалюзи решет осуществляется в зависимости от количества зернового вороха. При небольших нагрузках, когда воздушного потока достаточно, чтобы вынести большую часть легких примесей, жалюзи следует открыть больше, чтобы не допустить потерь зерна.

В случае появления потерь недомолотом следует ликвидировать потери, раскрыв жалюзи удлинителя.

Жалюзи решет в закрытом положении должны свободно, без напряжения прилегать друг к другу. Не допускается прилагать усилия на маховике для закрытия жалюзи. Размеры зазоров внесены в таблицу 2.4.
1 Регулировку размера открытия жалюзи решет производите при отсутствии вороха на решетах!

2 С целью исключения закрывания жалюзи решет после регулировки, уменьшение размера в решетах производите вращением регулировочного ключа против часовой стрелки предварительно установив зазор на 4 мм меньше настраиваемого, а затем вращением по часовой стрелке доведите его до требуемого значения!

Таблица 2.4 - Настройка рабочих органов очистки

Рисунок 2.18 - Установка дополнительных щитков на нижнем решетном стане

1 - дополнительные щитки; 2 - детали крепления; 3, 4 - планки; 5 - щиток

В случае появления повышенных потерь полноценного зерна в полове или щуплого зерна с половой следует установить дополнительные щитки 1 (рисунок 2.18) на нижнем решетном стане.

Регулировка частоты вращения вентилятора

Величина воздушного потока, поступающего на очистку регулируется только при включенном главном контрприводе.

ВНИМАНИЕ: Во избежание выхода из строя моторедуктора вариатора вентилятора ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить регулировку частоты

вращения вентилятора без включенного главного контрпривода!

Изменение частоты вращения вентилятора и натяжения ремня контрпривода вариатора производится электроприводом 1 (рисунок 2.19), который вращает в прямую и обратную сторону втулку 18. Установленный на втулке 18 на подшипниках 16 упор 5 упирается пальцами в подвижный шкив 12.

Рисунок 2.19 - Контрпривод вариатора

1 - привод; 2, 4 - прокладки; 3, 6 - болты; 5 - упор; 7, 11, 12 - шкивы; 8, 22, 23 - гайка; 9, 13, 15, 16, 19 - подшипники; 10 - ось; 14, 18 - втулки; 17 - корпус; 20 - колесо; 21 - шайба

Числовую величину частоты вращения вентилятора показывает экран дисплея бортового компьютера в кабине молотилки. Числа оборотов вентилятора в зависимости от убираемой культуры приведены в таблице 2.4.

Замену сайлент-блоков шатунов решетных станов и стрясной доски производите из комплекта ЗИП.

Замену сайлент-блоков подвесок решетных станов и стрясной доски производите только парами (с левой и правой стороны очистки одновременно).

При замене сайлент-блоков их обжатие гайками производите:

Для шатунов - при крайнем заднем (или переднем) положении эксцентрика привода очистки;

Для подвесок стрясной доски, верхнего и нижнего решетных станов

При среднем верхнем (или нижнем) положении эксцентрика привода очистки.

При замене сайлент-блоков очистки не допускается наличие на них, а также на поверхностях соприкасающихся с ними, смазки. Перед сборкой рабочие поверхности деталей очистки, соприкасающихся с сай-лент-блоками, обезжирить уайт-спиритом или бензином.

Источник: Есипов В.И., к.т.н., профессор кафедры «Сельскохозяйственные машины и механизация животноводства»; Машков С.В., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Электрификация и автоматизация АПК» / Самара-Арис

Зерноуборочный комбайн РСМ-142 Acros-580

1. Назначение комбайна

Зерноуборочный комбайн РСМ-142 Acros предназначен для уборки зерновых, зернобобовых и крупяных культур прямым комбайнированием, а также двухфазным способом, путем оборудования комбайна платформой-подборщиком.

По заказу потребителя комбайн может комплектоваться адаптерами ППК-8 для уборки кукурузы на зерно и ПСП-10м для уборки подсолнечника.

2. Краткая техническая характеристика

Таблица 1

Показатель Единица измерения Назначение
пропускная способность (расчетная) кг/с 9,6-9,7
ширина захвата жатки м 6,0/7,0/9,0
диаметр барабана молотильного аппарата мм 800
ширина молотилки мм 1500
частота вращения max/min об/мин 437-968 (180-490)
угол охвата подбарабанья град. 130
общая площадь подбарабанья кв. м 6,15
соломотряса число клавиш 5 клавиш
длина соломотряса мм 4100
площадь сепарации соломотряса кв. м 6,15
тип очистки воздушно-решетная
общая площадь решет кв. м 4,74
тип вентилятора лопастной
частота вращения ротора вентилятора об/мин 335-1050
тип домолачивающего устройства роторное
модель двигателя ЯМЗ-236К Cummins
мощность двигателя кВт (л. с.) 188 (255) 206 (280)
емкость топливного бака л 540
емкость зернового бункера куб. м 9
высота выгрузки мм 4300
скорость выгрузки зерна л/с 90
трансмиссия гидростатическая
коробка передач шт. 4-скоростная
транспортная скорость км/ч 0-27
тип кабины Comfort Cab, гермети-
зированная, подрессо-
ренная, двухместная,
оборудованная кондици-
онером, отоплением и
аудиосистемой
габаритные размеры (длина, ширина,
высота) без жатки
мм 8600/3880/3940
масса без жатки и топлива кг 13380 ± 400

3. Общее устройство и техническая схема работы

Комбайн РСМ-142 состоит из жатвенной части, включающей в себя жатку, промежуточную соединительную рамку, наклонной камеры, молотилки, бункера, адаптера для уборки незерновой части урожая, двигателя, трансмиссии ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления, информационной системы Adwisez.

Жатвенная часть с помощью промежуточного соединительного механизма соединяется с наклонной камерой, которая в свою очередь соединяется с корпусом молотилки. Такое соединение жатвенной части с наклонной камерой обеспечивает возможность совершать колебания как в продольной, так и поперечной вертикальных плоскостях, обеспечивая ей возможность опираться на опорные башмаки, копировать рельеф поля и поддерживать установленную высоту среза растений режущим аппаратом. Монтаж и демонтаж жатвенной части не требует грузоподъемных машин и легко осуществляется
одним оператором, работающим на комбайне. Монтаж и демонтаж платформы-подборщика аналогичен монтажу жатвенной части. Жатвенная часть оборудована делителями, мотовилом, режущим аппаратом, шнеком и механизмами привода режущего аппарата, мотовила и шнека.

Молотилка состоит из следующих основных узлов и механизмов: молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), включающего в себя барабан, подбарабанье, отбойный битер, соломотряс, транспортную доску, очистку, зернового и колосового шнеков, домолачивающего устройства, зернового элеватора с загружающим устройством в бункер, распределительного шнека домолачивающего устройства, выгрузного шнека.

Рабочий процесс комбайна протекает следующим образом. Граблинами мотовила от сплошного массива отделяется часть стеблей убираемой культуры, подводится к режущему аппарату, режущий аппарат срезает поведенные стебли, и они укладываются на платформу жатки. Шнеком жатки стебли собираются к пальчиковому механизму, расположенному в середине шнека, который передает собранный поток стеблей к битеру наклонной камеры. От битера наклонной камеры поток стеблей захватывается цепочно-планчатым транспортером наклонной камеры и подается в молотильно-сепарирующее устройство. Бичами вращающегося барабана стебли равномерно распределяются по всей ширине МСУ и протаскиваются относительно решетчатого подбарабанья, при этом выделяется зерно из колоса, которое вместе с половой, обломанными, но необмолоченными частями колосьев, сепарируется через решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Транспортная доска совершает колебательное движение, обеспечивая продвижение зернового вороха на верхнее решето очистки. В процессе обмолота через подбарабанье сепарируется 80–85% зерна. Оставшаяся часть зерна совместно со стеблями выбрасывается с большой скоростью из МСУ и попадает на отбойный битер. Отбойный битер направляет стебли на ступенчатые клавиши соломотряса, которые, совершая плоскопараллельное колебательное движение, интенсивно вытряхивают соломистую массу, тем самым обеспечивают выделение зерна, находящегося между стеблями соломы. Решетчатая поверхность корытообразных клавиш соломотряса позволяет собрать выделенные зерна, которые стекают по наклонному дну клавиш и попадают на транспортную доску. За счет колебательного движения транспортной доски движущийся зерновой ворох расслаивается на легкие примеси, находящиеся в верхней части, и зерно. При сходе с транспортной доски ворох распределяется равномерным слоем за счет удлинительной пальцевой решетки транспортной доски. Верхнее жалюзийное решето соединено с транспортной доской и совершает такое же колебательное движение. На верхнем решете отделяются крупные механические примеси полова с помощью воздушного потока, подаваемого вентилятором под решето. Зерно идет в проход решета, а сходят с поверхности решета крупные механические примеси (кусочки соломы, не обмолоченные колоски). Верхнее решето имеет удлинитель жалюзийного типа, шарнирно соединенный с корпусом верхнего решета. Сходя с поверхности
решета, не обмолоченные колосья через зазор между жалюзи удлинителя проваливаются и попадают на скатную доску, по которой они со всей ширины решетного стана собираются в колосовой шнек. Колосовой шнек собирает справа налево по ходу комбайна необмолоченные колосья, частицы соломы и направляет их к цепочно-скребковому транспортеру, который подает эту смесь в домолачивающее устройство. Продукт домолота с помощью распределительного шнека равномерно распределяется по всей ширине молотилки в начале верхнего решета очистки. Солома, сходя с клавиш соломотряса, попадает в измельчитель-разбрасыватель соломы (ИРС). ИРС настраивается на две схемы работы: укладка соломы в валок; измельчение соломы и разбрасывание по поверхности поля на ширину до 6 метров.

Зерновой ворох, пройдя очистку на втором решете, по скатной доске попадает в зерновой шнек, который собирает зерно по всей ширине молотилки слева направо по ходу комбайна к оголовку цепочно-скребкового элеватора, который поднимает зерно в оголовок загрузочного шнека. Загрузочный шнек распределяет зерно по всему объему бункера.

При заполнении бункера выгрузка зерна осуществляется трёхступенчатым выгрузным шнеком, состоящим из горизонтального шнека, расположенного в днище бункера, вертикального и выносного выгрузного, который в рабочем и транспортном положениях фиксируется вдоль корпуса молотилки.

4. Технологическая регулировка рабочих узлов и механизмов комбайна Acros

4.1. Регулировка рабочих органов жатки

Регулировка мотовила. Мотовило – первый рабочий орган, который вступает во взаимодействие с убираемой культурой. Оно имеет следующие регулировки:

Установка мотовила по высоте относительно режущего аппарата. Высота расположения мотовила должна быть такой, чтобы точка касания граблины мотовила была выше центра тяжести срезанного стебля. По данным ВИМ, эта точка расположена на высоте, равной одной третьей длины срезанного стебля, считая от вершины колоса. Установка мотовила по высоте осуществляется с помощью гидроцилиндров, установленных на боковинах жатки.

Вынос мотовила относительно режущего аппарата по ходу движения выполняется в зависимости от состояния (высоты и степени полеглости) убираемой культуры. Максимальный вынос мотовила с помощью гидроцилиндров, смонтированных на поддержках мотовила, составляет 650 мм при опущенном вале мотовила до положения касания пальцев граблин поверхности поля при уборке полеглых хлебов. Вынос мотовила зависит и от высоты его расположения. Он изменяется автоматически с помощью рычажной системы, соединяющей ползуны вала мотовила с корпусом жатки. При подъеме
мотовила оно приближается к режущему аппарату, при опускании выносится вперед.

Изменение частоты вращения мотовила осуществляется с помощью гидромотора, управляемого гидроблоком управления. Частота вращения регулируется в пределах 15–39 мин-1 и зависит от скорости движения комбайна. Соотношение окружной скорости граблин мотовила к скорости движения комбайна должно быть в пределах 1,3: 1,7. Более высокий показатель может привести к выбиванию зерна из колоса.

Угол наклона пальцев граблин регулируется изменением величины эксцентрика, система крестовин мотовила с помощью рычагов относительно секторов с отверстиями, расположенных на поддержках мотовила. Угол изменяется в пределах от 15° по вертикали вперед по ходу до 30° против хода комбайна. Его выбирают в зависимости от состояния убираемой культуры.

Натяжение цепной передачи от гидромотора привода мотовила на ведомую звездочку вала мотовила. Эта регулировка осуществляется с помощью штанги, изменяющей положение гидромотора относительно кронштейна, на котором он смонтирован.

Регулировка предохранительной фрикционной муфты привода вала мотовила осуществляется за счет пружин, прижимающих ведомую и ведущую части муфты. Пружины сжимаются до передачи крутящего момента 40–45 Нм.

Регулировка высоты среза осуществляется путем изменения положения опорных башмаков относительно корпуса жатки. Они устанавливаются с помощью рукояток, фиксируемых в четырех положениях, соответствующих высоте среза: 50, 100, 140, 185 мм. При необходимости большей высоты среза жатки выводится из режима копирования путем жесткой фиксации переходной рамки с корпусом наклонной камеры. Максимальная высота среза устанавливается с помощью гидроцилиндра подъема жатки в пределах 200–1200 мм.

Регулировка горизонтальности жатки производится с помощью нижнего блока пружин, расположенного под наклонной камерой справа по ходу движения. При поднятой жатке она должна располагаться горизонтально. При наличии перекоса – отрегулировать натяжение нижнего блока пружин. Если левый край жатки ниже правого – натянуть пружины, если выше правого – ослабить пружины.

Регулировка разгружающих пружин, обеспечивающих давление жатки на опорные башмаки: должно быть в пределах 20–30 кг. Разгружающие пружины должны быть одинаковой длины, и усилие на подъем вывешенной жатки справа и слева за делители должно составлять вышеуказанные пределы.

Регулировка положения шнека относительно платформы жатки осуществляется путем перемещения шнека по высоте относительно боковин жатки в пределах 5–35 мм.

Вылет пальцев шнека регулируется за счет поворота коленчатого вала пальцев шнека рычагом, расположенным на боковине (имеются крепления шнека) с правой стороны. Зазор между торцом пальцев и днищем шнека должен быть на 5–10 мм больше, чем зазор между витками шнека и корпусом жатки.

Предохранительная муфта привода наклонной камеры регулируется в зависимости от условий работы – должны быть в пределах 300–600 Нм.

Величина передаваемого крутящего момента регулируется ослаблением или сжатием пружин соответственно таблице 2.

Таблица 2 : Величина передаваемого крутящего момента

Регулировка времени опускания жатки из транспортного положения осуществляется регулировкой дросселирующего настраиваемого клапана (КДН), которое должно быть 7–10 секунд. Клапан расположен на раме комбайна с левой стороны около колеса ведущего моста.

Регулировка вылета пальцев битера наклонной камеры выполняется аналогично, как и у шнека жатки.

Регулировка натяжения цепи транспортера наклонной камеры осуществляется путем перемещения ведомого вала транспортера относительно корпуса наклонной камеры с помощью винтов, приваренных к кронштейнам крепления ведомого вала, и гаек относительно уголков, приваренных к боковинам наклонной камеры. Натяжение должно обеспечивать зазор между планками мотовила и днищем наклонной камеры 10–15 мм.

4.2. Регулировка молотильного аппарата

В молотильном аппарате имеются две регулировки, определяющие режим обмолота, от которого в значительной степени зависят потери свободным зерном на соломотрясе и очистке:

Регулировка зазора между бичами барабана и планками решетчатого подбарабанья. Величина минимального (установочного зазора) регулируется изменением длины тяг, на которых подвешено подбарабанье, и силовым приводом подъема и опускания подбарабанья, работающим от напряжения в сети электрооборудования 24 В. Допускается подъем подбарабанья вхолостую от источника тока 12 В с кратковременным включением. Минимально допустимый зазор устанавливается регулировкой хода штока силового привода в пределах:

На входе 18 мм, на выходе 2 мм. При этом шток силового привода должен быть втянут, подбарабанье – в нижнем положении;

Установить длину тяг: передних 572 мм, задних 574 мм. Подбарабанье должно быть выставлено с одинаковым зазором от панели молотилки;

При выдвинутом на 2–3 мм штоке силового привода установить регулируемую опору силового привода на ее место.

4.3. Регулировка очистки

У очистки комбайна имеются следующие регулировки:

Частота вращения ротора вентилятора выполняется с помощью клиноременного вариатора с гидравлическим управлением в пределах 335–1050 мин-1.

Зазор между жалюзи верхнего и нижнего решета регулируется с помощью квадратного торцевого ключа, снабженного маховичком, устанавливаемого на валы привода механизма открытия жалюзи в пределах, указанных в таблице 4.

Положение удлинителя верхнего решета изменяется путем перестановки болтов крепления рамки удлинителя на кронштейнах корпуса верхнего решетного стана.

Открытие жалюзи удлинителя выполняется аналогично тем же ключом, что и жалюзи решет.

При уборке влажных и засоренных культур следует периодически производить очистку поверхности транспортной доски, решет, очистки клавиш соломотряса и подбарабанья от наличия зеленой измельченной массы с целью исключения потерь свободным зерном.

4.4. Регулировка измельчителя незерновой части урожая

Регулировка измельчителя незерновой части урожая включает в себя:

Изменение частоты вращения барабана измельчителя путем перестановки ремня в контрприводе с малого на большой и наоборот в зависимости от вида убираемой культуры (кукурузы на зерно; зерновые и крупяные культуры).

Переналадка направляющих щитков на две схемы уборки незерновой части урожая: измельчение и разброс; укладка в валок.

Регулировка направляющих лопаток в разбрасывателе измельченной массы на выбранную ширину осуществляется путем поворота лопаток с помощью планки относительно корпуса или индивидуально каждой лопатки.

Отключение контрпривода измельчителя с помощью леникса, управляемого гидроцилиндром, при работе по схеме укладки соломы в валок.

Регулировка зазора между противорежущим брусом и ножами барабана с помощью болта прижима противорежущего бруса.

Таблица 4

Способ устранения
Увеличьте частоту вращения Уменьшите частоту вращения Увеличьте зазор Уменьшите зазор Измените длину тяг, установите равномерный зазор Проверьте состояние подбарабанья (повреждение, залипание) Увеличьте частоту вращения Уменьшите частоту вращения Откройте жалюзи верхнего решета
3* 4* 1
3 1 2
1 2
1 2 5 4
1 2 3
1
1 2
1
1

ПРИМЕЧАНИЕ
* В случае отрицательного результата увеличьте частоту вращения барабана.

Продолжение таблицы 4 : Очередность корректировки режимов работы

Отклонение в работе молотилки Способ устранения
Прикройте жалюзи верхнего решета Откройте жалюзи нижнего решета Прикройте жалюзи нижнего решета Прикройте жалюзи удлинителя Откройте жалюзи удлинителя Уменьшите скорость движения Проверьте состояние клавиш соломотряса (деформация, залипание) Откройте регулировочные щитки над шнеком бункера В конце выгрузки пользуйтесь вибратором бункера
повышение потери зерна в соломе 5 2
повышение потери полноценного зерна в полове 4 5
неполное выделение зерна из колоса в соломе
потери с половой не обмолоченного колоса 3
механическое повреждение зерна (дробление)
недомолот и дробление зерна одновременно
повышение потери щуплого зерна с половой
колосовой шнек перегружается мелким ворохом 3 2
увеличение схода зерна в колосовой шнек 1
в бункер поступает сорное зерно 3 2
замедленная выгрузка зерна из бункера 1 2

ПРИМЕЧАНИЕ : Цифровое обозначение операций регулировки отражает их очередность. Всегда производите регулировку только одной функции. Прежде чем производить следующую регулировку, проверьте сначала результат регулирования. Регулировка не должна вносить изменения более чем на 5% от предыдущей настройки.

5. Ходовая часть

5.1. Мосты ведущих колес

Мосты ведущих колес (далее МВК) на комбайнах Acros комплектуются из агрегатов фирмы CIT (рис. 1) или фирмы ZF (рис. 2). Мосты из агрегатов фирмы CIT отличаются конструкцией балок, на которые устанавливаются одинаковые агрегаты.

МВК фирмы ZF состоят из балки, на которой закреплены коробка передач с дифференциалом, бортовых редукторов с зубчатыми передачами внешнего зацепления.

Первичный вал коробки передач соединяется шлицевой муфтой с валом гидромотора. Гидромотор через коробку передач, выходные полуоси и бортовые редукторы приводит ведущие колеса в движение.

На выходных полуосях коробки передач закреплены рабочие тормоза, на промежуточном валу КП установлен стояночный тормоз барабанного типа. Коробка передач механическая, двухходовая с тремя диапазонами.

Управление КП дистанционное, тросами дистанционного управления. Блокировка одновременного включения диапазонов в явном виде (из кабины оператора) отсутствует и осуществляется за счет конструктивных параметров КП. Управление КП МВК CIT производится рычагом 1 (рис. 4). КП представлена на рисунке 5. Управление КП МВК фирмы ZF представлена на рисунке 7. Перед включением необходимо установить рукоятку управления гидрообъемной передачей в нейтральное положение, убедиться, что рычаг КП находится в «нейтрали», т. е. свободно перемещается в продольном направлении (справа налево), и отключить стояночный тормоз. Начальное включение двигателя возможно только в нейтральном положении рычага КП. При поперечном перемещении рычага происходит избирание диапазона, при продольном – включение одного из диапазонов.

Назначение диапазонов движения

1-й – для преодоления экстремальных сопротивлений движению (глубокая грязь, крутой подъём) и уборки на полях с уклоном от 4 до 8°;
2-й – основной (для уборки урожая на полях с уклоном до 4°);
3-й – для транспортных переездов с пустым бункером по дорогам с твёрдым покрытием или по укатанным грунтовым дорогам (уклон для дорог с твёрдым покрытием не должен превышать 8°).

5.2. Особенности эксплуатации тормозной системы

В процессе эксплуатации тормоза не требуют регулировок. Износ фрикционных накладок компенсируется перемещением поршня исполнительного гидроцилиндра и заполнением тормозной жидкостью образовавшегося объема из подпитывающего бачка. Когда толщина фрикционных накладок уменьшается до 2 мм или при торможении появятся признаки неполного торможения, накладки должны быть заменены новыми. Накладки в тормозных суппортах менять только попарно.

В процессе эксплуатации необходимо следить за уровнем тормозной жидкости в подпитывающих бачках. Нормальным считается уровень на 15–20 мм ниже верхней кромки бачка. При снятии крышки не допускать попадания загрязнений внутрь бачка.

Регулировка стояночного тормоза заключается в изменении длины троса дистанционного управления (далее ДУ) свинчиванием наконечников.

5.3 Стояночный тормоз

В исходном положении вилка 5 (рис. 3) подсоединена на верхнее отверстие рычага 6 привода стояночного тормоза, при этом зазор между накладками и тормозным барабаном составляет 0,3–0,5 мм.

При переводе рычага 2 в кабине из нижнего положения вверх на три-четыре щелчка (четвертый-пятый зуб зубчатого сектора) происходит включение стояночного тормоза 4.

По мере износа накладок, но не реже одного раза в год произвести проверку работоспособности стояночного тормоза и в случае необходимости (срабатывание стояночного тормоза на шестом-седьмом щелчке) отрегулировать, для чего:

а) перевести рычаг 2 в кабине в нижнее положение;
б) отсоединить вилку 5 от рычага 6;
в) подсоединить вилку 5 на следующее отверстие, при этом рычаг 6 должен провернуться на оси, обеспечивая выбор образовавшегося зазора между накладками и барабаном;

г) проверить срабатывание стояночного тормоза при повороте рычага в кабине на три-четыре щелчка (четвертый-пятый зуб сектора) в соответствии с пунктом 4.5;
д) при дальнейшем износе вилку 5 перевести на следующее отверстие и повторить операции «а» и «г».

Крайним износом тормозных накладок является толщина накладки в нижней части (в районе рычага 6), равная 2 мм, после чего они должны быть заменены. Крайним износом колодок основных тормозов также является толщина 2 мм. При меньшей толщине колодок они также должны быть заменены.

Регулировка системы управления КП (МВК CIT)

Регулировку системы управления КП (рис. 4, 5) начинать с регулировки третьей передачи и производить в следующей последовательности:

а) установить рычаг переключения передач 5 (рис. 5) под углом (90 ± 2°) длинным плечом к балке шасси комбайна;
б) проверить положение штоков переключения на КП: в нейтральном положении шток 2 должен от руки поворачиваться на угол 20° (начальный наклон отверстия в штоке под болт 1 равен 40°);
в) отрегулировать шток 2 таким образом, чтобы ось 3 входила с натягом в отверстие 0,10 мм рычага 5, при этом не должно происходить затирание рычага 5 и вилки штока 4 (рис. 5);

г) произвести подсоединение тросов и регулировку переключения передач. При этом для включения шестерен КП допускается прокручивать выходной вал КП за тормозной диск 7;

Датчик блокировки запуска двигателя 6 расположен справа внизу под рамой шасси комбайна на кронштейне, прикрепленном к балке шасси, и приводится в действие рычагом 5.

Регулировка системы управления КП (МВК «2Р»)

Регулировку системы управления КП (рис. 6, 7) начинать с регулировки третьей передачи и производить в следующей последовательности:

а) установить рычаг переключения передач 4 (рис. 7) под углом (90 ± 2°) длинным плечом к балке шасси комбайна 5;
б) проверить положение штоков переключения на КП: в нейтральном положении шток переключения 1 должен от руки поворачиваться на угол 20° (начальный наклон отверстия в штоке под болт 11 равен 40°);
в) отрегулировать шток 1 таким образом, чтобы ось 3 входила в отверстие 0,10 мм рычага 4, при этом не должно происходить затирание рычага 4 и вилки штока 2;
г) произвести подсоединение тросов и регулировку переключения передач. При этом для включения шестерен КП допускается прокручивать выходной вал КП за тормозной диск 10.

Датчик блокировки запуска двигателя 8 расположен справа внизу под рамой шасси комбайна на кронштейне 7, прикрепленном к кронштейну 6, и приводится в действие рычагом переключения передач 4.

6. Техническое обслуживание

6.1. Техническое обслуживание и эксплуатация комбайна

Техническое обслуживание составных частей комбайна: дизеля, ГСТ, аккумуляторных батарей и кондиционера необходимо проводить по инструкциям, прилагаемым к ним, по времени совмещая с обслуживанием комбайна.

Общие сведения. Техническое обслуживание представляет комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности комбайна при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание включает операции: регулировочные и диагностические, мойку, смазку и заправку.

Техническое обслуживание осуществляется специализированной службой или комбайнером. Заправка комбайна топливом и водой производится с помощью автозаправщиков. Объемы заправочных емкостей и рекомендуемые марки горюче-смазочных материалов (ГСМ) указаны в инструкциях. Периодичность технического обслуживания комбайна принята в моточасах и в часах работы. Можно устанавливать периодичность технического обслуживания в других единицах (по количеству убранных гектаров, тонн намолоченного зерна и др.), эквивалентных наработке в моточасах. Отклонение
фактической периодичности (опережение или запаздывание) для ТО-1 и ТО-2 допускается до 10%.

В систему технического обслуживания комбайна входят:

Техническое обслуживание при транспортировании своим ходом;
техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке;
техническое обслуживание при использовании по назначению (ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) через 10 моточасов, первое техническое обслуживание (ТО-1) через 60 моточасов, второе техническое обслуживание (ТО-2) через 240 моточасов);
техническое обслуживание при хранении (подготовка к хранению, в период хранения и при снятии с хранения).

Перечень операций технического обслуживания распространяется на комбайны, прошедшие досборку либо отремонтированные и эксплуатируемые согласно инструкции по эксплуатации.

Перечень и рекомендуемый порядок выполнения работ по каждому виду технического обслуживания. Приборы, инструменты, оборудование: агрегат технического обслуживания типа АТО-9994; комплект инструмента и принадлежностей, прилагаемый к комбайну; динамометрический ключ.

Материалы: ветошь, метелка, промывочная жидкость «Лабомид-203» ТУ 38.10788-80 в соответствии с ГОСТ 7751-85 или керосин.

Технические требования к основным узлам и системам зерноуборочных комбайнов изложены в п. 7.3 инструкции комбайна.

Первое техническое обслуживание (ТО-1):
проведите операции ЕТО;
с помощью сжатого воздуха очистите от грязи и растительных остатков штекерные колодки, соединяющие между собой жгуты проводов комбайнов;
во время очистки внимательно осматривайте соединительные колодки электрооборудования с целью выявления возможных повреждений их корпусов и убедитесь в надежности фиксации штекеров в гнездах колодок, выявленные дефекты устраните;
убедитесь в наличии и целостности резиновых защитных втулок в местах прохода проводов и жгутов через острые кромки деталей комбайна, а также в отсутствии соприкосновения с нагретыми и движущимися частями комбайна;
очистите аккумуляторный ящик от растительных остатков, снимите защитные крышки с аккумуляторных батарей, очистите поверхность батарей от пыли и грязи; электролит, попавший на поверхность батарей, вытрите чистой ветошью, смоченной в десятипроцентном растворе кальцинированной соды;
очистите вентиляционные отверстия в пробках;
смажьте наконечники и выводы батарей любой консистентной смазкой;
проверьте уровень электролита во всех банках и при необходимости долейте дистиллированной воды до требуемого уровня;
очистите и промойте сапун гидробака гидросистемы комбайна;
проверьте уровень и при необходимости долейте тормозную жидкость в бачки гидросистемы тормозов и блокировки включения скоростей;
смажьте узлы трения согласно таблице смазки;
проверьте крепление и при необходимости подтяните гайки ведущих и ведомых колес к ступицам, болты деки домолачивающего устройства;
проверьте и при необходимости отрегулируйте разгружающий механизм подборщика или механизм уравновешивания жатки;
проверьте внешним осмотром крепление наружных сборочных единиц и при необходимости подтяните резьбовые соединения;
проверьте и при необходимости подтяните крепежные болты, соединяющие крышки и корпуса редукторов моста ведущих колес, коробки диапазонов;
крепежные болты, соединяющие корпус с крышкой редуктора, болтовые соединения крепления бункера к молотилке подтянуть до необходимого момента затяжки;
проверьте и при необходимости установите нормальное давление воздуха в шинах колес ведущего и управляемого мостов;
слейте отстой из фильтра грубой очистки;
запустите дизель, проверьте работу тормозов при движении на ровном участке и блокировку включения скоростей, механизмов управления и устраните отклонения;
проверьте степень затяжки креплений измельчителя к молотилке, блока измельчителя к капоту измельчителя, противорежущего устройства измельчителя к корпусу измельчителя и при необходимости подтяните крепление. Все обнаруженные дефекты должны быть устранены.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Допускается превышать периодичность проведения ТО-2 на величину ±20%. Если комбайн после наработки 240–300 моточасов будет продолжать уборку, то необходимо провести операции ТО-2:
проведите операции ЕТО и ТО-1;
проверьте и при необходимости произведите установку сходимости колес и устраните осевой люфт;
смажьте узлы трения согласно таблице смазки. Если комбайн после наработки 240–300 моточасов не будет продолжать уборку, то операции ТО-2 совместите с операциями подготовки комбайна к хранению.

Техническое обслуживание комбайна при хранении

Подготовка комбайна к длительному хранению. Проведите операции ТО-2:
установите комбайн с измельчителем, жатку и платформу-подборщик на площадке для проведения технического обслуживания, откройте щиты ограждения и люки;
включите молотилку и обкатайте вхолостую 10–15 мин для удаления пожнивных остатков;
закройте чехлами электрооборудование;
произведите мойку наружных поверхностей;
снимите чехлы и просушите комбайн;
проверьте комплектность и техническое состояние комбайна, при необходимости замените изношенные детали;
обкатайте комбайн в течение пяти минут, слейте масло из гидробака.

Добавьте в слитое масло 10% (но не менее 2 л) присадки АКОР-1 и тщательно перемешайте компоненты, температура смеси – не выше 60°С. Залейте полученную смесь в гидробак гидросистемы;

Для консервации внутренних полостей гидроагрегатов и маслопроводов гидросистемы запустите дизель, обкатайте комбайн в течение пяти минут, включая попеременно все исполнительные органы. По окончании обкатки заполните бак рабочей жидкостью до верхнего обреза маслоуказателя;
ослабьте пружины предохранительных муфт, натяжных и уравновешивающих механизмов;
демонтируйте приводные ремни, протрите их насухо, припудрите тальком и сдайте в кладовую с указанием на бирке номера машины. При последующей сборке ремни поставьте на ту машину, с которой они были сняты;
поржавевшие поверхности обработайте преобразователем ржавчины;
места с поврежденной окраской зачистите, протрите, обезжирьте и окрасьте, либо покройте консервационной смазкой;
покройте противокоррозионным составом все неокрашенные металлические части, в том числе расположенные внутри комбайна, а также части, подвергающиеся в процессе работы полировке (днище жатки и др.);
снимите цепи и промойте их в промывочной жидкости (керосине, дизтопливе или бензине), продефектуйте. Годные к эксплуатации погрузите в подогретое до 80–90°С дизельное масло на 15–20 мин, после просушки установите на комбайн в ослабленном состоянии;
втяните штоки и плунжера до упора в дно гидроцилиндров;
зачистите клеммы электрооборудования (фар, генератора стартера и др.), покройте защитной смазкой;
нанесите консервационную смазку на рабочие поверхности шкивов, звездочек, ременных и цепных передач, на внутреннюю поверхность домолачивающего устройства, на выступающие части штоков гидроцилиндров и золотников, сферические поверхности шарниров штоков гидроцилиндров, оси поворота рычагов натяжных устройств, на режущий аппарат и шнек жатки, на резьбовые поверхности натяжных и других регулировочных устройств, другие рабочие органы, поверхности которых подвергались истиранию при эксплуатации;
загерметизируйте заливную горловину топливного бака и сапун гидробака;
поставьте комбайн в сухое, не отапливаемое помещение;
закройте лючки и щиты;
установите комбайн на жесткие подставки в строго горизонтальное положение, исключающее его проседание, перекос и изгиб рамы и обеспечивающее разгрузку пневматических колес (между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет 8–10 см);
снизьте давление в шинах управляемых и ведущих колес до 70% от номинального;
при открытом хранении комбайнов или под навесом шины покройте защитным составом;
сдайте на склад инструмент, приспособления и запасные части;
снимите генератор, стартер, фары, габаритные и сигнальные фонари и положите на хранение в сухое не отапливаемое помещение;
при хранении комбайна на открытой площадке все отверстия, щели и полости (загрузочные и выгрузные, смотровые устройства, заливные горловины редукторов, сапун гидробака, выхлопную трубу и др.), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машины, плотно закройте крышками или пробками-заглушками;
сливные устройства оставьте открытыми для обеспечения свободного выхода воды из системы охлаждения и конденсата;
капоты и дверцы кабин закройте.

Потеря зерна во время уборки может быть обусловлена различными причинами: повышенной влажностью воздуха, неравномерностью созревания урожая, засоренностью зерновых сорняками, через некачественную работу уборочной техники. Как подготовить комбайн к уборочным работам?

Чтобы потери урожая были минимальными, большое внимание уделяется именно подготовке комбайнов к работе . Особенно тщательно нужно проверять места возможной утечки зерновых, и устранить их. Например, залипание решетной поверхности деки значительно снижает сепарацию зерна, вследствие чего количество свободного зерна в соломе увеличивается.

Важные технологические моменты

Перед началом работы комбайн должен быть загерметизирован. Для этого применяются только заводские детали и прокладки. Щели устраняют с помощью пенополиуретана, а также используют все методы, позволяющие закрыть каналы, через которые может просыпаться зерно.

Каждый из комбайнов обязательно проверяется на надежность уплотнителей. Комбайн выставляется на ровную асфальтированную площадку, далее через нее пропускают состав (он состоит из смеси зерна и соломы, в соотношении 200 кг соломы к 100 кг зерна). Если на асфальт высыпается зерно, легко можно установить, где именно находятся утечки и устранить их.

Технические нормы обслуживания комбайна ДОН 1500 после его снятия с хранения:

1. Возобновление давления в шинах, до необходимого для нормальной работы.

2. Получение со склада и установка на агрегат аккумуляторной батареи.

3. Снятие машины со специальных подставок.

4. Установка аккумуляторных батарей.

5. Удаление пыли, машинного масла, изъятие приспособлений для герметизации (крышек, заглушек, полиэтиленовой пленки).

6. Удостовериться в наличии смазки на корпусе, кратерах, при необходимости восполнить его нехватку.

7. Проверить количество тормозной жидкости, при необходимости долить ее.

9. Проверить качество роботы мотора.

10. При необходимости заменить сменные элементы фильтра очищения топлива, смазочного фильтра.

11. Установить на место, снятые на хранение детали и углы.

12. Проверить насколько качественно работает система в целом, выполнить регулировку механизмов и узлов комбайна, основываясь на технологические требования, прописанные в техническом паспорте устройства.

Если комбайн был поставлен на хранение не правильно , и были не соблюдены хоть малейшие условия, проверять придется намного больше, соответственно увеличится время на подготовку агрегата и финансовые затраты. Хуже всего на работе сказывается хранение комбайнов под открытым небом. Быстрый износ техники обусловлен именно подготовкой оборудования к уборке.

В обязательном порядке в комбайне ДОН 1500 должен быть набор быстроизнашивающихся деталей (входят: сегменты; гайки; нож в сборе; шплинты; палец режущего аппарата; различные шайбы; шуровки разные по длине, для очищения клавиш; деревянная лопатка, и т.д.).

Дополнительные устройства

Чтобы улучшить работу в сложных условиях: во время дождя, при работе с длинно стебельным или короткостебельным хлебостоем и т.д., комбайны дополнительно оснащают:

1. Порожком.

2. Стеблеподьемником.

3. Надставкой ветрового щита.

4. Планкой мотовила.

Технологический уход за комбайном ДОН 1500 предусматривает:

  • Внешний осмотр целостности составных элементов, уплотнений герметизации. При наличии скоплений растительной, соломистой масс, или половы, машину необходимо очистить.
  • Опустить на максимальное расстояние подбарабанье, выполнить очищение его поверхности, используя смотровые люки боковых панелей молотилки с помощью специальных крюков (находятся в комплекте к комбайну).
  • Резаком удалить жгуты соломы на деталях приводов жатки агрегата, рабочих механизмах (шнеке, мотовиле).
  • Чистиком хорошо взрыхлить решетный стан грохота от залипаний, а также сектора транспортной доски посредством боковых люков. Выполните полное раскрытие решеток жалюзи.
  • Хорошо очистите камнеуловитель, убедитесь в плотности прилегания к панели фартука грохота, щитка, качественно зафиксируйте его с помощью прижимов.
  • Проверьте днище соломотряса и жалюзийную поверхность. Если возникнет необходимость - отрихтуйте клавиши жалюзи.
  • Приведите в действие молотилку, жатку, и создайте наиболее допустимый воздушный поток с помощью вентилятора очистки. В таком режиме комбайн должен проработать 3 – 5 минут, пока полностью не будут удалены продукты залипания и забивания.
  • Выключите молотилку, проверьте, качественно ли была выполнена очистка, восстановите регулировочные параметры в аппарате, вентиляторе очистки, решетном стане.
  • Закройте смотровые люки, проверьте, плотно ли они прилегают к панелям молотилки.
  • Чтобы снизить потери зерна через неправильную технологическую регулировку ветро – решеткой очистки, молотильного аппарата, рабочих механизмов жатки необходимо два раза в сутки выполнять настройку основных механизмов технологической схемы: после 18.00 – вечером, и днем в 12.00.

  • Регулировка режущего аппарата

    Зазор между сегментами и вкладышами пальцев в передней части должен быть 0,5 мм, в задней - не более 1 мм. Зазор между сегментами и прижимными лапками допускается не более 0,5 мм. Такие зазоры достигаются рихтовкой пальцевого бруса, пальцев и подгибом прижимных лапок.

    В жатках ЖВН-6, ЖВН-6-12 при крайних положениях ножа несовпадение осевых линий сегментов с осевыми линиями пальцев допускается не более 5 мм. Центрируют нож изменением длины шатуна.

    В жатках ЖРС-4,9А при крайних положениях ножа осевые линии сегментов для каждого второго пальца не доходят до осевых линий на 6 мм.

    По высоте среза растений в жатках ЖРС-4,9А и ЖВС-6,0 осуществляется путем изменением угла наклона платформы, а начальную высоту среза устанавливают реечно-червячным механизмом подъема и опускания ходовых колес.

    В жатке ЖВН-6 этого достигают изменением положения копирующих башмаков относительно днища машины. В зависимости от вариантов совмещения отверстия в кронштейне главной балки с отверстиями в рычаге башмака высота среза может быть в пределах 120-250 мм.

    При этом копирование в продольном направлении достигается в пределах ±150 мм, в поперечном ±170 мм для правой стороны и 265 мм для левой.

    Натяжение пружин механизма уравновешивания устанавливают таким, чтобы сила воздействия копирующих башмаков на почву была 250-300 Н. При работе на влажных и каменистых почвах, когда копирование рельефа затруднено, башмаки снимают или устанавливают на минимальное расстояние от днища жатки, и высоту среза регулируют гидроцилиндрами.

    Регулировка мотовила

    Мотовило по высоте и выносу относительно режущего аппарата устанавливают так, чтобы стебли не скапливались на пальцевом брусе и нормально укладывались на транспортеры жатки.

    При уборке прямостоящих хлебов высотой 0,8-1,2 метра вал мотовила выносят за линию ножа на 60-70 мм, а по высоте устанавливают так, чтобы планки касались стеблей выше их середины, но ниже колосьев.

    При уборке низкорослых хлебов вынос мотовила уменьшают до 20-50 мм и опускают его по возможности ниже. Для уборки полеглых хлебов при движении жатки по направлению полеглости или под углом к ней, мотовило выдвигают вперед и опускают в самое низкое положение. При движении жатки навстречу полеглости, мотовило приближают к режущему аппарату.

    В параллелограммном мотовиле регулируют наклон граблин и положение планок на граблинах. При уборке полеглых спутанных хлебов зубья граблин следует повернуть назад под углом 20-30º к вертикали. При уборке прямостоящих хлебов небольшой высоты вместо граблин целесообразно установить планки и использовать эластичные накладки. При высоком густом стеблестое, граблины или планки следует устанавливать вертикально, а при шнековом транспортере - повернуть граблины зубьями вперед на 20-30º.

    Регулировка мотовила жатки ЖВН-6 по высоте осуществляется на ходу при помощи гидроцилиндров, а по горизонтали - перемещением ползунов на опорах вручную при остановках. В жатке ЖРС-4,9А обе эти регулировки выполняют гидроцилиндрами на ходу благодаря сблокированному механизму.

    Частота вращения мотовила должна быть такой, чтобы окружная скорость планок в 1,2-1,8 раза превышала поступательную скорость жатки. При скоростях движения более 9-10 км/ч мотовило снимают. Предохранительные муфты мотовила регулируют на передачу крутящего момента 100 Н/м.

    Регулировка транспортеров жатки комбайна

    Транспортеры по натяжению устанавливают так, чтобы они не пробуксовывали и не были чрезмерно натянуты. Зазоры между полотном и направляющими должны быть одинаковыми с обеих сторон. Натяжение транспортеров регулируют ремнями и натяжными устройствами, перемещающими валики.

    Для правильного формирования валка регулируют также стеблеотводы делителей, положение направляющего щитка выбросного окна, иногда уменьшают (при уборке высокоурожайных культур) ширину захвата жатки до 5 м.



    Зерноуборочные комбайны - подготовка к работе и настройка

    Потери зерна в период уборки зависят от разных причин: неравномерности созревания хлебов, их полегаемости и засоренности, повышенной влажности воздуха, почвы и хлебной массы, от дождей и многого другого.

    С потерями зерна ведется борьба по многим направлениям, главное из которых - совершенствование конструкций комбайнов. Но поскольку хлебная масса не поддается стандартизации, эту проблему очень трудно решить только путем улучшения конструкции рабочих органов. Требуется целый ряд эксплуатационных мероприятий, главное из которых - продуманная технологическая настройка рабочих органов комбайнов в зависимости от состояния убираемой культуры, от темпов уборки.
    Широкое применение нашла в хозяйствах так называемая сумка комбайнера или набор, состоящий из определителей режимов работы комбайнов, схем, простейших инструментов и приспособлений. С помощью этих средств поэтапно подвергаются контролю и настройке все технологические параметры комбайна (рис.).

    : а - высота и вынос мотовила; б - наклон граблин; в - шаблон для измерения частоты вращения барабанов; г - открытие решет и удлинителя верхнего решета; д, ж - открытие удлинителя; з - зазоры между барабаном и подбарабаньем; и - измерение зазоров между шнеком и днищем - под витками; е - зазор между удлинителем и подвижным щитком; к - установка стеблеподъемника; л - установка торпедного делителя.

    Проверка регулировок зерноуборочного комбайна . Накануне уборки требуется установить комбайн на ровной площадке и осмотреть и проверить технологические регулировки, пользуясь для этого приспособлениями и приемами, показанными на рисунке выше.

    Высоту и вынос вала мотовила относительно режущего аппарата (рис. а) устанавливают и проверяют с помощью приспособления, состоящего из подвижных взаимно перпендикулярных мерных реек. Фактический наклон грабли мотовила (рис. б) устанавливают согласно предусмотренным положениям эксцентрикового механизма. Правильность выполненной регулировки можно проверить с помощью транспортирного уровня, расположив поддержки мотовила параллельно площадке. Такая проверка бывает особенно необходима при подготовке комбайна, прошедшего сложный ремонт.

    При отсутствии или неисправности тахометра частоты вращения молотильных барабанов можно использовать шаблоны (рис. в). Риска, углубленная на 5- 6 мм от кромок шкива, после схождения или расхождения его подвижных частей покажет действительную частоту вращения барабана.

    Требуется проверить все технологические зазоры: в жатке между шнеком и днищем - под витками (рис. и), под пальцами; в наклонной камере- между планками цепи и днищем (под плавающим барабаном, в середине); молотильные - между барабаном и подбарабаньем (рис. з); открытие решет и удлинителя верхнего решета (рис. г).

    При наклоне жалюзи под углом 45° решета и удлинитель открывают на 20-22 мм (рис. ж, д).
    Зазор между удлинителем и подвижным щитком следует установить на 15-20 мм при любом наклоне удлинителя (рис. е).
    Зазоры с малыми величинами удобнее измерять ступенчатым щупом.

    Нижнее решето должно надежно устанавливаться в любом из предусмотренных положений (рис. ж).
    При уборке полеглых хлебов требуется поставить стеблеподъемник (рис. к), а при высоком и перепутанном хлебостое основной делитель лучше заменить на торпедный (рис. л).

    Предварительная (основная) настройка зерноуборочных комбайнов . Определитель режимов работы жатки и молотилки комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5 и СК-6-П состоит из двух внешних и одного внутреннего двустороннего дисков. На внутреннем диске с обеих сторон имеются секторы для разных состояний хлебной массы и цифры регулировок, причем с одной стороны - для жатки, с другой - для молотилки. На внешних дисках указаны названия регулировок.

    Настройку комбайна начинают с жатки. Сначала определяют урожайность хлебной массы и ее состояние, затем внешний диск для жатки поворачивают так, чтобы вырез его совпал с сектором внутреннего диска, содержащего показатели состояния хлебной массы.

    Выбирают предварительные значения высоты и выноса мотовила, зазоров между шнеком и днищем жатки, частоты вращения мотовила и угла наклона граблин и устанавливают их. Совместив вырез второго внешнего диска с сектором внутреннего диска, выбирают предварительные регулировки для молотилки. Частота вращения в минуту первого барабана для комбайна СКД-5 должна быть меньше на 50- 150, чем второго, а его молотильные зазоры соответственно на 2-4 мм больше.

    Дополнительная настройка зерноуборочных комбайнов . Дополнительную настройку жатки, подборщика, молотильного аппарата и очистки проводят непосредственно в поле. При ухудшении какого-либо качественного показателя изменяют соответствующие регулировки, выполняя их в определенной последовательности.

    На схеме дополнительной настройки жатки комбайна (рис. ниже)

    и подборщика (рисунок ниже) номера регулировочных операций вписаны в малые прямоугольники, окружности и треугольники, показывающие повышенные потери зерна соответственно в свободном виде, в несрезанном и срезанном колосе.

    Сплошными линиями показано увеличение значений регулировок, пунктирными линиями - их уменьшение.
    Операции, которые нельзя показать графическим способом, кратко описаны и указаны в схемах, а порядковые номера их приведены в общей последовательности настройки.

    Для улучшения работы молотильного аппарата согласно соответствующей схеме необходимо прежде всего отрегулировать жатку или подборщик и наклонный транспортер. Дальнейшую настройку молотильного аппарата осуществляют также в строгой последовательности. Предусмотрены схемы для однобарабанного и двухбарабанного молотильных аппаратов.

    Клавиши соломотряса и подбарабанье периодически очищают, а фартук под соломотрясом поднимают или опускают в зависимости от соломистости и влажности убираемой культуры.

    Качество работы системы очистки зависит от настройки молотильного аппарата. При появлении в полове зерна или необмолоченных колосков прежде всего проверяют регулировки молотильного аппарата и чистоту подбарабаньев, далее - все регулировки в последовательности, указанной на соответствующей схеме. Чтобы учесть изменения влажности хлебной массы в течение дня, надо дважды в сутки изменять регулировки: в 11-13 часов - на уборке сухой хлебной массы; в 17-19 часов - на увлажненной. Вечернюю настройку используют и в утренние часы.

    Хорошей иллюстрацией правильного применения разработанных средств может служить опыт Одесской области. Так, нарушения и отклонения в настройке большинства комбайнов до применения средств технологической настройки приводили к потерям до 2 центнеров зерна на каждом гектаре убираемой площади. При этом рабочие скорости движения комбайнов не превышали 2,5 км/ч. Правильная настройка рабочих органов позволила уменьшить технологические потери зерна (за комбайнами) в 3-4 раза и повысить производительность на 30%. Устранение забиваний и наматывания растительной массы на рабочие органы позволили повысить коэффициент использования времени смены до 0,9, благодаря чему был резко сокращен период уборки. В результате за счет умелой настройки комбайнов механизаторы области сберегли несколько тыс. тонн зерна, а хозяйства получили несколько миллионов дополнительной прибыли.

    Е. Машков, кандидат технических наук