Танки в гражданской войне. Бронетехника белой гвардии

Разгрузка танков "Рено" FT во Владивостоке. 1920 год. Хорошо видно, что все машины имеют трехцветный французский камуфляж (ЯМ).

В августе из этих танков "Рено" сформировали 1-й Амурский тяжелый танковый дивизион (пять взводов по два танка и хозяйственная команда), вошедший в состав Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР). Состав дивизиона (на 15 июня 1920 года) был следующий:

1-й взвод - танки № 9254 "Беспощадный" и № 9141 "Интернационал".

2-й взвод - танки № 4320 "Сивуч" и № 9108 "Зоркий".

3-й взвод - танки № 9446 "Лазо" и №? "Мухин".

4-й взвод - танки № 9092 "Революционер" и № 1871 "Гроза".

5-й взвод - танки № 1930 "Амурец" и № 9096 "Мститель".

Танки "Рено" FT выгружают краном с парохода в порту Владивостока. 1920 год. На борту верхней машины читается французский номер - 9096. В армии ДВР эта машина получит название "Мститель" (ЯМ).

Танки 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона в Благовещенске. 10 августа 1920 года. Обратите внимание на броневые "щеки" на башне дальней машины, вооруженной пулеметом Максима (АСКМ).

"Рено" FT 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона. 1920 год. Обратите внимание на броневые "короба", установленные на башнях для защиты пулеметов. Второй танк вооружен 37-мм японской пушкой, за ним видна машина с 8-мм пулеметом Гочкиса, на башне которой видно название "Амурец" (ЦМВС).

20 сентября 1920 года командир дивизиона Н. Шамрай докладывал в штаб Амурского фронта ДВР о состоянии вверенной ему части:

"Доношу, что в настоящее время в Благовещенске находится шесть танок, из коих пять исправны и один находится в разобранном виде в ремонте. Но ввиду неимения в танках патентованных (то есть "фирменных" французских. - Прим. автора ) вентиляторных ремней и неполного вооружения танок, таковые не могут быть использованы к действии. Вооружение танок следующее:

1) две танки во неимение вооружения совершенно не вооружены;

2) две танки, каждая вооружена одним 37-мм японским скорострельным орудием, у коих нет боевых пружин. Заказ на пружины сделали в срочном виде на заводе Чевурина и по изготовлении таковых орудия могут быть приведены в действие;

3) две танки, каждая вооружена по одному пулемету: системы "Гочкис" и "Максим". К пулемету "Максим" нет запасных частей, как то: ствола и замка. В настоящее время имеется: снарядов 350 штук, 5000 патрон к пулемету "Гочкис" и 250 патрон при одной только ленте к пулемету "Максим".

Танк "Рено" FT Амурского тяжелого танкового дивизиона на митинге в Благовещенске. 10 августа 1920 года. Машина вооружена пулеметом Гочкиса (ЦМВС).

Бойцы одной из частей Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) у танков "Рено" FT. 1920 год. Левая машина имеет литую башню (ЦМВС).

Летом-осенью 1920 года танки повзводно действовали против белых в составе войск Амурского фронта. Командиром дивизиона Н. Шамраем была разработана "Инструкция порядка введения танок в бой при полевой обстановке", выдержки из которой приводятся ниже:

"Самое главное обстоятельство введения танок в бой - это условие по возможности пройти им до места боя небольшое расстояние, дабы танки могли пройти самостоятельно с боем большое расстояние. Танки наносят серьезное поражение и громадное моральное впечатление на противника только в количестве несколько штук, посылать в бой одну машину не разрешается".

Видимо, "моральное впечатление" и было главным назначением при действии танков. Ведь подобных "стальных чудищ" никто в Забайкалье не видел. Например, 19 октября 1920 года части 5-й Амурской бригады ДВР при поддержке танков 3-го взвода атаковали белых на ст. Урульга. Белые открыли сильный артиллерийско-пулеметный огонь, но появление танков произвело на них ошеломляющее впечатление, и они в беспорядке отошли. Станция была взята пехотой ДВР без потерь.

Танки дивизиона использовались в боях в течение 1921 года, причем на некоторых машинах первоначальное вооружение заменили на другое. К концу года все "Рено" вышли из строя из-за отсутствия запасных частей и специального инструмента. Поэтому в декабре 1921 года по решению военного совета НРА ДВР танки были отправлены для ремонта в Россию. Только 2-й взвод "в силу сложившейся боевой обстановки" был оставлен в составе НРА. По донесению начальника бронечастей НРА, "в состав взвода входят два танка французского типа "Бабэ". "Зоркий" вооружен пулеметом "Гочкиса" с удлиненным кавалерийским прикладом (патроны в обоймах), "Сивуч" - пулеметом "Максим". Из инструмента для ремонта и разборки имеется только один французский ключ. Запасных частей нет совершенно".

Варианты установки вооружения танков "Рено" FT из состава 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона НРА ДВР: 1 - 37-мм пушка; 2 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года с дополнительной броневой защитой; 3 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года, 4, 5 - 7,62-мм пулемет Максима с различными вариантами дополнительных броневых кожухов (рис. П. Шиткина).

К 28 января 1922 года удалось отремонтировать только один танк - "Зоркий", который на следующий день убыл на фронт. 9 февраля по приказу начальника Восточного фронта ДВР танк направлен под Волочаевку, где 10 февраля придан Особому амурскому полку и отправлен в стрелковую цепь. Но ввиду наступления темноты и сильного пулеметного огня белых, полк отошел в исходное положение. "Зоркий" был оставлен у проволочного заграждения противника, чтобы утром совместно с пехотой начать наступление. На рассвете 11 февраля белые заметили танк и открыли по нему огонь с бронепоезда "Каппелевец", стоявшего на станции Волочаевка. Одним из снарядов с бронепоезда у танка разбило направляющее колесо, и машина встала. Другой снаряд пробил насквозь оба борта, едва не уничтожив экипаж. После этого водитель и пулеметчики бросили танк, взорвав гранатами бензобак. Так закончилась боевая служба танков Дальневосточной республики.

В рядах Вооруженных сил Юга России

Поставки танков для белых армий из Англии начались только после окончания первой мировой войны. 22 марта 1919 года в Новороссийск на пароходе "Святой Михаил" прибыла первая партия английских танков - шесть MK-V и шесть МК-А. (В документах белых первые назывались тяжелыми или большими, а вторые - легкими или малыми.) Вместе с танками прибыли и английские инструкторы - всего 29 человек под командованием майора Е. Брука.

По воспоминаниям британского персонала, готовившегося воевать исключительно "в стране снега и льда, Новороссийск оказался солнечным и зеленым городом, а в Южной России было гораздо теплее, чем в Англии".

После разгрузки и проверки материальной части, что заняло семь дней, танки "стали демонстрировать свою боевую мощь". Эта пропагандистская акция проводилась по просьбе русского командования. Ежедневно, в течение недели, один из танков проезжал по набережной в сопровождении сотни казаков. В выходной день один MK-V объехал вокруг всего города. Массы народа глазели на это зрелище. Танк сломал небольшую кирпичную стену и взобрался на гору. Все это время его сопровождали верховые казаки.

Максим Коломиец

ТАНКИ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Светлой памяти моего друга Михаила Свирина

ПОСВЯЩАЕТСЯ


Танки «Рено» FT проходят по Красной площади во время парада. 7 ноября 1928 года. Обратите внимание, что головная машина перевооружена 37-мм пушкой Гочкиса отечественного производства (ЦМВС).

Введение

Первые танки появились на территории нашей страны с началом гражданской войны. Впервые они прибыли с вооруженными силами иностранных интервентов, затем поступали в качестве помощи от союзников белым армиям.

Данная книга рассказывает об организации танковых частей, подготовке кадров и боевом применении танков в ходе боев гражданской войны на территории бывшей Российской империи в 1918–1922 годах и последующей службе трофейных машин в Красной Армии. Автор не рассказывает об устройстве и тактико-технических данных английских и французских танков - эту информацию легко найти в соответствующей литературе. Книга разделена на несколько глав, каждая из которых повествует об использовании боевых машин на том или ином участке фронта той или иной воюющей стороной. Наряду с боями гражданской войны, приводятся и сведения о применении танков в ходе советско-польской войны.

Хочется поблагодарить своих друзей, оказавших значительную помощь в работе над данной книгой: Игоря Гостева за материалы о действиях танков на Севере и Сергея Ромадина за помощь иллюстрациями и ценными замечаниями.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои уточнения и дополнения по адресу: 121096, Москва, а/я 11 или на e-mail:


Использование танков на Западном фронте союзниками по Антанте не осталось незамеченным и в России. Русские журналы и газеты того времени много писали об этом новом виде оружия. Причем любопытно то, что английское слово «tank», (обозначающее «бак» или «чан») в то время переводилось на русский язык как «лохань». Например, в январе 1917 года журнал «Нива» поместил фото танка MK-I со следующей подписью: «Лохань (tank) - новый английский бронированный автомобиль, не знающий преград». Фотографию сопровождала статья под оригинальным названием «Семь дней в „лохани“».

«Бронированную новинку» не оставило без внимания и Военное ведомство России. Ведь к осени 1916 года в составе бронечастей русской армии имелось более 250 броневых автомобилей, которые с успехом воевали на фронте. Правда, их существенным недостатком была ограниченная проходимость, позволявшая использовать броневики только по дорогам или хорошо укатанному снегу. Поэтому информацией о танках, «обладавших возможностью свободно ходить вне дорог», активно заинтересовались русские военные.

Материалы о применении танков союзниками напрямую поступали от русских военных агентов в Англии и Франции. Представители Англо-русского правительственного комитета были приглашены на демонстрацию английского танка MK-I. Подобная демонстрация произошла и во Франции.

На состоявшейся в Петрограде весной 1917 года союзнической конференции была установлена потребность русской армии в танках в количестве 390 штук из расчета шесть машин на каждое из 50 отделений бронедивизиона и 30 % для резерва. Что касается марок танков предполагавшихся для России, то первоначально выбор остановили на французском танке «Шнейдер» С.А.1, но затем русские военные проявили интерес к легким «Рено» и тяжелым английским МК.

Нет никаких сомнений, что планы формирования новых бронечастей и оснащения их танками, равно как и планы организации производства танков в России (именно для этой цели весной 1917 года из Англии прибыла комиссия по вопросу постройки в России бронированных тракторов), были вполне реальными. Для этого имелись и промышленная база, и подготовленные кадры. Здесь следует отметить, что, судя по некоторым документам, возможно в 1917 году заказ на танки был частично оплачен русским правительством. Поэтому не исключено, что поступление их на вооружение частей белых армий шло в счет этого заказа.

Личный состав броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины у своих боевых машин: слева танк «Рено» FT, справа - бронеавтомобиль «Пирлесс». Снимок сделан 22 апреля 1919 года в Харькове во время смотра дивизиона заместителем народного комиссара по военным делам Украины В.И. Межлауком (ЦМВС) .

Первые танки в России

Первые танки прибыли в Россию 12 декабря 1918 года, когда в Одессе вместе с французской и греческой пехотой высадились 20 танков «Рено» из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. 18 марта 1919 года машины впервые применили в бою под станцией Березовка (53 км от Одессы) против 1-й Заднепровской стрелковой дивизии 2-й Украинской Советской армии. Начдивом был П.Е. Дыбенко, военкомом А.А. Каверин, а командирами бригад - Н.А. Григорьев и Н.И. Махно. В ходе этого боя Красной Армией были захвачены первые танки. В донесении, направленном в штаб фронта, говорилось:

«Противник - греки, французы и добровольцы - был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулеметов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба греческий и французский».

Один из танков бойцы отослали в Москву, в подарок В. Ленину, написав в сопроводительном письме:

«Без оружия и без винтовок шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, но, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции».

Первый «танковый» парад на Красной площади 1 мая 1919 года - проходит один из захваченных под Одессой «Рено» FT (ЦМВС).

Еще один снимок трофейного «Рено» FT на Красной площади 1 мая 1919 года. Видимо, танк проехал по площади несколько раз туда-сюда, так как на этом фото виден Собор Василия Блаженного (на заднем плане), а на предыдущем - Никольская башня Московского Кремля (РГАКФД).

Офицер белой армии у танка «Рено» FT. 1919 год. Машина из состава броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины, о чем свидетельствует эмблема в виде двух концентрических кругов - такая же видна на бронемашине «Пирлесс». Судя по разукомплектованному виду, танк находился на ремонте (ЯМ).


В ответ на это, Ленин направил в штаб армии телеграмму следующего содержания:

«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка. Этот подарок, дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты.

Лучший привет и самые горячие пожелания успеха рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин)».

Оставшиеся три «Рено» были увезены в Харьков, в то время столицу советской Украины. Здесь на базе бронеавтомобилей бронеотряда особого назначения и трофейных танков сформировали «Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины». Командиром дивизиона стал А. Селявкин.

22 апреля 1919 года в Харькове прошел смотр дивизиона, проведенный заместителем народного комиссара по военным делам Украины В. И. Межлауком. На следующий день появился приказ наркомвоенмора № 10, в котором говорилось:

«22 апреля мною был произведен смотр автоброневого отряда особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украинской Советской Социалистической Республики.

С чувством глубокого удовлетворения я должен отметить прекрасное состояние автоброневого отряда: все строевые построения выполнялись блестяще, все броневые машины находились в полной боевой готовности, все автомашины в полном порядке.

Благодарю от имени рабочих и крестьян Украины весь командный состав во главе с командиром т. Селявкиным и всех красноармейцев автоброневого отряда за отличное несение службы и выражаю твердую уверенность, что и впредь автоброневой отряд особого назначения при СНК Украины будет идти в авангарде Красной Армии, являясь одной из лучших частей ее по дисциплинированности, боеспособности и высокому сознанию своего революционного долга».

Первый бронетрактор в России был изготовлен на Путиловском заводе в конце 1916 года. Проект бронировки разработал полковник артиллерии Гулькевич, базой служило шасси американского трактора фирмы "Аллис-Чалмерс". Бронетрактор, названный "Ахтырец", использовался во время гражданской войны в составе 3-го авто-бронеотряда Красной Армии.

Некоторое количество машин аналогичных конструкций было изготовлено для бронечастей Белой армии на заводах Юга России. Здесь работы по созданию бронированных тракторов начались в начале 1919 года. Основным побудительным мотивом было не только малое количество броневых автомобилей в частях белых, а главным образом то, что почти вес имевшиеся броневики были сильно изношены и обладали очень низкой проходимостью. С весны 1919 года в состав Вооруженных Сил Юга России из Англии стали поступать трактора "Холт", "Буллок-Ломбард "(в документах красных проходят как "Висконсин" - по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), "Рустон" и "Клейтон" (все эти тракторы были штатными артиллерийскими тягачами в английской армии в годы Первой мировой войны). Работы но их бронировке велись па Ревельском заводе и заводе Судосталь в Новороссийске. Уже в феврале 1919 года в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии вошли два бронетрактора - "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай" - изготовленные на шасси тракторов "Буллок-Ломбард" (номера двигателей тракторов 50 и 89). Вооружение каждого состояло из пяти пулеметов Максима. Обе машины получились довольно удачными и активно использовались в боях против красных частями 2-го Кубанского корпуса. В конце 1919 года оба бронетрактора попали в руки красных. Но не все попытки белых были удачными. Так, 1 апреля 1919 года в Новочеркасск с Ревельского завода в Новороссийске прибыл бронированный трактор "Астраханец". Машина сразу же была отправлена на фронт 3-й Донской армии, а на следующий день, 2 апреля, начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в Екатеринодар; "Присланный и армию броневик "Астраханец" оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно". Документ, как говорится не требует комментариев. О дальнейший судьбе "Астраханца" сведений нет. Известно только, что он находился на ремонте на Ревельском завело в конце апреля 1919 года.

Кроме этих машин но документам известны еще несколько бронетракторов в составе Вооруженных Сил Юга России, Так, в состав бронечастей Донской армии в апреле 1919 года был включен бронированный трактор под названием "Полковник Безмолитвенный". Он был вооружен одним орудием и шестью пулеметами и имел экипаж 11(!) человек. Машина подучилась очень тяжелой маломаневренной и использовалась в качестве учебной. К сожалению, марка трактора неизвестна (КЛЕЙТОН).

О бронированных тракторах сообщал на допросе 1 мая 1919 года перебежчик из Добровольческой армии поручик Г.Петрашин: "В Екатерннодаре я видел танки, но не английские, а русские, переделанные из тракторов и вооруженные пулеметами." Сейчас трудно сказать, сколько бронетракторов было построено белыми, ведь документов по известным причинам практически не сохранилось. Правда, кое-что можно узнать из документов бронечастей Красной Армии. Так, 29 ноября 1920 года в Бронеотдел Главного Военно-Инженерного Управления поступила телеграмма: "В Таганроге комиссия под председательством Ингусо Граевского произвела испытание бронетрактора фирмы "Ломбард" и признала, что таковой как боевая единица к использованию на фронте непригоден." Два других трофейных "Ломбарда" предполагалось использовать в боях. Обе машины доставили на Броневой авторемонтный завод в Москве в сентябре 1920 года, где предполагалось усилить их вооружение установкой 47-мм морской пушки Гочкиса. Однако, этот проект реализован не был. Кроме бронированных, па тракторной базе изготавливались и импровизированные самоходные артиллерийские установки. Они представляли собой морские орудия калибром до 120-мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько пггук. Организационно все эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции 1 Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 года.

"Мы мирные люди, но наш бронепоезд…" - эти слова из знаменитой песни "Каховка" давно стали "крылатыми". Однако в ожесточенных боях 1920 года за Каховский плацдарм активно участвовали не только бронепоезда и бронемашины, но и танки. А впервые новое "чудо-оружие" появилось в России полутора годами раньше, когда в составе французских экспедиционных войск в Одессе высадились двадцать "Рено" FT-17. Британские Mk.V и Mk A "Уиппет" поставлялись деникинцам с весны 1919 г. И хотя в условиях маневренной Гражданской войны танки не могли применяться так же массово, как в позиционных сражениях на Западном фронте Первой Мировой, новые боевые машины провели ряд успешных боев в Донбассе и под Царицыным. По воспоминаниям "белых": "Наше командование не зря придавало этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение. Когда первые танки врезались в неприятельское расположение и стали уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди...

Читать полностью

"Мы мирные люди, но наш бронепоезд…" - эти слова из знаменитой песни "Каховка" давно стали "крылатыми". Однако в ожесточенных боях 1920 года за Каховский плацдарм активно участвовали не только бронепоезда и бронемашины, но и танки. А впервые новое "чудо-оружие" появилось в России полутора годами раньше, когда в составе французских экспедиционных войск в Одессе высадились двадцать "Рено" FT-17. Британские Mk.V и Mk A "Уиппет" поставлялись деникинцам с весны 1919 г. И хотя в условиях маневренной Гражданской войны танки не могли применяться так же массово, как в позиционных сражениях на Западном фронте Первой Мировой, новые боевые машины провели ряд успешных боев в Донбассе и под Царицыным. По воспоминаниям "белых": "Наше командование не зря придавало этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение. Когда первые танки врезались в неприятельское расположение и стали уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили. Пробивая путь этими чудовищами, наша пехота и конница быстро и без особых потерь очистила Донецкий бассейн…"
Интересна история появления танков у амурских партизан - украденные у американцев во Владивостоке, "Рено" применялись в боях под Читой, а затем и во взятии Волочаевки. Так что другая знаменитая песня Гражданской войны "Разгромили атаманов, разогнали воевод, и на Тихом океане свой закончили поход" имеет отношение и к трофейным "красным" танкам.
В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о боевом применении танков всеми участниками Гражданской войны, начиная с января 1919-го и заканчивая операцией против Грузии в 1921 году, а также о послевоенной службе этих машин в Красной Армии и их судьбе вплоть до Великой Победы. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных фотографий.

Скрыть

К концу Первой мировой бывшую Российскую империю поглотила собственная война, гражданская. Она отличалась крайней деградацией тактики и упадком технической оснащённости войск. Но были и исключения. В отдельных случаях применялись новейшие образцы вооружений, в том числе — танки.

Война с ограниченными возможностями

Первые танки для белогвардейцев, около 20 французских «Рено» FT-17, прибыли в Одессу 18 декабря 1918 года. За ними последовали британские — тяжёлые Mark V и средние Whippet (всего около 85 машин на всех фронтах). В теории на фоне общего развала даже два-три исправных танка были оружием, способным повергнуть любого противника. На практике применение танков столкнулось с множеством проблем.

Не хватало обученных экипажей, приходилось привлекать британских и французских специалистов. Первых танкистов Белой гвардии обучали зарубежные инструкторы, несколько иностранных добровольческих отрядов воевали против красных, но начиная с 1920 года на танках сражались только русские.

Большим препятствием для выполнения тактических задач была огромная протяжённость фронтов. При наступлении армии Н. Юденича на Петроград осенью 1919 года танкистам приходилось идти в бой снова и снова — до трёх раз за день. Всего за четыре дня танк «Капитан Кроми» прошёл почти 160 км, танк «Бурый медведь» чуть меньше — 155 км, а «Первая помощь» — 130 км. Для первых танков это были очень длительные рейды, они быстро изнашивали механизмы и выматывали экипажи.

О нормальном снабжении даже говорить не приходилось. В хаосе гражданской войны некоторые танкисты Белой армии — редкий и элитный вид войск — не имели даже целой одежды. Один из них вспоминал: «По прибытии в танковый батальон мой гардероб включал матроску, разорванную во многих местах, в ужасном состоянии черные брюки и пару ботинок без подошв. У меня не было ни фуражки, ни носков, ни нижнего белья» . Позднее англичане подарили ему свежую форму. Русские танкисты, в отличие от британских экипажей, не получали жалованья, плохо питались, не могли купить табака. Топливо приходилось подвозить на телегах.

Танковый меч Белой гвардии

Помимо очевидных преимуществ в бою, появление танков на поле боя производило психологическое воздействие на красных. Даже имея тяжёлые пушки, солдаты не знали, как поражать движущиеся бронированные цели. Экипажи танков утверждали, что по ним стреляли из 107-мм и даже 220-мм орудий, но заградительный огонь практически не причинял машинам вреда. Типичное описание заслуг командира танка того времени: «Прорвался сквозь неприятельские искусственные заграждения, вошёл в окопы и несмотря на сильный артиллерийский огонь оставался там 25 минут, давая возможность подойти без потерь своей пехоте» .

В бою у хутора Преображенка красноармеец-пулемётчик Калиниченко, расстреляв патроны, шёл в мёртвой зоне рядом с танком и стучал в броню гранатой. Затем он залез на танк, но был ранен разрывом собственной гранаты

Первые танковые атаки казались обеим сторонам неудержимыми, несмотря на их грубую и примитивную тактику. Даже притом что рёв моторов выдавал машины, идущие к фронту, а взаимодействие с пехотой и артиллерией не было налажено, танки то и дело одерживали победы. Именно благодаря им А. Деникин захватил Царицын и Донбасс.

Красная пехота ещё не имела противотанковых средств. Обычные пули отскакивали от брони, в худшем случае частички металла и краски, отлетавшие внутрь машин, царапали лица и руки танкистов. Способы борьбы с бронированной угрозой искали всё настойчивее. В качестве доказательства того, что танки уязвимы, в Петрограде демонстрировалась машина, которую подбила под Гатчиной латышская батарея Г. Бриедиса.

К началу 1920 года тактика боевого применения танков белогвардейцами значительно улучшилась. Во время прорыва из Крыма танковые части П. Врангеля уже вовсю использовали маскировку, они были обеспечены грузовиками, мотоциклами, даже электростанцией и лазаретом. Было налажено взаимодействие с сапёрами и артиллерией, нормальное техобслуживание машин. В итоге фронт красных был прорван, армия Врангеля вышла в Северную Таврию.

Сохранилось описание, как красные пытались у хутора Преображенка (рядом с Перекопом) уничтожить танк кавалерией и артиллерией. Кавалеристы спешились среди деревьев, заняв позиции со связками гранат и ручными пулемётами. Сначала они метали гранаты издали, потом шагов с тридцати, но без малейшего эффекта. Винтовочного и пулемётного огня машина тоже не боялась. Один из красноармейцев шёл в мёртвой зоне возле танка, стуча по броне гранатой, потом залез на машину, но был ранен взрывом собственной гранаты. После в дело вступили конные батареи. По плану они должны были выстроиться полукругом и расстрелять танк в борт. Но огонь пушек с тысячи шагов был неточен, поэтому одна из батарей выехала на пятьсот шагов. Совместным огнём двух батарей один из танков был подбит, но отбуксирован второй машиной в тыл.

Каховский триумф Красной армии

Кульминацией применения танков в Гражданской войне стали бои на Каховском плацдарме 14 октября 1920 года. Наступление белых под командованием Врангеля строилось по канонам тактики и теоретически имело хорошие шансы на успех. Ранним утром внезапно заговорила артиллерия, затем 12 танков при поддержке конных батарей, броневиков и пехоты нанесли удар по позициям красных.

Будучи в выигрышном положении, белые совершили ряд ошибок. Они атаковали за два с половиной часа до рассвета, так что танки не видели друг друга и сражались фактически поодиночке. Кроме того, артиллерия и авиация не обеспечили своевременную поддержку наступления, а белая пехота оказалась связана боем с красной и не смогла помочь танкам.

Красноармейцы, в свою очеред
ь, были насторожены предыдущими атаками и подготовились. Они укрепили плацдарм тремя линиями окопов, рвами, противотанковыми фугасами и даже огнемётами. К фронту были переброшены броневики, вооружённые пушками. Артиллеристы Красной армии к тому времени уже знали, как бороться с танками. Для этого выделялись специальные «кинжальные» батареи, стрелявшие прямой наводкой с малых дистанций. Результат — «пленение» пяти танков. В этом сражении войска Врангеля потерпели поражение, окончательно лишив его надежд на удачное наступление.

  • Report on the British Military Mission, South Russia by Gen. Holman, 8 October 1919. CHAR 16/29, CCAC.
  • With Lieutenant Colonel Hope Carson in Estonia and Russia. Baltic Defence Review 2/1999.
  • Гостев И. М. Танки в гражданской войне на Севере и памятник в Архангельске. Архангельск, 2011.
  • Крастынь Я. П. Латышские стрелки в борьбе за советскую власть 1917-1920. Воспоминания и документы. Рига. Издательство Академии Наук Латвийской ССР, 1962.
  • Реден Н. Р. Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина 1914-1919. Москва: Центрополиграф, 2006.
  • Трембовельский А. Эпизоды из жизни 3-го отряда танков. Первопоходник, № 3. Октябрь 1971 г. Первопоходник, № 4. Декабрь 1971 г. № 6. Апрель 1972 г.
  • Уильямсон Хадлстон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919—1920. — М.: Центрполиграф, 2007.
  • Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. Под ред. В. Д. Поликарпова. М., Воениздат, 1963.
  • Федосеев С. Л. Русские против танков. Броня. № 4 (9). 2011.