Современный правовой статус российского сектора арктики. Международно-правовой статус арктики О территории региона

На сегодняшний день данный территории имеют важное значение как в экономическом плане, так и экологическом. Возрастает роль Арктики в экономической жизни страны, в обеспечении геополитических интересов России. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа Северного Ледовитого океана представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.

Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании. Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - суверенитет - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР.

В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г. Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе.

Согласно концепции полярных секторов, все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод.

После распада СССР Российской Федерацией - продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств - издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения: «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам.

Другие арктические государства не пошли по пути определения секторов. Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и прочие.

С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.

приарктический морской граница

«Секторальный принцип» владений в Арктике

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г.

Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам. Что же касается режима морских пространств Арктики, то он является общим, правда, с некоторой спецификой.

Во-первых, природа Арктики особенно чувствительна к отрицательным воздействиям. Поэтому приарктические государства издали законы об охране природной среды региона. В России действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. N 1398-XI "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР".

На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 г., закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

Вторая особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (ст. 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация Российской Федерации. Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. Пользование осуществляется в соответствии с законами и договорами России, а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ.

Задача данной публикации - коснуться кратко правового режима Арктики и Антарктики. Данные территории отличаются от прочих частей земного шара уже в силу своего особого географического положения. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики - тема, освещаемая не слишком часто. Но, без сомнения, она будет интересна многим читателям.

Арктикой называют северную полярную область нашего земного шара. Ее пределы с юга ограничиваются географической параллелью северной широты 66⁰ 33′, известной под названием Северного Полярного круга. Сюда же относятся материков - Америки, Европы, Азии. И конечно же, большую часть Арктики составляет водное пространство океана - Северного Ледовитого совокупно с островными образованиями.

Международное право о правовом режиме Арктики

Подобные пространства обладают различным правовым положением и режимом пользования. В наши дни любое из известных (то есть открытых) сухопутных образований арктической территории находится под исключительным суверенитетом одного из государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Это США, Канада, Дания (остров Гренландия), Норвегия и Россия.

Отдельные нормативные акты касательно разграничения пространственной сферы и, соответственно, правового режима Арктики, приняты были лишь двумя странами - СССР и Канадой. Российская Федерация - продолжатель правомочий СССР относительно его арктического пространства - продолжила издание ряда актов, имеющих отношение к юридическому статусу данного пространства (его различных частей) и понятию правового режима Арктики. В число таких актов входит ряд законов федерального значения, касающихся государственной границы РФ, ее внутренних морских вод вместе с континентального шельфа и экономической зоны.

Первые попытки определения правового режима Арктики и законодательного закрепления собственных притязаний на пространство, прилегающее к основной государственной территории, сделала Канада. Следует упомянуть, что претензий на полную совокупность морских и сухопутных пространств упомянутого региона официальным порядком не было выдвинуто ни одним из приарктических государств. Вместе с тем в юридической практике касательно международно-правового режима Арктики достаточно долго поддерживалось мнение о распространении властных полномочий данных стран на площадь каждого из прилежащих к их побережьям арктических секторов, вершины которых сходятся в Северном полюсе.

О полярных секторах

Данный подход, получивший название "теории секторов", не получил должного официального подкрепления в национальных нормативных актах либо международных договорах. Подобные термины - "полярный сектор" либо "арктический сектор" не используются ни в одном официальном международно-правовом документе. Законодательные акты, принятые СССР и Канадой в сфере международно-правового режима Арктики, касаются закрепления правомочий этих стран лишь на те сухопутные образования (материковые и островные), что расположены на прилегающем пространстве. Даже закрепленный многосторонним международным договором особенный правовой статус, присвоенный архипелагу Шпицберген (фиксирующий признание суверенитета Норвегии), не затрагивает сопредельных морских пространств. В этом - главные особенности правового режима Арктики.

Если говорить о юридическом статусе северного морского пространства в целом, то он основан на принципах и нормах общего международного права, имеющих отношение к Мировому океану, которые закреплены в Женевских конвенциях 1958 года и в Конвенции ООН (принятой в 1982 году) по морскому праву. В свете данных международных соглашений относительно правового режима Арктики юрисдикция и суверенитет всех приполярных государств распространяется не на целую акваторию каждого соответствующего ее сектора, а лишь на часть океанских вод, примыкающих к одному из сухопутных образований данных стран либо омывающих их.

Речь идёт о континентальном шельфе, исключительной и прилежащей экономической зоне, территориальном море, международном районе морского дна или об имеющихся проливах, которые перекрываются территориальным морем прибрежных стран и не используются как международные морские коммуникации.

Об исторических водах

Положениями международного права приполярные государства наделены особенными полномочиями в части, касающейся управления разными видами морепользования (большей частью судоходными). На территории исключительных экономических зон в тех районах, что почти всегда покрыты льдом, Конвенция 1982 года своей 234-й статьей закрепила права прибрежного государства на принятие мер, обеспечивающих издаваемые им законы недискриминационного характера, касающиеся загрязнения судами морской среды (его предотвращения, сокращения и контролирования).

Причина - в реальной опасности в суровых условиях серьезной угрозы загрязнения окружающего пространства с нанесением непоправимого вреда природному равновесию вследствие возможных морских аварий. Данная статья оговаривает необходимость учитывать в издаваемых нормативных актах экологические интересы водной среды, используя самые достоверные из имеющихся научных данных. Определяя границы каждого такого района в рамках принятого правового режима Арктики, государства обязаны согласовывать собственные действия с компетентной международной организацией - ИМО (Международной морской организацией).

Таким образом, Конвенция 1982 года, наделяя каждое из прибрежных государств особыми правомочиями в районах экономической зоны, делает упор на возможности их осуществления (речь идёт, например, об инспекционном осмотре властями прибрежной страны иностранных судов). Предпринимаются они исключительно в интересах дела (статья 220 пункт 5-й). Проводящие инспекцию власти обязаны поставить в известность государство, под флагом которого выступает инспектированное судно, обо всех мерах, принятых к нему.

О юридическом статусе морских внутренних вод

Одна из важных составляющих юридического статуса Арктики - правовой режим Северного морского пути. Как известно, он представляет собой национальную транспортную коммуникацию России. Правовой статус его относительно территориального моря и внутренних вод России, как и ее экономической зоны, можно сравнить с правовым положением прибрежной судоходной магистрали Норвегии. Аналогично последней, проложен

Исключительно национальными усилиями. Его оборудование и освоение - заслуга России. Роль его в экономической жизни Крайнего Севера страны, как и всей отечественной экономики в целом, трудно переоценить.

В связи с чем факт использования Северного морского пути в эксклюзивном порядке российскими судами общепризнан и не вызывает никаких отрицательных реакций со стороны прочих прибрежных государств. По умолчанию его можно рассматривать молчаливым признанием приоритета нашей страны в использовании данной коммуникации.

Еще раз о Северном морском пути

В 1998 году был принят Федеральный закон под названием "Об исключительной экономической зоне РФ". Данным юридическим актом было объявлено установление вдоль северного побережья территории нашей страны исключительной зоны протяженностью 200 миль. Здесь же было закреплено право властей принимать обязательные меры, необходимые для борьбы с возможными загрязнениями от морских судов. Касалось это районов, статус которых соответствовал положениям 234-й статьи Конвенции 1982 года.

При попытках проходящих судов нарушить положений данного законодательства либо международных правил властям дано право осуществления нужных проверочных действий - требования произведения их досмотра или (при необходимости) возбуждения разбирательства с задержанием судна-нарушителя.

Сравнительные особенности правового режима Арктики и Антарктики

Открытие Антарктиды произошло в 1820 году русскими мореплавателями. Командование экспедицией осуществлялось Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Задача нашей статьи - рассмотреть отличия правового режима Арктики и Антарктики в международном праве.

Какой же статус занимает южный полярный регион в наши дни? Основа его - постулаты, принятые Договором об Антарктике, заключён который был в 1959 году (1 декабря) Вашингтонской конференцией с участием СССР, США, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Бельгии, Аргентины, Южно-Африканского Союза, Чили, Франции и Японии. Необходимость созыва подобной конференции с принятием и вводом в действие соответствующего международного соглашения (вступившего в силу в июле 1961 года) была обусловлена обострившимся противостоянием между притязавшими на отдельные части данной территории государствами и прочими странами, отвергавшими подобные действия в одностороннем порядке.

На Вашингтонской конференции удалось преодолеть территориальные проблемы, касающиеся государств-участников. Как итог процесса переговоров была принята статья IV Договора, текст которой закреплял принятые выводы и решения.

О чем удалось договориться?

Участниками было принято соглашение:

1. О непризнании суверенитета ни одного государства в любом из районов Антарктики, а также возможных претензий любой страны на утверждение территориального суверенитета упомянутого пространства. Уже здесь можно наблюдать отличия правового режима Арктики и Антарктики.

2. Об отсутствии требования к любой из числа договаривающихся стран отказаться от заявленных ранее ею претензий территориального характера на пространство Антарктики.

3. О том, что любое из положений договора не должно наносить ущерб позициям стран-контрагентов относительно признания либо непризнания заявленных претензий на суверенитет в пространстве Антарктики.

Другими словами, положения, закрепленные в статье IV, утвердили сложившуюся до этого в Антарктике ситуацию относительно заявленных ранее претензий либо прав на суверенитет, но без претворения таковых в реальность. Ими же было признано право государств в будущем выдвигать аналогичные претензии, опять же не ведущие к реальному их исполнению.

Таким образом, это соглашение можно расценить как придание Антарктике статуса территории, открытой для использования в беспрепятственном режиме любым из государств, включая тех, что не входят в число участников данного соглашения. Подобный статус позволяет относиться к Антарктике как международной территории, юридический статус которой аналогичен статусу открытого моря, воздушного или космического пространства. В этом - главное отличие правового режима Арктики и Антарктиды.

Вашингтонской конференцией было закреплено право государств осуществлять юрисдикции личного и территориального характера, связанные с возможными территориальными притязаниями. Главный результат Вашингтонской конференции - разработка с последующим закреплением в договоре основных принципов права, касающихся деятельности в данном районе:

  1. Мирное использование антарктической зоны. В Антарктике запрещено размещение контингентов войск, она не может служить в качестве театра военных действий либо базы для ведения их где бы то ни было. Не разрешается использовать территорию ее в качестве полигона для применения оружия (как обычного, так и ядерного).
  2. На пространстве Антарктики провозглашена свобода научных исследований и сотрудничества международного характера. Относится подобное положение к любому государству, имеющему, таким образом, равные права со странами-участниками договора.
  3. Обеспечение в регионе экологической безопасности. В данной части прослеживается сходство правового режима Арктики и Антарктики.

О территории региона

Та же самая IV статья Договора об Антарктике определяет территориальные границы его действия применительно к району, расположенному южнее шестидесятой параллели южной широты. Следовательно, к указанному в Конвенции региону относятся все пространства - водные, островные, материковые, которые с севера ограничиваются этой условной линией - географической параллелью 60⁰ южной широты. В пределах данного района права любого государства осуществляются согласно положениям договора международного права относительно открытого моря, что особенно оговаривается.

Подобное важное положение придает еще больше сходства юридическому статусу Антарктики и статусу любой территории с международным режимом. В этой связи побережье антарктического материка вместе с островными образованиями не располагает собственными внутренними морскими водами, исключительной и прилежащей экономическими зонами, территориальным морем, что имело бы место в случае попадания Антарктиды под суверенитет либо юрисдикцию определённого государства.

Договор об Антарктике создал фундамент, на котором строится дальнейшее международно-правовое регулирование в данном регионе. Положения его были развиты и дополнены рядом прочих подобных многосторонних соглашений. В 1972 году появился один из первых таких документов - Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Число добываемых видов их было существенно ограничено с установкой допустимого уровня вылова, лимитированием добычи по возрасту, полу и размеру. В частности, были определены районы как открытые, так и закрытые для охоты, установлен регламент относительно применения различных орудий лова. Деятельность по добыче тюленей в Антарктике инспектируется, что входит в число важнейших составных частей данной системы охраны.

О сохранности экосистемы

В 1980 году приняли конвенцию, касающуюся сохранения живых морских ресурсов Антарктики. Данный документ стал первым из числа международно-правовых актов, основанных на экосистемном подходе. Суть его - в понимании необходимости защиты биоресурсов морей Антарктики комплексного характера. В качестве объекта регулирования Конвенции выступило множество видов живых организмов (речь шла о популяциях моллюсков, плавниковых рыб, птиц и т. п.)

Причём действие Конвенции распространялось не только на пространства южнее 60-й параллели, но и на более протяженную зону, в которой наблюдается смешивание природных факторов сугубо антарктического характера с теми, что характерны для более северных территорий.

Благодаря данной Конвенции произошло учреждение комиссии, занятой сохранением живых морских ресурсов антарктической зоны. В ее правомочиях - выполнение всех контрольных, организационных, научно-прикладных и информационных функций. Все меры, принятые в целях сохранения экосистемы региона, обязательны к соблюдению любым из государств, входящих в число членов комиссии, не позже чем через 180 дней с даты уведомления.

О природных ископаемых ресурсах Антарктики

Порядок и условия их разработки регламентированы в положениях Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов региона, принятой в 1988 году. Основные принципы ее являются продолжением и детализацией главного принципа антарктического договора - обеспечения безопасной экологии в регионе. Правовой режим разработки любого природного ресурса в первую очередь учитывает необходимость защиты окружающей среды и предотвращения ущерба правам и интересам остальных пользователей антарктического пространства.

Реализовать положения Конвенции предназначено специально утверждённым органам - Комиссии и Консультативному комитету, наделенными достаточным числом правомочий по контролю за деятельностью стран-эксплуатантов.

Вступление в законную силу Конвенции 1988 года было отменено в связи с отрицательным отношением большей части государств международного сообщества, подписавшихся под резолюцией о недостаточной оценке особой уязвимости экологической системы данного региона. В результате государства-члены Конвенции в 1991 году подписали протокол в Мадриде, касающийся процесса регулирования действий по освоению минеральных ресурсов антарктического региона и охране окружающей среды.

В числе наиболее важных положений Протокола следует упомянуть установленный статьей номер 7 запрет относительно любой деятельности, касающейся минеральных ресурсов, кроме научно-исследовательской. Сроком на 50 лет было заморожено проведение любого вида геологоразведочных и эксплуатационных работ. Антарктида фактически получила статус международного заповедника.

На картах Российской Федерации продолжают показывать границы полярных владений нашей страны, хотя юридически они уже почти десятилетие не существуют. Почему так получилось? Какова история юридического закрепления северных заполярных просторов за Россией? Мы постараемся ответить на эти вопросы, не раз ставившиеся нашими читателями.

К Северному Ледовитому океану выходят территории пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Каждое из них в одностороннем порядке провозгласило создание собственного сектора в северной полярной области нашей планеты. Во всех пяти арктических странах приняты свои критерии определения полярных областей. За границу Арктики принимается одна из трех линий:

Июльская изотерма 10 °С, ограничивающая территорию, где возможна летняя вегетация растений;

Северная граница распространения лесов;

Северный полярный круг.

Для того чтобы свести разговор о величине арктических секторов к одному основанию, мы примем за рубеж Арктики наиболее недвусмысленный и четкий географический объект - полярный круг. Тогда площадь Арктики будет составлять 21 млн км 2 . В этом случае в Арктику будут входить небольшие участки территорий Финляндии и Швеции, а также территориальных вод Исландии, всеми ими можно пренебречь.

Канада

В роли первопроходца в юридическом закреплении арктического сектора выступила в 1909 г. Канада. Правительство Канады, в то время еще доминиона Британской империи, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии между Канадой и Северным полюсом. В 1925 г. было принято дополнение к закону, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель без особого на то разрешения канадского правительства. Любопытно, что в 1922 г. премьер-министр Канады сделал заявление о принадлежности Канаде острова Врангеля. Правительство СССР опротестовало это заявление со ссылкой на ноту МИД России о принадлежности острова Врангеля Российской империи, направленную всем государствам в 1916 г. Сегодня Канада определяет свой арктический сектор как территорию, включающую все земли севернее 60° с.ш. между крайними восточной и западной точками на самых северных побережьях страны. Это северо-восточный мыс на острове Элсмир и точка выхода к морю Бофорта канадско-американской границы. Площадь полярных владений Канады, если брать за их границу Северный полярный круг, составляет 4,3 млн км 2 (21% площади Арктики).

США определяют свой арктический сектор как территории, расположенные к северу и западу от границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая акватории Северного Ледовитого океана, морей Бофорта, Берингова и Чукотского. Такое сильное смещение границы полярной зоны к югу происходит из-за того, что в Соединенных Штатах принято проводить границу Арктики по июльской изотерме 50 °F (10 °C). Площадь полярного сектора США к северу от полярного круга - 1,7 млн км 2 (8% площади Арктики). Согласно договору, заключенному между Российской империей и США в Вашингтоне в 1867 г., совместная граница стала проходить через точку в Беринговом проливе под 65°30" с.ш. - в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляться «по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане». В нарушение этого договора США в 1881 г. установили американский флаг на острове Врангеля. Но, как и в случае с аналогичными претензиями Канады, этот шаг не повлиял на российскую принадлежность острова.

Норвегия

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Но при подписании Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике в 1997 г. определила, что арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии, отсчитанных от Северного полярного круга, - 2,7 млн км 2 (13% площади Арктики), включая акваторию, окружающую Шпицберген.

С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца Виллема Баренца архипелаг был ничейной территорией, однако его активно посещали новгородцы, называвшие эту землю Грумантом. В 1920 г. 42 страны подписали в Париже договор, устанавливающий норвежский суверенитет над архипелагом, но поскольку на Шпицбергене вели добычу угля компании нескольких стран, архипелаг получил статус демилитаризованной зоны, его использование в военных целях запрещалось. Договор предусматривает свободу хозяйственной деятельности на архипелаге любых государств. Впоследствии Норвегия установила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую Советский Союз, а затем и Россия, не признает, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага - территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг. В настоящее время на Шпицбергене сосуществуют два сообщества: норвежское со столицей Лонгйир и российское с центром в Баренцбурге. Норвегия предпринимает все возможные меры для поэтапного вытеснения России с архипелага, стараясь, не нарушая положений Парижского договора, ограничить российское присутствие на Шпицбергене.

Несмотря на подписанное еще в 1957 г. соглашение между СССР и Норвегией о морской границе, до сих пор не решены проблемы разграничения экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море.

В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Норвегия выступила с претензиями на 155 тыс. км 2 советских морских пространств. Претендует Норвегия и на 10 тыс. км 2 акватории, образующейся при выпрямлении на север от шпицбергенского квадрата границы полярных владений России.

Дания

Королевство Дания включает в свой полярный сектор Гренландию и Фарерские острова. Площадь полярных владений в Заполярье составляет 3 млн км 2 (14% площади Арктики).

Российская Федерация

России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность арктического побережья России - около 22 600 км, при том что общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км. Первым документом, определяющим статус земель, расположенных в российской арктической зоне, явилась нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. В ней содержалось положение о включении в состав территории государства всех земель, составляющих продолжение на север территории империи.

Декретом СНК РСФСР «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» в 1921 г. закреплялось распространение суверенных прав РСФСР на 12-мильную полосу территориальных вод. Этим же декретом устанавливалась точная граница прибрежных морских вод на Баренцевом море и подтверждалось право РСФСР на исключительную эксплуатацию рыбных и звериных угодий на Белом море - к югу от прямой линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, в Чёшской губе, и в Северном Ледовитом океане на протяжении берега от государственной границы с Финляндией (тогда она имела выход к Северному Ледовитому океану) до северной оконечности Новой Земли, а в глубь на расстояние 12 морских миль от линии наибольшего отлива как по материковому побережью, так и по побережью островов.

Советский Союз в 1924 г. подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов арктического сектора. Постановлением СНК СССР в 1925 г. были объявлены территориальными водами Советского Союза проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии, а воды проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - исторически принадлежащими СССР.

Исчерпывающе вопрос о советской арктической зоне был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление ЦИК объявляло, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°4"35"" в.д., проходящим по восточной стороне Вайда-Губы (граница с Финляндией)*, и меридианом 168°49"30"" з.д., проходящим по середине Берингова пролива». Принадлежность СССР этих территорий официально не оспаривалась ни одной из арктических стран.

В 1979 г. Советский Союз в связи с ранее не точным определением координат линии, проходящей по середине Берингова пролива и разделяющей острова Ратманова и Крузенштерна, изменил восточные границы своих полярных владений. Указ Президиума Верховного Совета СССР предусматривал «внести уточнение в изображение на советских картах восточной границы полярных владений СССР в Северном Ледовитом океане», заменив цифровое значение меридиана 168°49"30" на 168°58"49,4". Общая площадь полярного сектора СССР к северу от полярного круга составляла 9,3 млн км 2 , или 44% площади Арктики.

* Интересно, что когда в 1944 г. Финляндия передала СССР нынешний Печенгский район Мурманской обл. и потеряла выход к Баренцеву морю, сухопутная граница нашей страны отодвинулась на 1° к западу, но граница полярных владений продолжает отходить от восточной стороны Вайда-Губы на полуострове Рыбачий.

Вопросы, связанные с выделением арктических секторов

Проблема юридического статуса Северного Ледовитого океана выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море, со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а посему может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Однако эта норма не нашла своего подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1997 г. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Если отказаться от секторального разделения Арктики, то на основе требований Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн км 2 своего арктического сектора. С точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами.

Япония и Германия, некоторые другие развитые страны, обладающие технологиями исследования и использования морского дна, заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов и подходов Конвенции 1982 г., в том числе прав на промышленное освоение природных ресурсов. Очевидно, что рано или поздно человечество будет вынуждено запустить свою руку под голые и безлюдные арктические пространства, превратив Северный Ледовитый океан в «ледовитый Персидский залив». Ведущие мировые державы уже готовятся к переделу арктических пространств. В последнее время заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах бывшего полярного сектора России. Так, только в 1998 г. в сектор российских полярных владений совершено не менее десяти морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. Немецкое научное судно «Поларштерн» провело объемные исследования в море Лаптевых, недалеко от границ 200-мильной экономической зоны России. США продолжили беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок, оснащенных новейшими системами для картографирования морского дна и донных отложений. Даже Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол “Снежный дракон”. В освоении месторождений в Баренцевом море намеревается принять участие и Индия. В связи с глобальным потеплением и таянием льдов Арктика, богатая нефтью и газом, вскоре может стать доступной кладовой энерго- и биоресурсов.

Канада, Дания, Норвегия не хотят терять привилегии приполярных территорий, которые сулят огромные дивиденды. Продолжением борьбы за полярные сектора стало обнаружение хребта Ломоносова - подводной гряды, пересекающей Северный Ледовитый океан от Канады до России через Северный полюс. По сути, это трансарктический мост протяженностью 1800 км и шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот хребет является продолжением ее континентального шельфа (такая заявка уже подана в Комиссию ООН в 2001 г.), то это закрепит за нашей страной почти половину поверхности океана, включая Северный полюс. Той же проблемой озабочены Канада и Дания. Канада доказывает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка. А министерство науки Дании выделило 38 млн долл. на картографирование, чтобы убедить всех, что хребет - подводное продолжение принадлежащей ей Гренландии.

Борьба за арктические ресурсы, в которой участвуют развитые страны и растущие азиатские экономики, обостряется. При этом самые крупные и перспективные месторождения углеводородов находятся в российском секторе. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, на российском шельфе, площадь которого составляет 6,2 млн км 2 , или 21% всего шельфа Мирового океана, интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн км 2 . По данным Минприроды РФ, там сосредоточены запасы 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м 3 газа. Это примерно 20-25% общего количества мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на арктическом шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей мере в 10 из них перспективность недр уже доказана.

Все эти страсти кипят на фоне постепенного таяния льдов, которое наблюдается в Арктике с 1978 г. В последние годы его темпы заметно возросли. Морские льды, дрейфующие по поверхности Северного Ледовитого океана, в момент сезонного минимума в сентябре в норме покрывали около 7 млн км 2 - размеры целой Австралии, однако сейчас эта площадь стала на 16% меньше. Компьютерные модели позволяют ученым сделать вывод о том, что к лету 2070 г. в Арктике растает весь лед. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, этот прогноз может оказаться излишне оптимистичным. Исследования показывают, что через несколько десятилетий из-за таяния льдов станут доступными обширные районы рыбного промысла, которых человечество пока почти не касалось. Потепление климата может оживить рыболовство в Арктике, особенно в Баренцевом море и в районе морей Бофорта и Чукотского, где в прошлом коммерческая деятельность была минимальной.

Помимо возможности освоения богатейших месторождений, таяние льдов сулит еще один сюрприз - транспортный. Возможна реанимация Северного морского пути, практически не функционирующего после распада СССР. Но еще более лакомой добычей станет контроль над открывающимся новым транспортным коридором, который, возможно, будет самым привлекательным в мире. Это пока еще покрытый льдами проход между Канадой и Гренландией. Пройдя по нему и обогнув Канаду с севера, корабли через Берингов пролив смогут попасть из северной Атлантики в Восточную Азию гораздо быстрее, чем через Панамский канал.

Составлено по материалам: И.Н. Барциц. О правовом статусе российского арктического сектора // Право и политика, 2000, № 12; Холодная война // Хроника, 2006, № 7 (24 марта 2006).

Согласно преобладающим взглядам в международно-правовой доктрине Арктика - это часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66°33 "северной широты).

Отдельные районы Арктики издревле использовались для рыбных и зверобойных промыслов; в целом же этот район привлекал внимание прежде всего исследователей.

Особый вклад в изучение Арктики, освоение транспортировки грузов через ее ледовые поля внесли отечественные мореплаватели, землепроходцы, ученые. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные, коммерческие интересы к ней. Арктика все чаще называется главным природоресурсным резервом арктических государств, сохраняемым для будущих поколений их граждан. Известно значение Арктики для реализации оборонных интересов арктических государств.

С общей тенденцией к «экологизации» международного правосознания все больше оценивается биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия. Низкие температуры, полярные ночи, скованность паковыми ледяными полями большей части водных пространств - эти естественные особенности учтены в правовых нормах об Арктике. Как сказано в Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 г., «окружающая среда Арктики состоит из экосистем с уникальными особенностями и ресурсами, которые весьма медленно поддаются восстановлению после воздействия на них человека, и поэтому нуждается в особых защитных мерах». О необходимости «обеспечить защиту и сохранение хрупкой окружающей среды в Северном Ледовитом океане» говорится в Илулис- сатской декларации 2008 г. министров иностранных дел пяти арктических государств (Дании, Канады, Норвегии, России, США).

Имеются разные определения терминов «Арктика», «Север», «Северный Ледовитый океан», используемых в документах. Например, Канада определила свою арктическую область как территорию, включающую прежде всего все земли севернее параллели 60 граду сов северной широты, а также прибрежные районы заливов Гудзонова и Джеймса. К арктической области Дании отнесены острова Гренландия и Фарерские. В США к арктическим отнесены прежде всего территории к северу от полярного круга и, кроме того, все иные районы Северного Ледовитого океана, а также Берингово море и Алеутские острова (в Тихом океане). Исландия относит к Арктике всю свою территорию. Законы Норвегии не выделяют понятия «арктическая территория». В тексте Соглашения между правительствами России и Канады от 19 июня 1992 г. разделены термины «Арктика» и «Север»: в нем говорится «о сотрудничестве в Арктике и на Севере», однако не определен ни первый, ни второй термины.

Некоторые ученые - представители естественных наук-не считают спаянную льдами арктическую часть планеты (Северный Ледовитый океан) частью Мирового океана. Один из зарубежных юрис- тов-международников отметил, что арктическим морям не присущ режим открытого моря, а плавание с помощью ледоколов является морской навигацией «в общепринятом смысле не больше, чем плавание по каналу или канаве, проложенным плавучей драгой».

В ряде международных документов признана «особая роль и ответственность арктических стран в вопросах защиты, сохранения и восстановления арктической среды, сохранения арктической флоры и фауны» (Инувикская декларация 1996 г.).

Термин «арктические государства» обозначает разные группы государств:

а) группу из пяти государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону.

Побережья России, Канады, США, Норвегии и Дании (из-за

о. Гренландия) выходят к Северному Ледовитому океану, эти государства имеют здесь соответственно районы своих внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

б) группу из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. К арктическим государствам в этом случае, кроме названных пяти, относят еще и Финляндию, Исландию и Швецию (тексты Декларации о защите арктической среды 1991 г., где сформулиро вана Стратегия защиты окружающей среды Арктики). Как сказано в Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г., перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике, Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г., Икалуитскую декларацию министров государств - членов Арктического Совета 1998 г. и др.

В юридическом плане заслуги России и Канады в Арктике состоят прежде всего в открытии и освоении многих арктических пространств, а право первооткрытия было сообразно международному праву того периода начальным титулом для распространения на них властных полномочий государства.

История освоения"Россией полярных областей насчитывает более восьмисот лет. Уже в середине XII в. новгородские люди шли далеко на север к берегам Студеного моря, осваивали новооткрываемые земли экономически и культурно. В XVI в. Россия вела торговлю с европейскими странами через северные моря, для чего имелось несколько пристаней и таможен на берегах и в устьях рек. В конце XVI - начале XVII в. русские землепроходцы осваивают реки: Обь, Енисей, Лену, в 1649 г. отряд Ф. Попова и С. Дежнева достигает самой восточной точки континента - нынешнего мыса Дежнева - и выходит в Тихий океан, впервые в истории сумев обогнуть Азию с Востока. В XVIII в. Академия наук начинает научное изучение и картографирование побережья северных морей, большую роль в котором сыграла Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг. Значительные океанографические исследования морей Ледовитого океана были проведены и в XIX в. - они связаны с именами Ф. П. Врангеля, П. К. Пахтусова, О. Е. Коцебу, П. П. Крузенштерна,

Н. Я. Данилевского, Ф. П. Литке и др. Новая волна усиленного изучения северных морей началась в конце XIX в., когда в России впервые в мире для этой цели были применены ледоколы. В начале XX в. I в области северных морей у побережья России побывали экспедиции Б. А. Вилькицкого, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, В. А. Русанова и др.

С XVI в. Россия поднимает на государственный уровень свои правопритязания на северные земли и моря. Царь Иван Грозный отвечал Англии отказом на ее ходатайства о предоставлении исключитель ного права на торговлю в устьях северных рек, подчеркивая, что «те места в нашей земле... с три тысячи верст»

Еще по теме 8.1. Понятия «Арктика» и «арктические государства»:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права
  3. § 1. Определение и особенности правового режима Арктики
  4. § 4. Возможные концепции защиты интересов России в Арктике

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -