Социально экономическая и валютная политика ес. Экономическая, валютная и социальная политика европейского сообщества

Особый интерес в настоящее время представляет анализ осуществления денежно-кредитной и валютной политики группой государств. Примером наиболее тесного взаимодействия государств, причем не только в денежной и валютной сферах, является Европейский Союз. В его рамках государства не только координируют политику между собой, но и должны тесно взаимодействовать в сфере реализации денежного суверенитета с третьими странами. Причем в европейских интеграционных процессах проблема координации политик государств Европы в денежно-­кредитной и валютной сфере всегда ставилась во главе. В основе интеграции государств Европы в указанной сфере на современном этапе лежит Европейский валютный союз.

Интеграция в сфере осуществления денежно-кредитной и валютной политики имеет свои исторические особенности, а также различные направления, обусловленные природой и содержанием общественных соотношений, не только составляющих эту политику, но и являющихся объектом ее воздействия. То есть европейская интеграция может рассматриваться как интеграция расчетно-платежных систем, банковская интеграция, финансовая интеграция и, естественно, валютная интеграция. Каждое из этих направлений имеет свою историю и современные проявления. И, несомненно, венцом европейской интеграции в указанных направлениях стал Экономический и валютный союз, который и определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Одним из основных элементов Экономического и валютного союза наряду с экономическим союзом является европейский валютный союз (ешореап monetary union). Начало своего воплощения идея европейского валютного союза берет с осознания необходимости обеспечения совместимости экономических политик государств-участниц Европейских Сообществ.

Проведение объединения происходило поэтапно. Странами-участницами ставились конкретные цели и задачи по их достижению. Подписание торговых договоров явилось предпосылкой к созданию Европейского союза и введению региональной валютной системы, успешно функционирующей вот уже много лет.

Этапы формирования Европейского валютного союза

Идее интеграции стран Европы уже не один век, однако, воплощение этой идеи в жизнь приходится только на середину XX в. Считается, что начало экономической интеграции Европы было заложено 9 мая 1950 года Декларацией Шумана — предложением объединить металлургическую, железорудную и угледобывающую промышленность Франции и Западной Германии. Уже в этом документе фактически предлагались принципы поэтапного движения к единой Европе, которые выразились в виде следующей схемы: «от таможенного союза и общего рынка товаров — к единому внутреннему рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц — затем к экономическому и валютному союзу и, наконец, к политическому союзу». Параллельно с интеграцией указанных выше стран Европы в экономической сфере, другие европейские государства тоже пошли по пути создания международной организации с более узкими задачами, нацеленными, прежде всего, на обеспечение свободной торговли.

Валютная интеграция стран Европы, как неотъемлемый элемент экономической интеграции - это последовательный процесс координации валютной политики, включающий в себя формирование наднационального механизма валютного регулирования, а также создание межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций. Ее необходимость была обусловлена целым рядом причин, а именно:

  • потребностью в валютной стабилизации для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы;
  • стремлением создать собственную региональную зону валютной стабильности для решения региональных интеграционных задач;
  • стремлением сделать Западную Европу мировым центром с единой валютой, ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции состоял из совокупности валютно-­кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции стали:

  • режим совместно плавающих курсов;
  • валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
  • создание коллективной валюты как международного платежно­-резервного средства;
  • совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
  • международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

Для достижения поставленных целей и решения задач по формированию механизма единого экономического пространства было заключено множество необходимых соглашений и организовано поэтапное развитие европейских международных экономических отношений. На сегодняшний день формирование единой валютной системы стран Евросоюза стало закономерным результатом развития экономической интеграции европейских государств.

Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западно-европейской интеграции предшествовали:

  • соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии;
  • соглашение 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Европейский платежный союз (ЕПС) - многосторонний клиринг 1950­1958 гг., введение конвертируемости валют в 1958-1961 гг.
  • С 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией и странами Бенилюкса было создано Европейское экономическое сообщество.

Следует выделить, что процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза, в частности, путем создания европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕЭС. Принципы валютной интеграции были заложены в основу франко-германского проекта 1978 г. Ее главные задачи: достижение экономической интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, защита стран Общего рынка от экспансии доллара.

Европейская валютная система создавалась как подсистема Ямайской мировой валютной системы с отличными от нее особенностями, к которым на начальном этапе ее существования относились следующие:

  1. Европейская валютная система базировалась на ЭКЮ — европейской валютной единице, условная стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран, входивших в Европейский союз на этом этапе. Доля валют в корзине ЭКЮ определялась в зависимости от доли стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС в их взаимном товарообороте.
  2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а Европейская валютная система использовала его в качестве реального резервного актива, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом из специально созданного совместного золотого фонда, аккумулировавшего 20% официальных золотых резервов стран Европейской валютной системы и Европейского фонда валютного сотрудничества.
  3. Режим валютных курсов был основан на совместном «плавании» валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.
  4. Европейская валютная система предусматривала осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Следующим шагом валютной интеграции стран Европейского союза явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г., предусматривавший создание валютного союза - новой ступени европейской интеграции. В апреле 1989 г. разработана программа создания валютного и экономического союза под названием «План Делора» (или «Доклад Делора»), который рассматривал европейскую экономическую валютную систему как совокупность трех элементов: создание внутреннего рынка; создание эффективных инструментов координации экономических политик (экономический союз) и фиксирование обменных курсов с последующим учреждением единой валюты. В соответствии с документом предусматривалось:

  • создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной и налоговой политики в целях сдерживания и стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
  • проведение единой валютной политики и введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.

На основе «Доклада Делора» к декабрю 1991 г. был выработано соглашение о Европейском союзе, а 7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды) был подписан Договор о Европейском Союзе (далее также — Маастрихтский договор). В сентябре 1993 г. «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, а их «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. А с ноября 1993 г. подписанное и ратифицированное всеми странами-участницами Европейских сообществ соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза вступило в силу. На момент подписания этого Договора к шести государствам-основателям Европейских Сообществ присоединились Великобритания (с 1973 года), Дания (с 1973 года), Ирландия (с 1973 года), Греция (с 1981 года), Испания (с 1986 года), Португалия (с 1986 года). То есть Договор о Европейском Союзе подписали и ратифицировали 12 государств Европы. Уже позднее в 1995 году, к Европейскому Союзу присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Вместе с тем учреждение Европейского Союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ, хотя органы (институты) Европейских Сообществ были преобразованы в институты Европейского Союза.

В соответствии с «Планом Делора» предполагалось пройти три стадии на пути к «полному» экономическому валютному союзу и созданию единой валютной системы. Для этого предусматривалось проведение следующих мероприятий:

  1. Первый этап начался 1 июля 1990 года и представлял собой подготовительную стадию, целью которой была интенсификация координации экономических политик, а также усиление взаимодействия между центральными банками в целях обеспечения стабильности цен. Были расширены полномочия Комитета управляющих центральными банками в сфере координации денежно-­кредитных и валютных политик путем обмена информацией и проведения консультаций до принятия решений в соответствующей сфере.
  2. Второй этап начался только после заключения и ратификации Маастрихтского договора, с 1 января 1994 года. Во второй этап перешли все 12 государств — членов Европейских сообществ, поскольку, несмотря на установление определенных требований к национальному законодательству, а также в связи с выполнением критериев конвергенции (сближения), не было установлено последствий невыполнения этих условий. В 1995 году к ним присоединились Австрия, Финляндия, Швеция. На этой стадии был создан Европейский валютный институт, который был временным органом, призванным подготовить переход к последнему этапу построения экономической валютной системы в сфере компетенции центральных банков и передать свои полномочия Европейскому центральному банку. Управлял этим органом Совет, состоящий из Глав (Управляющих) центральными банками государств-членов и возглавляемый независимым Председателем.
  3. Третий этап начался 1 января 1999 года и ознаменовался учреждением Европейского центрального банка (далее также — ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (далее также — ЕСЦБ). Одновременно с созданием ЕЦБ и ЕСЦБ в начале третьего этапа был учрежден Экономический и финансовый комитет (далее также — ЭФК), который заменил Валютный комитет, созданный еще в 1958 году. ЭФК, также как и ЕЦБ, обладает определенными полномочиями в сфере осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Третий этап ЭВС связан не только с институциональными преобразованиями, но и, прежде всего, с поэтапным введением евро как законного платежного средства на территории государств-членов, перешедших на этот этап. Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к Европейской валютной системе. Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные договоренности между банками, клиринговыми организациями и правительством.

С принятием Маастрихтского договора страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Специфика денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза заключается, с одной стороны, в функционировании европейского валютного союза, а с другой, в тесном сотрудничестве Европейского Союза как самостоятельного носителя основы денежного суверенитета с государствами-членами, не входящими в зону евро.

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран- членов ЕС, придав последнему статус «супердержавы».

Сегодня Европейская экономическая валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты - евро, с децентрализованной эмиссией ценных бумаг на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран - членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики. Появление евро стало одним из важнейших событий во всемирной экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на валюту ЕС преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕВС становится превращение территории Евросоюза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Механизм функционирования Европейского валютного союза

Европейская экономическая валютная система — это региональная валютная система, принятая рядом стран, входящих в Евросоюз. Цель Европейской валютной системы состоит в формировании валютных отношении и валютного обмена, облегчении экономических отношений между странами, стимулировании интеграции их экономик, способствованию стабилизации валют.

Еврозона валютный союз, объединяющий 18 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Цели создания Европейского валютного союза:

  • создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. Е1о замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.
  • облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд, долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

Цели создания Европейского валютного союза // Narod.ru URL: http://bril2002.narod.ru/euro2.html (дата обращения: 10.03.2014).

  • создание зоны экономической стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и, тем самым, для обеспечения надежных рабочих мест.
  • согласование экономических политик.
  • создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики
  • усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Для достижения вышеозначенных целей странами-участницами были поэтапно осуществлены все требуемые мероприятия, и самое важное среди них — создание региональной международной валюты. В момент введения евро 1 января 1999г. никто не решался предсказать, что всего через несколько лет она утвердится в качестве второй по значению мировой валюты, а даже будет претендовать на место альтернативы американскому доллару. Более того — появление евро приветствовалось далеко не всеми.

За 15 лет своего существования евро добился впечатляющих успехов: оттеснив японскую йену, швейцарский франк и британский фунт, 2денежное изобретение» европейцев обрело статус второй мировой валюты, все более успешно конкурируя с долларом. В 1999 г. евро был введен в безналичный оборот, а с 2002г. — в наличный оборот стран-членов Еврозоны.

Сегодня членами Экономического и валютного союза являются 18 стран Евросоюза из 27. Евро был предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

До сих пор на вопрос, к каким результатам — позитивным или негативным — привело введение евро, можно услышать разные ответы. Потребители ответят, что евро очень удобен для туризма, так как упрощает платежи на территории Европы. Но при этом подчеркнут, что введение евро повлекло за собой заметный рост цен. Большинство политиков и экономистов заверят, что несмотря на первоначальные проблемы, появление евро — безусловное благо. А вот мнения предпринимателей не отличаются особым единодушием. Для компаний, работающих преимущественно на европейских рынках, евро, несомненно, выгоден. Он служит унификации торговли и рыночных цен на континентальном уровне. Даже с точки зрения предпринимательской стратегии еврозона до сих пор является более стабильной по сравнению с другими конкурирующими регионами мира. Зато компании-экспортеры бьют тревогу: удорожание евро приводит к сокращению объема экспорта европейских производителей и снижает их конкурентоспособность

Однозначно можно выделить следующие преимущества, которые обеспечивает европейским странам переход на единую валюту:

  • ликвидация рисков обменных курсов национальных валют и экономия на издержках осуществления валютно-обменных операций;
  • стабилизация цен, снижение темпов инфляции и инфляционных ожиданий;
  • ускорение процессов финансовой интеграции в рамках ЕС; многие сегменты финансового рынка характеризуются достаточной глубиной и ликвидностью, а это способствует лучшему распределению ресурсов и рисков;
  • укрепление доверия к монетарной политике стран зоны евро, уменьшение волатильности валютных курсов и увеличение объема трансграничных финансовых сделок;
  • возрастание роли Европы в международной валютной системе.

Международный статус валюты во многом определяется экономическим, демографическим и финансовым потенциалом страны или зоны, выпускающей ее. В этом плане параметры, которыми обладает Европейский союз, воздействуют на позиции евро как позитивным, так и негативным образом.

Стоит отметить, что снижение доли доллара США в мировых накоплениях номинированных в иностранных валютах, по сравнению с наибольшим показателем к 2011 г., составило 14.2%, а снижение доли евро — 10.4%. Можно заметить, что доля евро неуклонно увеличивалась до 2009 г., то есть фактически до начала мирового финансово-экономического кризиса, продолжающегося и сегодня.Но необходимо понимать, что доллар, до появления евро, уже занимал прочные позиции в системе международных коммерческих операций и мировых золото — валютных накоплений.

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
USD 70,9 70,5 70,7 66,5 65,8 65,9 66,4 65,7 64Д 64Д 62,1 61,8 62 Д
% % °/о % % % % % % % % % %
EUR 17,9 18,8 19,8 24Д 25Д 24,9 24Д 25Д 26Д 26,4 27,6 26,0 25,0
% % % % °/о % % % % % % % %
GBP 2,8 2,7 зд 3,6 4,7 4,0 4,3 3,9 3,9
% % % % % % % % % % % % %
YEN 6,4 бД 4,5 3,9 3,7 зд 2,9 зд 2S 3,7 3,7
% % % % % % % % % % % % %
СНГ од ОД 0,3 0,4 од ОД 0,1 од од ОД од ОД од
% % % % % % % % % % % % %
Про- 1,6 1,4 1,4 1,9 1,9 1,5 1,8 зд 4,4 5,1
чне % % % % % % % % % % % % %

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны - члены зоны евро несут коллективную ответственность. Для того чтобы вступить в Европейский валютный союз, страны должны соответствовать утвержденным Маастрихтским договором критериям:

  • темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
  • процентные ставки по долгосрочным займам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
  • дефицит государственного бюджета не должен быть более 3% ВВП;
  • государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
  • в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской экономической валютной системой;
  • До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов.

В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили Маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония - 1 января 2011 года, Латвия - 1 января 2014 года.

Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум.

Определённые страны за пределами ЕС приняли евро в качестве своей валюты по договоренности. Для формального принятия в еврозону, включая право на чеканку собственных монет, должно быть заключено денежное соглашение. Такое соглашение было заключено с Ватиканом, Монако, Сан-Марино и Андоррой.

После вступления Италии и Франции в Евросоюз и ввод евро в наличное обращение, этими странами были заключены соглашения с Евросоюзом, позволяющие им использовать и чеканить ограниченное количество монет евро (со своими национальными символами на национальной стороне), которые действительны по всей еврозоне.

Черногория и Косово, использующие евро с момента его выхода, ранее использовали немецкие марки, получая таким образом помощь Запада, пользуясь заимствованной маркой. Они переключились на евро, когда марка была заменена, но не имели соглашения с Европейским центральным банком, предпочитая зависимость страны только от уже имеющих хождение евро.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, начавший деятельность в 1999 г, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. В соответствии с тем же дополненным Маастрихтским договором статус ЕЦБ определяется как автономный институт (имеющий политическую независимость), поддерживающий экономическую политику Союза и способствующий достижению ее целей. Роль Европейского союза центральный банков - оказывать содействие в осуществлении мер, относящихся к сфере контроля и обеспечения стабильности финансовой системы.

Европейский Центральный банк стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая объединяет 15 центральных банков стран Европейского союза. ЕСЦБ управляют три органа - Совет управляющих, Правление ЕСЦБ и Общий совет. Уставный капитал ЕЦБ 5 млрд. евро. Доля центральных банков в капитале ЕЦБ рассчитана исходя из доли каждой из стран в ВВП и численности населения Европейского союза. Базовыми инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

  1. таргетирование основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;
  2. определение диапазонов колебания основных процентных ставок;
  3. установление минимальных резервных требований для коммерческих банков;
  4. определение совокупности краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро (кредитные и депозитные механизмы);
  5. проведение операций на открытом рынке (кредитные аукционы);

Учётная ставка для еврозоны, устанавливается Центробанком ЕС с 1999 года в процентах годовых. До июня 2000 года, основной показатель операций рефинансирования был фиксированным. Потом это значение было заменено плавающим в зависимости от результатов торгов. 6 февраля 20114 года европейский Центральный банк установил учетную ставку в размере 0,25% (самый низкий в истории уровень). Ставка является показателем минимального уровня процента, начиная с которого участники торгов и банковской системы выставляют свои заявки и проценты.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 году предложили создание банковского союза. Цели банковского союза — снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков. Первым этапом формирования банковского союза стало решение об учреждении единого надзорного механизма на базе ЕЦБ, под контроль которого перейдут от 150 до 200 крупнейших банков еврозоны.

Современная валютная политика Европейского валютного союза.

Основная задача финансовой политики Европейского союза состоит в распределении налогов внутри еврозоны при проведении экономической политики, составленной для каждой страны-члена, но с учётом специфики для 15 действительных членов еврозоны. Эти руководства не связывают и не сужают проводимую политику, направляющую страны-члены, так как принимаются во внимание связанные структуры их экономик.

Для взаимной гарантии и стабильности валюты члены еврозоны соблюдают Договор о стабильности и развитии, который устанавливает согласованные ограничения на дефициты и государственный долг с соответствующими санкциями за нарушение. Первоначально договором устанавливалось ограничение всем странам-членам еврозоны в 3 % от ВВП для годового дефицита; предусматривались штрафы для любой страны, превысившей это значение. В 2005 г. Португалия, Германия и Франция превысили это значение, но Совет министров не проголосовал за штрафы этих стран. При пересмотре эта договорённость была изменена для большей гибкости и гарантий того, что критерий дефицита взят из расчёта состояний экономик стран-членов еврозоны и с учётом дополнительных факторов.

Благодаря успешному функционирования Европейского Центрального банка в сфере обеспечения стабильности цен и сдерживания инфляции, Европейский валютный союз достиг в целом хороших результатов. Не смотря на это, можно сказать, что экономика Еврозоны с момента своего создания сопровождалась замедленным экономическим ростом. ЕЦБ придерживается политики невмешательства в реальный сектор экономики, оправдывая низкий экономический рост нежеланием государств-членов проводить структурные реформы, которые могли облегчить адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Также держится курс на уклонение от чрезмерно ограничительной валютной политики, поддержки в преодолении финансового и долгового кризиса и придании нового импульса экономическому росту, что приводит к занижению учетной ставки ЕЦБ, неограниченным закупкам государственных облигаций и других активов. Сокращение затрат государственного и частного финансирования, растущий объем кредитования способны усилить экономическую деятельность и обеспечить защиту от риска дефляции. ЕЦБ проводит поддержку мер и инициатив по спасению единой валюты, проводимых странами-участницами европейского валютного союза, посредством формирования резервных фондов, принятия решений относительно процентных ставок, кредитов банковского сектора и приобретения государственных облигаций. Кроме того, для поддержания конвертируемости валюты, ЕЦБ выступал в качестве гаранта непогашенного государственного долга, ориентируясь на свои «неограниченные ресурсы».

Поддержание стабильного курса евро в ближайшей перспективе — одна из основных задач ЕС. Объективно укреплению европейской денежной единицы препятствует целый ряд факторов: серьезное падение темпов роста в Германии, невхождение в зону евро Великобритании, усиление в странах ЭВС инфляции, расширение Евросоюза за счет экономических аутсайдеров из Центральной и Восточной Европы, недостаточная развитость финансовых инструментов, выраженных в евро, и многое другое.

Если Соединенное Королевство решит присоединиться к зоне евро и произойдет консолидация европейской фондовой биржи, это может дополнительно повысить ликвидность европейских рынков капитала в ущерб рынкам капитала США. Эффективным будет вхождение для экономики Великобритании в зону евро или нет, можно предположить, что этого не произойдет в силу ряда причин, носящих больше неэкономический характер.

К ним можно отнести менталитет англичан и их консервативность, а также то, что их национальная валюта является одной из древнейших. На будущую роль евро могут оказать влияние еще два обстоятельства. Первое — это то, насколько скорректируются глобальные диспропорции посредством изменения обменного курса доллара и глобального распределения активов. Исследователи сходятся во мнении о том, что корректировка глобальных диспропорций потребует пересмотра баланса глобальных сбережений, инвестиций и потреблений, для достижения которых существует несколько способов. Вопрос заключается в том, насколько сильной и быстрой будет эта корректировка. Важное значение имеют предпочтения в отношении глобального распределения активов. Сценарий постепенной корректировки отчасти зависит от желания иностранцев продолжать приобретать активы d-UA- Вторым обстоятельством является дальнейший быстрый экономический рост Китая, Индии и накопление резервов в иностранной валюте странами Азии. Подъем экономики этих двух стран приведет к уменьшению относительной глобальной важности влияния зоны евро и смещению акцента в торговых операциях и операциях с капиталом на валюты Китая и Индии.

Для того чтобы евро стал действительно глобальной валютой, он должен будет расширить границы своего применения в международных операциях, выйдя за пределы непосредственно прилегающего к зоне евро региона. В долгосрочной перспективе способность евро справиться с этой задачей будет во многом зависеть от того, насколько будут преодолены структурные и другие препятствия экономическому росту и развитию финансовых рынков в Европе. Важную роль также сыграет способность Европы выступать единым фронтом на международной арене, в том числе по международным финансовым вопросам.

Заключение

Сегодня нельзя сказать однозначно, как будет развиваться рынок евро, но несомненно, что введение новой валюты существенно повлияло на экономику стран-участниц, банковский сектор и на экономический рост. Нет сомнений, что евро позитивно отразился на благосостоянии всех наций, входящих в ЭВС.

В глобальном плане введение евро ускорило процесс движения мировой валютной системы, основанной на фактически главенствующей роли доллара США, к «биполярному» валютному устройству. Заменив собой находящиеся в обращении европейские валютные единицы, евро сможет в будущем стать одной из ключевых мировых валют. Очевидно, что «внешние» аспекты введения евро будут зависеть от экономической политики не только ЕС, но и стран, не являющихся членами Союза, но имеющих с ним тесные экономические и торговые связи

Таким образом, можно уверенно сказать, что валютный союз является далеко идущим, трудным и рискованным проектом. Его реализация связана со сложностями, огромными затратами сил и финансовых средств. И это при том, что заранее определить его эффективность невозможно. Баланс прибылей и убытков может сложиться по-разному для различных стран, слоев населения и отраслей. Нельзя не отметить, что нет и абсолютной уверенности в том, что евро выдержит проверку временем. В случае неудачи европейская интеграция понесла бы тяжелейшие потери - со всеми вытекающими последствиями для политического статуса Евросоюза, его экономики и отношений с соседями и партнерами.

Юджин Этерис, доктор права, Дания

Наш журнал уже дважды публиковал комментарии к новому проекту Конституции Евросоюза (см. № 10-11). Сейчас мы предлагаем краткий анализ самых важных вопросов, касающихся другого аспекта будущего ЕС – его экономического развития.

Излишне говорить, что экономическое развитие в пределах нынешней спроектированной структуры ЕС очень напоминает разделение полномочий в государствах федерального типа, хотя понятие «федерализм» никогда не упоминалось в Договоре, устанавливающем проект Конституция для Европы.

После того как на межправительственной конференции ЕС в Брюсселе в середине декабря 2003 года проект Договора был отвергнут, ведущие официальные лица в ЕС выразили сильное желание возобновить переговоры относительно Конституции Союза. Ирландия, к которой после ротации перешло президентство ЕС на первую половину 2004 года, назвала это «срочным вопросом, которым необходимо заняться» и настолько быстро, насколько это возможно.

Среди большинства обсуждаемых в Брюсселе вокруг проекта Конституции горячих вопросов – институции ЕС, представительство новых государств-членов и т. д. – были и вопросы, касающиеся экономического развития Союза и государств-членов. Сейчас, когда экономика ряда государств-членов идет на спад, особенно важно упомянуть, что в проекте Договора большое внимание, фактически две трети всего текста, уделяется политике и функционированию Союза (часть III).

Экономика как приоритет Союза

Экономические вопросы ЕС вращаются вокруг двух главных пунктов. Во-первых, это «общие» сферы экономического развития Европейского Союза. Эти сферы разделены на три главные «экономические компетенции»: исключительная компетенция ЕС, раздельные компетенции, а также поддержка, координация и дополнительная деятельность. Во-вторых, это экономическое развитие государств-членов ЕС: более эффективная, продуктивная и конкурентоспособная экономика на европейском и мировом рынках.

Эти два пункта экономического развития ЕС, конечно, близки и взаимосвязаны, например, чем лучше экономика государств-членов, тем лучше будет экономическая стабильность всего Союза. С другой стороны, рост ВВП государств-членов непосредственно влияет на распределение бюджета Союза (формирующегося, частично, как процентная доля национальных бюджетов).

Вообще, основные принципы экономической политики ЕС состоят из нескольких секторных сфер развития, главным образом в соответствии с отдельными национальными экономическими политиками, хотя и находящимися под сильным влиянием компетенции Союза. Нужно помнить, что Союз обладает различными компетенциями по поддержке и координации и экономической политики, и политики занятости государств-членов. Этот экономический принцип был специально включен в проект Конституции ЕС (статья I-11, часть 3).

Часть III проекта Конституции называется «Политика и функционирование Союза». Политика разделена (1) на внутреннюю политику и деятельность: ст. III-14 – III-68; и (2) на внешнюю деятельность Союза: ст. III-193 – III-231. Мы хотели бы коснуться только внутренней политики и деятельности. Важно понимать, что, прежде всего, разработчики новых условий Договора сконцентрировались на внутреннем рынке, экономической и валютной политике и тех сферах экономического развития, которые рассмотрены ниже.

В главе «Внутренний рынок» рассмотрены следующие вопросы: свободное движение людей и услуг, свободное движение товаров, капитала и платежей, правила конкуренции, финансовые условия и приближение законодательства.

Разделение компетенций

До сих пор разделение экономических компетенций в проекте Конституции классифицировалось в пределах следующих трех главных секторов:

1. Исключительная компетенция основана на уже установленных общих правилах, необходимых для оптимального функционирования внутреннего/общего рынка, с четырьмя главными свободами (товары, люди, услуги и капитал). В то же самое время существуют четыре области исключительной экономической компетенции Союза: валютная политика и ЕВС (Европейская валютная система) для стран, которые приняли евро, общая коммерческая политика, сфера экономики внутри таможенного союза, общая политика в рыболовстве (что касается сохранения морских биологических ресурсов). В этих областях компетенция государств-членов сильно зависит от законодательства ЕС.

2. Раздельная компетенция, главным образом, распространяется в шести-семи секторах экономической деятельности: сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, энергия, окружающая среда, защита потребителя, социальная защита рабочих. Специфика раздельной компетенции упоминается относительно экономической, социальной и территориальной связи, а также в области научного исследования, технологического развития и исследования космоса. В этих областях государства-члены полагаются на законодательство ЕС как на руководящие принципы при принятии национального решения.

3. Поддержка, действия по координации/дополнению. Эти компетенции охватывают следующие сферы экономики: развитие индустриальной политики, защита и укрепление здоровья человека, образование, профессиональное обучение и спорт, культура, гражданская защита. Надо отметить, что действия Союза в этих областях могут не повлечь за собой гармонизацию законов и инструкций государств-членов, в отличие от двух предыдущих сфер компетенции.

Стоит упомянуть, что до четкого разделения экономических компетенций, установленного в проекте Конституции ЕС, исследовался ряд других «принципов разделения», например, вертикальное и горизонтальное разделение и т. д.

В то же самое время важно отметить, что экономическое сотрудничество подчинено определенным принципам. Более того, в то же самое время установлены границы экономической компетенции Союза, регулируемые принципами передачи компетенции, субсидиарности и пропорциональности. Таким образом, согласно принципу субсидиарности, в областях, не входящих в исключительную компетенцию ЕС, Союз должен действовать, только если цели намеченного действия не могут быть достигнуты государствами-членами (или на центральном, или региональном уровне), но из-за масштаба или эффективности предложенного действия, могут быть достигнуты на уровне Союза.

Согласно принципу пропорциональности, содержание и форма деятельности Союза не должны превышать границ, необходимых для достижения целей координации и сотрудничества.

Экономическое развитие в предыдущих Договорах ЕС и проекте Конституции

Самое первое соглашение Сообщества 1952 года, регулирующее использование, продажу и производство угля и стали, очевидно, было первой попыткой объединения двух предметов потребления в общее экономическое пространство. Попытка была настолько успешной, что за ней последовало другое намного более широкое экономическое соглашение 1958 года, нацеленное на дальнейшие усилия по объединению среди европейских государств-членов. Последующие соглашения добавили новые экономические сферы интеграции и увеличили «общие» экономические сферы сотрудничества. Были такие соглашения, как Единый европейский закон (1987 год), Маастрихтское и Амстердамское соглашения 1993-го и 1999 года, Nice Treaty 2003 года, а также соглашения государств-членов о вступлении, включившие, главным образом, резервацию некоторыми государствами-членами участия в «общих попытках интеграции».

Начиная с первых соглашений Сообщества до нынешнего проекта Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, Европейский Союз и государства-члены были заняты жестокой борьбой, чтобы сформулировать и разделить экономическую компетенцию, нацеленную на создание экономического сотрудничества, интеграции и общего экономического прогресса всего Европейского Экономического Сообщества и его государств-членов. Но национальные протекционистские меры, которые сохранились в Европе до начала 90-ых в виде технических барьеров для торговли, очень препятствовали изначальным интеграционным подходам к экономическому развитию.

Почти все статьи в «консолидированной версии» Договора, учрежающего Европейское Экономическое Сообщество (включая все восемь существующих соглашений), посвящены, в известной степени, или экономическому сотрудничеству, или проблемам интеграции. Хотя, и это особенно необходимо упомянуто, такой вопрос, как разделение экономической компетенции между Сообществом и государствами-членами был как-то опущен. Вместо этого широко использовались такие термины, как «общие правила», «политика Сообщества» и «общая политика».

Необходимо упомянуть, что, начиная с Договора о ЕЭС, политика Сообщества в основном регулировалась общим рынком с помощью таких «регулирующих средств», как правила конкуренции (политика конкуренции), приближение законов (специальная глава Соглашения) и т. д., включая основные свободы, налоговые условия и другие инструкции. Согласно Договору, государства-члены имеют общую политику в транспорте, сельском хозяйстве и рыболовстве, которая, фактически, нацелена на замену соответствующих политик отдельных государств-членов. Это было верно до сих пор только для сельскохозяйственной политики ЕС и некоторых других «политик на повестке дня», которые назывались «союзными» (такие, как таможенное объединение, экономический и валютный союз, общий рынок). Пять основных сфер социально-экономического развития Сообщества, начиная с таможенного объединения и общего рынка, непрерывно развивались в сторону экономической интеграции: региональная и социальная политика, налогообложение, политика конкуренции и окружающей среды.

И даже без четкого разделения экономических компетенций между ЕС и государствами-членами соглашения предусматривали определенные регулирующие меры. Это можно видеть, например, в главах, касающихся таможенного объединения, запрещения количественных и качественных ограничений в торговле между государствами-членами (ст. 28-30); в свободном движении людей, услуг и капитала, в главах, касающихся транспорта (ст. 71); в Главе VI «Общие правила конкуренции, налогообложения и приближения законов», в Главе VII «Экономическая и валютная политика», в Главе VIII «Занятость» (ст. 125), а также относительно здравоохранения (Глава XIII), защиты потребителя (Глава XIV), трансъевропейской сети, промышленности и т. д.

Необходимо упомянуто, что определенные вопросы экономического сотрудничества имели место в различных процедурах принятия решения в «старых соглашениях».

Заключение

Упоминая четкое разделение компетенций в первой части проекта, его авторы не осмелились повторить это разделение в третьей части. Таким образом, первые две сферы компетенций названы: (1) политика в определенных областях (статьи, касающиеся внутреннего рынка и экономической и валютной политики), и (2) в области свободы, безопасности и правосудия. Похоже, это не случайно, поскольку намерение разработчиков было так ясно определено в первой части проекта Конституции. Ответ лежит где-то глубже, например, в желании представлять строго «федеративное разделение» экономических полномочий между ЕС и государствами-членами и, в то же самое время, в потребности считаться с существующей, мягко говоря, колеблющейся позицией в отношении федерализма Союза некоторых государств-членов, стремящихся в экономическом развитии к более независимому «от центра» положению.

Для успешного развития западноевропейской интеграции вглубь и вширь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран – членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговая и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными компаниями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Аграрная политика

Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных вопросов, на этот сектор прямо или косвенно направляется две трети бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС. Эта система включает три вида цен:

  • 1) лимитированную, или предельную цену. Эта та цена, которую должны получить производители сельхозпродуктов и которая устанавливается на каждый год Советом министров ЕС;
  • 2) интервенционную импортную цену. Это та цена, по которой органы ЕС обязаны покупать продукты у производителей в ограниченном, а в отдельных случаях и неограниченном количестве;
  • 3) лимитированную импортную цену. Это минимальная цена, по которой сельскохозяйственные продукты могут быть импортированы в страны ЕС. Во избежание наводнения аграрного рынка в странах ЕС дешевыми импортными продуктами сельскохозяйственного производства из третьих стран эта система цен специальными наценками – ввозными пошлинами – искусственно удорожает импортную продукцию, доводит ее стоимость до уровня лимитированной цены на конкретный товар. В свою очередь, эти наценки переводятся в бюджет ЕС и составляют немалую его часть.

Таким образом. Европейский союз, субсидируя и защищая свое менее рентабельное хозяйство, порождает острые конфликты с производителями сельскохозяйственной продукции в других странах Европы, не входящих в ЕС .

Валютная политика

Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие, как облегчение взаиморасчетов между странами-участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

Для успешного функционирования экономического и валютного союза ЕС крайне важно, чтобы его государства- члены достигли высокой степени устойчивой конвергенции в виде наличия во всех их экономиках низкого уровня инфляции, здоровых государственных финансов, а также стабильности курсов их валют. С этой целью от стран, заинтересованных в переходе к новой валюте, было затребовано их соответствие "критериям конвергенции", сформулированным в Маастрихтском договоре и приложенном к нему Протоколе № 6. Такими "критериями конвергенции" определены:

  • 1) достижения высокой степени стабильности цен, измеряемой по уровню инфляции за последние 12 месяцев, который не должен отличаться выше чем на 1,5 процентного пункта от среднего уровня такого показателя по крайней мере по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен;
  • 2) устойчивость финансового положения правительства, которая считается достигнутой при государственном бюджете, свободном от чрезмерного дефицита; конкретно этот дефицит, при нормальных условиях, не должен превышать 3% ВВП при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60%. При этом, однако, Договор позволяет допускать в оценках искомого соответствия и определенную гибкость, принимая во внимание уже достигнутую динамику сокращения разбалансирования бюджета и (или) наличие исключительных и временных факторов, вызывавших такое разбалансирование;
  • 3) соблюдение установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов (МВК) Европейской валютной системы, по крайней мере, в течение двух лет и без наличия напряженностей в таком соблюдении; в частности, страны-участницы в этот период не должны девальвировать, по своей инициативе, курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства-члена ЕС;
  • 4) динамика "сближения", достигнутого страной-участницей в рамках ЕС и ее участия в МВК, отраженные в уровнях ее долгосрочных процентных ставок, измеряемых по уровню этих ставок за последние 12 месяцев, который не должен быть выше, чем на 2 процентных пункта от среднего уровня этого показателя, по крайней мере, по трем странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен

Причины развития процессов валютной интеграции в ЕЭС неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства и эволюции ее валютных систем с начала 70-х годов.

В 50-х и начале 60-х годов Бреттонвудская валютная система была относительно стабильна, так как ее механизм соответствовал структуре мирового капиталистического хозяйства и расстановке сил на международной арене. В 50-е годы экономическое могущество США поставило все другие капиталистические государства в полную экономическую и финансовую зависимость.

Однако изменение соотношения сил в капиталистическом мире в пользу стран Западной Европы и Японии, рост их экономической мощи привели к выступлениям против валютной гегемонии США, которые злоупотребляли статусом доллара как резервной валюты, поощряя внешнеэкономическую экспансию американских монополий. На сегодняшний день ЕС насчитывает 15 стран-участниц с суммарным населением в 370 миллионов человек и ВНП составляет 6 миллиардов ЭКЮ, что на 10 % выше аналогичного показателя США и на 64% Японии.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы (1976-1978 гг.), основные принципы которой не отвечали интересам западноевропейских стран:

Страны ЕЭС не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом;

Страны ЕЭС были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран "Общего ранка"(Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания).

Механизм работы ЕВС

Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея", Европейский фонд валютного сотрудничества.

ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависти от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты выглядят следующим образом:

32,7 % Немецкая марка

20,8 % Французский франк

11,2 % Английский фунт

10,2 % Голландский гульден

7,2 % Итальянская лира

8,7 % Бельгийский и люксембурский франк

4,2 % Испанская песета

2,7 % Датская крона

1,1 % Ирландский фунт

0,7 % Португальское эскудо

0,5 % Греческая драхма

Ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный " механизм призван заранее предупреждать страны о приближающимся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивает изменения валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, а банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, что вынуждает прибегать к ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой.

Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1. Система кредитов типа "своп" между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.

2. Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3-х до 6-ти месяцев с правом продления до 9 месяцев.

3. Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

Краткосрочное кредитование проводилось центральным банком без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Позднее, фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в Европейский Валютный Фонд, который заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 году в период первой попытки сообщества достичь экономического и валютного союза.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

1. основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

2. основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

3. средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

4. средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

5. реальным резервным активом.

В рамках ЕВС роль золота как резервного актива значительно повысилась: оно используется в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, создан крупный межгосударственный фонд золота. Страны ЕЭС обладают примерно 40% мировых золотых запасов.

Нынешний механизм эмиссии ЭКЮ, обладающий определенной гибкостью, не позволяет, однако, превратить ЭКЮ в реальное платежное и резервное средство. Главный его недостаток заключается в том, что основные факторы, воздействующие на объем эмиссии - цена на золото, курс доллара - не поддаются регулированию, что приводит к бесконтрольным колебаниям эмиссии в отрыве от реальной потребности в ЭКЮ, так как эмиссия ЭКЮ обеспечивается на 50% национальными валютами стран ЕЭС, а на 50% 1/5 частью золотодолларовых резервов стран ЕЭС.

Нерешенным остается и вопрос о распределении ЭКЮ. Пока страны-члены получают ЭКЮ пропорционально их золотодолларовым резервам. Однако в рамках ЕВС стоит задача сглаживания региональных диспропорций и оказания помощи наименее развитым странам сообщества. В решение этой проблемы могло бы внести вклад распределение ЭКЮ на основе показателя национального дохода на душу населения. На практике это означает, что "богатые" страны должны безвозмездно передавать менее развитым странам часть своих денежных накоплений.

Планы создания Европейского валютного союза

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План "Делора" предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе "плана Делора" к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Первый этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.

Второй начался с января 1994 года созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.

Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года, что станет третьим заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия "ЭКЮ", приняв вместо него евро. По замыслам совета евро станет не параллельной, наднациональной валютой каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...

Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза должны удовлетворять следующим критериям:

1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.

3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

4. На протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного союза, должен быть сделан в начале 1998 года на основе экономических показателей нынешнего года. По предварительным оценкам страны, удовлетворяющие квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это - Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.

Технический переход предусмотрен в три этапа. На первом, с 1 января 1999 года по 1 января 2002 года, на евро переводятся безналичные взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран-участниц союза. На втором этапе - первое полугодие 2002 года - в наличном обращении появляются банкноты евро и разменные монеты. В это время нынешние национальные деньги обращаются параллельно с евро, но идет постепенный их обмен и выведение из обращения.

После 1 июля 2002 года, на третьем этапе, единственным законным платежным средством в федерации европейских государств останется только евро.

Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка. Пока подготовку к его введению и некоторые функции ЕЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.

Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого Света создать противовес влиянию США: доллар используется в 60 % мировых торговых операций, притом что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.

Нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2000 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Здесь положение скорее ухудшается, чем улучшается. Таким образом, практическим следствием Маастрихтского договора является запрограммированность раскола стран-членов ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС. Кроме того, валютные связи в рамках ЕС могут стать полностью непредсказуемыми.

Отношение США и Японии к созданию Европейского валютного союза в целом можно охарактеризовать как скептическое. "Большинство американских бизнесменов ничего не слышали о ЕВС, а те, кто узнал о нем, не придали значения. Даже среди интеллектуальной банковской элиты ЕВС (по-английски: EMU) чаще ассоциировался с той большой птицей, которая водится в Австралии, нежели с валютным союзом ". Япония, ориентируясь прежде всего на американские и британские фондовые рынки, еще в меньшей степени обеспокоена созданием ЕВС.

В целом, сомнения относительно целесообразности валютного союза велики даже внутри стран-членов ЕС. В Германии оптимизм в этом плане весьма сдержан. Вполне оправдано опасение, связанное с тем, что ради сомнительной евровалюты придется отказаться от самой стабильной в мире национальной валюты, каковой является немецкая марка. Население Германии в целом не одобряет отмену своей валюты. Отрицательно отношение к валютному союзу и Великобритании. Очевидную сдержанность проявляют и другие страны-члены ЕС за исключением Франции, которая самым решительным образом стоит за создание ЕВС.

Однако политическое руководство ведущих держав Европы твердо настроено на "дожимание" оппозиционеров и перелом в отношении общественности к единой валюте.

Области внутренней политики Европейского Союза

Экономическая и валютная политика ЕС

Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза , прежде всего, в части:

Усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро;

Укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС;

Существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.

Экономическая политика

Согласно статьям III -177 и 178 экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

В статье III -179 рассматриваются нововведения в реализацию общей экономической политики ЕС:

Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

Когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

При чрезмерном дефиците национального бюджета в Конституции ЕС предусматриваются следующие изменения (статья III -184):

Если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

Роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;

Сама та стран, о чрезмерном дефиците бюджета которой принимается советом решение, в голосовании по нему не участвует (за исключением вопроса о мерах по установлению размера дефицита);

Применяемые для этого положения о квалифицированном большинстве требуют не более 2/3 голосов стран-членов ЕС, а не простого их большинства, а также 55% голосов стран-членов еврозоны, если они, по крайней мере, представляют 65% населения этих государств.

В алютная политика

Конституция ЕС вносит несколько изменений в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза и называет ее в качестве одного из своих символов (статья I -8). Конституция ЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно нее Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро (статья I -13). Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными (статьи III -185 и 191).

В статье I -30 официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Конституция ЕС создает новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования. Это положение заменяет существующее в настоящее время переходное положение статьи 123 договора о Европейском сообществе.

Конвент предложил предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Согласно статьям III -194 -196 страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Согласно этим статьям только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.

Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.

В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья III -197), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Наконец, посредством Конституции ЕС усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.

В статьях III -197-202 о переходных положениях также устанавливается:

- определение стран-членов ЕС, в отношении которых действует исключительное правило о применимости положений Конституции ЕС, которые к этим странам не относятся, а также об их праве голоса (статья III -197);

- процедура для введения евро в стране-члене ЕС, после того как выполнены критерии сближения (статья III -198);

- особые положения для стран-членов ЕС, в отношении которых действует особое правило (статья III -202).

Не внося основополагающих изменений, Конституция ЕС обеспечивает также существенное упрощение этих положений, что улучшает их понимание и последующее применение для граждан Союза. Конституция ЕС расширяет область применения голосования посредством квалифицированного большинства.

Только некоторые положения и впредь должны приниматься в Евросовете единогласно, а именно:

- принятие мер по замене протокола о процедуре действий при чрезмерном бюджетном дефиците, в котором определяются критерии конвергенции (сближения) для введения евро(статья III -184);