Сказка лубяная избушка читать текст онлайн, скачать бесплатно. Сказка "Зайкина избушка": краткое описание и основная информация

Сказка Заюшкина избушка читать:

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна - красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака:

Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?

Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избёнке, собака забрехала:

Тяф - тяф - тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу - Медведь:

О чём, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь! Я твоему горю помогу!

Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать! - Нет, выгоню!- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:

Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!

Нет, бык, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!

Нет, выгоню! Подошли они к избёнке, бык как заревел:

Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал.

Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:

Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!

Пойдём, я твоему горю помогу!

Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!

Нет, выгоню! Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку-у!

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Русскую народную сказку «Заюшкина избушка» можно читать детям с 2-х лет, и они отлично поймут ее смысл. При этом сюжет произведения не подвластен возрасту, поэтому его с интересом слушают и пересказывают дети всех возрастов.

Детям с двух лет сказка понравится, наличием возрастающих повторов. Детки 3-4 лет заметят численность героев в произведении, как например в сказке Репка. А дети 5-6 лет и старше смогут проанализировать характеристики героев, их положительные и отрицательные качества, поступки и поведение.

Произведение наглядно показывает такие качества, как смелость, храбрость, защита, благородство и другие. Как и во всех русских народных сказках показано, что наглость и зло все-равно проиграет и враг будет повергнут.

Заюшкина избушка – читайте текст сказки с картинками

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

- Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:

Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке:

Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь…
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю…
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

Сказка «Заюшкина избушка» в стихах на новый лад

В лесу старались все, кто мог,
Не пожалев ни лап, ни ног,
Ведь каждый строил себе дом,
Чтоб зимовать спокойно в нем.
Одна лишь хитрая Лисица
Все продолжала веселиться.
Когда нагрянула зима –
В лесу без дома лишь она.
В берлоге Мишке крепко спится,
В дупле Бельчатам сон уж снится,
Мышата спят в своей норе –
Все звери дома и в тепле.
Лиса, не зная, как ей быть,
Из льда решила мастерить.
Собрала стены, крышу, дверь –
В тепле зимой она теперь.
Дом получился теплый, милый,
И не пришлось растратить силы.
Лиса, довольная собою,
В тепле жила теперь зимою.
Мороз ослаб, Весна стучится.
Пора играть и веселиться.
Все звери ждут приход Весны,
И даже те, кто видит сны.
Журчат ручьи, звенят капели
И дом Лисы, на самом деле,
Под теплым солнышка лучом
Растаял весь и стал ручьем.
Лисица к Зайцу в дом стучится,
Чтоб обогреться, обсушиться.
И добрый Заяц без тревог
Пустил Плутовку на порог.
Когда Лисица обогрелась,
Приличие куда-то делось.
Без лишних слов, она теперь
Прогнала Заиньку за дверь.
Текут у Зайки слезы горько.
Ему на встречу с лаем, бойко
Бегут веселые Щенята –
Резвятся милые ребята.
Узнав о том, что же случилось,

Решили Серому помочь,

Но им удача отказала –
Лиса их сильно напугала
И они дружно, без оглядки
Бежали, что сверкали лапки.

Но и его спугнула слишком
Уж очень хитрая Лисица –
Смеется, пляшет, веселится.
Идет Зайчишка, плачет горько.
Ему навстречу шагом бойко
Идет в красивых сапогах

Узнав о том, что же случилось,
О том, что с Зайкой приключилось,
Решил Петух ему помочь,
Из дома гнать Плутовку прочь.
И, пригрозив Плутовке строго,
Он подождал еще немного,
Притопнул грозно сапогом….

С тех пор Петух живет с Зайчишкой,
Чтоб впредь не зарилась Плутишка.
Живут Зайчонок с Петей дружно –
А что еще для дружбы нужно?!

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.

На этой странице вы можете прочитать сказку про Лису и Зайчика. На примере поведения животных очень хорошо видно как не красиво хвастаться, уважать дружбу и быть просто хорошим. эту сказку рекомендуется читать детям с 3 лет. В этом возрасте ребенок сможет отличить уже что такое хорошо и что плохо.

Приятного Вам чтения.

Лиса и Заяц.

Русская народная сказка для детей.

Иллюстрации: В.Таубер

Жили-были лиса и заяц. И была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.

Наступила весна и у лисы избенка-то и растаяла, а у зайца стоит как прежде.

Пришла тогда лиса к зайцу и попросилась у него переночевать, он впустил ее, а она его взяла да и выгнала из своей же избушки. Идет по лесу заяц и горько плачет. Навстречу бегут ему собаки:

Гав, гав, гав! Чего ты, зайчик, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весною ее избушка растаяла. Пришла лиса ко мне и попросилась переночевать, да сама меня и выгнала.

Не плач, косой! Мы поможем твоему горю. Сейчас вот пойдем и прогоним лису!

Пошли они к заячьей избушке. Собаки как загавкают:

Гав, гав, гав! Уходи, лиса, вон!

А лиса им отвечает с печи:


Испугались собаки и убежали прочь.

Снова идет по лесу заяц и плачет. Навстречу ему волк:

Чего, заяц, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, а сама меня и выгнала.

Не тужи, я помогу тебе.

Нет, волк, не поможешь. Собаки гнали — не прогнали, и тебе не прогнать.

Нет прогоню! Пошли!

Подошли они к избушке. Волк как завоет:

У-у-у, убирайся, лиса, вон!

А лиса им отвечает с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал назад в лес.

Снова идет заяц и горько плачет. Навстречу ему медведь:

О чем, заяц, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала.

Не плачь, косой, я тебе помогу.

Не сможешь ты, Михайло Потапыч. Собаки гнали — не выгнали, волк гнал — не прогнал и ты не выгонишь.

Это мы еще посмотрим! А ну, пошли!

Подходят они к избушке. Медведь как закричит:

Уходи, лиса, вон из дома!

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!


Медведь забоялся и убежал прочь.

Идет опять заяц по дороге, плачет пуще прежнего. Идет ему навстречу петух с косой:

Ку-ка-ре-ку! О чем, заяц, слезы льешь?

Как мне слезы не лить? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла и пришла она ко мне проситься переночевать, я ее пустил, а она меня выгнала.

Не тужи, косой, я тебе помогу.

Нет, петух, не поможешь. Собаки до тебя гнали — не прогнали, волк гнал — не прогнал, медведь гнал — не выгнал, и тебе не удастся.

А вот и выгоню!

Подходят они к избушке. Петух как лапами затопал, крыльями захлопал да как закричит:

Ку-ка-реку! Иду на лису,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечь,

Слезай, лиса, с печи,

Убирайся, лиса, вон!

Услыхала лиса, испугалась и отвечает:

Сейчас, обуваюсь…

Петух снова кричит:

Ку-ка-ре-ку! Иду на лису,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечь,

Слезай, лиса, с печи,

Уходи, лиса, вон!

Лиса опять отвечает:

Одеваюсь…

Петух в третий раз закричал:

Ку-ка-ре-ку! Иду на лису,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечь,

Слезай, лиса, с печи,

Убирайся, лиса, вон!

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…