Система заданий к урокам изучения поэмы м. лермонтова «мцыри

Сочинение

Тема: Мцыри: В чем видит Мцыри счастье и смысл жизни(М. Ю. Лермонтов)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская

натура у этого Мцыри?

‘’Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. М.Ю. Лермонтов пытается найти образ героя-бойца, и находит его в образе мальчишки Мцыри, в котором он передает читателю все свои чувства и переживания, воплощает лучшие черты людей своего времени.

Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины.

После того как Мцыри попал в монастырь, и его выходил один монах, перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое свое существование в мрачных стенах монастыря. Мцыри чувствовал себя в неволи. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять его. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Мцыри очень ценит те три дня, которые он пробыл на воле. Мальчик убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждое явление природы, на каждое поле, на каждый кустик, травинку. Он увидел горные хребты своей родины. В произведении горы сравниваются как люди, которые хоть и близко, но не со всеми можно объединиться. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Важным эпизодом в поэме является встреча с грузинской девушкой. Мцыри готов к любви, но он отказывается от этого ради цели пройти в родную страну.

В произведении также есть эпизод схватки Мцыри с барсом. Юноша видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

В скитаниях, Мцыри окончательно уверовал, что на свободе несмотря на все невзгоды жизнь действительно прекрасна, а главное узнал себя, поверил в свои возможности.

Герой сломлен физически, но духовно не побежден, об этом свидетельствует желание Мцыри похоронить его в саду, из которого виден горный хребет, видна его родина.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Ответ оставил Гость

1) каков сюжет поэмы?
Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо­настырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык» , «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.
2)что дает для понимания характера героя 2ая глава?
В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.
3)почему повествование передается Мцыри? Это монолог-исповедь героя. Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.
4)какова композиция поэмы?
Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.
5)какова цель побега Мцыри? Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монашеского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели ― вернуть родину и свободу.
6)какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри вы считаете особенно важными?
С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.
7)почему погиб Мцыри?
Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его заве­щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле­да не проложить уж никогда» , послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его
«труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной, повесть горьких мук» его
«не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье на имя темное» его.
Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью, - о Родине.
8)Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
9)
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
(Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря).
10)
Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?
(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! (Что делала я на воле - Жил…)

    О какой жизни говорит Мцыри, когда на вопрос монаха он отвечает: «Я жил…»? Что герой вкладывает в это слово?

    Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри.

    Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

    Для чего вводит Лермонтов сцену с барсом, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?

    Сформулируйте главную тему произведения.

    Кто такой Мцыри? Как сложилась его судьба?

    О чем мечтает Мцыри, живя в монастыре? Какую клятву дает себе Мцыри?

    Почему для него неприемлема жизнь в монастыре? Можно ли сказать, что монахи являются его врагами?

    Каковы главные черты в характере Мцыри? В каких эпизодах поэмы они раскрываются ярче всего? Что смог узнать о себе Мцыри во время побега?

    Как воспринимает Мцыри свое поражение? Разочаровался ли он в своих мечтах? Какую цену он готов платить за свободу? Какова его последняя просьба?

    Почему в произведении так много места занимают описания природы?

    О какой жизни говорит Мцыри, когда на вопрос монаха он отвечает: «Я жил…»? Что герой вкладывает в это слово?

    Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри.

    Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

    Для чего вводит Лермонтов сцену с барсом, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?

    Сформулируйте главную тему произведения.

    Кто такой Мцыри? Как сложилась его судьба?

    О чем мечтает Мцыри, живя в монастыре? Какую клятву дает себе Мцыри?

    Почему для него неприемлема жизнь в монастыре? Можно ли сказать, что монахи являются его врагами?

    Каковы главные черты в характере Мцыри? В каких эпизодах поэмы они раскрываются ярче всего? Что смог узнать о себе Мцыри во время побега?

    Как воспринимает Мцыри свое поражение? Разочаровался ли он в своих мечтах? Какую цену он готов платить за свободу? Какова его последняя просьба?

    Почему в произведении так много места занимают описания природы?

Учебник «Русская литература: периоды и стили» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ предлагает для текстуального изучения поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Авторы учебника дают достаточно обширный материал, повествующий об истории создания произведения и дающий исчерпывающую характеристику главного героя как романтической личности, стремящейся к свободе, воле.

Наша цель заключается в другом: правильно выстроить систему заданий, чтобы в условиях дефицита времени, отведенного на изучение поэмы, глубоко и всесторонне погрузиться в художественный мир, созданный автором, вдуматься в текст и понять, чем так необычен Мцыри.

Вопросы и задания разделены на две группы:

  • первая – называется «Вопросы и задания»;
  • вторая – «Самостоятельные и творческие задания».

Сначала учащиеся выполняют задания обязательного уровня, который еще называют минимальным. Поэтому их должны выполнить абсолютно все учащиеся.

Задания обязательного уровня

  1. Определите тему и идею поэмы «Мцыри».
  2. Как части поэмы взаимосвязаны между собой? Составьте план поэмы.
  3. Расскажите о трех днях жизни Мцыри на воле. Как сам герой оценивает свои поступки?
  4. Докажите конкретными примерами, что Мцыри не смирился с жизнью в монастыре. Какие качества души и характера в нем проявляются?
  5. Используя выразительные средства языка, расскажите о битве с барсом.
  6. Каково завещание Мцыри? Соответствует ли оно правилам изображения романтического героя и действительности?
  7. Выучите понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.

Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:

В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем. Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам. Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.

Самостоятельные и творческие задания

Задания повышенного уровня:

При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?

Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.

Приведем пример викторины:

  • Где расположен монастырь?

«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь».

  • Откуда взят эпиграф к поэме?
  • Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
    «Хотя на миг когда-нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной»
  • В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
    «Он был, казалось, лет шести…»
  • Что является символом свободы в поэме?
  • Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
  • Почему Мцыри оставляют в монастыре?
  • Кого после своего побега вспоминает Мцыри?

Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся .

Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках.
Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц слетал пугливый рой.

Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.

Учитывая специфику школьного предмета, задания по теории литературы выносим отдельно.

Задания по теории литературы:
1. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы Пушкина «Цыганы»? В чем их сходство? Дайте развернутый письменный ответ.
2. Найдите в тексте те художественные элементы, которые способствуют раскрытию образа романтического героя.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельные задания рассчитаны, в первую очередь, на тех учащихся, которые испытывают неподдельный интерес к чтению литературных произведений, что является нетипичным для подростков, живущих в техногенный век. Выполнение заданий должно поощряться со стороны учителя выставлением хороших оценок в журнал. Может быть, это будет стимулом для остальных учащихся к выполнению самостоятельных заданий.

Примеры заданий:
1. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Беглец». Раскройте смысл заглавия произведения. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»?
2. Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».
3. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Кавказский пленник». С помощью каких средств раскрывается образ романтического героя?
4. Какое значение имеет эпиграф к поэме «Кавказский пленник»? Можно ли использовать его в качестве эпиграфа к другим романтическим поэмам Лермонтова?

Творческие работы

Вершиной учебных заданий являются творческий уровень, поэтому такие задания помещаются нами в самый конец, чтобы учащиеся, восходя по ступенькам заданий, видели, в чем же заключается истинный смысл изучения текстов художественных произведений, чтобы они понимали: они способны создать небольшую творческую работу, уникальную, неповторимую, единственную.

Такой труд будет отмечен всеми: учителем (соответствующее оценивание сочинения) и товарищами по классу (молчаливое или явное одобрение). Но самое главное заключается в другом – это творческое удовлетворение самого учащегося, который справился с самым трудным и сложным заданием – творческим.

Пример творческого задания
Напишите мини-сочинение на тему «Байронический герой романтических поэм Лермонтова».

Вывод: предложенная система работы с заданиями к тексту художественного произведения, не всегда может быть реализована. Это зависит от многих факторов: нехватки учебного времени, невысокого уровня успеваемости учащихся в классе, необеспеченности всеми компонентами УМК, неопытности учителя и др. Однако наши рекомендации как раз и направлены на повышение качества учебного процесса и показ возможный путей совершенствования учительского мастерства.