Символы власти разных народов. Символ власти, древнейшие весы и египетский уас

Универсальные символы-образы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале

Универсальные символы-образы

Символы-образы – зачастую предметы (вещи) или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость и т. п.

Арка, дуга

Жертвоприношение астральному божеству (из аравийской рукописи XIII века)

Арка (дуга), в первую очередь, – символ небесного свода, бога Неба. В обрядах инициации прохождение через арку означает новое рождение после полного отказа от своей старой природы. В Древнем Риме через триумфальную арку проходила армия после победы над врагом.

Арка и дуга – распространенные элементы в культуре ислама. Часто мечети имеют арочные входы. Считается, человек, входящий в мечеть через арочную дверь, будет защищен символическими силами духовной (высшей) сферы.

Ба-гуа

Ба-гуа и Великая монада (обаяние против злых сил, Китай)

Ба-гуа (в некоторых источниках па-куа) – восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, что символизирует время и пространство.

Весы

Весы перевешивающие. Легкое уступает. Тяжелое перетягивает

Весы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов. Атрибут Немезиды – богини судьбы.

Диск

Солнечный крылатый диск (Египет)

Диск – многоплановый символ: символ творения, центр Пустоты, Солнце, Небеса, божество, духовное и небесное совершенство. Диск восходящего Солнца – символ обновления жизни, жизни после смерти, воскресения. Диск Солнца с рогатой Луной или с рожками означает соединение солярных и лунных божеств, единство двоих в одном.

Крылатый диск – солярное божество, огонь Небес, комбинация солнечного диска и крыльев сокола или орла, движение небесной сферы вокруг оси, преображение, бессмертие, производящая сила природы и ее двойственность (защищающий и смертоносный аспекты).

Жезл, посох, скипетр

Посох с крюком и цеп Тутанхамона

Жезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.

Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев, фаллосом, змеей, рукой (указующим перстом). Это также атрибут паломников и святых, но может означать и знание, которое является единственной опорой человека. Скипетр более богато украшен и ассоциируется с высшими божествами и правителями, с духовной властью и в то же время сострадательной мудростью.

Зеркало

Сцена гадания, изображенная на обороте бронзового зеркала (Греция)

Символизирует истину, самореализацию, мудрость, разум, душу, отражение сверхъестественного и божественного интеллекта, отображенного в Солнце, Луне и звездах, ясно сияющую поверхность божественной истины.

Считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир. Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, оно открывает путь для восхождения души. В магии зеркала служат для развития взгляда.

Змея Оуробор (Ороборо, Уроборос)

Змея, кусающая свой хвост

Кольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую свой собственный хвост, – символ вечности, неделимости, цикличности времени, алхимии. Символика этой фигуры интерпретируется по-разному, так как она комбинирует созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры), земную символику змеи и небесную символику круга. Кроме того, змея, кусающая свой хвост, – символ закона кармы, колеса сансары – колеса Воплощения.

Кадуцей

Кадуцей

Кадуцей (греч. – «посох вестника») часто называют жезлом Гермеса (Меркурия), древнего бога мудрости. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи, переплетенные так, что тела змей образуют две окружности вокруг жезла, символизируя слияние двух полярностей: добра – зла, правого – левого, света – тьмы и т. д., что соответствует природе мира сотворенного.

Кадуцей носят все посланники как знак мира и защиты, и он является главным их атрибутом.

Ключ

Святой Петр с ключами от ворот рая (деталь каменного изображения, Нотр-Дам, Париж, XII век)

Ключ – очень мощный символ. Это власть, сила выбора, вдох, свобода действия, знание, инициация. Перекрещенные золотой и серебряный ключи – эмблема папской власти, символические «ключи от Царствия Небесного», которые Христос передал апостолу Петру. Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются символами доступа, освобождения и (в обрядах посвящения) инициации, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой. В Японии ключи от хранилища риса – символ процветания.

Колесо

Колесо закона

Колесо существования (сансара)

Колесо – символ солнечной энергии. Солнце – центр, спицы колеса – лучи. Колесо – атрибут всех солнечных богов и земных правителей. Оно символизирует также жизненный цикл, перерождение и обновление, благородство, изменчивость и изменения в материальном мире (окружность – предел материального мира, а центр – «неподвижный двигатель», космический источник света и силы).

Вращающееся колесо связано с циклами проявлений (рождения, смерти и возрождения) и судьбой человека.

На обыденном уровне колесо Госпожи Удачи (колесо фортуны) – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница

Античный герой на колеснице, символизирующей его готовность к битве

Динамичный символ власти, могущества и быстроты передвижения богов, героев или аллегорических фигур. Колесница также – символ человеческой сущности: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Колесница (по-еврейски – Меркаба) есть также символ цепи нисхождения от Бога через человека в мир явлений и затем триумфального восхождения духа. Слово «Меркаба» означает и тело света человека.

Котел, чаша

Ритуальный котел (Китай, 800 год до н. э.)

Карл Юнг рассматривает чашу как женский символ, который принимает и отдает. С другой стороны, чаша может быть символом тяжелой судьбы («горькая чаша»). Так называемая отравленная чаша обещает надежду, но приносит беду.

Котел – более мощный символ и часто связан с ритуальными действиями и магией, олицетворяя трансформирующую силу. Котел также – символ изобилия, неистощимый источник поддержания жизни, сил оживления, репродуктивные силы земли, возрождение воинов для новой битвы.

Кровь

Деталь картины Фей Померанес «Шестой дворец Преисподней»: из бокала, напоминающего формой анкх, вытекают последние капли крови – символа жизни

Ритуальный символ жизненной силы. Во многих культурах считается, что кровь содержит часть божественной энергии или, в более общем смысле, дух личности.

Кровь – красная солярная энергия. Олицетворяет принцип жизни, душу, силу, в том числе омолаживающую. Выпить чьей-либо крови – значит породниться, но так же можно вобрать в себя силу врага и тем самым обезопасить его после смерти. Смешение крови – символ союза в народных обычаях (например, братство по крови) или соглашения между людьми, а также между человеком и Богом.

Лабиринт

План средневекового танца-лабиринта на мраморном полу собора в Шартре (Франция)

Лабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.

Изображения лабиринта на домах считаются амулетом для защиты от враждебных сил и злых духов.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

Лотос

Вишну и Лакшми, наблюдающие за творением: Брахма вырастает из цветка лотоса, берущего начало из пупка Вишну

Удивительное почитание лотоса в различных культурах объясняется как необыкновенной красотой цветка, так и аналогией между ним и идеализированной формой вульвы как божественного источника жизни. Поэтому лотос, в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения. Лотос – источник космической жизни, символ богов, создавших мир, а также богов солнца. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Это символ человека благородного, выросшего из грязи, но не запачканного ею.

Луна

Вверху – растущая Луна и полнолуние; внизу – убывающая Луна и новолуние

Луна – владычица женского начала. Она символизирует изобилие, циклическое обновление, возрождение, бессмертие, оккультную силу, изменчивость, интуицию и эмоции. Древние измеряли по циклам Луны время; определяли сроки наступления приливов и отливов; предсказывали, каким будет будущий урожай.

Хотя обычно символизм Луны носит позитивный характер, в некоторых культурах ее представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим, ассоциируют со смертью и зловещей ночной темнотой.

Магический круг

Доктор Иоганн Фауст и Мефистофель (из книги Кристофера Мардлоуэ «Трагическая история доктора Фауста», 1631 год)

Магический круг – основа церемониальной магии. Он служит символом воли мага и одновременно охранительным барьером, защищающим мага от негативного влияния невидимого мира. В таком круге выполняются все магические операции. Для разных целей используются разные круги. Начертание круга – это определенный магический ритуал, который должен быть выполнен по всем установленным правилам. Кроме того, считается, что начертание магических кругов и надписей способствует развитию самообладания и походки.

Мандала

Круг и квадрат мандалы олицетворяют сферическую форму Небес и прямоугольную форму Земли. Вместе они символизируют порядок вещей в космосе и в мире людей

Это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. На санскрите «мандала» означает «круг». Даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления.

Мандорла, или Vesica Piscis (окружает все тело персоналии)

Мандорла, или Vesica Piscis

Изображение миндалевидного ореола (сияния), которое использовали в средневековом христианском искусстве, чтобы выделить фигуру возносящегося в небо Христа, а иногда и возносящихся святых.

В мистике «миндаль» (по-итальянски -mandorla) – символ чистоты и целомудрия. Мандорла вследствие своей овальной формы была в древности символом вульвы. Это также графическое изображение пламени, символ духовности. С другой стороны, она символизирует дуалистическое единство Неба и Земли, изображаемых как две пересекающиеся дуги.

Гало

Гало Будды

Разновидность ореола: светящийся круг, окружающий голову человека. Золотое гало символизирует святость личности или подтверждает тот факт, что человек напрямую общается с высшим планом.

Образ гало заимствован из магического символизма египтян, о чем свидетельствуют изображения из древней египетской «Книги Мертвых».

Нимб

Нимбы и гало, окружающие головы святых, символизируют исходящий от них Свет Божий

Нимб – разновидность ореола: светящееся кольцо вокруг головы. Он символизирует духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицы Феникс как символ солярной силы и бессмертия.

Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В греческой мифологии голубой нимб – атрибут Зевса как бога Неба. У римлян голубой нимб – атрибут Аполлона и Юпитера. Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога-Отца.

Меч

Инкрустированные мечи, найденные Шлиманом в Микенах (Афины, Национальный музей)

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. С одной стороны, меч – грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света. Дамоклов меч – символ рока. Сломанный меч – поражение.

Перо птицы

Ацтекский головной убор из перьев (рисунок из Кодекса Мендосы)

Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость, путешествия за пределами материального мира. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство. Носить перья или оперенные прически – значит, принять в себя силу птицы. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Белое перо символизирует облака, морскую пену и трусость.

Рога

Изображение персидского царя сасанидского периода

Рога символизируют сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Рога – одновременно солярный и лунный символ. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. В более поздние времена рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Рука

«Рука Фатимы» (мусульманская резная подвеска)

Власть (мирская и духовная), действие, сила, господство, защита – вот основная символика, которая отражает важную роль руки в жизни человека и веру в то, что она способна передавать духовную и физическую энергию.

Считается, что руки королей, религиозных лидеров и чудотворцев имеют целебную силу; отсюда наложение рук в религиозном благословении, при конфирмации и посвящении в сан. Благословляют правой рукой, левой – проклинают. В исламе раскрытая ладонь Фатимы, дочери Мухаммеда, символизирует пять основ: веру, молитву, паломничество, пост, милосердие.

Солнце

Варианты изображения диска Солнца

Солнце – один из двенадцати символов власти, основной символ созидательной энергии.

В качестве источника тепла Солнце представляет собой жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света оно символизирует знания, интеллект. В большинстве традиций Солнце – символ мужского начала. Солнце также – это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. Солнце и Луна – это золото и серебро, король и королева, душа и тело и т. п.

Тетраморфы

Изображение Христа с тетраморфами в углах (из манускрипта XII–XIII веков)

Тетраморфы считаются синтезом сил четырех стихий. В некоторых культах – это четырехголовые охранники четырех сторон света. Во многих традициях они символизируют универсальность божественного покровительства и защиту от возвращения первичного хаоса.

Четыре библейских тетраморфа имеют головы человека, льва, вола и орла. Впоследствии в христианстве эти образы стали отождествляться с апостолами – святыми Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, а также с воплощением Иисуса Христа, его воскресением и вознесением.

Тирс

Тирс

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса (в римской мифологии Вакха). Он представляет собой копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом. Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу – как сексуальную, так и растительную.

Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор (секира)

Великая Мать с двойным топором в руках (топор здесь – фаллический символ)

Топор – символ власти, грома, плодородия, дождя, приносимого небесными богами, и штормовых ветров, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Это также распространенный символ полновластия, связанный с древними богами Солнца.

Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает священный союз бога Неба и богини Земли, грома и молнии. Иногда лезвия двусторонней секиры, напоминающие полумесяцы, символизируют Луну или единство противоположностей. Это также символ верховной власти и силы.

Трезубец

Трезубец Вишну как символ его триединой сути: творца, хранителя и разрушителя (с картины из Раджастана, XVIII век)

Трезубец – наиболее известный символ власти над морем и атрибут древнегреческого бога Посейдона (в римской мифологии – Нептуна).

Трезубец символизирует гром и молнию, три языка пламени, тройное оружие – сил неба, воздуха и воды. Это оружие и атрибут всех небесных, громовых богов и богинь бури, а также всех водных богов, силы и плодородия вод. Может символизировать Небесную Триаду, а также прошлое, настоящее и будущее.

Триграммы

Восемь триграмм, лежащих в основе «Книги перемен»

Триграммы – тройное сочетание непрерывных (ян) и прерывистых (инь) линий. Их восемь, и они легли в основу великой китайской книги предсказаний «Книга перемен» («И-Цзин»). Триграммы символизируют даосскую доктрину, что космос основан на постоянных потоках дополняющих друг друга сил: мужской (активной, ян) и женской (пассивной, инь).

Триграммы олицетворяют также три сути человека – его тело, душу и дух; иррациональные эмоции, рациональный ум и сверхрациональный интеллект.

Трикветра (трехлучевая свастика)

Трикветра

Трикветра в значительной степени обладает символикой свастики. Это также движение Солнца: на восходе, в зените и на закате. Высказывались предположения о связи этого символа с лунными фазами и обновлением жизни. Подобно свастике, это символ, приносящий удачу. Он часто появляется с солнечными символами; его можно видеть на древних монетах, на кельтских крестах, где, как считают, этот знак символизирует триаду и является символом морского бога Мананнана. Имеется он и в тевтонской символике, где связан с Тором.

Трискелион

Трискелион

Символ динамической энергии в виде трех ног, соединенных вместе. Это похоже на свастику, но с тремя, а не с четырьмя согнутыми лучами, создающими эффект циклического движения. Как мотив в кельтском искусстве и на греческих монетах и щитах, трискелион имеет отношение не столько к солнечным и лунным фазам (одно из предполагаемых значений), сколько к власти и физической силе. Кроме того, трискелион – символ победы и прогресса.

Трилистник

Трилистник

Геральдический трилистник

Трилистник-клевер символизирует объединение, равновесие, а также разрушение. Трилистник-кислица, который у арабов называется шамрах, символизирует персидские триады. Трилистник вообще символ триад, это Мистическое Дерево, «солнечное колесо». В христианстве – символ Троицы, а также эмблема святого Патрика и герб Ирландии.

Чтобы всегда быть с прибылью, носите с собой засушенный трилистник.

Тримурти

Тримурти – индийская Троица (зарисовка очень древнего изображения на граните, музей India House)

Священная индуистская Троица – Брахма, Вишну и Шива. Символизирует три цикла бытия: сотворение, сохранение и разрушение. Несмотря на сходство с христианской Троицей, Тримурти не является монотеистической концепцией «триединого бога».

Тримурти иногда изображается в виде черепахи. Она также символизирует Великую Мать – как в ужасном ее проявлении (с символами пламени и черепами), так и в благотворном (как Лотос, София, Тара, как мудрость и сочувствие).

Троица

Символ Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – как Единого Бога

Троица отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех. Это символ единства в разнообразии.

В христианстве это Отец, Сын и Святой Дух или Мария, Иосиф и Иисус. Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа).

Троица символизируется желтым, красным и зеленым цветами; тремя качествами – Любовью, Верой и Надеждой.

Человек

Символическое представление человека как Вселенной: квадрат в круге (Китай)

Венец всего живого. Символ того, что способно к совершенствованию. Созданный по образу и подобию Бога, сочетает в себе материальное и духовное, небесное и земное. Это микрокосм, символически заключающий в себе все элементы мироздания (макрокосма). Человеческое тело в пифагорейской традиции изображается как пентаграмма, состоящая из рук, ног, головы. В человеке соединяются воедино три начала, которые современные ученые называют телом, жизнью и волей. Символически это можно изобразить тремя точками (началами), заключенными в круг.

С древних времен глава племени выделялся среди остальных его членов особым символом своего могущества и власти. У разных племен и народов эти символы различались на столько, что если выложить их на столе и спросить у обычного человека, что именно объединяет все эти предметы, он ответит с трудом.

Давайте же подробно познакомимся с символами власти и могущества у разных народов

Кольцо рыбака.

Судя по названию – это символ какого-то высшего рыболовецкого чина. На самом же деле, кольцо рыбака символ власти папы римского. Изображен на кольце апостол Петр, который был рыбаком. После смерти папы, кольцо уничтожается, должно быть только одно кольцо, на руке у ныне живущего понтифика.

В Византии диадема обозначала высшую власть. Первоначально вместо золотого обруча на голове избранного была тканевая повязка, затем ее сменили на металл, добавили драгоценных камней. Для практичности под символом власти располагалась удобная тканевая шапочка, она защищала голову, диадема не натирала.

В Африканских племенах нередко можно увидеть вождя, носящего такое ожерелье. Мы знаем из документальных фильмов и книг, что европейцы описывают схожее ожерелье из клыков у вождей различных племен. Иногда клыки льва заменяют на клыки другого более сильного животного, по мнению представителей племени. Только вождь достоин надеть на себя особый символ власти, он должен быть самым сильным, его сверхспособности – это дар богов.

Короли Бутана передают по наследству один из символов своей власти – шапку с головой ворона. В виде ворона к правителю бутана явился Бог покровитель и предсказал объединение страны. Следуя совету божества, монарх провел свою жизнь, объединяя мелкие и средние княжества в одну страну, по окончании жизни, ему удалось достичь своей цели.

В Египте после объединения страны символов власти и могущества фараона стал пшент. Это своего рода корона, обязательно на ней присутствовала змея. Она находилась на голове фараона и по преданию способна умертвить любого, покусившегося на жизнь великого фараона.
Не менее примечательный символ власти фараона – искусственная борода, заплетенная в косичку, на конце бороды располагалась еще одна фигурка урея(змеи). Эти атрибуты носили божества – предки фараонов.

Не все символы власти можно было носить, некоторые из них оставались на определенном месте, к следовало приходить и совершать установленные ритуалы. Так в Шотландии располагался известный «Камень судьбы», камень весил больше 150 кг. Только тот монарх считался истинным, которого короновали на камне. В последствие английский король Эдуард I поместил его под свой трон, символизируя свою власть.

Человечеству разных стран и религий всегда была свойственен символизм. Многие пресловутые предметы становились практически божественными знаками, а их обладателем мог стать только самый достойный, мудрый и сильный представитель человеческого рода.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эти символы пережили десятки поколений, и люди веками наделяли их силой и смыслом. Иногда со временем значение символов меняется - обрастает ассоциациями и искажается до неузнаваемости. И, возможно, этот
красивый кулончик на вашей подвеске несет неожиданный сакральный смысл.

сайт заглянул в историю наиболее известных символов.

Первые изображения символа датируются 8000 годом до нашей эры.

Свастика - символ счастья, созидания и изобилия. В Индии она символизирует солнце и начало. У американских индейцев она была эмблемой бога солнца. В Китае свастика - иероглиф, означающий солнце. В буддизме считается символом совершенства.

С 1900 года в англоязычных странах свастика была популярна на открытках как «крест счастья», состоящий из «4 L»: Light, Love, Life и Luck.

В 1920-х годах нацисты сделали ее своим символом. В 1940-е годы из-за аналогии с нацизмом во многих странах изображение свастики оказалось под запретом.

Символ родился в 4000–3000 годах до нашей эры. Впервые двуглавый орел Гандаберунда упоминается в древних легендах индуизма. Бог-воин Вишну становился двуглавым орлом, проявляя фантастическую силу. Гандаберунда был символом принципов дхармы - совокупности норм для поддержания космического порядка.

В буддизме двуглавый орел олицетворял могущество Будды, в мусульманском мире был символом высшей власти султана. В Шумере был образом солнца.

Гандаберунда присутствовал на гербах многих княжеств и стран. Его изображали на
монетах Золотой Орды, он находился на гербе Священной Римской империи.
На Руси орел появился с женитьбой Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Он был символом династии Палеологов. Двуглавый орел, изображенный на оружии, считался оберегом и талисманом, приносящим успех в бою.

Символ существует с 3500 года до нашей эры. Встречается в Египте, Греции, Индии, Византии и Шумере. Полумесяц олицетворяет возрождение и бессмертие.

Христианами почитался как знак Девы Марии, в Азии - как знак космических сил. В индуизме олицетворяет контроль над разумом.

Полумесяц был символом империи Сасанидов в Персии и помещался на короны. В 651 году, после завоевания арабами, полумесяц стал символом власти в Западной Азии. После падения Константинополя в 1453 году полумесяц окончательно стал ассоциироваться с исламом.

Ранние пятиконечные звезды датируются 3500 годом до нашей эры.

Пентаграмма считалась оберегом от зла и темных сил. Торговцы Древнего
Вавилона изображали звезду на дверях для защиты товара от кражи и порчи. Пифагор считал ее математическим совершенством, так как пентаграмма таит в себе золотое сечение. Звезды были символом интеллектуального всемогущества.

В раннем христианстве символом Иисуса Христа была перевернутая пентаграмма. Но с подачи Элифаса Леви перевернутая пятиконечная звезда стала символом Сатаны.

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти.

Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком (символом) монархической власти. Изготовлялись из драгоценных металлов (главным образом золота) и богато украшались драгоценными камнями и жемчугом. Имели различную форму (диадемы, шапки, венцы, обручи с листьями, зубцами и пластинками и т.п.). Есть также папская корона - тиара. Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах - Большая императорская корона. Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях .

Скипетр - древнейший символ власти, щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия». В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича .

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Данную эмблему Россия заимствовала из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока» .

Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Трон (греческое thronos), богато украшенное кресло на специальном возвышении - место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов. Трон служил при коронациях и интронизациях. Древние греки, согласно Гомеру, резервировали дополнительный пустой трон в королевском дворце и в храмах для богов.

Трон воздвигается на возвышении как центр мира между Небом и Землей. Он представляет также чудесным образом рожденного, облик которого изображен на троне и зафиксирован в символическом названии трона, к примеру, драконовый трон, лотосовый трон, львиный трон. Колени Великой Матери как Царицы Небес являются символом трона. Трон предполагает отношения между Богом и человеком или правителем и субъектом. У буддистов Алмазный Трон помещенный у подножия Древа Знания и является вселенским центром, недвижимой точкой, вокруг которой вращается мир, местом вдохновения и просветления. Будда изображается сидящим на Алмазном, Лотосовом или Львином троне. Пустой трон символизирует Будду, черты которого слишком изумительны, чтобы быть - изображенными. Трон Закона - это учение Будды и достижение состояния Будды .

У христиан трон означает епископское и мирское достоинство и правление, власть, подсудность. Трон Бога выполнен из золота. Дева Мария - это Трон Мудрости. У египтян Царица Неба Изида - место сидения и трон, который является коленями Великой Матери-Земли. Трон символизирует также божественность и земное правление фараона. У евреев Трон Бога, изобразивший Изекилю, - Нижний трон как место обитания или дом бога на земле в храме, центр космоса, в то время как Верхний или Небесный Урон располагается в Новом Иерусалиме, его поддерживают четыре существа с лицами льва, быка, орла и человека (тетраморфы).

У индийцев Трон, как и Храм, стоит на священном основании в форме квадрата и присущих этой форме парах противоположностей; в строении трона эти пары представлены порядком и хаосом, знанием и непросвещенностью, правлением и анархией. Положительные качества представлены в виде ножек, как вертикальные, а отрицательные и горизонтальные - в виде подлокотников. Символика Алмазного трона одна и та же для буддизма и индуизма. У иранцев Персидский царский трон - Павлиний трон. У мусульман Трон его был над водами (Коран). Трон, который заключает в себе мир, поддерживается восемью ангелами. У шумеро-семитов это синхронически и власть, и божественное правление царей, а также колени Великой Матери как олицетворение земли.

Двузубец символизировал двусмысленную сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную сущности. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата. По-видимому, был заимствован от хазар киевскими князьями. Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец, при Владимире Святославиче трансформировавшийся в трезубец. Вместе с тем двузубец символизировал хтонические силы (хтонические божества - в древнегреческой мифологии - древнейшие, как правило, чудовищные, дисгармонические, змееногие или змееподобные божества: Пифон, Тифон, гекатонхейры, киклопы, гиганты и др.). С двузубцем изображался, в частности, владыка подземного царства Аид .

Таким образом, к символам монархической власти относятся: корона - головной убор монарха; скипетр - преемником царского посоха, символ мужского начала; держава - являлась знаком отличия императоров Священной Римской, также была символом женского начала; трон - место монарха во время официальных приемов; двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах.

Одной из неразгаданных тайн современной археологии является секрет так называемых просверленных жезлов, которые древние люди создавали в период позднего палеолита. Эти артефакты также называют копьеметалками, выпрямителями стрел или жезлами начальника. Они представляли собой палки разной длины (около 10-30 см. в длину) как правило из кости. У наиболее изыскано сделанных жезлов на одном конце располагался крюк и фигурка птицы или животного, на другом — отверстие.

Эти жезлы широко использовались по всей Европе, но, проблема заключается в том, что мы до сих пор точно не знаем, для чего именно они использовались. Письменность появилась у людей много тысяч лет спустя. К тому времени, судя по всему, эти приспособления уже вышли из обихода. Поэтому узнать о функционале этих артефактов от лица самих пользователей мы, к сожалению, лишены возможности.

Копьеметалка или жезл начальника

Наиболее распространенной версией использования этих жезлов является версия копьеметалок. Якобы крючок на одной из сторон палки служил для того, чтобы цеплять заднюю часть древка копья. Само приспособление использовалось как рычаг для сообщения копью большего ускорения и большей силы броска. Подобные приспособления используются и сегодня некоторыми реликтовыми народами, которые обитают на окраинах нашего «цивилизованного» мира.

Опытным путём доказано, что подобные приспособления действительно способны значительно увеличивать силу броска. Однако остаётся непонятным, зачем вместе с крючком человек вырезал на кости изысканные фигурки животных, а также непонятно, почему на другой стороне палки непременно располагалось отверстие (иногда не одно, а несколько). Предлагается, что оно использовалось для того, чтобы привязывать копьё к копьеметалке, чтобы не потерять копьё после броска. Это объяснение выглядит неубедительным. Привязанное копьё сильно проигрывает в силе броска, которую призвана увеличить копьеметалка. Не всегда удобно/необходимо иметь привязанное копье, а отверстие является отличительной особенностью этого артефакта.

Ниже представлены изображения группы жезлов, которые имеют характерный крючок и фигурку птицы или животного с одной стороны и отверстие — с другой.

Другая гипотеза заключается в том, что этот «жезл» был культовым предметом и животное, которое располагалось на одной стороне символизировало душу человека, а отверстие на другой — женское начало, которое даёт жизнь земному воплощению этой души. Предполагается, что этот жезл был атрибутом некой власти в племени, поэтому иногда называется жезлом начальника. Подтвердить эту теорию без прямого общения с пользователями или без прямых письменных свидетельств невозможно.

Все эти предположения выглядят неубедительными, поэтому необходимость в новых версиях использования просверленных жезлов до сих пор остаётся.

Древнейшие весы

Неотъемлемым атрибутом большого числа найденных просверленных жезлов является крючок и фигурка животного с одной стороны и отверстие с другой стороны. Значит эти три части у группы этих артефактов могли иметь какое-то важное функциональное значение. Одним из вариантов использования этих частей артефакта могут быть весы.

На двух рогатинах, воткнутых в землю, располагалась горизонтальная палка. На неё за крючок подвешивался жезл, к нижнему отверстию которого была привязана сетка, в которую клали то, что взвешивали. Перед висящим жезлом вкапывали ещё одну палку, на которой делили зарубки там, куда указывала выступающая часть вырезанного на жезле животного, при взвешивании.

Подобное приспособление было бы удобно для взвешивания, например, доли добычи от совместной охоты.

Владелец этих весов или ответственный за них, скорее всего, имел высокий статус в племени. Возможно, эта часть весов (которую современные археологи назвали копьеметалкой), стала со временем символом власти правителя племени или группы племён.

Изображение подобного жезла мы находим в пещере Ласко во Франции, которая находится на расстоянии около 12 км. от пещеры Ла-Мадлен, где найдены прекрасные образцы описанных выше жезлов.

Древний художник изобразил поверженного охотника, рядом с которым изображен жезл. Возможно, так художник обозначил, что этот охотник был правителем.

Египетский Уас

Примечательно то, что в египетской письменности, которая появилась примерно 7-10 тысяч лет спустя того времени, которым датированы жезлы Ла-Мадлен и рисунки Ласко, есть три базовых символа: джед, анх и уас, последний из которых поразительным образом напоминает просверленные жезлы древних людей.

Этот символ, который исключительно широко употребляется в древней египетской письменности, означает власть, доминирование и изображается в руках богов и фараонов.

Есть вероятность, что уас является стилизованным устоявшимся изображением просверленного жезла, который использовался дописьменными древними европейцами как символ власти.

Уас ещё интересен тем, что слово его обозначающее формируется из двух букв «w» (по-русски «в») и «s» (по-русски «с»). Гласная «а» в между ними используется как гипотетическая связка, так как египетское письмо имело только согласные звуки. То есть более адекватным оригиналу было бы слово, которое имело бы последовательно два согласных звука «в» и «с» в сочетании с одним или несколькими неизвестными гласными.

Одна из гипотез развития человеческого языка (Pagel, Mark; Quentin D. Atkinson; Andreea S. Calude; Andrew Meadea (May 6, 2013). «Ultraconserved words point to deep language ancestry across Eurasia») гласит, что около 15 тысяч лет назад (как раз время использования просверленных жезлов) в центре Евразии существовал праязык, от которого произошли все современные языки.

Если это так, то эквивалент египетского слова с согласными «в» и «с» и неизвестными гласными может быть и в русском языке. Такое слово есть. Это слово «в лас ть», которое обозначает общественное управление. Слово «власть» в свою очередь имеет очень близкую смысловую связь со словом «волость», которое обозначает обширную территорию, в пределах которой это правление осуществляется. Происхождение этих славянских (индоевропейских) слов не изучено. Возможно, они имеют связь с египетским словом уас (?в?с?), которое изображалось стилизованным просверленным жезлом начальника.

Не исключена также связь с немецким словом Gew alt (власть, сила), которое, в свою очередь родственно английскому w ield (владеть).

Ещё более головокружительное «совпадение» нас ждёт в том, что слово вес также чрезвычайно похоже на слово was, уас (в?с). Славянское слово вес происходит от слова вис еть. Оба эти слова «вес» и «висеть» идеально вписываются в гипотезу верхнепалеолитических жезлов-весов, которые вис ели на перекладине.

Переносным значением слова вес является авторитет, значимость. Это вполне соотносится со связью весов с общественной властью древнего правителя. В английском языке эквивалентное слово weight также имеют эти два значения. В немецком такое же слово Gewicht. При этом современное английское слово произошло от англосаксонского wiht, которое имеет аналог в древнегерманском wextiz.

Также стоит упомянуть о том, что в греческой и римской мифологии весы были атрибутом Фемиды (Темис), которая была дочерью Зевса и матери богов Геи. Греки изображали Темис с рогом изобилия и весами. Римляне — с весами и мечом. Она олицетворяла правосудие и закон, то есть ту общественную сферу, которой занимался правитель как верховный судья.

Если гипотеза весов верна, то становится понятным, почему жезлы-весы вышли из обихода древних людей и перекочевали в область общественных символов. Ещё в дописьменные времена людьми были изобретены более удобные равновесные весы, которые мы видим на изображениях Древней Месопотамии и Древнего Египта.

Таким образом данные истории, археологии и лингвистики, сопоставленные друг с другом, могут приоткрыть завесу тайны верхнепалеолитического жезла начальника, которым пользовались наши предки в Европе более 10-ти тысячелетий назад.