Рассказы о домашних животных для дошкольников читать. Феликс Зальтен “Бемби”

Мир природы в детском воображении всегда отличался разнообразием и богатством. Мышление ребёнка до 10 лет остаётся образным, поэтому дети и относятся к природе и её обитателям как к равноправным и мыслящим членам земного сообщества. Задача педагогов и родителей - поддерживать интерес детей к природе и её обитателям доступными и интересными методами. Самыми простыми и действенными средствами ознакомления маленьких почемучек с миром животных будут слова. Незаменимым помощником взрослого выступает литература: сказки, стихотворения, рассказы о животных.

Специфика детских произведений о животных

Произведения, рекомендуемые для детского чтения, отличаются простотой и доступностью образов, определённым построением сюжетной линии. Рассказ о животных для детей выстраивается по такому принципу: вступление, завязка, нарастание напряжения, кульминация, развязка. Главные герои произведений - одушевлённые, наделённые определёнными качествами и чертами характера. Это делает произведение доступным и понятным детскому восприятию, легко запоминающимся, вызывающим эмоциональный отклик, что особенно важно в процессе воспитания экологического сознания дошкольника и младшего школьника. В таких рассказах животные олицетворяются, что не лишает реальной биологической основы произведение.

Главные герои в детских рассказах о животных

Важное место в детских историях о братьях меньших отводится главному герою. Дети, мыслящие образами, с удовольствием принимают главного героя, умеющего говорить, петь, но при этом сохранившего повадки животного. В образе героя фантастическое начало соединяется с познавательным, рассказы о животных детям несут правдивые и точные сведения о жизни животного мира в доступной форме. В самом рассказе может прослеживаться «биография» героя с подробным описанием биологических условий существования. Учитывая то, что животное при этом наделено речевыми и мыслительными функциями, то можно говорить о том, что дети воспринимают обучающую информацию с интересом и эмоциональной окраской. Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного и остаётся игра, детские произведения отражают эту особенность детского мировосприятия, поэтому действия, происходящие с главными героями, несут игровую и развлекательную составляющую.

Гуманизм в рассказах о животных для детей

Истории, сказки и рассказ о животных для детей активно используются в педагогическом процессе. Для того чтоб выработать у ребёнка бережное отношение и необходимо сделать так, чтоб он узнал её. Незнание природы, непонимание её важности в жизни человека и приводит к тому, что у маленького человека формируется равнодушное отношение к окружающему миру, вплоть до жестокости. Основным средством экологического воспитания специалисты по детской педагогике считают детский рассказ, детскую сказку. «Ребенок - свой человек в области чудесного. Ему кажется удивительным не чудо, а отсутствие чуда», - писал К.И. Чуковский. Рассказы для детей о жизни животных наполняют мир ребёнка чудом, сказкой, вымыслом, переплетающимся с реальностью.

Мир диких животных в детских произведениях

Знакомство ребёнка с миром природы не будет полным и гармоничным без ознакомления с миром диких животных. Даже самый маленький ребёнок знает, что в лесу живут звери. Народная мудрость, выраженная в сказках, наделила зверей человеческими повадками, тем самым приблизив мир природы к миру ребёнка, делая его доступным и более понятным. Малышей начинает интересовать жизнь леса, вызывают повышенный интерес и его обитатели - дикие животные. Рассказы для детей направлены на ознакомление детей с внешним видом и повадками зверей, характерными признаками каждого животного, условиями существования. Сам рассказ должен отличаться ярким динамичным сюжетом, быть занимательным и эмоциональным. Только так он сможет лучше запомниться и стать понятным детям. Из классиков специалисты рекомендуют использовать для детских рассказов следующие произведения: «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриева, «В зоопарке» В. Чаплиной.

Домашние питомцы в детских рассказах

Мир домашних животных чрезвычайно богат и интересен детям. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными - кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними. Для ребёнка чрезвычайно близок мир под названием «домашние животные». Рассказ для детей продолжает показывать ребёнку реалистичную картину жизни домашних питомцев, герои рассказов могут быть наделены могут быть более реальными представителями мира домашних животных. Классики рекомендуют использовать для рассказывания детям следующие произведения: «Это все кошки», «Это все собаки» Н. Акимушкина и др.

Северные жители и дети

Часто малыши, зная достаточно хорошо мир начинают интересоваться другими обитателями планеты, их жизнью, повадками, условиями существования. Удобным объектом для изучения в этом случае будут животные, проживающие в условиях севера. Специфика изучения таких животных в том, что, с одной стороны, близки и немного знакомы детям, с другой стороны, несколько отличаются от обычных обитателей леса Для детей рассказ несёт в первую очередь познавательную и развивающую функцию: совершенствуются навыки сравнения животных леса и северных животных, определения сходства и различия между ними, их образа жизни. Главные герои таких рассказов могут быть наделены человеческими качествами, например, как медвежонок Умка в сказке о северных медведях. Такой образ будет близок и интересен детям, к тому же понятен. Дети постарше также охотно ассоциируют жителей Крайнего Севера со сказочными героями и персонажами.

Рассказы детей о собственных наблюдениях

Слушая рассказ взрослого об интересном мире животных, ребёнок мысленно попадает в этот удивительный мир, дышит атмосферой леса, путешествует вместе с педагогом. Постепенно ребёнок привыкает к таким рассказам, по мере взросления понимает, что чудесный мир рассказа близок к сказке, но в то же время полностью воссоздаёт реальность. У большинства детей возникает желание самостоятельно проговаривать истории из жизни маленьких друзей. Изначально дети просто копируют рассказы педагога, пересказывая их родителям, братьям, сестрам, соседям, друзьям. Постепенно процесс рассказывания совершенствуется, ребёнок уже самостоятельно описывает повадки и условия существования знакомых ему животных. Педагогу и родителям необходимо следить, чтоб рассказы, придуманные детьми о животных,близко отражали реальность существования диких или домашних питомцев.

Реалистичные рассказы о животных для детей

Детям младшего дошкольного возраста наделение животных человеческими качествами помогает быстрее и полнее представить жизнь и привычки маленьких домашних питомцев и зверей в лесу. В силу специфики мышления ребёнка-дошкольника такой метод часто бывает необходим для улучшения качества обучения. Реалистичный рассказ о животных для детей призван дать детям старшего возраста понятие о том, что симпатичные маленькие питомцы - не игрушки! У каждого животного свои повадки и свой характер, поэтому нельзя взять котенка или собачку на несколько дней, а потом безжалостно выкинуть на улицу, так как животное не просто привыкает к людям - оно им доверяет. Реалистичные рассказы помогут малышам понять правила содержания домашних питомцев, особенности ухода за ними, меру ответственности при принятии решения взять в дом маленького четвероногого друга. Рассказы про животных детям старшего дошкольного возраста подбираются с учётом реалистичности и специфики мышления ребёнка-дошкольника. Образы животных в детских рассказах, наряду с реалистичными чертами и повадками, могут выступать как интересные малышам и близкие для восприятия.

Учёт возрастной категории малышей при подборе рассказов о животных

Подбирая ассортимент детских рассказов для работы с детьми дошкольного возраста, следует учитывать возраст ребёнка-дошкольника. Рассказ о животных для детей младшего возраста отличается простотой построения, мелодичностью звучания и доступностью образов. Они небольшие по объёму, главными героями в таких рассказах, как правило, выступают знакомые малышам персонажи: котики, собачки, зайчик. По мере взросления ребёнка усложняются и образы сюжета рассказа для детей. Малышам среднего дошкольного возраста уже доступны для восприятия экзотические персонажи: обезьяна, слон, тигр. Кроме того, активно включаются в сюжеты детских рассказов животные леса: белка, лиса, волк, медведь. Не стоит забывать также и о домашних питомцах, на этом возрастном этапе происходит уже формирование дифференциации: домашние и дикие животые.

Рассказы о животных для старших дошкольников и младших школьников

Старшим дошкольникам, как и младшим школьникам, рассказы следует подбирать как со сказочными элементами, так и реалистичные, для формирования целостной картины отражения окружающего мира. Естественно, что и животные для рассказов детям старшего дошкольного возраста подбираются без ограничений, так как задача педагогов и родителей на этом этапе - расширение кругозора ребёнка и всесторонней осведомлённости о предметах окружающей среды. К этому возрастному периоду уже активно сформированы процессы классификации и обобщения, поэтому дети, развивающиеся в норме, без проблем соотносят животных и среду обитания, повадки и привычки животного и правила ухода за ним.

Der Tiger ist ein großes Wildtier. Er hat gelbe Farbe mit schwarzen Streifen. Der Tiger ist stark und gewandt, er kann laut knurren, gut schwimmen, springen und schnell laufen. Dieses Tier lebt in Asien und Russland. Man kann es auch in einem Zoo oder Zirkus sehen.

Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.

Der Bär gehört zu den Wildtieren. Er ist groß und beweglich. Er hat braunes Fell, dicke Beine und kleine Ohren. Der Bär kann gut schwimmen und klettern auf die Bäume. Dieses Tier lebt im Wald. Den ganzen Winter schläft er in seiner Höhle. Obwohl er das Raubtier ist, mag er auch Beeren, Früchte, Korn, Gras und die Wurzeln der Pflanzen.

Медведь относится к диким животным. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живет в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.

Der Wolf ist ein wildes Waldtier. Sein Fell ist meistens grau, aber kann auch unterschiedlich sein, z.B. weiß oder schwarz. Er ist einem Hund ähnlich. Dieses Tier ist sehr klug und geschickt. Er kann schnell laufen und gut jagen. Er isst nur das Fleisch anderer Tiere.

Волк – это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или черным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.

Der Hase ist ein kleines Wildtier, das lange Ohren, runden flaumigen Schwanz und starke Hinterpfoten hat. Sein Fell ist grau in Sommer und weiß im Winter. Er lebt auf der Wiese oder im Wald. Es ist schwer ihn zu fangen, denn er läuft sehr schnell.

Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро.

Der Löwe ist ein Raubtier, das in der Savanne lebt. Man nennt ihn den Zar der Tiere. Er hat eine schöne dicke Mähne und starke Pfoten. Er jagt Antilopen, Zebra und andere Tiere. Nach dem Essen schläft der Löwe lange gern. Es ist ein sehr kluges und ausdauerndes Tier. Man kann ihn dressieren, und dann tritt er im Zirkus auf.

Лев – это хищное животное, которое живет в саванне. Его называют «царем» зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.

Der Affe ist ein Wildtier, das meistens in Afrika oder Südamerika lebt. Es kann groß oder klein sein. Dieses Tier ist sehr furchtsam und vorsichtig. Deshalb klettert es fast die ganze Zeit auf den Bäumen, auf solche Weise sucht sich die Nahrung. Die Affen essen die Insekten, die Samen, die Beeren und das Obst. Einige von ihnen wohnen im Zoo, andere treten im Zirkus auf.

Обезьяна – это дикое животное, которое обитает в основном в Африке или Южной Америке. Оно может быть большим или маленьким. Это животное очень пугливо и осторожно. Поэтому почти все время лазает по деревьям, таким способом ищет себе пищу. Обезьяны едят насекомых, семена, ягоды и фрукты. Некоторые из них живут в зоопарке, другие выступают в цирке.

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

Лиса.
У лисы длинная мордочка, глаза небольшие, ушки всегда настороже, лапки маленькие. Шубка у нее рыженькая и лоснится, как шелк. На горлышке у лисы белый галстучек. Крадется лиса осторожно, следы своим пушистым хвостом заметает. Бегает ночью в деревню, кур таскает.

Лиса.
Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.


Лиса.
Лисы – очень заботливые родители. Они вместе воспитывают малышей. Папа охраняет нору и приносит добычу для своего семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет детёнышей. Лисята играют возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лисица переносит малышей в более безопасное место.
Когда детёнышам исполняется полтора месяца, лиса начинает учить их охоте. Сначала мама показывает им, как ловить кузнечиков. Лисята пытаются ей подражать. Если научатся летом ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

1. Ответить на вопросы:
Какие родители у лисят? Что делает папа лисят? Что делает мама лисят? Как поступает лиса, если её нору найдёт человек? Когда лисят начинают учить охоте?
Кто является первой добычей лисят?
2. Пересказать.

Волк.
Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волк.
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет да запоры плохи – несдобровать овце.


Заяц.
Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


Белка.
Не страшен белке холод. У неё серенькая шубка тёплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Белка.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.


Медведь.
Медведь - это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто густой, длинной шерстью. Медведь умеет рычать. Он ест всё: ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь - сладкоежка: он забирает у пчёл мёд. Медведь - хищное животное. Живёт он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу и спит всю зиму. Для людей важен его мех.

Медведь.
Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Медведь.
К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.


Еж.
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху в клубочек свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в кепку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка на блюдечке. А еж лежит клубочком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова в клубочек свернулся. А потом ребята заигрались, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.

1. Ответить на вопросы:
Где ходили ребята? Кого они нашли? Где сидел еж? Что сделал ежик со страху?
Почему дети не укололись, когда брали ежа?
Что они ему дома дали? Что было дальше?
2. Пересказать.


Рысь.
Рысь – крупная и опасная лесная кошка. В апреле находит рысь укромное место для логова, где у нее появляются два-три котенка. Рысь – заботливая мать, она часто кормит детенышей молоком, облизывает, согревает теплом своего тела. К концу первого месяца жизни детенышей мать начинает приносить в логово мелких птичек, мышей. Рысята мало едят добычу, но набрасываются на нее и долго играют с ней.
На втором месяце рысь выводит рысят на охоту.


Слон.
Слон живет в индийских джунглях. Он громадный, шкура у него морщинистая, голая, без шерсти, хобот длинный и упругий. Шагает слон и хоботом покачивает. Он все, что захочет, хоботом сделает. Если приучить слона, он хорошим помощником будет: деревья в лесу клыками выкорчевывает, большие камни с места на место перетаскивает, даже за маленькими детьми умеет присматривать. Слон – очень умное животное.

Слоны.
Слоны – очень крупные животные высотой до трёх метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.
Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 вёдер воды.
Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причинённое им, они помнят всю жизнь.

1. Ответить на вопросы:
Зачем слону хобот? Как живут слоны? Чем слоны питаются? Какая у слонов память?
2. Пересказать.


Носорог.
Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадный зверь – носорог. Нипочем ему колючки и шипы, твердые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копье от нее отскочит, стрела сломается. Пробьет такую шкуру только пуля от винтовки. У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться. Вспыльчивый зверь и подозрительный.

Жираф.
Жираф – дикое животное. Шкура у жирафа пестрая, будто пятна наклеены. Шкура от врагов спасает: когда светит солнце сквозь листья деревьев, тень на земле ложится пестрая, пятнистая, совсем как шкура жирафа. Встанет жираф в эту тень, его и не видно. Ходит жираф от дерева к дереву, листья с деревьев щиплет. Удобно ему: шея у него длинная-длинная.

1. Ответить на вопросы:
Зачем жирафу пятна на шкуре? Чем питается жираф? Зачем жирафу длинная шея?
2. Пересказать.

В. Бианки «Кошкин питомец»

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.

Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её питомца-зайца.

Вопросы для обсуждения

Кто тебе понравился больше в рассказе В. Бианки: кошка или её питомец? Почему? Расскажи, как кошка выкормила зайчонка. Как стали жить кошка с зайчонком? Чему научила кошка своего питомца-зайца? Расскажи, как заяц защищался от собак. Как автор называет зайца в рассказе «Кошкин питомец»? (Приёмыш, питомец). Почему он так называется?

Н. Сладков «Мурлыка»

Жил-был у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.

Летом кот уважал молоко холодное. Такое, чтоб из запотевшей крынки. Только достанет бабушка крынку из колодца — Мурлыка тут как тут! Хвост торчком и мурлычет так, что усы дребезжат.

Налакается холодного молока — и на завалинку. Лапки вверх, глаза заведёт — холодный живот на солнце греет.

Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом до капельки вылакает.

Распарится, разомлеет — и заскребётся в дверь. Горячим животом сразу на снег — остужает.

День и ночь — сутки прочь. Мурлыка то греет живот, то студит. А в свободное время лакает молоко. Ловить мышей ему некогда.

Долго ли, коротко ли — умерла бабушка. Стал Мурлыка жить у бабушкиной внучки.

Хотите знать, что он сейчас делает?

Тогда посмотрите в окно. Если за окном лето — значит, кот Мурлыка живот греет, а если зима — остужает.

Живёт не тужит. Мышей не ловит. А мурлычет так, что усы дребезжат. И хвост трубой.

К. Д. Ушинский «Бишка»

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Бишка». О ком в нём говорится? Как рассказывает собака о том, что она делает для человека?

К. Д. Ушинский «Коровка»

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».

Л. Воронкова «Петушиное слово»

Стадо отдыхало у самой речки, под вербами. Коровы стояли в холодке, дремали.

Но скоро пришли доярки, разбудили коров. Доярки увидели Ваню и начали спрашивать у бабушки:

— Это что ж, Захаровна, новый дояр у нас?

— Или в пастухи пришёл наниматься?

— Что вы, что вы, — отвечала бабушка, — это же мой внучек Ваня.

Доярки шутили, смеялись, будто и не знали, что Ваня бабушкин внучек.

Потом бабушка сказала:

— Я доить стану. А ты, Ваня, иди к речке, искупайся. Да сорви лопушок на голову, а то солнышком напечёт.

Ваня спустился к речке. Искупался. Поиграл с рыбками. На мелком месте, где солнце до дна прогревает воду, всегда толпятся маленькие рыбки. Вспугнёшь их — они сразу рассыплются, разлетятся, как серебряные стрелки. А стоишь тихо в воде — снова соберутся вокруг ног. Играют.

В речке Ваня нарвал зелёной осоки. Нашёл в кустах лопушок, положил себе на голову вместо шляпы. И уселся под вербами. Сидит и плетёт из осоки плётку.

А пастух дядя Андрей тут же в холодке лежит, накрыл лицо кепкой и спит.

Вдруг что-то случилось. Загремел подойник, доярка Матрёна закричала, начала браниться:

— Ах противная! Ах негодная, чтоб тебя волки съели.

И ударила свою корову. Корова побежала от неё. Бежит, фыркает, хвост трубой...

Бабушка как раз кончила доить Бурёнку.

— Матрёша, разве можно корову бить?

— А как же её не бить? — с досадой ответила Матрёша. — Ногой по ведру ударила, молоко пролила! А теперь вот бегает — поймай её! Не поймаешь. И молока не даст, ни за что не даст. Такая противная!

— Нехорошо так-то, нехорошо, — сказала бабушка, — тут разобраться надо! Её слепень укусил, хотела слепня согнать да нечаянно по ведру ударила. За что же её бранить? Не нарочно ведь. Понять нужно.

Матрёша хотела подойти к сердитой корове.

— Стой, Пеструшка, стой!

Но Пеструшка покосилась на неё, засопела и опять убежала.

— Не верит она тебе, — сказала бабушка, — один раз ударила, можешь и в другой раз ударить. Дай-ка я с ней поговорю.

Бабушка подошла к Пеструшке, приласкала её, почесала за рогами — это коровы очень любят. Потом достала из кармана чистую тряпочку и вытерла ей слёзы на глазах, потому что Пеструшка от обиды плакала.

— Ну, вот и всё, коровушка моя, вот и конец раз

дору. Не сердись, не обижайся. Доиться надо. Ну-ка иди, Матрёша. Пеструшка на тебя больше не сердится. И ты с ней будь поласковей.

Матрёша подошла, погладила Пеструшку и села доить. Доярки окружили бабушку.

— Захаровна, скажи нам, почему это тебя коровы слушаются?

Тут пастух дядя Андрей сдвинул кепку с лица и сказал сонным голосом:

— Она петушиное слово знает.

— Ох, Захаровна! — закричали доярки. — Скажи и нам это слово. Волшебное оно, что ли?

— А слово это очень простое, — ответила им бабушка. — Коровушек понимать надо, уважать их надо. А главное, надо их любить. Вот и все моё волшебство.

Вопросы для обсуждения с детьми

Что ты узнал о корове из рассказа К. Д. Ушинского? Какую полезную еду даёт людям корова? Как выглядит корова? Что она ест летом, а что ест зимой? Как называется домик для коровы? Как корова зовёт хозяйку? Нарисуй корову, которая пасётся на лугу,

Расскажи, где летом пасётся корова. Кто пасёт коров? Что делает пастух, чтобы коровы вышли к нему?

К. Д. Ушинский «Козёл»

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Вопросы для обсуждения

Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!

Что ты узнал о козах из рассказа К. Д. Ушинского? Как выглядит козёл? Как он зовёт коз с козлятками? Что делают в саду козы с козлятами? Как играют в саду маленькие козлятки? Кого в рассказе называют бородатым хозяином: человека или козла?

Рассказы про диких животных для детей 3-4 лет

Г. Снегирёв «Хитрый бурундук»

Построил я себе в тайге чум. Это не домик и не лесной шалашик, а просто длинные палки вместе сложены. На палках лежит кора, а на коре — брёвнышки, чтобы куски коры не сдуло ветром.

Стал я замечать, что кто-то в чуме оставляет кедровые орешки.

Я никак не мог догадаться, кто же без меня в моём чуме орешки ест. Даже страшно стало.

Но вот раз подул холодный ветер, нагнал тучи, и днём стало совсем темно.

Залез я поскорее в чум, а место моё уже занято.

В самом темном углу сидит бурундук. У бурундука за каждой щекой по мешочку с орехами.

Щеки толстые, глаза щёлочками. Смотрит он на меня, боится орешки на землю выплюнуть: думает, я их украду.

Терпел бурундук, терпел, да и выплюнул все орешки. И сразу щеки у него похудели.

Насчитал я на земле семнадцать орешков.

Бурундук сначала боялся, а потом увидел, что я спокойно сижу, и стал рассовывать орешки до щелям и под брёвнышки.

Когда бурундук убежал, посмотрел я — всюду орешки напиханы, крупные, жёлтые. Видно, бурундук в моём чуме устроил кладовую.

Какой хитрый этот бурундук! В лесу белки да сойки все орешки у него растащат. А бурундук знает, что в мой чум ни одна сойка-воровка не полезет, вот и притащил ко мне свои запасы. И я уже не удивлялся, если находил в чуме орешки. Я знал, что со мной живёт хитрый бурундук.

Вопросы для обсуждения

Тебе понравился рассказ Г. Снегирёва «Хитрый бурундук»? С чего начался рассказ? Расскажи, как герой рассказа познакомился с непрошеным гостем? Где прятал бурундук орехи?

В. Бианки «Купание медвежат»

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Вопросы для обсуждения

Как ты считаешь, рассказ В. Бианки смешной или грустный? О ком говорится в этом рассказе? Сколько было медведей? Зачем медведи пришли к реке? Кто купал медвежат? Расскажи, как медведь-пестун купал медвежат. Что случилось, когда пестун уронил медвежонка в реку? Чем закончилась история про купание медвежат? Кто понравился тебе в рассказе больше всего? Какая часть рассказа тебе показалась самой интересной?

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет; на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисанька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Вопросы для обсуждения

О ком рассказ К. Д. Ушинского? Как он называется? Как выглядит лиса? Как она ходит по земле? Что она умеет делать? Какие слова находит автор для лисы? (Кумушка лиса, лиса, умница, кума, Лиса Патрикеевна, лисонька, разбойница-лиса.) Автору нравится лиса, или он считает, что она плохая? Какое слово помогло тебе это понять?

Н. Сладков «Бюро лесных услуг»

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

— Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно...

Тут Заяц ввязался:

— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?

— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.

— Кто следующий?

— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!

Сорока чуть с дерева не упала:

— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.

— Кого же ты сторожить можешь?

— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике...

— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что я, хуже других, что ли?

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.

Всякое в лесу бывает.

Вопросы для обсуждения

О ком рассказ Н. Сладкова «Бюро лесных услуг»?

Кто предложил организовать в лесу «Бюро добрых услуг»?

Почему Сорока не записала Волка в «Бюро добрых услуг»?

Н. Сладков «Заячий хоровод»

Мороз на дворе. Особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, теневая затянута матовой коркой льда.

Порыжели ивняки, а ольховые заросли стали лиловыми.

Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз.

Пришла пора заячьих песен. Самое время ночных заячьих хороводов.

Как зайцы поют — по ночам слышно. А как хоровод водят — в темноте не видать.

Но по следам всё понять можно: шла прямая заячья тропа, от пенька до пенька, через кочки, через валежины, под белыми заячьими воротцами и вдруг закружила немыслимыми петлями! Восьмёрками среди берёзок, кругами-хороводами вокруг ёлочек, каруселью между кустов.

Будто закружились у зайцев головы, и пошли они петлять да путать. Пляшут и поют: «гу-гу-гу-гуу! Гу-гу- гу-гуу!»

Как в берестяные дудки дуют. Даже губы подскакивают!

Нипочём им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, всю зиму прятались и молчали. Довольно! Март на дворе. Солнце одолевает мороз. Самая пора заячьих песен. Время заячьих хороводов.

Вопросы для обсуждения

Что ты узнал о зайце из рассказа Н. Сладкова? Какого цвета бывает у зайчика шубка? Чем она хороша зимой? Что ест зайка зимой? А что ест зайчик летом? Нарисуй зайчика в зимней шубке. Какого цвета краску ты возьмёшь? А летом у зайчика шуба тоже белая?

И. С. Соколов-Микитов «Ёж»

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб.

Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его логова, никто не разбудит.

До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ И. С. Соколова-Микитова «Ёж». Расскажи, о каком времени года говорится в этом рассказе. Чем питается осенью ёжик? Что он себе готовит на зиму? Где будет спать ёжик всю зиму? С чем сравнивается в рассказе снежный сугроб, которым будет накрыто логово ежа?

В. Бианки «Белкина сушильня»

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы — маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Рассказы о животных для чтения в начальной школе. Рассказы Бориса Житкова про животных. Рассказы для внеклассного чтения в начальной школе. Рассказы про слона, рассказы про собак, рассказы про корову и телёнка.

Борис Житков. Вечер

Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая — Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Дома Машу подоили, надоили целое ведро парного молока. Налили Алёшке в плошку:

— На, пей, Алёшка.

Обрадовался Алёшка — давно молока хотел, — всё до дна выпил и плошку языком вылизал.

Напился Алёшка, захотелось ему по двору пробежаться. Только он побежал, вдруг из будки выскочил щенок — и ну лаять на Алёшку. Испугался Алёшка: это, верно, страшный зверь, коли так лает громко. И бросился бежать.

Убежал Алёшка, и щенок больше лаять не стал. Тихо стало кругом. Посмотрел Алёшка — никого нет, все спать пошли. И самому спать захотелось. Лёг и заснул во дворе.

Заснула и корова Маша на мягкой траве.

Заснул и щенок у своей будки — устал, весь день лаял.

Заснул и мальчик Петя в своей кроватке — устал, весь день бегал.

А птичка давно уж заснула.

Заснула на ветке и головку под крыло спрятала, чтоб теплей было спать. Тоже устала. Весь день летала, мошек ловила.

Все заснули, все спят.

Не спит только ветер ночной.

Он в траве шуршит и в кустах шелестит.

Борис Житков. Охотники и собаки

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».

Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.

И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Охотник свистнул собак.

«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну».

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».

Борис Житков. Как слон спас хозяина от тигра

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.

Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».

Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

— Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Борис Жидков. Про слона

Мы подходили на пароходе к Индии. Утром должны были прийти. Я сменился с вахты, устал и никак не мог заснуть: все думал, как там будет. Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить. Все думал — вот утром, сразу открою глаза — и индусы, черные, заходят вокруг, забормочут непонятно, не то что на картинке. Бананы прямо на кусте,

город новый — все зашевелится, заиграет. И слоны! Главное — слонов мне хотелось посмотреть. Все не верилось, что они там не так, как в зоологическом, а запросто ходят, возят: по улице вдруг такая громада прет!

Заснуть не мог, прямо ноги от нетерпения чесались. Ведь это, знаете, когда сушей едешь, совсем не то: видишь, как все постепенно меняется. А тут две недели океан — вода и вода, — и сразу новая страна. Как занавес в театре подняли.

Наутро затопали на палубе, загудели. Я бросился к иллюминатору, к окну, — готово: город белый на берегу стоит; порт, суда, около борта шлюпки: в них черные в белых чалмах — зубы блестят, кричат что-то; солнце светит со всей силы, жмет, кажется, светом давит. Тут я как с ума сошел, задохнулся прямо: как будто я — не я и все это сказка. Есть ничего с утра не хотел. Товарищи дорогие, я за вас по две вахты в море стоять буду — на берег отпустите скорей.

Выскочили вдвоем на берег. В порту, в городе все бурлит, кипит, народ толчется, а мы — как оголтелые и не знаем, что смотреть, и не идем, а будто нас что несет (да и после моря по берегу всегда странно ходить). Смотрим — трамвай. Сели в трамвай, сами толком не знаем, зачем едем, лишь бы дальше, — очумели прямо. Трамвай нас мчит, мы глазеем по сторонам и не заметили, как выехали на окраину. Дальше не идет. Вылезли. Дорога. Пошли по дороге. Придем куда-нибудь!

Тут мы немного успокоились и заметили, что здорово жарко. Солнце над самой маковкой стоит; тень от тебя не ложится, а вся тень под тобой: идешь, и тень свою топчешь.

Порядочно уже прошли, уж людей не стало встречаться, смотрим — навстречу слон. С ним четверо ребят — бегут рядом по дороге. Я прямо глазам не поверил: в городе ни одного не видали, а тут запросто идет по дороге. Мне казалось, что из зоологического вырвался. Слон нас увидел и остановился. Нам жутковато стало: больших при нем никого нет, ребята одни. А кто его знает, что у него на уме. Мотанет раз хоботом — и готово.

А слон, наверно, про нас так думал: идут какие-то необыкновенные, неизвестные, — кто их знает? И стал. Сейчас хобот загнул крючком, мальчишка старший стал на крюк на этот, как на подножку, рукой за хобот придерживается, и слон его осторожно отправил себе на голову. Тот там уселся между ушами, как на столе.

Потом слон тем же порядком отправил еще двоих сразу, а третий был маленький, лет четырех, должно быть, — на нем только рубашонка была коротенькая, вроде лифчика. Слон ему подставляет хобот — иди, мол, садись. А он выкрутасы разные делает, хохочет, убегает. Старший кричит ему сверху, а он скачет и дразнит — не возьмешь, мол. Слон не стал ждать, опустил хобот и пошел — сделал вид, что он на его фокусы и смотреть не хочет. Идет, хоботом мерно покачивает, а мальчишка вьется около ног, кривляется. И как раз, когда он ничего не ждал, слон вдруг хоботом цап! Да так ловко! Поймал его за рубашонку сзади и подымает наверх осторожно. Тот руками, ногами, как жучок. Нет уж! Никаких тебе. Поднял слон, осторожно опустил себе на голову, а там ребята его приняли. Он там, на слоне, все еще воевать пробовал.

Мы поравнялись, идем стороной дороги, а слон с другого бока и на нас внимательно и осторожно глядит. А ребята тоже на нас пялятся и шепчутся меж собой. Сидят, как на дому, на крыше.

Вот, — думаю, — здорово: им нечего там бояться. Если б и тигр попался навстречу, слон тигра поймает, схватит хоботищем поперек живота, сдавит, швырнет выше дерева и, если на клыки не подцепит, все равно будет ногами топтать, пока в лепешку не растопчет.

А тут мальчишку взял, как козявку, двумя пальчиками: осторожно и бережно.

Слон прошел мимо нас: смотрим, сворачивает с дороги и попер в кусты. Кусты плотные, колючие, стеной растут. А он — через них, как через бурьян, — только ветки похрустывают, — перелез и пошел к лесу. Остановился около дерева, взял хоботом ветку и пригнул ребятам. Те сейчас же повскакали на ноги, схватились за ветку и что-то с нее обирают. А маленький подскакивает, старается тоже себе ухватить, возится, будто он не на слоне, а на земле стоит. Слон пустил ветку и другую пригнул. Опять та же история. Тут уж маленький совсем, видно, в роль вошел: совсем залез на эту ветку, чтоб ему тоже досталось, и работает. Все кончили, слон пустил ветку, а маленький-то, смотрим, так и полетел с веткой. Ну, думаем, пропал — полетел теперь, как пуля, в лес. Бросились мы туда. Да нет, куда там! Не пролезть через кусты: колючие, и густые, и путаные. Смотрим, слон в листьях хоботом шарит. Нащупал этого маленького, — он там, видно, обезьянкой уцепился, — достал его и посадил на место. Потом слон вышел на дорогу впереди нас и пошел обратно. Мы за ним. Он идет и по временам оглядывается, на нас косится: чего, мол, сзади идут какие-то? Так мы за слоном пришли к дому. Вокруг плетень. Слон отворил хоботом калиточку и осторожно просунулся во двор; там ребят спустил на землю. Во дворе индуска на него начала кричать что-то. Нас она сразу не заметила. А мы стоим, через плетень смотрим.

Индуска орет на слона, — слон нехотя повернулся и пошел к колодцу. У колодца врыты два столба, и между ними вьюшка; на ней веревка намотана и ручка сбоку. Смотрим, слон взялся хоботом за ручку и стал вертеть: вертит как будто пустую, вытащил — целая бадья там на веревке, ведер десять. Слон уперся корнем хобота в ручку, чтобы не вертелась, изогнул хобот, подцепил бадью и, как кружку с водой, поставил на борт колодца. Баба набрала воды, ребят тоже заставила таскать — она как раз стирала. Слон опять бадью спустил и полную выкрутил наверх.

Хозяйка опять его начала ругать. Слон пустил бадью в колодец, тряхнул ушами и пошел прочь — не стал воду больше доставать, пошел под навес. А там в углу двора на хлипких столбиках навес был устроен — только-только слону под него подлезть. Сверху камышу накидано и каких-то листьев длинных.

Тут как раз индус, сам хозяин. Увидал нас. Мы говорим — слона пришли смотреть. Хозяин немного знал по-английски, спросил, кто мы; все на мою русскую фуражку показывает. Я говорю — русские. А он и не знал, что такое русские.

— Не англичане?

— Нет, — говорю, — не англичане.

Он обрадовался, засмеялся, сразу другой стал: позвал к себе.

А индусы англичан терпеть не могут: англичане давно их страну завоевали, распоряжаются там и индусов у себя под пяткой держат.

Я спрашиваю:

— Чего это слон не выходит?

— А это он, — говорит, — обиделся, и, значит, не зря. Теперь нипочём работать не станет, пока не отойдет.

Смотрим, слон вышел из-под навеса, в калитку — и прочь со двора. Думаем, теперь совсем уйдет. А индус смеется. Слон пошел к дереву, оперся боком и ну тереться. Дерево здоровое — прямо все ходуном ходит. Это он чешется так вот, как свинья об забор.

Почесался, набрал пыли в хобот и туда, где чесал, пылью, землей как дунет! Раз, и еще, и еще! Это он прочищает, чтобы не заводилось ничего в складках: вся кожа у него твердая, как подошва, а в складках — потоньше, а в южных странах всяких насекомых кусачих масса.

Ведь смотрите какой: об столбики в сарае не чешется, чтобы не развалить, осторожно даже пробирается туда, а чесаться ходит к дереву. Я говорю индусу:

— Какой он у тебя умный!

А он хохочет.

— Ну, — говорит, — если бы я полтораста лет прожил, не тому еще выучился бы. А он, — показывает на слона, — моего деда нянчил.

Я глянул на слона — мне показалось, что не индус тут хозяин, а слон, слон тут самый главный.

Я говорю:

— Старый он у тебя?

— Нет, — говорит, — ему полтораста лет, он в самой поре! Вон у меня слоненок есть, его сын, — двадцать лет ему, совсем ребенок. К сорока годам в силу только входить начинает. Вот погодите, придет слониха, увидите: он маленький.

Пришла слониха, и с ней слоненок — с лошадь величиной, без клыков; он за матерью, как жеребенок, шел.

Ребята индусовы бросились матери помогать, стали прыгать, куда-то собираться. Слон тоже пошел; слониха и слоненок — с ними. Индус объясняет, что на речку. Мы тоже с ребятами.

Они нас не дичились. Все пробовали говорить — они по-своему, мы по-русски — и хохотали всю дорогу. Маленький больше всех к нам приставал, — все мою фуражку надевал и что-то кричал смешное — может быть, про нас.

Воздух в лесу пахучий, пряный, густой. Шли лесом. Пришли к реке.

Не река, а поток — быстрый, так и мчит, так берег и гложет. К воде обрывчик в аршин. Слоны вошли в воду, взяли с собой слоненка. Поставили, где ему по грудь вода, и стали его вдвоем мыть. Наберут со дна песку с водой в хобот и, как из кишки, его поливают. Здорово так — только брызги летят.

А ребята боятся в воду лезть — больно уж быстрое течение, унесет. Скачут на берегу и давай в слона камешками кидать. Ему нипочем, он даже внимания не обращает — все своего слоненка моет. Потом, смотрю, набрал в хобот воды и вдруг как повернет на мальчишек и одному прямо в пузо как дунет струей — тот так и сел. Хохочет, заливается.

Слон опять своего мыть. А ребята еще пуще камешками его донимать. Слон только ушами трясет: не приставайте, мол, видите, некогда баловаться! И как раз, когда мальчишки не ждали, думали — он водой на слоненка дунет, он сразу хобот повернул да в них.

Те рады, кувыркаются.

Слон вышел на берег; слоненок ему хобот протянул, как руку. Слон заплел свой хобот об его и помог ему на обрывчик вылезти.

Пошли все домой: трое слонов и четверо ребят.

На другой день я уж расспросил, где можно слонов поглядеть на работе.

На опушке леса, у речки, нагорожен целый город тесаных бревен: штабеля стоят, каждый вышиной в избу. Тут же стоял один слон. И сразу видно было, что он уж совсем старик — кожа на нем совсем обвисла и заскорузла, и хобот, как тряпка, болтается. Уши обгрызенные какие-то. Смотрю, из лесу идет другой слон. В хоботе качается бревно — громадный брус обтесанный. Пудов, должно быть, во сто. Носильщик грузно переваливается, подходит к старому слону. Старый подхватывает бревно с одного конца, а носильщик опускает бревно и перебирается хоботом в другой конец. Я смотрю: что же это они будут делать? А слоны вместе, как по команде, подняли бревно на хоботах вверх и аккуратно положили на штабель. Да так ровно и правильно — как плотник на постройке.

И ни одного человека около них.

Я потом узнал, что этот старый слон и есть главный артельщик: он уже состарился на этой работе.

Носильщик ушел не спеша в лес, а старик повесил хобот, повернулся задом к штабелю и стал смотреть на реку, как будто хотел сказать: «Надоело мне это, и не глядел бы».

А из лесу идет уже третий слон с бревном. Мы — туда, откуда выходили слоны.

Прямо стыдно рассказывать, что мы тут увидели. Слоны с лесных разработок таскали эти бревна к речке. В одном месте у дороги — два дерева по бокам, да так, что слону с бревном не пройти. Слон дойдет до этого места, опустит бревно на землю, подвернет колени, подвернет хобот и самым носом, самым корнем хобота толкает бревно вперед. Земля, каменья летят, трет и пашет бревно землю, а слон ползет и пихает. Видно, как трудно ему на коленях ползти. Потом встанет, отдышится и не сразу за бревно берется. Опять повернет его поперек дороги, опять на коленки. Положит хобот на землю и коленками накатывает бревно на хобот. Как хобот не раздавит! Гляди, снова уже встал и несет. Качается, как грузный маятник, бревнище на хоботе.