Расцвет науки и здравоохранения при Екатерине II Великой. Вклад Екатерины II в развитие науки, культуры и духовности России

Правление Екатерины II нельзя назвать полноценным периодом расцвета Российской империи, ведь успешные реформы соседствовали с непомерным протежированием представителей дворянского сословия, а успехи на международной арене соседствовали с провалами во внутренней политике. Однако одно можно сказать наверняка: Екатерина II внесла немалый вклад в развитие политики Просвещения в российском обществе. Период правления Екатерины Великой называют не только золотым веком дворянства, но еще и эпохой просвещенного абсолютизма.

Пожалуй, главным направлением деятельности Екатерины Великой можно считать развитие сферы образования. Императрица всегда восхищалась европейским государственным устройством, развитием культуры и образования в Британии и Франции. Именно поэтому ей не давали покоя реформы в области образование, которые смогли бы в дальнейшем изменить и общество в целом. Делая ставку на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного образования, Екатерина II делала ставку и на будущее поколение граждан.

Какие же преобразования в области образования в период правления Екатерины Великой можно назвать ключевыми?

  • 1764 - открытие первого в России института Благородных девиц.
  • 1768 - введение революционной для того времени классно-урочной системы.
  • Учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот.
  • 1783 - учреждение Российской академии, играющей важное значение и в будущем развитии научной и образовательной деятельности в стране.

Практически все реформы, в том числе и создание Российской академии по образцу французского учреждения с аналогичными свойствами, сыграли важнейшую роль в истории российского образования в будущем. Так, например, классно-урочная система, введенная Екатериной II и адаптированная для всех уровней образовательной системы, пользуется популярностью и в современных школах.

Влияние на искусство и культуру

Вклад Екатерины Великой в область развития искусства и культуры также сложно переоценить. Неплохо разбираясь в литературе и изобразительном искусстве, императрица состояла в переписке с ведущими деятелями культуры мира, такими как Вольтер и Дидро. Благодаря своим международным связям, императрица могла выяснить все особенности развития культуры на западе и использовать их применительно к своему государству.

Так, например, в период правления Екатерины II начали свою работу Эрмитаж и Публичная библиотека. Многие произведения искусства, до создания Эрмитажа, хранились в неподобающих условиях, а здесь великим работам мастеров, наконец, были оказаны заслуженные почести.

Екатерина II вкладывала деньги и в архитектуру, преобразовывая облик Санкт-Петербурга, изменяя и сам Зимний дворец. Многих отечественных архитекторов возмущало то, что для важнейших и почетных миссий, Екатерина Великая приглашала иностранных специалистов. Ее протежирование иностранных деятелей культуры заметно в течение всего правления императрицы.

Помимо действий в области архитектуры и изобразительного искусства, правительницы покровительствовала и театру. В частности, с подачи Екатерины в Санкт-Петербурге проводились многочисленные спектакли, приезжали иностранные труппы. Однако, как и до правления Екатерины II, подобные развлечения были доступны только представителям дворянского сословия. В то время, пока дворяне развлекались на балах и в музеях, происходило еще более сильное и заметное закрепощение крестьян.

Недостатки просветительской деятельности Екатерины II

По какой причине в аналогах мировой истории, Екатерина Великая зарекомендовала себя как деятель Просвещения? Дело здесь скорее не в ее масштабной работе, а в том, что до правительницы практически никто не задумывался о массовом развитии культуры и искусства. На протяжении всего периода своего правления, Екатерина II продвигала писателей, ученых, деятелей искусства, чье творчество вызывало у нее восхищение.

Однако главным недостатком просветительской деятельности Екатерины II было то, что правительница поощряла лишь тех представителей творческих профессий, которые были ей милы. Гонениям подверглись Радищев, Княжнин, Новиков и многие другие лишь по одной причине: их творчество было неугодно правительнице.

Даже с Михаилом Ломоносовым у императрицы случались конфликты, а в 1763 году, знаменитый деятель искусства даже подал в отставку с должности статского советника. Екатерина одобрила прошение об отставке, но после отменила собственное решение, не желая терять столь видного специалиста.

К тому же, в просветительской политике Екатерины прослеживается явный фаворитизм в пользу иностранных деятелей искусства. Императрице настолько хотелось показать свою мудрость и дальновидность в Европе, что она без конца звала в столицу Российской империи ученых и литераторов из Франции, Пруссии и Австрии. Поощряя иностранных работников искусства, Екатерина II слишком часто забывала про собственных видных деятелей.

Бездействие в области решения вопроса крепостного права также вызывало негодование у деятелей Просвещения. И если в период правления Екатерины Великой Россия сделала большой шаг вперед в области международной политики и Просвещения, то в социальном плане страна продолжала топтаться на месте.

2.1 Быт и нравы

Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы.

По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины - это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.

Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.

В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.

В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.

Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.

Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

2.2 Образование и наука

В "Екатерининскую эпоху" тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.

Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств". При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система

К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.

Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 "физических" экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое "Описание земли Камчатки"; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

2.3 Литература

Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов. XVIII в. часто называют "веком од". Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина).

До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление - реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести "Бедная Лиза", "Деревня", "Наталья, боярская дочь").

Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся "Повесть Пахринской деревни Камкина", "Сказание о деревне Киселихе" и песня беглого крестьянина "Плач холопов".

Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

2.4 Искусство

2.4.1 Изобразительное искусство

Вторая половина XVIII в. - время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.

Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов ("Неизвестная в розовом платье"), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная ("обманки" Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.


Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала с 1762 по 1796 год, т.е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. Здесь прежде всего ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для неё занятию- чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

В декабре 1761 года cкончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Пётр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через пол года он отрёкся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина II. Это было летом 1762 года. Двадцать второго сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе.

С этого времени начались неусыпные труды её на пользу России. Ещё проживая в Москве, после коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. В доме этом находили приют и получали воспитание дети, оставленные почему-либо родителями. До этого времени несчастные подкидыши или погибали от холода и голода, или вырастали в страшном невежестве и нищете. Немногие только попадали к добрым людям, которые и доводили их, как говориться, до ума. Всё же прочие, если даже оставались живыми, то терпели и голод, и холод, нигде и ничему доброму не учились. Теперь этих несчастных брали в Воспитательный Дом. Там их не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из этого дома они уже выходили людьми, способными прожить безбедно, принося пользу себе и другим. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: « тот отец-мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который бы не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. И до настоящего времени у нас следуют её великому примеру и не дают погибнуть несчастным детям.

Екатерина II выбрала в своей политике несколько основных направлений, и одним из важнейшим были мероприятия в духе « просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей в течении двух лет разрабатывала « Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила своё видение политики « просвещённого абсолютизма». В этом документе Императрица изложила много мыслей по поводу перемен в России.

Из « Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространять всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещённый человек не пойдёт на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. Её главным помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий.

С ним она совещалась почти ежедневно. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Девушки из этого училища очень любили, когда Екатерина II приезжала к ним. Они спешили к ней на встречу, обнимали её. Взаимно они получали чисто материнские ласки. Чтобы и все подданные могли дать детям образование, Императрица Екатерина велела открывать училища повсюду: в больших городах- главные народные – будущие гимназии, в уездных- малые народные. В то время это было нововведением. В городах в то время ещё не было училищ, исключением были столицы.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и учёным. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский учёный Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился от неё больших милостей. Однажды Государыня даже посетила Ломоносова в его квартире. Там она с ним долго беседовала и расспрашивала его обо всём. Потом она пригласила его к себе в гости: « Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, - щи у меня будут такие горячия, какими потчует вас ваша хозяйка!» В то время она вела активную переписку со знаменитым в то время иностранными писателями и учёными и всех поражала своим умом и познаниями. Но больше всего заботилась она о том, чтобы оказывать покровительство русским учёным и писателям. В то время, это были такие известные имена, как поэт Державин, писатель Фонвизин. Первый из них в громких стихах прославлял царствование Екатерины Великой, а второй известен комедиями, в которых изображал пороки общества. И сама Государыня так же любила писать. В своих сочинениях она больше всего говорит о воспитании детей. Она считает, что это важнейшее дело, потому что именно через хорошее воспитание выходят хорошие граждане. Как уже говорилось выше, в «Наказе» Императрица посвятила целую главу воспитанию.

Глава 14. « О Воспитании»:

« Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себе все частныя.

Не возможно дать общаго воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учреждённых домах: и для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям.

1. Всякий обязан учить детей своих страха Божия, как начала всякого целомудрия, и вселяти в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии и прочих своих преданиях.

Так же вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества, как пекущияся по воле Божией о благе их на земли.

2. всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

3. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок.

« Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях и приличествующему состоянию их правилам; возбуждати в них охоту к трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во все онаго подробностях и сколько в онам есть полезнаго; отвращать их от мотовства, особливо же вкореняти в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним: одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением». О воспитании Императрица Екатерина говорит и в « Гражданском учении»:

1)Всякое дитя родиться неучёным.

2) Долг родителей есть дать детям учение.

3) Человек имеет природу, одарованную благом.

4)Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу….».

Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. Позднее, в 1765 году Екатериной Великой был основан Московский Университет.

Императрица Екатерина внесла огромный вклад не только в историю развития России, но и непосредственно в развитие образования. Не даром после её смерти, ей был поставлен великолепный памятник в Петербурге и многих других городах: в Царском Селе, на Дону, в Одессе и других.



Введение

Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII века

Глава 3. Смольный институт

Заключение


Введение

Екатерина II - неординарная фигура в истории России и прежде всего в истории политико-правовой мысли, государственного управления и просвещения. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма».

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «учения книжного». Правда, некоторые факты подтверждают мнение этого ученого. Так, по мнению археолога С.А. Высоцкого, обнаружившего на стене Софийского собора в Киеве, можно обнаружить славянскую азбуку из 27 букв, происхождение которой датируется IX веком.

Для структуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткие социальные барьеры между классами, сословиями и группами. Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия. Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию, педагогику и культуру.

Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование было возведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурной жизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданного типа личности, преобразующего общество. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам.

Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Дворянство - привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русской боярской знатью – «столбовыми дворянами», - стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул.

Цель курсовой работы – рассмотреть изучить основные черты культуры и образования екатерининской эпохи. В процессе написания работы ставлю перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие культуры второй половины XVIII века.

2. Выявить основные черты образования эпохи Екатерины II.

3. Рассмотреть одно из нововведений того времени – Смольный Институт.


Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке

XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.

Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной (А. Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

Другим направлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сына Павла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, - для него главным было отражение душевного состояния.

Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом.

Вершина портретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Начинал он церковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 году украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др.

Со второй половины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений.

Значительных успехов достигла ещё одна отрасль изобразительного искусства – появляются мастера резца, первые отечественные скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф. И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.

Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

Наиболее знаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и её победам в русско-турецкой войне.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIII века создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада. Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии».

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий». Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.


Глава 3. Смольный институт

смольный институт образование екатерина

На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий. В Петербурге существовало предание о том, что императрица Елизавета Петровна (1709-1762) хотела тихо закончить жизнь в монастыре и повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершение постройки по плану архитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь так никогда и не использовался. После смерти Елизаветы Петровны распоряжаться судьбой Смольного монастыря уже стала Екатерина II. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II в 1764 году решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Позже оно стало называться "Смольный институт благородных девиц".

Екатерина дала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ее обо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако русскую императрицу полностью не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И.И. Бецкого появился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде.

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами".

Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" - "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

30 апреля 1776 года был первый выпуск пятидесяти одной смолянки. Они держали экзамены перед советом воспитательного общества не только по всем предметам, положенным в уставе, но еще по геометрии и мифологии, не входившим в программу. По-видимому, все знания оказались у воспитанниц, ибо совет нашел, что «множественное число достойно награждения», но в виду недостаточного числа наград он присудил «как с общим согласием иные же и посредством жребия». . Достойными наград оказались: шифров и больших золотых медалей - девицы Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщева, Еропкина, фон Вельстейн и Нелидова. Они же удостоились назначения их фрейлинами к государыне. Следующие четыре получили тоже золотые медали; двенадцать - медали серебряные; двенадцать - похвалу и только пятнадцать не получили ничего. Кроме того, из процентов с капитала в сто тысяч, подаренного императрицею на вечные времена Смольному для выдачи пособий отличнейшим и беднейшим, шесть тысяч были распределены между ними. Выходившие из училища мещанские девицы были награждены подарками и деньгами.

Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание же Смольного вошло в историю России как один из символов революционных потрясений начала 20 века.


Заключение

Давая оценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века, несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личности человека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именно в ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военных деятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней.

Видный екатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к Екатерине Великой, говорил: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». По его мнению, Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно».

Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой – мудрая матушка - государыня «Капитанской дочки». Но тем не менее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя так счастливо, как в годы царствования Екатерины».

Но именно в екатерининскую эпоху видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребляет термин «педагогика» и предпринимает попытку обоснования цели воспитания. Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностью посвящен этой проблеме.

В российской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашли отражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века.

В развитии образования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские» и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ.


Список использованной литературы

1. Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004.

2. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909..

3. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005.

4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997.

6. Каус Г. М. Захаров И. В. Екатерина Великая: Биография. М., 2002.

7. Ключевский В. О. Соч. в 9 томах. М., 1989. Том 5.

8. Костёр. № 4. 1996.

9. Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г.

10. Новый мир. - 1949. - № 3.

11. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004.

12. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.

13. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766.

14. Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830.

15. Советская археология. - 1970. - № 4.

16. Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III - М.: Русская литература, 1998.


Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

Греков Б. Д. Удар по антипатриотическим тенденциям в исторической науке // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52.

Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 – 139.

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 188

Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004. С. 374

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 186

Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004. С. 430

Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004. С. 435

Ключевский В. О. Соч. в 9 томах. М., 1989. Том 5. С. 283.

Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004. С. 432.

Каус Г. М. Захаров И. В. Екатерина Великая: Биография. М., 2002. С. 76

Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909, С.494-495.

Проект регламента московских гимназий // Ломоносов М. В. - М.: Изд. Дом Шалвы Амоношвили, 1996. - (Антология гуманной педагогики) - С. 88-101.

Генеральный план гимназий и государственных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830. - С.74.

Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 32 с.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000. С. 245

Умецкая М. Прекрасные смолянки//Костёр. № 4. 1996.

Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г. С. 233

Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение одну добродетельную душу»./64, с. 63/ Государственное и частное служение очень показательно в русской культуре второй половины XVIII века. Главным проводником политики Екатерины в области образования и государственного служения стал И. И. Бецкой, сам получивший неплохое образование за границей. Анисимов...

И чаще всего были выполнены в виде камеи. Автор рассказывает о произведениях русских мастеров, прибегавших к искусству камеи: И.Я Пескорский, Д.И. Евреинов, П.-Э Рокштуль, А.-Ф Лагрене, А.-Х Ритт. В иконографии Екатерины II имеется миниатюра, выполненная в виде камеи художника И.Я Пескорского. А. Карев указывает, что «активизированный профиль, характер оплечного среза, выверенные до эффекта...

Прадеду Пушкина, «арапу» Ганнибалу. Большое значение имели поездки на Запад и для многих выдающихся представителей нашей культуры XVIII века. При этом, в большинстве случаев, овладение европейской культурой не стирало с их облика национально-русские черты, а, наоборот, сопровождалось обострением национального самосознания, нарастанием любви к родине, патриотических стремлений. Развитие школы, ...

Культура при Екатерине ІІ

Екатерина обладало гибким умом, твердой волей, большой целеустремленностью и редким трудолюбием. Уже в 15 лет она читала Плутарха, Цицерона, Платона, Вольтера, Монтескье. Она оставила 20 томов своих сочинений: интересные автобиографические записки; несколько пьес, политические памфлеты; статьи для журналов; многочисленные письма (Вольтер, Дидро)

Екатерина интересовалась изданием «Энциклопедии» (издавалась во Франции с 1751 по 1770 гг., выпущено 11 томов текста и 17 томов иллюстраций), важнейшие статьи из которой были переведены на русский язык, т.к. идеи французских просветителей-энциклопедистов Вольтера, Дидро, Руссо и др. были очень популярны в передовых кругах русского общества второй половины ХVІІІ века. Русские вельможи Воронцов, Голицын, подобно французским знатным лицам, считали за честь переписываться с французскими мыслителями. Екатерина также не только читала их работы, но и состояла с ними в переписке (Вольтер, Дидро). Переписка с Вольтером началась в 1763 г. и окончилась лишь в 1778 г., когда Вольтер умер. Он называл ее не иначе, как «северная звезда». Особенно благосклонно царица относилась к Дидро. Она не только помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, но и купила за 50тыс. франков его библиотеку, возвратив ее Дидро в пожизненное пользование.

Екатерина по-своему трактовала идеи французских мыслителей, ища в них оправдания абсолютизма и крепостничеству. Напуганная народным движением Пугачева, а позже - революцией 1789 г. во Франции «просвещенная» императрица стала открыто проводить политику укрепления феодальных порядков. Приехавший в 1772 г. в Петербург Дидро так и не смог договориться с Екатериной об издании «Энциклопедии».

Западноевропейское Просвещение было характерным результатом раннебуржуазного, демократического развития стран, продвинутых в социально - экономическом и политическом отношениях. Эпоха Просвещения в этих странах пришла на смену классицизму или Реформации, которым, в свою очередь, предшествовало Возрождение. В России же Просвещение, начавшееся реформами Петра Ị, заместило собой вялое Средневековье, осложненное в ХVІІ в. заимствованным на Западе и плохо переваренным барокко. Поэтому русская культура ХVІІІ в. не знала и не могла знать знаков буржуазно-демократического развития:

Ни прав и свобод, дарованных всем гражданам общества;

Ни системы детализированных законов, включая Конституцию;

Ни самостоятельности различных слоев населения;

Ни массового распространения наук, искусств, образования.

Идеи западного Просвещения на русской почве не могли обрести реальности, и были обречены оставаться «чистой теорией». Кроме того, культурная политика Прсвещения, проводимая «верхами» общества, не могла не отличаться от культурной политики, проводимой западным «третьим сословием» в интересах, по крайней мере, достаточно широких демократических масс. И содержание, и направленность, и цели, и результаты одного и другого варианта Просвещения были, безусловно, различны:

- просвещение «сверху », притом в государстве, сохранившего феодальную систему, неизбежно былоклассово-избирательным . В России оно тяготело к функционированию повертикали .

- просвещение «снизу» (буржуазное общество) тяготело кидеям равенства, социальной справедливости, всеобщности, доступности. НаЗападе оно тяготело к функционированию погоризонтали .

Все это чрезвычайно ограничивает возможности реализации просветительской программы в России как таковой, да и саму концепцию Прсвещения в контексте русской культуры исказило до неузнаваемости:

1) дарование Екатериной ỊỊ новых «вольностей» дворянству было органически связано с усилением социального гнета и крепостничества;

2) апология «просвещенной монархии» была не более чем парадный фасад (украшенный западной либеральной риторикой и символикой) все того же восточного абсолютизма.

В центре культуры Прсвещения стоит Слово , и все споры шли вокруг него.

Возможности взаимодействия крестьянской и дворянской культуры в России 18в. значительно осложнила система крепостного права . Реформы Петра не только не затронули крепостничества, но и открыли новые возможности использования труда крепостных на благо государства. На крепостном труде были основаны:

Горное дело; - строительство;

Промышленность; - флот;

Армия; - промыслы.

Крепостная интеллигенция выступает как феномен русской культуры. Ее можно рассматривать как своеобразный сплав народной и дворянской культуры. Сам термин«крепостная интеллигенция» впервые появился в статье Е.Летковой «Крепостная интеллигенция», опубликованной в журнале «Отечественные записки» (Санкт-Петербург, 1883, №11 (ноябрь), с.157-198). Из среды крепостных были актеры (М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, Е.С.Семенова, П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова), художники (И.П. и Н.И.Аргуновы, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов), архитекторы (династия Аргуновых, А.Н.Воронихин), поэт Т.Шевченко, композитор А.Л.Гурилев, историк М.П.Погодин.

Сам факт существования крепостных художников, музыкантов, актрис, архитекторов, получивших образование и обучавшихся мастерству за границей, но при этом не перестававших быть собственностью помещика, был социальной несправедливостью и нарушением принципов гуманизма и свободы творчества, лежавших в основе культуры Прсвещения Зап. Европы. В то же время вне крепостничества как своеобразной формы меценатства в России 18в. было невозможно становление и развитие: -театра; - оркестров роговой музыки;- балета; - домашних портретных галерей; - дворянских усадеб как архитектурных ансамблей и садово-паркового искусства.

Все эти виды и формы искусства являются неотъемлемыми атрибутами русской дворянской культуры 18 - 19 вв.

Россия 1730-1760гг. характеризуется дальнейшим процессом обмирщения в культуре. Продолжает формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Уже в Петровское время стали складываться социально-политические условия и идейно-философские основы, способствующие зарождению классицизма .

Формирование классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейских культурах, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Русские деятели культуры исходили из опыта зарубежных предшественников. Это, естественно, привело к определенной общности многих сторон эстетики русского классицизма с эстетическими принципами европейского классицизма (французского в первую очередь).

Эта общность во многом определила и содержание, и форму русского искусства этого периода. Ему также будут присущи:

1) нормативность;

2) жанровая регламентация, близкая к сформулированной в «Поэтическом искусстве» Буало (границы жанра были строго очерчены и имели только присущие ему признаки):

а) «высокие» жанры (главными персонажами здесь были монархи, полководцы, мифологические и исторические персонажи):

В литературе - трагедия, эпопея, ода

В живописи - историческая картина

б) «низкие» жанры:

В литературе - комедия, сатира, басня

В живописи - портрет, пейзаж, натюрморт

3) рассудочность;

4) абстрактность и условность в конструировании художественного образа (формируется новый тип героя -гражданина , патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы, всегда подчиняющего личные интересы общему благу. Герой всегда верен своему долгу служения государству и обществу);

5) признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на твердых законах общественного порядка.

Образование

При Екатерине ỊỊ происходят изменения в Академии художеств . Внутренняя политика Екатерины, по сравнению с ее предшественниками, более либеральна. Не имея лично никаких прав на престол, она рано поняла, что нужно привлечь на свою сторону гвардию и широкие круги передового дворянства, а также прогрессивное мнение Европы. Отсюда во многом следовала политика «просвещенного дворянства». Создав Воспитательное училище при Академии художеств и реформировав ее, Екатерина распорядилась о широчайшей информации в России и за границей. Она же позволила себе, не опасаясь слова «свобода», посвятить здание Академии художеств «свободным художествам». Привилегии, которыми она наградила художников, их материальная зависимость, казалось, надежно держали всех в рамках отпущенной «свободы», а кроме того, демонстрировали всему миру, что деятельность просвещенной монархии направлена на «отеческое попечение» о развитии свободных художеств. Ярчайшим подтверждением служат события1765г . , так называемаяинаугурация - торжественное открытие Академии художеств в присутствии Екатерины и наследника, точнее - ее отражение и осмысление современниками. Организаторы празднеств действовали с большим размахом. Было приглашено множество гостей. Инаугурация широко освещалась в русской печати. В связи с инаугурацией Ломоносов приготовил речь. Но смерть помешала произнести ее. Помимо высокопоставленных гостей в празднике приняли участие люди разного социального положения, даже привратники, писари, краскотеры, кастелянша, трубочист. Не говоря уже об академиках: А.Ф.Кокоринов, Н.Жилле, В.И.Баженов, Ф.Рокотов, пенсионеры - А.Лосенко и И.Старов. Примечательно, что после инаугурации Академия была открыта для посетителей. Подобное практиковалось и в более ранние годы. Екатерина отправляет в отставку Шувалова, а на его место во главе Академии поставилаИвана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), который стал при Екатерине чем-то вроде министра просвещения. Он был незаконнорожденным сыном князя Трубецкого. Бецкой родился в Швеции, где его отец находился в плену, образование получил в Дании. До 40 лет жил за границей, преимущественно в Париже, где познакомился со многими французскими энциклопедистами. Он увлекся их идеями и предложил Екатерине реформу образования.

Он мечтал создать «породу людей, свободных от недостатков общества». Его педагогические идеи строились на утопических принципах, сформулированных французскими просветителями: формирование «идеального человека» возможно в условиях максимальной его изоляции от порочной социальной среды (Ж.-Ж.Руссо). Эти утопические планы отвечали пожеланию императрицы, ее широковещательным словам. Но одновременно и соответствовали утопическим надеждам просветительски настроенной части русского общества. Передовые дворяне в России, подобно западноевропейским просветителям, верили, что воспитание юношества является одной из важных задач. Такие условия были созданы в Воспитательном доме Академии художеств. Мероприятия по перестройке Академии художеств, создание Воспитательного училища были поддержаны в передовых общественных кругах и сразу же нашли отклик.

Впервые проблема современного изобразительного искусства стала предметом серьезного, глубокого разговора. «Залп» речей на инаугурации и трактатов 1764-1766 гг. явился фактом именно общественной жизни. О них знали многие, о некоторых писали газеты, информируя о торжествах в Академии художеств. Особенно важны сочинения Ломоносова иСумарокова . Оба выступали с утверждением классицизма в изобразительном искусстве. В связи с задачами архитектуры оба пишут о Петербурге, сравнивая его с Москвой. Ломоносов говорит о своеобразной национальной ценности древней столицы. Оба восхищаются Петербургом. Для Ломоносова это прекраснейший город в настоящем. Сумароков, скорее, склонен видеть его будущее. Интересно, что Сумароков коснулся вопроса о древних корнях в русском искусстве: «А лица государсия еще и до времен Петровых были изображаемы: да и почитание икон и изображения духовных историй того требуют» (Сумароков А.П. Указ.соч. Ч.ΙΙ. М., 1781, с.310). Здесь он выступает опять-таки единомышленником Ломоносова, который специально интересовался искусством Древней Руси и еще в 1760 г. подал в Академию наук представление«О посылке живописца для снятия копий с древних живописных изображениях» в разных городах и монастырях, предполагая, что копии будут полезны учащимся «живописному и резному художеству». Идеи просветительства сближают авторов, но лишь до известных границ. В «Речах» заметно различие позиции дворянского просветителя Сумарокова и представителя демократической интеллигенции Ломоносова. Сумароков был человеком, понимавшим естественное природное равенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство сословий естественным, закономерным и справедливым.

Убежденный на собственном опыте в одаренности русского народа, Ломоносов всю жизнь и всеми средствами пытался способствовать развитию образования, безо всякого сословного ограничения. Он приветствовал идею создания Воспитательного училища при Академии художеств, видя в нем (и справедливо) школу для разночинцев, людей в общем униженных, большинство из которых, не будь государственного содержания, так и остались бы без какого-то ни было образования.

Начало 1760-х гг . - в Петербурге действовали2 Академии художеств :

1757 - «шуваловская», формально числившаяся при МУ,

1725 - возникла при АН, в основном обслуживала ее нужды. Служившие там люди отнюдь не были расположены поддерживать вновь созданное учреждение, лишавшие их обеспеченного места. Из документов известно о достаточно напряженных отношениях между двумя «лагерями».

Ломоносов принадлежал к числу сторонников ликвидации Академии художеств при АН. Он энергично боролся, доказывая в официальных документах необходимость создания специализированной Академии художеств. В этом случае Ломоносов и Сумароков были союзниками.

В Воспитательное училище при АХ набирали мальчиков 5-6 лет. Ученики, полностью оторванные от внешнего мира, воспитывались в Училище, а затем в Академии (в общем, около 15 лет). Их не отпускали ни домой, ни в город без веской на то причины и специального увольнительного свидетельства.

Набор проходил раз в 3 года. Наиболее одаренным из старших учеников разрешали посещать специальные художественные курсы, т.е. Академию. В методике преподавания большую роль играл живой пример педагога. Профессора лепили и писали с учениками одну и ту же модель.

Жизнь учеников в Училище была нелегкой:

Подъем в 5 утра; - кормили плохо;

Занятия - 7-11ч - гулять отпускали редко;

13-15ч - за малейшую провинность секли розгами,

17-19ч оставляли без еды, сажали в карцер.

Одним из немногих развлечений был театр, созданный по инициативе Бецкого. Он дал распоряжение ректору Академии архитектору Кокоринову соответствующее распоряжение. Силами учащихся были поставлены пьесы Сумарокова, Мольера, показывающиеся в праздничные дни.

Но Академия имела и систему поощрения лучших учеников. Все работы нумеровались по порядку: лучшей присваивался №1, худшей - последний номер. Экзамены по специальности проводились раз в 3 года, самых способных награждали Большой или Малой медалью (серебро). По окончании Академии, получившие эти медали, допускались до конкурса на получение Большой и Малой медали (золото), дающих право на трехгодичною поездку за границу. Пенсионерство предполагало «усовершенствование в искусствах» . Пребывание за рубежом оплачивалось Академией. Пенсионерами в разное время были Баженов, Шубин, в 19в.- Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, К.Брюллов и др.

Ездили в основном в Италию и Францию. Пред отъездом ученики получали от Академии письменное «наставление», в котором в высокопарной форме давались советы быть экономными, благоразумными, указывалось место пребывания, сроки пенсионерства, размеры жалования. От учащихся требовалось регулярно докладывать в Петербург о своих занятиях. Кроме рапортов ученик должен был вести Журнал об осмотре достопримечательностей, который каждые 4 месяца отправлялся в Россию.

Пенсионеры получали рекомендательные письма русскому представителю за границей, ректорам иностранных Академий художеств, художественным авторитетам с просьбой принять участие в судьбе русских художников. Среди авторитетов того времени были:

Философ Д.Дидро;

Знаменитый французский живописец, директор Королевской Академии живописи и скульптуры (Париж) Ф.Буше;

Граф И.И.Шувалов, которому и принадлежала идея пенсионерства (он в тот период жил в Италии).

Прибыв на место, пенсионер поступал в распоряжение наставника (так называемого комиссара), который помогал молодому человеку освоиться в чужой стране, следил за его поведением, не всегда похвальным (нередко молодой человек, вырвавшийся после стольких лет «заточения», пускался «во все тяжкие»). За границей пенсионеры делали зарисовки памятников архитектуры, делали копии старых мастеров. В Академии художеств до сих пор существуют два зала - Рафаэлевский и Тициановский,- где висят копии произведений этих художников, выполненные выпускниками Академии 19в.

По возвращении в Россию пенсионер, успешно выполнивший программу поездки, удостаивался звания академика. Высшим же званием считалось профессорское, дававшее право на руководство классами участие в работе Совета Академии.

Академия пользовалась покровительством императорского двора и вельмож. Ее почетными членами были:

Известный любитель искусств и меценат А.Строганов;

Фаворит Екатерины Григорий Орлов.

Смольный институт

Этот институт был создан по инициативе Бецкого в 1764г. Первоначально он размещался в Смольном монастыре (отсюда его название). Девушки из знатных дворянских семей получали здесь приличное по понятиям того времени образование:

2-3 иностранных языка; - астрономия; - литература;

Физика; - рукоделие; - математика;

Музыка, - рисование; - танцы;

История; - стихотворство; - география.

Экономия; - вязание;

Система воспитания включало в себя три направления:

- на первом месте - религиозное воспитание

- на втором - нравственное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»:

Кротость - скромность

Учтивость - великодушие

Благонравное поведение

- на третьем - физическое:

Соблюдение гигиенических мер

Прогулки на свежем воздухе

Здоровая пища.

Воспитание в Смольном было выше того, которое получали девицы в частных домах и пансионах, - оно было ориентировано на человечность и развитие. Выпускницы Института умели читать, переводить, учить детей, выращивать сад и ухаживать за ним. Многие из них помогали крестьянам, лечили их, учили их детей.

Обучение продолжалось 9 лет, девочек набирали в 5-6-летнем возрасте. Существовало 3 ступени (по 3 года), ученицы каждой возрастной группы носили платья определенного цвета:

Младшие - кофейного с белым передником («кофейницы»);

Средние - голубого («голубые»);

Старшие - зеленого, но называли их «белыми», т.к. им разрешалось устраивать балы, на которые они надевали платья белого цвета.

Был в Смольном свой любительский театр, спектакли которого имели невиданный успех и ставились не только в стенах института, но и при дворе. Смолянки принимали участие во многих придворных празднествах.

Система воспитания в Смольном строилась на уже известных принципах, исповедуемых Бецким: формирование «идеального человека» в условиях максимальной изоляции. Поэтому даже свидания смолянок с родителями были крайне ограничены. В результате они оказывались совершенно оторванными от жизни. Но далеко не все современники были в восторге от «инкубаторского» воспитания девушек. В обществе ходили шутки, будто выпускницы Смольного могли спросить: «Где же те деревья, на которых хлеб растет?»

Российская Академия наук (РАН )

«Свобода через просвещение» - таков был девиз одной из первых русских женщин, внесшей вклад в развитие российской науки, Екатерины Романовны Дашковой (1744 - 1810) .

1782 г . - Дашкова становится президентом Петербургской Академии наук, которая находилась в плачевном состоянии:

Типография запущена,

В университете всего около 40 студентов,

Отсутствие средств на счетах.

Менее чем через год Дашкова повысила оклад всем профессорам (в конце учебного года им выплачивали еще по 200 рублей) и открыла 3 новые кафедры (математика, геометрия, естественная история). Одно из направлений АН во время президентства - издание карт России, поскольку границы провинций никогда не были четко обозначены.

1783 г . - по совету Дашковой, бывшей уже президентом Петербургской Академии наук, основана Российская академия , образцом для которой служила отчасти Французская академия. На нее было возложено «определить правила орфографии, грамматики русского языка и поощрить изучение русской истории». Академия издала словарь в 6 томах в 1786-1799гг., он включает в себя 43257слов, второе издание вышло в 1840-1850гг. Российская Академия пользовалась такой славой, что знаменитые литераторы и дамы высшего сословия - не только княгиня Дашкова, а также Державин, Фонвизин, Княжнин, граф И.Шувалов - желали быть сотрудниками в составлении Академического словаря. Сама Екатерина ΙΙ редактировала «Дополнительные примечания» к первому тому.

Член Российской академии с 1789г. А.И.Мусин - Пушкин открыл «Слово о полку Игореве» (1800г.) С 1775г. он начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории, ему удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение» Владимира Мономаха и др.

За 11 лет руководства Дашкова многое сделало для РАН:

Построила 2 здания РАН,

Вложила 49 тысяч в Воспитательный дом при РАН.

Журналистика

Екатерина сама обращается к журналистике, стремясь с помощью нового средства подчинить русскую общественную мысль.

1769г . - началось издание журнала «Всякая всячина ». Официально издателем считался секретарь императрицы Г.В.Козицкий, но всем было известно, что за его спиной стоит Екатерина. Журнал был объявлен сатирическим.

Желающим выпускать журналы разрешалось не открывать своих имен. Вслед за «Всячиной» действительно появились:

- «И то и се» М.Чулкова,

- «Трутень» Н.И.Новикова,

- «Адская почта» Ф.Эмина.

Большинство из них вскоре прекратило свое существование. В 1770г. остались лишь «Трутень» и «Всячина».

Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) был типичным представителем Просвещения. Обращение к сатирическим журналам было связано с уверенностью в том, что именно сатира способна бороться с пороками общества. Он инициировал издание 3 сатирических журналов:

- «Трутень» (1769 - 1770) - издавался небольшими книжечками, состоял из:

Статей в форме писем,

Стихотворений,

Эпиграмм, направленных главным образом против общих недостатков того времени.

Печатались, например, объявления следующего содержания: «Молодого русского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, вернулся уже совершенною свиньей, желающие смотреть могут его видеть безденежно на многих улицах сего города». В нем высмеивались молодые люди, отправляющиеся в Европу для получения образования, но научившиеся там лишь носить европейское платье.

- «Живописец» (1772) - название журнала не связано с изобразительным искусством: в те времена под словом «живописать» подразумевалось «описывать, давать характеристику». Направленность этого журнала была такой же, как и у «Трутня». Но Новиков стал допускать и критику крепостного права, поэтому журнал быстро закрыли.

- «Кошелек» (1774) - журнал был слабее предыдущих, но более резкий. Его быстро закрыли.

Новиков понимает, что бороться с пороками при помощи сатиры, бесполезно. Он начинает заниматься историческими изысканиями. Он начинает издавать:

Памятники древнерусского законодательства,

Летописи,

Родословные,

- «Сокровища русских древностей» (описание монастырей, церквей, городов, монет, гербов и пр.).

1775 г . - становится масоном. К масонству тогда относились по-разному:

Одни видели в нем возможность обзавестись полезными знакомствами,

Другие - развлечение.

Новиков серьезно отнесся к масонству, прочитал много книг. Его представления о долге гражданина перед обществом, просветителя соединились с идеями масонства. В этот период ему поступает предложение из Москвы от Михаила Хераскова (масон), который был куратором Московского университета (МУ), возглавить типографию при университете.

1779 г . - Новиков перебирается в Москву. Благодаря подвижнической деятельности Новикова и его товарищей по масонской ложе:

Многие талантливые молодые люди получили возможность учиться в МУ за государственный счет (например, Н.М.Карамзин) и обеспечивались работой,

При МУ были открыты:

Педагогическое училище, поскольку в России не хватало хороших педагогов,

Переводческое училище (русской литературы создавалось не так много, поэтому большая часть издаваемых сочинений была переводной).

1775 г . - он издает философский журнал «Утренний свет », где большое место занимали вопросы нравственного воспитания. Новиков старался донести новейшую культуру до низших сословий:

Поднял «Московские ведомости»,

Довел число подписчиков до неслыханной в тот период цифры 4 тыс.,

Усовершенствовал русскую типографию,

Основал новые книжные лавки,

Издал ряд обозрений и книг для семейного чтения.

Но его высказывания по-прежнему оставались резкими. Екатерине ІІ не нравилась и масонская деятельность Новикова. Особенно императрица разгневалась, узнав, что великий князь Павел Петрович, тоже решил стать масоном и вступил в переписку с друзьями Новикова.