В период правления Екатерина II становится теоретиком, законодателем и в основном претворяет в жизнь назревшие преобразования, причем впервые в русской истории монархом была создана философская концепция функционирования власти и обоснована необходимость ее реформирования. Основу концепции составляла идея просвещения, адаптированная через собственное понимание Екатериной II. Такая политика получила название "просвещенный абсолютизм". Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.
В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца.
Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената. 15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.
Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал "Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения", написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем было много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.
В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом. Законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и государства. Поэтому многие главы и разделы (всего в Наказе было 22главы и 655 статей) посвящены торговле, промышленности, народонаселению, воспитанию детей, отдельным сословиям (дворянству, купцам, ремесленникам, предпринимателям), следствию, судопроизводству, системе наказаний и т.п.
Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.
Однако вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для проведения законодательной работы. Но главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это возникновение противоречий среди представителей различных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. Шло время, а конечного результата не было. В декабре 1768 г. императрица издала указ о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге, получив представление о настроениях в обществе и основу для законодательной работы, Екатерина II самостоятельно занялась правотворческой деятельностью и продолжала управлять государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.
Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа 1764 г. Еще до того, как она вошла на престол, секуляризацию начал Петр III. Земли, отобранные у церкви, были переданы в ведение специально созданной Коллегии экономии. Придя к власти, дабы упрочить свое положение, она по демагогическим соображениям в августе 1762 г. возвращает церкви движимые и недвижимые владения. Однако той же осенью была создана специальная комиссия, приступившая к упорядочению духовных имуществ. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, продолжавший церковную реформу. Монастырские земли с почти двухмиллионным населением, что составляло 15% населения России, были изъяты у церкви и вновь подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Реформа повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей (из 881 было оставлено 385), так как содержались они на средства государственной казны. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось, по существу, в государственных служащих.
Екатерина 11 в соответствии с исповедуемой ею философией управления окончательно ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, входивших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России).
Сильное недовольство у императрицы вызывал автономный статус Украины. С 1654 г. Украина управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольности и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от одного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман К.Г. Разумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.
В результате активной внешней политики, расширения границ и включения в состав России новых территорий во второй половине XVIII в. в пределах империи оказалась значительная часть еврейского населения. Не имея предубеждения собственно против еврейского населения, Екатерина II, по-видимому, под давлением православного духовенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврейскими торговцами, в 1791 г. устанавливает черту оседлости, которая ограничивала право евреев селиться на определенных территориях.
Новым в национальной политике государства стало приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Им были предоставлены большие земельные наделы, кредитные и налоговые льготы, обеспечена свобода вероиповедания.
В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления (схема 121).
Дело в том, что при преемниках Петра I местное управление было сведено до примитивного допетровского воеводского управления. Такой характер власти на местном уровне, когда воевода воплощал в одном лице администратора, судью и финансиста, противоречил просветительской концепции Екатерины II и казался ей архаичным, слабо управляемым из центра и порождающим дикость нравов. Поэтому императрица решила продолжить петровское строительство регулярного полицейского государства со всеми его атрибутами. В ходе реформы управления одновременно решались и проблемы социальной политики, направленной на поддержку интересов дворянства и формирования сословий.
Реформа осуществлялась на основе четырёх законодательных актов:
- 1) "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (7 ноября 1775 г.);
- 2) "Устава благочиния" (8 апреля 1782 г.);
- 3) "Грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" – Жалованной грамоты дворянству (21 апреля 1785 г.);
- 4) "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" – Жалованной грамоты городам (21 апреля 1785 г.).
Схема 121
Местное управление в результате губернской реформы приобрело более четкую и организованную структуру. Вводилось новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 41 губернию. Позднее, в 1783 г. добавилась Таврическая область, а после второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши – еще восемь губерний, и их общее количество увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек.
Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, назначенный императрицей и подчиняющийся непосредственно ей. При губернаторе всеми текущими делами ведало губернское правление. Финансовыми вопросами занималась губернская казенная палата. Создавались также приказы общественного призрения, руководившие образованием, медициной, общественной благотворительностью. В уездах исполнительные органы власти возглавлялись капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему.
Губернская реформа впервые отделила судебную власть от исполнительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализации принципа разделения властей.
Более того, впервые в российской правовой практике уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губернатором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и право приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было неполным.
В целом губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить мануфактур- и камер-коллегию, вотчинную и юстиц-коллегию, берг-коллегию, главный магистрат.
Идею петровского регулярного государства развивал введенный в 1782 г. "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому документу в городах создавались полицейские управления, называвшиеся "управы благочиния", во главе с городничим (в столицах – обер-полицмейстером), которому подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоустройством, санитарией, поимкой беглых и т.п. Одновременно полицейские управления должны были выполнять функции воспитания в духе православной нравственности на основании включенного в Устав "Зерцала Управы благочиния".
И, наконец, завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам, подписанных в один день – 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, – и ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.
Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. Согласно этому законодательному акту подтверждалось право выбора или отказа дворян от службы, сохранялись особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.
Жалованная грамота городам как правовой акт носила многоаспектный характер. С одной стороны, она завершала реформу местного управления, а с другой – была направлена на формирование в России "третьего сословия".
Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировались право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута. Естественно, объем прав зависел от принадлежности к той или иной гильдии с учетом материального достатка купца. По существу, в Жалованной грамоте городам впервые была сделана попытка придать разнородному населению посада правовой статус сословия (схема 122).
Исторические документы свидетельствуют о том, что Екатерина II готовила и Жалованную грамоту в отношении крестьян, но не всех, а только государственных. В проекте они именовались "свободные сельские жители" и наделялись правами, сходными с правами горожан. Но данный документ не был утвержден и обнародован.
Схема 122
Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, неоднократно осуждав их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что стало одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в XVIII в. казацко-крестьянскую войну.
Развитие культуры во второй половине XVIII века
Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.
Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.
Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.
Углубление рационализма мировоззрения.
Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.
Сохранение традиционализма народной культуры.
Идейные факторы , оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.
Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.
Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.
Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи». В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.
Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П. Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в. масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.
Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования . В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г. в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г. в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер. Для большинства населения оно оставалось недоступным.
Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные. В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.
В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И. Шуваловым проект организации Московского университета . Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову. В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,
подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.
Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.
В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки». В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П. Лаптевых , именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.
Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии. Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.
Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» - лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения. Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.
Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли . В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.
На смену барокко пришел классицизм . Отличительные черты классицизма - ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е. Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве. Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г., - здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.
Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И. Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д .Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825) и др.
В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) - земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян - создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.
К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».
Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий».
Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..
Вопросы для обсуждения
1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее
противоречивые последствия?
2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?
3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?
4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?
5. В чем заключались особенности территориальных приобретений
Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.
Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.
История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.
Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.
Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.
Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.
Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.
Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.
Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.
Bo второй половине XVIII в. область применения Указа «О форме суда» еще более сузилась. Начала следственного процесса все более и более вытесняли процессуальные формы Указа 1723 г. Bo всяком случае суды часто произвольно применяли ту или иную форму процесса.
B результате еще более увеличились судебный произвол и волокита, взяточничество отдельных судей и пр.
При Екатерине II были сделаны незначительные изменения. Наиболее существенное из них - это некоторое ограничение применения пытки. По Указу 1763 г. к пытке можно было прибегать только тогда, когда другие средства не приводили к положительным результатам. B уездных городах запрещалось производить пытки: для них преступники должны были отсылаться в провинциальные и губернские канцелярии. По Указу 1767 г. для применения пытки необходимо было приказание губернатора. B случае признания подсудимого прибегать к пытке было запрещено. По Указу 1775 г. судам предлагалось не вынуждать от подсудимого признания его в совершенном преступлении, если другие доказательства изобличали его виновность.
Кроме того, были внесены некоторые изменения B отношении пересмотра гражданских дел в апелляционном порядке, а уголовных дел - в ревизионном. По Указам 1762 г. и 1764 гг. судам предлагалось немедленно по вынесении приговоров объявлять их сторонам. Если сторона была недовольна объявленным приговором, то она должна была заявить об этом суду в течение недели, после чего суд должен был отправить дело в высшую инстанцию, в которой дело должно было рассматриваться в апелляционном порядке.
Для подачи апелляционной жалобы был установлен годичный срок для лиц, живших в России, и двухлетний срок для лиц, живших за границей. После подачи апелляционной жалобы высшая инстанция должна была составить по материалам дела доклад, называвшийся экстрактом и подписывавшийся сторонами. Ha основании этого доклада дело пересматривалось в апелляционной инстанции. Пересмотр в апелляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских дел и тех уголовных дел, которые могли возбуждаться только по жалобам пострадавших. Прочие же уголовные дела не могли пересматриваться по жалобе недовольной стороны, а только по инициативе суда высшей инстанции, т.е. только в так называемом ревизионном порядке.
Еще по теме Процесс во второй половине XVIII в.:
- Государство и право Российской империи в середине и второй половине XVIII в. Вторая четверть и вторая половина XVIII в. объединяет периоды дворцовых переворотов и просвещенного абсолютизма.
- Тема 5. Государственное управление в России со второй половине XVIII.
- § 4. Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII вв.
- §2 Изменение системы управления во второй половине XVIII - начале XIX в
- Предпосылки изменения государственного управления во второй половине XVIII в.
- 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
- Тема 10. Развитие судебной системы во второй половине XVIII - начале XIX в.
- Государственный строй середины - второй половины XVIII в. Центральные органы власти. В середине XVIII в. продолжала существовать прежняя система центральных органов
Развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли России в 50 - 80-е гг. XVIII в. продиктовало активную экономическую политику правительства Екатерины II. Она определялась интересами дворянства и отчасти крупных купцов и промышленников. Провозглашение свободы торговой и промышленной деятельности способствовало развитию крестьянской торговли и мануфактуры, что, несомненно, было выгодно дворянству, т.к. "капиталисты крестьяне" были крепостными и платили большой оброк, выкупались на волю за большие деньги. За время царствования Екатерины II было создано 2/3 мануфактур, зарегистрированных во второй половине 90-х гг. XVIII в.
В социальной сфере политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Этот вариант государственной политики возник под влиянием идей французского Просвещения. Главным лозунгом Просвещения было достижение "царства разума". Вера в безграничные силы человеческого ума породила идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие деятели эпохи возлагали надежды на просвещенного монарха, который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Политика "просвещенного абсолютизма" в России представляла собой попытку предотвратить народные движения против крепостной системы и приспособить помещичье хозяйство к новым буржуазным отношениям.
Под воздействием идей европейского Просвещения Екатерина II решила выработать новый Свод законов, который, сохраняя нетронутыми самодержавие и крепостное право, давал бы основание говорить о России как о правовом государстве. С этой целью в 1767 г. Екатерина II созвала в Москве Уложенную комиссию. Выборы депутатов носили сословный характер. Наибольшую остроту на заседаниях комиссии вызвало обсуждение крестьянского вопроса. Споры по этой проблеме приняли столь затяжной характер, что императрица разочаровалась в целесообразности работы комиссии и пришла к выводу о ее роспуске. Под предлогом войны с Турцией в 1768 г. комиссия была распущена, так и не составив нового Уложения.
Явный крен внутриполитического курса в сторону защиты интересов дворянского сословия (Жалованная грамота дворянству 1785 г.; Жалованная грамота городам 1785 г.) привел к вспышке самой кровопролитной и жестокой крестьянской войны - войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), которая продемонстрировала наличие глубоких социальных противоречий в российском обществе. Пугачевское восстание нанесло сильный удар по провинциальной администрации. Екатерина II предприняла шаги для восстановления и усовершенствования местного управления, издав в 1775 г. "Учреждение о губерниях". Новая провинциальная администрация опиралась на дворянство, что усиливало зависимость императрицы от него. Таким образом, союз наиболее консервативных элементов общества против всех остальных был в очередной раз усилен, что затормозило развитие торговой буржуазии и обострило противоречия крепостничества.
С момента роспуска Уложенной комиссии в русской политике обозначилась важная черта: периоды внутренних реформ стали чередоваться с периодами активной внешней политики. Реформы в России были, как правило, настораживающими, тогда как сфера внешней политики являлась более непринужденным и надежным полем деятельности для энергичных сторонников просвещенного абсолютизма.
Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к Азовскому и Черному морям. Издавна большую опасность для южных границ империи представляло Крымское ханство. Оттуда при поддержке Турции постоянно совершались военные набеги татар. В конце столетия Екатерина II провела две победоносные войны с Турцией - в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., в результате которых Россия получила Крым, и выход к Черному морю. На его побережье были созданы портовые города Херсонес, Одесса, Севастополь, который стал военной базой российского черноморского флота. Многовековая задача России по укреплению своих южных рубежей и получению возможности активных внешнеполитических действий на юге была решена.
Одновременно с русско-турецкими войнами Европу потрясли события Великой французской революции. Революционные процессы оказались тесно переплетенными с Польским вопросом. Россия проявила весьма активную позицию в его решении. В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, последняя поучила Белоруссию, правобережную Украину, Литву, Курляндию, часть Волыни. Объединение белорусских и украинских земель явилось прогрессивным актом для развития этих народов.
Росло влияние России и на востоке. Укреплялись экономические и культурные связи России и Казахстана, продолжалось освоение Сибири. В первой половине XVIII в. русские путешественники достигли Аляски, а с 1784 г. началось строительство постоянных русских поселений на ее территории.
После смерти Екатерины II престол перешел к ее сыну - Павлу I (1796-1801 гг.). Павел стремился к еще большему укреплению самодержавия и единоличной власти. Преобразования императора в армии, его стремление следовать военной доктрине прусского короля Фридриха II, вызвали серьезное неприятие в гвардии, что привело к последнему в истории России дворцовому перевороту: Павел I был убит заговорщиками, российский престол перешел к его старшему сыну Александру I (1801-1825 гг.).
Выводы
Завершая краткий экскурс в эпоху XVII - XVIII вв., можно выделить следующие изменения в развитии Отечества:
На протяжении данного периода для экономической политики государства были характерны политика меркантилизма и протекционизма. Развитие элементов капитализма, однако, было затруднено углублением крепостнических отношений и проникновением их в формирующуюся промышленность, что обусловило нарастающее отставание России от передовых стран Западной Европы.
Социальная политика государства была направлена на ликвидацию тех социальных институтов, которые ограничивали абсолютизм царской власти, а также на создание новых социальных слоев и их унификацию.
Государственно-правовая система России эволюционировала от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это выразилось в создании разветвленного бюрократического аппарата, новой служебной идеологии, сосредоточении в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, отсутствии каких-либо органов или законодательных актов, ограничивающих его полномочия.
В течение XVII - XVIII вв. произошли значительные изменения в духовной жизни России. Церковь попала под контроль светской власти и лишилась части своих богатств в результате секуляризации церковного землевладения. Внутрицерковная жизнь была осложнена расколом, вызванным реформами середины XVII в.
Этот период связан с формированием новой сословной светской культуры и образования, проникновением в Россию идей Просвещения, складыванием различных течений в общественно-политической жизни.
В XVII - XVIII вв. мы наблюдаем значительное увеличение территории России в результате активной внешней политики. Были решены задачи выхода из экономической изоляции и укрепления государственных границ, что привело к изменению геополитического положения России и оформления ее имперского статуса.
Однако, не смотря на усилия государственной власти, Россия оставалась аграрной страной, опутанной крепостническими (феодальными) отношениями, с абсолютной властью монарха. Это вело к тому, что в общественной жизни укреплялись элементы несвободы, а ростки гражданского общества жестко подавлялись. Несмотря на значительный успех модернизационных процессов, Россия в конце XVIII - начале XIX вв. оставалась традиционным обществом.
Таблицы. "Отличительные черты традиционного и индустриального обществ"
Традиционное обществоИндустриальное общество-преобладание натурального хозяйства; -наличие сословной иерархии; -стабильность структуры; -социокультурная регуляция процессов основана на традиции; -господство религии.-распространение крупного машинного производства; -урбанизация; -утверждение рыночной экономики; -возникновение социальных групп предпринимателей и наемных работников; -становление демократии, гражданского общества и правового государства.
"Фазы модернизации"
Фазы модернизацииСодержание модернизационного процессаХронологические рамкиЕвропаРоссияДоиндустриальная или протоиндустриальнаяПереход от естественных производительных сил к общественным; от индивидуального аграрного и ремесленного производства к мануфактуре; от личной зависимости к рыночным отношениям.XVI-XVII вв.II половина XVII - начало XIX вв.Промышленный переворот или раннеиндустриальнаяПереход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству; от ручных орудий труда к механическим; расслоение общества на буржуазию и пролетариат.XVII-XIX вв.40-е гг. XIX - начало XX вв.*В СССР - расширение фабрично-заводского производства; - увеличение механических орудий труда; -ликвидация общественного расслоения.20-е - 40-е гг. ХХ в.Индустриальная- Преобразование процесса труда на основе НТР и научной инженерной организации; - возникновение и развитие поточно-конвейерного производства; - *смягчение классовых противоречий.1900-1929 гг. - США; 1930-1950 гг. - Западная Европа 1950-1960 гг. - Япония50-е гг.- конец ХХ в.*В СССР - отсутствие классовых противоречий
Схема "Династическое древо дома Романовых"